Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«СТУДИЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА «ПРО-танцы»
Возраст учащихся: 5 - 14 лет
Срок реализации: 6 лет
Автор – составитель программы:
Авдеева Ксения Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Студия
эстрадного
танца
«ПРО-танцы»
имеет художественную
направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей
ребенка средствами хореографии, формирование гармонично и всесторонне
развитой личности в процессе овладения хореографическим творчеством.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы «Студия эстрадного танца «ПРО-танцы»
обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, в котором дополнительному
образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом
воспитании ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей,
развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе,
повышении занятости детей в свободное время;
- особенностью современной ситуации, когда танцевальному творчеству
отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в
формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания
образцах российской и мировой танцевальной культуры.
Результаты исследования образа жизни детей дают основания говорить о
возникновении угрожающей общемировой тенденции – недостаточной
физической активности и малоподвижном образе жизни. Дети смотрят
телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки.
Развитие детей именно в дошкольном и младшем школьном возрасте
имеет решающее значение для формирования прочного фундамента
физического и психического здоровья. В этот период происходит наиболее
интенсивное развитие и рост организма, формируется характер, базовые
жизненные ценности и черты личности. Ребенок, который умеет танцевать,
развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Новизна программы
заключается, во-первых, в формировании
ценностного отношения к миру и к искусству посредством хореографии; вовторых, в самой используемой методике - постижение основ хореографии с
применением методики поэтапного обучения физическим упражнениям,
развитие интереса детей через участие в конкурсах и фестивалях разного
уровня.
Программа рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них
специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и
привитие начальных навыков творчества в танце.
Педагогическая
целесообразность
программы заключается
в
практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения,
воспитания и развития; создания условий для социального, культурного
совершенствования и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности учащегося.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную,
моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Через танцевальное творчество у учащегося формируется представление о
мире профессий, связанных с хореографией и в целях получения первичных
практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на
предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.
Новизна программы заключается в том, что она рассчитана на работу с
детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на
воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков
творчества в танце.
Занятия танцами воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение
добиваться поставленной цели, формирует эмоциональную культуру общения.
Кроме того, они развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.
Программа ориентирована на приобщение каждого ребенка к танцевальномузыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков
хореографического творчества в повседневной деятельности.
Отличительные особенности программы.
Программа
«Студия
эстрадного
танца
«ПРО-танцы»
модифицированная, составлена на основе анализа существующих программ
для внешкольных и образовательных учреждений, на основе программа Е.С.
Сусановой «Этуаль (г. Екатеринбург, 2004), методических рекомендаций,
публикуемых в периодической литературе и интернете и личного опыта.
Отличительной особенностью данной программы является то, что за весь
срок обучения учащиеся познакомятся с основными направлениями в танце.
Содержание программы адаптировано к возрасту учащихся, их возможностям
(включая детей до школьного и младшего школьного возраста).
При
организации
и
проведении
занятий
реализуются следующие принципы:
-сознательности и активности, который предусматривает воспитание
осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого
отношения к решению поставленных задач;
- наглядности, который предусматривает использование при обучении
комплекса средств и приемов; личная демонстрация приемов, видео и
фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.
-доступности, который требует, чтобы перед учащимися ставились
посильные задачи, иначе у учащихся снижается интерес к занятиям. От
педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся,
их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в
преодоление трудностей;
- систематичности, который предусматривает разучивание элементов для
расширения активного арсенала приемов, чередования работы и отдыха в
процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности
учащихся.
Уровень программы.
Стартовый» уровень направлен на мотивацию
интереса к занятиям
эстрадным танцем, предполагает минимальную сложность, предлагаемого
материала для освоения содержания программы.
«Базовый уровень» направлен на освоение и демонстрацию базовых
умений, знаний и навыков
в рамках содержательно - тематического
направления общеразвивающей программы, а также выявление и поддержка
детей, проявивших способности в данном направлении.
Адресатами программы являются мальчики, девочки в возрасте 5-14 лет.
Психологические особенности участников программы
Дошкольный возраст (5-6 лет) Открытость, эмоциональность,
послушание, исполнительность. Легко «загораются» новой идеей и быстро
остывают при трудностях. Быстро устают. Движения часто беспорядочны и
хаотичны, отсутствие координации движения. Безграничное доверие к
взрослым.
В работе с обучающимися на данном этапе, необходимо помнить, что
перед нами дети, для которых игра является ведущим и основным видом
деятельности. Похвала, подбадривание, различные виды поощрений радуют
детей и помогают им получить удовольствие от занятий. Сочетание игровой и
обучающей видов деятельности делают занятия привлекательными для
ребенка. При построении занятия целесообразно подбирать упражнения,
выполнение которых приносит успех без каких-либо особых усилий со стороны
ребенка.
7-9 лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные
изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в
протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют
доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим
требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже
если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).
Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение
запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть
ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90
минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой
гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная
эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые
и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей
большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по
возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание
формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию
ритмичности, музыкальности.
В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует
чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно
чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера. 11-14
лет - в этот период происходят быстрые количественные изменения и
качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10
см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка
моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации
движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и
сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что
может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и
головокружению. Повышается возбудимость нервной системы под влиянием
усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте
нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость
(дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту
или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении,
стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться
взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в
управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным,
своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
Безволие, никчемность - родная сестра подлости». Эмоциональные
переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и
несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет
своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая
тщательно скрывается.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе. Для допуска к занятиям учащиеся
должны иметь соответствующую танцевальную форму и обувь:
Для девочек: купальники или футболки, юбка выше колена или
рейтинговое платье, балетные тапочки или чешки (на начальном этапе),
впоследствии специальные танцевальные туфли, белые носки, волосы должны
быть убраны в пучок.
Для мальчиков: брюки, шорты до колен, светлые футболки или рубашки,
балетные тапочки или чешки (на начальном этапе), впоследствии специальная
танцевальная обувь.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации - 6 лет.
1 год обучения (5-6 лет) (стартовый уровень) – 72 часа;
2-год обучения (7-8 лет) (стартовый уровень) –108 часа;
3 -4 -год обучения (9-12 лет) (базовый уровень) – по 108 часа в год.
5-6 год обучения (13-14 лет) (базовый уровень) – по 180 часов в год.
Объём программы – 686 часов.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 мин.
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
-общее количество часов в неделю – 2, 4 часа. Занятия проводятся 1, 2 раз
в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения - очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные (беседа, рассказ, практическая работа);
групповые (выполнение задания в группе);
индивидуальные
(инструктаж,
выставка
творческих
работ,
демонстрация).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
Беседа, занятие - игра, практическое занятие, мастер-класс, сводные
репетиции, конкурс, концерт, экскурсия.
Занятия построены на принципе овладения детьми основными
элементами хореографии, разучивания элементов джазового танца.
Предусмотрена постановочная деятельность, участие в конкурсах, концертах.
В программу также включены мероприятия, направленные на пропаганду
здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения и вредных
привычек (беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков).
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: участие в праздниках и мероприятиях ЦТР и
ГО «Гармония», открытые занятия, класс-концерты, концерты, конкурсы
разных уровней.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: эстетическое и физическое развитие ребенка при
помощи хореографических образов и самовыражения в танце; формирование
творческих навыков и способностей, которые помогут воспитаннику в
дальнейшем самореализации и адаптации в обществе; способность создавать
музыкально-двигательный
образ,
развивать
путем
соответствующей
целенаправленности организации, как восприятия музыки, так и самих
движений.
Задачи:
1. Обучающие:
- дать начальные знания по истории хореографии;
- сформировать музыкально-ритмические навыки;
- обучить умениям и навыкам танцевального мастерства;
- сформировать умения и навыки выступления перед зрителями;
2. Развивающие:
- сформировать правильную красивую осанку;
- развить координацию движений, гибкость и пластику;
- развить чувство ритма; память и внимание; артистизм и
эмоциональность; развить творческие танцевальные способности;
- развить индивидуальность каждого исполнителя;
- развить спортивные качества: силу, выносливость, скорость;
- развить творческую активность детей в процессе исполнения
эстрадной хореографии;
3. Воспитательные:
- привить трудолюбие;
- воспитать собранность и дисциплину, стремление к саморазвитию;
- воспитать потребность в здоровом образе жизни;
- воспитать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
- привить навыки хорошего тона и культуры поведения;
-воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи, чувство
ответственности и патриотизма.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
№
Название раздела, темы
1
2.
Введение
Танцевальная разминка.
3.
Выполнение под музыку
общеразвивающих
упражнений
Основные движения.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Импровизация движений
на музыкальные темы.
Элементы эстрадного
танца и простые
танцевальные движения
Элементы эстрадного
танца
Постановка танцевальных
композиций
Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
теория
1
1
практика
5
6
1
5
12
2
10
8
1
7
12
2
10
Самостоятельное
выполнение упражнения
16
3
14
10
2
8
Самостоятельное
выполнение
танцевальных элементов
Концертное выступление
1
72
-
1
Творческий отчет
всего
1
6
13
Беседа
Самостоятельное
выполнение упражнения
Самостоятельное
выполнение упражнения
Самостоятельное
выполнение упражнения
Контрольное задание
59
В группах дошкольного возраста детей, занятия проводятся
интегрированной форме, то есть теория и практика совмещены.
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
в
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Правила поведения в танцевальном зале. Техника безопасности,
правила поведения в ЦТР и ГО «Гармония», правила дорожного движения,
правила противопожарной безопасности
Требования к форме одежды.
Практика: Игры на сплочение и знакомство. Экскурсия по ЦТР и ГО
«Гармония». Демонстрация достижений ведущих спортсменов.
Тема 2.Танцевальная разминка.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Игры на знакомство.
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4.
– Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера
музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
Тема 3.Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Теория: Знакомство на простых примерах с понятиями: шеренга, колонна,
дистанция.
Практика:
– Ходьба друг за другом по одному и парами.
– Перестроение на ходу в колонне.
Тема 4.Основные движения.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия,
координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его
вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
– Основные позиции рук и ног. Основные положения корпуса, головы.
– «Маятник» - перенос веса тела с пятки на носок, с одной ноги на другую.
Применение элемента в танцевальных движениях.
– «Противоход» - движение разноименных частей тела. Применение
элемента в танцевальных движениях.
Тема 5.Импровизация движений на музыкальные темы.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Свободное
и естественное движение под четко ритмически
организованную музыку.
– Простейшие подражательные движения под музыку.
– Подбор движений под музыку разного характера и темпа на
определенную тему.
Тема 6.Элементы танца и простые танцевальные движения.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Простой шаг – мягкий, перекатный, острый. Танцевальный шаг – легкий
шаг с носка, легкий бег. Применение элементов в простых танцевальных
движениях.
– Кружение через правое и левое плечо. Кружение на месте, на ходу.
Простые и двойные приставные шаги вперед, назад, в сторону.
– Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку, на носок
вперед, назад и в сторону. Плавное и резкое одновременное и
поочередное движение руками. Применение элемента в танцевальных
движениях.
Тема 7.Элементы эстрадного танца.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
– Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
– Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с
работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
Тема 8.Постановка танцевальных композиций.
Теория: Беседа на тему законы исполнительского искусства: не вставать
спиной к зрителю, улыбаться на сцене, голова повернута к зрителю во время
исполнения движения, не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а
если уронили - не поднимать, не разговаривать между собой во время
исполнения танца.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку.
– Соединение разученных частей в танец.
Тема 9.Итоговое занятие.
Теория : Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Творческий отчет
Учебный (тематический) план 2 года обучения (стартовый уровень)
№
Название раздела, темы
всего
Кол –во часов
теория
практика
1
Вводное занятие.
2
1
1
2.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная
разминка.
Выполнение под музыку
общеразвивающих
упражнений.
Основные движения.
14
1
13
18
1
17
20
1
19
3.
4.
Формы
аттестации/
контроля
Коллективное
обсуждение
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Самостоятельное
выполнение
упражнений
4
-
4
Контрольное задание
6.
Импровизация движений на
музыкальные темы.
Элементы эстрадного танца и
простые танцевальные
движения.
20
-
20
7.
Элементы эстрадного танца.
18
1
17
8.
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
10
1
9
2
-
2
Самостоятельное
выполнение
танцевальных
элементов
Самостоятельное
выполнение
танцевальных
элементов
Концертное
выступление
Творческий отчет
Итого
108
6
102
5.
9.
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Правила поведения в танцевальном зале. Техника безопасности,
правила поведения в ЦТР и ГО «Гармония», правила дорожного движения,
правила противопожарной безопасности. Требования к форме одежды.
Практика: Игры на сплочение и знакомство. Экскурсия по ЦТР и ГО
«Гармония».
Тема 2.Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4 и 4/4.
– Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера
музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
– Передача в движении шагом различного характера и темпа музыки.
Тема 3.Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Теория: Знакомство с понятием «танцевальные точки».
Ориентация по точкам в зале. Повороты по точкам во время движения.
Практика:
Ходьба друг за другом с последующим перестроением в колонну, шеренгу.
Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре.
Тема 4.Основные движения.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия,
координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его
вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
– Основные позиции рук и ног.
– Основные положения корпуса, головы.
– «Пружинака» и её применение в танцевальных движениях.
– «Противоход» - движение разноименных частей тела.
– Применение элемента в танцевальных движениях.
Тема 5.Импровизация движений на музыкальные темы.
Практика:
– Свободное
и естественное движение под четко ритмически
организованную музыку.
– Определение
сильных и слабых долей такта. Простейшие
подражательные движения под музыку.
– Подбор движений под музыку разного характера и темпа на
определенную тему.
– Передача различными формами движения ритмического рисунка,
динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Тема 6.Элементы танца и простые танцевальные движения.
Практика:
– Простой шаг – с высоким подниманием бедра, с носка на пятку, с пятки
на носок. Танцевальный шаг – бег на полупальцах
– Применение элементов в простых танцевальных движениях.
– Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в
прыжке. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными
техниками поворотов.
Тема 7. Элементы эстрадного танца.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
– Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
– Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с
работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
– Простейшие элементы пластики рук и корпуса.
Тема 8.Постановка танцевальных композиций.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Разучивание
танцевальных
элементов,
движений,
переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку.
– Соединение разученных частей в танец.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Творческий отчет»
–
Учебный (тематический) план 2 года обучения (стартовый уровень)
№
Название раздела, темы
всего
Кол –во часов
теория
практика
1
Вводное занятие.
2
1
1
2.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная
разминка.
Выполнение под музыку
общеразвивающих
упражнений.
Основные движения.
12
1
11
18
1
17
22
1
21
2
-
2
6.
Импровизация движений на
музыкальные темы.
Элементы эстрадного танца и
простые танцевальные
движения.
26
-
26
7.
Элементы эстрадного танца.
18
1
17
8.
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
6
1
5
2
-
2
108
6
102
3.
4.
5.
9.
Итого
Формы
аттестации/
контроля
Коллективное
обсуждение
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Контрольное задание
Самостоятельное
выполнение
танцевальных
элементов
Самостоятельное
выполнение
танцевальных
элементов
Концертное
выступление
Творческий отчет
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Правила поведения в танцевальном зале. Техника безопасности,
правила поведения в ЦТР и ГО «Гармония», правила дорожного движения,
правила противопожарной безопасности. Требования к форме одежды.
Практика: Игры на сплочение и знакомство. Экскурсия по ЦТР и ГО
«Гармония».
Тема 2.Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4 и 4/4.
– Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Изменение темпа и характера движения с изменением темпа и характера
музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
– Передача в движении шагом различного характера и темпа музыки.
Тема 3.Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Теория: Знакомство с понятием «танцевальные точки».
Ориентация по точкам в зале. Повороты по точкам во время движения.
Практика:
Ходьба друг за другом с последующим перестроением в колонну, шеренгу.
Перестроение на ходу в колонну по одному, парами, по четыре.
Тема 4.Основные движения.
Теория: Объяснение и показ упражнений
Практика:
– Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия,
координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его
вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
– Основные позиции рук и ног.
– Основные положения корпуса, головы.
– «Пружинка» и её применение в танцевальных движениях.
– «Противоход» - движение разноименных частей тела.
– Применение элемента в танцевальных движениях.
Тема 5.Импровизация движений на музыкальные темы.
Практика:
– Свободное
и естественное движение под четко ритмически
организованную музыку.
– Определение
сильных и слабых долей такта. Простейшие
подражательные движения под музыку.
– Подбор движений под музыку разного характера и темпа на
определенную тему.
– Передача различными формами движения ритмического рисунка,
динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Тема 6.Элементы танца и простые танцевальные движения.
Практика:
– Простой шаг – с высоким подниманием бедра, с носка на пятку, с пятки
на носок. Танцевальный шаг – бег на полупальцах
– Применение элементов в простых танцевальных движениях.
– Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в
прыжке.Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными
техниками поворотов.
Тема 7. Элементы эстрадного танца.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
– Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
– Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с
работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
–
– Простейшие элементы пластики рук и корпуса.
Тема 8.Постановка танцевальных композиций.
Теория: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка,
пояснения.
Практика:
– Разучивание
танцевальных
элементов,
движений,
переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку.
– Соединение разученных частей в танец.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Творческий отчет»
базовый уровень)
№
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела, темы
всего
Вводное занятие.
2
Ритмико-гимнастические упражнения. 12
Танцевальная разминка.
Выполнение под музыку
18
общеразвивающих упражнений.
Основные движения.
22
Импровизация движений на
музыкальные темы.
Элементы эстрадного танца и
простые танцевальные движения.
Элементы эстрадного танца.
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
Итого:
2
Кол-во часов
Формы
аттестации/контроля
теория
практика
1
1
Коллективное обсуждение
1
11
Самостоятельное
выполнение упражнений
1
17
Самостоятельное
выполнение упражнений
1
21
Самостоятельное
выполнение упражнений
2
Контрольное задание
26
-
26
18
1
17
6
1
5
2
108
6
2
102
Самостоятельное
выполнение элементов
Самостоятельное
выполнение элементов
Концертные выступления
Творческий отчет
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1.Вводное занятие
Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год. Правила поведения в
хореографическом классе. Инструктаж по технике безопасности. Расписание.
Практика. Повторение материала второго года обучения
Тема 2. Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Практика:
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
– Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и
окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением
темпа и характера музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
Тема 3.Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Практика:
– Ходьба и бег в рассыпную с использованием всего пространства с
последующим построением в колонну, шеренгу, в круг. Перестроение на
ходу в колонну по одному, парами, по четыре с сохранением
дистанции. Повороты по точкам во время движения.
– Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением
движения по точкам.
Тема 4.Основные движения.
Практика:
– Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия,
координации. Движения с поднимание носка вверх и вынесением его
вперед, в сторону, назад с закрытыми глазами и др.
– 2.»Пружинака», «маятник», «противоход» и их применение в
танцевальных движениях.
– Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного
ритмического рисунка.
Тема 5. Импровизация движений на музыкальные темы.
Практика:
– Свободное
и естественное движение под четко ритмически
организованную музыку.
– Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками,
притопами. Подражательные движения под музыку.
– Подбор движений под музыку разного характера и темпа на
определенную тему.
– Передача различными формами движения ритмического рисунка,
динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Тема 6.Элементы эстрадного танца и простые танцевальные движения.
Практика:
– Простой шаг – на полупальцах, топающий, поскоки. Танцевальный шаг –
пружинные шаги и бег, полуприседание. Применение элементов в
простых танцевальных движениях.
– Шаги галопа. Шаги польки. Танцевальные связки.
– Выполнение поворотов в различных техниках на одной ноге, на двух, в
прыжке. Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными
техниками поворотов.
Тема 7. Элементы эстрадного танца.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов под счет.
– Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
– Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с
работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
– Элементы пластики рук и корпуса.
Тема 8. Постановка танцевальных композиций.
Теория:
Эмоции, как основное средство выразительности в танце. Техника
безопасности во время исполнения упражнений.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку.
– Соединение разученных частей в танец.
Тема 8.Итоговое занятие Практика: Подготовка к праздничному
мероприятию. «Творческий отчет»
базовый уровень)
№ Название раздела, темы
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводное занятие.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная
разминка.
Выполнение под музыку
общеразвивающих упражнений.
Основные движения.
Импровизация движений на
музыкальные темы.
Элементы эстрадного танца и
простые танцевальные движения.
Элементы эстрадного танца.
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
итого
Кол-во часов
всего
2
12
теория практика
Формы
аттестации/контроля
1
1
1
11
Коллективное обсуждение
Самостоятельное
выполнение упражнений
18
1
17
22
1
21
2
-
2
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение упражнений
Контрольное задание
26
-
26
18
1
17
6
1
5
Самостоятельное
выполнение элементов
Самостоятельное
выполнение элементов
Концертные выступления
2
-
2
Творческий отчет
108
6
102
Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения
Тема 1.Вводное занятие
Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Инструктаж по
технике безопасности. Расписание.
Практика. Повторение музыкально-хореографических миниатюр третьего
года обучения.
Тема 2. Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Практика.
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
– Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и
окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением
темпа и характера музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
– Передача в движении шагом различного характера музыки, силы
звучания, различного темпа.
Тема 3. Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Практика.
– Перестроение на ходу. Исполнение элемента «прочёс». Повороты по
точкам во время движения. Элементарные упражнения для сохранения
линий во время движения. Движение в колонне, в шеренге по одному и
парами с изменением движения по точкам.
Тема 4.Основные движения.
Теория. Выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног.
Практика.
– Упражнения на выработку осанки, на развитие ловкости, равновесия,
координации. Основные движения рук в танцевальных элементах.
– Выполнение поворотов в различных техниках. Применение в
танцевальных связках. Отражение ритмического рисунка. Повторение
предложенного ритмического рисунка.
Тема 5. Импровизация движений на музыкальные темы.
Практика.
– Свободное
и естественное движение под четко ритмически
организованную музыку.
– Определение сильных и слабых долей такта и передача их хлопками,
притопами. Подражательные движения под музыку.
– Подбор движений под музыку разного характера и темпа на
определенную тему.
– Передача различными формами движения ритмического рисунка,
динамических акцентов музыки, отрывистости, плавности.
Тема 6. Элементы танца и простые танцевальные движения.
Практика.
– Повторение простых и танцевальных шагов и их сочетание с движениями
рук, головы и корпуса.
– Простые и сложные пристанные шаги в сочетании с изученными
техниками поворотов. Танцевальные связки.
Тема 7. Элементы эстрадного танца.
Теория. Беседа «Эмоции, как средство выразительности».
Практика.
– Разбор и разучивание танцевальных движений: «реггитон», «чарльстон».
– Основные танцевальные движения под счет и под музыку.
– Разнообразные сочетания разученных и отработанных движений с
работой рук, хлопками, поворотами, прыжками и др.
– Элементы пластики рук и корпуса.
Тема 8. Постановка танцевальных композиций.
Теория. Беседа «Принципы и особенности исполнения современных
танцев». Эмоции, как основное средство выразительности в танце. Техника
безопасности во время исполнения упражнений.
Практика:
– Разбор и разучивание танцевальных элементов, движений, переходов,
ритмического рисунка под счёт и под музыку. Соединение разученных
частей в танец.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Творческий отчет»
базовый уровень)
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
всего
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
теория практика
Формы
аттестации/
контроля
Колл. обсуждение
Самостоятельное
выполнение упражнений
Вводное занятие.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная
разминка.
Выполнение под музыку
общеразвивающих упражнений.
Основные движения.
Элементы джазового танца.
Танцевальные комбинации,
этюды
Элементы эстрадного танца и
сложные танцевальные
движения.
Концертная деятельность
2
14
1
-
1
14
20
-
20
32
1
31
18
-
18
50
-
50
20
-
20
Концертные выступления
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
итого
22
1
21
Конкурсные выступления
2
180
3
2
177
Творческий отчет
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение элементов
Содержание учебного (тематического) плана 5 года обучения
Тема 1.Вводное занятие
Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год. Расписание.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом
классе.
Практика. Повторение материала второго года обучения
Тема 2.Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Практика
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
– Движения и упражнения под музыку со сменой ритма. Начало и
окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением
темпа и характера музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
– Передача в движении шагом различного характера музыки, силы
звучания, различного темпа.
Тема 3.Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Практика
– Перестроение на ходу. Исполнение элемента «прочёс». Повороты по
точкам во время движения. Элементарные упражнения для сохранения
линий во время движения.
– Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением
движения по точкам.
Тема 4.Основные движения. Элементы джазового танца.
Теория. История Джаз - танца. Стили джазового танца.
Практика.
– Упражнения на развитие техники. Исполнение джазовых элементов.
Танцевальные движения, включающие в работу отдельные части тела и в
сложной координации.
– Танцевальные комбинации. Закрепление и повторение пройденного
материала. Новые танцевальные движения в различных сочетаниях.
Составление этюда.
– Отражение ритмического рисунка. Повторение предложенного
ритмического рисунка.
Тема 5.Танцевальные комбинации, этюды.
Практика
– Новые танцевальные движения в различных сочетаниях.
– Составление этюда.
Тема6 .Элементы танца и сложные танцевальные движения.
Практика: Повторение простых и танцевальных шагов и их сочетание с
движениями рук, головы и корпуса. Сложные шаги в сочетании с изученными
техниками поворотов. Танцевальные связки. Разбор и разучивание
танцевальных движений: техника джазового танца. Основные танцевальные
движения под счет и под музыку в джазовом танце. Элементы пластики рук и
корпуса.
Тема 7 .Концертная деятельность
Практика. Концерты, конкурсы, фестивали.
Тема 8.Постановка танцевальных композиций.
Теория. Знакомство исполнителей с номером музыкой, сюжетом.
Практика. Разучивание движений танцевальных композиций.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Класс-концерт»
базовый уровень)
№
1
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Количество часов
всего
2
теория
1
практика
1
Формы
аттестации/
контроля
Коллективное
обсуждение
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Ритмико-гимнастические
упражнения. Танцевальная
разминка.
Выполнение под музыку
общеразвивающих
упражнений.
Основные движения.
Элементы народного танца.
Танцевальные комбинации,
этюды
Элементы эстрадного танца и
сложные танцевальные
движения.
Концертная деятельность
12
1
11
Самостоятельное
выполнение упражнений
18
1
17
Самостоятельное
выполнение упражнений
22
1
21
2
-
2
26
-
26
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение упражнений
Самостоятельное
выполнение элементов
18
1
17
Концертные выступления
Постановка танцевальных
композиций.
Итоговое занятие
6
1
5
Конкурсные выступления
2
-
2
Творческий отчет
108
6
102
Итого:
Содержание учебного (тематического) плана 6 года обучения
Тема 1.Вводное занятие
Теория. Цель и задачи на предстоящий учебный год. Инструктаж по
технике безопасности. Расписание.
Практика. Повторение материала пятого года обучения.
Тема 2.Ритмико-гимнастические упражнения. Танцевальная ритмика.
Практика:
– Основные движения под музыку, преимущественно на 2/4, 3/4 и 4/4.
– Движения и упражнения под музыку со сменой ритма.
–
Начало и окончание движения одновременно с музыкальной фразой.
– Сохранение и изменение темпа и характера движения с изменением
темпа и характера музыкального сопровождения.
– Изучение и выполнение элементов танцевальной разминки под музыку.
– Упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног.
– Передача в движении шагом различного характера музыки, силы
звучания, различного темпа.
Тема 3. Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.
Практика:Перестроение на ходу.
Исполнение элемента «прочёс». Повороты по точкам во время движения.
Элементарные упражнения для сохранения линий во время движения.
Движение в колонне, в шеренге по одному и парами с изменением движения
по точкам.
Тема 4. Основные движения. Элементы народного танца.
Теория. Особенности народных движений; характерные положения рук и
ног.
Практика.
– Упражнения на развитие техники. Танцевальные движения, включающие
в работу отдельные части тела и в сложной координации: моталочка,
ковырялочка, дробный шаг, экзерсис у станка по народному танцу.
– Танцевальные комбинации.
– Закрепление и повторение пройденного материала.
– Новые танцевальные движения в различных сочетаниях.
– Составление этюда.
Тема 5.Танцевальные комбинации, этюды.
Практика: Новые танцевальные движения в различных сочетаниях.
Составление этюда.
Тема 6. Элементы танца и сложные танцевальные движения.
Практика: Повторение простых и танцевальных шагов и их сочетание с
движениями рук, головы и корпуса.
– Сложные шаги в сочетании с изученными техниками поворотов.
– Танцевальные связки.
– Разбор и разучивание танцевальных движений: техника джазового танца
Основные танцевальные движения под счет и под музыку в джазовом
танце.
– Элементы пластики рук и корпуса.
Тема 7 .Концертная деятельность
Практика: Концерты, конкурсы, фестивали.
Тема 8.Постановка танцевальных композиций.
Теория. Знакомство исполнителей с номером музыкой, сюжетом.
Практика. Разучивание движений танцевальных композиций.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика: Подготовка к праздничному мероприятию. «Класс-концерт».
1.4. Планируемые результаты
Год,
уровень
1, год
обучения
(стартовый
уровень)
2 год
обучения
(стартовый
Предметные результаты
должен знать и должен уметь
- знать азбуку музыкального движения.
-овладение простейшими навыками координации движений.
-развитие художественно-творческих способностей.
- развитие музыкальности и выразительности, чувства ритма и танцевальной памяти.
-уметь ориентироваться в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход
парами в движении. Построение в круг, движения по кругу, уметь выполнять различные
упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
-уметь передать в движении сильную и слабую доли.
-уметь импровизировать движения на заданную тему.
- знать элементарные сведения о классическом танце.
-формировать трудолюбие, собранность.
-владеть элементами партерной гимнастики.
-владеть красивой осанкой, постановкой корпуса, рук, ног, головы.
уровень)
-уметь тренировать суставно- мышечного аппарата.
3-4 год
- знать приемы и типологию эстрадного танца;
-изученные приемы актерского мастерства при исполнении эстрадного танца или
отдельных его элементов
-уметь контролировать в процессе танца правильность и чистоту исполнения;
- применять приемы актерского мастерства при исполнении танцевальных движений;
- применять в танце изученные технически сложные элементы сценического движения.
В области композиции постановки танца знать:
- азы и основы современной хореографии;
- основные композиционные принципы постановочной деятельности;
-уметь двигаться на сцене, используя изученные приемы современного танца;
-развивать координацию движения; использовать свои элементы при исполнении танца
или отдельных его движений.
-знать постановку танца, элементы и движения танцевального номера.
- приобретение опыта выступления на сцене, открытых площадках.
- владеть характером манерой исполнения танцевальной постановки.
-знать рисунок танца и уметь ориентироваться в пространстве.
-элементы джазового танца.
-участие в концертных мероприятиях..
Личностные результаты:
обучения
(базовый)
5-6 год
обучения
(базовый)
- выработаны самостоятельность, культура общения, дисциплина, добросовестное отношение к труду,
общественной собственности;
- развиты чувства товарищества и взаимопомощи, активной жизненной позиции;
- сформирована потребность в соблюдении правил гигиены и здорового образа жизни,;
- сформировано творческое мышление через познание методик и техник ведущих направлений
хореографии;
- развиты эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть красоту окружающего мира;
- приобретены лидерские, морально-волевые качества, уважения к национальным традициям; умения
отстаивать свое мнение.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности,
распределять нагрузку;
- приобретены умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в ходе
образовательного процесса; давать им и собственным действиям, результатам своего труда
объективную оценку на основе полученных знаний и опыта.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в кабинете № 7
(просторное и освещенное помещение). Для проведения занятий необходимы:
Звуковая аппаратура – музыкальный центр ( аудио, и СД ).
Видеоаппаратура - телевизор, ноутбук, флеш- карты, диски.
Зеркала. Раздевалка – стулья, вешалка для одежды.
Форма для занятий (танцевальная обувь, форма).
Костюмы для вступлений.
Сцена для выступлений (с кулисами)
Информационное обеспечение реализации программы:
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. Choreograph.COM «Все для хореографов» OK.RU
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, его личных художественных данных и коммуникабельности
(беседа, коллективное обсуждение).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (коллективное обсуждение,
самостоятельное выполнение упражнений)
Итоговый контроль - проводится в виде участия в итоговых конкурсах с
целью определения уровня развития личных творческих способностей
(творческий отчёт, класс-концерт, участие в конкурсах различного уровня).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения
проводится педагогическим мониторингом студии эстрадного танца.
Отслеживание проводится два раза в год, в соответствии с возрастом и годом
обучения учащегося. Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой
системой:
- Низкий уровень (1-3 баллов): учащийся не достаточно владеет понятиями
и терминологией по базовым темам программы. Не может сделать боле
половины движений в такт и темп или исполняет только часть движений в
музыку, но без чистоты исполнения. Исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение,
слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение,
незнание методики исполнения изученных движений, не владеет знаниями
хореографических терминов. Учащийся не соблюдает правила безопасности
поведения во время занятий. Не может самостоятельно выявить ошибки.
Требуется постоянная помощь педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): учащийся имеет знания по базовым темам
программы, грамотно и под музыку исполняет движения с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), владеет
понятиями и терминологией по базовым темам программы. Недостаточно
точно соблюдает правила безопасности на занятиях. Может самостоятельно
выявить ошибки, но испытывает затруднения при определении причин их
возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Технически качественно и художественно
осмысленно исполняет движения (все движения выполняются в темп музыки с
нужной резкостью и четкостью), отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения, свободно владеет понятиями и терминологией по базовым
темам программы. Соблюдает технику безопасности во время занятий. Может
самостоятельно выявить и устранить ошибки. Результаты отслеживаются и
фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п
ФИ
Воз
раст
Год
обу
чения
Низкий
(1-3)
Средний
(4-6)
Месяц
Месяц
XII
V
XII
V
Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
XII
V
Месяц
XII
V
Практика
Средний
(4-6)
Участие
Результат:
в
сертификат,
конкурсах, благодарность,
грамота,
Высокий фестивалях
(кол-во)
диплом
(7-9)
Месяц
Месяц
XII
XII
V
V
Отслеживаются достижения обучающихся студии, индивидуальные
достижения (дипломы, грамоты, благодарности, портфолио учащихся),
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов мониторинга студии эстрадного танца
используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитические материалы, открытые занятия, портфолио учащихся,
выступления на праздниках и фестивалях, поступление выпускников в
профессиональные образовательные организации по профилю.
2.4. Оценочные материалы
В
качестве методов отслеживания
результативности
обучения
используются: педагогическое наблюдение; педагогический анализ по итогам
каждой изученной темы; участие в концертной деятельности, конкурсах и
фестивалях, творческих отчетных концертах и открытых занятиях.
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает в себя
три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомление детей с новым
упражнением, создание целостного впечатления о музыке и движении;
разучивании движения. Педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное
произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-
ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.
Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются: углубленное разучивание
музыкально-ритмического движения; уточнение его элементов и создание
целостного образа, настроения музыкального произведения. Педагог дает
необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий,
доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в закреплении представления о музыке
и движении, поощрении обучающихся к самостоятельному выполнению
разученных движений. Методика закрепления и совершенствования
музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством.
Педагог, напоминая последовательность, используя образные сравнения,
отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения
детьми музыкально ритмических движений.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков
самостоятельности, умение работать в коллективе.
Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. В реализации
программы используются методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся
танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение
концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития
обучающегося);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
аналитический
(сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Педагогические технологии
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
эстрадного танцем, рациональной нагрузкой, активной двигательной
деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровые (игры на развитие пространственного мышления, физической
памяти, воображения). С позиции личностного подхода игра представляет поле,
в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания»
личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому
себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в
соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Роль игры в
обществе исторически менялась, но она всегда была фактором творческого
развития личности.
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца.
Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в
фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть
зрелище или же ритмический строй и движение.
Технология
КТД
(коллективно-творческой
деятельности)
используется для организации концертной деятельности и мероприятий
воспитательного характера. Этот способ деятельности помогает развитию
организаторских и коммуникативных навыков и работает на сплочение
коллектива. В основе технологии - известный метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
как источник информации;
для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий;
для мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
Технология «Портфолио» используется как один
из способов
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося.
Формируется совместно с учащимся в период его обучения.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
Занятия делятся на несколько видов:
1.Обучающие занятия: детально разбирается движение. Раскладка и
разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение приема его
исполнения.
2.Закрепляющие занятия: повтор движений или комбинаций не менее 34 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах
выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других,
или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом, и в
другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
3.Итоговые занятия: учащиеся практически самостоятельно, без
подсказки выполняют все заученные ими движения и танцевальные
комбинации, демонстрируют знания и владения основной терминологией.
4.Импровизационная работа: на этих занятиях дети танцуют
придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им
педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего
тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Занятия на каждом этапе обучения строятся по следующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится
тренажу –системе тренировочных упражнений, которые помогают учащимся
легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени
усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и
физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют
координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более
простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали,
постоянно доводящие данный момент до его законченной формы.
Педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с
детьми сначала в медленном темпе, со счетом вслух, без музыкального
сопровождения; затем с музыкой – в спокойном темпе, пока они не будут
усвоены учащимися.
В ходе образовательного процесса учащимся прививается умение слышать
и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение
являлось «фоном» занятия, т.к. это приводит к безразличию музыкального
восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал помогает
осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру,
ритмическому рисунку, темпу.
Занятиям классическим танцем придаётся особое значение, т.к.
классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса
танцевальных дисциплин, ориентирован на развитие физических данных
учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является
источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими
достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Одной из форм обучения и подведения итогов усвоения программы является
участие учащихся в различных мероприятиях и программах
Дидактические материалы
Дидактическое
обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентирован, на личностные и
метапредметные результаты образования.
методические разработки занятий по темам программы;
таблица «Правила дорожного движения»;
техника безопасности на занятии по хореографии;
видеозаписи выступлений обучающихся, видеозаписи балетных
постановок;
подборка фотографий с выступления известных коллективов;
видеоматериалы, информационные материалы на сайте;
реквизит для проведения занятий;
запись, монтаж музыкальных произведений для разучивания и
постановки танцевальных вариаций, и проведения массовых
мероприятий.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литература для педагогов
Базарова, Н.А Азбука классического танца: учеб.пособие / Н. Мей - Л.: Искусство,
1983.- 12 .с
Бриске ,Э. Р. Ритмика и танец. учеб.пособие / Э.Р.Бриске. Челябинск: ЧГИК,
1993.65 с.
Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном
образовании./ Г.П. Буданова - М., 1999. – 211 с.
Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах: учеб. пособие
/С.Н. Головкина- М., 1989.-23 с.
Гюнтер Х. Джазовый танец. История, теория, практика./ Х.Гюнтер - Берлин,
1982.-76 с.
Захаров Р. Записки балетмейстера./ Р.Захаров - М., 1976. -98 с.
Классический танец: методическая разработка для преподавателей школ искусств.
- М., 1988.-5 с.
Костровицкая, В.А. Школа классического танца./А.Т.Писарев - Л.: Искусство,
1968. -45 с.
Литература для детей и родителей
Легенды и мифы Древней Греции
Книги о творчестве известных танцовщиков
Танец будущего «Моя жизнь» А. Дункан. Киев. 1989
Матящина А.А Путешествие в страну «хореография» М,1998
Бесова М. Веселые игры для дружного отряда. - Ярославль.2004
Бежар М. Мгновение в жизни другого.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Студия эстрадного танца» предназначена для учащихся 5-14 лет (6 лет
обучения).
В своих целях и задачах соотносится с Федеральным государственным
образовательным стандартом НОО и концепцией образования, по всему
содержательному наполнению ориентируется на укрепление общефизического
состояния учащихся и на развитие творческих способностей.
Программа разработана в соответствии с возрастным и психологическим
особенностям детей, рассчитана на средние возможности учащихся.
Направленность программы: художественная.
Основная цель программы: развитие у детей музыкально-пластических
способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим
действием.
Приложение 2
Оценочный лист
Год обучения: второй
Тема: класс-концерт
Метод отслеживания: наблюдение
Критерии
Низкий
уровень
(1-3)
Средний
уровень
(4-6)
Высокий
уровень
(7-9)
Выразительность
Координация движений
Чувство ритма
Ориентация в пространстве
Эмоциональность
Выворотность
Пластичность
Длинна шага
Теоретические знания
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»
Низкий уровень – от 1 до 3 баллов
Средний уровень – от 4 до 6 баллов
Высокий уровень – от 7 до 9 баллов