Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«В МИРЕ МЕХАНИЗМОВ»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Криворогова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой
автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической
основой интенсификации производства.
Как никогда возрос спрос на инженерные кадры, которые способны
проектировать, создавать, управлять и модернизировать высокотехнические и
робототехнические устройства. Соответственно разработана образовательная схема
развития личности в инженерно-техническом направлении. Забота о подготовке
высококвалифицированных кадров начинается в период детства, когда у ребёнка
формируется и развивается интерес к технике, техническому творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
механизмов» соответствует технической направленности и ориентирована на
формирование у младших школьников навыков конструирования и
программирования действующих lego-моделей, а затем использование их для
выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных
наук, технологии, математики, развития речи.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
2
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Проект «Уральская инженерная школа», одобрен Указом Губернатора
Свердловской области от 06 октября 2014 года № 453-УГ.
14.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность общеразвивающей программы.
В настоящий момент актуально развитие широкого технического кругозора
младшего школьника и формирования у него основ инженерного мышления. В
школьных программах отсутствуют предметы начального образования,
обеспечивающие формирование у обучающихся знаний и навыков в области
технического творчества, конструкторских навыков и опыта программирования.
Программа «В мире механизмов» помогает раскрыть творческий потенциал
учащихся, определить их резервные возможности, осознать себя в окружающем
мире, способствует формированию стремления стать конструктором, технологом,
исследователем, изобретателем.
Содержание программы построено таким образом, что обучающиеся под
руководством педагога могут не только создавать модели посредством
конструкторов (на основе наборов «LEGO Education WeDo», набор LEGO 9686
«Технология и физика»), следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и,
проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире, доказывать
выдвинутые гипотезы.
Программа объединяет различные аспекты технической деятельности,
необходимой как для профессионального становления, так и для практического
применения в жизни, имеет направленный воспитательный и обучающий характер
работы с детьми.
Простой интерфейс позволяет объединить конструкцию из Лего и компьютер
в единую модель современного устройства с автоматизированным управлением.
Отличительные особенности программы.
Программа «В мире механизмов» – модифицированная, составлена на
основе сборника образовательных программ дополнительного образования,
методических рекомендаций и личного опыта педагога.
3
Отличительная особенность программы «В мире механизмов»: выражается в
реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие
формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов ЛЕГО.
Учащиеся проходят 4 этапа усвоения программы:1-восприятие; 2-мышление; 3действие; 4-результат (продукт), который ребёнок видит по окончании
каждого занятия.
Учебный план смоделирован так, чтобы изученный материал повторялся на
последующих занятиях, отображался в каждой модели или проводилась аналогия
работы механизмов и их сравнение.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой
развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей
обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к
техническому творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Уровень программы.
Программа имеет два уровня обучения - стартовый и базовый.
«Стартовый уровень» направлен на мотивацию к техническому творчеству,
овладение навыков начального технического конструирования с использованием
конструкторов LEGO и программирования в среде LEGO Education WeDo.
«Базовый уровень» направлен на формирование познавательной активности
учащихся в области моделирования, конструирования и робототехники на основе
дальнейшего развития базовых теоретических и практических навыков.
Программное содержание «базового» уровня опирается на сформированные
знания и умения, предыдущего (стартового), предполагает их расширение и
углубление, а также вносит значительный элемент новизны.
Учащийся может быть принят на любой уровень обучения, при наличии
соответствующих базовых знаний. Однако для формирования стабильных знаний,
умений и навыков, достижения высокого образовательного результата
рекомендуется начинать обучение со стартового уровня.
Адресатами программы являются учащиеся в возрасте 7-10 лет,
проявляющие интерес к устройству машин и механизмов и конструированию
простейших технических и электронных самоделок.
Краткие возрастные особенности:
В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и
равномерного развития, во время которого происходит функциональное
совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.
Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она
определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти,
внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют
интереса к игре. Успешность решения поставленных целей (в нашем случае обучения) достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается
между собой. Включение процесса обучения «И Я» в контексте игровой,
познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование
внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов,
которые в единстве с широкими социальными мотивами будут «работать» и на
формирование положительного отношения детей этого возраста к робототехнике.
4
Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Внимание учащихся
привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными
и по отношению к тому, что не является занимательным. Управление вниманием
школьников состоит:
в использовании материала, интересного в содержательном плане;
в обеспечении каждому учащемуся понимания/осознания смысла
предлагаемых заданий и упражнений;
в обеспечении знания способа выполнения упражнений;
в создании обстановки, располагающей к сосредоточенным занятиям и
непринужденному общению.
При организации обучения вообще, и контроля в частности, важно создавать
у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и
поддерживает («питает») их интерес к робототехнике.
Педагогу важно всегда найти возможность создать такую ситуацию,
предложить такое задание, чтобы и учащийся с низким уровнем активности имел
возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное
продвижение вперёд. Учащиеся этого возраста очень чувствительны к оценке,
которую дает им педагог. Они все еще не в состоянии отделить оценку выполнения
отдельного задания от оценки себя в целом. Учитывая эту возрастную особенность,
рекомендуется использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.
А. Амонашвили (1984). Она включает в себя четыре компонента:
- доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям учащегося, направленным на
решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
- конкретный анализ трудностей, вставших перед учащимся, и допущенных
им ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Набор детей в группу обучения свободный. Состав группы постоянный.
Программа предусматривает разноуровневые и разновозрастные учебные
группы, что даёт возможность использовать метод «наставничества» - опытные
воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «В
мире механизмов» на общих основаниях могут заниматься дети-инвалиды и дети с
ОВЗ не требующие организации особых образовательных условий.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации – 2 года.
1 год обучения – 144 часа.
2 год обучения – 144 часа.
Объем программы: 288 часов.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
5
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися (изучение
основных способов соединения деталей; демонстрация работы моделей;
обсуждение результатов сборки моделей);
групповая – организация работы в группах (выполнение заданий по
теме; совместная сборка моделей);
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем и другие (коррекция пробелов в знаниях и отработка отдельных навыков;
работа с одаренными детьми).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий являются:
практические занятия;
творческие задания;
игровая форма и форма соревнований;
проектная деятельность.
При изучении курса используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения,
частично-поисковый и исследовательский.
Немаловажное значение отводится работе с родителями. Они посещают
занятия, родительские собрания, выставки. Участвуют в разнообразных
мероприятиях объединения.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, выставка моделей, творческих работ в рамках группы, участие
в соревнованиях различного уровня – окружного, областного. Результаты могут
быть зафиксированы в виде грамот, дипломов, сертификатов.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – создание условий для личностного развития
обучающихся средствами технического конструирования с использованием
конструкторов LEGO и программирования в визуальной среде, а также
формирование раннего профессионального самоопределения обучающихся.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Образовательные:
• расширение общих представлений о применении средств робототехники в
современном мире;
• знакомство с базовой системой понятий информатики, окружающего мира,
физики;
• формирование навыков программирования через разработку программ в
визуальной среде программирования;
• формирование представлений об информационной картине мира, об
информации и информационных процессах как элементах реальной
6
действительности;
• знакомство с основными правилами здоровье сбережения.
Развивающие:
• создание условий для развития способностей к формализации, сравнению,
обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися у обучающихся
знаниями;
• формирование алгоритмического мышления;
• формирование умения самостоятельно решать поставленную задачу;
• формирование умения применения языков (естественных и формальных) и иных
видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи
информации от одного субъекта общения к другому;
• создание условий для развития творческих способностей обучающихся с
использованием межпредметных связей (информатика, технология, окружающий
мир, математика, физика);
• развитие логического и технического мышления обучающихся;
• развитие речи учащихся в процессе анализа проделанной работы.
Воспитательные:
• воспитание этики групповой работы;
• воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
• развитие основ коммуникативных отношений внутри микрогрупп и в коллективе
в целом;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
1.3. Планируемые результаты:
Предметные результаты
должен знать
должен уметь
1 год обучения
название
деталей использовать конструкторы «Простые
механизмы», Перворобот LEGO «WeDo» для
конструкторов
создания различных механизмов и
LEGO(«Простые
движущихся моделей;
механизмы»,
«Перворобот
составлять примерный план работы по
LEGO WeDo»);
созданию механизмов и движущихся моделей
понятия
алгоритма
и
с помощью преподавателя;
программы;
создавать собственные уникальные модели
принцип
работы
движущихся конструкций из деталей наборов
датчиков, моторов и
LEGO самостоятельно или с помощью
других
элементов
преподавателя;
конструкторов
пользоваться
персональным компьютером
LEGO
Education
для программирования своей модели;
WeDo;
виды
механической
передачи;
сущность технологического
подхода
к
реализации
деятельности.
7
- простейшие
основы
механики;
- понятия
алгоритма
и
программы;
- название деталей
конструктора LEGO
Education «Технология и
физика» и «Пневматика»;
- действия
простых
механизмов и области их
применения;
- основные понятия и этапы
проектной деятельности.
2 год обучения
- использовать конструктор LEGO Education
«Технология и физика» и «Пневматика»;
- для создания различных механизмов и
движущихся моделей;
- составлять примерный план работы по
созданию
механизмов
и
движущихся
моделей;
- создавать собственные уникальные модели
движущихся конструкций из деталей наборов
LEGO;
- пользоваться персональным компью тером
для программирования своей модели;
- использовать
структуру
и
алгоритмы
программного обеспечения LEGO Education
«Технология и физика» и «Пневматика» при
составлении собственных программ;
- грамотно высказывать свои мысли, в том
числе используя технические термины.
Личностные результаты:
устойчивый интерес к техническому творчеству;
развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
развитие логического и творческого мышления;
повышение уровня своих способностей к самостоятельному поиску
наиболее рационального решения технических и творческих задач;
развитие внимания, аккуратности, терпения у учащихся;
уважительное отношение к своему и чужому труду, бережное
отношение к используемому оборудованию;
использование принципов здоровье сбережения.
-
Метапредметные результаты:
планирование последовательности шагов для достижения целей;
умение осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать
её;
умение работать в паре и в коллективе;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение анализировать результаты своей работы;
умение соблюдать требования техники безопасности при работе
конструкторами и на компьютере.
-
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(144 часа) (стартовый уровень)
№
Количество часов
8
с
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.
4.1
Наименование темы, раздела
Введение
Конструирование
Знакомство с деталями
конструктора.
Способы крепления деталей.
Виды передач
Программирование в среде WeDo
Знакомство с компьютером
Знакомство
со
средой
программирования WeDo
Первые модели
Звери
всего
2
20
2
теор практи
ия
ка
2
7
13
1
1
6
1
5
12
20
2
18
5
9
1
8
7
11
1
10
48
24
-
48
24
6
18
-
6
18
-
52
18
2
126
4.2
4.3
Фигурки Миниленда.
5.
Творческая работа в группах
52
(индивидуальная работа) на
свободную тему.
Итоговое занятие
2
Итого: 144
6.
Приключения
Форма аттестации/
контроля
Беседа
Практическое задание
(ПЗ)
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
механизма.
ПЗ. Демонстрация
модели.
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели.
Коллективный анализ
Тестирование
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(144 часа) (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Теория: Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях.
История возникновения робототехники, понятие робототехника.
Соблюдение правил техники безопасности на занятиях.
Беседа.
Тема 2. Конструирование.
Тема 2.1. Знакомство с деталями конструктора.
Теория:Обзор деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education WeDo».
Практика:
Изучение названий деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education
WeDo», сборка, разборка конструктора we Do по видам деталей. ПЗ.
Тема 2.2. Способы крепления деталей.
Теория: Виды крепления деталей.
Практика:
Крепление кирпичиков, балок, пластин.
Сборка модели «Качели».
Сборка модели «Машина 1».
Сборка модели «Парусная лодка».
Тема 2.3. Виды передач.
Теория: Разновидность передач. Зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо,
шкивы и ремни, кулачек, червяк.
9
Практика:
Сборка зубчатой механической передачи.
Сборка понижающей и повышающей зубчатой механической передачи.
Сборка червячной механической передачи.
Сборка ременной механической передачи.
Сборка кулачковой механической передачи. Практическое задание (ПЗ).
Тема 3. Программирование в среде We Do.
Тема 3.1. Знакомство с компьютером.
Теория: Как работать с компьютером.
Практика
Вход и выход в программу We Do. ПЗ.
Тема 3.2. Знакомство со средой программирования WeDo.
Теория: Обзор, перечень терминов, звуки, фон экрана, сочетание клавиш, понятия
датчики, цикл.
Практика:
Программирование запуска мотора по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Программирование режима ожидание мотора.
Программирование режима остановки мотора.
Программирование выведения на экран картинки, надписи.
Программирование выведения звука.
Программирование работы датчика наклона.
Программирование работы датчика расстояния.
Программирование блока цикл.
Сборка модели «Умная вертушка». ПЗ. Демонстрация механизма.
Тема 4. Первые модели.
Тема 4.1. Звери.
Практика:
Сборка модели «Танцующие птицы» по инструкции.
Сборка модели «Обезьяна Барабанщица» по инструкции.
Сборка модели «Голодный аллигатор» по инструкции.
Сборка модели «Рычащий лев» по инструкции.
Сборка модели «Птица» по инструкции.
Сборка модели «Заяц». Сборка модели «Жираф».
Сборка модели «Динозавр».
Сборка модели «Корова».
Сборка модели «Несуществующее животное».
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ. Демонстрация модели.
Тема 4.2.Фигурки Миниленда.
Практика:
Сборка моделей человечка.
Сборка моделей человечка в движении.
Сборка задуманной модели, написание программы. ПЗ.
Тема 4.3. «Приключения».
Практика:
Сборка моделей «Футбол» по инструкции.
10
Сборка модели «Спасательный самолет» по инструкции.
Сборка модели «Непотопляемый парусник» по инструкции.
Сборка модели «Спасения от великана» по инструкции.
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ. Демонстрация модели.
Тема 5: Творческая работа в группах на свободную тему.
Практика:
Создание собственных моделей на тему «Парк развлечений».
Создание собственных моделей на тему «Автопарк».
Создание собственных моделей на тему «Космос».
Создание собственных моделей.
Программирование созданных моделей.
Коллективный анализ. Подведение итогов
Тема 6. Итоговое занятие
Практика:
Подведение итогов работы. Тестирование.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
(144 часа)(базовый уровень)
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Форма аттестации/
контроля
всего теория практика
1
Введение
2
2
2
Конструирование
4
-
4
3
Основы
конструирования 58
машин и механизмов
16
Подготовка к соревнованиям
16
42
2
14
5
Творческая работа в группах 30
(индивидуальная работа)
-
30
6
Пневматика
14
2
12
7
Возобновляемые источники
энергии
18
2
16
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
144
24
120
4
Беседа
Практическое задание
(ПЗ)
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели.
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели.
Коллективный анализ
Коллективный анализ
тестирование
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
(144 часа) (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Проведение инструктажей. Виды конструкторов.
Тема 2. Конструирование.
Практика:
Работа с деталями конструктора.
11
Демонстрация своих знаний, конструирование моделей.
Тема 3. Основы конструирования машин и механизмов.
Теория: Элементы, необходимые для создания машин и механизмов.
Практика:
Колесо и ось. Привод колеса.
Шестерня. Ременная передача.
Рычаг. Лебёдка. Сборка модели «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз. Шкив.
Болт. Клин. Конструкция. Кулачок.
Черявичная передача. Сборка модели «Машина 3».
Кулачковая передача. Сборка модели «Молот».
Собачка и храповая шестерня. Зубчатая передача.
Сборка модели «Уборочная машина».
Сборка модели «Маятник». Сборка модели «Часовой механизм».
Сборка модели «Ветряная мельница».
Сборка модели «Сухопутная яхта». Сборка модели «Инерционный механизм».
Сборка модели «Машина с электроприводом». Сборка модели «Драгстер».
Сборка модели «Скороход». Сборка модели «Собака».
Сборка модели «Весы». Сборка модели «Башенный кран».
Сборка модели «Рамка». Сборка модели «Передача».
Тема 4: Подготовка к соревнованиям.
Теория: Объяснение правил соревнований и техник создания машин.
Практика:
- создание моделей;
- написание презентации моделей;
- программирование моделей
Коллективный анализ. Участие в соревнованиях.
Тема 5: Творческая работа в группах на свободную тему.
Практика:
Создание необходимых моделей для «заселения планеты».
Творческие задания.
Коллективный анализ. Подведение итогов.
Тема 6: Пневматика.
Теория: Понятие пневматики.
Практика:
Сборка модели «Ножничный подъёмник».
Сборка модели «Пресс».
Сборка модели «Робокисть».
Сборка модели «Роборука».
Сборка модели «Компрессор».
Создание собственной модели.
Тема 7: Возобновляемые источники энергии
Теория: Какие бывают источники энергии. Энергия ветра. Мультиметр.
Практика:
Сборка модели «Ручной генератор».
Сборка модели «Блок, поднимающий груз».
12
Сборка модели «Водяная турбина».
Сборка модели «Машины, работающей на солнечной энергии».
Сборка модели «Ветряная мельница».
Сборка модели «Солнечная станция».
Создание собственной модели.
Тема 8: Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Коллективный анализ
Тестирование
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «В мире механизмов»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 2 года (36
учебных недель для каждого года обучения).
Занятия проводятся:
- по 2 академических часа 2 раза в неделю для учащихся 1 и 2 года обучения.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
1 год
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
2 год
1 сентября
25 мая
36
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 15 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещённый и тематически оформленный кабинет, с
рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству обучающихся в группе.
Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: ноутбуки, магнитная доска, телевизор,
тренировочные поля, Конструкторы LEGO WeDo, ABPOPA ROBOTICS.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
интернет ресурсы:
http://www.nxtprograms.com/
http://robosport.ru/
http://www.robotics.ru/
http://serdtseotdayudetyam.ru/
Дидактические и методические пособия: специальная литература, журналы,
памятки, схемы, таблицы, инструкции по сборке.
13
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Формы контроля
Вид контроля
Цель проведения
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Входной контроль
Осуществляется на первом занятии и
предназначен для проверки уровня
знаний учащегося
Беседа, наблюдение,
тестирование и др.
Текущий контроль
Оценка качества освоения учебного
материала пройденной темы:
отслеживание активности обучающихся,
их готовности к восприятию нового,
корректировка методов обучения
Опрос, контрольное
задание, тестирование,
открытое занятие и др.
Промежуточный
контроль
(промежуточная
аттестация)
Позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения
Итоговый контроль
(итоговая
аттестация)
Определение успешности освоения
программы и установления соответствия
достижений обучающихся планируемым
результатам
педагогическое
наблюдение,
демонстрация модели,
беседа, практическое
задание,
коллективное обсуждение,
внутригрупповые
тестирование
соревнования
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения «В мире механизмов». Отслеживание
проводится два раза в год, в соответствии с возрастом и годом обучения учащегося.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная
система:
- Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;
- Средний уровень – от 4 до 6 баллов;
- Высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по базовым
темам программы. Не может правильно и рационально организовать своё рабочее
место. Испытывает серьёзные затруднения при выполнении операций,
предусмотренных программой. При их непосредственном выполнении совершает
ошибки. Производит порчу материала. Не соблюдает правила безопасности труда.
Проявляет небрежность при выполнении работы. Не может самостоятельно
выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки. Испытывает
небольшие затруднения при организации своего рабочего места. Недостаточно
14
экономно использует необходимый для занятия материал. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности труда. Может выполнить самостоятельно работу
по образцу, но владеет недостаточными навыками изготовления творческой
работы. Проявляет некоторую небрежность при выполнении практической работы.
Может самостоятельно выявить ошибки, но испытывает затруднения при
определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по базовым
темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки может
творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно планирует и
организует свой труд, Точно соблюдает правила безопасности труда. Владеет
высоким навыком изготовления самостоятельных работ. Точно, грамотно и
аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и устранить ошибки.
Экономно использует необходимый
для занятия материал. Результаты
отслеживаются и фиксируются в таблице
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п
ФИ
уч.
Возраст
Год
обу
че- Низкий Средний
ния (1-3)
(4-6)
Месяц
Месяц
XII
V XII
V
Обучение
Знания и умения
Теория
Практика
Уровни в баллах
Высокий Низкий Средний Высокий
(7-9)
(1-3)
(4-6)
(7-9)
Месяц
Месяц
Месяц Месяц
XII
V
XII
V
XII
V
XII
Участие
Результат:
в выссертификат,
тавках, благодарност
конкурсах ь, грамота,
(кол-во)
диплом
V
Отслеживаются достижения учащихся объединения (дипломы, грамоты,
благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации образовательных
результатов педагогического мониторинга объединения «В мире механизмов»
используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония»
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- участие детей в соревнованиях объединения;
- выступления учащихся на праздниках и фестивалях.
Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «В мире механизмов» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов.
№
1
2
3
Тема
Методы педагогической диагностики
1 год обучения (стартовый уровень)
Вводное занятие.
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
Конструирование
конструирование разных передач, движения.
Программирование в среде WeDo . Создание модели, педагогическое наблюдение
15
4
5
6
1
2
3
Первые модели
Сборка модели, составление программы.
Творческая работа в группах
Сборка
модели,
педагогическое
наблюдение,
(индивидуальная
работа)
на
коллективный анализ.
свободную тему.
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Голодный аллигатор»
2 год обучения (базовый уровень)
Введение
Конструирование
Беседа
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Основы конструирования машин и Создание и демонстрация модели, педагогическое
механизмов
наблюдение
4
Подготовка к соревнованиям
5
Творческая работа в группах
6
7
8
коллективный анализ
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Пневматика
Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Возобновляемые источники энергии Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Возобновленные источники энергии»
Методические материалы:
Методы обучения.
Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от темы и
формы
занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта
обучающегося. В образовательном процессе используются следующие методы
обучения:
- словесные методы – устное изложение, беседа, объяснение, анализ работы;
- наглядные методы – показ моделей и конструкций учащихся и педагога,
использование
наглядных
материалов
(иллюстрации,
фотоматериалы,
видеоматериалы), показ педагогом приемов выполнения;
- практические методы – практическая работа с оборудованием и
информацией;
- методы работы с информацией – книги, журналы, интернет;
- частично-поисковые методы – решение поставленной задачи совместно с
педагогом.
Педагогические технологии
В образовательном процессе приоритетными педагогическими технологиями
являются:
- Личностно-ориентированное обучение. Каждый ребенок - индивидуальность,
активно действующий субъект образовательного пространства, со своими
особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным
опытом. Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и
индивидуализация обучения.
- Здоровьесберегающая технология реализуется на основе личностно ориентированного подхода через систему мероприятий по охране и укреплению
16
здоровья обучающихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности
(обстановка и гигиенические условия в кабинете, позы учащихся во время занятия,
физкультминутки
и
другие
оздоровительные моменты
на
занятии,
психологический климат на занятии, наличие на занятии эмоциональных
разрядок).
- Технология сотрудничества (обучение в малых группах)- совместная
развивающая деятельность детей, скреплённая взаимопониманием, совместным
анализом её хода и результата.
- Технология индивидуализации обучения позволяет адаптировать содержание,
методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика,
следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
- Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой
организация занятий предполагает создание под руководством педагога
проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками.
- Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
- Информационно - коммуникационные технологии. ИКТ подразумевает под
собой методы и программно - технологические средства, которые позволяют в
значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
1.Организационный
этап.
Этап
мотивации
(самоопределения)
к
коррекционной деятельности.
2. Подготовительный этап
4. Проблемное объяснение нового материала
6. Творческое задание.
7. Закрепление пройденного, подведение итогов работы каждого ребёнка,
рефлексия деятельности.
Дидактические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
педагогом используются наглядные пособия:
схематические или символические - стенды: «Технологическая карта
выполняемого изделия»
объёмные - образцы изделий; Конструкции собственного изготовления и
программы к ним.
картинные - стенды: «Уголок безопасности», «Наши достижения», «В мире
робототехники», «Из жизни объединения».
Фотовыставка «Модели LEGO».
дидактические пособия:
настольная
игра по ПДД; комплекты
демонстрационного и раздаточного материала с пошаговой техникой сборки по
темам:
17
Конструирование
- Программирование в среде WeDo
- Первые модели
учебные пособия - программы и программное обеспечение:
- диск Перворобот.
- литература, для работы с учащимися.
тематические подборки материалов: тексты песен, сценарии, игры.
-
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата
обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». .:URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения:
18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей». .:URL [Электронный ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
18
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .:URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» .:URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» .:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_2
022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»
.:URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата
обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec303
0a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога
1. Дусавицкий А.К. «Формула успеха» М. Педагогика 1989г.
2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: Методическое пособие, М.: Бином, 2010-120с.
3. Крайнев А.Ф. Первое путешествие в царство машин. – М., 2007г. – 173с.
4. LEGO Education WeDo Teacher's Guide.
5. Макаров И.М., Топчеев Ю.И. Робототехника. История и перспективы. – М.,
2003г. - 349с.
6. Методическое
пособие
«Сборник
образовательных
программ
дополнительного образования детей». – Челябинск, 2011. - 86 с.
7. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2000. - 125с.
19
8.
1.
2.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. -Москва: ПраймЕврознак, 2010. -651с.
Литература для детей и родителей
Грэй Д. Дети-с небес. Уроки воспитания. Как развить в ребёнке дух
сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. / Перев. с англ.-М.: ООО
Издательство «София», 2010. – 384 с.
Робототехника для детей и родителей. – С-Пб., «Наука», 2011.-264с.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
механизмов» предполагает обучение учащихся 7 – 10 лет конструированию,
моделированию и компьютерному управлению на занятиях Лего конструирования. Срок реализации 2 года.
Программа «В мире механизмов» позволяет обучающимся в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в
дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество
проблем из разных областей знания - от теории механики до психологии, - что
является вполне естественным.
Занятия по данной программе способствуют развитию конструкторских,
инженерных и вычислительных навыков и проливают свет на многие вопросы,
связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и
математики что так актуально в современном образовании. Программа —
модифицированная.
Структура программы первого года обучения предусматривает
изучение пяти основных тем: это введение где проходит знакомство с историей
создания конструктора, основная три части — теоретические и практические
основы сборки, конструирования, программирования в среде WeDo и пятая часть
посвящена индивидуальной работе. В программу
второго года обучения
добавлены темы, изучающие основы конструирования машин и механизмов,
пневматику и источники энергии.
Обучение по данной программе предусматривает участие учащихся во
внеурочной деятельности и активное сотрудничество с родителями через
совместные мероприятия ЦТР «Гармония».
20
Приложение 1
Год обучения: первый
Тема: Итоговое занятие
Тест «Голодный аллигатор»
Отметьте правильный ответ
1
Какая часть собранной модели «оживает»?
А) лапы
Б) пасть
В) туловище
2
Какая передача использовалась?
А) ременная
Б) зубчатая
В) червячная
Какой датчик использовался?
А) наклона
Б) расстояния
3
4
Какие детали использовались для сборки лап
А) круглые кирпичи, пластинки 2х3
Б) кирпичи 2х2, пластинки2х6
В) зубчатая рейка, балка
5
Для чего используется датчик расстояния в данной модели?
А) для подъема и опускания верхней части пасти
Б) для остановки мотора
В) для красоты
6
Какие балки применялись в создании модели?
А) балка на 5
Б) балка на 7
В) балка на12
7
Какие детали используются для ременной передачи
А) ремень, шкив, втулка
Б) колесо, ремень, ось
В) втулка, колесо, ремень
8
Как называется деталь?
А) мотор
Б) датчик наклона
В) коммутатор
9
Какая деталь из набора приводит в движение модель?
А) мотор
Б) датчик наклона
В) коммутатор
Результаты отслеживания определяются по трем уровням:
- Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов.
- Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов.
- Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов.
1 правильный ответ = 1 балл
21
Год обучения: второй
Тема: Итоговое занятие
Тест «Возобновленные источники энергии»
Отметьте правильный ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Что предназначено для накопления произведенной энергии и питания созданных
установок:
- солнечная батарея
- LEGO-мультиметр
Со́лнечная эне́ргия — это…
- нергия от Солнца в форме радиации и света
- объединение фотоэлектрических преобразователей
Энергия ветра — это…
- отрасль энергетики
- это кинетическая энергия движущегося воздуха
- ветрогенератор
Как называется энергия из источников, которые по человеческим масштабам
являются неисчерпаемыми?
- Обыкновенная
- Невозобновляемая
- Возобновляемая
- Необыкновенная
Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов - таких как...
- солнечный свет, ветер
- природный газ, торф
- уголь, нефть
Что изображено на картинке:
- солнечная батарея
- LEGO-мультиметр
- аккумулятор
Что изображено на картинке:
- соединительные кабели
- мотор-генератор
- светодиоды
Что изображено на картинке:
- Ветряная мельница
- Солнечная станция
- Водяная турбина
Что изображено на картинке:
- Ветряная мельница
- Солнечная станция
- Водяная турбина
Результаты
-
отслеживания определяются по трем уровням:
Низкий уровень – от 1 до3 правильных ответов.
Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов.
Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов.
1 правильный ответ = 1 баллу
Приложение 2
Календарный учебный график
Программа В мире механизмов
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония», кабинет № 10
№
п/п
заня
тия
1
Дата
Название темы
Формы
организации
деятельности
Формы контроля
Знакомство с содержанием работы на занятиях.
Правила техники безопасности на занятиях.
Знакомство с деталями конструктора.
Занятие-беседа
Беседа
2
17.09
Практическое
задание (ПЗ)
ПЗ
Практическое
задание (ПЗ)
Выставка
конструкций
ПЗ. Рассказ
Беседа
3
22.09
4
5
24.09
29.09
6
7
8
01.10
06.10
08.10
9
13.10
10
11
15.10
20.10
12
22.10
13
14
15
27.10
29.10
03.11
16
17
18
05.11
10.11
12.11
19
17.11
20
21
22
23
19.11
24.11
26.11
01.12
Способы крепления деталей.
Сборка модели (СМ) «Качели».
СМ «Машина 1». Составление рассказа.
ПЗ
Виртуальное путешествие по дорогам Тавды в Викторина
игровой форме «Правила эти всегда соблюдайте»
СМ «Парусная лодка» Составление истории.
ПЗ
Зубчатая механическая передача. СМ «Юла».
Объяснение, ПЗ
Понижающая и повышающая зубчатая
Объяснение, ПЗ
механическая передача.
Червячная механическая передача.
Объяснение, ПЗ
СМ «Машина 2».
Коронная шестерня. СМ «Хоккеист».
Объяснение, ПЗ
Ременная механическая передача.
Объяснение, ПЗ
СМ «Собака».
Энергия ветра.
Объяснение, ПЗ
СМ «Вентилятор».
Знакомство с компьютером.
Объяснение, ПЗ
Обзор, перечень терминов, звуки, фон экрана
Объяснение, ПЗ
Программирование запуска мотора по часовой
Объяснение, ПЗ
стрелке, против часовой стрелки.
Программирование режима ожидание мотора.
Объяснение, ПЗ
Программирование режима остановки мотора.
Объяснение, ПЗ
Беседа о правилах пожарной безопасности «Огонь
Беседа
это опасно!»
Программирование выведения на экран картинки,
Объяснение, ПЗ
надписи.
Программирование выведения звука, блока цикл.
Объяснение, ПЗ
Программирование работы датчика наклона.
Объяснение, ПЗ
Программирование работы датчика расстояния.
Объяснение, ПЗ
СМ«Умная вертушка».
ПЗ
24
03.12
СМ «Танцующие птицы».
(неделя)
15.09
Объяснение, ПЗ
ПЗ. Рассказ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Беседа
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ, демонстрация
механизмов
ПЗ. Демонстрация
23
25
08.12
СМ «Обезьяна Барабанщица».
Объяснение, ПЗ
26
10.12
СМ «Голодный аллигатор».
Объяснение, ПЗ
27
15.12
СМ «Рычащий лев».
Объяснение, ПЗ
28
17.12
СМ «Птица».
Объяснение, ПЗ
29
19.12
30
22.12
Беседа о символике «Я гражданин России», Беседа, ПЗ
конкурс «Собери из лего символ»
СМ «Заяц»
Объяснение, ПЗ
31
24.12
СМ «Жираф».
Объяснение, ПЗ
32
29.12
СМ «Динозавр».
Объяснение, ПЗ
33
31.12
СМ «Корова».
Объяснение, ПЗ
34
12.01
ПЗ
35
14.01
СМ
«Несуществующее животное».
Сборка задуманной модели, написание программы.
36
19.01
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ
37
38
39
21.01
26.01
28.01
СМ человечка.
СМ человечка в движении.
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
40
02.02
СМ «Спасательный самолет».
Объяснение, ПЗ
41
04.02
Объяснение, ПЗ
42
09.02
СМ
«Непотопляемый парусник».
СМ «Спасения от великана».
43
11.02
СМ «Нападающий»
Объяснение, ПЗ
44
16.02
СМ «Вратарь»
Объяснение, ПЗ
45
18.02
СМ «Болельщики»
Объяснение, ПЗ
46
20.02
47
25.02
Беседа о Российской Армии «Дороги, которые мы Беседа, ПЗ
выбираем»
СМ «Футбол», инсценировка игры.
ПЗ
48
49
50
51
52
02.03
04.03
09.03
11.03
16.03
Сборка задуманной модели, написание программы.
Сборка задуманной модели, написание программы.
СМ на тему «Парк развлечений».
СМ на тему «Парк развлечений».
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
53
18.03
Создание моделей на тему «Автопарк»
ПЗ
ПЗ
Объяснение, ПЗ
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
Беседа, ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ. Демонстрация
модели
Беседа, ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ
24
54
55
56
23.03
25.03
30.03
Создание моделей на тему «Автопарк»
Создание моделей на тему «Автопарк»
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
57
58
59
01.04
06.04
08.04
Создание моделей на тему «Космос»
Создание моделей на тему «Космос»
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
60
61
13.04
15.04
Создание собственных моделей.
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
62
63
64
20.04
22.04
27.04
Создание собственных моделей.
Создание собственных моделей.
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
65
66
67
29.04
04.05
06.05
Создание собственных моделей.
Создание собственных моделей.
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
68
69
70
71
11.05
13.05
18.05
20.05
Создание собственных моделей.
Создание собственных моделей.
Создание собственных моделей.
Программирование моделей.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
72
25.05
Итоговое занятие.
Показ.
Прослушивание
. Анализ работы
144 часа
Итого
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
Коллективный
анализ
Программа В мире механизмов
Год обучения, количество часов в год 2 год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
№
п/п
заня
тия
1
2
Дата
Название темы
Формы
организации
деятельности
Формы контроля
15.09
17.09
Проведение инструктажей. Виды конструкторов.
Работа с деталями конструктора.
3
22.09
Демонстрация своих знаний, конструирование
моделей.
Занятие-беседа
Практическое
задание (ПЗ)
ПЗ
Беседа
Практическое
задание (ПЗ)
выставка
конструкций
4
5
24.09
29.09
6
7
8
01.10
06.10
08.10
Колесо и ось.
Объяснение, ПЗ
Виртуальное путешествие по дорогам Тавды в Викторина
игровой форме «Правила эти всегда соблюдайте»
Привод колеса.
Объяснение, ПЗ
Шестерня.
Объяснение, ПЗ
Ременная передача.
Объяснение, ПЗ
(неделя)
ПЗ
Беседа
ПЗ
ПЗ
ПЗ
25
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
13.10
15.10
20.10
22.10
27.10
29.10
03.11
05.11
10.11
12.11
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
19.12
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
22.12
24.12
29.12
31.12
12.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
40
02.02
41
04.02
42
09.02
43
44
45
46
11.02
16.02
18.02
20.02
47
48
49
50
51
52
25.02
02.03
04.03
09.03
11.03
16.03
Рычаг (понятие, сборка).
Лебёдка. СМ «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз.
Шкив (понятие, сборка).
Болт (понятие, сборка).
Клин (понятие, сборка).
Конструкция (понятие, сборка).
Кулачок (понятие, сборка).
Черявичная передача. СМ «Машина 3».
Беседа о правилах пожарной безопасности «Огонь
это опасно!»
Кулачковая передача. СМ «Молот».
Собачка и храповая шестерня.
Зубчатая передача. СМ «Уборочная машина».
СМ «Маятник».
СМ «Часовой механизм».
СМ «Ветряная мельница».
СМ «Сухопутная яхта».
СМ «Инерционный механизм».
СМ «Машина с электроприводом».
СМ «Драгстер».
Беседа о символике «Я гражданин России», конкурс
«Собери из лего символ»
СМ «Скороход».
СМ «Собака».
СМ «Весы».
СМ «Башенный кран».
СМ «Рамка».
СМ «Передача».
Сборка моделей для соревнования «Гонки».
Сборка моделей для соревнования «Гонки».
Сборка моделей для соревнования «Гонки».
Сборка моделей для соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для соревнования «Перетягивание
каната».
Создание необходимых моделей для «заселения
планеты».
«Заселяем планету».
«Заселяем планету».
Творческие задания. «Катапульта».
Беседа о Российской Армии «Дороги, которые мы
выбираем»
«Лебёдка».
«Наблюдательная вышка».
«Ручная тележка».
«Карусель».
«Мост».
«Ралли по холмам».
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Беседа
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Беседа
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Беседа, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
Беседа, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение, ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Внутригрупповые
соревнования
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Беседа, ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
Беседа, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
26
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
18.03
23.03
25.03
30.03
01.04
06.04
08.04
13.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.04
04.05
06.05
11.05
13.05
18.05
20.05
25.05
«Волшебный замок».
«Подъемник».
«Почтовая штемпельная машина».
«Ручной миксер».
«Летучая мышь».
Пневматика (понятие, сборка).
«Ножничный подъёмник».
«Пресс».
«Робокисть».
«Роборука».
«Компрессор».
Создание собственной модели.
Возобновляемые источники энергии. Мультиметр.
«Ручной генератор».
«Блок, поднимающий груз».
«Водяная турбина».
«Машины, работающей на солнечной энергии».
«Ветряная мельница».
«Солнечная станция».
Итоговое занятие
Итого
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение, ПЗ
Объяснение, ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ, Анализ
работы
144 часа
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
ПЗ. Демонстрация
Коллективный
анализ
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония», кабинет № 10
27