Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Азбука музыкального движения»
Возраст учащихся: 3-6 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы – составители общеразвивающей программы:
Швеглер Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования;
Авдеева Ксения Дмитриевна, педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Азбука музыкального движения - это синтетический вид деятельности, в
основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и
конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо
единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка
и движение взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при
этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым,
ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много
общих параметров.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука музыкального движения» имеет художественную направленность,
направлена на общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое
развитие детей, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в
зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. Поэтому
содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом
условий ее использования.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
2
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном
возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников. Именно поэтому в настоящее время со стороны родителей и детей
растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.
Программа «Азбука музыкального движения» ориентирует на
приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре в раннем
возрасте. Обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную
культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает
более тонкому восприятию хореографического искусства. У детей
формируется чувство ответственности в исполнении своей индивидуальной
функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и
формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала
при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном
постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой
стороны.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука музыкального движения» является модифицированной, составлена на
основе анализа существующих программ для внешкольных учреждений по
художественному творчеству учащихся, программы Бриске И. Э. «Ритмика и
танец» - г. Челябинск, методических рекомендаций, публикуемых в
периодической литературе и интернете и личного опыта.
3
Программа "Азбука музыкального движения" сориентирована на работу с
детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных
физических данных.
Уровень программы, объем и срок освоения программы.
Уровень программы: «Стартовый», направлен на мотивацию интереса к
занятиям музыкально - ритмическим движениям, предполагает минимальную
сложность, предлагаемого материала для освоения содержания программы.
Адресатами программы являются дети (мальчики, девочки) возраст 3-6
лет.
Краткие возрастные особенности:
К концу года дети 3-4 лет, является не только выразительность и
непосредственность под музыку, но и умения точно координировать движения
с основными средствами музыкальной выразительности, способность к
запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование
разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Дети в возрасте 5-6 лет легко «загораются» новой идеей и быстро
остывают при трудностях. Быстро устают. Движений часто беспорядочны и
хаотичны, отсутствие координации движения. Безграничное доверие к
взрослым.
Наполняемость группы – 12 человек.
Объем и срок освоения программы.
Объём программы – 72 часа (для детей 3-4 лет);
Объём программы –72 часа (для детей 4-5 лет);
Объём программы – 36 часов (для детей 5-7 лет).
Срок реализации - 1 год.
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы:
36, 72 часа;
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 36,72 часа:
Срок реализации – 1 год.
Объем программы: 36, 72 часа.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 1,2 часа.
Занятия проводятся – 1, 2 раза в неделю по 1 часу.
Возраст детей, группа
Дети 3-5 года 1 год обучения
Количество часов
в год
72
Периодичность занятий
2 раза по 1 академическому часу
Дети 6-7 лет 1 год обучения
36
1 раз по 1 академическому часу
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные (беседа, показ, работа перед зеркалом);
групповые (выполнение задания в группе);
индивидуальные (инструктаж, демонстрация).
Формы реализации образовательной программы:
4
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: практическое занятие, классконцерт, праздник,
занятие - игра,
игра сюжетно-ролевая, занятиепутешествие, открытое занятие, репетиция, концерт.
В целях разнообразия форм работы с детьми предусмотрено участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония».
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия, открытые
уроки).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, класс-концерт.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - содействие всестороннему развитию личности детей
дошкольного возраста средствами музыки и ритмических движений, а также
раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в
процессе обучения музыкально - ритмическим движениям.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам работы в коллективе;
- обучить основным танцевальным движениям;
- обучить основам партерной гимнастики.
Развивающие:
- развитие музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные
движения для выражения характера музыки;
- развитие музыкальной памяти.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- воспитание основ становления эстетически развитой личности;
- воспитание чувство ответственности, трудолюбия.
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
№
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
1
Вводное занятие
1
0,2
0,8
Беседа
2
Танцевальная азбука
10
2
8
Самостоятельное
выполнение упражнений,
педагогическое наблюдение
3
Партерная гимнастика
10
2
8
Самостоятельное
выполнение упражнений,
5
педагогическое наблюдение
4
Репетиционно постановочная работа
14
2
12
5
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
36
6,4
29,6
Итого
Самостоятельное
выполнение упражнений,
педагогическое наблюдение
Открытое занятие
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 5 лет.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила по техника безопасности, внешний вид.
Практика: - разучивание поклона.
Тема 2. Танцевальная азбука.
Теория: Развитие устойчивости.
Практика: - упражнение для головы и плеч;
- упражнение для рук, кистей, хлопки;
- упражнение для корпуса, постановка корпуса (упражнение «Коробочка»);
- простой танцевальный шаг (упражнение «Идем по траве»);
- высокий шаг (упражнение «Лошадки»);
- шаги на полупальцах и пятках (упражнение «Капельки»);
- притопы, вынос ноги на каблук;
- прыжки, перескоки с ноги на ногу;
- перескоки с ноги на ногу;
- ориентация в пространстве (упражнение «Змейка»).
Тема 3. Партерная гимнастика.
Теория: Техника расслабления и напряжения
Практика:
- упражнения «Неваляшка», «Велосипед», «Кошка», «Ящерица».
Тема 4. Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Объяснение постановочного материала танца.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций, постановка и
репетиция танцевальных номеров.
Тема 5. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Открытое занятие
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 6 лет
№
1
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Теория Практика
Вводное занятие
1
0,2
0,8
Формы аттестации/
контроля
Беседа
6
2
Танцевальная азбука
10
2
8
Самостоятельное
выполнение упражнений,
педагогическое наблюдение
3
Партерная гимнастика
10
2
8
4
Репетиционно постановочная работа
14
2
12
5
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
Самостоятельное
выполнение упражнений,
педагогическое наблюдение
Самостоятельное
выполнение упражнений,
педагогическое наблюдение
Открытое занятие
36
6,4
29,6
Итого
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 6 лет.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила по техника безопасности, внешний вид.
Практика: Игра "Ловишка".
Тема 2. Танцевальная азбука.
Теория: Понятие устойчивость на полупальцах, положение рук в паре.
Практика: Разучивание движений: пружинящий шаг, шаги вперед, назад,
приставной шаг, ходьба с работой рук и головы, махи. Упражнения для
координации рук и головы (игра «Считалочка») и ориентации в пространстве
(игра «Найди пару»).
Тема 3. Партерная гимнастика.
Теория: Понятие "Расслабление и напряжение мышц"
Практика: Выполнение упражнений: на подвижность голеностопного
сустава, на развитие шага, на развитие гибкости, упражнение на укрепление
позвоночника (лодочка, корзинка, стрела), упражнение на развитие и
укрепление брюшного пресса (подъем ног на 90 градусов), на развитие
выворотности ног, упражнение на развитие мышц паха, наклоны корпуса к
ногам.
Тема 4. Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Объяснение постановочного материала танца.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций, постановка и
репетиция танцевальных номеров.
Тема 5. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Открытое занятие
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 3-4 года
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
аттестации/
контроля
Практика
7
1
1.1
1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
2.3.
Сюжетнологопластические
композиции
Игроритмика с элементами
партерной гимнастики
Игрокруговая разминка
Игроритмика
по
литературным
произведениям
Танцевальная
логопластика
Пантомимический танецэтюд
Танец с речитативным
пением
Танец-игра
24
1,2
4,8
10
2,0
8,0
8
1,6
6,2
24
4,8
1,6
6,2
12
2,4
9,6
4
0,8
3,2
3.2.
3.3
4,8
Педагогическое
наблюдение в
процессе
игровой
деятельности
19,2
8
24
3.1.
.
19,2
6
Игровое
развитие
психотехники
Упражнения на развитие
слухового,
зрительного,
сенсорного восприятия
Жестово-пальчиковые игры
3
4,8
Педагогическое
наблюдение в
процессе
игровой
деятельности
19,2
10
2,0
8,0
4
0,8
3,2
Музыкально-дидактические
и подвижные игры
10
2,0
8,0
Итого:
72
14,4
57,6
Педагогическое
наблюдение в
процессе
игровой
деятельности
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 3-4 года
Раздел 1. Сюжетно-логопластические композиции
Тема 1.1. Игроритмика с элементами партерной гимнастики
Теория: Объяснение правил выполнения упражнений.
Практика: Упражнения на гибкость, растяжку, стопы, силу ног, силу спины
Нп.: «Путешествие в осенний лес», «У бабушки в деревне», «Волшебные
деревья хотят пить», «Солнышко проснулось», «Гори, гори ясно»,
«Колокольчик», «Зимние забавы», «Заводные человечки», «Колобок».
Тема 1.2. Игрокруговая разминка
Теория: Объяснение принципов разминки.
Практика: -Перестроения в линию, круг, колонну
-Движение по кругу за руки: по линии танца, против линии танца
-Движение по кругу за ведущим
Нп.: «Кукушечка», «Змейка», «Шагай за мной», «Зашагали ножки, топ, топ,
топ…»
Тема 1.3. Игроритмика по литературным произведениям
Теория: Объяснение правил игры.
8
Практика: «Мальчик Чиполлино и его друзья», «Встреча с Федорой»,
«Кузнечики»
Раздел 2. Танцевальная логопластика
Тема 2.1. Пантомимический танец-этюд
Теория: Объяснение правил исполения танцев
Практика: Упражнения на развитие образа танца, на создание образа танца,
подражательные движения
Нп.: «Листопад», «Как у наших у ворот», «Топ-топ, хлоп-хлоп», «Танец
цветов»,«А что у вас?», «Танец для Деда Мороза»
Тема 2.2. Танец с речитативным пением
Теория: Объяснение правил исполения танцев
Практика: - Развитие чувства ритма. «Едем, едем на лошадке», «Гуси-гуси»,
«Дождик-дождик - Кап-кап-кап».
Тема 2.3. Танец-игра
Теория: Объяснение правил исполения танца- игры.
Практика: «Поездка по городу», «Поездка в деревню», «Поездка к морю»,
«Капель»
Раздел 3. Игровое развитие психотехники
Тема 3.1.Упражнения на развитие слухового, зрительного, сенсорного
восприятия
Теория: Объяснение правил выполнения упражнений.
Практика: «Живая фотография», «Прыгалка-скакалка», «Превратился сам»,
«Замри, запомни, повтори», «Растеряхи»
Тема 3.2.Жестово-пальчиковые игры
Теория: Объяснение правил выполнения игры.
Практика: «Пирожок для мамы», «Поросята», «маленькая гусенечка»,
«Ручейки», «Золотые ворота»
Тема 3.3. Музыкально-дидактические и подвижные игры
Теория: Объяснение правил выполнения игры.
Практика: «Мы сейчас пойдем направо», «Вот сидит лохматый пес», «Кот и
мыши», «Огуречек», «Где мы были, мы не скажем…»
1.4. Планируемые результаты
возраст учащихся 5-6 лет.
Предметные результаты:
развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувство ритма;
развитие навыков мелкой и крупной моторики, а также слуховых, зрительных,
тактильных способностей к восприятию.
уметь ориентироваться в зале, строиться в прямую линию, круг;
овладеть навыками ритмической ходьбы;
освоение ребенком простейших движений танца, умение согласовывать свои
движения с музыкой;
уметь в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц,
растений, фигур).
Личностные результаты:
отзыв ребенка положительными эмоциями, радостью на предложение поиграть в
знакомые игры;
9
способность ребенка подражать, воспринимать, выстраивать игру, как с помощью
взрослого, так и без него;
повторение изученных игр и упражнений самостоятельно;
умение использовать их во время свободной игры в группе или индивидуально.
Метапредметные результаты:
готовность к коллективным действиям;
улучшение общего физического развития ребенка;
умение ребенка общаться с другими детьми, видеть партнера по игре;
принятие воображаемой ситуации в игре;
становление совместной предметной и продуктивной деятельности детей.
возраст учащихся 3-4 года
Предметные результаты
-
-
-
должен знать
должен уметь
культуру поведения в
- откликаться на динамические оттенки в
танцевальном коллективе, внешний
музыки
вид
- выполнять рекомендации педагога
основные термины
- держать правильно осанку
технику безопасности, правила
- правильно и красиво выполнять
поведения в зале и на выступлении
танцевальные элементы
принцип выполнения упражнений
- выполнять перестроение, работать в паре
ритмические рисунки, элементы
- синхронно двигаться под музыку
партерной гимнастики
музыкальное вступление
Личностные и метапредметные результаты:
осознанное ответственное отношение к общему делу
осознание ценности собственного здоровья и поддержания правильной осанки
способность работать в коллективе
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, через выступления
способность видеть красоту мира и стремление самому творить прекрасное
чувство радости от художественного восприятия и собственной творческой
деятельности
развитие воображения, образного мышления, фантазии, наблюдательности
развитие уверенности в себе, в свои силы, чувство полноценности
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, творческой и других видах
деятельности
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Азбука музыкального
движения» предусматривает в соответствии с Уставом МАУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония» в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана
на 1 год (36 учебных недель). Занятия проводятся 1 2 раз в неделю по 1
академическому часу.
10
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
31 мая
36
36
72
обучения
сентября
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
Режим занятий
1 раз по 2 часа
в неделю
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в танцевальном зале (кабинет№4) (ул. Ленина, 71) –
чистое, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится
всё необходимое для занятий.
Помещение: танцевальный зал, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий (зеркала, лавочки, стеллаж для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, стул для педагога).
Мебель: лавочки для учащихся, стеллаж для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, стулья.
Инструменты и оборудование: фортепиано, музыкальный центр,
контейнеры для хранения музыкальных игрушек; гимнастические коврики.
2.2.2. информационное обеспечение реализации программы
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. http://piruet.info
5. http://www.monlo.ru/time2
6. www.psychlib.ru
7. www.horeograf.com
8. www.balletmusic.ru
9. http://pedagogic.ru
10. http://spo.1september.ru
11. http://www.josuonline.com (CD для танца и балетного класса);
12. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);
13. http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия);
14. http://notes.tarakanov.net/koncbalet.htm (Ноты).
15. https://baletnik.nethouse.ru /(Сборники А. Стрельниковой)
16. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnyeknigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по хореографии и танцам)
17. http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22793(сборник по
хореографии)
18. http://www.ilosik.ru/dance/klassdance.html (ноты)
2.3. Формы аттестации
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки уровня
базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося, его
личных
художественных
данных
и
коммуникабельности
(беседа,
11
педагогическое наблюдение в процессе игровой деятельности).
Промежуточный контроль
проводится в конце темы или полугодия,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения
знаний и умений по теме (наблюдение, выполнение упражнений)).
Итоговый - проводится в виде выступления детей на открытых мероприятиях;
участия в тематических праздниках; итоговое занятие в конце учебного года, в
форме открытого занятия для родителей.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Азбука музыкального движения» предполагает оценку
индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В систему мониторинга (наблюдения за активностью детей в спонтанной
и специально организованной деятельности) в рамках программы «Азбука
музыкального движения» входит образовательная область «Художественноэстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» соответствующие
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, что позволяет комплексно оценить качество образовательной
деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для
достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания
дополнительной общеобразовательной программы.
Параметры оценки (возраст 5лет):
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки,
движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами.
Параметры оценки (возраст6 лет):
Умеет выполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание
ног в прыжке, приставной шаг, шаг с приседанием, кружение)
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей
проводится 3 раза в год.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
12
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная; - групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
• Низкий уровень – 0-1балл;
• Средний уровень – 2 балла;
• Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл, – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Результаты педагогической диагностики фиксируются в таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Группа _________________
№
Уровни в баллах
Низкий
Средний
Высокий
Имя ребенка
(0-1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
IХ
ХII
V
IХ
ХII
V IХ
ХII
V
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Азбука музыкального движения Группа "Хочу всё знать" возраст 6 лет
1
…
Таблица результатов образовательной деятельности
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Месяц обследования
Всего детей:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
IХ
ХII
V
Отслеживаются достижения детей объединения «Азбука музыкального
движения», индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности,
карточки успеха).
13
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении «Азбука
музыкального движения» используются: журнал посещаемости, отзывы
родителей, фото и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на
сайте ЦТР и ГО «Гармония».
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов': открытое занятие для родителей, выступления на мероприятиях
ЦТР "Гармония".
2.4. Оценочные материалы
№
Тема
Методы педагогической диагностики
1
Вводное занятие
Беседа, педагогическое наблюдение,
2
Танцевальная азбука
3
Партерная гимнастика
Педагогическое наблюдение
в процессе выполнения
упражнений
4
Репетиционно-постановочная работа
5
Итоговое занятие
Педагогическое наблюдение
в процессе выполнения
упражнений (открытое занятие)
2.5. Методические материалы.
2.5.1.Методы обучения.
На занятиях по программе «Азбука музыкального движения»
используются традиционные методы обучения:
- словесный метод – беседа о характере музыки, средствах её выразительности,
объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и т.д. Широко
применяется в процессе обучения как самостоятельный, так и в сочетании с
наглядным и практическим методами.
- наглядный – постоянное сочетание наглядно - слухового и нагляднозрительного приемов. Использование музыки каждый раз должно
сопровождаться показом педагога, а также показ видеоматериалов,
иллюстрации.
- практический – многократное выполнение конкретного музыкального
ритмического движения, отработка движений номеров, самостоятельное и
выразительное выполнение движений.
2.5.2. Педагогические технологии.
Для получения результата при обучении танцевальной лексике из большого
разнообразия технологий можно выбрать несколько, наиболее применимых и
эффективных
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
14
физическими упражнениями, рациональной нагрузкой, активной двигательной
деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Игровая технология.
С внедрением игровой технологии происходит развитие эмоциональной
сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и как следствие,
ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного
процесса, а не исполнителя указаний со стороны педагога. Так происходит
взаимодействие педагога с детьми. Развлекательная функция игры связана с
созданием определенной благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов личности.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
как источник информации;
для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий;
для мобильной коммуникации с родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
Структура занятий по программе объединение «Азбука музыкального
движения», состоит из подготовительной (вводной), основной и
заключительной частей.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера,
воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует
основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть
занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены
танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции,
хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети
самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической
нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются
упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в
медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров
движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в
заключительной части нагрузка постепенно снижается.
15
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские
песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной
темп – умеренный. Программа предусматривает виды занятий:
- Традиционное занятие.
- Тематическое занятие.
- Сюжетное занятие.
- Игровое занятие.
- Занятие – импровизация.
2.5.4. Дидактические материалы. Дидактическое
обеспечение
реализации программы разработано в соответствии с темами учебного плана
программы. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
используются следующие виды дидактического материала:
Звукоматериалы:
Гимн Российской Федерации.
- Музыка для релаксации.
- Музыка для разминки. Музыка для постановок.
Видеоматериалы:
- Видеозаписи с танцами различных направлений.
- Видеозаписи современных и известных балетов.
- Видеозаписи детских танцев и выступлений.
Стендовый материал
- Информационный стенд «Уголок безопасности».
Дидактические пособия:
- Мониторинг физического развития.
- Тексты песен, стихов, упражнений, игр.
- Сценарии сюжетных занятий.
- Карточки личных достижений учащихся.
- Картинки с изображениями, иллюстрации, рисунки, маски
животных.
- Раздаточный материал (бубны, погремушки, деревянные ложки,
ленты, платочки, обручи, мячи).
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
16
Федерации».:
URL
[Электронный
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
ресурс]:
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po17
proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности
-М.,1966.
2. Бриске И. Э. «Ритмика и танец» - г. Челябинск, 1993 год.
3. Буренина А.И. программы «Ритмическая мозаика» 2-е изд., испр. и доп. —
СПб.: ЛОИРО, 2000.
4. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
5. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.
6. Вест Клер. Источник Энергии. - М.: ТОО "ТП", 1998.
7. Запорожец АВ. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
8. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы
психологии. - 1961. - N21 - с.119-132.
9. Лисицкая Т Пластика, ритм. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Литература для детей и родителей
1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие
для воспитателей и родителей.- М.: Московский психол.-соц. инст. Флинта,
2004.
2.Вихрева И.А. "Классический танец для начинающих" Москва, Театралис,
1985г.
18
3.Лободина С. Как развить способности ребенка. - СПб.: Питер Паблишенг,
1977.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука музыкального движения» рассчитана на 1 год обучения для детей 3 - 6
лет.
Программа направлена
на развитие музыкально-танцевальных
способностей детей. Дети согласно возраста изучают танцевальные движения и
постановку небольших хореографических композиций, которые показывают на
детских праздниках и концертах. Занятия танцами помогают координировать
движения, чувствовать музыку, развивать гибкость и пластику.
Цель программы - содействие всестороннему развитию личности детей
дошкольного возраста средствами музыки и ритмических движений, а также
раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в
процессе обучения музыкально - ритмическим движениям.
Программа «Азбука музыкального движения» имеет художественную
направленность.
Приложение 2
Упражнения для разминки
1. Упражнение "Пляшем"
1. Ручками мы хлопнем — да-да-да-да!
Ножками мы топнем — да-да-да-да!
Ручками помашем — да-да-да-да!
Ножками попляшем — да-да-да-да!
2. Где же, где же наши ножки, Дети сидят на корточках,
Где же наши ножки?
обхватив колени.
Где же, где же наши ножки —
Нету наших ножек.
Вот, вот наши ножки,
Встают и топают ножками.
Вот где наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.
Где же, где же наши ручки,
Прячут ручки за спину.
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Показывают ручки,
Во-от наши ручки,
вращая кистями.
Пляшут, пляшут наши ручки,
19
Пляшут наши ручки!
3.Где же, где же наши детки — Закрывают глазки ладошками.
Где же наши детки?
Где же, где же наши детки Нету наших деток.
Вот, вот наши детки,
Открывают глазки,
Вот наши детки!
приплясывают и
Пляшут, пляшут наши детки, хлопают в ладоши.
Маленькие детки!
2. Упражнение "Маленькая полечка"
1. Ручки пляшут —
Дети вращают кистями рук,
та-та-та, та-та-та, та-та-та!
машут кистями.
Вот как пляшут —
та-та-та, та-та-та, та-та-та!
2. Ножки пляшут —
Выставляют ножки
та-та-та, та-та-та, та-та-та!
поочередно на носочек,
Дружно пляшут —
топают ногами.
та-та-та, та-та-та, та-та-та!
3. Упражнение "Кулачки"
- Кулачками вот как мы помашем. (2 раза)
Исходное положение: руки сжаты в кулачки.
Энергично машут кулачками ("бокс").
- А теперь потопаем ногами. (2 раза)
Руки на поясе (кулачками), топают обеими
ногами в такт музыке.
- Кулачками стукнем по коленкам. (2 раза)
Поочередно стучат кулачками по коленкам.
- А теперь потопаем ногами. (2 раза)
Далее исполняют движения по тексту
Кулачки мы спрятали за спинку. (2 раза)
А теперь потопаем ногами. (2 раза)
Кулачками снова мы помашем. (2 раза)
А теперь потопаем ногами. (2 раза).
4. Упражнение "Спокойная пляска"
1.Тихо мы в ладошки ударим, (2 раза) Тихо хлопают в ладоши
Люли, люли, ударим. (2 раза)
в такт музыке.
2. Громко мы в ладошки ударим, (2 раза)
Громко хлопают
Люли, люли, ударим (2 раза).
в ладоши в такт музыке.
3.Ручки мы вверх поднимаем, Исполняют движения
ручки на коленки опускаем. по тексту.
Люли, люли, поднимаем,
Люли, люли, опускаем.
4. Ручки за спинку мы спрячем, Исполняют движения
ручки друг другу покажем.
по тексту.
Люли, люли, мы спрячем,
Люли, люли, покажем.
5.Ножки мы тете показали,
Поочередно выставляют правую
20
ножки наши весело плясали, и левую ногу вперед. Топают
Люли, люли, плясали (2 раза), на месте ( можно добавить
кружение на месте).
5. Упражнение "Лошадка"
Барто: Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Педагог: Дети , поедем в гости на лошадке? Дети:
Да!
Педагог: Ну, тогда садитесь на лошадку. Натянули вожжи ... поехали!
Взяли вожжи с бубенцами,
Выставляют ручки,
Запрягли лошадок сами.
как бы натягивая поводья.
Едут, едут, молодцы,
Идут, высоко поднимая ноги.
Все отважные бойцы.
Гоп, лошадка, не лениться,
Выше ножки поднимай!
В гости надо торопиться,
Переходят на прямой галоп.
Поскорее ты шагай.
Но-о, но-о, но-о!
Ну шагай опять, лошадка,
Мы теперь домой идем.
Идут высоким шагом.
Причешу тебя я гладко,
Мы с тобой отдохнем.
В конце - остановка,
Тпр-р-р-р...
руки вниз, расслабить.
Приложение 3
Беседа с детьми "Что такое хорошо, а что такое плохо"
Задачи: дать детям обобщенное представление о поступках людей, научить
правильно их оценивать; уточнить понимание детьми обобщенного понятия
«культура поведения», развивать речь, мышление, умение понятно
высказываться; воспитывать у детей желание и стремление всегда действовать
хорошо; обучать нормам и правилам поведения.
Ход беседы:
Педагог: -Дети, вы слышали такое выражение «чистая душа»? Что это
означает?
Ответ детей...
Педагог:- А если человек сделал даже один нечестный поступок - как вы
считаете его душа остается чистой?
Ответ детей....
Педагог:- Поскольку от одной маленькой капельки вода делается мутной, так и
душа не может остаться чистой даже после малейшего плохого поступка или
мыслей.
- Дети, а что значит действовать хорошо?
- Какие поступки вы считаете плохими?
Ответ детей....
21
Педагог: Прослушайте стихотворение:
«Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится».
- Как вы думаете, почему нужно быть смелым?
Ответ детей....
Педагог: - А что можно сказать о поведении вот этого мальчика?
Ваня ссорится с детьми, в ход пускает кулаки.
У драчуна под глазами не проходят синяки.
- Вам нравится Ваня? Если - нет, то почему?
Ответ детей....
Педагог: - Дети вспомните свои хорошие дела и расскажите о них.
22