Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Мир вокруг»
Возраст учащихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Макарова Мария Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
г. Тавда, 2025
1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Создание оптимальных условий для развития, воспитания, обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная социальнопедагогическая проблема, от решения которой во многом зависит судьба
детей: станут ли они полноправными членами общества, способными к
саморазвитию и самосовершенствованию.
В сложившейся социально-педагогической ситуации дополнительное
образование призвано помочь детям с ограниченными возможностями
здоровья в решении следующих задач: подготовки данной категории детей к
активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их
возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в
различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных
ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
Педагогическая помощь «особому» ребенку позволяют улучшить
показатели его развития: для детей с нарушением здоровья – достигнуть
уровня развития, соответствующего его календарному возрасту; для детей со
стойкими нарушениями здоровья – скорректировать уровень развития до
максимально-возможного в соответствии с реабилитационным потенциалом.
Тем важнее для таких детей поддержка образовательных учреждений, в
том числе и учреждений дополнительного образования.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мир вокруг» соответствует социальногуманитарной направленности, где работа строиться таким образом, чтобы
обеспечить успешное обогащение социального опыта и гармоничного
включения ребенка ОВЗ в коллектив детей, окружающую действительность,
формирования у обучающегося навыков, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. Программа
составлена для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с нормативными и методическими
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
2
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
13. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
14. Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
Созданием программы «Мир вокруг» послужил социальный запрос
родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного
обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в
познании, что является необходимым условием полноценного развития
ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Дети с (ОВЗ), в связи с их особенностями, нуждаются в
целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Без специального
коррекционно-развивающего воздействия, школьная готовность детей
3
данной группы крайне низкая. Полноценного развития таких детей можно
достичь только в том случае, когда создаются адекватные условия обучения
и воспитания.
Отличительные особенности программы
При реализации программы используются новые формы развивающего
обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные
требования к дошкольному образованию.
Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:
- помогает освоить специфику социальных отношений;
-обеспечивает формирование ценностных установок;
-ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка;
-готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
-содержание максимально адаптировано к образовательной программе,
по которой ведётся обучение в школе. Так же работа по данной программе
способствует развитию и социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Для развития детей с ОВЗ очень важна
психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение,
истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.
Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. На
каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности. В структуру
каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и
физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть
динамическое упражнение с речевым сопровождением, «пальчиковая
гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В конце
каждого занятия подводится итог. Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа опирается на следующие
методические пособия: «Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития» С. Г. Шевченко Москва «Школьная Пресса» 2004;
«Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического
развития» Г. А. Кузнецова Москва «Баланс» 2004. «Программа воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б.
Баряева Санкт – Петербург «Союз» 2001.
Уровень программы – «Стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мир вокруг» реализуется 1 год. Во время
работы дается посильная задача, чтобы создать трудовую атмосферу, вызвать
соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению
материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание
воли, привычки к умственному труду.
Адресат общеразвивающей программы:
4
Программа адресована детям 6-7 лет с ОВЗ (УО, ЗПР,ТНР). Программа
составлена на основе знаний возрастных, физических, психологических
особенностей детей с указанной нозологией.
Психолого-педагогические особенности обучающихся.
Дети с задержкой психического развития имеют следующие
психологические особенности:
-обучающиеся не способны к волевому усилию, у них отсутствует
произвольная форма поведения. Ребёнок с задержкой психического развития
характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоциональноволевой сфере и познавательной деятельности.
-обучающимся с данной патологией свойственны частые переходы от
состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и
нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями.
Все эти качества, ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным
к жизни.
Наполняемость группы - 1 человек.
Объём и срок освоения программы
Объём программы – 72 часа.
Срок освоения – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная (совместная игровая - познавательная деятельность
взрослого и ребенка).
Реализация АДООП предусматривает учет особых образовательных
потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:
˗ обеспечении доступности учебного материала;
˗ развитии мотивации к обучению, стимуляции познавательной
активности, формировании позитивного отношения к окружающему
миру;
˗ коррекции и развитии психических процессов, речи, мелкой и
крупной моторики;
˗ формировании учебных умений;
˗ постоянном контроле и конкретной помощи со стороны
взрослого;
˗ охранительном режиме;
˗ формировании социальной компетенции;
˗ использовании специальных методов и приемов, облегчающих
усвоение учебного материала;
˗ обеспечении особой пространственной и временной организации
5
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями);
˗ использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности
и
поведения
обучающихся,
демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: практическое занятие. Работа
на занятиях проводится индивидуально. В процессе занятия ребенок
имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид
деятельности, чтобы не допустить потери внимания к теме занятия и
вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем.
Для успешной реализации программы необходимо:
˗ психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса (в виде консультаций коррекционного педагога);
˗ сотрудничество с родителями;
˗ соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основным
принципом
программы
является
принцип
индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических,
эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа
построена на принципах доступности, занимательности, наглядности,
последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества
ребенка с педагогом, с родителями).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: Отслеживание и оценивание результатов обучения детей
проходит через
- наблюдение за учащимся на занятиях;
- степень освоения теоретическим и практическим материалом;
-анализ продуктивной деятельности;
- участие в конкурсах, выставках.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование у ребёнка интереса к обучению. Подготовка к переходу от
игровой к учебной деятельности, через индивидуальный подход педагога к
ребенку с ОВЗ.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к
письму;
6
формировать умение объединять группы предметов по общему
признаку, находить части целого множества и целое по известным
частям;
совершенствовать навыки счета;
называть числа в прямом и обратном порядке;
составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
пользоваться цифрами и математическими знаками;
различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница);
определять временные отношения;
формирование умений принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно;
формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной
работы;
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
развивать мотивацию учения;
развивать мелкую моторику и зрительно-двигательной координации;
развивать произвольность психических процессов: образного и
вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
развивать способности к саморегуляции поведения и проявления
волевых усилий.
Воспитательные:
воспитывать умения работать;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
воспитывать нравственные качества, а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим;
прививать элементарные гигиенических правил письма;
воспитывать усидчивости;
воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Коррекционно - развивающие:
развивать мелкую моторику;
развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
развивать связную речь, умение правильно формировать высказывание.
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты обучения по программе «Мир вокруг» будет
являться стремление ребенка развиваться дальше, его желание посещать
занятие, а также, в итоге работы по данному курсу ребенок:
7
-Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между
объектами по форме, величине составу (часть-целое), количеству,
пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).
-Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа
в порядке натурального ряда.
-Умеет для каждого числа назвать предыдущее и следующие за ним
число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого
заданного числа.
-Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах
десяти).
-Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат,
прямоугольник).
-Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов.
Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед,
за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.
-Воспроизводит предлагаемые графические образцы.
-Понимает словесные инструкции взрослого и действует в
соответствии с ними.
-Знает последовательность дней недели, месяцев, года.
-Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в
других видах деятельности.
-Проявляет интерес к математическим играм.
Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
Личностные
результаты
обучения
- стремится к
получению новых
знаний;
- ориентирован на
понимание успеха;
- адекватен к
оценке взрослого;
- проявлять интерес
к содержанию
предмета.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные УУД
УУД
УУД
-внимателен,
- может
- проявляет интерес к
управляет своим самостоятельно содержательному общению
поведение;
описать
друг с другом и со
-планирует
предмет,
взрослыми;
деятельность;
выделяя
- умеет организовывать
- задание
основные и
совместную деятельность в
стремится
характерные
парах, в подгруппе и в
выполнить
признаки
коллективе.
хорошо;
объектов; -удерживает
устанавливает
внимание;
связи между
- выполняет
группой
инструкцию
объектов;
взрослого
-умеет
сравнивать и
обобщать
предметы
сходные по
форме и
строению;
8
-устанавливает
связь между
назначением и
строением.
Учебный (тематический) план
№п/п
Название раздела, темы
Блок 1 В мире математики
Количество
Формы
часов
аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
36
18
18
Занятие - путешествие
1
«Сказочная страна Знаний».
Правила безопасности
1
0
1
1
0
Занятие знакомство с
математикой
Пространственная
ориентировка
1
1
0
5
2
3
5
Количество и счет
18
9
9
6
Основы геометрии
2
1
1
7
Временные эталоны
2
1
1
8
Игры головоломки
6
3
3
36
20
16
1
0
3
3
1
0
1
2
3
4
Блок 2 Что меня окружает?
Вводное занятие знакомство– 1
«Центр «Гармония» - мой
второй дом» правила
поведения в центре
«Гармония»
Модуль 1
6
Я и ближайшее мое окружение
2
Я и моя семья
1
1
3
Профессии моих родных
1
1
0
4
Животные
5
2
3
15
8
7
6
3
3
Модуль 2
Как огромен этот мир
5
Осень.
Наблюдение
за деятельностью детей
Викторина «Верно или не
верно». Беседа
Дидактическая игра
«Математика вокруг нас»
Наблюдение. Создание
игротеки на
пространственную
ориентировку
Интерактивная викторина
«Умники и умницы»
Папка-накопитель работ по
блоку; журнал учёта
Выставка календарей,
рисунков «Времена года»
Наблюдение за
деятельностью детей
Наблюдение за
деятельностью детей
Участие в выставках и
фотовыставках. Беседы.
Вечер отдыха «Я и мои
друзья»
Занятие «Все работы хороши
– выбирай на вкус
Познавательно –
развлекательная программа
«По тропинкам осени»
9
Зима
6
3
3
2
2
0
Наблюдение. Папканакопитель работ по блоку,
журнал учёта
Беседа, опрос
1
0
1
Наблюдение
14
8
6
1
1
0
10
Кто защищает нашу страну? 1
1
0
11
Весна
6
3
3
12
Первые в космосе!
2
1
1
13
Лето
4
2
0
72
38
34
6
Правила безопасного
поведения зимой
8
Развлекательнопознавательное занятие
«Новогодний карнавал»
Модуль 3
Горжусь тобой, моя Россия!
9
Мой дом – моя крепость
7
Всего:
Папка-накопитель работ по
блоку, журнал учёта
Изготовление сувенира или
открытки к празднику День
Защитника отечества.
Папка-накопитель работ по
блоку, журнал учёта
Папка-накопитель работ по
блоку, журнал учёта
Папка-накопитель работ по
блоку, журнал учёта
Содержание общеразвивающей программы
Блок 1. В мире математики
Тема 1. Занятие - путешествие «Сказочная страна Знаний».
Практика: подвижные, интеллектуальные игры, загадки и т.д. на тему
знаний, расширению кругозора и для привлечения интереса дошкольников к
занятиям.
Тема 2. Правила безопасности.
Теория. Правила безопасного поведения при возникновении
пожароопасной ситуации. Повторение правил дорожного движения.
Тема 3. Знакомство с математикой
Теория. Математика – это интересно и увлекательно. Необходимость
изучения математики. Применение знаний по математике. Перспективы
использования счетных навыков, знания геометрии, пространственной
ориентировки, временных отношений и пространственной ориентировки
человеком в науке и повседневной жизни.
Тема 4. Пространственная ориентировка
Теория. Ориентировка по отношению к себе, правая, левая сторона.
Ориентировка по отношению к другим предметам. Ориентировка на
ограниченной плоскости: стороны, углы, середина сторон, верх, низ.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве.
Ориентировка по плану. Правила игры в лабиринты.
Практика: Участие в развивающих играх и упражнениях с
использованием дидактического материала: «Найди и покажи фигуру»,
10
«Украсим ёлку», «Украшение коврика». Игры и упражнения на ориентировку
в пространстве; на ограниченной плоскости; работа в тетрадях в клетку.
Лабиринты. Графические диктанты.
Тема 3. Количество и счет
Теория. Натуральный ряд чисел. Счет. Счет в прямом и обратном
порядке в пределах 10. Правила и способы счета.
Много и один. Образование числа. Запись числа. Цифровой ряд.
Числовой ряд. Действие с числами в пределах 10. Сравнение чисел.
Знаки математической символики «+»; «-»; «>»; «<»; «=» и их
терминология.
Задача. Структура задачи. Решение, составление задач на сложение,
вычитание.
Практика: Ведение раздела папки-накопителя детских и совместно с
родителями выполненных работ «В мире чисел». Изготовление моделей
числа, счётного материала, дидактических игр. Лепка предметов на заданное
число. Работа с моделью числа. Счет с использованием дидактического
материала. Дидактические игры: «Математическая рыбалка», «Гора
примеров и ответов», «Математические карты» и другие. Решение
занимательных задач на сложение и вычитание. Составление и решение
задач на сложение и вычитание.
Тема 6. Основы геометрии
Теория. Точка. Линия. Виды линий: ломанная, прямая, вертикальная,
горизонтальная, наклонная, замкнутая, волнистая. Угол. Сторона.
Плоскостные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, четырёхугольник, многоугольник, овал. Отличительные
признаки. Окружающие предметы и их геометрическая основа.
Практика: Ведение раздела папки-накопителя детских и совместно с
родителями выполненных работ «Основы геометрии», выполнение
творческих заданий из геометрических фигур. Изготовление плоскостных
геометрических форм, игр геометрического содержания: «Геометрическое
лото», «Разрезной квадрат», «Собери картинку». Подбор предметов,
иллюстраций, лепка, рисование предметов, содержащих определенную
геометрическую форму, выкладывание геометрических форм, предметов из
счетных
палочек,
мелкого
подручного
материала,
выполнение
аппликационных работ.
Тема 7. Временные эталоны
Теория: Сутки. Части суток. Времена года. Названия. Приметы. Смена
времён года. Последовательность. Прошлое. Настоящее. Будущее.
Практика: Оформление выставки творческих работ «Времена года».
Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок по теме данного раздела.
Тема 8. Игры – головоломки
Теория: Знакомство с головоломками (Танграм). Правила собирания
головоломок.
11
Практика: Работа со схемами по сбору картинок головоломок
ТАНГРАМ, «Волшебный круг. Сбор картинок из счетных палочек по
образцам.
Блок 2. Что меня окружает?
Тема 1. Вводное занятие – знакомство «ЦТР «Гармония» - мой
второй дом». Правила поведения в центре и учебной аудитории.
Теория. Центр творческого развития «Гармония». Назначение. Уют и его
составляющие: эстетичность оформления помещения, доброжелательность,
чистота. Условия для развития творческих и познавательных способностей:
разнообразие кружков, студий, объединений. Наличие кабинетов и условий
для занятий. Правила поведения в ЦТР и ГО «Гармония», правила
безопасного поведения при нахождении в учебной аудитории.
Модуль 1. Я и ближайшее мое окружение
Тема 2. Я и моя семья
Теория. Я и моё имя. Мои интересы. Мои любимые игрушки. Моя семья.
Понятие «семья». Состав семьи. Моя мама. Мой папа. Отчество. Мои лучшие
друзья – бабуля и дедуля. Интересы членов семьи. Любимые занятия.
Обязанности. Семейные праздники. Знаки внимания. Подарки. Животные в
нашем доме. Содержание. Уход. Домашние животные
Практика: Работа в портфолио, ведение раздела «Я и моя семья».
Тема 3. Профессии моих родных
Теория. Что такое профессия? Моя семья и её профессиональные корни:
история профессий в семье: кем работали бабушки и дедушки, родители,
братья и сестры. Чем отличаются и похожи профессии членов семьи.
Практика. Оформление страницы в папке накопителе, посвященную
семейным профессиям. Рассказ о профессиях своих родных. Игра - лото
«Профессии».
Тема 4. Животные.
Теория: Разновидности животных (дикие и домашние, травоядные и
хищные). Названия детёнышей животных. Труд по уходу за домашними
(сельскохозяйственными) животными и птицами.
Практика: Оформление раздела папки-накопителя с работами детей и их
родителей на тему «Животные». Рассматривание иллюстраций, чтение
соответствующей литературы, заучивание загадок, составление рассказов и
творческих работ.
Модуль 2. Как огромен этот мир
Тема 5. Осень
Теория. Названия осенних месяцев, Признаки осени: листопад и
изменение цвета листьев. Сокращение продолжительности дня и
похолодание. Перелет птиц на юг. Осенняя погода. Сезонные изменения
Растения осенью: плоды и овощи, созревающие осенью. Грибы и ягоды,
которые можно собирать. Жизнь деревьев и кустарников осенью. Животный
мир: Животные готовятся к зимовке: медведи, ежи, белки. Поведение
домашних питомцев осенью. Насекомые и земноводные в осеннюю пору.
12
Работа людей осенью: Сбор урожая. Подготовка садов и огородов к зимнему
сезону. Осенние традиции и праздники: День урожая и сбора фруктов.
Кулинарные традиции: приготовление варенья, солений и консервирования
овощей. Национальные и международные осенние торжества.
Практика. Дидактические и подвижные игры по теме. Оформление
странички в папке - накопителе на тему «Осень – растения», «Осень –
животные», «Осень – человек», «Перелетные птицы». Лото – «Овощи,
фрукты, ягоды», сортер «Грибы», пазлы по теме. Радуга дружбы – праздник
ЕДИНСТВА! Просмотр презентации об истории возникновения праздника
«День народного единства». Изготовление праздничной открытки, сувенира.
Тема 6. Зима.
Теория. Что такое зима? Признаки зимы: холод, снег, мороз.
Продолжительность дня и ночи зимой. Зимние месяцы: декабрь, январь,
февраль. Изменения в природе зимой: Замерзание водоёмов. Белый покров
земли и его значение. Деревья и кустарники зимой. Жизнь животных зимой:
Как ведут себя дикие животные зимой? Домашние питомцы зимой: уход и
забота. Птицы зимой: перелёты и подкормка. Зимняя одежда и обувь: Зачем
нам тёплая одежда? Варежки, шапки, шарфы, куртки — назначение и виды
зимней одежды. Зимние развлечения. Традиции празднования Нового Года.
Сказочные персонажи зимы (Снегурочка, Дед Мороз).
Практика. Дидактические и подвижные игры по теме. Оформление
странички в папке - накопителе на тему «Растения зимой», «Животные
зимой», «Зимние развлечения», «Зимующие птицы птицы». Интерактивные
игры «Зимние явления природы».
Тема 7. Правила безопасного поведения зимой.
Теория. Основы безопасности зимой: Осторожность на льду и снегу.
Опасности переохлаждения и простуд. Безопасность на дорогах зимой.
Практика. Дидактические и подвижные игры по теме.
Тема 8. Развлекательно – познавательное занятие «Новогодний
карнавал»
Практика. Танцевальные игры, игры – повторялки, хороводы и т д
Модуль 3. Горжусь тобой, моя Россия!
Тема 9. Мой дом – моя крепость
Теория. Домашний адрес. Домашние бытовые приборы. Безопасное
использование бытовых приборов. Правила безопасного обращения с
электричеством. Правила безопасного поведения в быту.
Практика. Просмотр мультфильмов. Лото. Дидактические игры по теме.
Тема 10. Моя малая родина.
Теория. Тавда на карте области, страны. Символика и атрибутика (флаг,
герб). Глава города. Чем славен и знаменит город. Памятные места. Места
отдыха. Предприятия города. Учреждения культуры и образования.
Благоустройство города. Традиции города.
Практика. Оформление папки накопителя, интеллект карты – МОЙ
РОДНОЙ ГОРОД.
13
Тема 11. Весна.
Теория. Начало весны: Первые признаки весны: капель, таяние снега,
увеличение света. Что меняется в природе весной? Погода весной: дожди,
ветер, грозы. Особенности весеннего климата и как одеваться весной.
Природные изменения: Растения просыпаются: почки распускаются,
появляется зелень. Жизнь насекомых и птиц весной: возвращение пернатых
домой, пчелы и муравьи выходят из спячки. Животные весной: Погода и
климат: Как животные реагируют на приход тепла: медведи просыпаются,
грызуны выходят из нор. Молодняк животных: рождение детёнышей, забота
матерей. Весенние занятия: Садоводство и огородничество: посадка
растений, выращивание рассады. Весёлые походы и пикники на природе.
Практика. Оформление раздела папки-накопителя детских и совместно с
родителями выполненных работ. Дидактические игры по теме.
Тема 12. Первые в космосе!
Теория. Солнечная система. Планеты солнечной системы. Первые
покорители космоса К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин.
Практика. Работа в папке – накопителе. Просмотр мультфильмов про
космос, лепка и аппликации по теме «Космос», пазлы и дидактические игры
по теме.
Тема 13. Лето
Теория. Климат и погода летом: Жаркий солнечный день и дождливая
погода. Активность и безопасность летом: Велосипеды, ролики. Спортивные
игры на свежем воздухе. Солнечные ожоги и профилактика заболеваний.
Правила дорожного движения.
Практика. Оформление папки – накопителя. Просмотр мультфильмов о
безопасном поведении в период летних каникул.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
обучения
сентябрь
Дата
окончания
обучения
май
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
72
72
2 раза в неделю
по 1 часу
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся по месту учебы в малых группах или
индивидуально. Организация рабочего места учитывает индивидуальные
особенности ребенка с ОВЗ и содержание программы дополнительного
14
образования.
2. Условия реализации программы
2.1.
Материально-техническое
обеспечение
реализации
программы.
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» по адресу улица Ленина 71 в кабинете № 1
(просторное и освещенное помещение), где находится следующее:
Мебель (столы, стулья для учащихся, стол и стул педагога, стенды или
полки для выставок, шкаф для оборудования и пособий, учебная
доска);
Инструменты-ножницы для резки бумаги, счетные палочки,
деревянные модели геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал);
Техника: компьютер, магнитофон, телевизор
2.2. Информационное обеспечение реализации программы
-интернет ресурсы
Сайт мааам.ru
тропинка.ru,
информационные ресурсы сайта VK
-мультимедийные учебные пособия
овощи
посуда
мебель
техника безопасности
космос
картины природы (времен года)отечественных и зарубежных
живописцев
3. Методические материалы
3.1. Дидактическое обеспечение программы.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в
программе «Мир вокруг» используются наглядные пособия следующих
видов:
Картинный (иллюстрации к сказкам, портреты художников,
композиторов, поэтов, репродукции картин)
Звуковой (фонотека детских песен, фонограммы классических
произведениям, слайдовые презентации по темам программы)
Смешанный (видеозаписи обучающих занятий, упражнений, игр по
темам программы)
Дидактические
пособия
раздаточный
материал
по
темам,
демонстрационный материал к изучаемым темам , магнитные цифры и
знаки, счётные палочки простые и цветные карандаши, мозаика,
игрушки, мячики ,картотека литературного материала, картотека
загадок, картотека динамических пауз магнитные объемные цифры и
15
знаки, наборы магнитных карточек по темам программы, наборы
тематических картинок;
Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч»;
Тематические подборки стихов, песен, игр по темам, игровые
атрибуты, музыкальные и шумовые инструменты, игрушки, маски.
Наглядные пособия: Настольные игры: «Фигуры», Лото «Цифры»,
«Учимся сравнивать»,
«Фигуры и формы»,
«Часть и целое»,
«Формы».
Использование наглядного материала заинтересовывает детей,
активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде
деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей,
прекрасное настроение, хорошее усвоение материала и высокая активность
3.2. Методическое обеспечение реализации программы
Образовательная деятельность объединения строится
согласно,
программы,
с применением педагогических
технологий на основе
личностно - ориентированного подхода.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Выбор методов обучения зависит от:
цели занятия и содержания учебного материала;
от возраста детей;
от степени подготовленности детей.
1. Наглядные методы: программа «Мир вокруг» предполагает
использование следующих наглядных пособий: рассматривание картин
(виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и,
слайдов, муляжей, схем , презентаций
Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и
незнакомых предметов и явлений; можно все внимательно рассмотреть,
выделить основные признаки, что невозможно сделать при простом
наблюдении. В результате происходит расширение и уточнение
представлений об окружающем мире. Дидактический материал по
ознакомлению с окружающим (специально сконструированные предметы для
решения дидактических задач) - это раздаточный материал, которым может
пользоваться каждый ребенок индивидуально для упражнений в счете,
различении величины, цвета, формы и пр.
2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ, беседа;
чтение художественной литературы.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передавать информацию
детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее решения. Сочетаются
со всеми другими методами обучения.
объяснение (пояснение) - используется в начале и по ходу занятия. Часто
сопровождает показ, наблюдение и пр.
Требования: четкость, доступность, эмоциональность.
16
рассказ педагога - позволяет в доступной форме излагать учебный
материал,
наиболее
эмоциональный
метод;
дает
возможность
непринужденно общаться с детьми, используя в зависимости от реакции
детей жесты, мимику и пр.
Требования к рассказу:
- должна четко прослеживаться главная мысль,
- не перегружен деталями,
- содержание динамично и опирается на личный детский опыт.
Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу, а в
процессе него интонацией и вопросами заостряет их внимание на наиболее
существенном.
беседа - основной словесный метод обучения.
Но применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт
и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Является
диалогическим методом.
С помощью специально составленных вопросов, педагог активизирует
познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания,
исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым
рассуждениям.
3. Практические методы обучения, которые используются при
реализации курса это – упражнение и моделирование.
Направлены на усвоение детьми знаний через практическую
деятельность. Деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в
ходе которого ребенок познает такие свойства, связи, которые недоступны
непосредственному восприятию.
упражнение - многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания. Благодаря им у детей
формируются различные умения и навыки.
Типы упражнений:
Подражательные
–
используется
при
упражнениях
для
артикуляционного аппарата.;
Конструктивные - ребенок в них реализует задачи, аналогичные тем,
которые он решал под руководством педагога;
Творческие - требующие комбинирования, иного сочетания знаний и
умений, которыми обладает ребенок (составление загадок, придумывание
концовки к рассказу пр.).
Форма проведения занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий
игровая (игротека, викторина, театрализованные игры)
словесная (тематические занятия, экскурсии, просмотр обучающих
мультфильмов и презентаций, чтение литературы, беседа)
практическая
(интегрирование,
аппликация,
рисование,
конструирование).
17
Игровая форма занятий способствует легкому запоминанию материала
и позволяет усилить эмоционально яркое впечатление от занятий.
4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, и коммуникабельности. Проводится в виде различной игровой
деятельности (коммуникативной, речевой), а также посредством беседы и
наблюдения.
Текущий - является педагогическое наблюдение и педагогический
анализ деятельности ребёнка, также устный опрос или беседа в начале
занятия - с целью погружения в игровую-развивающую деятельность и
уточнения полученных знаний ребёнка, а также в конце занятия - с целью
закрепления усвоенного материала
Итоговый - является папка – портфолио творческих работ.
Контроль осуществляется в форме наблюдения за ребёнком в процессе
игровой деятельности, бесед с родителями, анкетирования и опроса
родителей.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
18
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
19
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога:
Литература для детей и родителей
1. Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком ТАК?» Популярное пособие для
родителей и педагогов.М.:-Процесс.2013.
2. Серия «Школа Семи Гномов».- М.:Мозаика-Синтез, 2010-2012.
Логика и мышление: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет;
Логика и мышление: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет;
Счет, форма, величина Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет;
Счет, форма, величина Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 5 лет;
Я считаю до 5:Рабочая тетрадь для занятий с детьми 4 лет;
3. Серия «Школа Семи Гномов» Рабочие тетради для занятий с детьми от 1до
2 лет.-М.: Мозаика –Синтез, 2010-2012.
Пластилиновый снежок Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет;
Рисуем пальчиком Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет;
Пластилиновые картинки Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет;
Умная вырезалочка. Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 лет;
Наглядные пособия
1. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…».-М.:
Мозаика-Синтез,2010-2012.
2. Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»._М.:
Мозаика-Синтез,2010-2012.
20
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг» предназначена для индивидуальной работы с ребенком с
ограниченными возможностями здоровья (6-7 лет) в условиях учреждения
дополнительного образования и представляет собой систематический курс
по созданию трудовой атмосферы, которая будет вызывать соответствующие
эмоции – всё это будет способствовать усвоению материала, развитию
логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к
умственному труду.
Цель программы: создание условий для дальнейшего успешного
двигательного и интеллектуального развития ребенка в соответствии с его
индивидуальным потенциалом, обеспечение оптимального вхождении в
общественную жизнь
Занимаясь по программе, ребенок с ОВЗ получит возможность
развивать интерес к обучению. Подготовится к переходу от игровой к
учебной деятельности, через индивидуальный подход педагога к ребенку с
ОВЗ.
21