! Клуб друзей хорошего настроения

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Клуб друзей хорошего настроения»

Возраст учащихся: 8 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Тихомирова Дарья Юрьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
друзей
хорошего
настроения»
имеет
социально-гуманитарную
направленность. Программа направлена на обучение анимационной
деятельностью
для
дальнейшей
организации
культурно-досугового
пространства детей.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.
Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
11.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции

развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.
Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных
ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа дает возможность детям получить знания в культурно досуговой сфере. Для педагогов подготовка детей по программе «Клуб друзей
хорошего настроения» – это возможность мотивировать детей на организацию
досуговых программ в образовательной организации, дома, на открытой
площадке.
Новизна данной образовательной программы заключается в гармоничном
соединении:
• технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С),
согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к
самовыражению и самосовершенствованию;
• технологии исследовательского обучения, согласно которой обучающиеся
самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи культурологической
деятельности, а не получают их от педагога в готовом виде;
• проектной технологии, согласно которой, итогом комплексной
деятельности всех воспитанников школы является творческий продукт
совместного труда.
Программа связывает теоретическое обучение с самостоятельной работой,
формирует первоначальный опыт проектной деятельности. Освоение программы
ведется через использование активных методов обучения, моделирование
реальных
условий,
использование
информационно-коммуникативных
технологий.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия
профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность,
помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к
освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной
адаптации
в
окружающей
среде,
позитивному
самоопределению. Обучение детей отличается практической и гуманитарной
направленностью.
Программа содержит в себе значительные ресурсные возможности для
творческого развития личности детей, обеспечивая максимальное включение их

в содержательную, социально значимую деятельность - это организацию и
проведение детских программ и праздников.
Не вызывает сомнения, что творчество – это ведущая сила развития каждого
человека, что именно в творчестве заключены начала социальной и
нравственной жизни людей, их взаимоотношения.
Человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя
уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового,
профессионального общения.
Творческое начало есть в каждом ребёнке и главная задача педагога
дополнительного образования – создать условия для раскрытия творческих
способностей своих воспитанников.
Отличительные особенности программы.
Предусматривается несколько видов деятельности: актерское мастерство,
игровые тренинги, режиссура, работа над оформлением программ, работа над
реквизитом, а главное – деятельность организатора, что обеспечивает каждого
воспитанника позитивным опытом прохождения разных социальных ролей и
предусматривается в образовательной программе как ознакомление с
профессиональными компетенциями. В тренингах, проводимых на занятиях,
используются элементы личностных упражнений и ролевых игр. Эти занятия
позволяют обучающимся уверенно выступать перед любой публикой, то есть
быть открытыми, раскрепощёнными, гибкими и находчивыми в неожиданных
ситуациях при сохранении высоких ценностных ориентиров.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
друзей хорошего настроения» является модифицированной. В основу
программы положены: следующие методические материалы: авторская учебная
программа «Развивающие театральные игры», автор З.Я.Корогодский; авторская
учебная программа «Актёрское мастерство», авторы А.П.Ершова, В.М.Букатов;
методическое пособие «От игры к самовоспитанию», авторы Е.М.Гельфан,
С.А.Шмаков.
Уровень программы
Программа имеет - стартовый уровень обучения.
Стартовый уровень направлен на мотивацию интереса к общению,
направлена на овладение воспитанниками навыкам общения – вести себя и вести
за собой. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают начальные
знания мастерства ведущего, актера, сценариста, организатора молодежного
досуга. Предусматривается несколько видов деятельности: актерское
мастерство, игровые тренинги, режиссура, работа над оформлением программ,
работа над реквизитом, а главное – деятельность организатора, что обеспечивает
каждого ребёнка позитивным опытом прохождения разных социальных ролей и
предусматривается в образовательной программе как ознакомление с
профессиональными компетенциями.
Основными принципами образовательного процесса в рамках данной
программы являются:
•
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

•
принцип сотворчества педагога и воспитанника предполагает
взаимодействие педагога и детей в социально-педагогической деятельности, а
также совместное проектирование досуговых программ;
•
принцип воспитания предполагает осознание и формирование
общечеловеческих ценностей;
•
принцип практикоориентированности предполагает разработку
социально значимых творческих проектов, досуговых программ от зарождения
идеи до ее реализации.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся школьного
возраста 8-17 лет, не имеющих ограничений возможностей.
Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст (7-9 лет) является особым возрастом в жизни
ребенка. В этом возрасте происходит наибольшее количество перемен. Меняется
социальный статус ребенка – он становится учеником; происходит смена
основной деятельности (игра-учеба). Этим внешним переменам сопутствуют
внутренние в психике ребенка тоже происходят изменения, больше всего
совершенствуются
высшие
психические
функции,
обеспечивающие
мыслительную деятельность. Ребенок вступает в младший школьный возраст с
достаточно сформированным образным мышлением. Другим формам еще
предстоит развиваться. Мышление школьника в большей степени конкретно и
наглядно, абстрактные умозаключения даются многим с трудом. У детей
данного возраста наряду с учебной деятельностью по-прежнему большое место
в жизни занимает игра, но ведущим видом деятельности становится учебная,
поэтому необходимо совмещать элементы игры и учения, делать постепенный
переход от игры-забавы к познавательной деятельности.
Период отрочества (10 – 14 лет), важнейшие специфические черты
которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в
поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою
самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их
деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее
торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного
мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов,
то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и
контролировать их достижения.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное,
теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с
развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового
уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои
возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек,
они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к
ценностям и окружающим.
Старший подростковый возраст (15–17 лет) — период интенсивного
личностного развития и подготовки к взрослой жизни. В это время происходит
значительное совершенствование когнитивных функций: формируется
способность к абстрактному мышлению, развивается критическое мышление и
умение анализировать информацию. Подростки осваивают навыки построения
сложных умозаключений и систематизации знаний.
Эмоциональная сфера становится более стабильной, хотя сохраняются
перепады настроения. Формируется зрелое отношение к себе и окружающим,
развивается эмпатия и способность к глубокому пониманию других людей.
В социальном плане на первый план выходит профессиональное
самоопределение. Подростки активно строят жизненные планы, развивают
межличностные отношения со сверстниками и усложняют взаимодействие со
взрослыми. Формируется собственная система ценностей и мировоззрение.
Личностное развитие характеризуется становлением устойчивого
самосознания, развитием самостоятельности в суждениях и поступках,
формированием нравственных принципов. Ведущей деятельностью становится
учебно-профессиональная, связанная с подготовкой к будущей профессии.
К концу этого периода завершается формирование характера и
индивидуальности, подросток приобретает способность к осознанному выбору
жизненного пути и принятию ответственных решений, что является
фундаментом для перехода к самостоятельной взрослой жизни.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе. Программа предусматривает
разноуровневые и разновозрастные учебные группы, что дает возможность
использовать метод «наставничества» – опытные воспитанники опекают
новичков, старшие помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы 1 год. Общий объем программы обучения
составляет 144 часа.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 мин.
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
-общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раз в
неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
 Фронтальные;
 Групповые;

Индивидуальные.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, практическая работа,
лекция, беседа, игровая программа, игра - путешествия, экскурсия.
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы участие в мероприятия ЦТР и ГО «Гармония», игровая
программа.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы


Цель программы: Развитие у детей социальной компетентности через
реализацию их социальных инициатив и организацию игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать знания, умения и навыки по организации и техническому
сопровождению игровых программ
• Знакомить с видами игровых программ и праздников
• Формировать навыки в организации и проведении игротехнического
процесса.
Развивающие:
• Развивать креативность
• Развивать творческое воображение и фантазию подростков;
• Развивать речь, память, воображение, внимание
Воспитательные:
• Воспитывать личность участников программы
• Воспитывать умения работы в команде, прививать навыки поведения и
доверительного
общения
1.3. Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
 Основы сценарного мастерства – как придумать интересный сюжет и
героев.
 Различные игры и конкурсы, для разных возрастных групп.
 Основы актерского мастерства: работа с голосом, мимикой и жестами.
Обучающиеся будут уметь:
 Овладеть навыками общения, публичного выступления;

 Организовывать музыкальные игры и танцы.
 Создавать и воплощать в жизнь интересные персонажи.
Личностные результаты:
 эмоционально-ценностное отношение к человеку, обществу;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своё отношение;
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу
других обучающихся.
Метапредметные результаты:
 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
№

1.

2

Учебный план
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
2
1
1
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
Техника безопасности
20
4
16
Кто такие аниматоры

Форма
аттестации и
контроля
Опрос
Опрос.
Наблюдение

26
6
20
Игровые технологии
10
2
8
Классификация персонажей.
32
4
28
Методика
проведения
новогодних игровых программ
6
28
4
24
Актерское мастерство.
7
24
6
18
Виды и типы игр.
8
2
2
Итоговое занятие «Я – юный
аниматор»
Итого:
144
27
117
Тема 1. Введение
Тема 1.1 Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности.
Теория. Знакомство с планом работы. Техника безопасности.
Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными
направлениями образовательной программы. Краткий обзор всех тем занятий.
Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами
поведения во время занятий, на перемене, на сцене, на репетиции.
Практика: Правила работы с микрофоном.
Тема 2. Кто такие аниматоры.
Теория: Законы аниматорской деятельности. Сценическая культура
аниматора. Знакомство со спецификой деятельности аниматора. Формирование
представления о правилах и видах аниматорской деятельности. Стиль и имидж
аниматора. Этическая и сценическая культура аниматора.
Практика. Игры на знакомство. Анкетирование. Тестирование.
Тема 3. Игровые технологии
Теория. Знакомство с видами игр. Основной вид игр дошкольников.
1. Сюжетно-ролевая игра.2. Подвижные игры. 3.Настольно-печатные игры. 4.
Театрализованные игры. 5. Дидактические игры. 6. Фольклорные игры. Игры на
выявление творческих способностей. Виды игр для детей дошкольного возраста.
Методы и приемы приглашения в игру. Виды игр для детей младшего школьного
возраста. Игры на развитие фантазии. Игры на развитие внимания и
воображения.
Практика Создание эмоциональной атмосферы, способствующей проявлению
творческой активности детей. Снятие барьеров и комплексов, формирование
уверенности в процессе общения детей между собой. Групповое сплочение на
основе сотрудничества в процессе выполнения заданий и игр. Игры «Узел»,
«Синхронное действие», «Искра». «Групповой коллаж», «Новоселье», «Радуга»
и т.д. Игры с хоровыми ответами. Загадки с хоровыми ответами. Игры кричалки, игры- путалки. Практическое занятие с проведением конкурсов.
Проигрывание конкурсов с методикой приглашения в игру. Музыкальные игры,
дидактические, спортивные, игры-драматизации, игры с правилами, игры за
3
4
5

столом. Игры: «Зеркало», «Запрещенная буква», «Четыре стихии», «Что
изменилось», «Условное слово», «Важные мелочи» и т.д.
Тема 4. Классификация персонажейТеория: Специфика образов: положительный, отрицательный.
Практика: Создание копилки образов. Работа над положительным образом.
Работа над отрицательным образом.
Тема 5. Методика проведения новогодних игровых программ
Теория: Новогодние игры и конкурсы. Проведение новогодних игр. Новогодние
сказочные персонажи, специфика образа. Изучение подвидов игровых программ.
Театрализованные игровые программы. Фольклорные программы. Тематические
программы. «Оранжевое настроение», «Русские забавы» и т.д. Новогодние
игровые программы. Массовки. Правила организации игровой программы от
первого шага до проведения.
Практика: Отработка проведения новогодних игр. Работа над образом Деда
Мороза. Работа над образом Снегурочки. Работа над отрицательными
новогодними персонажами. Работа над идеей и сюжетом новогодних программ
и массовок. Подбор игр и конкурсов, музыкального оформления, реквизита.
Пробная самостоятельная работа над новогодним сценарием. Новогодние елки.
Тема 6. Актерское мастерствоТеория Сценическое действие. Этюды.
Импровизация. Принципы
импровизации.
Практика Этюды: «Сценическое общение», « Взаимодействие с партнером»,
«Парные этюды на освоение сценического пространства». Этюды на
импровизацию. Работа над этюдами. Взаимодействие на сцене. Бессловесные и
словесные этюды.
Тема 7. Виды и типы игрТеория Виды реквизита, методика изготовления реквизита. Знакомство с
русскими народными играми, обрядами, хороводами, потешками, небылицами.
Знакомство с основными видами игр (ролевые игры, познавательные, народные
игры, подвижные игры, игры-эстафеты игры с залом, игры на открытой
местности.и др.)
Практика. Изучение игр и их проигрывание. «Водолазы», «Первый у цели»,
«Тяни- толкай», « Тоннель» и т.д. «Веселые старты», «Чехарда», «Слалом» и т.д.
Тема 8. Итоговое занятие «Я – юный аниматор»
Практика: Проведение детьми игровых театрализованных программых.
Подведение итогов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график

Год
обучения

Дата
начала
обучения
1сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

1 год
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.Условия реализации программы
2.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
. В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР
и ГО «Гармония» в Выставочном зале (просторное и освещенное помещение),
где находится следующее:

мебель : столы, стулья для учащихся.

материалы : элементы костюмов для создания образов; декоративные
материалы.

техника: компьютер.
2.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
интернет ресурсы:

сайт «Драматешка»;
мультимедийные учебные пособия:
•
«Правила поведения в театре»;
•
«Виды театрального искусства».
электронные издания энциклопедии:

«Театральная энциклопедия» http://www.rulit.me/books/teatralnaya-enciklopediya-read-71403-1.html
2.3. Методические материалы
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентировано, на личностные и
метапредметные
результаты
образования.
Состоят
из
комплектов
демонстрационного и раздаточного материала по темам:

картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика,
артикуляционная гимнастика;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием
театральных постановок;

сценарии сказок, пьес.
Методическое
обеспечение реализации программы. Образовательная
деятельность объединения строится согласно, программы, с применением
педагогических технологий на основе личностно - ориентированного подхода.
В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра
является основной формой занятий в объединении. Игра - это ведущий тип

деятельности школьников. Она знакома им, близка, дети чувствуют себя в
состоянии игры комфортно. Игровое начало – основа всех упражнений и
заданий. В работе объединения игра используется:
•
как средство обучения (учить, играя);
•
как средство релаксации, создания эмоционально
приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);
•
как средство воспитания коммуникативных, волевых и
прочих качеств личности (развиваем, играя);
•
как средство коррекции (помогаем решать проблемы в
игре);
•
как средство и форма досуговой деятельности
(развлекаемся в игре);
•
как средство диагностики (раскрываемся в игре).
В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:
•
эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии
чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игрызнакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры,
пальчиковые игры);
•
интеллектуальные игры, ориентированные на развитие
нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции,
чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, нагляднопредметные, соревновательные и интерактивные);
•
креативные
игры,
способствующие
развитию
ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего
взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в
процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и
драматические, изобразительные);
•
подвижные игры, которые носят полифункциональный
характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения,
фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их
особенностей – вариативность и возможность усложнения
(сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные
хороводные игры).
В процессе занятий сочетается групповая работа и индивидуальный
подход. Занятия ориентированы на достижение определённого результата.
Кроме того, может возникнуть необходимость деления на подгруппы.
обусловлена необходимостью отработки сценических номеров и танцев, работой
над спектаклями, работой над сольными номерами, этюдами-монологами, для
подготовки детей к конкурсам и мероприятиям, для репетиций отдельных сцен
с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная
психологическая проработка.
Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую
подачу материала (словесные методы – рассказ, лекция, беседа), так и
практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для
закрепления информации и выработки умений и навыков. Это - упражнения,

тренинги, игры (ролевая, ситуативная, развивающая), этюды, наблюдения,
работа над ролью, репетиции, творческие показы.
Поскольку основными элементами актерского мастерства являются
внимание, воображение и фантазия, именно эти качества и необходимо в первую
очередь развивать. Для их развития используются различные упражнения (все
они строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от
простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа),
которые в большинстве своем способствуют комплексному развитию данных
элементов
Необходимо развивать у детей и умение стать другим, присваивать себе
чужие предлагаемые обстоятельства - такую задачу выполняют упражнениянаблюдения за людьми, животными и этюды на оживление предметов
Воспитание потребности духовного обогащения, ответственности перед
коллективом начинается с первых же шагов, в процессе этюдной работы,
продолжается и закрепляется участием ребят в репетициях спектаклей.
Необходимо обратить внимание также и на то, что большое значение имеет не
только непосредственное участие в репетициях, но и наблюдение за работой
других обучающихся, участие в ее обсуждении. Активный интерес к работе
товарищей не только укрепляет чувство коллектива, но и развивает способность
лучше оценивать качество собственной работы.
Особо следует отметить значение педагогическо-режиссерских методов –
метода действенного анализа и метода подготовки к роли.
В программе реализуется дидактический принцип подачи материала «от
простого к сложному».
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников
реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление
педагогическим процессом осуществляется через создание условий, реализацию
творческого потенциала ребенка, самостоятельную деятельность, приобретение
навыков и умений.
Педагог работает в тесном контакте с родителями. Родители
присутствуют на занятиях, а также принимают участие в мероприятиях студии.
Кроме того, родители, зачастую оказывают материальную, спонсорскую помощь
при изготовлении костюмов, декораций, реквизита и т.д.
При выборе репертуара учитываются интересы, возрастные особенности
детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими
фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию
положительных черт характера обучающихся.
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его
эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием
спектакля.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит через:

участие в обсуждение работы каждого на занятиях, в мини-группах
и группы в целом;

самооценку в конце каждого занятия;

наблюдение за учащимися на занятиях;

-степень освоения теоретическим и практическим материалом;

успешность
участия в
конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях.
Критерии оценки результатов обучения:

развитие воображения, творческой выразительности;

развитие актёрских навыков;

степень расслабленности, нахождения на сцене;

умение планировать и реализовывать на практике коллективнотворческие дела.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих
способностей,
превращение группы в единый коллектив, способный к
сотрудничеству и совместному творчеству.
4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося,
его личных данных и коммуникабельности и артистизма (анкетирование).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (практическое задание, самоанализ,
тестирование)
Итоговый - проводится в виде участия (выступлений) в конкурсах,
фестивалях, массовых мероприятиях с целью определения уровня развития
личных творческих способностей.
1.Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная
система, где:
 Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;
 Средний уровень – от 4 до 6 баллов;
 Высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
2.Требования к уровням подготовки


Основы
театральной
культуры

Низкий уровень
(1-3)
ребёнок
малоэмоционален;
ровно,
спокойно
относится
к
театральной
деятельности,
не
проявляет активного
интереса,
равнодушен,
не
способен
к
самостоятельности.
знает
правила
поведения в театре;
затрудняется
назвать различные
виды театра.

Средний уровень
(4-6)
эмоциональная
отзывчивость, интерес
к театральной
деятельности,
желание включиться в
неё, несмотря на
некоторые
затруднения в
выполнении задания.
Ребёнок нуждается в
помощи педагога,
дополнительном
объяснении, показе,
неоднократных
повторах.

Высокий уровень
(7-9)
творческая активность
ребёнка,
самостоятельность,
инициатива,
быстрое
осмысление
задания,
точное выразительное
его выполнение без
помощи взрослого, ярко
выраженная
эмоциональность
(во
всех видах театральной
деятельности)..

Речевая
культура

понимает
содержание
произведения;
различает главных и
второстепенных
героев; затрудняет
выделить единицы
сюжета;
пересказывает
произведения с
помощью единицы
сюжета;
пересказывает
произведение с
помощью педагога.

понимает главную
идею литературного
произведения, дает
словесные
характеристики
главных и
второстепенных
героев; выделяет и
может
охарактеризовать
единицы сюжета; в
пересказе использует
средства языковой
выразительности
(эпитеты, сравнения,
образные выражения).

Эмоциональнообразное
развитие

различает
эмоциональные
состояния и
характеристики, но
затрудняется их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения.

Музыкальное
развитие

затрудняется в
создании
пластических
образов в
соответствии с
характером музыки;
затрудняется
выбрать
музыкальную
характеристику
героев из
предложенных
педагогом;
затрудняется в игре
на детских
музыкальных
инструментах и
подборе знакомых
песен к спектаклю.

владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
их
продемонстрировать,
используя мимику,
жест, позу, движение,
требуется помощь
выразительности.
передает в свободных
пластических
движениях характер
музыки;
самостоятельно
выбирает
музыкальные
характеристики
героев, музыкальное
сопровождение к
частям сюжета из
предложенных
педагогом; с
помощью педагога
использует детские
музыкальные
инструменты,
подбирает
музыкальное
сопровождение,
исполняет песню,
танец;

понимает главную идею
литературного
произведения, поясняет
свое высказывание; дает
подробные словесные
характеристики
главных и
второстепенных героев;
творчески
интерпретирует
единицы сюжета на
основе литературного
произведения; умеет
пересказывать
произведения от разных
лиц, используя
языковые и
интонационно-образные
средства
выразительности речи.
творчески применяет в
спектаклях и
инсценировках знания о
различных
эмоциональных
состояниях и характере
героев, использует
различные средства
воспитателя.
импровизирует под
музыку разного
характера, создавая
выразительные
пластические образы;
свободно подбирает
музыкальные
характеристика героев,
музыкальное
сопровождение к
частям сюжета;
самостоятельно
использует
музыкальное
сопровождение,
свободно исполняет
песню, танец в
спектакле;

Основы
коллективной
творческой
деятельности

не
проявляет
инициативы,
пассивен на всех
этапах работы над
спектаклем.
Диагностика
уровней умений и
навыков
по
театрализованной
деятельности
проводится
на
основе творческих
заданий.

проявляет инициативу
и
согласованность
действий
с
партнерами
в
планировании
коллективной
деятельности.

проявляет инициативу,
согласованность
действий с партнерами,
творческую активность
на всех этапах работы
над спектаклем.

3. Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

Фами
лия,
имя
обуча
ющег
ося

Возраст

Год
обу
чения

Низкий
(1-3)
Месяц
XII

V

Средний
(4-6)
Месяц
XII

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц

V

XII

V

XII

V

Участие
Результат:
в
сертификат,
конкурс благодарност
ах,
ь, грамота,
Высокий
фестива
диплом
(7-9)
лях
Месяц
(колво)
XII V

Практика
Средний
(4-6)
Месяц
XII

V

4.Результат образовательной деятельности
Показатели соответствия теоретической и практической подготовки учащихся
программным требованиям соотносятся с трехуровневой системой (высокий,
средний, низкий):
 высокий уровень - 70% ;
 средний уровень - от 50% до 70%;
 низкий уровень - менее 50%.
5.Инструментарий
Год обучения: второй
Тема: показ творческих работ
Метод отслеживания: наблюдение
Критерии
Основы театральной культуры
Речевая культура
Эмоционально- образное развитие
Музыкальное развитие
Основы коллективной творческой
деятельности

Низкий
уровень
(1-3)

Средний
уровень
(4-6)

Высокий
уровень
(7-9)

Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются
в таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».