! Мама+малыш

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«МАЛЫШ+МАМА»

Возраст учащихся: 1-3 года
Срок реализации:1 год

Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Ворсина Ирина Витальевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025
1

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период
психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только
начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о
себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее
важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям,
целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и
многие другое. При чём, все эти способности, требуют непременного участия
взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Малыш+мама» социально-гуманитарной направленности направлена на
физическое развитие детей раннего возраста и воспитание у них интереса к
обучению.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
2

9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы «Малыш+мама» заключается в том, что
данная программа предоставляет возможность освоения образовательного
материала при соблюдении условий развития детей раннего возраста.
Образовательный материал программы, в соответствии с Законом Российской
Федерации, удовлетворяет интеллектуальные потребности детей и взрослых,
осуществляется
с учетом их интересов, проходит в соответствии с
возрастными особенностями детей раннего возраста.
Новизна программы заключается в том, что занятия по данной
программе проходят в психологически комфортных условиях для ребенка
раннего возраста. А именно в детско-родительских группах.
Научно доказано, что ребенок спокойнее, когда рядом находиться мама.
Дело в том, что собственное Я ребенка еще не выделено, оно слито с
окружающим и существует в рамках привычного образа жизни. Конечно,
главной опорой для маленьких детей являются родители. Близкий взрослый
дает ребенку не только чувство стабильности и безопасности, но и является
образцом человеческих действий. Близкий взрослый, действуя совместно с
ребенком в рамках занятия по программе «Развитие творческой двигательной
активности» является «проводником» знаний с системе «педагог-мамаребенок». Поэтому среда в детско-родительских группах является наилучшей
для развития и обучения малышей, где дети, родители и педагог, активно
участвуют в деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МАЛЫШ+МАМА» является модифицированной. В основу программы
положены: Кривенко В.И., Бурцева Г.А. «Учебная программа для спортивно3

оздоровительных групп 4-6- лет» (дополнительное образование детей г.
Екатеринбург 2006). Галанов А.С. «Игры, которые лечат» (для детей от 1 года
до 3 лет). – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Адресатами программы являются дети раннего возраста, имеющие
медицинский допуск к занятиям.
Краткие возрастные особенности:
Для правильной организации учебного процесса с малышами в
учреждении дополнительного образования необходимо особое внимание
уделять возрастным особенностям детей раннего возраста, которые отличают
их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Особенности
Особенности
психического
физического
развития ребенка развития
ребенка
Главным
отличием
психологии ребенка
раннего
возраста
является
то,
что
внутренний,
психологический
план
(ценности,
представления,
мотивация и т.д.) у
него
только
складывается,
и
находятся в процессе
интенсивного
становления.
Это
порождает
характерные
особенности
детей
раннего
возраста.
Прежде всего, это
поглощенность
текущим моментом.
Сознание
не
направленно
в
будущее
и
не
учитывает прошлого.
Вся
жизнь,
все
радости и огорчения
происходят здесь и
сейчас.
Поведение является
ситуативным. Память
проявляется, главным
образом в узнавании
знакомых предметов

Особенности
построения
занятия

Задачи обучения

Дети 1-2 лет
Ребенок
стоит
самостоятельно,
шагает
самостоятельно, но
ноги находятся в
напряженном
состоянии,
предметы занимают
его, он пытается
манипулировать
ими,
внимательно
рассматривает.
Ребенок встает с
пола
самостоятельно,
постепенно во время
ходьбы
осваивает
как ровный так и не
ровный
рельеф,
приставным шагом
поднимается
по
ступеньки
при
помощи взрослого,
появляется мелкая
моторика
рук:
опускает предметы в
маленькое
отверстие.

Основным
содержанием
игры для данного
возраста
является
простейшее
воспроизведение
предметных
действий.
Разновидности
игр
используемых на
занятии:
игры-потешки;
пальчиковые
игры;
игры-катания;
игры
развлечения;
игры-массажы;
игры
с
предметами.

Основная
задача
занятий, в том чтобы
совершенствовать
и
расширять
двигательную
активность
ребенка,
расширять
его
кругозор,
помочь
адаптироваться
в
коллективе,
освоить
предметную
деятельность.

Дети 2-3 возраста
4

или явлений.
Мыслить
для
маленького ребенка значит
действовать
«здесь и сейчас», с
конкретными,
воспринимаемыми
предметами.
Еще одна важная
особенность
маленького ребенка необычайная
гибкость,
пластичность
и
открытость всему, что
он
воспринимает
вокруг
с
одной
стороны,
и
консерватизм
и
стремление
к
постоянству с другой.
Все новое входит в
жизнь
ребенка
постепенно. Больше
всего интересно то,
что знакомо и в то же
время
несколько
отличается
от
привычного. Развитие
ребенка происходит в
его деятельности.

В возрасте 2-3 лет Разновидности
происходит
игр
освоение ребенком используемых
локомоторных актов при построении
в
окружающей занятия:
среде.
игры-потешки;
Работа мышц еще не пальчиковые
достаточно
игры;
согласованна,
игры-катания;
ходьба не ритмична, игры
шаги
не развлечения;
равномерны, дети то игры-массажы;
идут быстро, почти игры
с
бегут, то замедляют предметами;
шаг, раскачиваются игры
из
стороны
в подражания;
сторону,
стопы хороводные
слегка развернуты. игры;
Движения рук и ног игры
на
плохо
общение;
координированы.
музыкальноЭтот
навык подвижные игры;
формируется
у игрыребенка только к 3-м путешествия.
годам. Дети 2-3-х
летнего
возраста
охотнее бегают, чем
ходят. Из других
движений
им
больше
удается
ползание – легко
переползает через
предметы,
подползает
под
ними,
начинает
подниматься
в
горку.
В
этом
возрасте
ребенку
еще
трудно
поддаются точные
движения рук.
У 2-х леток речь
находиться в стадии
формирования
предложений, а вот
3-х летки говорят
уже много и по
разным темам
Дети 3 - 3,5 летнего возраста
Обладают
уже Ролевая
игра
сравнительно
постепенно

Основная
задача
педагога в том, чтобы
усовершенствовать
общие
движения,
развить
чувство
равновесия,
координацию,
ловкость.
Очень важно научить
ребенка играть.
Тренировать
точные
движения рук, что
очень
важно
для
дальнейшего
умственного развития.

Задача
5

большим
запасом
движений, но не
заботятся
о
результатах своих
действий. Ребенок
даже
способен
повторять движения
за
взрослым,
проделывать его по
своему усмотрению,
соблюдать
направления
движения
и
последовательность
элементов. Ребенок
уже
осознанно
следит за показом,
слушает пояснения,
но нуждается в
образном
представлении
упражнения. Детям
этого
возраста
свойственно
стремление
к
самостоятельности,
к
активной
творческой роли в
занятиях.
В
тоже
время
внимание еще не
устойчиво,
они
легко
переключаются на
другую
деятельность.

сменяется игрой
по
правилам.
Физиологическое
значение
игры
заключается
в
увеличении
нагрузки
на
скелетную
мускулатуру.
Разновидности
игр
используемых
при построении
занятия:
игры-потешки;
пальчиковые
игры;
игры-катания;
игры
развлечения;
игры-массажы;
игры
с
предметами;
игры
подражания;
хороводные
игры;
игры
на
общение;
музыкальноподвижные игры;
игрыпутешествия.

педагога - увлечь
ребенка занятиями
и
воспитывая
двигательные
навыки и умения,
обращать внимание
на
качество
выполняемых
движений, четкость
и правильность поз.
Так как фантазия
ребенка
бурно
развивается
не
стоит удерживать
ребенка, если он
придумал
свое
упражнение, лучше
постараться
сочетать
новую
форму
и
необходимое
содержание.

Уровень программы, объем и срок освоения программы
Уровень программы – стартовый, направлен на мотивацию интереса
детей раннего возраста к образовательной деятельности, овладение творческодвигательными навыками характеризующими детей этого возраста.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации – 1 год.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов. Срок реализации программы может сокращаться в зависимости
от возраста поступления ребенка в объединение и качества освоения
программы.
Формы обучения –очная.
Особенности организации образовательного процесса
6

Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Количество обучающихся в объединении,
продолжительность занятий зависят от направленности дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
и определяются
локальным нормативным актом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония». Занятия
проводятся в кабинете (ул. Ленина, 71, кабинет № 2), также
предусматривается проведение мероприятий в структурных подразделениях
Центра.
Занятия проводятся в группах (10-12 чел). Набор детей в группу
обучения осуществляется на основании медицинского заключения о
состоянии физического здоровья. Состав группы постоянный.
В связи с возрастными особенностями обучающихся, программа
предусматривает только одновозрастные учебные группы, что дает
возможность осваивать образовательный материал всем участникам
образовательного процесса.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся расписание занятий объединения составляется с учетом
пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Режим занятий
Группа

Количество
часов в неделю
1 год обучения (стартовый уровень) 2

Периодичность
занятий
1 академический час

В первый день занятий учащиеся проходят инструктаж по правилам
техники безопасности. Педагог на каждом занятии напоминает учащимся об
основных правилах соблюдения техники безопасности.
Для допуска к занятиям учащиеся должны иметь не стесняющую
движений одежду и легкую обувь.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Формы организации образовательного процесса: являются
фронтальные, групповые и индивидуально-групповые занятия.
Перечень форм проведения занятий является:
предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.);
общение с взрослым;
совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.);
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок;
7

двигательная активность.
Исходя из ведущих видов деятельности детей раннего возраста,
программой предусмотрены следующие формы проведения занятия –
практическое занятие, занятие-игра, марафон и т.д.
Большая роль в программе отведена родителям:
- родительское участие на занятиях признается нужным и важным;
- формы родительского участия должны быть творческими и
разнообразными;
- родители не пассивные наблюдатели, а активные участники
образовательного процесса;
- предпочтительнее совместное выполнение задания взрослым и
ребенком по показу педагога, т.к. лучшая поддержка для малыша
совместная игра.
Объединение усилий родителей и педагога в воспитании детей - вот,
пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по
программе «Малыш+мама». Главное на занятии – общий праздник, на
котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они
вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для личностного развития детей
раннего возраста на основе организации их целенаправленной творческодвигательной деятельности.
Задачи программы
обучающие:
- учить правильному, не наносящем ущерба организму выполнению
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
- учить восприятию музыки, детских песен и стихов;
развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- развивать мелкую и крупную моторику, а также слуховые, зрительные,
тактильные способности к восприятию;
воспитательные
- учить ребенка принимать решения, идти на компромиссы, добиваться
взаимопонимания, развивать эмоционально, формировать готовность и умение
действовать в коллективе;
- формировать готовность к дальнейшему обучению.
- улучшить общее физическое развитие, укрепить мышечный корсет,
формировать осанку ребенка
-

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень)
№

Наименование раздела,

Количество часов

Формы аттестации/
8

п\п

темы

всего

теория

1

Давайте знакомиться

1

0,2

2

Разминалочка

7

1,4

5,6

3

Танцевальные минутки

10

2

8

4

Играем сидя

13

2,6

10,4

5

Игровые минутки

21

4,2

16,8

6

Гимнастика с мамой

8

1,6

6,4

7

Мамам о малышах

11

2,2

8,8

Опрос

8

Давайте поиграем

1

0,2

0,8

Наблюдение в
процессе игровой
деятельности

14,4

57,6

Итого: 72

практика контроля
0,8

Беседа
Наблюдение в
процессе игровой
деятельности

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(стартовый уровень)
Тема 1. «Давайте знакомиться»
Теория: Правила поведения на занятии. Беседа по технике безопасности.
Знакомство детей и родителей с педагогом, классом для занятий, ЦТР
«Гармония». Организационные вопросы. Знакомство родителей с целями и
задачами данного курса.
Практика: Совместные игры детей.
Тема 2. «Разминалочка»
Теория: Объяснение принципов разминки.
Практика:
Настрой на занятие (ритмичные упражнения с движениями под
различные детские потеки, стишки, прибаутки)
Построения: врассыпную и парами (при помощи мамы), хождение по
кругу вместе с мамами по линии танца и против линии танца.
Игры: «Бегаем и ходим», «Ножки, ножки вы куда бежите», «Шла коза
на каблуках», «Шел король по лесу» и т.д.
Тема 3. «Танцевальные минутки»
Теория: Объяснение правил исполнения танцев
Практика: Веселые танцы с мамой в конце занятия под танцевальную
музыку. Танцы: «Ай да я», «Как котята» и т.д.
Тема 4. Играем сидя
Теория: Объяснение правил исполнения танцевально-двигательных
комбинаций
9

Практика: Игры на развитие чувства ритма, музыкальности, развитие
речи с использованием технологии «Логоритмика», с договариванием слов,
фраз.
Игры: «Ручки чтобы не скучать», «Зайка с кубиком идет», «Мошка села
на ладошку», « Вот сидит мохнатый пес» и т.д.
Упражнения с предметами: Упражнения с массажными мячиками,
флажками, мячами разной величины, ложками, ксилофонами, молоточками,
тарелочками, палочками, ленточками, шишками, морскими камушками и т.д.
Игры: «Дятел»; «Колокольчики и кубики» и т.д.
Тема 5. «Игровые минутки»
Теория: Объяснение правил игры.
Практика: Игры развлечения: Игры: «Мошки под цветком», «Рыбка в
сети», «Ты кати веселый мяч» и т.д.
Игры на развитие орудийных действий, предметной деятельности:
Свободная игра детей с предоставлением необходимых игрушек,
отвечающих целям игры.
Тема 6. Гимнастика с мамой
Теория: Объяснение правил игры.
Практика: Упражнения на профилактику плоскостопия: Различные
тропинки с использованием щеток, камней, карандашей, пуговиц, деревянных
палочек разной формы и длины, осиновых пенечков и т.д.
Маленький йог: Элементы детской йоги на основе упражнений на
равновесие
Игры: «Шалтай-болтай», «Потягушки» и т.д.
Прыг-скок-поскок: Все упражнения выполняются с помощью мамы, и
строго контролируется их исполнение

Приседания

Прыжки

Спрыгивание

Подпрыгивание

Перепрыгивание
Игры «Попрыгунчик воробей», «Маленькие гномики, большие
великаны» и т.д.
Пальчиковая и жестовая гимнастика: Простейшие упражнения для
пальчиков, используя детские стихи.
Игры: «Идет коза рогатая», «Твоя ладошка это пруд», «На двери весит
замок», «Яблочки» и т.д.
Простейшие упражнения на жесты, означающее то или иное действие.
Игры: «Как живешь?», « Дождик кап» и т.д.
Мамин массаж: Игровые массажи: «Капуста», «Рельсы-рельсы»,
«Дятел на дубу сидит» и т.д.
Тема 7. «Мамам о малышах»
Теория: Беседы, сменные стенды с информацией для мам:
Темы:
10

«Психологические особенности детей раннего возраста»;

«Этапы развития предметной деятельности»;

«Почему ребенок начинает говорить?»;

«Как помочь ребенку заговорить»;

«Место ребенка в семье - кто в доме хозяин?»;

«Рисуем пальчиками дома» и т.д.
Тема 8 «Давайте поиграем»
Теория: Повторение основных принципов занятия.
Практика: Итоговое занятие в конце учебного года, основано на
изученных за год упражнениях, играх, танцах.
Выбор материала для повторения по желанию детей и родителей.
По итогам обучения детям и родителям вручаются диски с музыкой
изученных упражнений для повторения в летний период.


1.4. Планируемые результаты
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый
уровень)

-

-

Предметные результаты:
- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувство
ритма; освоение ребенком простейших движений танца,
умение согласовывать свои движения с музыкой;
- развитие навыков мелкой и крупной моторики, а также
слуховых, зрительных, тактильных способностей к
восприятию.

Личностные результаты:
отзыв ребенка положительными эмоциями, радостью на предложение
поиграть в знакомые игры;
способность ребенка подражать, воспринимать, выстраивать игру, как
с помощью взрослого, так и без него;
повторение изученных игр и упражнений самостоятельно;
умение использовать их во время свободной игры в группе или
индивидуально.
Метапредметные результаты:
готовность к коллективным действиям;
улучшение общего физического развития ребенка;
умение ребенка общаться с другими детьми, видеть партнера по игре;
принятие воображаемой ситуации в игре;
становление совместной предметной и продуктивной деятельности
детей.

11

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график:
Организация
учебного
процесса
по
программе
«Малыш+мама»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1академическому часу.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
31 мая
36
36
72
2 раза по 1 часу
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» в кабинете № 2 (просторное и освещенное
помещение), где находится следующее:
Мебель: стулья для учащихся, шкаф для оборудования и инструментов,
пианино;
Инструменты и оборудование: специальные поролоновые коврики
размером 50х50 для занятий на полу, удобная одежда для занимающихся:
футболки, шорты, юбки, носочки, гимнастическая лавочка, гимнастическая
лесенка-горка, твердые и мягкие тоннели для ползанья, кубики-модули
«Домик» и «Машина». модульная черепаха для развития орудийных действий
детей, массажные дорожки: из пуговиц, из палочек, из пробок, из морских
камушек, из карандашей и т.д.
Материалы (наборы по 10-12 шт.): бубны, деревянные ложки,
музыкальные колокольчики и молоточки, погремушки, ленточки, игрушкипищалки, мячи разных размеров, обручи, деревянные палочки.
Техника: музыкальный центр.
2.2.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. http://poznaemmir.com – блок о воспитании детей
2. https://vk.com/mamadeti_poznaemmir - группа ВК для родителей и
педагогов
3. https://vk.com/eqosa - группа по развитию детей раннего возраста
4. http://golopuz.org – игры для детей раннего возраста
5. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
6. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
7. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
12

2.2.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог дополнительного образования МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» имеющий высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
2.3 Формы аттестации
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, его личных художественных данных и коммуникабельности.
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме.
Итоговый - проводится в виде участия в итоговых занятиях, праздниках
с целью определения уровня развития личных творческих способностей.
Контроль осуществляется в форме наблюдения за детьми в процессе
игровой деятельности, бесед с родителями, анкетирования и опроса
родителей. Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.3.1. Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов: Специфика раннего возраста (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности образования
(необязательность уровня образования детей раннего возраста, отсутствие
возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат)
делают неправомерными требования от ребенка раннего возраста конкретных
образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
13

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развитие творческой двигательной активности» направлена на развитие
детей раннего возраста и предполагает оценку индивидуального развития
детей, в соответствии с основными целевыми ориентирами образования в
раннем возрасте
Оценка индивидуального развития детей (мониторинг).
является
ориентиром для:
а) построения образовательной троектории или профессиональной
коррекции его развития
б) решения задач формирования программы, анализа профессиональной
деятельности, взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте 1-3 года.
В систему мониторинга в рамках программы «Развитие творческой
двигательной активности» входит образовательная область «Физическое
развитие».
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит
через:
наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка на занятии;
определение причин неудовлетворенности ребенка занятием;
наблюдение за психофизическим развитием ребенка, а также за
развитием игровой деятельности ребенка в течение года педагогом и
родителями;
беседы с родителями о развитии, успехах малыша, стремлении
повторять изученное на занятии в домашних условиях.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная; - групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
Низкий уровень – 0-1балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а
также незначительные трудности организации педагогического процесса в
группе).
Низкий уровень – 0-1 балл, – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
14

(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Результаты педагогической диагностики фиксируются в таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
(образовательная область «Физическое развитие»)
Группа _________________

№

Имя ребенка

Низкий
( 0-1 балл)

Уровни в баллах
Средний
(2 балла)

Высокий
(3 балла)

IХ
ХII
V
IХ
ХII
V IХ
Образовательная область «Физическое развитие»

ХII

V

1
…
12

Таблица результатов образовательной деятельности
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Месяц обследования
Всего детей:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по группе (среднее значение)

IХ

ХII

V

Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении
«Малыш+мама» используются: журнал посещаемости, отзывы детей и
родителей, фото и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на
сайте ЦТР и ГО «Гармония».
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: открытые занятия, участие в выставках, участие в общих
праздниках и мероприятиях ЦТР и ГО "Гармония».
2.4. Оценочные материалы
№ п\п
Тема

Методы педагогической диагностики

1
2

Давайте знакомиться
Разминалочка

Беседа
Наблюдение в процессе игровой деятельности

3
4
5
6

Танцевальные минутки
Играем сидя
Игровые минутки
Гимнастика с мамой

Наблюдение в процессе игровой деятельности
Наблюдение в процессе игровой деятельности
Наблюдение в процессе игровой деятельности
Наблюдение в процессе игровой деятельности
15

7
8

Мамам о малышах
Давайте поиграем

Опрос
Наблюдение в процессе игровой деятельности

2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Также выбор методов зависит и от педагогической направленности, и от
постоянных задач, которые педагог ставит перед собой.
В процессе занятий используются следующие методы:
1.Игровые:
дидактические игры;
подвижные игры;
игры-забавы, инсценировки;
создание игровых ситуаций;
обыгрывание игрушек, предметов;
сюрпризность, эмоциональность;
внезапность появления, исчезновение игрушки;
изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом,
над шкафом) и т.д.
2.Словесные:
рассматривание картинки, инсценировки;
показ с называнием игрушек, предметов;
"скажи-повтори";
многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;
договаривание слова в конце фразы;
использование художественного слова (потешки, песенки, стихи,
шутки);
беседы, обсуждения, своеобразные «хваленки» (мамы делятся
собственным опытом воспитания детей) и т.д.
3.Практические:
совместные действия мамы и ребенка;
активное действие детей;
упражнения;
анализ работы;
повторение и т.д.
4.Наглядные:
показ с называнием;
использование кукольного, настольного театра, фланелеграфа;
многократное повторение знакомых действий, упражнений и т.д.;
включение предметов в деятельность детей;
выполнение игровых действий родителями и педагогом как
отдельно, так и совместно с детьми и т.д.

16

2.5.2. Педагогические технологии
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова
Е.). реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
физическими упражнениями, рациональной нагрузкой, активной двигательной
деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Игровая технология.
С внедрением игровой технологии проимходит развитие эмоциональной
сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и как следствие,
ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного
процесса, а не исполнителя указаний со стороны педагога. Так происходит
взаимодействие педагога с детьми. Развлекательная функция игры связана с
созданием определенной благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов личности.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
Программа подразумевает инновационную форму построения занятия.
Она сочетает в себе сразу два подхода к обучению малышей: традиционную
модель и момент социализации.
Традиционная модель заключает в себе образовательную функцию и
проходит в традиционной игровой форме, где главную роль занимает
педагог. Он определяет чему и как учить ребенка, заранее продумывает
занятие и действует по намеченному плану. Традиционная модель занятия
построена на:
- частой смене видов деятельности;
-активном участии родителей, в процессе обучения;
- элементах динамической гимнастики, игровом массаже;
- используются игры на развитие познавательной деятельности;
- игры на развитие речи ребенка;
17

- на развитие восприятия и мышления малышей.
Образовательная часть занятия предполагает разнообразные формы
проведения: сюжетно-тематические занятия; занятия, состоящие из набора
игр разной интенсивности; комплексные занятия; самостоятельные занятия;
занятия-повторения; интегрированные занятия.
Образовательная часть занятия проводится под аккомпанемент.
Концертмейстер подбирает к каждому упражнению ритмичное, образное,
соответствующее данному возрасту музыкальное сопровождение.
Момент социализации
- это свободная часть занятия, которая
преследует цель адаптации ребенка к условиям коллективной жизни:
- педагог готовит предметно-развивающую среду, которая способствует
физическому развитию детей;
- здесь используются игры на развитие орудийных действий, на развитие
целенаправленной деятельности; на формирование общения и партнерских
отношений у детей раннего возраста;
- особенность в том, что дети свободно располагаются по залу и
занимаются интересующими их играми;
- приоритет, ведущая роль отдается детям, а педагог выступает в роли
помощника и участника игр;
- в данной части занятия мама - активный участник общения и
взаимоотношения малыша с детским коллективом;
- роль педагога в данной части занятия очень важна в общении с
мамами. (Здесь проходят беседы о возрастных особенностях малышей, о
проблемах воспитания, в общем обсуждении находятся пути решения; мамы
черпают знания по развитию детей в домашних условиях и т.д.)
Свободная часть занятия проходит с использованием аудиозаписей
детских песенок, музыки для малышей и специальной релаксационной музыки
для детей раннего возраста.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего
возраста, организуемая деятельность должна быть:

событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

ритмична (двигательная и умственная деятельность должны
чередоваться);

процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
2.5.4. Дидактические материалы
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентировано, на личностные
результаты образования. Состоят из комплектов демонстрационного и
раздаточного материала по разделам:

развитие мелкой моторики рук,

игры с прищепками;

игры на развитие точности движений;

комплект нотного материала для занятий;

Музыкальный материал наCD-дисках и USB-носителях .
18

Лекции, презентации, мультфильмы по ПДД, ППБ;

Видеоматериал для родителей по развитию ребенка в домашних
условиях.


2.6.

Рабочая программа.
3. Список литературы

Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата
обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
19

программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_
12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeac
ec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.

Галанов, А.С Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет)/ А.С.
Галанов– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 320 с.
Железнова, Е. Музыка с мамой. Программа раннего развития детей от 0
до 7 лет / Е. Железнова
Красикова, И.С. «Массаж и гимнастика для детей от года до семи лет» /
И.С. Красикова - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008,76 с.
Литус, А.Ю. «Беби-массаж и беби-гимнастика. От рождения до трех»/ А.
Ю. Литус. – М.;АСТ; СПб.; Сова, 2007. - 114 с.
Сиротюк, А.Л. «Современная методика развития детей от рождения до 9
лет» / Сиротюк, А.Л., Сиротюк А.С. – м.: Сфера, 2009. – 245 с.
20

Смирнова, Е. О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском
саду»: лекции 1-4/ Е.О. Смирнова М.: педагогический университет
«Первое сентября» 2010. – 45 с.
7. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова – М.: КНОРУС,
2013.- 425 с.
8. Смирнова, О.В. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет:
Советы психолога / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О.
Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2004.- 354 с.
9. Шмелева, Е.Б. «Пальчиковые игры». Пособие по развитию мелкой
моторики и речи у детей 2-4 лет / Е.Б. Шмелева – Издательство
ЮВЕНТА, Москва 2008. – 477 с.
10. Шоповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология/ И.В.
Шоповаленко – М.: Издательсво Юрайт, 2013. – 455 с.
6.

Литература для детей и родителей
1. Вагина, Н. Оздоровительная функция музыки, музыкотерапия, механизм
влияния музыки // Дошкольное воспитание № 3 - 2010, 100 с.
2. Гребенникова, Н.В. Влияние различных видов музыки на психическое
состояние человека/ Н.В. Гребенникова - М., 1995. – 45 с.
3. Михайлова, М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: популярное
пособие для родителей и педагогов/ М.А. Михайлова — Ярославль:
Академия развития, 1997. – 205 с.
4. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое
состояние человека // Психологический журнал № 6 - 1994.
5. Новчук И.М., Северный Л.М., Шевченко Ю.С. Современные проблемы
охраны здоровья детей и подростков.// Независимый психиатрический
журнал № 2–1998.

21

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Малыш+мама» предназначена для работы с детьми раннего возраста в
условиях учреждения дополнительного образования, со сроком реализации 1
год.
Цель программы: Создание условий для личностного развития детей
раннего возраста на основе организации их целенаправленной творческодвигательной деятельности.
Программа отражает психофизические особенности развития детей
раннего возраста.
Интересна программа тем, что
к образовательному процессу
привлечены
родители.
Они
являются
активными
участниками
образовательного процесса, ребенок чувствует себя с мамой комфортно,
спокойно и уверенно.
Программа предусматривает интересную форму построения занятия
(традиционную модель и момент социализации). В учебно-тематический план
включены такие разделы как: «Танцевальные минутки», «Игровые минутки»,
«Мамам о малышах» и т.д., а содержание курса позволяет сделать занятие
насыщенным и разнообразным для детей, удерживает их внимание не
переутомляя, заниматься с интересом, удовлетворять их потребности в
движении, игре и общении.
Занятия по программе «Малыш+мама» проходят в тесном
сотрудничестве с психологической службой, медицинским работником ЦТР
«Гармония» и родителями учащихся.

22

Приложение 2
Фестиваль творческих достижений педагогов
и учащихся ЦТР и ГО «Гармония»
номинация «Открытое учебное занятие
Учащиеся: Группа раннего развития «Малыш + мама» ( от1-1,5 лет)
Тема: Учимся играя
Цель: Оказать положительное влияние на физическое, психическое и
эмоциональное развитие детей раннего возраста
Задачи:
- формировать двигательные навыки и координацию движений;
- приучать к дисциплине, последовательности действий, необходимости
подчиняться указаниям «близкого взрослого»;
- повышать знания родителей по воспитанию детей, в аспекте
психологического здоровья ребенка;
- обеспечить малышам и мамам веселое общение и эмоциональный комфорт.
Форма занятия: групповая, комплексная
Ведущая деятельность: предметная
Методы обучения: игровые
Приемы:
-внесение игрушек; изменения местонахождения игрушек; повторение слова
за педагогом; показ образца; непосредственное восприятие детей; включение
игрушек в действия детей; многократное повторение слова.
Оборудование: Мягкие подушки для детей, игрушка-зайчик; бубны, набор
массажных дорожек и тренажеров для развития крупной моторики, игрушки
на развитие орудийных действий детей.
Используемая литература
1. Вайнер Д. Массаж, гимнастика, Йога для детей раннего возраста: От
рождения до полутора лет. 3-е изд. – СПб.: Корона принт, 2008
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Методическое пособие для воспитателей и родителей – М.: Мозаика – Синтез.
2007
Сайты:
3. http://ipsyholog.ru/?utm_campaign=secret_of_upbringing&utm_content=letter_
09.10.15_test-drive&utm_medium=getresponse&utm_source=email&utm_term=
4. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/38dokumentacziya-psixologa-v-detskom-sadu/848-formy-raboty-s-detmi-rannegovozrasta
5. http://rodnaya-tropinka.ru/besplatny-e-materialy/
6. http://poznaemmir.com/скачай-бесплатно/

23

Ход занятия
Части занятия

Содержание

Время

Организационный
момент

- Дети и родители
рассаживаются на стульчики
для начала занятия.
- Ритуал приветсвия
- Цели и задачи данного занятия
1. Настрой на занятие: «Ручки
что бы не скучать»

1

Образовательная
часть занятия

Оборудование и
материалы
Стульчики

15

Игрушка – Зайчик;
Кубики;
Массажные
дорожки;
Пенечки;
Подушки.

Игрушки для
орудийных
действий и
развлечения
Мультимедийная
презентация;
Раздаточный
материал для мам
стульчики

2. Движение по кругу:
- ходим «Шла коза на каблуках»
- бегаем «Ножки вы куда
бежите»
3. Игра на подушках
-действие с предметами «Зайка
с кубиком идет»
- пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик в лес пошеоооооооооооооооооо-л»
4.Массажные дорожки:
- новый материал:
пенечки
5. Мамин массаж:
«Капустка»
Момент
социализации

1. Свободная игра детей
2. Презентация для мам по теме
«Дисциплина без слез» по
методике «Тараторка»

13

Заключение

Обратная связь:
-Мнение родителей о
необходимости использования
методики «Тараторка»
Ритуал прощания
Уход детей домой

1

24

В помощь родителям.
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут
сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть
короткими со сменой деятельности.
Существует множество интересных развивающих игр, которые вы
можете проводить дома с пользой для ребёнка. Итак, начнем!
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
Пересчитывать их.
Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость
несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите
передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный
мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо
большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научится распознавать один цвет, то положите в емкость
предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу
научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его
окружают. Прислушайтесь, как тикают часы, попытайтесь им подражать.
Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете
стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга
деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру:
«Какой звук сейчас слышишь?».
В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать
различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум
самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания
спать.
Помоги мне, пожалуйста
Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять
непосредственное участие. Помочь вам на кухне, собрать ложки,
одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну
в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол.
Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку
маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его
«Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда,
25

дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и
закручивает их на баночки.
Массаж. Веселое развлечение
Рельсы, рельсы (проводите пальцем по спине, как будто рисуете
рельсы).
Шпалы, шпалы (проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные
шпалы).
Ехал поезд запоздалый (кулачком провести по спине малыша, или
покачать ребенка, если он сидит на коленях).
Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек (легко постучите
пальцами по спине).
Пришли утки — поклевали, поклевали (постучите тремя пальчиками по
спинке).
Пришли гуси — пощипали, пощипали (пощиплите спинку малыша).
Пришел слон – потоптался, потоптался (постучите аккуратно кулачками
по спинке).
Пришел дворник все подмел, все подмел (погладьте спинку ребенка).
Учим различать формы
Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно
открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где
угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.
Развитие координации. Пальчиковая гимнастика
Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков,
мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша.
Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий
дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает
эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает
мама (папа) его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не
позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой,
папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию
движений.
Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до
пальцев другой. Начинайте с мизинца.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).
Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.
Вспомним русские народные потешки, прибаутки:
Раз, два, три, четыре, пять!
26

Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот – лишь глядел!
Сорока-ворона кашу варила…
Ладушки, ладушки где были? У бабушки…
Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.
Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и
шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:
Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…
Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что
там ручеек и т.д.
Игры с пальчиками
Пальчик-мальчик, где ты был? (сгибаете большой палец ребёнка,
прижимая его к ладони, и разгибаете).
С этим братцем — в лес ходил, (сгибаете и разгибаете
указательный палец).
С этим братцем — щи варил, (сгибаете и разгибаете средний палец).
С этим братцем — кашу ел, (сгибаете и разгибаете безымянный палец)
С этим братцем — песни пел (сгибаете и разгибаете мизинец).
Песни пел да плясал, (ручками ребёнка делаете «фонарики»).
Родных братцев забавлял (поворачиваете кисти ребёнка вокруг своей оси).
Можно также на листе бумаги обвести кисть руки и на каждый палец
наклеить маленькую картинку: на большой — мальчика, на указательный —
ёлочку, на средний — повара, на безымянный — тарелку с кашей, на мизинец
— мальчика с балалайкой.
Игра «Мама кормит птенчика»
Посадите ребёнка к себе лицом.
Птенчик весело летал,
(машем руками, как крыльями)
Птенчик клювик открывал.
Вот так, вот так
(очень широко открываем рот)
Птенчик клювик открывал.
Игра «Весёлый клубок»
Возьмите длинную толстую нитку для вязания. Попросите ребёнка
провести по ней пальцем. «Вот какая длинная нитка. Длинная. То же самое
проделайте с короткой ниткой. Скажите, что нитки волшебные и любят петь.
Если провести пальцем по длинной нитке, песенка получится длинная «А-А27

А-А-А-А-А», по короткой нитке — песенка короткая «А-А».
Попросите ребёнка спеть вместе, проводя пальцем по нитке. Если не
получается, возьмите руку ребёнка в свою и пойте, проводя его пальцем по
нитке.
Игра «Успокой куклу»
Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:
Плачет куколка с утра,
Успокоиться пора.
Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «а-а-а».
Игра «У доктора»
Для игры нужна сюжетная картинка: Доктор осматривает горло малышу.
Рассмотрите картинку. Обратите внимание, как малыш на картинке открыл
рот (широко). Предложите ребёнку поиграть в доктора. Станьте «доктором»
(можно надеть докторскую шапочку) и попросите ребёнка широко открыть
рот и подержать открытым, чтобы доктор мог осмотреть горло. Похвалите
ребёнка.
Игра «Капризуля-кукла»
Для игры нужна сюжетная картинка: Девочка качает куклу.
Рассмотрите картинку. Спросите, что делает девочка (качает куклу). Покажите
ребёнку куклу, скажите, что кукла весь день плачет, капризничает, не хочет
спать. Покачайте куклу, произнося: «А-а-а». «Почему же кукла плачет? Да
потому что она маленькая и хочет спать, а уснуть никак не может.
Предложите ребёнку по очереди качать куклу, напевая «а-а-а».
Выкладывание. «Собери лицо»
Для игры нужен картонный овал (лицо), картонные глаза, рот, брови.
Такое же «лицо» в собранном виде. Предложите ребёнку рассмотреть
картонное «лицо», показать его части. Попросите ребёнка выложить такое же
лицо из деталей.
Аппликация. «Что спрятал мишка?»
Для игры нужен бумажный платочек, в середине которого наклеена
картинка с изображением игрушки: мяча, машины, куклы. Попросите ребёнка
отогнуть края платочка, вместе с ним найдите, что спрятано в середине. Потом
игру можно провести наоборот: попросите ребёнка спрятать от мишки
игрушку — загнуть по очереди уголки платочка.
Игра с пальчиками
Идут четыре брата (поглаживайте пальцы ребёнка, кроме большого, от
основания к кончикам, зажав их между своей ладонью и своим большим
пальцем).
Навстречу старшему (поглаживайте большой палец ребёнка от основания к
кончику, зажав его в щепоти).
— Здравствуй, большак! (сгибаете и разгибаете пальцы ребёнка, кроме
большого)
— Здравствуй, указка! (трёте кончики большого и указательного пальчиков
ребёнка друг о друга),
28

— Здравствуй, серёдка! (трёте кончики большого и среднего пальцев),
— Здравствуй, сиротка! (кончики большого и безымянного пальцев),
— И крошка Тимошка (кончики большого и мизинца).
— Привет, ладошка! (щелчок по ладони).
Игра «Галя ходит по дорожке»
Галя важно так шагает.
Далеко? Сама не знает.
По дорожке: «Топ-топ»,
Через кочку — ап.
Побуждайте ребенка повторять «топ-топ» и «ап».
Игра «Весёлый флажок»
В руку я флажок возьму –
Так, так, так, так,
И его я подниму,
Вот так, так, так.
Буду я флажком махать,
Так, так, так, так,
Громко песни распевать.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».