Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» (ДЮП)
Возраст учащихся: 13-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Ковязин Иван Эдуардович, педагог
дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных
противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся
следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой,
создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих
жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае,
уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического
обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях,
создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает школьное обучение, где
закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в
силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная
любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по
сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих
человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения
при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта
взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм
детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при
общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о
необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически,
от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться,
отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть
предлагаемая программа «Дружина юных пожарных».
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания,
умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях
рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с
приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
Программа «Дружина юных пожарных»
составлена на основе
образовательной программы детско-юношеского движения «Юный пожарный»,
автор – Жуков Игорь Александрович, г. Москва.
Направленность программы – социально-гуманитарная. Она
предполагает освоение знаний и практических навыков пожарной безопасности;
по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по времени
реализации – один год.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
11.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
3
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в
большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или
халатности, а также по причине детской шалости. Опасность возникновения
пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением
пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч
новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения
химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше
прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в
микроволновые печи и лазерные лучи. Именно поэтому важно изучать правила
пожарной безопасности в дополнительном образовании, так как приобретенные
знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения,
внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и
правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары,
возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Новизна.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров
от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое
страшное при пожаре – это гибель детей.
Программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных
пожарных» позволяет закрепить знания по пожарной безопасности и
организовать дружину юных пожарных. Она включает как познавательные и
спортивно-прикладные занятия с детьми.
Педагогическая целесообразность.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков
обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого
раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны знания, умения грамотно
действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с
горючими огнеопасными предметами. В этой связи свою значительную роль в
формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть
школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это
фундамент пожарной безопасности будущего. Программа «Дружина юных
пожарных» позволит выработать в детях стремление получить знания,
практические навыки осторожного пользования огнём, электроприборами и
другими предметами, вызывающими пожар. Данное обучение позволит детям
быть дружными, внимательными, сильными и ответственными за личную
безопасность, безопасность окружающих и за сохранение окружающей среды.
4
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы.
Особенностью программы является её вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных условий;
отводится большое
количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов
организации учебного процесса и для творческой деятельности детей.
Цель программы: создание условий для организации деятельности
школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к
организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди детей и населения
в городе, в районе.
Задачи:
Обучающие:
Обучение правилам пожарной безопасности.
Привитие навыков осознанного безопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара.
Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих.
Улучшения правовой и экологической подготовки.
Овладения
умениями оказания первой медицинской помощи
пострадавшим.
Развивающие:
Активизировать познавательный интерес к трудной профессии пожарного.
Развивать мышление, внимание, память.
Воспитывающие:
Воспитывать
в детях ориентировку на лучшие нравственные
качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.
Воспитывать чувство самоконтроля, самодисциплины и сотоварищества.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 5-9 классов. Статус детское объединение «Дружина юных пожарных». Форма занятий - группа
детей. Дети среднего и старшего школьного возраста (13-18 лет).
Психологические особенности участников программы. Психологические и
возрастные особенности детей среднего и старшего школьного возраста во
многом определяют их поведение в семье и школе, их необходимо учитывать
всем педагогам, занимающимся с детьми вопросами трудовым воспитанием .
На рубеже младшего школьного и среднего возрастов, в 10-11 лет у детей
многие приспособительные функции организма снижаются, появляются
симптомы предподросткового кризиса: нарочитая псевдовзрослость,
самостоятельность, независимость. В 12 лет функциональное состояние
5
центральной нервной системы остается неустойчивым, повышается
возбудимость, отвлечение внимания, вероятность попадания в дурную среду. В
подростковом возрасте наблюдаются разновидности подросткового девиантного
поведения.
В 11-13 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может
рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя
легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от
воспринимаемой реальности. И в то же время, судя по проявлениям внимания,
подростковый возраст – период парадоксов в достижениях и возможных
потерях.
Практика говорит о наличии у детей подросткового периода выраженной
склонности к рискованным действиям в трудовой деятельности .
Подросток 13-14 лет вполне управляет своим вниманием и может хорошо
концентрировать его в значимой для него деятельности, где его
наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у
которых она является профессиональным качеством. И в то же время отроки
могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе
исчезает из состава познавательных процессов, сопровождающегося полным
безразличием к окружающему, в таком состоянии легко потерять бдительность.
15-18 лет - возраст ранней юности, возраст противоречий. В этом возрасте
юноши и девушки понимают ценность знаний, для них более совершенна
самооценка. Наблюдаются эмоциональные перепады, которые могут
неблагоприятно повлиять на деятельность учащихся. Огромную роль уделяют
общению со сверстниками и взрослыми людьми.
Наполняемость группы – 20 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения осуществляется
на добровольной основе. Программа предусматривает разноуровневые и
разновозрастные учебные группы, что дает возможность использовать метод
«наставничества» – опытные воспитанники опекают новичков, старшие
помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа.
Объём программы – 144 часа.
Срок реализации – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
6
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
и другие.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, инструктаж, рассказ
собеседование, демонстрация, видеопросмотр, практическая работа.
Программа объединения «Дружина юных пожарных» является не только
обучающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы,
обозначенные в Законе РФ «Об образовании», среди них принципы:
гуманности (духовности, гражданственности, нравственности);
свободной, уникальной личности;
индивидуальности каждого ребёнка, его возможностей и способностей,
самобытности;
практической личности.
Немаловажную роль в образовательном процессе играют родители.
Родители должны стимулировать и мотивировать развивающую деятельность
ребенка, поддерживать его начинания и отмечать успехи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: слёт ДЮП, соревнования ДЮП, участие в конкурсах разного
уровня .
Планируемые результаты и способы их результативности
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть
теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками,
предусмотренными программой.
По итогам курса обучения обучающиеся должны знать:
Основные причины пожаров в жилом доме.
Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных
Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
Правила пожарной безопасности в общественных местах.
Особенности пользования первичными средствами тушения пожара;
Виды травм, полученных при пожаре.
Знаки пожарной безопасности.
7
Общее устройство пожарных автомобилей и их назначением.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться спичками. Эвакуироваться из здания.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах,
полученных во время пожара
Уметь правильно вести себя на улице, в лесу и помещении.
Способствовать
созданию в коллективе обстановки дружбы и
взаимопомощи. Уметь работать с литературой.
Способы определения результативности.
Для отслеживания результатов обучения учащихся используются
следующие методы:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический
анализ
результатов опросов, тестирования,
диагностических заданий, участия в мероприятиях, активности учащихся на
занятиях и т.п.
Мониторинг: ведение журналов учёта,
контроля (вводный, текущий,
итоговый), карточки успеха учащихся.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Название раздела,
темы
Вводное занятие.
История развития
пожарной охраны и
ВДПО
Теоретическая
подготовка
Тайны огня. Огонь друг, огонь - враг.
С огнем не шути.
Пожар. Причины
возникновения
Единая служба спасения
01
Противопожарные
требования, план
эвакуации
Первичные средства
тушения пожаров. Знаки
безопасности.
Действия в случае
пожара.
Количество часов
всего теория
практика
2
2
-
Формы аттестации/
контроля
Беседа
14
7
7
Беседа. Опрос
2
1
1
Опрос. Викторина
2
2
1
1
1
1
Опрос
Беседа. Опрос
2
1
1
2
1
1
Опрос. Практическое
задание
Опрос. Практическое
задание
2
1
1
Опрос. Практическое
задание
2
1
1
Опрос. Практическое
задание
8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
5
Общая и специальная
физическая
подготовка.
Техника безопасности на
занятиях лёгкой
атлетики и пожарноспасательного спорта.
Профилактика
травматизма во время
занятий и
соревновательной
деятельности.
Общая физическая
подготовка (ОФП)
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Техническая подготовка
(ТП)
Подготовка и участие в
мероприятиях по
пожарно-прикладному
спорту.
Итоговое занятие
Итого
102
17
85
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
40
4
36
Наблюдение
30
4
26
Наблюдение
30
4
26
Наблюдение
24
4
20
Соревнование ДЮП
2
144
2
28
116
Опрос. Тестирование
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. История развития пожарной охраны и
Всероссийского добровольного пожарного общества
Теория
Пожарная охрана России, история ее развития. Цели и задачи.
Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное
пожарное общество» (далее - ВДПО), история его развития. Цели и задачи.
Цели и задачи ДЮП. Порядок создания и организация ДЮП. Условия и
порядок вступления и утраты членства в ДЮП. Права и обязанности юных
пожарных. Руководство работой ДЮП. Дружины юных пожарных создаются для
проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и
воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров, оказание
помощи подразделениям Государственной противопожарной службы (далее ГПС) и ВДПО в проведении профилактической работы.
Формы контроля: Опрос.
Тема 2. Теоретическая подготовка.
Тема 2.1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.
Теория
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который
похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от
болезней. Применение огня и пара в промышленности.
9
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей.
Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области,
районе, городе. Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов. Опрос.
Практика
Исследование территории СЮТ – как потенциально опасный объект с
массовым пребыванием людей. Демонстрация фильмов.
Формы контроля: Опрос. Беседа.
Тема 2.2. С огнем не шути.
Теория
Костер – как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами,
хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его
загорании. Газовая плита. Тушение пожаров подручными средствами. Правила
содержания и использования огнетушителей.
Практика
Исследование причин пожара на местности. (СЮТ).
Формы контроля: Опрос.
Тема 2.3. Пожар. Причины возникновения
Теория
Понятие о пожаре. Анализ обстановки с пожарами на территории
Свердловской области. Основные причины возникновения пожаров.
Понятие о пожарной профилактике.
Практика
Экскурсия в ВДПО и ПЧ.
Формы контроля: Опрос. Беседа.
Тема 2.4. Единая служба спасения 01
Теория
Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура:
пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные
формирования. Дружины юных пожарных.
Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон
«
»
01 .
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий.
Необходимые качества. Опрос.
Практика
10
Экскурсии в ЕДДС.
Формы контроля: Опрос. Практическое задание.
Тема 2.5. Противопожарные требования, план эвакуации
Теория
Причины
возникновения
возгорания.
Определение
пожара.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план
эвакуации при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов,
электрохозяйства.
Практика
Правила составления плана эвакуации при пожаре.
Формы контроля: Опрос. Практическое задание.
Тема 2.6. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности
Теория
Понятие о первичных средствах тушения пожаров. Противопожарный щит.
Виды огнетушителей, их устройство и порядок применения на пожаре. Места
установки огнетушителей.
Знаки безопасности: предупреждающие,
предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места
установки.
Практика
Изучения ПТВ. Составление плана эвакуации из помещения. Опрос.
Формы контроля: Опрос.
Тема 2.7. Действия в случае пожара
Теория
Эвакуация, вызов пожарной охраны , огнетушащие вещества , свойства и
применение. Викторина.
Практика
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара. Порядок
сообщения о пожаре.
Формы контроля: Викторина.
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка
Тема 3.1. Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетики.
Профилактика травматизма во время занятий и соревновательной деятельности.
Теория: Причина возникновения травм, их профилактика и лечение.
Понятие о гигиене и санитарии. Гигиенические требования к спортивной одежде
и обуви. Режим питания. Рациональное чередование различных видов
деятельности.
Практика: правила падения, группировка.
Тема 3.2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория:
11
Общие представления об основных системах энергообеспечения
человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Средства закаливания организма - солнце, воздух, вода.
Практика:
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных
положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и
приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в
тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в
переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных
исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и
упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы,
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения
лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом
и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса;
различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и
длинной
скакалкой,
гантелями,
набивными
мячами,
резиновыми
амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением
собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции со
старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за
лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение
общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с
высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения
для развития координационной способностей. Разнонаправленные движения рук
и ног. Упражнения в равновесии. Метание мячей на дальность.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту,
в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
Перепрыгивание предметов. Бег по снегу, по песку. Эстафеты. Упражнения с
гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и
переменный на различные дистанции. Дозированный бег по пересеченной
местности. Ходьба на лыжах.
12
Тема 3.3. Специальная физическая подготовка
Теория: Значение специальной физической подготовки как важного
фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей
организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости).
Практика:
Специальные упражнения, развивающие быстроту: бег с высоким
подниманием бедра, толчковый бег, подскоки, семенящий бег, захлёст голени.
Специальные упражнения, развивающие силу: многоскоки, скачки на
одной ноге, бег на прямых ногах, прыжки через препятствия, прыжки на месте
из различных исходных положений, броски набивного мяча из различных
исходных положений.
Упражнения, направленные на развитие гибкости мышц: прыжки в шаге
на пружинистой основе, махи с хлопком, велосипед, бег по воздуху, махи у
опоры.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: с преодолением
веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с
разбега, различного по длине и скорости, в высоту, на дальность и в различных
сочетаниях, силовые упражнения; с различными дополнительными
отягощениями (пояс, жилет, утяжеленный снаряд) в беге, в прыжковых
упражнениях; с использованием сопротивлений внешней среды: бег и прыжки в
гору и вниз, по различному грунту (газон, песок, опилки, тропинки в лесу, снег),
против ветра и по ветру; с преодолением внешних сопротивлений: в
максимально быстрых движениях; в упражнениях с партнером; в упражнениях с
отягощением различного веса и вида.
Упражнения по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями
разграниченное отрезками.
Упражнения в подъеме по штурмовой лестнице разграниченное
отрезками.
Тема 3.4. Техническая подготовка
Теория: Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической,
тактической, физической подготовки. Терминология легкой атлетики.
Характеристика различных видов легкой атлетики: бег на короткие, средние и
длинные дистанции; барьерный бег; прыжки в длину; прыжки в высоту;
толкание ядра; метание мяча.
Отработка техники подъема по штурмовой лестнице, преодолении 100метровой полосы.
13
Практика: Разновидности ходьбы, бега. Выполнение разновидностей
ходьбы: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне
стопы, скрестный шаг.
Знакомство с видами легкой атлетики. Техника бега, прыжков и метаний.
Обучение и совершенствование правильной и рациональной техники бега,
прыжков и метаний.
Знакомство с элементами пожарно-спасательного спорта, техникой
подъема по штурмовой лестнице и преодоления 100-метровой полосы с
препятствиями.
Тема 4. Подготовка и участие в мероприятиях по пожарноприкладному спорту.
Теория
Правила техники безопасности на тренировках. Значение занятий пожарноприкладным видом спорта. Перечень и название инвентаря. Вред курения,
алкоголя и наркотиков для здоровья. Соревнование.
Практика
Специальная физическая и техническая подготовка:
Полоса препятствий. Бег по гимнастическим скамейкам и буму.
Преодоление забора с помощью гимнастического мостика. Работа у
разветвления. Работа со стволом. Полоса препятствий в спортивном зале: бег по
гимнастическим скамейкам, соединение полугаек между собой, движение к
разветвлению и работа с ним, движение и работа со стволом, прокладка рукавной
линии, финиширование.
Штурмование учебной башни. Бег со старта до башни. Бег по штурмовой
лестнице и финиширование.
Участие в мероприятиях муниципального проекта «Дружина юных
пожарных».
Формы контроля: Соревнование ДЮП
Тема 5. Итоговое занятие.
Проведение зачета по пройденным темам подведение итогов. Выделение
лучших учащихся.
Формы контроля: Опрос, Тестирование
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Дружина юных пожарных»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
14
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
1сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
1 год
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в кабинете №12
(ул. Матросова,19), где находится следующее:
Мебель (столы, стулья для учащихся, стол и стул педагога, стенды, шкаф
для демонстрационного и раздаточного материала);
Инструменты и оборудование (комплект): Боевая одежда пожарного,
спасательная веревка, пожарный ствол, рукавный зажим, рукавный переход,
пожарный топор, огнетушитель, датчик задымления.
Информационное обеспечение реализации программы
Для
информационного
обеспечения
реализации
программы
используются информационные источники:
мультимедийные учебные пособия (фильмы):
Пожарная безопасность в школах,
Первая помощь при ожогах.
Эвакуация в школе.
Работа со спасательной веревкой.
Средства пожаротушения. Шар-1.
Эвакуация из горящих зданий.
Спасик и его друзья.
Знаки пожарной безопасности.
электронные издания энциклопедий:
Энциклопедия.
Пожарная
безопасность
(http://www.alllibrary.com/obrazovanie/nauchno-populyarnoe/46129-pozharnayabezopasnost-yenciklopediya.html)
Компьютерная
энциклопедия
«Пожарная
безопасность
образовательного
учреждения»
(http://moscow.mchs.ru/document/411700);
Пожарно-техническое оборудование
(http://www.papmambook.ru/articles/190/)
15
Виды
пожарных
автомобилей
(https://fireman.club/statyipolzovateley/osnovnye-pozharnye-avtomobili-i-ix-klassifikacii-korotkottx-ac-2-5-40-zil-3-5-40-kamaz-5-0-40-ural-15-0-100-anr-100-3000kamaz-app-0-5-2-0-gaz/)
Классификация пожаров (http://fb.ru/article/45534/klassifikatsiyapojarov)
Притивопожарный
режим
в
школах
(http://irkschool73.ucoz.ru/index/utrom_vecherom_i_dnjom_ostorozhen_
bud_s_ognjom/0-328)
Методические материалы
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентирован, на личностные и
метапредметные результаты образования состоит из
комплектов демонстрационного и раздаточного материала по темам:
Техника безопасности в объединении «ДЮП»
Работа с ручным инструментом пожарного.
Правила пожарной безопасности для детей.
Причины возникновения, развития и прекращения горения.
макетов:
Огнетушитель
Пожарный ствол.
Пожарный рукав.
Методическое обеспечение реализации программы
Процесс освоения содержания программы «Дружина юных пожарных»
строится на основе реализации открытой модели конструктивного партнёрского
взаимодействия педагога и учащегося, в психологически комфортных ситуациях
сотрудничества и сотворчества. Образовательная деятельность объединения
строится согласно программы с применением педагогических технологий на
основе личностно- ориентированного подхода.
Для проведения занятий используются индивидуальные, групповые,
коллективные формы организации деятельности на занятии.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины,
игры, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.
Организуя работу со учащимися, следует помнить, что занятия в форме
беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными и монотонными.
Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются
сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное,
внимание и многие другие качества ребёнка. К проведению занятий можно
привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного
16
пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарноспасательному спорту.
Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от
темы и формы занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта
обучающегося. Ведущими методами организации учебно - познавательной
деятельности выступают следующие: объяснительно – иллюстративный представление информации различными способами (инструктаж, объяснение,
беседа, демонстрация, работа с техническими приспособлениями и др.);
проблемный - постановка проблемы и поиск её решения учащимися;
эвристический - метод творческой деятельности (пропаганда ППБ и т.д.);
программированный - набор операций в ходе выполнения практических работ
(формы: проектная деятельность, компьютерный практикум); репродуктивный –
воспроизводство знаний и способов деятельности (формы: использование ПТВ
и боевой одежды пожарного по назначению); частично – поисковый и поисковый
– решение проблемных задач самостоятельно и с помощью педагога; метод
проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее
педагогом, с участием учащихся.
Способы определения результативности программы.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит через
участие в обсуждение работы учащегося на каждом занятии.
самооценку в конце каждого занятия;
наблюдение за учащимися на занятиях;
степень освоения теоретическим и практическим материалом;
успешность участия в конкурсах.
4. Критерии оценки результатов обучения:
развитие мышления, внимания и памяти;
степень овладения основами техники работы с оборудованием и
материалами;
развитие элементарной противопожарной культуры и грамотности;
умение планировать и реализовывать на практике коллективнотворческие дела противопожарной направленности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося
(опрос).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение, опрос,
практическое задание, викторина).
Итоговый - проводится в итоговых мероприятиях с целью определения
17
уровня развития личности по изучению правил пожарной безопасности и
привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения
(опрос, тестирование, слёт ДЮП, соревнование ДЮП).
1.Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная
система:
Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;
Средний уровень – от 4 до 6 баллов;
Высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
2.Требования к уровням подготовки
Вид работ
Знания ППБ.
(Правила пожарной
безопасности)
Знания устройства
первичных средств
пожаротушения.
Применение их в
работе.
Низкий уровень
1-3 балла
Не знает и путает
термины и
определения; не
умеет ими
пользоваться.
Не знает или
затрудняется в
названии
первичных средств
пожаротушения.
Средний
уровень 4-6 баллов
Знает термины и
определения , не
уверенно формулирует
пункты ППБ .
Знает название
первичных средств
пожаротушения и
применение их в
работе с помощью
педагога .
Знает правила
применения на
практике, но
применяет его с
помощью педагога.
Работа с пожарным Не знает правила
инструментом на
применения
практике.
инструмента на
практике.
Правила техники
безопасности.
Не знает и не
соблюдает правила
ТБ.
Знает правила ТБ, но
не всегда их
выполняет. Требуется
дополнительный
инструктаж.
Высокий уровень
7-9 баллов
Знает термины и
определения ,
уверенно
формулирует
пункты ППБ .
Знает название
первичных средств
пожаротушения и
применяет их в
работе
самостоятельно.
Знает правила
применения
инструмента на
практике,
самостоятельно
применяет его.
Знает правила ТБ и
соблюдает их.
3. Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п
ФИ
уч.
Возраст
Год
обучения
Низкий
(1-3)
Месяц
XII
V
Средний
(4-6)
Месяц
XII
V
Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц
XII
V
XII
V
Практика
Средний
(4-6)
Месяц
Высокий
(7-9)
Месяц
XII
XII
V
Участие
Результат:
в
сертификат,
соревнова благодарнос
ниях,
ть, грамота,
конкурсах
диплом
(кол-во)
V
4. Результаты образовательной деятельности
18
Показатели соответствия теоретической и практической подготовки учащихся
программным требованиям соотносятся с трехуровневой системой (высокий,
средний, низкий):
высокий уровень - более 70%;
средний уровень - от 50% до 70% ;
низкий уровень - менее 50%.
5.Инструментарий (согласно форм аттестации и контроля )
Год обучения: первый
Тема: Итоговое занятие
Метод отслеживания: тестирование
ТЕСТ «Правила пожарной безопасности»
Отметьте правильный ответ.
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А. пожарный
Б. пожарник
В. спасатель
2. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры.
А. ссадина
Б. обморожение
В. ожог
3. Порошковые огнетушители применяются для тушения:
А. возгораний твердых материалов, кроме возгораний электроприборов;
Б. возгорания электроустановок под напряжением;
В. всех классов пожаров.
4. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить
после вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую помощь
В. соседей
5. Какова правильная последовательность действий при пожаре?
А. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться
потушить огонь, используя подручные средства
Б. попытаться потушить огонь, используя первичные средства
пожаротушения, открыть окно для удаления дыма
В. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать
на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану
6. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
А. сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и
нажать на рычаг;
Б. нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и
придерживать до прекращения горения;
В. прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя.
19
7. Если вы обнаружили возгорание в кабинете школы, то:
А. попробуете потушить его имеющимися средствами;
Б. немедленно покинете кабинет, известите о возгорании работника
школы;
В. будете наблюдать, не прекратится ли оно само собой.
8. Каким должно быть место для разведения костра?
А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного
источника
Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого
оберегает его от попадания дождя или снега
В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев,
веток и обложить камешками
9. Если на вас загорелась одежда, то вы:
А. побежите и постараетесь сорвать одежду;
Б. остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя;
В. завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются
в таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»
Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов
Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов
Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл
20
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». .:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей». .:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
21
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года» .:URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Авторская образовательная программа детско-юношеского движения
«Юный пожарный», автор - Жуков Игорь Александрович, г. Москва
2. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: методические
рекомендации: 1-4 кл. / Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2009-143с.
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности
жизнедеятельности: 2 класс.- М.: ВАКО, 2008.-272 с.
4. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса «Основы
безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей –
организаторов ОБЖ 5-11 классов. М., Издательство «Фирмы Глянц», 1995.
Литература для детей и родителей
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе.
М. Айрис Пресс, 2005 -254с.
3. Л.Я.Олиференко. Обеспечение безопасности в образовательном
учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2000-277с.
4. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» под редакцией
С.К.Шойгу.
22
Аннотация
Программа «Дружина юных пожарных» рекомендована педагогам
дополнительного образования,
предназначена для детей 13-18 лет и
рассчитана на реализацию в течении одного года.
Цель программы: создание условий для организации деятельности
школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к
организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди детей и
населения в городе, в районе.
Учитывая потребности и интересы обучающихся, их возрастные и
индивидуальные особенности программа предусматривает различные
формы занятий, включающие в себя теоретическую подготовку и
практическую деятельность, реализующиеся через индивидуальную,
групповую, фронтальную формы обучения.
Программа решает проблему занятости детей и является не только
обучающей, но и воспитывающей.
Основные принципы учебно – воспитательного процесса нацелены на
формирование творческой личности. Это:
- принцип свободной личности;
- принцип уникальной личности, индивидуальности каждого ребёнка,
его возможности и способности, самобытность;
- принцип практичной личности. Творческая активная деятельность в
процессе обучения формирует у подростков ряд качеств, которые в итоге
положительно скажутся на характере будущего рабочего, инженера,
пожарного и т.д.
Обучаясь по данной программе, дети получают возможность реализовать
свои творческие способности в избранном виде деятельности.
23
Приложение 2
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Площадка для отработки Комплекты ПТВ
нормативов
Комплекты ПТВ
Компьютер
просмотра
материалов
Комплекты
одежды
для Учебный
видео занятий
Аптечка для тренировки
оказания
помощи.
боевой Литература,
для
индивидуальной работы с
учащимися
класс
для Дидактический
раздаточный материал
и
24
Приложение 3
Беседа с детьми
«Правила пожарной безопасности дома и на улице».
Цель:
Формирование знаний у детей о пожарной безопасности, о работе пожарных
по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар,
воспитывать
уважение
и
интерес
к
профессии
пожарного.
Задачи:
1. Дать детям понятие о пользе и вреде огня.
2. Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его
последствиями, правилами пожарной безопасности.
3. Закрепить знания о том, что горит, что не горит.
4. Вызвать у детей желание быть осторожными с огнем.
5. Воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную
безопасность.
6. Воспитывать бережное отношение к своей жизни.
7. Познакомить детей с пожарной машиной.
8. Закрепить правила противопожарной безопасности:
*не брать и не играть со спичками и зажигалками;
*не влезать предметами в розетку;
*детям нельзя подходить к газовой плите;
*при пожаре звонить – 01.
Ход беседы:
ПДО:
-Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость! Послушайте загадку: Кто
стоит и строг, и важен,В ярко-красный фрак наряжен,
Как на службе, часовой – Охраняет наш покой?
Ну а если вдруг случится – Что-то, где-то задымится,
Или вдруг огонь-злодей, Разгорится у дверей. Он всегда помочь успеет, И злодея
одолеет. И ребенок, и родитель, Знают, – он – ……(огнетушитель).
ПДО:
- Правильно ребята, это друг и помощник пожарных – огнетушитель. А зовут его
просто и весело – Огнетоша. (выставляется изображение огнетушителя с
улыбкой). Он пришел к нам, чтобы рассказать о правилах пожарной
безопасности в лесу и дома, а так же поиграть с нами.
- Для начала мы с вами расскажем Огнетоше какие правила безопасности мы
знаем, которые нужно соблюдать:
1. Когда вы находитесь на отдыхе в лесу.
Ответы детей:
25
- Нельзя без взрослых разжигать костры!
- Нельзя разбрасывать мусор!
- Нельзя ломать ветки деревьев!
- Нельзя обижать животных и птиц! И т.д.
2. Когда вы находитесь дома.
Ответы детей:
- Нельзя трогать спички!
- Нельзя зажигать газ без взрослых!
- Нельзя включать много электроприборов! И т.д.
Огнетоша:
- Молодцы ребята, много правил знаете. Если не соблюдать эти правила, то это
может привести к пожарам. Пожары очень опасны, при пожаре могут сгореть
вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть
люди. Запомните ребята самое главное правило пожарной безопасности – это не
баловаться со спичками. Это одна из причин пожаров.
- А сейчас я вам загадаю загадки, ответы вы должны найти на этих картинках
(выкладываются картинки с изображениями).
1. В деревянном домике,
Поживают гномики.
Уж, такие добрякиРаздают всем огоньки. (спички).
2. Он друг ребят,
Но когда с ним шалят!
Он становится врагом,
И сжигает всё кругом! (огонь).
3. Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать! (костёр).
4.Полыхает дом! Кошмар!
Укротит она пожар.
В места огнеопасные,
Летит машина красная! (пожарная машина).
5.Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится?
На машине ярко – красной,
Чтоб залить огонь опасный? (пожарники).
Огнетоша:
26
- Какие молодцы, быстро справились и с этим заданием! А какие вы
стихотворения знаете о пожарной безопасности.
Дети рассказывают стихотворения.
1.Днем ли ночью, утром рано,
Если что – то загорится!
То пожарная охрана,
На подмогу быстро мчится!
2.Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
3.Если вдруг увидишь дым,
Что - то загорается.
Позвони по «01»,
Сразу всё уладится!
Огнетоша:
-А сейчас предлагаю поиграть с мячом. Давайте встанем в круг и будем
передавать друг другу мяч и называть слова, которые относятся к пожарной
тематике.
Ответы детей: огонь, костёр, дым, спички, искра, пожарные и т.д.
Огнетоша:
-Ребята, мне у вас очень понравилось, я узнал, что даже такие маленькие дети,
так много знают о пожарной безопасности. Я очень рад за вас! Но мне надо
спешить в другой детский сад, чтобы научить других ребят этим правилам.
Приглашаю вас на экскурсию в нашу пожарную часть, приходите! До встречи!
Ваш друг Огнетоша!
ПДО:
- Ребята, давайте попрощаемся с Огнтошей и пообещаем соблюдать все правила
пожарной безопасности. Были очень рады встрече с ним и будем ещё раз ждать
тебя в гости. Предлагаю вам нарисовать главную помощницу пожарных –
пожарную машину. (дети рисуют машину).
27