! Паперкрафт

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«ПАПЕРКРАФТ»
Возраст учащихся: 8-14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор – составитель:
Исакова Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда 2025
1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Создание оптимальных условий для развития, воспитания, обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная социальнопедагогическая проблема, от решения которой во многом зависит судьба детей:
станут ли они полноправными членами общества, способными к саморазвитию
и самосовершенствованию.
В сложившейся социально-педагогической ситуации дополнительное
образование призвано помочь детям с ограниченными возможностями здоровья
в решении следующих задач: подготовки данной категории детей к активной
общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к
равноценному участию со своими сверстниками в различных видах
деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к
результативной интеграции в социальную среду.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Паперкрафт» (бумажное моделирование) — создание объёмных
фигур из бумаги или картона соответствует художественной направленности
и ориентирована на формирование у детей эстетических интересов,
потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Программа составлена для работы с детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными и
методическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
2

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для
детей
с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям с ОВЗ.
Детям такой категории необходимо создать условия, которые обеспечат их
развитие и будут способствовать приобретению уверенности в себе и
успешную социализацию в обществе. В жизни детей с ОВЗ именно творческая
деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности
ребенка и его общественной активности.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Паперкрафт» актуальна тем, что способствует развитию у детей с
ОВЗ мотивации к творчеству посредством освоения навыков работы с бумагой,
картоном, бросовым материалом. Бумага – доступный
для ребенка и
универсальный материал – широко применяется не только в рисовании,
аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает
детей возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем
будут использованы в играх, инсценировках, оформлении кабинета к
праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям,
друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через
освоение детьми приемов работы с бумагой.
Наиболее важным моментом программы является положительное
влияние на развитие мелкой моторики, которое связано с развитием
познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Постоянная,
3

кропотливая работа над предметом декоративно-прикладного искусства
обеспечивает развитие мелкой моторики рук у обучающегося, что
благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, внимания,
обогащении практического опыта в практической деятельности.
В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости
объемно-пространственной композиции, понятию и роли цвета, формы и
конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы, все это
способствует повышению уровня общей осведомленности.
Новизна Программы заключается в том, что она соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
направлена на социализацию «особых» детей, на включение их в
общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих
способностях и возможностях, личностное, общекультурное и социальное
развитие. Программа так же направлена на решение проблемы социальной
адаптации ребёнка. В процессе обучения происходит социальная реабилитация
участника программы, проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во
всевозможных выставках. Все это помогает сформировать у ребенка чувство
социальной значимости и уверенности в собственных силах.
Отличительные особенности программы.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Паперкрафт» программа составлена на основе:
Программа. Игрушки своими руками/ Л.А. Болотина.- Москва, 2002.
Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: Издательский Дом
МСП,2007. -128с.: ил.. Программа адаптирована не только к интересам ребенка
с ОВЗ, но и к его возможностям. Содержание обучения пересмотрено так,
чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для
обучающегося уровне. Отличительной особенностью программы является то,
что она дает возможность не только стимулировать развитие ребенка путем
тренировки движений пальцев рук, развития его познавательных потребностей,
но возможность получить платформу для самовыражения ребенка.
Адаптированная программа позволит реализовать индивидуальный
подход к ребенку (обучение на дому), обеспечить общение с педагогом, которое
поможет раскрыть творческий потенциал ребенка, будет способствовать его
успешной социализации, улучшит качество жизни.
Уровень программы - «Стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Целевая аудитория:
Программа адресована детям 8–14 лет с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения). Программа составлена на основе знаний
возрастных, физических, психологических особенностей детей с указанной
нозологией.
Основная задача в работе с детьми с умственной отсталостью (далее –
дети с УО) – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации
возможностей с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
4

Психолого-педагогическая характеристика
Для детей с УО характерны следующие особенности познавательного
развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к
окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на
физические свойства и качества предметов и остаются на уровне
манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены,
касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной
деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего
психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон
речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является
эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к
общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие
самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно
их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и
воспроизведение ими воспринятого
характеризуются замедленностью,
фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания,
что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
недоразвитие
мышления
проявляется
в
беспорядочности,
бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых
связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и
конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность
обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной
деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной
информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают
или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания»,
уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится
к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах
выполнения задания низкая.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Комплектование учебных групп осуществляется по возрастным
категориям:
1 год обучения – 8-9 лет;
2 год обучения – 10-11 лет;
3 год обучения – 12-14 лет.
Программа ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся.
Режим занятий:
1 год обучения: 1 раз в неделю по 1 часу;
2 год обучения: 1 раз в неделю по 1 часу;
5

3 год обучения: 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятия - 40 минут.
Объём программы – 108 часов.
1 год – 36 часов;
2 год – 36 часов;
2 год – 36 часов;
Срок реализации – 3 года.
Сроки обучения по данной программе могут быть изменены с учетом
складывающихся обстоятельств по здоровью и выявленных затруднени й
по ходу реализации программы.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация АДООП предусматривает учет особых образовательных
потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:
˗ обеспечении доступности учебного материала;
˗ развитии мотивации к обучению, стимуляции познавательной
активности, формировании позитивного отношения к окружающему миру;
˗ коррекции и развитии психических процессов, речи, мелкой и
крупной моторики;
˗ формировании учебных умений;
˗ постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
˗ охранительном режиме;
˗ формировании социальной компетенции;
˗ использовании специальных методов и приемов, облегчающих
усвоение учебного материала;
˗ обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями);
˗ использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности
и
поведения
обучающихся,
демонстрирующих
доброжелательное и уважительное отношение к ним.
Основная форма занятия – практическое занятие. Работа на
занятиях проводится индивидуально и в группе. В процессе занятия
ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой
вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к теме занятия и
вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем.
Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий, сувениры
из бумаги, картона и отходных материалов, степень сложности которых
зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо:
˗ психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса (в виде консультаций коррекционного педагога);
˗ сотрудничество с родителями;
6

˗ соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основным
принципом
программы
является
принцип
индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических,
эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена
на
принципах
доступности,
занимательности,
наглядности,
последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества
ребенка с педагогом, с родителями).
В целях разнообразия форм работы предусмотрено участие в
итоговой выставке «Души и рук творенья», а также в конкурсах и
выставках с дистанционным участием.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей базовых навыков создания изделий из
бумаги и картона, обеспечение условий для развития их творческих
способностей с учетом особых образовательных потребностей.
Задачи:
Обучающие
˗ обогатить словарный запас обучающихся специальными терминами,
необходимыми в процессе освоения АДООП;
˗ сформировать и развить навыки работы с бумагой и картоном;
˗ обучить различным способам работы с инструментами;
˗ научить способам декорирования изделий;
˗ развить умение анализировать цветовую гамму изделия;
˗ развить у детей интерес к познанию предметов;
˗ научить ребенка отражать в форме разные стороны жизни – объекты
природы, предметы, сделанные человеком, сказочные персонажи и т.п.
Воспитательные
˗ развить навыки самосознания и саморегуляции;
˗ развить коммуникативные навыки;
˗ воспитать у детей нравственные качества и чувства;
˗ сформировать умение ребенка анализировать результаты творчества;
˗ оптимизировать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
разных коммуникативных ситуациях;
˗ развить аккуратность в работе.
Развивающие (включают коррекционные)
˗ сформировать и развить творческие способности обучающихся;
˗ удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в
художественно-эстетическом развитии;
˗ выявить, развить и поддержать талантливых обучающихся, а также
детей, проявивших выдающиеся способности;
˗ обогатить представлениями о профессиональной деятельности
дизайнера;
˗ развить уверенность самостоятельной деятельности, готовность к
взаимодействию в коллективе;
˗ сформировать умение сообщать о трудностях понимания, воспитать
7

внимание к обращенной речи;
˗ воспитать стремление преодолевать трудности, принимать помощь
окружающих детей и взрослых и быть благодарным за помощь, быть готовым
оказать помощь в ответ;
˗ развить умение ориентироваться на временные рамки выполнения
задания с учетом индивидуальных темповых особенностей деятельности;
˗ научить адекватно реагировать на ситуацию успеха и неуспеха в
собственной деятельности, на успех другого ребенка за счет включения в
занятие приемов поощрения каждого участника группы независимо от качества
выполняемой деятельности, развить осмысленное отношение к выполняемым
заданиям;
˗ научить ребенка самостоятельным действиям по пошаговой инструкции
и алгоритму;
˗ увеличить объем внимания;
˗ тренировать концентрацию и распределение внимания;
˗ увеличить объем и устойчивость памяти;
˗ формировать навыки речемыслительной деятельности;
˗ совершенствовать речевые и неречевые психические функции;
˗ развить общую моторику.
1.3. Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся, освоившие программу, должны
Знать:
˗ специальную терминологию;
˗ особенности создания и способы изготовления изделий из бумаги и
картона;
˗ технологию изготовления изделий из бумаги и картона,
последовательность
создания простых и сложных форм;
˗ правила оформления изделий из бумаги и картона;
˗ правила техники безопасности и культуры труда, порядка на рабочем
месте.
Уметь:
˗ планировать работу по созданию изделия из бумаги и картона;
˗ разрабатывать эскизы для создания и декорирования изделий;
˗ сочетать функциональность изделия и образ;
˗ конструировать по образцу или эскизу;
˗ создавать базовые формы;
˗ изготавливать детали и собирать композицию;
˗ соблюдать правила техники безопасности, правила культуры труда,
порядок
на рабочем месте.
Личностные:
˗ мотивация к обучению и познанию декоративно-прикладного искусства;
˗ обогащение словарного запаса;
8

˗ готовность и способность к саморазвитию;
˗ владение навыками работы в коллективе, умение сотрудничать с
окружающими, улучшение межличностного общения;
˗ увеличение объема внимания и памяти (разной модальности);
˗ умение самостоятельно ориентироваться в этапах и содержании
выполнения
познавательных задач;
˗ улучшение качества разговорной речи;
˗ улучшение социализации.
Метапредметные:
˗ способность к восприятию художественного произведения и
самостоятельному созданию выразительного образа;
˗ способность правильно, в соответствии с заданием, передать цвет и
форму;
˗ умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для
решения задач обучения.
Коррекционные:
˗ формирование мотивации к художественному творчеству, потребности
в саморазвитии;
˗ умение вести диалог и выстраивать отношение в группе;
˗ владение приемами отбора и систематизации материала в соответствии
с заданием.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие

1

1

Беседа

2

Паперкрафт (бумажное
моделирование)

5

1

5

творческая работа,
наблюдение

3

Игры с бумагой

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

4

Рваная бумага

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

5

Мордочки животных

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

6

Мятая бумага

5

1

3

творческая работа,
наблюдение

7

Аппликация

5

1

3

творческая работа,
наблюдение

8

Технология создания
композиции

5

1

4

выставка

Всего

Теория

9

Итого:

36

7

29

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с инструментами и материалами. Основные их
свойства и качества. Техника безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами и клеем. Организация рабочего места: Истоки и
роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Практика: Выполнение задания с использованием ножниц, карандаша,
клея.
Тема 2. Паперкрафт (бумажное моделирование)
Теория: Паперкрафт (бумажное моделирование) — создание объёмных
фигур из бумаги или картона.
Практика: Создание объемных фигур из бумаги.
Тема 3. Игры с бумагой
Теория: Такая разная бумага. Виды и свойства бумаги.
Практика: Вырезание шаблона тела человека. Создание композиции
«Павлин», «Медуза», «Аквариум», «Клоун».
Тема 4.Рваная бумага
Теория: Обрывная аппликация из бумаги – это одна из разновидностей
аппликации, которая отлично передает фактуру любого образа.
Практика: Создание композиции «Собака», «Природа», «Букет»,
«Филин», «Сказка».
Тема 5. Мордочки животных
Теория: Домашние и дикие животные.
Оригами – искусство
складывания. Базовые формы.
Практика:
Создание мордочек животных в технике оригами.
Композиция «Цирк». Создание мордочки в технике оригами: собака, лисичкасестричка, зайчик, лягушка.
Тема 6. Мятая бумага
Теория: Технология изготовления поделок из мятой бумаги.
Практика: Создание композиции «Снеговик», «Овечка», «Радуга»,
«Светофор». Композиция «Цветы».
Тема 7. Аппликация.
Теория: Техника вырезания фигур по контуру из разноцветной бумаги и
картона.
Практика: Изготовление закладки по образцу. Изготовление панно
«Цветы», «Птицы». Изготовление аппликации по сказкам А.С. Пушкина.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Тема 8. Технология создания композиции
Теория: Знакомство с природным и бросовым материалом, как
материалом для поделок (ватные диски, упаковка, проволока, пуговицы,
одноразовая посуда и т.д.). Подготовка бросового материала к работе. Техника
выполнения объемных и полу-объемных работ. Алгоритм выполнения изделия.
10

Инструменты, приспособления и вспомогательные материалы, техника
безопасности.
Практика: Способы соединения бросового материала. Изготовление
композиций из природного и бросового материала. Декорирование композиций.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие

1

1

Беседа

2

Волшебные полоски

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

3

Игры с бумагой

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

4

Рваная бумага

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

5

Мордочки животных

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

6

Мятая бумага

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

7

Аппликация

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

8

Объемные фигуры из
картона

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

9

Дизайн и фантазия

4

4

выставка

Итого:

36

Всего

Теория

7

29

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с инструментами и материалами. Основные их
свойства и качества. Техника безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами и клеем. Организация рабочего места: Истоки и
роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Практика: Выполнение задания с использованием ножниц, карандаша,
клея.
Тема 2. Волшебные полоски
Теория: Квиллинг – искусство бумагокручения. Аппликация из полосок
цветной бумаги. Базовые формы – лист, капля, ролл.
Практика: Создание аппликации из базовых форм. «Кошка». «Закладка».
«Бабочка». «Лоскутное одеяло». «Букет цветов»
Тема 3. Игры с бумагой
Теория: Такая разная бумага. Виды и свойства бумаги.
Практика: Вырезание шаблона тела человека. Создание композиции
11

«Павлин», «Медуза», «Аквариум», «Клоун».
Тема 4. Рваная бумага
Теория: Обрывная аппликация из бумаги – это одна из разновидностей
аппликации, которая отлично передает фактуру любого образа.
Практика: Создание композиции «Животные», «Природа», «Букет»,
«Птицы», «Сказка».
Тема 5. Мордочки животных
Теория: Домашние и дикие животные.
Оригами – искусство
складывания. Базовые формы.
Практика:
Создание мордочек животных в технике оригами.
Композиция «Цирк». Создание мордочки в технике оригами: собака, лисичкасестричка, зайчик, лягушка.
Тема 6. Мятая бумага
Теория: Технология изготовления поделок из мятой бумаги.
Практика: Создание композиции «Снеговик», «Животные», «Радуга»,
«Светофор». Композиция «Цветы».
Тема 7. Аппликация.
Теория: Техника вырезания фигур по контуру из разноцветной бумаги и
картона.
Практика: Изготовление закладки по образцу. Изготовление панно
«Цветы», «Птицы». Изготовление аппликации по сказкам А.С. Пушкина.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Тема 8. Объемные фигуры из картона.
Теория: Понятие «объёмная композиция». Правила составления
объемных фигур гофрокартона.
Практика: Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок из картона для
объемной композиции (на выбор). Сборка и декорирование композиции.
Тема 9. Дизайн и фантазия.
Теория: Знакомство с разверткой модели. Подвижные и неподвижные
соединения. Художественное оформление изделий.
Практика: Просмотр журналов, фотоальбомов. Выбор модели. Обвод
деталей на картоне с учетом симметрии. Сборка модели. Художественное
оформление модели.
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие

1

1

Беседа

2

Волшебные полоски

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

3

Аппликация с
рисованием

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

4

Рваная бумага

5

1

4

творческая работа,
наблюдение

Всего

Теория

12

5

Нитяная аппликация

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

6

Мятая бумага

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

7

Аппликация

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

8

Объемные фигуры из
картона

4

1

3

творческая работа,
наблюдение

9

Дизайн и фантазия

4

4

выставка

Итого:

36

7

29

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с инструментами и материалами. Основные их
свойства и качества. Техника безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами и клеем. Организация рабочего места: Истоки и
роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Практика: Выполнение задания с использованием ножниц, карандаша,
клея.
Тема 2. Волшебные полоски
Теория: Квиллинг – искусство бумагокручения. Аппликация из полосок
цветной бумаги. Базовые формы – лист, капля, ролл.
Практика: Создание аппликации из базовых форм. «Кошка». «Закладка».
«Бабочка». «Лоскутное одеяло». «Букет цветов»
Тема 3. Аппликация с рисованием
Теория: Такая разная бумага. Виды и свойства бумаги. Рисование с
элементами бумажной пластики и аппликации.
Практика: Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации на
тему: «Павлин», «Медуза», «Аквариум», «Клоун».
Тема 4.Рваная бумага
Теория: Обрывная аппликация из бумаги – это одна из разновидностей
аппликации, которая отлично передает фактуру любого образа.
Практика: Создание композиции «Животные», «Природа», «Букет»,
«Птицы», «Сказка».
Тема 5. Нитяная аппликация
Теория: Нетрадиционные техники рисования.
Практика: Создание мордочек животных в технике нитяной аппликации.
Композиция «Цирк». Создание мордочки в технике нитяной аппликации:
собака, лисичка-сестричка, зайчик, лягушка.
Тема 6. Мятая бумага
Теория: Технология изготовления поделок из мятой бумаги.
Практика: Создание композиции «Снеговик», «Животные», «Радуга»,
«Светофор». Композиция «Цветы».
Тема 7. Аппликация.
13

Теория: Техника вырезания фигур по контуру из разноцветной бумаги и
картона.
Практика: Изготовление закладки по образцу. Изготовление панно
«Цветы», «Птицы». Изготовление аппликации по сказкам А.С. Пушкина.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Тема 8. Объемные фигуры из картона.
Теория: Понятие «объёмная композиция». Правила составления
объемных фигур гофрокартона.
Практика: Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок из картона для
объемной композиции (на выбор). Сборка и декорирование композиции.
Тема 9. Дизайн и фантазия.
Теория: Знакомство с разверткой модели. Подвижные и неподвижные
соединения. Художественное оформление изделий.
Практика: Просмотр журналов, фотоальбомов. Выбор модели. Обвод
деталей на картоне с учетом симметрии. Сборка модели. Художественное
оформление модели.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
Организация учебного процесса по программе «Паперкрафт»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Продолжительность учебного года –
36 учебных недель. Количество учебных дней – 36. Количество часов в неделю
– 1. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
начала
обучения
1сентября

Дата
окончания
обучения
25мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

36

36

1 раз по 1 часу
в неделю

I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся по месту учебы в малых группах или
индивидуально. Организация рабочего места учитывает индивидуальные
особенности ребенка с ОВЗ и содержание программы дополнительного
образования.
14

Для успешного проведения занятий имеется:
мебель: стол, стул для учащегося и педагога, стеллаж с полками для
мини-выставок, шкаф для хранения материалов и инструментов;
инструменты: простой карандаш, ластик, линейка, треугольник,
ножницы, резак, шило, клей ПВА, клей «Момент», малярный скотч,
двусторонний скотч;
материалы: бумага, картон, ткань, плёнка на клеевой основе; плитка ПВХ,
пенопласт,
техника: компьютер.
2.2.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
интернет ресурсы:
- сайт Страна Мастеров, сайт Ярмарка Мастеров
мультимедийные учебные пособия:
- государственная символика России. История и современность. Центр
наглядных средств обучения Минобразования России
электронные издания энциклопедии:
- «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир»
(http://potomy.ru )
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.megakm.ru)
2.3. Формы аттестации.
Вводный контроль осуществляется вначале учебного года, показывает
уровень подготовки учащегося (беседа).
Промежуточный контроль проводится в конце темы, (раздела),
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, творческая
работа).
Итоговый контроль (аттестация) представляет собой оценку качества
усвоения учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения, проводится в виде анализа участия учащегося в выставках и
конкурсах, презентацией творческой работы.
При реализации программы «Бумажная мозаика» в течение всего
учебного года осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня
усвоения теоретических и практических знаний материала программы (устные
опросы, беседы, выполнение дифференцированных практических заданий
различных уровней сложности, а также педагогическое наблюдение,
поощрение, совместный анализ работы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов:
Уровень усвоения адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится педагогическим мониторингом
Процедура отслеживания и оценки результатов проводится 2 раза в год.
Форма проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
15

Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
девибальная система:
- Низкий уровень –1-3 балла;
- Средний уровень – 4-6 баллов;
- Высокий уровень – 7-9 баллов.
Высокий уровень - ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно и аккуратно.
Средний уровень - ребёнок выполняет все параметры оценки частично.
Низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки.
Параметры оценки результатов предметной деятельности 1 года обучения
Фамилия, имя обучающегося: ____________________________________
№
п/п

Название темы

Организа
ция
рабочего
места;

Качество
выполнения
отдельных
элементов;

Параметры оценки
Качество и
Самостоят
аккуратность ельность
готовой работы;

Креативность

Паперкрафт
Аппликация с
рисованием
Рваная бумага
Нитяная
аппликация
Мятая бумага
Аппликация
Объемные
фигуры из
картона
Дизайн и
фантазия

1
2
3
4
5
6
7
8

Параметры оценки результатов предметной деятельности 2 года обучения
Фамилия, имя обучающегося: ____________________________________
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Название темы

Организа
ция
рабочего
места;

Качество
выполнения
отдельных
элементов;

Параметры оценки
Качество и
Самостоят
аккуратность ельность
готовой работы;

Креативность

Волшебные
полоски
Аппликация с
рисованием
Рваная бумага
Нитяная
аппликация
Мятая бумага
Аппликация
Объемные
фигуры из
16

8
9
10
11

12

13

картона
Дизайн и
фантазия
Смешанная
техника
Бисер
Техника
плетения
бисером на
проволоке
Плетение
цветочных
композиций из
бисера и
проволоки
Плетение
плоских фигур
из бисера и
проволоки

Результаты педагогической диагностики фиксируются по уровням таблице.
Маршрут развития личности учащегося по обучаемой программе
№
п/
п

Ф.И
.
уч.

Возраст

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц
XII

V

Средний
(4-6)
Месяц
XII

V

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц
XII

V

XII

V

Практика
Средний
(4-6)
Месяц
XII

V

Высокий
(7-9)
Месяц
XII

Участие
Результат:
в выссертификат,
тавках, благодарнос
конкурсах ть, грамоа,
(кол-во)
диплом

V

Отслеживаются
достижения
учащегося
(дипломы,
грамоты,
благодарности). Кроме вышеперечисленных форм отслеживания используются:
журнал посещаемости, отзывы родителей, фото и видеоматериалы, статьи о
работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО «Гармония».
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: папка-накопитель детских работ; участие лучших работ в
выставках, в том числе с дистанционным участием.
2.4. Оценочные материалы: педагогическое наблюдение; выполнение
учащимся творческих заданий, участие в выставках.
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1

Волшебные полоски

Беседа

2

Аппликация с рисованием

Педагогическое наблюдение, создание
творческой работы

3

Рваная бумага

Педагогическое наблюдение, создание
творческой работы
17

4

Нитяная аппликация

Презентация творческой работы

5

Мятая бумага

Педагогическое наблюдение,
создание творческой работы

6

Аппликация

Педагогическое наблюдение, создание
творческой работы

7

Объемные фигуры из картона

Презентация творческой работы

8

Дизайн и фантазия

Педагогическое наблюдение,
создание творческой работы

2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения:
- словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение, анализ
работы;
- наглядные методы: показ работ учащихся и педагога, использование
наглядных материалов (иллюстрации, фотоматериалы, видеоматериалы),
показ педагогом приемов выполнения;
- практические методы: практическая работа с оборудованием и
информацией;
- методы работы с информацией: книги, журналы, интернет;
- частично - поисковые методы: решение поставленной задачи совместно
с педагогом.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование.
2.5.2. Педагогические технологии:
- Технология индивидуализации обучения позволяет адаптировать
содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям
ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую
коррекцию.
-Технология игровой деятельности используется как средство активизации
деятельности ребенка.
- Технология проблемного обучения – применяется как средство мотивации
ребенка к самостоятельному получению знаний.
- Здоровьесберегающая технология реализуется на основе личностноориентированного подхода через систему мероприятий по охране и укреплению
здоровья обучающегося, учитывает условия образовательной среды и
деятельности (обстановка и гигиенические условия в помещении, позы
учащегося во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок.
Технология сотрудничества – совместная развивающая деятельность
ребенка, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и
результата.
Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ подразумевает под
18

собой методы и программно-технологические средства, которые позволяют в
значительной мере снизить всю сложность процесса использования
информации.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
1.Подготовительный этап:
- организационный момент;
- подготовка учащегося к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2.Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие обучающимся цели учебно –
познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и
вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые обучающийся
выполняют самостоятельно.
3.Практическая работа.
4.Итоговый этап:
- подведение итога занятия, рефлексия деятельности (что получилось, на
что надо обратить внимание, над чем поработать).
2.5.4. Дидактические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
педагогом используются дидактические материалы:
схематические или символические - карточки «Технологическая карта
выполняемого изделия», «Условные обозначения», «Детали изделий»,
альбом с чертежами; шаблоны, трафареты, схемы;
объёмные - образцы изделий;
картинные – фото и видеоматериалы, иллюстрации;
дидактические пособия – раздаточный материал, практические задания;
учебные пособия - журналы книги по декоративно-прикладному
творчеству;
тематические подборки материалов: стихи, поговорки, пословицы,
загадки, рассказы, игры.

19

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
20

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога:
1. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой, М.: Эксмо ,2012.193с.
2. Свешникова Т.А. Природные материалы, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
21

3.
4.
5.
6.
1.
2.

1.
2.

80с.: ил.- (Мастер-класс на дому).
Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей, Москва, ДОСААФ СССР,200
с.
Калмыкова Н. В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона, издво КДУ, 2010. 80с.
Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки делаем из
гофрокартона, Тверь :изд-во АСТ-ПРЕСС КНИГА ,2012 . 96с.
Макетирование. Учебное пособие, Изд-во Архитектура-С,2014 . 96 с.
Литература для детей
Курочкина Л.В., Щур Т.В., Ургард А.А. Забавные фигурки делаем из
гофрокартона, Тверь, изд-во АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012 г. 96с.
Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса. - 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во Учебная литература:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. 120с.
Литература для родителей
1.Сурженко П.Б. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик:
Питер; СПб.; 2011. ISBN 978-5-49807-894-6
Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт – дисков. М.:
Эксмо, 2007. 80с.

Аннотация
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Паперкрафт», художественной направленности составлена для
работы с детьми с ОВЗ (возраст 8-14 лет) и рассчитана на реализацию в течении
3х лет (108 часов).
Цель программы – формирование у детей базовых навыков создания
изделий из бумаги и картона, обеспечение условий для развития их творческих
способностей с учетом особых образовательных потребностей.
Основным принципом обучения является принцип индивидуального
подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных
особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах
доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе
сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).
На занятиях ребенок в соответствии с индивидуальными особенностями в
развитии осваивает навыки работы с бумагой, картоном. Это способствует
развитию мелкой моторики рук, развитию фантазии, творчества,
конструкторского мышления и сообразительности. Занятия в объединении учат
соотносить плоскостные изображения с объемными формами, читать рисунки и
чертежи, подбирать и заменять различные детали, ориентироваться в
пространстве.
Программа так же направлена на решение проблемы социальной
адаптации ребёнка. В процессе обучения происходит социальная реабилитация
участника программы, проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во
всевозможных выставках. Все это помогает сформировать у ребенка чувство
социальной значимости и уверенности в собственных силах.
22

Приложение 1
Диагностический материал
Техника безопасности
(ответить «Да» или «Нет»)
При работе с ножницами следует:
1) оставлять ножницы на столе после
окончания работы;
2) размахивать руками, держа в них
ножницы;
3) передавать
ножницы
ручками
вперед;
4) держать ножницы за режущую
поверхность.
При работе с природным материалом
1) соблюдать осторожность при
работе с природным материалом;
чтоб не поранить пальцы сухими
ветками и берестой;
2) сорить на рабочем месте
3) Рабочее место должно быть хорошо
освещено, свет падать должен
сзади;
4) природный материал не брать в
рот;
5) после работы убрать рабочее место.

1
2
3
4
5

6

-

-

При работе с клеем следует:
1) застилать стол перед работой с клеем;
2) оставлять клей открытым после окончания
работы;
3) мыть руки с мылом после работы с клеем;
4) беречь глаза, лицо и одежду от попадания
клея;
5) тереть глаза во время работы с клеем.
При работе с колющими и режущими
инструментами
1) храните колющие и режущие инструменты в
определенном
месте
(игольнице,
специальной коробке и пр.), не оставляйте их
на рабочем месте;
2) пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми
иголками и булавками;
3) работать шилом только на подкладной доске;
4) брать иголки и булавки в рот;
5) Не оставлять иголки и булавки на рабочей
поверхности стола;
6) До и после работы проверить количество игл.
7) по окончании работ убрать все колющие и
режущие инструменты в специальные
коробки и подушечки.

Инструменты
(отгадай загадки)
Два кольца, два конца, а по средине – гвоздик.
Над бумажным над листом машет палочка хвостом и не
просто машет - бумагу клеем мажет.
Я люблю прямоту и сама я прямая. сделать ровную черту –
всем я помогаю.
Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно
забот он и режет, и стрижет.
Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу,
за собою хвост тащу. Держится подружка за моё ушко,
стёжкою одною век бежит за мною.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведет, Там заметку кладет.

ножницы
кисточка
линейка
ножницы
иголка с ниткой
карандаш

Организация рабочего места
На рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления,
которые необходимы для данной работы.
Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками.
Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были
испорчены.
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».