муниципальный оlган уцравления образованием Управление
образованием
Тавдинского муниципЕtльного округа
муниципzLпьно е авто но мно е сlбр азов ательн о е
1пrрежде ние
дополнительного образования
щентр творческого рzrзви тия и ryманитарного образования
<<Гармония>
Щопущена к реализации решеЕием
Педагогического совета МАОУ ДО
ЩТР и ГО <Гармония>
Протокол JtlЪ 3
от <<29>> августа 2025 т.
УТВЕРЖДАЮ:
Щиректор МАОУ ДО
Гармония>
Ю.В. Кынчина
мАоу до
р
427 от 29.08.2025 г.
IJTP и ГО
кГармопяяr>
д ополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленцости
(САМОДЕЛКИН>
Возраст обуrающихся: 5-б лет
Срокреализации: 1 год
количество часов: 3б часов
Автор - составитель:
Есипова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Самоделкин» разработана с опорой на нормативные документы в
соответствии: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Письмом Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»; Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»; Методическими рекомендациями «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
26.10.2023 г. № 1104-д; Приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»; Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность программы – художественная – программа
ориентирована на освоения учащимися навыков конструирования и аппликации
из бумаги.
Актуальность программы.
По данным опроса детей, родителей и педагогов, у современных детей
отмечается недоразвитие мелкой моторики. Занятия бумагопластикой требуют
одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, развивает речь и
интеллект. Работа с бумагой у детей способствует развитию таких видов
мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно для
успешного обучения в школе.
Программа предполагает использование материалов: бумаги разного
качества и свойств, бросовых материалов; знакомство с техниками
симметричного и вырезания; освоение различных способов прикрепления
деталей на фон, создание объемной аппликации; создание форм на основе
геометрических фигур; изучение последовательности работы над сюжетной,
предметной, декоративной, геометрической, объемной аппликацией.
Новизна программы.
У многих детей развит художественный вкус и умение находить
различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных
задач. Все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками,
особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления
выглядит красиво и привлекательно или может быть использована в играх или
соревнованиях.
Программа позволяет дошкольникам в форме творческой деятельности
раскрыть практическую целесообразность разных видов аппликации и
конструирования, а также развить необходимые в дальнейшей жизни умения и
навыки. Доступность и простота техник исполнения работ позволяют развивать
исследовательские умения и навыки, вносят определенную новизну в
творчество детей, делают его более увлекательным и интересным.
Отличительные особенности программы.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по аппликации и конструированию.
Каждое занятие направлено на овладение основами работы с бумагой и
картоном, а также на приобщение учащихся к активной познавательной и
творческой работе.
Программа составлена на основе работы В.В. Выгонова «Игрушки и
поделки из бумаги» (М.: Издательский Дом МСП, 2007. – 128 с.: ил.).
Целевая группа. Дошкольники 5-6 лет. Занятия проводятся в
организованных группах одного возраста.
Краткие возрастные особенности:
Характерной особенностью детей 5-6 лет является ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное,
вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими
руками. На занятиях дошкольники изображают предметы с различными
очертаниями, симметричными и несимметричными формами, как в статичном
положении, так и с передачей несложного движения.
Наиболее сложным для детей этого возраста является вырезывание
симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема
требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности,
умения расчленить предмет на две половины и вырезать.
Дети 6 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы
(нарисовать несложный сюжет простым карандашом) и подготовить детали для
аппликации в соответствии с эскизом. Аналитическая деятельность находится в
основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на
непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление
опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий
декоративно-прикладным
творчеством
оптимальными
являются
демонстрационные и иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У
учащихся совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого
человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Именно через интересную,
познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Наполняемость. Количество учащихся в группе 16-20 человек. Состав
группы постоянный, дети одного возраста.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 35 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Уровень программы.
Уровень программы – стартовый, направлен на мотивацию интереса к
данной технической деятельности, овладение первоначальными умениями в
творческой деятельности детей.
Объем программы – 36 часов.
Срок освоения программы:
Количество недель
Количество месяцев
Количество лет
36
9
1
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель реализации программы традиционная, представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Перечень форм обучения – групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы – беседа, педагогические наблюдения,
тематические мини-выставки, практическое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы формирование интереса к творчеству и развитие
образного мышления старших дошкольников в процессе овладения приемами
техники работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с разновидностями аппликаций (плоская, обрывная,
объемная); названия различных видов, свойств бумаги и картона;
формировать умения использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
способствовать формированию способности создавать выразительные
образы.
Развивающие:
развивать образное, пространственное мышление, воображение и
фантазию ребенка;
развивать мотивацию к познанию и творчеству, творческому
самовыражению.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению,
умение работать в группе;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, жизненный
оптимизм, способность к преодолению трудностей.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
разновидности аппликаций (плоская, обрывная, объемная); названия
различных видов, свойств бумаги и картона, некоторые базовые формы
оригами;
названия инструментов и материалов, необходимые для аппликации;
этапы и основные правила изготовления работы в технике аппликация и
конструирования;
правила самостоятельной и коллективной работы над аппликацией из
бумаги, оригами;
условные обозначения, применяемые в конструировании и оригами.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми
инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место;
выполнять аппликации из цветной бумаги (плоскую, обрывную,
объемную), выполнять изделия в технике оригами;
пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для
аппликации и конструирования;
оценивать свою работу и работу товарищей по различным показателям;
следовать устным инструкциям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активно использовать речевых средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
Название темы
Всего
1.
Приёмы аппликации и
конструирования
Бумагопластика –
объемное конструирование
Создание плоскостной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
Итоговое занятие
Игровой «мастер-класс» по
теме «Что умею, не скажу,
а как сделать покажу»
5
Количество
часов
теор прак
ия
тика
1
4
5
1
4
15
1
14
5
-
5
5
-
5
Итого
36
2.
3.
4.
5.
6.
1
1
3
Формы аттестации/контроля
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
33
Учебный (тематический) план
№
Название темы
Всего
1
Приёмы аппликации и
конструирования. ТБ
Приёмы
складывания
бумаги
Приёмы
вырезывания
круглых форм
Приёмы
вырезывания
5
Количество
часов
теор прак
ия
тика
1
4
2
1
1.1
1.2
1.3
1
1
1
1
1
Формы аттестации/контроля
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
1.4
2
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3.
4
5
6.
овальных форм
Обводка по шаблону и
вырезывание фигур по
контуру
Бумагопластика
–
объемное
конструирование
Изготовление поделок в
технике оригами.
Изготовление объёмных
поделок.
Создание плоскостной
аппликации
Создание предметной
аппликации
Создание декоративной
аппликации
Создание сюжетной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
Игровой «мастер-класс» по
теме «Что умею, не скажу,
а как сделать покажу»
1
1
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
5
1
4
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
3
1
2
2
-
2
15
1
14
5
1
4
5
-
5
5
-
5
5
-
5
5
-
5
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
мини-выставка,
коллективный анализ работ.
1
1
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Приёмы аппликации и конструирования
Тема 1.1. Приёмы складывания бумаги.
Теория: Беседа о деятельности детского объединения. Знакомство с
правилами поведения в кабинете, правилами дорожного движения, инструктаж
по технике безопасности. Понятия и термины: техника безопасности,
мастерская, рабочее место. История возникновения аппликации и
конструирования. Инструменты, материалы, приспособления. Некоторые
элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах
и применении.
Практика: Игры на знакомство: «Давайте познакомимся». Приёмы
складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой).
Тема 1.2. Приёмы вырезывания круглых форм
Практика: Вырезание круга методом срезания углов у квадрата: нужно
срезать все углы у квадрата, после того как получится многоугольник, срезать
оставшиеся углы – получается круг. Аппликация «Гусеница».
Тема 1.3. Приёмы вырезывания овальных форм
Практика: Вырезание прямоугольника методом срезания углов у
прямоугольника: нужно срезать все углы у прямоугольника, после того как
получится многоугольник, срезать оставшиеся углы – получается овал.
Аппликация «Пирамидка».
Тема 1.4. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру
Практика: Знакомство с понятием шаблон – это образец, трафарет, по
которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Аппликация
«Осенний лист».
Тема 2. Бумагопластика – объемное конструирование
Тема 2.1. Изготовление поделок в технике оригами
Теория: История возникновения оригами. Инструменты, материалы,
приспособления. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в
оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: Конструирование поделок путём сгибания бумаги.
Складывание основных базовых форм «Собака», «Кораблик», «Сердечко».
Тема 2.2. Изготовление объёмных поделок
Теория: Знакомство с правилами использования бросового материала в
аппликации. Рассматривание готовых образцов поделок.
Практика: Создание поделок, используя бросовый материал.
Изготовление поделок «Мельница», «Зайчик».
Тема: 3. Создание плоскостной аппликации
Тема 3.1. Создание предметной аппликации
Теория: Составление из деталей композиции из одного или нескольких
предметов и наклеивание на лист бумаги. Соблюдение правил безопасности
при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами.
Практика: Составление из деталей композиции из одного или
нескольких предметов и наклеивание на лист бумаги. Соблюдение правил
безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами.
Аппликация предметная «Колосок», «Осеннее дерево», «Дары осени»,
«Символы России», Пожарная безопасность».
Тема 3.2. Создание декоративной аппликации
Практика: Составление простым и доступным способом прикрепления к
фону цветных силуэтов в создании орнаментов и украшений. Соблюдение
правил безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами
Аппликация декоративная «Животный мир», «Гирлянда», «ЭКО-Елка»,
«Дерево зимой», «Праздничная коробка».
Тема 3.3. Создание сюжетной аппликации
Практика: Составление из деталей композиции из нескольких предметов
и наклеивание на лист бумаги в соответствии с темой или сюжетом.
Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими
предметами. Аппликация сюжетная «Насекомые», «Дом», «Рыбки в пруду»,
«Цветы», «Весна».
Тема 4. Создание обрывной аппликации
Практика: Рваная или обрывная аппликация создается без участия
ножниц. Нарывание пальцами рук бумаги, выкладывание и приклеивание
аппликации по линиям рисунка. Соблюдение правил безопасности при работе
клеем, мелкими предметами. Аппликация обрывная «Сова», «Животные
севера», «Малахитовая шкатулка», ««Военная техника».
Тема 5. Создание объемной аппликации
Практика: Составление из деталей композиции из нескольких предметов
и наклеивание объемных изображений на лист бумаги в соответствии с темой
или сюжетом. Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами,
клеем, мелкими предметами. Аппликация объемная «Ракета», «Пестрый
лужок», «Перелетные птицы», «Подснежники», «Одуванчики».
Тема 6. Игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как
сделать покажу».
Практика: Детям предлагается принять участие в «обучении»
сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания,
полученные на занятиях в объединении
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Самоделкин»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель).
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
31 мая
36
36
36
обучения
сентября
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
Режим занятий
1 раз по 1 часу
в неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет, с
рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству обучающихся в
группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: ноутбук, магнитная доска.
Художественные материалы и инструменты: карандаши, восковые мелки,
ватман, наборы для черчения, бумага, картон, ножницы, клей, средства личной
гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература, журналы,
тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы, образцы
художественных работ.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения
результативности освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов,
заявленных в программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации: беседа; практическая работа;
наблюдение.
Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения. (Приложение1, 2);
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить уровень
усвоения учащимися общеразвивающей программы. (Приложение 1, 2).
Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и конкурсах.
Формы подведения итоговой аттестации: беседа;практическая работа;
наблюдение.
Виды контроля.
Программа предусматривает:
- текущий контроль;
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения и мини-выставки в конце пройденной темы.
Методические материалы
№
п/п
Название раздела
1.
Приёмы аппликации и
конструирования
Бумагопластика –
объемное
конструирование
Создание плоскостной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
Итоговое занятие
2.
3.
4.
5.
6.
Материально техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Цветная бумага,
картон, ножницы,
клей-карандаш.
Методическая
копилка физминутки, загадки,
стихи, пословицы,
образцы изделий.
Журналы, учебные
пособия.
Формы, методы,
приемы
обучения
Формы учебного
занятия
Беседа,
обсуждение,
объяснение,
показ,
физ.минутка,
игра,
самостоятельная
и творческая
работа.
Предметная
аппликация,
сюжетная
аппликация,
декоративная
аппликация,
геометрическая
аппликация,
занятие-загадка,
занятиеконструирование
Игровой «мастер-класс»
по теме «Что умею, не
скажу, а как сделать
покажу»
и т.д.
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать
происходящие
изменения,
устанавливать
их
причины
(кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего
характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного
характера.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, иллюстраций).
Словесные методы и приемы обучения (рассказ педагога, беседа).
Игровые методы и приемы обучения (дидактическая игра, загадывание и
отгадывание загадок, создание игровой ситуации).
Практические методы обучения (практическая работа)
Педагогические технологии:
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология реализуется на основе личностноориентированного подхода через систему мероприятий по охране и
укреплению здоровья обучающихся, учитывает условия образовательной среды
и деятельности (обстановка и гигиенические условия в кабинете, позы
учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок).
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных
способностей воспитанников обучающихся путём использования их
потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на
познание, на новое.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, не игнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых
занятиях в памяти детей. Сформулировать тему занятия, мотивировать ее
выбор.
Создание
интереса
к
занятию
(приемы,
содержащие
занимательность, сюрпризность, загадочность). Использование вопросов –
напоминаний, показ наглядного материала.
2. Основная часть
Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа
действия, постановка образовательно-воспитательной задачи. Использование
вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование
художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной
работы. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. На усмотрение
педагога в ходе занятия используется физкультурная пауза, желательно, чтобы
по тематике текста она соответствовала направленности занятия
3. Заключительная часть
Подведение итога. Закрепление материала знаний и навыков, повторение.
Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных
работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей
в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога:
1. Бугуславская З. М., Смирнова Е.О.. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991- 207 с.
2. Выгонов В.В. Оригами малышам.- М., ИД МСП, 2006. – 48 с.
3. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.
училищ - М.: Просвещение, 1997 — 128 с.: ил..
Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. - И.: Контэнт, 2010.48с.
5. Дусовицкий А.К. «Формула успеха» - г. Москва, «Педагогика»,1989г.
6. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко //
Дошкольное воспитание. 2009. - №8. - С. 68 - 73.
7. Канцедикас А.С. «Уроки народного искусства» - г.Москва,1983г.
8. Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: СФЕРА, 2007г.
9. Немов Р.С. «Общие основы психологии» - г. Москва,
«Просвещение»,1994г.
10. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - г.
Москва, 1989г.
11. Седова Е.И. Программа семейного клуба «Малышок» .- Екатеринбург,
2000г.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Список литературы для детей и родителей
Никитин Б.П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика,1985. —
120 с., ил.
Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и
воспитателей / Е. Синицина. – М.: Лист, 1999.- 144 с.
Ступак, Е. Гофрированный картон. - И.: Айрис - Пресс, 2009. - 32 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:
пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург:
У-Фактория, 2003. - 40 с.
Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. - И.: Мир книги, 2008. - 96 с.
Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М., БАОПРЕСС. 2006. – 48 с.
Приложение 1
Задание к промежуточной и итоговой аттестации
1. Проверка теоретических знаний
1) Беседа по проверке изученных техник:
Как называется техника работы с бумагой, основанная на вырезании
различных форм и закреплении их на другом материале – фоне?
Как называется техника работы с бумагой, основанная на изготовлении
поделок и игрушек из бумаги и картона?
Как называется техника складывания фигурок из бумаги?
2) Работа по соотнесению названия техники с готовым изделием.
3) Беседа по проверке правил использования инструментов и материалов,
изученной терминологии:
Какие инструменты нужны при работе с бумагой?
Что нельзя делать при работе с ножницами?
Назовите правила приклеивания деталей.
Для чего применяют шаблон половины фигуры?
4) Практическая работа:
1 задание. Сложить квадрат пополам, соединив противоположные 2 угла.
(Показ). Развернуть квадрат. Разрезать его по диагонали по линии сгиба.
2 задание. Сложить квадрат пополам, соединив по 2 противоположных угла.
(Показ) Сложить получившийся прямоугольник пополам поперек.
Развернуть квадрат, разрезать его по линиям сгиба.
3 задание. Вырезать из квадрата круг. (Показ).
4 задание. Вырезать из прямоугольника овал. (Показ).
В результате у каждого ребенка получается набор фигур: 2 треугольника, 4
квадрата, круг, овал.
5 задание. Выполнить аппликацию, используя набор фигур.
Критерии оценивания по уровням:
11-15 баллов - высокий уровень
6-10 баллов - средний уровень
1-5 баллов - низкий уровень
Приложение 2
Практическая работа
Карта контроля практической работы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы), владеет навыками вырезания деталей
Соблюдение поэтапности выполнения работы,
умение ориентироваться на плоскости
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении работы
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания по уровням:
11-15 баллов - высокий уровень
6-10 баллов - средний уровень
1-5 баллов - низкий уровень
Баллы (1-3 балла)