!! серт. Мастерская художника

муниципа-пьный орган управпения образованием - Управление образованием
Тавдинского муниципrtJIьного округа
муниципalJIьное автономное образоваfельное учреждение
дополнительного образования
щентр творческого рztзви тия и ryманитарного образования
кГармония>>

!опущена к реrLlизации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
I]TP и ГО кГармония>
Протокол J\Ъ З
от к29> августа 2025 r.

ffi

lAru:

мАоу до
Гармония>>

Ю.В. Кынчина
427 от 29.08.2025 r.

щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

(МАСТЕРСКАЯ худояtникА>

Возраст обучающихся: 7- 1 1 лет
Срокреализации:. | год
Количество часов l44 часа

Автор - составитель:
,.Щолгалов а Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025 т.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская художника» разработана с опорой на нормативные документы в
соответствии: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Письмом Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»; Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»; Методическими рекомендациями «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
29.04.2025 г. № 582-д; Приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»; Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность программы – художественная – программа
направлена развития творческих способностей детей через занятия рисованием.
Актуальность программы.
В
большинстве
общеобразовательных
школ
на
изучение
изобразительного искусства и развитие основ художественного творчества
отводится ограниченное количество времени, в связи с чем, уровень развития
творческих способностей недостаточно высокий. Программа «Мастерская
художника» направлена на устранение данной проблемы.
В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит развитие
воображения, фантазии, пространственного мышления, колористического
восприятия. Занятия, также способствуют раскрытию творческого потенциала
личности, формируют эстетическую культуру ребёнка. Приобретая
практические умения и навыки в области художественного творчества, дети
2

получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами.
Практическая значимость.
В ходе освоения программы дети приобщаются к различным видам
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, к мировой и
народной культуре. На занятиях, обучающиеся приобретают практические
навыки при работе с различными материалами изобразительного творчества.
Большое внимание уделяется воспитанию эстетического вкуса, развитию
зрительной памяти и воображению, мелкой и крупной моторики. В процессе
освоения программного материала, у детей формируется творческое
мышление, развивается умение анализировать, систематизировать и
самостоятельно работать с различными источниками информации. В ходе
обучения дети получают знания о простейших закономерностях построения
формы, о перспективе, композиции, цветоведению, рисования, аппликации.
Сильный стимул для ребенка – получить право выполнить работу на выставку.
В этом проявляются лучшие качества личности детей – усидчивость,
самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощи.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская художника» является модифицированной. Составлена на
основе анализа существующих программ для внешкольных, на основе
сборника
программ
дополнительного
образования
художественной
направленности. Выпуск – 1 г. Екатеринбург, 2003 г., многочисленных
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и
интернете и личного опыта педагога – автора программы.
Отличительная особенность программы «Мастерская художника»
заключается
в
интеграции
духовно-нравственного
воспитания
и
художественно-эстетического развития, посредством разнообразия и смены
изобразительной деятельности. С развитием творческого потенциала у
обучающихся формируется мировосприятие, как основа для становления и
развития системы личностного мировоззрения в целом (духовнонравственного воспитания).
Адресат программы. Программа адресована детям от 7 до 11 лет.
Условия формирования групп. Набор детей по программе
осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления
требований к наличию у них специальных умений. Главным условием является
желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
При комплектовании групп учитывается возраст детей, сменность
занятий в школах и год обучения. В группу любого года обучения могут войти
дети разного возраста и с разным опытом изобразительной деятельности.
Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного
года по желанию детей и по согласию родителей (законных представителей).
Занятия по данной программе проводятся в группе, наполняемостью 12
человек.
Возрастные особенности обучающихся.
3

Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст 7 – 8 – 9 лет. В 7 – летнем возрасте дети
испытывают кризис, они начинают паясничать, манерничать, а в более старшем
возрасте (8 лет), они в состоянии обдумывать свои действия, могут выслушать
точку зрения других, но им её легче отвергнуть, чем принять. У детей
развивается самооценка. К моменту поступления словарный запас
увеличивается настолько, что ребёнок может обмениваться с другими людьми.
Ребёнок осваивает письменную речь, его учат переписывать, пересказывать
текст.
В младшем возрасте нужно больше общаться с детьми, чтобы
увеличивать их словарный запас, привлекать детей к оценке работ.
Средний школьный возраст – 10 – 11 лет. Дети способны оценить свои
поступки. У них развиваются умственные способности. Дети становятся более
сильными,
им
трудно
сосредоточиться
на
однообразной
и
малопривлекательной работе, отклонение внимания.
В период занятий больше внимания уделять разнообразным формам
занятий, чтобы они не переутомлялись спасает на интеллектуальных задачах,
но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации
Наполняемость. Количество учащихся в группе 12 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Уровень программы.
Уровень программы – стартовый уровень направлен на мотивацию
интереса к различным видам изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, предполагает минимальную сложность, предлагаемого материала
для освоения содержания программы.
Объем программы – 144 часа.
Срок освоения программы:
Количество недель
36

Количество месяцев
9

Количество лет
1

Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель реализации программы традиционная, представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Виды занятий – учебное занятие, занятие-выставка.
Формы
подведения
итогов
реализация
общеразвивающей
программы – педагогическое наблюдение, устный опрос, тестирование,
викторина, открытое занятие, конкурс, выставка работ.
1.2. Цель и задачи программы

4

Цель программы: формирование интереса к творчеству и для развития
художественных навыков детей младшего школьного возраста посредством
рисования.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
 обучать детей рисованию с натуры, по памяти и воображению;
 развивать у них зрительную память, пространственные представления и
творческое воображение;
 познакомить с основами изобразительной грамотности (основы рисунка,
живописи, композиции, декоративно – прикладное творчество, лепка).
Развивающие:
 развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое
восприятие, вкус и эмоционально-чувственное отношение к предметам и
явлениям действительности;
 формировать интерес и любовь к изобразительному искусству;
 развивать интеллектуальные способности.
Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашей
Родины;
 воспитывать чувство гражданина России и носителя национальных
культурных ценностей;
 стимулировать бережное отношение к природе родного края.
1.3. Планируемые результаты











Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
понятия, термины в области изобразительного искусства;
о различных техниках декоративно-прикладного творчества и основах
лепки;
особенности работы различными художественными материалами;
Учащиеся должны уметь:
правильно сидеть во время работы, верно держать лист бумаги и
карандаш или кисть;
рисовать с натуры, по памяти и по воображению, используя различные
техники и материалы;
применять приёмы лепки (пластилин, тесто, глина);
применять навыки декоративного оформления;
рассказать о своей работе, передавать отношения к предметам и явлениям
действительности.
Личностные результаты:
осознанно относиться к занятиям художественной деятельности как
средство саморазвития и применения приобретённых знаний в
повседневной жизни.
5

 развивать личностные качества в достижении поставленных задач,
умения доводить начатое дело до конца;
 ответственное отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своих занятий;
 владение основами самоконтроля;
 умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
 готовность вести диалог в процессе совместной деятельности,
согласовывая действия;
 умение сотрудничать при работе в группе, применять ИКТ в организации
творческой деятельности.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы
Всего
2

1

Будем знакомы

2

Работа
с
природным
материалом
Нетрадиционные
техники
рисования.
Жанры
изобразительного
искусства
Графика
–
вид
изобразительного искусства

3
4
5

Количество часов
Теория
1

Практика
1

4

2

2

6

2

4

28

14

14

20

6

14

6

Цвет в живописи

26

4

22

7

В гостях у скульптора

8

2

6

8

Декоративно–прикладное
искусство

48

12

36

9

Мы художники

2

1

1

Всего:

144

44

100

Формы
аттестации/ контроля
Опрос, педагогическое
наблюдение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
тестирование,
коллективное обсуждение

Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/ контроля
6

1

Будем знакомы

2

1

1

4

2

2

6

2

4

28

14

14

4

2

2

4.2 Портрет

4

2

2

4.3 Натюрморт

4

2

2

4.4 Сюжетно-тематическая
картина
4.5 Иллюстрация

4

2

2

4

2

2

4.6 Анималистический жанр

4

2

2

4.7 Сказочно-былинный жанр

4

2

2

Работа
с
природным
материалом
3 Нетрадиционные
техники
рисования.
4 Жанры
изобразительного
искусства
4.1 Пейзаж
2

5

Графика
–
вид
изобразительного искусства

20

6

14

6

Цвет в живописи

26

4

22

7

В гостях у скульптора

8

2

6

8

Декоративно–прикладное
искусство

48

12

36

8.1 Пластичная бумага

8

2

6

8.2 Витражные фантазии

8

2

6

8.3 Батик и его возможности

8

2

6

Гжель
Хохломская роспись
Дымковская игрушка
Мы художники

8
8
8
2

2
2
2
1

6
6
6
1

144

44

100

8.4
8.5
8.6
9

Всего:

Опрос, педагогическое
наблюдение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение
Выставка работ,
коллективное
обсуждение

Выставка работ,
тестирование,
коллективное обсуждение

Содержание учебного (тематического) плана
7

Тема 1. Будем знакомы
Теория: Техника безопасности. Охрана труда. Правила внутреннего распорядка.
Знакомство обучающихся с различными видами изобразительного искусства
Практика: Ознакомление обучающихся с изостудией. Знакомство с
программой обучения. Оборудование и инструменты. Техника безопасности с
инструментами. Игры на знакомство и на сплочение.
Тема 2. Работа с природным материалом
Теория: Знакомство с природными материалами. Сбор и правила сушки листьев
на гербарий.
Практика: выполнение заданий: упражнение «Осенние фантазии» (панно из
листьев). Выставка работ.
Тема 3. Нетрадиционные техники рисования
Теория: Познакомить детей с техникой «монотипия», «граттаж», рисование по
сырому листу, брызгами (набрызг), кляксография, отпечатки природными
материалами, ниткография, коллаж.
Практика: Создание различных интересных фонов и использование их в
дальнейшем в рисунках: с применением восковых карандашей, пальцами и
ладонями, по сырому листу, брызгами (набрызг), кляксография, отпечатки
природными материалами, ниткография, коллаж. Выполнение заданий «Закат»,
«Мои фантазии» (работа по замыслу). Выставка работ.
Тема 4. Жанры изобразительного искусства
Тема 4.1. Пейзаж
Теория: Понятие пейзажа. Виды пейзажей: городской, сельский, морской,
лесной.
Практика: Просмотр осенних репродукций. Выполнение осеннего пейзажа.
Тема 4.2. Портрет
Теория: Выразительные особенности живописного портрета. Передача
художником настроения и внутреннего мира человека языком портрета (цвет,
оттенки, фон).
Практика: Выполнение портрета мамы живописными материалами.
Тема 4.3. Натюрморт
Теория: Предметы, окружающие человека, как объект художественного
творчества. Предметы в повседневной жизни человека. Способы изображения
предметов в живописи и графике. Понятие натюрморта.
Практика: Просмотр живописных репродукций натюрморта с предметами
быта. Выполнение натюрморта.
Тема 4.4. Сюжетно-тематическая картина
Теория: Понятие сюжетно-тематической картины. Просмотр живописных
репродукций сюжетно-тематических картин. Выделение главной идеи
художника с помощью композиционного центра.
Практика: Выполнение тематической картины «Цирк».
Тема 4.5. Иллюстрация
Теория: Понятие иллюстрации. Рассказ об известных художникахиллюстраторах. Просмотр книг с иллюстрациями.
8

Практика: Выполнение иллюстрации к любимой книге. Свободный выбор тем
и художественных материалов.
Тема 4.6. Анималистический жанр
Теория: Кто такие художники-анималисты. Просмотр иллюстраций. Способы и
приемы рисования животных.
Практика: Поэтапное рисование кошки.
Тема 4.7. Сказочно-былинный жанр
Теория: Знакомство с традициями и обычаями наших предков. Традиционные
ремесла. Символика жилища, одежды, предметов быта древних славян.
Практика: Зрительный ряд: иллюстрации, игрушки, полотенца, глиняная
посуда… Выполнение иллюстрации к русской народной сказке.
Тема 5. Графика – вид изобразительного искусства
Теория: Познакомить детей с графикой. Виды графики.
Практика: Создать работу, уделяя особое внимание выразительному силуэту.
Работа на тему «Графический букет», «Шахматная доска», «Мой дом»,
«Домашние животные», «Фрукты». Выставка работ.
Тема 6. Цвет в живописи
Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности
акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами
работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге
(вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие
краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных
клякс).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Радуга красок»,
«Смешивание красок», «Свет и тень», «Блик», «Осень», «Зима», «Весна»,
«Лето», «Мой двор». Выставка работ.
Тема 7. В гостях у скульптора
Теория: Познакомить детей со скульптурой – объемным изображением,
существующее в реальном пространстве. Подразделение скульптуры на
станковую, монументальную и декоративную.
Практика: Лепка изделий из мягких материалов – глины, пластилина.
Выполнение работ: «Овощи», «Фрукты в вазе», «Животные» (по замыслу
детей). Выставка работ.
Тема 8. Декоративно–прикладное искусство
Тема 8.1. Пластичная бумага
Теория: Познакомить детей с одним из видов бумагопластики – квиллингом,
искусством бумагокручения. Инструменты, материалы для квиллинга.
Практика: Изготовление основных элементов техники квиллинг. «Листочки
цветочки», «Сложные цветы», «Объемная работа» (по замыслу детей).
Выставка работ.
Тема 8.2. Витражные фантазии
Теория: Познакомить детей с новым видом искусства и научить выполнять
работы в технике контурного витража. Знакомство с материалами и
инструментами, техника безопасности при работе.
Практика: Выполнить работу с элементами витража на тему: «Архитектура»,
9

«Животный мир», «Подводное царство», «Птицы», «Натюрморт», «Двор».
Выставка работ.
Тема 8.3. Батик и его возможности
Теория: Познакомить учащихся с древней технологией холодного батика –
искусством ручной росписи ткани.
Знакомство с материалом, техника безопасности при работе.
Практика: Выполнение работ в технике «Батик»: «Аквариумное царство»,
«Мир животных». Выставка работ.
Тема 8.4. Гжель
Теория: познакомить учащихся с гжельской керамикой, разнообразием её форм
и особенностями росписи
Практика: Выполнение росписи макета игрушки в технике гжельского мазка.
Выставка работ.
Тема 8.4. Хохломская роспись
Теория: познакомить детей с особенностями хохломской росписи, её колоритом
и историей возникновения промысла
Практика: Расписать модель для раскрашивания хохломской росписью.
Выставка работ.
Тема 8.4. Дымковская игрушка
Теория: познакомить учащихся с народной дымковской игрушкой
Практика: Изготовление и роспись дымковской игрушки. Выставка работ.
Тема 9. Мы художники
Подведение итогов. Чаепитие с элементами викторины. Выставка работ,
тестирование, коллективное обсуждение.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Мастерская художника»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
01
31 мая
36
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

10

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет,
с рабочими местами для детей. Столы, стулья, мольберты по количеству
обучающихся в группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: телевизор, магнитная доска.
Художественные материалы и инструменты: акварель, гуашь, кисти,
карандаши, восковые мелки, маркеры, палитры, гелевые ручки, пастель, бумага,
одноразовые стаканчики, средства личной гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы, тематические подборки загадок, игр
по художественным материалам.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения
результативности освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов,
заявленных в программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации: беседа; практическая работа;
наблюдение.
Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения.
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить уровень
усвоения учащимися общеразвивающей программы.
Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и конкурсах.
Формы подведения итоговой аттестации: беседа;практическая работа;
наблюдение. 
Виды контроля.
Программа предусматривает:
Вводный контроль осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (беседа).
11

Промежуточный контроль – проводится в середине года обучения,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа).
Итоговый контроль- представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения
(мини-выставка).
При реализации программы «Мастерская художника» в течение всего
учебного года осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня
усвоения теоретических и практических знаний материала программы (беседы,
педагогическое наблюдение).
2.3. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Мастерская художника»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов (Приложения).
Методические материалы
№
п/п

1
2
3
4

5

6
7
8
9

Название раздела

Материально техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Будем знакомы
Бумага,
Работа с природным Художественные
материалы.
материалом
Методическая
Нетрадиционные
копилка техники рисования.
физминутки,
Жанры
загадки, стихи,
изобразительного
пословицы,
искусства
Графика
–
вид Использование
натуры,
изобразительного
репродукции картин,
искусства
образца и других
Цвет в живописи
В гостях у скульптора наглядных пособий;
рассматривание
Декоративно–
прикладное искусство отдельных
предметов; показ
Мы художники
педагогом приемов
изображения; показ
детских работ в
конце занятия, при
их оценке. Журналы,
учебные пособия.

Формы, методы,
приемы
обучения

Формы учебного
занятия

Беседа, рассказ,
обсуждение,
объяснение,
демонстрация,
иллюстрация,
физ.минутка,
игра,
самостоятельная
и творческая
работа.

Занятие с
использованием
показа, рисование с
натуры, рисование
на тему, рисование
по образцу,
рисование по
представлению.

Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
12

наглядный (раздаточный материал с пошаговой инструкцией, показ
работ учащихся и педагога, картины, иллюстрации и репродукции
художников, фотоматериалы, иллюстраций, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ с пошаговой инструкцией и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
 Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
 Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
 Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете,


13

позы учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П. Волков,
И.П. Иванов) используется для организации выставок, мероприятий
воспитательного характера. Все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Этот способ деятельности
помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива. Основной метод обучения – диалог, речевое общение
равноправных партнеров.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по общепринятой схеме.
1.Вводная часть занятия состоит из построения, приветствия, оглашения
темы занятия, инструктажа по технике безопасности.
2. Основная часть занятия – знакомство и освоение техники, приемов
художественного мастерства. Выполнение творческого замысла, развитие
определённых навыков учащегося согласно темы занятия в учебном плане).
3. Заключительная часть занятия – выполняется заключительного этапа
работы, самооценка. Организуется рефлексия, анализируются успехи, неудачи,
намечается перспектива дальнейшего действия.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих
упражнений. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков
самостоятельности, умение работать в коллективе.

14

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
15

программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для учащихся(родителям):
1. Барец А.О. Наброски и зарисовки / А.О. Барец. - М.: 1970.
2. Грабарь И.Э. Серов- рисовальщик / И.Э. Грабарь. - М.: 1961.
16

3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать / А.А. Дейнека. - М.: 1961.

17

Приложения
Контрольно - измерительные материалы
Тема: «Великие художники мира»
№
Вопросы:
п/п
1 Какой художник в
1931 году
нарисовал «Постоянство памяти»?
Эта работа по сей день является
самой известной из всех полотен.

Фото художника
(на слайде презентации)

Правильный ответ
Сальвадор Дали
Годы жизни:
1904-1989

2

Этот художник вошел в историю
(его картина «Мадонна Дони»,
1507), еще он поэт и скульптор.
Был настолько гениален для своего
времени, что стал первым мастером
Запада,
чья
биография
была
написана еще при жизни. Назовите
имя этого художника.

Микеланджело
Годы жизни:
1475-1564

3

Выдающийся художник, родом из
Испании. Вся его жизнь была
наполнена творчеством, он рисовал
потрясающие картины, такие как
«Старый гитарист», 1903 год.
Писал стихотворения, занимался
драматургией, создавал скульптуры.
Назовите имя этого художника.

Пабло Пикассо
Годы жизни:
1881-1973

4

Этот гениальный человек жил в
эпоху возрождения. Ему были
подвластны живопись, математика,
скульптура, архитектура, наука,
музыка, астрономия, инженерное
дело, геологии. В период с 1503 по
1506 год нарисовал свою самую
знаменитую картину «Мона Лиза».
Назовите имя этого художника.

Леонардо Да
Винчи
Годы жизни:
1452-1519

5

Заслуженно
считается
известнейшим художником Запада.
Всего за десять лет он создал
примерно 2 000 работ. Самая

Винсент Ван Гог
Годы жизни:
1853-1890
18

известная картина – «Звездная
ночь». Полотно было написано в
1889
году.
Назовите имя этого художника.

Еще один голландский художник, к
сожалению, получивший признание
лишь после смерти – в 1860 году.
Предпочитал изображать на своих
полотнах жизнь и внутреннюю
обстановку бедных домов. Сегодня
миру известно 34 работы, а самая
известная из них – «Девушка с
жемчужной сережкой», написана в
1665 году.
Назовите имя этого художника.
Родился и вырос во Франции и в
итоге стал ярчайшим, одаренным и
популярным
художникомимпрессионизтом. Само понятие
«импрессионизм», вошло в обиход
после того, как мир увидел его
картину
«Впечатление,
восход
солнца». Но самой известной
работой стало полотно «Водяные
лилии».

Йоханнес
Вермеер
Годы жизни:
1632-1675

8

Великий художник с мировым
именем родом из Италии, живший
во времена Ренессанса. Помимо
рисования,
слыл
отличным
архитектором. Самая известная
картина мастера – «Афинская
школа».

Рафаэль Санти
Годы жизни:
1483-1520

9

Этот
исторический
художник,
родом из Норвегии, предпочитал
видеть
экспрессию
в
своих
творениях. Помимо живописи, он
занимался
гравюрой.
Самое
известное произведение искусства
«Крик».

Эдвард Мунк
Годы жизни:
1863-1944

6

7

Клод Моне
Годы жизни:
1840 –1926

19

Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»

Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов

Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов

Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

Тема: «Виды графики»
№
Вопросы:
п/п
1 Как называется вид печатной графики, который
заключается в нанесении красок от руки на
идеально гладкую поверхность. Полученный на
бумаге оттиск всегда бывает единственным,
уникальным.

Ответы:
Моноти́пия

2

Основа всех видов изобразительного искусства.
Без знания основ этого вида, художник не может
грамотно вести работу над художественным
произведением.

3

В станковом рисунке используется весь набор Разнообразные мелки, краски,
графических материалов. Назовите их.
наносимые кистью и пером (тушь,
чернила), карандаши, графитный
карандаш и уголь.

4

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки,
заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п.
Можно отнести также и журнальную и газетную
графику.
Назовите
этот
вид
графики.

5

Рисунок,

фотография,

гравюра

или

другое

Рисунок

Книжная графика

Иллюстра́ция
20

изображение, поясняющее текст.

6

Вид графики, изображение с подписью,
отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид
народного творчества.

Лубок

7

Рисунок вырезают на линолеумной пластине
стальными резцами разной конфигурации. В
зависимости от формы резца линия, которую он
оставляет, может быть совсем тоненькой, острой
или же широкой, округленной. Таким образом
изготавливают форму. Потом на нее наносят
печатную краску с помощью специального
оборудования - валиков.

Линогравюра

8

Гравюра на дереве. Изображение, выполненное
резцами на деревянной поверхности. Для этого
пригодны не все породы деревьев. Художники
используют грушу, дуб, бук, самшит. Деревянную
поверхность тщательно шлифуют и даже
заглаживают воском. Рисунок вырезают так же,
как и на линогравюре, но большая твердость
дерева
позволяет
обогатить
изображение
мелочами, деталями. Выполнять такую работу
сложнее. Печатают оттиск так же, как и
линогравюру, с помощью печатного пресса на
специальной эстампной бумаге. Эта техника
старинная и пришла к нам из глубины веков.
Именно таким образом выполняли первые
печатные книги.

Ксилография

9

Гравюра на камне. Для нее используют
специальный, литографский камень. Система
нанесения рисунка на камень очень сложная. Это
может быть и процарапывание, и нанесение
рисунка кистью с тушью, и рисование

Литография

21

карандашом. Во всех этих случаях используют
материалы,
предназначенные
только
для
литографии. Печатают оттиск на печатном станке.
Литография позволяет достичь тонких градаций
(переходов)
тона,
похожих
на
рисунок
карандашом или акварелью. Благодаря этому
литографские оттиски иногда напоминают
акварельные рисунки.

Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»

Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов

Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов

Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства»
1. Вид искусства, основным средством художественной выразительности
которого является цвет:
а) графика
б) живопись
в) скульптура
2. Жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы
обихода, фрукты, цветы, снедь:
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж
3. Изображение человека или группы людей в произведении живописи или
скульптуры:
а) анималистический
б) пейзаж
в) портрет
4. Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения –
природа:
а) портрет
б) пейзаж
в) натюрморт
5. Что определяют как строительное искусство, искусство проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
6. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет и
встроенного в оконный проём?
а) живопись
22

б) витраж
в) мозаика
7. К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
8. В каком жанре работали художники А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан:
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
9. Примером какого жанра служит картина В.А. Тропинина «Кружевница»:
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»:

Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов

Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов

Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

Требования к выставочной работе
1. Соответствии работы тематике выставки.
2. Эстетичность работы
3. Требования к оформлению работы:
- стандартный формат А4 или А3;
- вставлена в паспорту из ватмана белого цвета.
4. Работа сопровождается этикеткой с информацией:
- название учреждения;
- объединения;
- фамилия, имя;
- возраст;
- название работы;
- материал и техника исполнения;
- фамилия, имя, отчество педагога.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».