Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «28» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 28.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
экологической направленности
«Основы экологической грамоты»
Срок реализации: 1 года
Возраст детей: 6 лет
Автор - составитель:
Долгалова Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экологической грамоты» (далее - программа) соответствует естественнонаучной направленности направлена на экологическое развитие детей дошкольного возраста.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
2
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность.
Экологическая проблема – одна из острых проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека,
его компетентного участия и их решений. В период дошкольного детства в
процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей формируются начала экологической культуры.
Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного
контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в
ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов
взаимодействия человека с природой: человек - как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях, человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.
Занятия по программе «Основы экологической грамоты» направлены на
воспитание у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к
явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что ребёнок вовлечён в различные формы деятельности, всесторонне развивается. Полученные знания может применить в повседневной жизни и на занятиях по
окружающему миру в детском саду и школе.
Новизна данной программы в том, что наблюдение за рыбками, животными и растениями – это одна из форм релаксации, используемых на занятиях.
Простое созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами, черепахами, попугаями улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает.
Отличительная особенность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы экологической грамоты» является модифицированной. В основу
программы положена программа «Экологическое воспитание дошкольников»Николаева С.Н., г. Москва, 2001 г.; «Сценарии по экологическому воспитанию
дошкольников» - Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., г. Москва,
3
2007 г.; «Методика экологического воспитания в детском саду» - С.Н Николаева., Москва, 2001 г. и личный опыт педагога – автора программы.
Особенностью программы «Основы экологической грамоты» состоит в
том, что она составлена с учетом имеющихся условий (живых объектов для
наблюдения) в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония», на базе которого проводятся
занятия.
Реализация программы осуществляется через организационную форму
обучения- комплексные занятия, где теоретическая и практическая части интегрированы
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
Адресат программы: дети дошкольного возраста 6 лет.
Краткие возрастные особенности:
Главным новообразованием становится внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Ребёнок
осваивает широкий круг бытовой деятельности – игровой, бытовой, трудовой.
Формируется как техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
В познавательной сфере главным достижением является освоение средств
и способов познавательной деятельности. Познавательные процессы более
интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Значительно расширяются рамки общения с взрослым, прежде
всего за счёт овладения речью. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем.
Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра.
Уровень программы, объем и срок освоения программы.
Уровень программы - стартовый.
«Стартовый» уровень программы направлен на знакомство с объектами
живой природы, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы.
Объем программы -18 часов. Срок освоения программы - 1 год.
В процессе занятий:
- дети знакомятся с аквариумными рыбками, улитками, попугаями, черепахами, комнатными и аквариумными растениями;
- учатся выделять общие признаки и различия у природных объектов;
- анализируют, делают выводы об увиденном.
Программа предполагает очную форму обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Количество обучающихся в объединении, продолжительность занятий зависят от направленности дополнительной общеобразовательной общеразвива4
ющей программы и определяются локальным нормативным актом МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония».
Состав группы постоянный. Формируются группы одного возраста (воспитанники дошкольных образовательных учреждений).
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Основы экологической грамоты» на общих основаниях могут заниматься дети-инвалиды и дети с ОВЗ не требующие организации особых образовательных
условий.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся расписание занятий объединения составляется с учетом пожеланий педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Режим занятий
Группа
1 год обучения (стартовый уровень)
Количество
часов в неделю
1
Периодичность
занятий
1 раз в 2 недели по 1
академическому часу.
В первый день занятий дети проходят инструктаж по правилам техники
безопасности. Педагог на каждом занятии напоминает обучающимся об основных правилах соблюдения техники безопасности.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
- групповая: организация работы в малых группах, для выполнения определенных задач (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).
Формы проведения занятий: беседа, экскурсия, занятие-игра, эксперимент,
конкурс, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель занятий: формирование у ребенка осознано - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают.
Обучающие задачи:
- формировать представления о том, что аквариум - это маленький водоем;
- умножать представления об особенностях строения и поведения рыбок, сухопутной и болотной черепахи, волнистого попугая;
- предоставить возможность для пополнения знаний об особенностях ухода за
комнатными растениями;
Развивающие задачи:
- развивать память мышление, воображение, различные формы речевой деятельности;
- формировать умение выделять общие признаки и различия у природных объектов, делать обобщения, формулировать выводы, наблюдать переносить знания в новую ситуацию;
- владеть различными способами практического взаимодействия с природными
объектами.
5
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание ухаживать за объектами живой природы;
- создавать положительную мотивацию к занятиям.
- формировать навыки здорового образа жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
№
Название раздела, темы
1
2
Введение.
Видеофильмы о правилах безопасного поведения
Аквариум и его устройство
Аквариумная рыбка: барбус суматранский
Засухоустойчивое растение: кактус
Золотая рыбка
Волнистый попугай
Сухопутная черепаха
Корм и кормление аквариумных рыб
Комнатное растение: хлорофитум
Болотная черепаха
Поддержание чистоты в аквариуме
Аквариумная рыбка: гуппи
Аквариумное растение роголистник
Аквариумная рыбка: скалярия
Комнатное растение: бальзамин
Кормление сухопутных и болотных черепах
Итоговое занятие.
Итого:
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Количество часов
ВсеТеоПрак
го
рия
тика
1
1
1
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
0,6
1
0.8
0,8
0,8
0,8
0,6
0,8
0,8
0,4
0,8
0.8
0.8
0,6
0,2
0,2
12,8
0,4
0,2
0.2
0,2
0,2
0.4
0,2
0,2
0.6
0,2
0,2
0,2
0,4
0,8
0,8
5,2
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение в процессе организованной деятельности.
Открытое занятие
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Введение.
Теория:
Экскурсия по зданию ЦТР и ГО «Гармония»
2. Видеофильмы о правилах безопасного поведения.
Теория:
Просмотр видеофильмов по технике безопасности: «Пожарная безопасность»,
«Дорожная безопасность», «Безопасность в машине», «Фликеры».
3 . Аквариум и его устройство.
Теория:
Беседа об обитателях аквариума (рыбы, улитки, растения). Условия для жизни
обитателей аквариума (вода, свет, грунт). Аквариумное оборудование (помпа,
термометр, скребок, сифон, сачок). Эстетика аквариума.
Практика:
Смена воды в аквариуме.
4. Аквариумная рыбка барбус суматранский.
6
Теория:
Родина. Внешний вид. Общие для рыб признаки (форма и окраска тела, чешуя,
плавники). Особенности внешнего вида.
5. Засухоустойчивое растение кактус.
Теория:
Родина растений. Внешний вид. Потребности растений в свете, тепле, влаге.
Приспособленность растений. Особенности и различия.
Практика:
Игра «Узнай по описанию».
6. Золотая рыбка.
Теория:
Родина. Внешний вид. Особенности внешнего строения (форма тела, окраска
кожи, чешуи, особенности хвоста, плавников). Корм и кормление.
Практика:
Сравнить золотую рыбку и барбуса суматранского.
7. Волнистый попугай.
Теория:
Родина. Внешний вид. Особенности внешнего вида. Комплекс условий для
жизни птиц (клетка, жердочки, песок, чистая вода, корм). Особенности поведения. Уход, кормление.
Практика:
Игра «Покорми попугая»
8. Сухопутная черепаха.
Теория:
Родина. Внешний вид. Особенности внешнего вида (панцирь, тело, ноги).
Особенности поведения. Уход и кормление черепахи.
Практика:
Кормление черепахи.
9. Корм и кормление аквариумных рыб.
Теория: Виды корма. Особенности кормления рыб разных видов.
Практика: Кормление рыб.
10. Комнатное растение хлорофитум.
Теория:
Родина. Внешний вид. Необходимые условия для жизни растений (вода, почва, свет, тепло). Правила ухода. Особенности и различия.
Практика:
Высадка побегов.
11. Болотная черепаха.
Теория:
Террариум. Устройство террариума. Особенности внешнего вида болотной черепахи. Условия содержания, кормления.
Практика:
Игра «Кто быстрее»
12. Поддержание чистоты в аквариуме.
Теория:
7
Аквариум – это маленький водоем. Чистота аквариума (налет, пыль, пятна,
желтые листья). Уход за аквариумом.
Практика:
Мытьё стёкол аквариума (объем 10 литров).
13. Аквариумная рыбка гуппи
Теория:
Родина. Внешний вид, условия содержания (свет, тепло, вода). Общие для рыб
признаки. Разведение аквариумной рыбки гуппи в условиях аквариума. Самка и
самец. Сходство и различие. Уход за аквариумными рыбками.
Практика: Рисование самки и самца гуппи.
14. Аквариумное растение: роголистник.
Теория:
Родина. Внешний вид. Условия содержания. Уход за растением.
Практика:
Игра: «Найди роголистник на рисунке».
15. Аквариумная рыбка скалярия.
Теория:
Родина. Особенности внешнего вида. Условия содержание. Уход.
Практика:
Нарисуй гуппи и скалярию. Сравни рисунки.
16. Комнатное растение бальзамин.
Теория: Родина. Внешний вид. Особенности. Уход.
Практика:
Сравни хлорофитум и бальзамин.
17. Кормление сухопутных и болотных черепах.
Теория:
Сравнение черепах по внешнему виду. Виды корма.
Практика:
Кормление черепах.
18. Итоговое занятие.
Открытое занятие: конкурсная программа «Юный эколог»
1.4. Планируемые результаты:
Предметные результаты
должен знать
условия необходимые для живых объектов аквариума
(рыб, улиток, растений): чистая вода, тепло, свет;
особенности внешнего вида: барбуса суматранского,
золотой рыбки, скалярии, гуппи;
необходимые условия для содержания комнатных
растений (кактуса, хлорофитума, бальзамина): почва,
свет, тепло, вода;
особенности внешнего вида кактуса, хлорофитума,
бальзамина;
должен уметь
кормить аквариумных
рыб, черепах, улиток,
попугаев;
осуществлять уход за
комнатными и
аквариумными
растениями.
8
особенности содержания и внешнего вида аквариумного
растения: роголистник;
особенности содержания и внешнего вида сухопутной и
болотной черепахи;
особенности содержания и внешнего вида волнистого
попугая.
Личностные результаты и метапредметные результаты:
правила безопасного поведения;
слушать и понимать речь других, излагать свои мысли, делать выводы;
память, внимание, воображение, наблюдтельность, образное мышление;
налаживать взаимоотношения с окружающими;
включаться в совместную деятельность;
применять полученные знания и приобретённые умения, навыки в различных
ситуациях.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график.
Организация учебного процесса по программе «Основы экологической
грамоты» предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония» в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана
на 1 год, 36 учебных недель. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 академическому часу.
Календарный учебный график
Год обучения
1 год обучения
Дата
начала
обучения
сентябрь
Дата
окончания
обучения
май
Количество
учебных
недель
18
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
18
18
1 раз в 2 недели
по 1 академическому часу.
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в к кабинете №12, ул. Ленина, 71 – чистое, хорошо
освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится всё необходимое для занятий:
№
Название оборудования
Количество
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
№
1
2
3
4
Аквариумы объемом 100 литров
Аквариум объемом 8 литров
Клетка для птиц
Террариумы
Помпы для аквариумов
светильники
Сачки
Термометры водные
Сифоны
Скребки
Кормушки для корма
Кормушки для живого корма
Препараты для очистки воды, купания рыб, улиток.
Мебель
Стол письменный
Стелаж для аквариумов
Кресло
Банкетки
8
2
1
2
8
5
5
3
3
3
10
2
2
Количество
1
1
1
4
2.2.2.Информационное обеспечение реализации программы:
растений
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. https://dm-centre.ru - Экологическое отделение Дворца молодёжи
5. http://www.what-this/ru/-Детская энциклопедия
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль- проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося (педагогическое наблюдение, беседа).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме (наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа)
Итоговый контроль- представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения
(открытое занятие: конкурсная программа «Юный эколог»).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.3.1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
В систему мониторинга (наблюдения за активностью детей в спонтанной
и специально организованной деятельности) в рамках программы «Основы
экологической грамотности») входит образовательная область «Познавательное
развитие»,
соответствующая
Федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, что позволяет
комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при
необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребёнком содержания дополнительной общеобразовательной
программы.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей
10
проводится 3 раза в год.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и трехбалльная система:
- Низкий уровень – 0-1балл;
- Средний уровень – 2 балла;
- Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области).
Параметры оценки:
Знает о попугаях, об аквариумных и террариумных обитателях, комнатных и аквариумных растениях, способах ухаживания, об охране окружающей
природы.
Знает о взаимодействии живой и неживой природы, устанавливает причинно-следственные связи.
Инструментарий педагогической диагностики образовательной области
представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений,
наблюдений, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из
разных образовательных областей. Результаты педагогической диагностики
фиксируются по уровням таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
(образовательная область «Познавательнное развитие»)
Группа № ___________
№
Имя ребенка
Уровни в баллах
11
низкий
( 0-1 балл)
IХ
ХII
V
средний
(2 балла)
IХ
ХII
V
высокий
(3 балла)
IХ
ХII
V
1
2
…
11
12
Таблица результатов образовательной деятельности
образовательной области «Познавательное развитие»
Месяц обследования
Всего детей:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
ХII
IХ
V
Отслеживаются достижения детей объединения, индивидуальные
достижения (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении
используются: журнал посещаемости, отзывы родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие, участие в общих праздниках и мероприятиях ЦТР и ГО
«Гармония».
2.4. Оценочные материалы
№
Методы
педагогической
диагностики
Название раздела, темы
1
Введение.
2
Видеофильмы о правилах безопасного поведения
Аквариум и его устройство
Педагогическое наблюдение
Аквариумная рыбка: барбус суматранский
в процессе организованной
деятельности.Засухоустойчивое растение: кактус
Золотая рыбка
Волнистый попугай
Сухопутная черепаха
Корм и кормление аквариумных рыб
Комнатное растение: хлорофитум
Болотная черепаха
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Беседа,
12
12
13
14
15
16
17
18
Поддержание чистоты в аквариуме
Аквариумная рыбка: гуппи
Аквариумное растение роголистник
Аквариумная рыбка: скалярия
Комнатное растение: бальзамин
Кормление сухопутных и болотных черепах
Итоговое занятие.
Открытое занятие: конкурсная
программа «Юный эколог»
2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения
В процессе занятий используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ с использованием аквариумного оборудования, творческие работы (рисование, лепка, составление творческих
рассказов и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
2.5.2. Педагогические технологии
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка
сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и
правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В программе
это выражается через использовать способов и приемов преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья
ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете, позы учащихся во
время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
13
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П.
Волков, И.П. Иванов) используется для организации выставок, мероприятий
воспитательного характера. Все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Этот способ деятельности
помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива. Основной метод обучения – диалог, речевое общение
равноправных партнеров.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной коммуникации с
родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
Организация детей. Создание интереса к теме занятия (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность). Использование вопросов – напоминаний, показ наглядного материала.
2. Основная часть
Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа
действия, постановка образовательно - воспитательной задачи. Использование
вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование
художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной работы. Физкультурная пауза, желательно, чтобы она соответствовала направленности занятия
3. Заключительная часть
Подведение итога. Закрепление материала знаний и навыков, повторение. Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных работ, участия детей в занятии.
2.5.4. Дидактические материалы
Звукоматериалы:
- музыка для прослушивания: шум дождя, плеск волн.
Схематический материал:
- карта мира;
- плакаты с изображением рыб и животных - 20 шт.;
- плакаты по охране природы – 2 шт.;
- информационный стенд «Уголок безопасности».
Картинный материал:
- картины и рисунки с изображением аквариумных рыб, растений,
улиток, попугая, черепах(сухопутных и болотных)
Смешанный материал:
14
- видеоролики по темам: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Как вести себя в автомобиле», «Правила поведения
при захвате в заложники».
Дидактические пособия:
вопросы и задания по темам программы.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031 (дата обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
15
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».: URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитате16
ля детского сада / А.К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 2001. – 95 с.
2. Ёлкина Н.В. 100 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов /
Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002. – 224 с.
3. 2 Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) Л.Г. Горькова,
А.В. Кочеергина, Л.А. Обухова./ – Москва: ВАКО, 2007. – 240 с.
4. Чегодаев А.Е. 99 советов. Красноухая черепаха. Уход и содержание. – М.:
ООО «Аквариум – Принт», 2007. – 112 с.
5. Колар К. Волнистые попугайчики. Текст Курта Колара./ перевод с
немецкого Евгений Захаров./ М.: ООО Аквариум - Принт, 2007. – 64с.
6. Катаева И.В. Зооуголок в детском саду. – М.: ООО «Аквариум – Принт»,
2006. – 112с.
7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада:
Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения/ –
С.Н. Николаева. М.: Просвещение. 2002. - 144с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в
детском саду. Пособие для воспитателядошкольного образовательного
учреждения/ – С.Н. Николаева М.: Просвещение. 1998 .- 162 с.
9. Полонский В.Д. Устройство и дизайн аквариума /– М.: «Аквариум»,
К,:ГИППВ.1999. – 160с.
10. Потапова Л.М Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет
/Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. Академия развития, Ярославль, 2002. – 223с.
11. Полонский А.С. Гуппи, меченосцы и другие живородящие рыбы. – М.:
«Аквариум - Принт», 2008. – 96 с.
12. Федосеева П.Г. Организация деятельности уголка природы. - Издательский дом «Корифей». - 2009.
13. Цирлинг М.П. Аквариум и водные растения. – СПб.: Гидрометеоиздат,
1991. - 256 с.
14. Школьник Ю.К. Аквариумные рыбки. Полная энциклопедия / Ю.К.
Школьник; ( илл. Ю. Школьник, И. Дякина, Ю. Золотарёва). – М.; Эксмо.
2012. – 256с.
15. Полонский В.Д. Аквариумные растения / М.: ООО «Аквариум – Принт»,
2007. – 144с.
Литература для детей и родителей
1. Гаршин В.М. Лягушка – путешественница. Сказка. Рисунки Н. Чарушина.
М.: «Детская литература», 1984. – 12 с.
2. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Рассказы / Рис. А. Эйгеса. – М.: Детская
литература, 1980. – 16 с.
3. Пришвин М.М. В краю у дедушки Мазая. Рассказы. Волгоград. Нижневолжское книжное издательство, 1979. – 48 с.
4. Катаев В.П. Сказки: Рис. В.Юдина. – Переиздание. – Детская литература,
1987. – 31 с.
17
5. Осеева В.А. Волшебное слово: Рассказы / Рис. А. Пахомова. – М.: Детская
литература, 1982. – 32с.
6. Бианки В.В. Мышонок Пик: Сказка / рис. Е. Чарушина. – Детская литература, 1989. – 32 с.
7. Образцова Т.Н «Юмористические игры для детей» - М.:ООО ИКТЦ
«ЛАДА», 2010. – 160с.
8. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах». Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 96с.
9. Житков Б.С. Про слона: Рассказы / Художник Н..Петрова. – М.: Детская
литература, 1980. – 31 с.
10.Житков Б.С. Беспризорная кошка. Рассказы./ Рис. Н..Афанасьевой. М.,
Детская литература, 1976. – 32 с.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Основы экологической грамоты» рассчитана для детей 6 лет. Срок реализации
программы 1 год.
Программ развивает нравственную сторону личности ребёнка. Воспитывает единство экологического сознания и поведения, формирует экологические
представления, создаёт среду для пополнения жизненного опыта детей, учит
любви к окружающему нас миру, формирует ответственное отношение к природе.
Обучение направлено на познание окружающего мира. На доступном
детям уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между
различными компонентами живой природы (растениями, животными), между
природой и человеком. Через познание данных связей и отношений дети изучают окружающий мир. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Происходит формирование духовной культуры личности.
18
19