Столяр- конструктор

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«СТОЛЯР-КОНСТРУКТОР»

Возраст учащихся: 12 - 17 лет
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Васьков Виктор Николаевич,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Столяр-конструктор»
соответствует технической направленности.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении

Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
14.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы
В связи с быстрым ростом объема знaний и мощного информационного
потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические
дисциплины
и
снижением
познaвательной
предметно-практической
деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных
образовательных программ именно технического и технологического характера.
В настоящее время столярная обрaботка древесины, как одно из
популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации
детей в дальнейшей жизни. Поэтому организация объединения «Столяров –
конструкторов» актуальна в рамках дополнительного образования детей, она
направлена на получение обучающимися навыков и умений столярного дела, а
также знаний в области конструирования и технологии и ориентирует ребят на
осознанный выбор профессии
Занятия носят интегрированный характер. Эффективность занятий
определяется включением элементов истории, изобразительного искусства,
технологии обработки древесины, что повышает продуктивную деятельность
воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она способствует развитию у детей образного и пространственного мышления,
фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить
для отделки тот или иной способ художественной обработки, выбору будущей
профессии.
Программа позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как
индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с
использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль,
взаимопомощь и взаимообучение.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Столяр-конструктор» является модифицированной, т.к. разработана на основе
типовой программы авторов А.Е.Стахурского, И.Е.Кротого (из сборника
«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся» - М.: Просвещение, 1988), которая была
расширена и дополнена автором за счёт изученной по данной теме
дополнительной литературы.

Отличительная особенность программы в том, что она является
комплексной и состоит из различных видов декоративно-прикладного и
технического творчества. Предполагается связь содержательного компонента
программы со школьными предметами: биология, экология, труд.
В данной программе обучения применяется принцип «от простого к
сложному»: от выполнения простых форм – к выполнению сложных изделий
Учебный процесс адаптирован к индивидуальным особенностям каждого
ребёнка, предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала
педагога и комфортные условия для развития учащихся.
Уровень программы.
Программа имеет два уровня обучения - стартовый и базовый.
Стартовый уровень направлен на мотивацию
интереса к данной
спортивной деятельности, овладение первоначальными умениями в области
столярного дела.
Базовый уровень направлен на освоение и демонстрацию базовых умений,
знаний и навыков по пауэрлифтингу, а также выявление и поддержка детей,
проявивших способности в данном направлении.
Адресатами программы являются подростки в возрасте 12 - 17 лет.
Краткие возрастные особенности:
Для детей подросткового возраста (11 – 15) лет – период отрочества,
важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к
общению
со
сверстниками,
появлении
в
поведении
признаков,
свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их
деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее
торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного
мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов,
то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и
контролировать их достижения.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное,
теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с
развитием самостоятельного мышления.
Это период для становления нового уровня самосознания, который
выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с
другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек,
они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к
ценностям и окружающим.

Для детей старшего школьного возраста (15-18 лет) ранняя юность.
Ведущие возрастные потребности – потребность в самосовершенствовании и
самовоспитании. Осваиваемая сторона мира – мир вещей. Тип позиций по
отношению к обществу – я в Обществе. Социализация. Ведущий вид
деятельности – учебно-профессиональный. Новообразования – идеалы,
мировоззрения, умения составлять собственные жизненные планы и находить
средства их реализации.
Наполняемость группы: 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения осуществляется
на добровольной основе. Программа предусматривает разноуровневые и
разновозрастные учебные группы, что дает возможность использовать метод
«наставничества» – опытные воспитанники опекают новичков, старшие
помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации – 2 года.
 1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа;
 2 год обучения (базовый уровень) – 144 часа.
 Объём программы – 288 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
 фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
 групповая – организация работы в группах;
 индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
и другие.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа; консультация;
практическая работа; выставка, творческая мастерская.
В программу также включены мероприятия, направленные на пропаганду
здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения и вредных
привычек (беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков).
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено участие в мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО
«Гармония» («Осенний бал», фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония»
«Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребностей
обучающихся к столярной и художественной обработке древесины и развитие
творческих способностей учащихся, подготовка к выбору будущей профессии.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
Образовательные:

дать основные сведения о строении и породах древесины;
 обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
 обучить практическим навыкам столярной и художественной обработке
древесины;
 формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.
Развивающие:
 способствовать развитию внимания, логического и образного мышления,
творческих способностей обучающихся;
 развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового
изделия;
 развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в стремлении к
самовыражению через творчество;
 развивать у детей элементы изобретательности, технического мышления и
творческой инициативы;

развивать настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до
конца.
Воспитательные:
 способствовать воспитанию бережного отношения к материалам,
инструментам, оборудованию;
 способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и
взаимовыручки;
 содействовать профессиональной ориентации учащихся, проявивших
интерес к техническим наукам.
1.3. Планируемые результаты:
Год
обучения

Предметные результаты
должен знать

должен уметь

(уровень)
1 год
 правилаповедения, ТБ при
обучения
работе в мастерской;
(стартовый  виды древесины, применяемые
уровень)
для изготовления столярных
изделий.
 -оборудование и инструменты,
применяемые при изготовлении
столярных изделий.
 порядок выполнения изделия по
шаблону, рисунку.

подготовить инструмент к работе
(настройка и заточка инструмента)
 уметь изготовлять детали изделий и не
сложные столярные изделия по
шаблону и рисунку.
 выполнять рекомендации педагога по
ОФП.


2 год
обучения
(базовый
уровень)

правила ТБ при работе в
мастерской;
 устройство
деревообрабатывающих станков
и подготовку их к работе.
 технологическую карту
изготовления и сборки изделий
по чертежам.








должны уметь работать с чертежами.
изготавливать столярные изделия по
чертежам.
отшлифовать и отполировать
изготовляемое изделие.
рационально организовывать рабочее
место.
выполнять рекомендации педагога

Личностные результаты:
 осознанное отношение к занятиям как средству саморазвития и применения
приобретённых знаний в повседневной жизни.
 развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения доводить начатое
дело до конца;
 осознанная готовность к разным видам общения в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других
людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
осуществлять поиск необходимой информации, применять метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.









1.4. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)

№

Название темы

1
2

Вводное занятие. ТБ.
Древесные материалы

3

Инструменты,
приспособления и станки
для работы с древесиной
Изготовление деталей из
древесины
Сборка изделий из
древесины
Отделка изделий из
древесины и фанеры
Художественная
обработка древесины

4
5
6
7

Количество часов
всего
теор практи
ия
ка
2
2
6
6
-

Формы
аттестации/контроля
Устный опрос
Тестирование,

12

4

8

Опрос,
практическое задание

68

8

60

18

4

14

18

2

16

14

2

12

Опрос,
практическое задание
Опрос,
практическое задание
Опрос,
практическое задание
Опрос,
практическое задание

8
9

Экскурсии, выставки
Итоговое занятие

4
2

4
2

-

Итого:

144

34

110

Обсуждение
Итоговая выставка,
коллективный анализ

Содержание программы 1 года обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана
работ. Правила поведения, ТБ, Правила пожарной безопасности
Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории
отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире.
Охрана лесных богатств. Технология безотходного производства. Знакомство со
столярной мастерской.
Тема 2. Древесные материалы.
Теория: Основные породы деревьев, применяемые в деревянных
конструкциях: мебели, оконных и деревянных блоках, народных промыслах.
Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Тестирование.
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с
древесиной.
Теория: Классификация инструмента, ознакомление с ним. Техника
безопасности при работе с инструментами и на станках. Пожарная безопасность
при работе в столярной мастерской.
Изучение инструмента применяемого при изготовлении столярных изделий.
Подготовка инструментов к работе: (заточка, наладка), ремонт инструментов.
Ознакомление с деревообрабатывающими станками.
Пожарная безопасность при работе в столярной мастерской.
Практика: Подготовка инструментов к работе - заточка, наладка, ремонт
инструментов.
Тема 4. Изготовление деталей из древесины.
Теория: Чтение чертежей и изготовление по нему деталей.
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка.
Припуск на торцевание и усушку.
Распиливание вдоль и поперек волокон.
Долбежка отверстий в ручную. Запиливание шипов.
Практика: Изготовление деталей изделий из древесины.
Тема 5. Сборка изделий из древесины.
Теория: Соединение деревянных деталей шурупами, винтами нагелями
(деревянными стержнями).
Усиление деревянных конструкций металлическими накладками.
Соединение на шипах.
Практика: Сборка изделий из древесины разными способами.
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.
Теория:Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы, инструмент.
Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины,

лакировка, шлифовка. Отделка в зависимости от условий эксплуатации.
Безопасность труда при отделочных работах.
Практика: Отделка изделий из древесины и фанеры в зависимости от
условий эксплуатации.
Тема 7. Художественная обработка древесины.
Теория:Сквозная (пропильная резьба) или выпиливание. Резьба по дереву,
подбор материала. Мозаики из дерева, обжиг и гравировка. Роспись деревянных
изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных изготовителей.
Практика: Изготовление изделий
из древесины
с применением
художественной обработки (выпиливание, резьба по дереву, обжиг, гравировка
и т. д)
Тема 8. Экскурсии, выставки
Теория: Виртуальные экскурсии по музеям народного прикладного
творчества.
Практика: Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие
Тема 9. Заключительное занятие
Оформление выставки. Подведение итогов работы объединения за год.
Коллективный анализ.
Учебный план 2 года обучения (базовый уровень)
№

Название раздела,
темы

Количество часов
всего
теория практика

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Наладка
деревообрабатывающих
станков и инструментов
Изготовление и сборка
деталей изделий из
древесины
Отделка изделий из
древесины

8

1

7

Педагогическое
наблюдение

106

20

86

26

6

20

2

1

1

Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Итоговая
выставка,
коллективный
анализ

144

30

114

3

4

5

Итоговое занятие

И того:

Содержание программы 2 года обучения (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Правила поведения, ТБ,
Правила пожарной безопасности.
Тема 2. Наладка деревообрабатывающих станков и инструментов

Устройство деревообрабатывающих станков, ремонт и техническое
обслуживание. Подготовка станков и электроинструментов к работе.
Практика: Подготовка станков и электроинструментов к работе.
Тема 3. Изготовление и сборка деталей изделий из древесины
Теория: Заготовка деталей по размеру. Разметка деталей, линовка, долбление
отверстий и т.д.. сборка изделий на крепёжных материалах (шипах)
Практика: Изготовление деталей изделий из древесины.
Сборка деталей изделий из древесины.
Тема 4. Отделка изделий из древесины .
Теория: Шпаклёвка изделий, шлифовка наждачной бумагой или шлифовальной
машиной. Грунтовка лакокрасочными материалами.
Практика: Отделка изделий из древесины с соблюдением технологии
(шпатлёвка, шлифовка, грунтовка лакокрасочными материалами)
Тема 5. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика: Консервация станков и инструментов на время каникул.(смазка,
чистка от пыли)
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся на базе СОШ №9 в
столярной мастерской (просторное и освещенное помещение), где находится
следующее:
Мебель (столы, стулья для учащихся, стол и стул педагога, стенды, шкаф
для оборудования и инструментов, верстак, учебная доска).
Инструменты и оборудование: универсальный деревообрабатывающий
станок; электролобзик; сверлильный станок; шлифовальная машина;
электродрель; электропила; электронаждак; молотки; ножовки; рубанки;
стамески; напильники; бруски; наждачная бумага; гвозди, шурупы, саморезы;
крепёжные приспособления; лакокрасочные материалы; клей ПВА.
Материал: древесина, фанера
2.2.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
2.3. Формы аттестации
Педагогический
мониторинг
позволяет
системно
отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя:
Вводный контроль (входная аттестация) проводится на первом занятии и
предназначен для проверки уровня базовых знаний, умений, навыков,
соответствующих возрасту учащегося, его личных технических данных и
коммуникабельности (устный опрос).
Промежуточный контроль (аттестация) проводится в конце каждой
темы, года обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного
уровня и скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, ,
беседа, устный опрос, анализ практического задания, тестирование).
Текущий контроль проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение,
беседа, практическое задание, демонстрация изделия).
Итоговый контроль (аттестация) представляет собой оценку качества
усвоения учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения, проводится в виде участия в итоговых выставках, конкурсах, с целью
определения уровня развития личных творческих способностей.
2.3.1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Определение результативности обучения играет большую роль в работе
педагога объединения. Выявление, фиксация и предъявление результатов
объединения проводится педагогическим мониторингом объединения «Столярконструктор», Отслеживание проводится два раза в год, в соответствии с
возрастом и годом обучения учащегося.
Отслеживаемые параметры (теория и практика) показывают общий
уровень подготовки учащегося по общеразвивающей программе. Результаты
отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий уровень - от 1 до
3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень - от 7 до 9 баллов)
Теоретические знания
обучающихся по изучаемому предмету в
соответствии с годом обучения оцениваются выбранными методами
отслеживания (например – тестирование, собеседование, викторина) по
уровням в баллах, где 1 правильный ответ = 1 баллу, и более, что зависит от
количества предлагаемых вопросов.
Знания практических умений и навыков по изучаемому предмету
оцениваются в соответствии с выбранными методами отслеживания (например
– практическое задание) по трём уровням и девятибальной шкале по следящим
критериям:
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Не может правильно и рационально организовать
свое рабочее место. Испытывает серьезные затруднения при выполнении
операций, предусмотренных программой. При их
непосредственном
выполнении совершает ошибки. Производит порчу материала. Не соблюдает

правила безопасности труда. Проявляет небрежность при выполнении работы.
Не может самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь
педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки. Испытывает
небольшие затруднения при организации своего рабочего места. Недостаточно
экономно использует необходимый для занятия материал. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности труда. Может выполнить самостоятельно
работу по образцу, но владеет недостаточными навыками изготовления
творческой работы. Проявляет некоторую небрежность при выполнении
практической работы. Может самостоятельно выявить ошибки, но испытывает
затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки
может творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно
планирует и организует свой труд, Точно соблюдает правила безопасности
труда. Владеет высоким навыком изготовления самостоятельных работ. Точно,
грамотно и аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки. Экономно использует необходимый для занятия материал
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№ ФИ Воз
п/ уч. раст
п

Год
обу
чения

Обучение
Знания и умения
Теория
Низкий
(1-3)
Месяц

Сред
ний
(4-6)
Месяц

XII

XII

V

Практика
Уровни в баллах
Высо
Низкий
кий
(1-3)
(7-9)
Месяц
Месяц

V XII

V

XII

V

Сред
ний
(4-6)
Месяц

Высо
кий
(7-9)
Месяц

XII

XII

V

Участие
в выставках,
конкур
сах
(кол-во)

Результат:
сертификат,
благодарнос
ть, грамота,
диплом

V

2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: открытые занятия, участие в выставках, выступления на
праздниках и фестивалях, поступление выпускников в профессиональные
образовательные организации по профилю.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Столяр-конструктор»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1 год обучения (стартовый уровень)
1
2
3

Вводное занятие. ТБ.
Древесные материалы
Инструменты, приспособления и станки
для работы с древесиной

Устный опрос
Тестирование,
Устный ,
практическое задание

4

Изготовление деталей из древесины

Устный, практическое задание

5
6

Сборка изделий из древесины
Отделка изделий из древесины и фанеры

Устный, практическое задание
Устный, практическое задание

7

Художественная обработка древесины

Устный, практическое задание

8

Экскурсии, выставки
Итоговое занятие

1
2

Вводное занятие
Наладка деревообрабатывающих станков
и инструментов

Устный опрос
Педагогическое наблюдение

3

Изготовление и сборка деталей изделий
из древесины
Отделка изделий из древесины
Итоговое занятие

Устный, практическое задание

4
5

Обсуждение
Итоговая выставка,
коллективный анализ
2 год обучения (базовый уровень)

Устный, практическое задание
Итоговая выставка, коллективный анализ

2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
Используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, лекция);
 наглядный (показ, демонстрация, экскурсия);
 практический (работа над чертежом, эскизом, созданием модели, макета);
 исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей для
разработки моделей, макетов).
2.5.2. Педагогические технологии
Личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное
развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у
него опыта жизнедеятельности. В технологии личностно-ориентированного
обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской
личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют
дифференциация и индивидуализация обучения
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности. В
программе используются следующие характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.

Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете,
позы учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П.
Волков, И.П. Иванов) используется для организации выставок, мероприятий
воспитательного характера. Все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Этот способ деятельности
помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива. Основной метод обучения – диалог, речевое общение
равноправных партнеров.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
 Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка
сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и
правилах, консультации).
 Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
 Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
2.5.2. Алгоритм учебного занятия
 инструктаж и повторение Правил ТБ и ОТ;
 сообщение теоретической части занятия,
 практическая работа,
 подведение итогов занятия, (рефлексия).
 уборка рабочего места.
При проведении занятий учитывается: уровень знаний и умений обучающихся;
нравственная развитость; самостоятельность учащегося;
творческая активность; индивидуальные особенности; особенности памяти,
мышления и познавательные интересы.
2.5.4. Дидактические материалы
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии
с учебным планом программы и ориентировано,
на личностные и
метапредметные результаты образования. Для обеспечения наглядности и

доступности изучаемого материала педагогом используются
наглядные
пособия:

схематические или символические - стенды: «Условные обозначения».

объёмные - образцы изделий;

картинные - фотоматериалы выставочных работ учащихся, иллюстрации;

дидактические пособия - инструкционные, технологические картызадания, альбомы с образцами узоров, раздаточный материал, вопросы и
задания для устного или письменного опроса, тесты.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». .:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей». .:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года» .:URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога

1. Андронова, П. Н., «Развитие технического творчества школьников»/ П. Н.
Андронова, М. А. Галагузова, М., «Просвещение», 1990. - 132 с.
2. Гульянц, Э. К. «Учите детей мастерить». - М., «Просвещение», 1984. - 98 с.
3. Дидактический материал по трудовому обучению 4-8 классов. - М.,
«Просвещение», 1991. - 115 с.
4. Калмыкова, В. О. Методический материал по начальному техническому
моделированию п.д.о./ В. О. Калмыкова, З. Н. Калмыкова - Ростов- ская-наДону областная СЮТ, 2003. - 211 с.
5. 200 моделей для умелых рук. - С.-Петербург, Сфинкс СПб Валери, 1997. - 327
с.
6. Серия «Наши руки не для скуки». - М., «Росмэн», 1996. - 157 с.

1.
2.
3.
4.

Литература для учащихся
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.,
Просвещение, 1988. -175 с.
Барадулин, В.А. Подсобные художественные промыслы Рос- сии./Барадулин
В.А., Сидоренко В.Т. - М., Россельхозиздат, 1983. - 111с.
Максимов, Ю.В. У истоков мастерства. - М., «Просвещение», 1983. - 157 с.
Рихвк, Э.В. Мастерим из древесины. - М., «Просвещение», 1989. -127
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Столяр - конструктор» ориентирована на обучение детей 12-17 лет в области
технического творчества. Программа рассчитана на 2 года обучения (216
часов). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребностей
обучающихся к столярной и художественной обработке древесины и развитие
творческих способностей учащихся, подготовка к выбору будущей профессии.
Предложенный учебный материал предполагает развитие творческой
деятельности, формирование познавательных интересов, самостоятельность
мышления, изготовления экспонатов на выставку.
Содержательная часть программы позволяет включить обучающихся в
практическую творческую деятельность, научить формулировать стоящие
перед ними цели и находить целесообразные варианты их решения,
прогнозировать возможные ситуации и получать желаемый результат.
В ходе реализации программы применяются разнообразные формы
работы: теоретические, практические, прослеживается индивидуальный
подход к учащимся, которые направлены как на рационализацию
образовательного процесса, так и на активизацию познавательной
деятельности учащихся.
Программа позволяет детям приобрести навыки в работе с материалами,
способствует практической подготовке обучающихся к самостоятельной
жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и
умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
Программа нацеливает ребят не только на художественное творчество, но и на
техническое мастерство, ориентирует учащихся на выбор профессии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».