! Радужный мир

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радужный мир»

Возраст учащихся: 6-14 лет
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель :
Исакова Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радужный мир» разработана с опорой на нормативные документы в
соответствии: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
2

возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность программы – художественная – ориентирована на
обучающихся дошкольного, младшего школьного возраста, стремящихся
ознакомится с художественной деятельностью как специфической детской
активностью, направленной на эстетическое освоение мира посредством
искусства.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной
отзывчивости. Все большую популярностью в современном мире пользуются
нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться
рисовать за короткое время можно используя инновационную методику
правополушарного рисования. Основа метода правополушарного рисования
заключается в активации правого полушария в режим творчества.
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радужный мир» создает условия для формирования таких личностных
качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей рисованием совершенствуют органы чувств, развивают умение
наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.
Новизна. Разнообразие материалов и техник будят творческую
инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной, разработана на основе
программы анализа существующих программ для внешкольных, на основе
3

сборника программ дополнительного образования художественной
направленности. Выпуск – 1 г. Екатеринбург, 2003 г., многочисленных
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и
интернете и личного опыта педагога – автора программы.
Отличительная особенность программы «Радужный мир» заключается
в том, что, не обладая достаточными навыками, дети обычно не
удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают
интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных
работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с
увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на
высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате
повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается
познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Уровень программы.
Уровень программы – стартовый, уровень направлен на мотивацию
интереса
к
изобразительной
деятельности.
Программа
носит
ознакомительный характер и дает минимальный объем знаний в области
изобразительного искусства.
Целевая группа. Дети 7 - 10 лет.
Краткие возрастные особенности:
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них
запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных
и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей
в данном возрастном периоде – большая смелость. Они смело изображают
самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводят особенно
увлекающие их литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно выделить два типа: наблюдателя и
мечтателя. Рисуя, дети часто мысленно действует среди изображаемых ими
предметов, они только постепенно становятся по отношению к своим
рисункам сторонними зрителями, находящимися вне рисунка и смотрящими
на них с определенной точки зрения. Постепенно развивается критическое
отношение к своему труду – часто бывает не удовлетворенность своими
рисунками, поиск совета и ожидание поощрения от взрослых и, если не
находят поддержки, разочаровываются в своих возможностях.
Наполняемость группы: 14 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 35-40 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем программы – 72 часа;
Срок освоения программы:
Количество недель
Количество месяцев
Количество лет
36
9
1
Форма обучения – очная.

4

Особенности организации образовательного процесса
Модель реализации программы традиционная, представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Формы организации образовательного процесса:
•
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися
одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
•
коллективная: организация творческого взаимодействия между
всеми детьми одновременно (создание коллективного панно, открытки и
т.п.);
•
индивидуальная работа: отработка отдельных навыков.
Перечень видов занятий: практикум, учебное занятие, занятиевыставка.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: открытое занятие, участие в общих
праздниках и мероприятиях ЦТР и ГО «Гармония», конкурсы, выставки
различного уровня.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы: формирование интереса к творчеству к
изобразительно-творческой деятельности детей младшего школьного
возраста в процессе овладения приемами правополушарного рисования.
Задачи программы
Обучающие:
 познакомить с основными понятиями, терминами изобразительного
искусства (живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка,
перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные
цвета, воздушная перспектива);
 научить понимать и различать дополнительные цвета и контрасты;
 научить смешивать краски для получения нужного оттенка.
Развивающие:
 формировать и развивать потребность в творческом самовыражении;
 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение;
 развивать
желание
экспериментировать,
стимулируя
яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания
нового;
Воспитательные:
 воспитывать художественный вкус, ценностное отношение к
художественной культуре;
 воспитывать культуру поведения и общения;
 воспитывать дружелюбие, стремление к сотрудничеству.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
5
















Учащиеся должны знать:
основные понятия, термины в области изобразительного искусства
(живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, перспектива, линия
горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, воздушная
перспектива);
основные и дополнительные цвета, а также понимать их сочетания и
контрасты.
Учащиеся должны уметь:
смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
использовать разные техники и материалы;
проявлять инициативу и желание пробовать новые техники и идеи в
творчестве, испытывая радость от новых открытий.
Метапредметные результаты:
творчески подходить к выполнению работы;
развитость художественного вкуса, фантазии, изобретательности,
пространственного воображения;
умение экспериментировать и выражать чувства.
Личностные результаты:
выражать эмоционально-ценностное отношение к миру, к
художественной культуре;
умение слушать и понимать других;
умение договариваться в группах;
радоваться своим успехам и успехам товарищей.
1.4. Содержание программы
Учебный план

№

Название темы

Всего

Количество
часов
теор практ
ия
ика

1 год обучения
1
Вводное занятие.

2

1

1

Создание фонов.

12

-

12

2.

3.

4.

5.

6.

Техники изображения цветов.
Пейзаж. Техники
травинок и деревьев.

рисования

12

14

Техники изображения облаков,
снега, водопада

16

Пейзаж – теоретические основы.
Изображение гор, отражение

14

-

1

1

1

12

13

15

13

Форма аттестации/контроля

Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, анализ
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ

и смотр
и смотр
и смотр
и смотр
и смотр
6

7.

объектов в воде
Я рисую радужный мир.

2

-

2

Итого:

72

4

68

работ
Мини-выставка,
педагогическое наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и
содержание занятий по правополушарному рисованию в текущем.
Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Знакомство с необходимыми материалами. Свойства красок. Особенности
гуаши, работа с разными кистями, гуашью.
Практика. Нетрадиционные способы рисования. Работа с разными
кистями
2. Создание фонов.
Практика. Создание рисунка на горизонтальном, диагональном,
круговом фоне. Изображение рисунка по своему задуманному фону.
Изображение рисунка с силуэтом.
3. Техники изображения цветов.
3.1. Изображение сирени.
Практика. Изображение цветов. Рисование цветов в вазе. Изображение
весенних цветов. Рисование сирени. Рисование клевера. Изображение
летнего букета или ромашки.
4. Пейзаж. Техники рисования травинок и деревьев.
Теория. Создавать сложный, поэтапный рисунок. Теплые цвета и
оттенки. Смешивание красок на палитре. Чувство цвета.
Практика. Рисование пейзажа – камыш. Изображение солнца, цветов.
Рисование веточки дерева. Рисование зимнего дерева. Изображение елочки.
Рисование деревьев. Рисование заката
5. Техники изображения облаков, снега, водопада.
Теория. Знакомство со способами изображения облаков.
Практика. Рисование облаков в разных техниках. Рисование пейзажа –
летний день. Изображение рисунка с техникой «набрызг». Рисование на тему
«Космос». Изображение рисунка с использованием техники «сухая кисть».
Изображение сирени в вазе. Изображение водопада. Изображение моря, волн.
6. Пейзаж – теоретические основы. Изображение гор, отражение
объектов в воде.
Теория. Теоретические основы создания пейзажа. Фон в
горизонтальном направлении. Продолжать учить детей рисовать несложные
сюжеты. Понятия о законах линейной и воздушной перспектив.
Практика Изображение пейзажа. Рисование гор. Изображение пейзажа
с отражением объектов в воде. Изображение осени. Рисование лесного озера.
Изображение пейзажа с сюжетом.
7. Я рисую радужный мир.
Практика. Выполнение рисунка по собственной теме.
7

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Радужный мир»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
течение учебного года – с сентября по май. Программа рассчитана на 36
учебных недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа
для детей
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
01
25 мая
36
36
72
обучения
сентября
I полугодие – 17 учебных недель
II полугодие – 19 учебных недель
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Режим занятий
1 раз по 2 часа
в неделю

2.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный
кабинет, с рабочими местами для детей. Столы, стулья, мольберты по
количеству обучающихся в группе. Наличие водоснабжения и раковины в
кабинете.
Техническое обеспечение: телевизор, магнитная доска.
Художественные материалы и инструменты: акварель, гуашь, кисти,
карандаши, восковые мелки, маркеры, палитры, гелевые ручки, пастель,
бумага, одноразовые стаканчики, средства личной гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература,
журналы, тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы,
образцы художественных работ.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения
результативности освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов,
заявленных в программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации: беседа; практическая работа;
наблюдение.
Оценочные материалы
Для каждой темы программы «Радужный мир» разработан
инструментарий педагогической диагностики образовательной области,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
8

№

Тема

Методы педагогической диагностики

1

Вводное занятие.

Беседа.

2

Создание фонов.

Педагогическое наблюдение. Рисование

3

Техники изображения цветов.

Педагогическое наблюдение. Рисование

4

Пейзаж.
Техники
рисования
травинок и деревьев.
Техники изображения облаков,
снега, водопада
Пейзаж – теоретические основы.
Изображение гор, отражение
объектов в воде
Я рисую радужный мир.

Педагогическое наблюдение. Рисование

5
6

7

Педагогическое наблюдение. Рисование
Педагогическое наблюдение. Рисование

Педагогическое наблюдение. Рисование

Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения.
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить
уровень усвоения учащимися общеразвивающей программы (Приложение 3).
Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и
конкурсах.
Формы подведения итоговой аттестации: беседа;практическая
работа; наблюдение. 
Виды контроля.
Программа предусматривает:
Вводный контроль осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (беседа).
Промежуточный контроль – проводится в середине года обучения,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа).
Итоговый контроль – представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения (мини-выставка).
При реализации программы «Радужный мир» в течение всего учебного
года осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
теоретических и практических знаний материала программы (беседы,
педагогическое наблюдение).
Методические материалы.
Для каждой темы программы «Радужный мир» разработан
инструментарий педагогической диагностики образовательной области,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
№
п/п

Название раздела

Материально техническое
оснащение,

Формы, методы,
приемы
обучения

Формы
учебного
занятия
9

1

2
3
4

5

6

7

Вводное
занятие.
Материалы
и
инструменты. ТБ.
Создание фонов.
Техники изображения
цветов.
Пейзаж.
Техники
рисования травинок и
деревьев
Техники изображения
облаков,
снега,
водопада
Пейзаж
–
теоретические основы.
Изображение
гор,
отражение объектов в
воде
Я рисую радужный
мир.

дидактикометодический
материал
Бумага,
Художественные
материалы.
Методическая
копилка физминутки,
загадки, стихи,
пословицы,
Использование
натуры,
репродукции картин,
образца и других
наглядных пособий;
рассматривание
отдельных
предметов; показ
педагогом приемов
изображения; показ
детских работ в
конце занятия, при
их оценке. Журналы,
учебные
пособия.

Беседа, рассказ,
обсуждение,
объяснение,
демонстрация,
иллюстрация,
физ.минутка,
игра,
самостоятельная
и творческая
работа.

Занятие с
использованием
показа,
рисование с
натуры,
рисование на
тему, рисование
по образцу,
рисование по
представлению.

Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать
происходящие
изменения,
устанавливать
их
причины
(кратковременные
и
длительные;
повторные
и
сравнительные;
распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов;
репродуктивного характера.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, слайдов,
видеозаписей).
Словесные методы и приемы обучения (рассказ педагога, рассказы детей
(пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта,
творческие рассказы), беседа).
Игровые методы и приемы обучения (дидактическая игра, загадывание и
отгадывание загадок, создание игровой ситуации).
Практические методы обучения (упражнение, моделирование)
Педагогические технологии:
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

10

Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.) –
это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных
способностей обучающихся путём использования их потенциальных
возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на
новое.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации художественно-познавательной
деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых
занятиях в памяти детей. Сформулировать тему занятия, мотивировать ее
выбор. Создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность,
сюрпризность, загадочность). Использование вопросов – напоминаний, показ
наглядного материала.
2. Основная часть
Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа
действия, постановка образовательно
–
воспитательной
задачи.
Использование вопросов разных типов: наводящих, поисковых,
обобщающих. Использование художественного слова, показ наглядного
материала, приемы словарной работы. Самостоятельная работа с
дидактическим материалом. На усмотрение педагога в ходе занятия
используется физкультурная пауза, желательно, чтобы по тематике текста
она соответствовала направленности занятия
3. Заключительная часть
Подведение итога. Закрепление материала знаний и навыков, повторение.
Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных
работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия
детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:

11

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
12

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным
сертификатом».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://base.garant.ru/407575052/ (дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога:
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/
2002.
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
3. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
13

4. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
5. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми – нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
7. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.:
Педагогическое общество России, 2005
8. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009.
11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.:
2007.
9. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический
журнал «Завуч» № 5, 2005.
10. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998.
11. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г.
Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
12. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию
животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
13. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Список литературы для детей и родителей:
1. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004.
№4, с. 19- 23
2. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих
способностей средствами арттерапии»/ 2009.

14

Приложение 1
Учебный (тематический) план
№

Название темы

1

Вводное занятие.

2

2.
2.1

Создание фонов.
Горизонтальный фон. Небо

12
2

-

12
2

2.2

Диагональный фон. Летний луг

2

-

2

2.3

Диагональный фон. Осенний луг

2

-

2

2.4

Круговой фон. Дерево.

2

-

2

2.5

Фантазийный фон .Травинки

2

-

2

2.6

Силуэтная
дерева

2

-

2

3.
3.1

Техники изображения цветов.
Изображение сирени

12
2

-

12
2

3.2

Цветы

2

-

2

3.3

Цветы в вазе

2

-

2

3.4

Весенние цветы

2

-

2

3.5

Клевер

2

-

2

3.6

Летний букет. Ромашки

2

-

2

4.

Пейзаж. Техники рисования
травинок и деревьев.
Пейзаж. Камыши

14

1

13

2

1

1

4.1

картина

Всего

Веточка

Количество
часов
теор прак
ия
тика
1
1

Форма
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Самоконтроль,
педагогический
анализ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ, контрольное задание
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ, контрольное задание
Педагогическое

15

Солнце и цветы

2

-

2

4.3

Веточка дерева

2

-

2

4.4

Зимнее дерево.

2

-

2

4.5

Елочки

2

-

2

4.6

Зимний лес. 10 способов
нарисовать дерево

2

-

2

4.7

Пейзаж - закат

2

-

2

5.

16

1

15

5.1

Техники изображения облаков,
снега, водопада
Облака

2

1

1

5.2

Пейзаж - летний день

2

-

2

5.3

Техника «набрызг»

2

-

2

5.4

Космос

2

-

2

5.5

Техника «сухая кисть»

2

-

2

5.6

Сирень в вазе

2

-

2

5.7

Водопад

2

-

2

5.8

Море, волны

2

-

2

6.

Пейзаж - теоретические
основы. Изображение гор,
отражение объектов в воде
Основы пейзажа

14

1

13

2

1

1

4.2

6.1

наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ, контрольное задание
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ, контрольное задание

Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
16

6.2

Одинокая гора

2

-

2

6.3

Горы

2

-

2

6.4

Отражение объектов в воде

2

-

2

6.5

Весна

2

-

2

6.6

Лесное озеро

2

-

2

6.7

Пейзаж с сюжетом

2

-

2

7.

Я рисую радужный мир.

2

Итого:

72

2
4

Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ
Педагогическое
наблюдение, анализ и смотр
работ, контрольное задание
мини-выставка,
педагогическое наблюдение.

68

Приложение 2
Словарь юного художника
Блик – самая светлая часть на предмете.
Гуашь – непрозрачная краска, хорошо ложится, используется
в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом
смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый
с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При
механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются
оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются
также контрастными.
Живопись – это один из основных видов изобразительного искусства;
представляет собой художественное изображение предметного мира
цветными красками на поверхности.
Изображение – воссоздание действительности в художественных
образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и
т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства,
объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на
воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном
облике.
Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное
художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.
17

Композиция – способ расположения предметов, их объединение,
выделение главного образа.
Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека
или предмета.
Линия горизонта – это линия, разделяющая небо с поверхностью земли
или воды.
Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные
предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).
Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник
помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные
мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на
горизонтальном основании.
Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
Портрет – это картина, на которой изображён человек.
Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.
Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого
предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает
свет.
Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все
изображаемые предметы.
Штрих – черта, короткая линия.
Эскиз – это быстрый набросок будущей картины.
Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.

18

Приложение 3
Итоговый тест по программе «Радужный мир»
Фамилия, имя ____________________________ Группа _______
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок.

«Инструменты и материалы».
1. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или
овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы
- это ...
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.
2. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на
подрамнике или доска для работы художника - это ...
Варианты ответа:
-муштабель;
-станок;
-стек
-мольберт.
3. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из
красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими это ...
Варианты ответа:
-гуашь;
-сангина;
-темпера;
-пастель;
-акварель.

«Основы живописи»
1. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в
правильной последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре:
Варианты ответа:

19

2. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи - это:
Варианты ответа:

3. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:

1. и+Ф

2.. о+е

3. о+е

4. И+ф

Варианты ответа:

4. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному
варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет - это:
Варианты ответа:

20

5. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному
варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма - это:
Варианты ответа

Критерии оценивания по уровням:
6-8 баллов - высокий уровень
4-5 баллов - средний уровень
1-3 баллов - низкий уровень

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».