!! Сер. Черлидинг 1 год

Муниципа_гrьный орган управления образованием * Управление образованием
Тавдинского муниципапьного округа

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Щентр творческого р₠lзвития и ryманитарного образования
<Гармония>

Щопущена к реzrлизации решонием
Педагогического совета МАОУ ДО
ЩТР и ГО кГармония>
Протокол J\Ъ 3
от <29>,}вгуста 2025 г.

бtЖ

dЪ ббJа

е-/ ttгЁ
т 13l кГ"л.-

gý

мАоу до

ония))

.В. Кынчина
27 от 29.08.2а25 г.

*г.е;J;;;

oXQooo,**

Щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

(ЧЕРЛИДИНГ>

ВОЗраст обl^rающихся: 7- 1 0 лет
Срок реztлизации: | год
Количество часов: |44 часа

Авторы - составители:
Рыбакова Ольга Павловна,
педагог допоJIнительного образования;
Лаптева Амина Михайловна, педагог
дополнительного образования.

г. Тавда, 2025 г.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Черлидинг» разработана с опорой на нормативные документы в
соответствии: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Письмом Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»; Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»; Методическими рекомендациями «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
29.04.2025 г. № 582-д; Приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»; Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Черлидинг» соответствует физкультурно-спортивной, так как ориентирована
на приобщение школьников к здоровому образу жизни.
Актуальность общеразвивающей программы
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать,
прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии
физической культуры может дать волю, энергии заложенной в нем. Но этого,
конечно, недостаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться.
Приобщаться к физической культуре необходимо с детства, ведь
спортивные упражнения – мощное средство всестороннего развития детей и
подростков, они не только улучшают физическое состояние ребёнка, но и
способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного,
эстетического и трудового воспитания. Занятия по программе «Черлидинг»

стимулируют и развивают психические и волевые качества. Арсенал
современной физической культуры содержит огромное количество
разнообразных спортивных упражнений. Следует заметить, что далеко не
каждый будет самостоятельно разучивать упражнения. Черлидинг имеет
широкий круг задач – от оздоровления, улучшения физической
подготовленности до выработки культуры движений и навыков воспитания,
музыкальности и чувства ритма, танца.
Программный материал программы нацелен на развитие ребенка, на
приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего
воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание
детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических,
танцевальных упражнений и др.).
Практическая значимость программы состоит в систематическом
применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с
регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Занятия по черлидингом ориентированы на то, чтобы заложить в детях
стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в
этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного
совершенствования личности. Дети регулярно получают необходимые
теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к
тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему
здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.
Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те
упражнения, связки, которые необходимы для решения задач. Программа
«Черлидинг» основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и
танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия дают
возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как
выносливость, координация движений, сила и гибкость.
Данная программа предусматривает привитие детям важных социальных
ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому
себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков,
формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему
происходящему.
Отличительные особенности программы.
В Тавдинском городском округе не достаточно спортивных объединений,
направленных на полноценное физическое развитие где бы соединились
искусство и спорт для детей младшего школьного возраста. Данную проблему
можно успешно решить средствами черлидинга, так как этот вид спорта
объединяет в себе элементы шоу, танцы, гимнастику и акробатику.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Черлидинг» определяется запросом со стороны детей и их
родителей, для реализации которой материально-технические условия имеются
только на базе МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония».
Адресат общеразвивающей программы: дети 7-10 лет, не имеющие
ограничений в движении.
Краткие возрастные особенности:

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всех систем
организма, перестраивается система отношений с действительностью.
Развивается рефлексия, осознание собственных изменений в результате
развития учебной деятельности. Происходит первоначальное складывание
характера. Развитие личности зависит от школьной успеваемости.
Определяется статус. Видоизменяется игровая деятельность, возрастает
значение игры с достижениями результата. Центральное новообразование этого
возраста – чувство компетентности. Ребёнку необходимо признание
окружающих, реализация возможностей хоть в какой – то деятельности.
Использовать методики компенсирующего и развивающего обучения.
В работе с обучающимися на данном этапе, необходимо помнить, что
перед нами дети, для которых игра является ведущим и основным видом
деятельности. Похвала, подбадривание, различные виды поощрений радуют
детей и помогают им получить удовольствие от занятий. Сочетание игровой и
обучающей видов деятельности делают занятия привлекательными для
ребенка. При построении занятия целесообразно подбирать упражнения,
выполнение которых приносит успех без каких-либо особых усилий со стороны
ребенка.
Число детей, одновременно находящихся в группе: 10-14 человек с
разным уровнем стартовой готовности.
Набор детей в группу обучения осуществляется на основании
медицинского заключения о состоянии физического здоровья.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 мин.
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
-общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы:
- общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы: 144 часа
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Количество недель
Количество месяцев
Количество лет
36
9
1
Особенности организации образовательного процесса.
Уровень программы – «стартовый» направлен на мотивацию интереса к
данной спортивной деятельности, овладение первоначальными умениями в
области черлидинга, приобщение школьников к здоровому образу жизни.
Перечень форм обучения:
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Перечень видов занятий:


-учебно-тренировочное занятие – практическое занятие, направлено на
получение и закрепление знаний и овладение определенными методами
самостоятельной работы, направлено на формирование практических умений;
- открытое занятие – итоговое занятие с показом достигнутых результатов
в учебно-тренировочной работе.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: открытое занятие для родителей,
показательные выступления.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: укрепление здоровья и физическое развитие детей
младшего школьного возраста посредством занятий черлидингом.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- познакомить с историей черлидинга;
- освоить правила техники безопасности и профилактики травматизма на
занятиях черлидингом;
- освоить базовую технику выполнения упражнений черлидинга;
Развивающие:
- развивать координированность, ловкость, гибкость, быстроту,
прыгучесть, пластику, танцевальность и чувства ритма, силу и
выносливость;
- формировать правильную осанку;
- развивать познавательные умения.
Воспитательные:
- воспитать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие,
целеустремленность;
- воспитать чувство коллективизма, умение работать в команде;
- сформировать интерес к занятиям, стимулировать самореализацию в
данном виде деятельности;
- прививать навыки и привычки здорового образа жизни.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы аттестации
/контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

2.

Общая физическая
подготовка

34

7

27

2.1

Строевые упражнения

4

1

3

2.2

Разновидности бега, ходьбы

4

1

3

Педагогическое
наблюдение
тестирование.
Самостоятельное
выполнения
упражнения
Самостоятельная
работа

2.3

Разновидности прыжков

8

2

6

Творческие задания

2.4

Комплексы ОРУ для всех
групп мышц
Общеразвивающие
упражнения с предметами
Специальная физическая
подготовка

10

2

8

Контрольный показ

8

1

7

Контрольный показ

38

6

32

Базовые упражнения для рук
и ног
Элементы хореографии

14

2

12

Педагогическое
наблюдение
тестирование.
Контрольный показ

12

2

10

Контрольный показ

Музыкально-танцевальные
игры
Основные упражнения
гимнастики

12

2

10

Контрольный показ

66

8

58

4.1

Перекаты, кувырки, стойки,
боковые равновесия

26

4

22

4.2

Мостик

14

2

12

4.3

Переворот боком, рондат

26

2

24

Показательные
выступления

4

1

3

Педагогическое
наблюдение,
соревнование
Выполнение
контрольных
заданий
Выполнение
контрольных
заданий
Выполнение
контрольных
заданий
Открытое занятие
для родителей

144

23

121

2.5
3.

3.1
3.2
3.3
4.

5

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Организационное собрание для родителей и детей. Знакомство с
детьми, с педагогом. Правила поведения в спортивном зале, правила дорожного
движения, противопожарная безопасность, противодействие терроризму.
Требования к форме, расписание.
Практика: Игры на сплочение.
Тема 2. Общая физическая подготовка
2.1. Строевые упражнения
Теория: История возникновения черлидинга. Понятия: колонна, шеренга,
команды («Равняйсь», «Смирно», «Кругом»). Объяснение правильного
исполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
- строевые упражнения: построение, перестроения в шеренги, в колонны;
- строевые команды: «Равняйсь», «Смирно», «Кругом», повороты на месте;
- передвижения: в обход противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали;
- стойки: основная, широкая.
2.2. Разновидности бега, ходьбы
Теория: Объяснение правильного исполнения упражнений. Техника
безопасности при выполнении упражнений.
Практика:

ходьба: высокий шаг, острый шаг, широкий шаг, на носках, на пятках, с
пятки на носок, на внешней стороне стопы, в полуприсяде;
бег: с высоким выносом прямых ног вперед, захлестом голени назад, с
высоким подниманием бедра.
2.3. Разновидности прыжков
Теория: Понятия: прыжок, подскок. Объяснение правильного исполнения
прыжков и подскоков. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
- прыжки: на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу;
- прыжки: в верх, в приседе, подскоки;
- прыжки с поворотом на 180 градусов;
- прыжки с движением рук и ног;
- прыжки в длину с места;
- прыжки в длину с разбега;
- прыжки с продвижением вперед;
- прыжки в высоту.
2.4. Комплексы ОРУ для всех групп мышц
Теория: Понятия: сустав, мышца, позвоночник, скелет. Объяснение
правильного исполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении
упражнений.
Практика:
- комплексы упражнений для развития плечевого пояса: махи, отведения рук в
сторону, вращения руками, сгибания и разгибания рук, волны руками;
- комплексы упражнений для мышц туловища и позвоночного столба: наклоны
вперед и назад, круговые движения туловищем с различным положением рук и
разным темпом;
- комплексы упражнений для развития подвижности тазобедренного сустава,
коленного сустава, голеностопного сустава: махи, подъемы и вращения ногами.
2.5. Общеразвивающие упражнения с предметами
Теория: Понятие: гимнастические предметы. Объяснение правильного
исполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
- упражнения с гимнастическими палками для всех групп мышц;
- упражнения с фитболами;
- упражнения с гимнастическими обручами;
- упражнения с гантелями.
Тема 3. Специальная физическая подготовка
3.1. Базовые упражнения для рук и ног.
Теория: Понятия: вестибулярный аппарат, координация, стретчинг, станы,
акробатика, кричалка, чир-прыжки, помпоны.
Объяснение правильного
исполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
упражнения на развития вестибулярной устойчивости: наклоны головы
вперед, назад и в каждую сторону (сначала в медленном, затем в быстром и в
переменном темпе); вращение головой в каждую сторону (сначала в медленном
темпе, затем в быстром и переменном темпе); упражнения с закрытыми

глазами с чередованием закрывания и открывания глаз во время движений
головой (наклоны туловища вперед и назад, в стороны с открытыми и
закрытыми глазами; круговые движения туловищем с открытыми и закрытыми
глазами с чередованием закрывания и открывания глаз в каждую сторону);
упражнения на координацию. Станы: споттер, фантер, база. Пируэты:
карандаш, джаз – пируэт, тур-пик, аттилод, фуэте, пируэт – флажок,
продольный, вертикальный;
упражнения на гибкость. Махи вперед в сторону, назад. Шпагат прямой,
на правую ногу, на левую ногу на полу (ковре), с возвышенности
(гимнастическая скамейка, горка матов);
чир-прыжки;
чир-кричалки с заданной информацией о команде черлидеров, об
играющей команде, о происходящих событиях.
3.2. Элементы хореографии
Теория: Понятия: исходное положение, правильная осанка, позиции рук и ног.
Понятие «полупальцы». Объяснение правильного исполнения элементов.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
- исходное положение (постановка корпуса);
- 1-5 позиции ног, подготовительная;
- 1-3 позиции рук;
- простейшие танцевальные движения.
3.3. Музыкально-танцевальные игры
Теория: Понятия: музыкальная игра, спортивная игра. Объяснение правильного
исполнения движений под музыку. Техника безопасности.
Практика: Игры: «Пират», «Машинки», «У оленя дом большой», «Банан»,
«Снеговик», «Ёлочки - пенечки».
Тема 4. Основные упражнения гимнастики
4.1. Перекаты, кувырки, стойки, боковые равновесия
Теория: Понятия: группировка, перекат, кувырок, стойка, боковые равновесия.
Объяснение правильного исполнения упражнений. Техника безопасности при
выполнении упражнений.
Практика:
Перекаты:
- на спине: а) в группировке; б) без группировки;
- на боку (различное положение ног);
- перекат с захватом голени сзади.
Кувырки:
- вперед, назад;
- из основной стойки;
- через спину;
- перекатом через плечо.
Стойки:
- на лопатках;
- на предплечьях;
- на груди;

- на руках.
Боковые равновесия:
- статическое равновесие;
- динамическое равновесие.
4.2. Мостик
Теория: Понятие «Мостик». Объяснение правильного исполнения упражнений.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
- подготовительные упражнения наклоны назад: стоя спиной к стеке до
касания руками, стоя на коленях руки вверх, сед спиной к стенке, стоя спиной к
стенке выполнить мостик;
- мостик из положения лежа;
- мостик из стойки – наклоном назад (с помощью педагога).
4.3. Переворот боком, рондат
Теория: Понятие «Переворот боком», «Рондат». Объяснение правильного
исполнения упражнения. Техника безопасности при выполнении упражнения.
Практика:
Подготовительные упражнения:
а) махи ногами в сторону в разном темпе с касанием ногой руки на уровне плеч;
б) широкое разведение ног в стороны до неполного шпагата без наклона вперед;
в) шпагаты (правый, левый, прямой);
г) наклоны в сторону до опоры рукой о пол со сгибанием опорной ноги и
подъемом свободной, толчок рукой от пола с сохранением равновесия.
Свободная нога все время прямая.
д) стойка на руках махом (выполняется со страховкой).
Техника выполнения рондата.
Тема 5. Показательные выступления
Практика: Открытое занятие для родителей «Я-черлидер».
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
Знать:
 понятие «черлидинг», историей черлидинга;
 правила техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях
черлидингом
Уметь:
 выполнять базовые элементы черлидинга;
 исполнять танцевальные комплексы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
разными направлениями танца;
 находить ассоциативные связи между спортивными комплексами
упражнений и образами в танце.
Познавательные УУД:
 изучать черлидинг и все основные его направления;

 отмечать в движении ритмический рисунок;
 реагировать на характер музыки;
 творчески мыслить, используя пройденный лексический материал.
Коммуникативные УУД:
 формирование навыков: работы в группе, коллективе с учетом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
спортивно-творческих задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
Личностные результаты:
 формирование познавательного интереса к спортивно-творческой
деятельности;
 развитие навыков взаимопомощи, ответственности, активности,
аккуратности, терпения.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

1 год

Дата
начала
занятий по
программе
01
сентября

Дата
окончания
занятий по
программе
31 мая

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

36

72

Количество Режим
учебных
занятий
часов

144

2 раз в неделю
по 2 часа

3.2.Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в
спортивном зале (просторное и освещенное помещение), где находится (на
группу из 14 человек) следующее:
инструменты и оборудование: коврики для партерной гимнастики и
стретчинга, степы для занятия степ-аэробикой, гантели, мячи для занятия
фитнесом, гимнастические маты, скакалки, обручи, фитболы, помпоны.
техника: музыкальный центр.
- методические материалы:
дидактические материалы: стенд «Уголок безопасности»; коллекция
показательных выступлений объединения; видеозаписи выступлений ведущих
команд по черлидингу страны; записи музыкальных произведений для
релаксации; музыкальный материал на CD-дисках и USB-носителях; беседы,
презентации, мультфильмы по ПДД, ППБ.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков
самостоятельности, умение работать в коллективе.

Детям предоставляется право выбора участия в
показательном
выступлении в рамках изученного содержания.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления учебно-познавательной работы, такие как: словесный,
наглядный, игровой, соревновательный, круговая тренировка, самостоятельная
работа, творческая работа. Основные методы выполнения упражнения:
повторный, игровой, круговой, равномерный, соревновательный (в контрольнопедагогических испытаниях). В большей степени используются методы
обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядного
пособия), методы: игровой и соревновательный. При обучении
общеразвивающих упражнений, основных элементов «Cheer» показ должен
быть целостным и образцовым, а объяснение простым. Детям необходимо
ставить двигательную задачу в конкретной, доступной форме, с наглядным
объяснением.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
- наглядности (иллюстративность, показ педагогом);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося
в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих
работ).
В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Здоровьесберегающая технология реализуется через систему мероприятий
по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывает условия
образовательной среды и деятельности. В программе это выражается через
непосредственное обучение учащихся приёмам здорового образа жизни,
формирование навыков и привычек здорового образа жизни, расширение
представления о пользе занятий физическими упражнениями, рациональной
нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
- Групповая технология, как коллективная деятельность предполагает:
взаимообогащение учащихся в группе; организацию совместных действий,
активизирующих познавательные процессы; налаживание коммуникативных
каналов; обратную связь (рефлексию), которая помогает выявить отношение
участника к собственному действию и обеспечивает его коррекцию. Начинать
работу в парах, в мини-группах следует с установления доверия внутри общей
группы, взаимного интереса, расположенности друг к другу. Группа получает
определённое задание для решения конкретных задач. Учащиеся учатся
понимать и принимать общую цель, слышать друг друга, ощущать, что общий
результат зависит от усилий каждого. Для этого необходимо:
- формулировать своё мнение;
- выяснить мнение партнёра;
- принять существование разных точек зрения;

- настаивать на своём при помощи аргументов;
- согласовывать мнения, исходя из интересов дела, а не личной приязни.
После выполнения группового задания обязательно обсудить, что мешало, как
учащиеся помогали друг другу, что необходимо сделать для улучшения
качества.
- Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приёмы
технологии направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный
опыт каждого ученика, помочь становлению личности путём организации
познавательной деятельности. Принципиальным является добровольность
каждого учащегося в выборе программы и темпа её освоения. В программе
используются следующие характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
- Игровые технологии
используются как средство активизации
деятельности учащихся. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они
легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно,
получая и больше физической пользы. Они учатся плодотворно
взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного
творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их
способность к коммуникации.
- Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется
для организации мероприятий воспитательного характера. Этот способ
деятельности помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков
и работает на сплочение коллектива.
- ИКТ – технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися и их родителями.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Вводный контроль – проводится в форме беседы и педагогического
наблюдения на первом занятии и предназначен для проверки уровня базовых
знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося, его личных
физических данных и коммуникабельности.
Текущий контроль – проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение в
процессе творческой деятельности).
Итоговый контроль – проводится с целью определения уровня развития
личных творческих способностей (открытое занятие)
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения

проводится педагогическим мониторингом объединения «Черлидинг»
Отслеживание проводится два раза в год.
Отслеживание параметров физической подготовленности учащихся
(теория, практика) ведётся согласно нормативам физкультурно – спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (утв. постановлением Правительства РФ
от 11 июня 2014 г. N 540). Отслеживанию подлежат: гибкость, пресс,
подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине.
Для отслеживания знаний и умений учащихся применяются следующие
формы проведения мониторинга: беседа, наблюдение, тестирование,
практическое задание, опрос. Результаты отслеживания соотносятся с
трёхуровневой системой (низкий уровень – от 1 до 3 баллов; средний уровень –
от 4 до 6 баллов; высокий уровень – от 7 до 9 баллов)
- Низкий уровень (1-3 баллов): не владеет понятиями и терминологией по
базовым темам программы. Не может сделать более половины элементов
гимнастики, или выполняет со значительными ошибками
Слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения изученных движений,
Не
соблюдает правила безопасности поведения во время занятий. Не может
самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога и
товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): учащийся имеет знания по базовым темам
программы, исполняет элементы с небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном), владеет понятиями и терминологией по
базовым темам программы. Недостаточно точно соблюдает правила
безопасности и страховки на занятиях. Может самостоятельно выявить ошибки,
но испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Технически качественно и осмысленно исполняет
элементы. комбинации, связки(все движения выполняются в темп музыки четко
грамотно на высоком уровне), отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения, свободно владеет понятиями и терминологией по базовым темам
программы. Соблюдает технику безопасности во время занятий. Может
самостоятельно выявить и устранить ошибки.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Черлидинг» разработан пакет
диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов.

№

Тема

Методы педагогической диагностики

1

Введение

Опрос.

2

Общая физическая подготовка

Мониторинг физического развития.
Тест: «Координация»

3

Специальная физическая подготовка

Мониторинг физического развития.
Тест: «Гибкость

4

Основные упражнения гимнастики

5

Показательные выступления

Педагогическое наблюдение,
протокол соревнований
Анализ достижений, портфолио

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных

организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература, использованная при составлении программы
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во
Эксмо, 2015. – 1136 с, ил
2. Лемешева С.Г. Гимнастика: учебное пособие, Ч.1 – Хабаровск: ДВГАФК,
2004.
3. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для вузов / Т. С.
Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 163 с.
— Серия: Университеты России.
4. Патрушева Л.В. Черлидинг. Учебно-методическое пособие / Л.В. Патрушева.
– Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017
5. Твердовская С.В., Краснова Г.В. Черлидинг для обучающихся
общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ. – Омск, 2015.
Литература для обучающихся и родителей
1. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / Кеннет Купер – М.: Книга
по Требованию, 2013. – 224 с.
2. Михайлова Э. И., Михайлов Н. Г. Аэробика в школе: учебно-методическое
пособие для учи-теля физической культуры / Э. И. Михайлова, Н. Г.
Михай-лов. – М. : Советский спорт, 2014. – 124 с. : ил.

Приложение 1
Контрольно - измерительные материалы
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели

На
начало На
года
года

конец

Показатели развития ребенка
«высокий» – выполняет движение правильно, умение сформировано – от 7 до 9 баллов;
«средний» – выполняет движение с небольшими ошибками, умение в стадии формирования –
от 4 до 6 баллов;
«низкий» – выполняет движение неправильно, умение не сформировано – от 1 до 3 баллов;
«0» – отказывается выполнять движение.
Повороты направо, налево, кругом
Правильная осанка
Прыжки (на одной и двух ногах, с поворотом на 180 градусов, с
движением рук и ног, в длину с места, в длину с разбега, в
высоту, чир- прыжки)
Выполнение ОРУ по показу педагога
Упражнения под музыку с предметами
Согласованные движения рук и ног, с сохранением равновесия,
направления и темпа движения
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, мостик,
переворот боком)
Элементы хореографии (позиции рук и ног, простейшие
танцевальные движения)
Музыкально- танцевальные игры с правилами
Умение изображать своё эмоциональное состояние
Итого

Общая физическая подготовка
Таблица 2
Показатели
Прыжок в длину с места в
см.

Прыжок в высоту с разбега
см.

Наклон туловища см.

низкий

средний

высокий

<90 – 99см

100 – 119см

120>

<100– 110см

111 – 129 см

130>

<30 - 35 см

40 - 45 см

50>

<35 - 40 см

45-50 см

55>

-2 до- 1 см

0 +2 см

+2 до +4 см

-2 до- 1 см

0 +2 см

+2 до +4 см

Специальная физическая подготовка
Таблица 3
Показатели
Шпагат

Мост держать 3
сек

Наклон вперед из
седа, ноги вместе.
Держать 3сек

низкий
ноги разведены на
145гр и касаются пола
лодыжками

средний

Голени и бедра
недостаточно
прилегают к полу
Голени и бедра
прилегают к полу ,
ноги разведены на
170 гр
Ноги сильно согнуты,
Ноги слегка
плечи отклонены от
согнуты, плечи
вертикали на 45гр
незначительно
отклонены от
вертикали
Касается головой ног с Касание грудью ног
удержанием руками
с удержанием
слегка согнутых ног
прямых ног руками

высокий
Голени и бедра
плотно прилегают
к полу, ноги
разведены
180градусов

Ноги и руки
прямые, плечи
перпендикулярны
полу
Полная складка: все
точки туловища
касаются прямых ног


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».