Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«РИТМИКА»
Возраст учащихся:4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Авдеева Ксения Дмитриевна, педагог
дополнительного образования
г. Тавда, 2025
0
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Ритмика - это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит
музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные
средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного
образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение взаимосвязаны
также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение,
протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение
времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Ритмика» художественной направленности, направлена на общее,
гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие детей, а ее
содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от
возможности детей, от ведущих целей их воспитания. Поэтому содержание
программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее
использования.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
1
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность.
Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном
возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников. Именно поэтому в настоящее время со стороны родителей и
детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.
Программа «Ритмика» ориентирует на приобщение каждого ребенка к
танцевально-музыкальной культуре в раннем возрасте. Обучающиеся
приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие
танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому
восприятию хореографического искусства. У детей формируется чувство
ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном
процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного
проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных
партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования
танцевального номера, с другой стороны.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмика» является модифицированной, составлена на основе программы
«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, г. Санкт-Петербург, 2000г.,
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и
интернете и личного опыта.
Программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста,
независимо от наличия у них специальных физических данных.
2
Отличительной особенностью данной программы является то, что
обучение идет по единой «спиральной» структуре – занятия с
увеличивающейся степенью сложности, с переходом от теории к практике, от
занятий под руководством педагога до самостоятельного показа танцевальных
движений и композиций. Большое количество игровых упражнений придают
занятиям увлекательную форму, дают простор для творческой фантазии детей.
В основу дополнительной образовательной программы «Ритмика»
положены следующие принципы:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим –
определение посильных для него заданий. Индивидуализация подразумевает
учет индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке
перед ребенком и в выполнении им более трудных новых заданий, в
постепенном увлечении объема и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется в виду
непрерывность и регулярность занятий.
4. Принцип
сознательности
и
активности, предполагает
обучение,
опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к
своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо
представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе.
5. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных
повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно,
то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются
разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких
занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей,
создают положительные эмоции.
6. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое
взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно
связывающих ребенка с окружающей действительностью.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и
закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу,
единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть
удачно реализованы только во взаимосвязи.
Уровень программы.
Уровень программы: «стартовый», направлен на мотивацию интереса
детей раннего возраста к образовательной деятельности, овладение творческодвигательными навыками характеризующими детей этого возраста.
Адресатами программы являются дети (мальчики, девочки) в возрасте 4 6 лет.
Краткие возрастные особенности:
Одна из основных особенностей детей 4 лет в том, что они обладают уже
сравнительно большим запасом движений, но не заботятся о результатах своих
действий. Ребенок способен даже повторить движение за взрослым,
проделывать его по своему усмотрению, соблюдать направление движения и
3
последовательность его элементов. Ребенок уже осознанно следит за показом
упражнений, слушает пояснение, но нуждается в образном представлении
упражнения.
Детям
этого
возраста
свойственно
стремление
к
самостоятельности, к активной творческой роли в занятиях. В то же время
внимание еще не устойчиво, они часто отвлекаются и легко переключаются на
другую деятельность.
Основная особенность развития ребенка в возрасте 5 лет - богатая
фантазия, творческое воображение. Собственные замыслы оказывают сильное
влияние на все виды его деятельности, будь то самостоятельные игры или
какие-либо организованные занятия. Внимание ребенка уже более устойчиво,
развивается осознанное запоминание и способность различать виды движений и
выделять отдельные их элементы. Ребенок уже заинтересован в результате
движения, в правильности его выполнения и хотя по-прежнему нуждается в
помощи взрослого, но в меньшей степени.
Дети в возрасте 6 лет легко «загораются» новой идеей и быстро остывают
при трудностях. Быстро устают. Движений часто беспорядочны и хаотичны,
отсутствие координации движения. Безграничное доверие к взрослым.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Для допуска к занятиям учащиеся должны иметь соответствующую
спортивную форму и обувь (девочки – белый купальник, юбка, носочки,
балетки, мальчики – белая футболка, черные шорты, носочки, черные балетки).
Объем и срок освоения программы.
Объём программы – 36 часов.
Срок реализации -1 год.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 30 мин.
-общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения – очная.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
•
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
• групповая:организация работы (совместные действия,
общение,
взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных
задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав
группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
• индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми,
солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Формы проведения занятий: практическое занятие, класс-концерт,
праздник, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, занятие-путешествие, открытое
занятие, репетиция, концерт.
4
В целях разнообразия форм работы с детьми предусмотрено участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония».
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия, открытые
уроки).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: участие в праздниках и мероприятиях ЦТР и
ГО «Гармония», открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – укрепление физического и психического здоровья
детей, посредством танцевальных и ритмических движений.
Обучающие:
- обучить основам работы в коллективе;
- обучить основным танцевальным движениям;
- обучить основам партерной гимнастики.
Развивающие:
- развитие музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные
движения для выражения характера музыки;
- развитие музыкальной памяти.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- воспитание основ становления эстетически развитой личности;
- воспитание чувство ответственности, трудолюбия.
1.3. Содержание программы.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 4 года
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
Развитие музыкальности
Развитие двигательных
качеств и умений
Развитие умений
ориентироваться в
пространстве
Партерная гимнастика
1
4
10
0,2
0,5
1
0,8
3,5
9
4
0,5
3,5
6
0,5
5,5
6
Репетиционно-постановочная
работа
10
1
9
7
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
1
2
3
4
5
Формы аттестации/
контроля
беседа
педагогическое
наблюдение в
процессе игровой
деятельности
открытое занятие
5
Итого
36
3,9
32,1
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
возраст учащихся 4 года.
Тема 1. Введение
Теория: Правила по техника безопасности, внешний вид.
Практика: Игра "Где, твой домик?". Разучивание поклона.
Тема 2. Развитие музыкальности
Теория: Вступление, характер и настроение музыки.
Практика: Упражнение «Весело-грустно», игра «Лягушки и аисты».
Тема 3. Развитие двигательных качеств и умений
Теория: Динамические оттенки. Темп музыкальных произведений.
Практика: -виды ходьбы, различные виды бега, прыжковые движения,
общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения.
Тема 4. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Теория: Знакомство с точками зала.
Практика: игра «Найди свое место», «Ниточка и иголочка».
Перестроение в круг, в пары.
Тема 5. Партерная гимнастика
Теория:
Техника безопасности во время выполнения упражнений
партерной гимнастики.
Практика: Упражнения на подвижность голеностопного сустава,
упражнение на развитие шага, упражнение на развитие гибкости.
Тема 6. Репетиционно-постановочная работа
Теория: Объяснение постановочного материала танца.
Практика: Разучивание танцевальной композиции. Репетиция танцев и
выступление на мероприятиях ЦТР и ГО «Гармония»
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме открытого
занятия.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 5 лет
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
Введение
1
Развитие музыкальности
4
Развитие двигательных качеств и 8
умений
0,2
0,5
1
0,8
3,5
7
4
Развитие умений
ориентироваться в пространстве
Партерная гимнастика
4
0,5
3,5
6
0,5
5,5
Репетиционно-постановочная
работа
12
1
11
5
6
Формы
аттестации/
контроля
беседа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельное
выполнение
упражнений
6
7
Итоговое занятие
Итого
1
0,2
0,8
36
3,9
32,1
Открытоезанятие
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
возраст учащихся 5 лет.
Тема 1. Введение
Теория: Правила по техника безопасности, внешний вид.
Практика: Игра "Найди своё место". Разучивание поклона.
Тема 2. Развитие музыкальности
Теория: Темп (быстро, медленно, умеренно).
Практика: Маршировка на месте в темпе и ритме музыки. Танцевальные
шаги.
Тема 3. Развитие двигательных качеств и умений
Теория: Основное положение рук, ног.
Практика: Упражнения на различные группы мышц. Имитационные
движения.
Плясовые движения.
Тема 4. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Теория: Правила перестроения.
Практика: Перестроение из линий в круг, в шеренгу. Продвижение по
кругу.
Тема 5. Партерная гимнастика
Теория: Техника выполнения упражнений партерной гимнастики.
Практика: Упражнения для тренировки суставно-мышечного аппарата,
выворотности.
Тема 6. Репетиционно-постановочная работа
Теория: Объяснение постановочного материала танца.
Практика: Разучивание танцевальной композиций. Репетиция танцев и
отработка танца.
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме открытого занятия.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень) возраст учащихся 6 лет
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
Введение
1
0,2
0,8
2
3
Развитие музыкальности
Развитие двигательных качеств
и умений
Развитие умений
ориентироваться в пространстве
Партерная гимнастика
Репетиционно-постановочная
работа
4
8
0,5
1
3,5
7
4
0,5
3,5
6
12
0,5
1
5,5
11
4
5
6
Формы
аттестации/
контроля
беседа
самостоятельное
выполнение
упражнений,
педагогическое
наблюдение
7
7
Итоговое занятие
Итого
1
0,2
0,8
36
3,9
32,1
Открытое
занятие
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
возраст учащихся 6 лет.
Тема 1. Введение
Теория: Правила по техника безопасности, внешний вид.
Практика: Игра "Найди своё место". Разучивание поклона.
Тема 2. Развитие музыкальности
Теория: Музыкальная фраза, связь начала движения с началом музыки
Практика: игра «Кот и мыши».
Тема 3. Развитие двигательных качеств и умений
Теория: Позиции рук, ног. Принцип выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений - переход из позиции в позицию,
различные виды бега, галоп (по линии, по кругу, в паре, в сочетании с притопом, с
хлопком).
Тема 4. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Теория: Способы перестроения на основе танцевальных композиций.
Практика: Упражнение «Спираль», «Трансформер».
Тема 5. Партерная гимнастика
Теория: Упражнения на развитие выносливости, силы ног, рук, подвижности
корпуса, координации.
Практика: Упражнения «Слон», «Аист», «Ящерица», «Змея», «Носорог».
Тема 6. Репетиционно-постановочная работа
Теория: Объяснение постановочного материала танца.
Практика: Разучивание танцевальной композиции.
Репетиция танцев и выступление на мероприятиях ЦТР и ГО «Гармония».
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме открытого занятия.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
должен знать
должен уметь
культуру поведения в танцевальном
откликаться на динамические оттенки в
коллективе, внешний вид
музыки
основные термины
выполнять рекомендации педагога
технику безопасности, правила поведения в
держать правильно осанку
зале и на выступлении
правильно и красиво выполнять
принцип выполнения упражнений
танцевальные элементы
ритмические рисунки, элементы партерной
выполнять перестроение, работать в
гимнастики
паре
музыкальное вступление
синхронно двигаться под музыку
Личностные и метапредметные результаты:
осознанное ответственное отношение к общему делу
осознание ценности собственного здоровья и поддержания правильной осанки
способность работать в коллективе
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, через выступления
8
способность видеть красоту мира и стремление самому творить прекрасное
чувство радости от художественного восприятия и собственной творческой деятельности
развитие воображения, образного мышления, фантазии, наблюдательности
развитие уверенности в себе, в свои силы, чувство полноценности
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в процессе образовательной, творческой и других видах деятельности
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
2.1. Календарный учебный график.
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
36
1 раз по 1 часу
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая..
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в танцевальном зале (кабинет№4) (ул. Ленина, 71) –
чистое, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится
всё необходимое для занятий.
Помещение: танцевальный зал, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий (зеркала, лавочки, стеллаж для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, стул для педагога).
Инструменты и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, контейнеры
для хранения музыкальных игрушек; гимнастические коврики.
2.2.2. информационное обеспечение реализации программы
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. http://piruet.info
5. http://www.monlo.ru/time2
6. www.psychlib.ru
7. www.horeograf.com
8. www.balletmusic.ru
9. http://pedagogic.ru
10. http://spo.1september.ru
11. http://www.josuonline.com (CD для танца и балетного класса);
12. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);
13. http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия);
14. http://notes.tarakanov.net/koncbalet.htm (Ноты).
9
15. https://baletnik.nethouse.ru /(Сборники А. Стрельниковой)
16. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по
хореографии и танцам)
17. http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22793(сборник по
хореографии)
18. http://www.ilosik.ru/dance/klassdance.html (ноты)
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, его личных художественных данных и коммуникабельности
(беседа, педагогическое наблюдение в процессе игровой деятельности).
Промежуточный контроль
проводится в конце темы или полугодия,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (наблюдение, выполнение упражнений)).
Итоговый контроль - проводится в виде выступления детей на открытых
мероприятиях; участия в тематических праздниках; итоговое занятие в конце
учебного года, в форме открытого занятия для родителей. Итоговая аттестация
не предусмотрена.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов:
В систему мониторинга (наблюдения за активностью детей в спонтанной
и специально организованной деятельности) в рамках программы «Ритмика»
входит образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования, что позволяет комплексно оценить качество
образовательной
деятельности
в
группе
и
при
необходимости
индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения
каждым ребёнком содержания дополнительной общеобразовательной
программы.
Параметры оценки (возраст 4года):
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах,
притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами,
выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно образу
Параметры оценки (возраст 5лет):
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки ,
движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами
Параметры оценки (возраст6 лет):
Умеет выполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание
ног в прыжке, приставной шаг, шаг с приседанием, кружение …)
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей
проводится 3 раза в год.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
10
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная; - групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл, – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Результаты педагогической диагностики фиксируются в диагностической
карте наблюдений индивидуального развития детей и в таблице результатов
образовательной деятельности.
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Группа _________________
№
Уровни в баллах
Низкий
Средний
Высокий
Имя ребенка
(0-1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
IХ
ХII
V
IХ
ХII
V IХ
ХII
V
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Ритмика возраст 4 года
1
…
12
Ритмика возраст 5 лет
1
…
12
Ритмика возраст 6 лет
1
…
12
Отслеживаются
достижения
детей
объединения
«Ритмика»,
индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности, карточки
успеха).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении
«Ритмика» используются: журнал посещаемости, отзывы родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
11
«Гармония».
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов': открытое занятие для родителей, выступления на мероприятиях
ЦТР «Гармония».
2.4. Оценочные материалы
№
Тема
1
2
Введение
Развитие музыкальности
3
4
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие умений ориентироваться в
пространстве
Партерная гимнастика
Репетиционно-постановочная работа
Итоговое занятие
5
6
7
Методы педагогической диагностики
Беседа, педагогическое наблюдение,
Педагогическое наблюдение
в процессе выполнения
упражнений
Педагогическое наблюдение
в процессе выполнения
упражнений (открытое занятие)
2.5. Методические материалы.
2.5.1.Методы обучения.
На занятиях по программе «Ритмика» используются традиционные
методы обучения:
- словесный метод – беседа о характере музыки, средствах её
выразительности, объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и т.д.
Широко применяется в процессе обучения как самостоятельный, так и в
сочетании с наглядным и практическим методами.
- наглядный – постоянное сочетание наглядно - слухового и нагляднозрительного приемов. Использование музыки каждый раз должно
сопровождаться показом педагога, а также показ видеоматериалов,
иллюстрации.
- практический – многократное выполнение конкретного музыкального
ритмического движения, отработка движений номеров, самостоятельное и
выразительное выполнение движений.
2.5.2. Педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
физическими упражнениями, рациональной нагрузкой, активной двигательной
деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
12
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Игровая технология.
С внедрением игровой технологии происходит развитие эмоциональной
сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и как следствие,
ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного
процесса, а не исполнителя указаний со стороны педагога. Так происходит
взаимодействие педагога с детьми. Развлекательная функция игры связана с
созданием определенной благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов личности.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
как источник информации;
для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий;
для мобильной коммуникации с родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
Структура занятий по программе объединение «Ритмика», состоит из
подготовительной (вводной), основной и заключительной частей.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического
характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем
следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья
часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь
включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные
композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части
задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической
нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются
упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в
медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров
движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в
заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские
песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной
темп – умеренный.
Программа предусматривает виды занятий:
1. Традиционное занятие, делятся на:
- обучающие;
- закрепляющие;
13
- итоговые.
Обучающие занятия детально разбирается движение. Обучение
начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе.
Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 23 комбинаций.
Закрепляющие занятия - предполагают повтор движений или
комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с
педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение
правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой
линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы
помощника педагога.
Итоговые занятия - дети практически самостоятельно, без подсказки,
должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные
комбинации.
2. Тематическое занятие, включает:
1. Основные виды движений:
а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в
разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и др.;
б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки»,
«птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему
песку») и др.;
в) прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением
вперед, прямой галоп – «лошадки», и др.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц:
- упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног.
- Плясовые движения:
– элементы народных плясок, доступных по координации. Например,
поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой
«выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для
мальчиков и др.;
- разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг,
поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.
3. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или
произведения. Занятие состоит из основных трех частей:
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие
упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка».
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В
основную
часть
входят
музыкально-ритмические
композиции,
соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были
поставлены в начале занятия перед детьми.
Можно использовать следующие сюжетные темы: «На лесной опушке»,
«Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к
нам пришла», «Весенняя карусель».
14
4. Игровое занятие, включает в себя подвижные игры, отражающие тему
занятия.
5. Занятие – импровизация проходит в свободной импровизированной
форме. Дети танцуют придуманные ими движения и этюды на тему, данную им
педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего
тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Занятиеимпровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты
двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический
репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и
фантазии.
2.5.4. Дидактические материалы:
Звукоматериалы:
Гимн Российской Федерации.
Музыка для релаксации.
Музыка для разминки. Музыка для постановок.
Видеоматериалы:
Видеозаписи с танцами различных направлений.
Видеозаписи современных и известных балетов.
Видеозаписи детских танцев и выступлений.
Стендовый материал
Информационный стенд «Уголок безопасности».
Дидактические пособия:
Мониторинг физического развития.
Тексты песен, стихов, упражнений, игр.
Сценарии сюжетных занятий.
Карточки личных достижений учащихся.
Картинки с изображениями, иллюстрации, рисунки, маски
животных.
Раздаточный материал ( бубны, погремушки, деревянные ложки,
ленты, платочки, обручи, мячи).
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
15
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей16
инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии
активности -М.,1966.
2. Буренина А.И. программы «Ритмическая мозаика» 2-е изд., испр. и доп.
— СПб.: ЛОИРО, 2000.
3. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
4. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.
5. Вест Клер. Источник Энергии. - М.: ТОО "ТП", 1998.
6. Запорожец АВ. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
7. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей //
Вопросы психологии. - 1961. - N21 - с.119-132.
8. Кречмер Ф. Строение тела и характер. - М.,1995.
9. Лисицкая Т Пластика, ритм. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
10.Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. - М.: Просвещение, 1989.
Литература для детей и родителей
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать:
Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Московский психол.-соц.
инст. Флинта, 2004.
2. Вихрева И.А. "Классический танец для начинающих" Москва, Театралис,
17
1985г.
3. Лободина С. Как развить способности ребенка. - СПб.: Питер Паблишенг,
1977.
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной
направленности "Ритмика" предназначена для работы с детьми 4-6 лет. Срок
реализации программы 1 год.
Цель программы - укрепление физического и психического здоровья
детей, посредством танцевальных и ритмических движений.
Программа направлена на формирование и развитие таких физических
данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие
танцевальных данных: гибкость, пластичность, танцевальной выворотности,
танцевального шага и т.д. На занятиях дети согласно возраста знакомятся с
основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают своё
мастерство на детских праздниках и концертах.
18