!! серт.Топотушки

Муниципальный орган управления образованием - Управление образованием
Тавдинского муниципЕrльного округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Щентр творческого р ulзви тия и ryманитарного образов ания
<<Гармония>>

,Щопущена к реализации решением

Педагогического совета МАОУ ДО
ЩТР и ГО кГармония>
Протокол JtlЪ З
от <<29>> августа 2025 r.

ffi

6ý*у
ý 8 о\/

аъiя
1-u-:+t-;:"""'"у*Жý

цАru:

мАоу до
Гармония>
.В. fuнчина
27 от 29,08.2025 г.

3tоо,поJ2
5;"+rirорш9Z-9

К;yТатr$2
Щополнительная общеобразовательная общеразвивающая црограмма
художественной направленности

(ТоПоТУШки>

Возраст обуrающижся; 5-6 лет
Срок ре₠tJIизации: l год
Количество часов: 108 часов

Автор - составитель:
Чепелкина Екатерина Михайлсlвна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025 r.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Топотушки» разработана в соответствии: Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмом Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 г. № 963-д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»; Методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденные
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 г. № 582-д; Приказом
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность программы - художественная.
Актуальность в том, что программа удовлетворяет потребности детей
дошкольного возраста в получении знаний по хореографическому искусству на
начальном
этапе
и
предоставляет
возможность
получения
основ
хореографического обучения, для дальнейших занятий по программам
хореографического направления, формирует культуру повседневного досуга.
Занятия детей хореографией позволяет решить одну из актуальных задач
сегодняшнего дня – создание условий для формирования культуры личности
2

ребенка, развитие таких качеств как интеллигентность, любознательность,
стремление к самосовершенствованию, ответственность за свои поступки.
Искусство хореографии позволяет ребенку самореализоваться в данной области
образования, добиться успехов, признания социума, оценить себя посредством
своих достижений, получить признание сверстников, пробудить интерес и
поддержку родителей. Конечно, в дошкольном возрасте, говорить о серьезном
занятии тем или иным видом хореографического искусства еще рано, но
необходим определенный интегрированный род танцевальной деятельности, где
бы сочетались и виды хореографического искусства, и ребенок в процессе
занятий
развивался
физически,
интеллектуально,
психологически,
и
закладывалась прочная основа для дальнейшего развития танцевальных
способностей ребенка, и учитывались главные потребности развития ребенка.
Занятия танцевальной ритмикой мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой
форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и
музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной
гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и
психологически раскрепостится.
Отличительные особенности программы заключаются в своеобразном
сочетании двух воздействующих сторон на развитие ребенка: физической и
эмоциональной. Через ритмику, происходит разностороннее воздействие на
опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную
системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным
сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевальноритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными
композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников,
склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Программа «Топотушки» разработана на основе программы Буренина А.И.
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста
«Ритмическая мозаика». – Спб. 2006.
Адресат общеразвивающей программы: дети 5-6 лет, не имеющие
ограничений в движении.
В этом возрасте у ребенка активно проявляются: стремление к
самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше
способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Открытость,
эмоциональность, послушание, исполнительность. Легко «загораются» новой
идеей и быстро остывают при трудностях. Быстро устают. Движения часто
беспорядочны и хаотичны, отсутствие координации движения. Безграничное
доверие к взрослым.
Число детей, одновременно находящихся в группе: 12-16 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
3

Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 1 академическому часу.
Объем общеразвивающей программы:
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы:
108 часов;
- продолжительность части образовательной программы (года обучения) по
учебному плану в часах: 108 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Количество недель
36

Количество месяцев
9

Количество лет
1

Уровень программы: «Стартовый» предполагает минимальную сложность,
предлагаемого материала для освоения содержания программы.
Форма обучения фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися),
групповая (организация работы в группах), индивидуальная
(индивидуальное выполнение творческих упражнений, заданий).
Виды занятий:
Занятия по данной программе состоят как их теоретической так и
практической части, где теория и практика совмещены в процессе практических
занятий. Большая часть занятия отводится практической части. Теоретическая
часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя
необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Виды занятий:
-учебно-тренировочное занятие - практическое занятие, направлено на
получение и закрепление
знаний и овладение определенными методами
самостоятельной работы, формирует практические умения;
- открытое занятие – итоговое занятие с показом достигнутых результатов в
учебно-тренировочной работе;
- постановочно - репетиционное занятие - практическое занятие по
систематизации, обобщению полученных знаний и оформление творческого
продукта, в соответствии со склонностями и способностями учащихся;
- концерты, конкурсы - публичная демонстрация творческих работ.
Формы подведения результатов:
Рабочее занятие с показом результатов обучения, открытое занятие для
родителей, открытое занятие для педагогов, участие детей в концертных
программах.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Целью общеразвивающей программы является развитие личности ребенка
средствами хореографического искусства.
4

При этом решаются следующие задачи:
Обучающие:
- сформировать базовые компетенции в области хореографии с учетом
индивидуальных способностей;
- расширить знания учащихся о мире танца- пробудить интерес к
хореографическому искусству.
Развивающие:
- развивать начальный сценический навык и актерское мастерство;
- развивать физические данные ребенка, крупную и мелкую моторику, точные
движения, а также слух и чувство ритма;
- развивать коммуникативные способности личности, способствующие
социальной адаптации через коллективные занятия и концертную
деятельность;
- развивать чувство прекрасного, художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес учащихся к танцевальному искусству;
- укрепление здоровья детей и формирование потребности к здоровому образу
жизни;
- воспитать терпение, волю, трудолюбие;
- научить адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

1

Вводное занятие

1

0,2

0,8

2

Воспитание
музыкальной культуры
Подготовительные
упражнения

10

2

8

13

2,6

10,4

Построения,
перестроения, шаги по
диагонали
Движения, элементы
танца

22

4,4

17,6

22

4,4

17,6

Этюды, музыкальные

22

4,4

17,6

3

4

5

6

Педагогическое наблюдение
в процессе творческой
деятельности
Педагогическое наблюдение
в процессе творческой
деятельности
Педагогическое наблюдение
в процессе творческой
деятельности
Педагогическое наблюдение
5

игры
7

Партерная гимнастика

17

3,4

13,6

8

Итоговые занятия

1

0,2

0,8

108ч

31,6

76,4

Итого:

в процессе творческой
деятельности
Педагогическое наблюдение
в процессе творческой
деятельности
Открытое занятие для
родителей

Содержание учебного (тематического) плана
1.
Вводное занятие.
Теория: Организационное собрание для родителей и детей. Знакомство с
детьми, с педагогом. . Беседа о правилах поведения на уроке, требования к форме,
расписание. Беседа о правилах дорожного движения, противопожарная
безопасность, противодействие терроризму.
Практика: Дети отвечают на вопросы педагога по теме.
2.
Воспитание музыкальной культуры.
Теория: Связь музыки и движения. Понятие «мелодия».
Практика: Характер музыки: грустная, веселая, торжественная.
Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки.
Ускорение и замедление. Музыкальное вступление.
Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы.
Связь начала движения с музыкальной фразой.
Ритм музыки.
3.
Подготовительные упражнения.
Теория: Объяснение правильного исполнения элементов
Практика: Понятие «исходное положение», основные положения ног,
основные положения рук.
Понятие «полупальцы».Постановка корпуса.
4.
Построение, перестроение, шаги по диагонали.
Теория: Объяснение правильного исполнения элементов
Практика: Понятия: поворот,
полуповорот, поворот на право, поворот
налево. Упражнения на перестроения: переход из одной линии в две, из линии на
круг о обратно, сужение и расширение круга, движение по диагонали. Шаги
простые и танцевальные по диагонали с хлопками и простейшей работой рук.
Упражнение «Улитка», «Змейка». Шаг с подскоком, различные виды прыжков.
Шаг, бег, прыжки в сочетании друг с другом и с другими движениями. Галоп.
Все упражнения исполняются по одному, в парах.
5.
Движения, элементы танца.
Теория: Объяснение правильного исполнения элементов
6

Практика: Простейший поклон. Приглашение на танец.
Простейшие танцевальные движения собираются в маленькие комбинации.
Используется инсценировка песенок, стишков.
Различные виды прыжков.
Образное восприятие. Например: образ - мячика, воробья, лягушки, зайца.
Прыжки на месте, в повороте, в продвижении.
Проскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной ноге.
Шаг с проскоком и шаг с подскоком – различия в исполнении.
Переменный шаг.
Приставной шаг и его разновидности: из стороны в сторону, с продвижением
вперед, с притопом, с приседанием.
Тройной притоп простой и с подскоком. Прыжковые упражнения
исполняются с увеличением амплитуды прыжка. Прыжок с поджатыми.
Затяжной прыжок.
Движения для мальчиков: мужская манера исполнения – хлопки как
элементы хлопушек; посадка в присядку с раскрытыми в сторону коленями,
полуприсядка с ударом по колену, хлопки и хлопушки, присядка, «мячик»,
«разножка».
Все движения соединяются в маленькие танцевальные комбинации.
Исполняются в парах.
6.
Этюды, музыкальные игры.
Теория: Объяснение правильного исполнения элементов
Практика: Составление этюдов развивающих творческую активность детей.
Готовые образные игры и придуманные детьми сюжеты.
7.
Партерная гимнастика.
Теория: Объяснение правильного исполнения элементов
Практика: Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Упражнения на перенос тяжести тела.
Шпагаты, упражнения на растягивание мышц различных частей тела.
Упражнения на подвижность плечевого пояса (упражнение – этюд
«Паровозик») Упражнения на подвижность кистей и пальцев рук (упражнение
«Пять братцев») Развитие и укрепление натянутости стоп («Утюжок и клювик»).
Упражнения в тазобедренном суставе («Лягушка», «Березка»).
Упражнения в стопе («Крылья бабочки»).
Упражнения на правильное удержание спины в положении сидя
(«Книжечка»).
Наклоны корпуса к ногам, в бок.
Упражнения для укрепления мышц спины, лежа на животе.
Различные упражнения на укрепления пресса.
8.
Итоговые занятия.
Теория: Объяснение целей и задач открытого занятия.
7

Практика: Открытое занятие для родителей. Класс-концерт
1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение начального
уровня овладения детьми хореографической грамотности. Дети будут знать
специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах
хореографического искусства.
Предметные:
В ходе освоения программы обучающиеся будут знать:
- элементарные танцевальные понятия,
- основные танцевальные элементы;
- правила построения и перестроения;
- основные рисунки танца;
- правила исполнения движения в паре;
- различие между мужской и женской манерой исполнения танца.
В ходе освоения программы обучающиеся будут уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным
характером музыки;
- реагировать на начало музыки и её окончание;
- исполнять музыкальное вступление preparation;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- давать характеристику прослушанному музыкальному произведению;
- хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных
рисунков;
- уметь сохранять интервалы в движении;
- иметь определенные танцевальные навыки,
- выполнять танцевальные движения;
- запоминать и исполнять танцевальные композиции,
- передавать игровые образы различного характера.
Личностные результаты:
- высказывать своё отношение к творчеству, к творчеству своих товарищей, к
хореографическому искусству в целом;- эмоциональность;
отзывчивость,
трудолюбие,
старательность;
ответственность за общий результат;
- проявлять интерес к танцу, к исполнению танцевальных композиций, к
искусству в целом;
- чувствовать свою причастность к танцевальному искусству.
Метапредметные результаты:
8

- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- строить рассуждения;
- оформлять свои мысли в устной и двигательной форме (на уровне рассказа,
художественного изображения);
- слушать и понимать речь других;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
начала
обучения
1
сентября

Дата
окончания
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

108

108

2 раза:
1 раз 2 часа, 1
раз 1 час в
неделю

I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

2.2. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение:
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и
ГО «Гармония» в танцевальном зале (просторное и освещенное помещение), где
находится следующее:
№
1
2
6
7
8
9

Название оборудования
Музыкальный центр
Фортепиано, баян
Танцевальный станок
зеркало
стол
стулья

Количество
1
2
1
3
1
2

- информационное обеспечение:
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
1. http://www.minsport.gov.ru/ - Сайт Министерства спорта Российской
Федерации.
2. https://vk.com/choreographyterpsichore - Хореография и танцы для всех
3. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
4. https://vk.com/fairytales4children - Детские песни, игры, стихи, сказки
5. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
9

6. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
7. http://www.horeograf.com
- методические материалы:
дидактические материалы:
- коллекция концертных
выступлений студии танца «Гармония» и
ансамбля танца выпускников «Гармония»;
- записи звуков живой природы;
- музыкальный материал на CD-дисках и USB-носителях . Лекции,
презентации, мультфильмы по ПДД, ППБ;
- видеоматериал для родителей по развитию ребенка в домашних
условиях;
- набор CD-дисков «Музыка с мамой»;
- раздаточный материал для проведения мониторинга образованности.
Дидактическое обеспечение программы подобрано в соответствии с
учебным планом программы и ориентировано, на личностные результаты
образования.
Методы.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления учебно - познавательной работы, такие как словесные, наглядные,
практические, индуктивные и проблемно-поисковые.
Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей учащихся, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная,
репродуктивная и творческая. Взаимосвязь этих видов деятельности дает
учащимся возможность проявить свои творческие способности.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала
и при выполнении творческих работ. Тематика занятий строится с учетом интересов
учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков
самостоятельности, умение работать в коллективе.
Детям предоставляется право выбора участия в постановочных номерах в
рамках изученного содержания.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
- наглядности (иллюстративность, показ педагогом).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
10

научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся приёмам
здорового образа жизни, формирование навыков и привычек здорового образа
жизни, расширение представления о пользе занятий физическими упражнениями,
рациональной нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1.
Обеспечение
каждому
учащемуся
чувства
психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровая технология ( В.В Воскобович.).
Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче втягиваются в
обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической
пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя
уверенней в коллективе школы, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся
плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от
коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется
их способность к коммуникации.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется для
организации мероприятий воспитательного характера. Этот способ деятельности
помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
-

11

как источник информации: история танцев, правила, текущие новости о
фестивалях и конкурсах;
- для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий: беседы, , видео выступления для анализа, и т. п.
- для мобильной коммуникации с учащимися и их родителями.
Технология «Портфолио» используется как один
из способов
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений танцоров.
-

2.3. Форма аттестации/ контроля и оценочные материалы
С целью обеспечения более качественного управления обучением и
воспитанием детей проводятся диагностические наблюдения за педагогическим
процессом, отслеживается его ход, результаты, перспективы развития.
Мониторинг проводится в течение учебного года в три этапа:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося,
его личных художественных данных и коммуникабельности (беседа)
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения
знаний и умений по теме (Педагогическое наблюдение в процессе творческой
деятельности)
Итоговый - проводится с целью определения уровня развития личных
творческих способностей (фестиваль, конкурс, выступления на мероприятиях)
Контрольно-измерительные материалы:
Группа ____________________________________________________
Год ________________________________________________________
Показатели развития ребенка
Списки детей
«высокий» - выполняет движение правильно,
умение сформировано;
«средний» - выполняет движение с небольшими
ошибками, умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет движение неправильно, н
к
н к
умение не сформировано;
«0»- отказывается выполнять движение.

н к

н к

н к

Движения по показу педагога
Движение под музыку по кругу индивидуально и в
паре, кружится один и в паре
Движения под музыку с предметами (ленточками,
куклами…)
Согласованные движения рук и ног, с
12

сохранением равновесия, направления и темпа
движения
Прыжки на месте на двух ногах
Подвижные игры с правилами
Ориентировка в зале, воспроизведение рисунка
танца, танцевальных комбинаций
Танцевальные движения: пружинка, подскоки,
прямой галоп, поочерёдное выбрасывание ног
вперёд в прыжке; полуприседание с выставлением
ноги на пятку; шаг на всей ступне на месте (с
продвижением вперёд и в кружении); движение
парами
Умение
изображать
своё
эмоциональное
состояние
Повороты направо, налево, кругом
Правильная осанка
Итог:

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
13

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения:
18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».: URL [Электронный ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».: URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».: URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».: URL
[Электронный
ресурс]:
14

https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_
2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».:
URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата
обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec30
30a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога
1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика / А.И. Буренина - СПб, 2000г. - 450 с.
2. Виноградов, Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников/ Л.В.
Виноградов – СПб: Сфера, 2009. – 266 с.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов . – М.:
Педагогика, 2010. - 202 с.
4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных
руководителей
и
воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
5. Козлова, Г.Н. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н.
Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. - Волгоград: Издательства «Панорама», 2014.
6. Немов, Р.С «Общие основы психологии»/ Р.С. Немов- М.: «Просвещение»,
2000.- 456 с.
7. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца/В.М. Пасютинская— М.:
Просвещение, 1985. – 279с.
8. Первушина, Е. Как выявить и развить способности вашего ребёнка/ Е.
Первушина — М.; СПб: Центрполиграф: Мим-Дельта, 2005. - 448с.
15

9. Чефранова, Н.В. О внутренней технике артиста балета / Н.В. Чефранова – М.:
«Искусство», 1967 – 89 с.

1.
2.
3.

4.
5.

Литература для детей и родителей
Вагина, Н. Оздоровительная функция музыки, музыкотерапия, механизм
влияния музыки // Дошкольное воспитание № 3 - 2010, 100 с.
Гребенникова, Н.В. Влияние различных видов музыки на психическое
состояние человека/ Н.В. Гребенникова - М., 1995. – 45 с.
Михайлова, М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: популярное пособие
для родителей и педагогов/ М.А. Михайлова — Ярославль: Академия
развития, 1997. – 205 с.
Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое
состояние человека // Психологический журнал № 6 - 1994.
Новчук И.М., Северный Л.М., Шевченко Ю.С. Современные проблемы охраны
здоровья детей и подростков.// Независимый психиатрический журнал № 2–
1998.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».