Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«УЗЕЛКОВАЯ ФАНТАЗИЯ»
Возраст учащихся: 9 - 14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Есипова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Узелковая фантазия» соответствует художественной направленности и
предназначена для получения детьми расширенных знаний в области
декоративно-прикладного искусства (технологии работы с нитями).
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы. В настоящее время возрождается
понимание художественной ценности и воспитательной значимости ручного
труда. Программа дает возможность каждому ребёнку реально открыть для
себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности, благотворно влияет на развитие
фантазии, образного мышления.
Отличительные особенности программы.
Программа направлена на овладение основами творческой
деятельности посредством освоения техники цветного плетения с помощью
вертикальных репсовых узлов. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Узелковая
фантазия»
является
модифицированной. В основу программы положены: образовательная
программа «Кружок макраме» - Максимчук Н.А, г. Н-Тагил, многочисленные
методические рекомендации, публикуемые в периодической литературе,
интернете и личный опыт педагога - автора программы.
Уровень программы
Программа имеет два уровня обучения - стартовый и базовый.
Стартовый уровень направлен на мотивацию интереса к технике
макраме, одному из видов декоративно-прикладного искусства. Дети
знакомятся с правилами техники безопасности, приобретают навыки
грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия
инструментами, знания по цветосочетанию, композиции и осваивают
базовую систему понятий и определений техники макраме.
Базовый уровень направлен на более углубленное постижение основ
мастерства техники макраме.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся школьного
возраста 9-14 лет, не имеющих ограничений возможностей.
Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст (9 лет) является особым возрастом в жизни
ребенка. В этом возрасте происходит наибольшее количество перемен.
Меняется социальный статус ребенка – он становится учеником; происходит
смена основной деятельности (игра-учеба). Этим внешним переменам
сопутствуют внутренние в психике ребенка тоже происходят изменения,
больше всего совершенствуются высшие психические функции,
обеспечивающие мыслительную деятельность. Ребенок вступает в младший
школьный возраст с достаточно сформированным образным мышлением.
Другим формам еще предстоит развиваться. Мышление школьника в
большей степени конкретно и наглядно, абстрактные умозаключения даются
многим с трудом. У детей данного возраста наряду с учебной деятельностью
по-прежнему большое место в жизни занимает игра, но ведущим видом
деятельности становится учебная, поэтому необходимо совмещать элементы
игры и учения, делать постепенный переход от игры-забавы к
познавательной деятельности.
Период отрочества (10 – 14 лет), важнейшие специфические черты
которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении
в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою
самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их
деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее
торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры
головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических
процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной
деятельности и контролировать их достижения.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное,
теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные
с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления
нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя,
свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению
игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и
создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями
к ценностям и окружающим.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе. Программа предусматривает
разноуровневые и разновозрастные учебные группы, что дает возможность
использовать метод «наставничества» – опытные воспитанники опекают
новичков, старшие помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень) – 72 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 144 часа.
Срок реализации – 2 года.
Объем программы: 216 часов.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 мин.
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
-общее количество часов в неделю – 2, 4 часа. Занятия проводятся 1, 2
раз в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные (беседа, рассказ, практическая работа);
групповые (выполнение задания в группе);
индивидуальные
(инструктаж,
выставка
творческих
работ,
демонстрация).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: комбинированное обучение
(сообщения новых знаний и их практическое закрепление); контролируемая
самостоятельная работа, практическое занятие.
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения
коллектива предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров,
дискотек, участие в мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО
«Гармония» («Осенний бал», фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония»
«Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, выставка работ, участие в итоговой выставке «Души и
рук творенье» и т.д.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – приобщение детей к
декоративному творчеству, в процессе которого они научатся создавать
красивые, необходимые в быту вещи, развитие у них творческой
индивидуальности и фантазии, воспитание интереса к культуре, народным
традициям.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
познакомить детей с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного искусства;
обучить различным узлам и узорам макраме;
создать необходимые условия для полного освоения программы с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом
и обучающимся;
обучить технике безопасности при работе с инструментами, а также
правилам и нормам поведения в учебном кабинете;
научить учащихся представлять свои творческие замыслы в виде
эскизов, схем.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории художественных промыслов и ремесел
русского народа;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по
отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как
высшей меры воспитанности);
воспитывать чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
активность,
целеустремлённость, терпение, уважение и любовь к своему труду и к
работе окружающих людей, доброе отношение к товарищам,
бережливость, формировать потребность детей к саморазвитию.
1.3. Планируемые результаты
В ходе освоения программы обучающиеся будут знать:
- вид декоративно-прикладного творчества - макраме;
- название и назначение инструментов и приспособлений;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства,
использование, применение;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами.
В ходе освоения программы обучающиеся будут уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами, применяя приобретенные навыки на
практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя
знания, умения и навыки, полученные по технике макраме;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
проявлять самостоятельность.
Личностные результаты:
- осознанное отношение к занятиям декоративно-прикладным
искусством, как средству саморазвития и применения приобретённых
знаний в повседневной жизни;
- развитие личностных качеств в достижении поставленных задач,
умение доводить начатое дело до конца;
- осознанная готовность к разным видам общения в совместной
деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
Метапредметные результаты:
- умение организовывать своё рабочее место;
- умение выполнять работу, следуя образцу;
- умение сотрудничать при работе в группе.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Задачи:
вовлечение детей в образовательный процесс;
закрепление интереса к выбранному ремеслу;
освоение базовых приемов плетения техникой макраме;
сохранение контингента учащихся.
Название темы
Вводное занятие.
Знакомство с макраме.
Материалы
и
приспособления.
Приемы плетения узлов и
узоров.
Плетение
изделия,
используя
пройденные
узлы и узоры.
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
2
2
-
Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование.
Беседа.
20
2
18
16
2
14
Анализ выполнения
практического задания.
Анализ работ минивыставки.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вспомогательные узлы и
узоры.
Композиционные и
орнаментальные узлы.
Приемы
начала
и
окончания работы.
Подготовка к участию в
выставках.
Детское творчество.
Итоговое занятие.
Итого:
4
2
2
4
2
2
4
2
2
8
2
6
10
2
2
2
8
-
72
20
52
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Коллективное
обсуждение работ.
Творческая работа.
Тест
«Азбука макраме».
Содержание программы 1 года обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой 1 года обучения, показ изделий,
альбомов, наглядных пособий. Все это необходимо для того, чтобы вызвать
наибольший интерес к декоративно-прикладному искусству. Инструктаж по
технике безопасности. Анкетирование.
Тема 2. Знакомство с макраме. Материалы и приспособления.
Теория: Рассказ об истории узелкового плетения, показ различных
видов ниток, шнуров, их применение. Демонстрация использования
инструментов и приспособлений. Показ готовых изделий, фотографий,
обратить внимание на использование конструктивных деталей и
декоративных элементов, которые помогают сохранить форму плетеного
полотна и украшают изделие. Природный материал и макраме. Запись того,
что необходимо для работы в объединении. Техника безопасности при работе
с колющими и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Тема 3. Приемы плетения узлов и узоров.
Теория: Выбор нитей, окраска, расчет количества нитей и их длины для
определенного изделия. Крепление нити на основе. Витая цепочка с
направлением витков влево. Витая цепочка с направлением витков вправо.
Одинарный плоский узел (левый и правый), двойной плоский узел. Цепочка
из плоских узлов. Наращивание нитей в плоской цепочке. «Шахматка» из
плоских узлов. «Ягодка» из плоских узлов. Репсовый узел. Горизонтальная,
диагональная и вертикальная брида.
Практика: Показ способов крепления нити: замочком налицо и
наизнанку, неровное и расширенное крепление. Крепление нити к тканям с
помощью крючка. Показ выполнения узлов и узоров. Изготовление образцов.
Анализ выполнения практического задания.
Тема 4. Плетение изделия, используя пройденные узлы и узоры.
Теория: Выбор эскиза для плетения изделия.
Практика: Зарисовка схемы. Подготовка нитей, плетение по схеме,
выбранного по желанию и по возрастным и индивидуальным особенностям
изделия. Анализ работ мини-выставки.
Тема 5. Вспомогательные узлы и узоры.
Теория: Приемы плетения вспомогательных узлов и узоров.
Практика: Изготовление образцов.
Тема 6. Композиционные и орнаментальные узлы.
Теория: Приемы плетения композиционных и орнаментальных узлов.
Практика: Изготовление образцов.
Тема 7. Приемы начала и окончания работы.
Теория: Плетеное кольцо. Пико. Бахрома. Кисти. «Чистый край».
Практика: Изготовление образцов.
Тема 8. Участие в выставках.
Теория: Знакомство с правилами оформления работы на выставку, с
правилами оформления этикетки на изделие или композицию. Выбор
творческих работ для участия в выставках различного уровня.
Практика: Зарисовка схемы. Подготовка нитей, плетение по схеме.
Оформление изделия на выставку. Изготовление этикетки. Экскурсии на
выставки декоративно-прикладного искусства. Коллективное обсуждение
работ.
Тема 9. Детское творчество.
Теория: Цветовой круг, контрастные, сближенные и дополнительные
цвета, теплая и холодная гамма. Основные характеристики цвета, его
свойства. Правила сочетания цветов. Понятие цветовой гармонии. Создание
выразительности работ с помощью цвета. Влияние фона на выразительность.
Цветовое решение изделий, композиций. Выбор изделий для плетения,
которые соответствуют возрасту детей и индивидуальным способностям.
Практика: Зарисовка схем, подготовка нитей, расчет нитей. Плетение
изделий по выбранной схеме, отделка изделий. Творческая работа.
Тема 10. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Выставка «Души и рук творенье».
Учебный план 2 года обучения (базовый уровень)
Задачи:
осуществление творческого подхода при создании творческих работ;
умение применить полученные знания, умения, навыки в практической
деятельности;
свободное владение технологией изготовления небольших изделий
техникой макраме.
№
п/п
1.
2.
3.
Название темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Организация рабочего
места.
Техника плетения макраме.
Виды крепления нитей,
Количество часов
Всего
2
2
Теория
2
2
Практика
-
Формы
аттестации/
контроля
Беседа.
Устный опрос.
2
-
2
Самостоятельная
работа.
4.
образование узлов, плетение
узоров.
Цветное плетение.
30
2
28
5.
Плетение цветов.
26
2
24
6.
Участие в выставках.
38
2
36
7.
8.
Детское творчество.
Итоговое занятие.
Итого:
42
2
144
2
2
14
40
130
Анализ выполнения
практического
задания.
Мини-выставка.
Анализ выполнения
практического
задания.
Демонстрация
изделий.
Коллективное
обсуждение работ.
Творческая работа.
Анализ достижений.
Содержание программы 2 года обучения (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой 2 года обучения, показ изделий,
альбомов, наглядных пособий. Все это необходимо для того, чтобы
поддержать интерес к декоративно-прикладному искусству и вызвать
наибольшее желание продолжать заниматься декоративно-прикладным
творчеством. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Теория: Техника безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами. Организация рабочего места.
Тема 3. Техника плетения макраме. Виды крепления нитей, образование
узлов, плетение узоров.
Практика: Повторение техники плетения основных узлов и узоров,
чтение схем, плетение по схеме. Самостоятельная работа.
Тема 4. Цветное плетение.
Теория: Цветовой круг. Теплые и холодные тона. Основные и
дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его назначение в изделии.
Цветное плетение. Использование цветного плетения в изделиях. Технология
изготовления изделия в технике цветного плетения. Выбор эскиза изделия.
Практика: Зарисовка схем, подготовка нитей, расчет нитей. Плетение
изделий по выбранной схеме в технике цветного плетения, отделка изделий.
Анализ выполнения практического задания. Мини-выставка.
Тема 5. Плетение цветов.
Теория: Ознакомление с техникой плетения цветов. Цветы в кулоне, в
оформлении сувенира, дополнение к одежде. Узлы, применяемые для
плетения цветов. Последовательность выполнения изделия.
Практика: Изготовление цветов техникой макраме. Анализ
выполнения практического задания. Демонстрация изделий.
Тема 6. Участие в выставках.
Теория: Повторение правил оформления работы на выставку, правил
оформления этикетки на изделие или композицию. Выбор творческих работ
учащихся для участия в выставке.
Практика: Зарисовка схемы. Подготовка нитей, плетение по схеме.
Оформление изделия на выставку. Изготовление этикетки. Экскурсии на
выставки декоративно-прикладного искусства. Коллективное обсуждение
работ.
Тема 7. Детское творчество.
Теория: Просмотр журналов, иллюстраций, Интернет ресурсов. Выбор
эскизов, схем изделий, выполненных техникой макраме, для участия в
выставках разного уровня.
Практика: Подготовка необходимого материала, инструментов, схем.
Изготовление изделий на выставки разного уровня с применением знаний,
умений и навыков по технике макраме. Творческая работа.
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Анализ достижений. Выставка «Души и
рук творенье»
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Узелковая фантазия»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 2 года
(36 учебных недель для каждого года обучения).Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
В соответствии с нормами СанПин занятия проводятся в чистом,
проветриваемом и хорошо освещенном помещении, где находится (на
группу из 12 человек) следующее:
мебель: стол и стул педагога, столы и стулья для детей, шкаф и тумбочка
для оборудования и инструментов;
инструменты и оборудование: подушки для макраме, швейные булавки с
головками, ножницы, сантиметровая лента, крючок для вязания;
материалы: ручка, тетрадь, простой карандаш, фломастеры, цветные
карандаши, линейка, нитки различного качества и цветов, подсобные и
декоративные материалы;
- информационное обеспечение - интернет источники, фотоматериалы
(фотографии работ детей);
- кадровое
обеспечение – программа реализуется педагогом
дополнительного образования, обладающие достаточными знаниями в
области педагогики и психологии, знающие особенности обучения
декоративному искусству детей младшего школьного возраста;
- методические материалы:
дидактические материалы:
- схематические или символические: стенд с разделами: «Достижения
объединения», «Азбука безопасности», «Наше творчество»;
- дидактические пособия:
- раздаточный материал: карточки - схемы, карточки с
индивидуальными заданиями, образцы орнаментов, инструкционные карты,
тесты и кроссворды по макраме, иллюстрации;
методическая продукция:
- сценарный материал по воспитательной работе, методические
рекомендации: «Изготовление новогодних сувениров в технике макраме»,
«Техника цветного плетения» (автор - Грядунова Г.А. руководитель
объединения «Макраме»).
- папка с инструкциями по разделам: «Вводный инструктаж», «Правила
работы с колющими и режущими инструментами, организация рабочего
места», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения»,
«Правила поведения при захвате в заложники и обнаружении оставленных
без присмотра вещей», «Правила поведения в каникулярное время».
В образовательном процессе используются следующие методы
обучения:
- словесные методы - устное изложение, беседа, объяснение, анализ
работы;
- наглядные методы - показ работ обучающихся
и педагога,
использование
наглядных
материалов
(картины,
иллюстрации,
фотоматериалы, видеоматериалы), показ педагогом приемов выполнения;
- практические методы – практическая работа с оборудованием и
информацией;
- методы работы с информацией - книги, журналы, интернет;
- частично - поисковые методы – решение поставленной задачи
совместно с педагогом.
В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Личностно-ориентированная технология - обеспечение каждому
учащемуся чувства психологической защищённости, доверия, понимание
позиции ребёнка.
- Игровые технологии
используются как средство активизации
деятельности обучающихся.
- Здоровьесберегающая технология - реализуется через систему
мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывает
условия образовательной среды и деятельности (обстановка и гигиенические
условия в кабинете, позы обучающихся во время занятия, физкультминутки и
другие оздоровительные моменты на занятии, психологический климат на
занятии, наличие на занятии эмоциональных разрядок).
- Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется
для организации выставок, мероприятий воспитательного характера. Этот
способ
деятельности
помогает
развитию
организаторских
и
коммуникативных навыков и работает на сплочение коллектива.
- ИКТ - технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Педагогический мониторинг позволяет системно отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя:
Вводный контроль (входная аттестация) осуществляется при наборе в
объединение и показывает уровень подготовки обучающихся (беседа).
Промежуточный контроль (аттестация) проводится в конце темы,
(раздела), позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня
и скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, анализ
выполнения практического задания, анализ работ, мини-выставка).
Итоговый контроль (аттестация) представляет собой оценку качества
усвоения обучающимися содержания общеразвивающей программы за весь
период обучения, проводится в виде анализа участия коллектива и каждого
обучающегося в выставках и конкурсах разного уровня, мероприятиях
воспитательного характера, тестирования.
При реализации программы «Узелковая фантазия» в течение всего
учебного года осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня
усвоения теоретических и практических знаний материала программы
(устные опросы, фронтальные и индивидуальные беседы, выполнение
дифференцированных практических заданий различных уровней сложности,
а также педагогическое наблюдение).
Контрольно - измерительные материалы:
Тест «Азбука макраме»
Отметьте знаком «+» правильный ответ.
1.Что не относится к приспособлению для плетения:
а) полумягкая подушка;
б) швейные булавки с шишечками;
в) ножницы;
г) нитки.
2. Что не относится к материалам для плетения:
а) бельевой шнур;
б) синтетическая нить;
в) шерстяная нить;
г) сантиметровая лента.
3. Что не относится к конструктивным деталям:
а) кольца;
б) деревянные палочки;
в) каркасы;
г) ножницы.
4. Что не относится к декоративным элементам:
а) бусы;
б) бисер;
в) шарики деревянные;
г) нитки.
5. Какого крепления нити не существует:
а) замочком налицо;
б) замочком наизнанку;
в) расширенное крепление;
г) ровное крепление нити.
6. Какой узел не относится к основным узлам:
а) первый плоский узел;
б) второй плоский узел;
в) квадратный плоский узел;
г) «жозефина».
7. Какой узор не относится к основным узорам:
а) «ягодка»;
б) «шахматка»;
в) «паутинка»;
г) мережка «фриволите».
8. Какой прием не используется для начала работы:
а) плетеное кольцо;
б) «баттерфляй»;
в) «капуцин»;
г) пико.
9. Что не является приемом окончания работы:
а) бахрома;
б) «чистый край»;
в) «кисточка»;
г) «фриволите».
- Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов.
- Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов.
- Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов.
- 1 правильный ответ = 1 баллу.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
Список литературы педагогу:
Безрукова, В.С. Педагогика: учебник / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Свердловский ИПИ, 1993. – 320 с.
Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В. А.
Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980.—352с.
Кузьмина, М.А. Азбука плетения/ М.А. Кузьмина.- М.:Легпромбытиздат,
1992. – 320с.
Максимчук, Н.А. Кружок макраме. Узелковая фантазия: авторская
программа/ Н.А.Максимчук. - Н-Тагил: Городской Дворец творчества юных.
Савин, Н.В. Педагогика: пособие для пед. училищ/ Н.В. Савин. - М.:
Просвещение,1990. - 351 с.
Соколовская, М.М. Знакомьтесь с макраме: книга для учащихся 4-8 классов /
М.М. Соколовская. - М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Чиотти, Д. Макраме: украшения из плетеных узелков/ Д. Чиотти – М.: Ниола
– Пресс, 2006. – 96с.
Список литературы учащимся, (родителям):
Кузьмина, М.А. Азбука плетения/ М.А. Кузьмина.- М.:Легпромбытиздат,
1992. – 320с.
Соколовская, М.М. Знакомьтесь с макраме: книга для учащихся 4-8 классов /
М.М. Соколовская. - М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Чиотти, Д. Макраме: украшения из плетеных узелков/ Д. Чиотти – М.: Ниола
– Пресс, 2006. – 96с.