МОУО – УО ТМО
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«СЦЕНОДВИЖЕНИЕ»
Возраст учащихся: 6-16 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель общеразвивающей
программы:
Швеглер Наталья Юрьевна, педагог
дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние
души и мысли выступающего, а лишь то, которое осознанно выстроено в
процессе репетиций и освоено как необходимое действие. Сознательный уход от
автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса,
точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую
фразу на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые техники, делающие
движение на сцене выразительным. Мудрое тело можно отправить в «свободное
путешествие», довериться ему в своей игре. Мудрое тело допускает ту меру
контроля, которая не уничтожает творческую инициативу в импровизации. Оно
дает ощущение внутреннего баланса между собственными возможностями и
творческими импульсами.
Дополнительная общеразвивающая программа «Сценодвижение» имеет
художественную направленность.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
2
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем,
что современная сцена требует от исполнителя не только владение голосом, но и
умению держать себя на сцене, быть артистичным, не бояться публики, красиво
двигаться, но и знать, что он хочет выразить в своей песне, - какие мысли и
эмоции. Именно занятия хореографией направленные на формирование у
вокальных исполнителей правильной осанки, умения красиво и легко двигаться,
согласовывать движения с музыкой, её характером и настроением помогут
поднять исполнительское мастерство вокалиста на новый профессиональный
уровень.
Педагогическая целесообразность, определена тем, что ориентирует на
приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение
полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на
создание индивидуального творческого продукта.
Кроме того, педагогическая целесообразность программы заключается в
формировании у детей чувства ответственности в исполнении своей
индивидуальной функции в коллективном процессе (групповой номер) и
формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала
сольного выступления вокалиста.
Отличительной особенность программы.
Программа модифицированная, использован материал «Сборник программ
дополнительного образования художественно - эстетического направления»,- г.
Екатеринбург, 2003г. (программа Захаровой Т. «Детская хореография»)
методические рекомендации, публикуемые в периодической литературе и
интернете и личного опыта.
В данную программу были внесены изменения с учетом современных
требований к оформлению и содержанию дополнительных общеобразовательных
3
общеразвивающих программ, возможностей образовательной организации.
Отличительная особенность программы «Сценодвижение» в том, что она
разработана для занятий с обучающимися вокальной студии и включает в себя
развивающие и общеукрепляющие упражнения, способствующие обретению
контроля над своим телом и дыханием, упражнения по сценическому движению,
на развитие выразительности жестов и мимики, координации движений с речью и
пением, работу над пластикой и постановку концертных номеров, где
рассматриваются различные нюансы поведения на сцене и работы с микрофоном.
Адресатами программы являются дети в возрасте 6 - 16 лет.
Краткие возрастные особенности:
Основная особенность детей 6-8 лет открытость, эмоциональность,
послушание, исполнительность. Легко «загораются» новой идеей и быстро
остывают при трудностях. Быстро устают. Движения часто беспорядочны и
хаотичны, отсутствие координации движения. Безграничное доверие к взрослым.
Возраст 9-11 лет, наиболее благоприятный для дальнейшего развития как
физических так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение
роста и веса, идет постоянный рост мышц. В этом возрасте развивается
трудолюбие, умение доводить дело до конца. Педагогу нужно ставить посильную
для детей задачу и в процессе работы периодически давать понять ребенку, что
он на верном пути, что он правильно выполняет ту или иную работу.
Основная особенность детей 12-16 лет. К обучающимся этого возраста
нужен индивидуальный подход, т.к. процесс восприятия в этом возрасте
значительно усложняется, развивается процесс целенаправленного наблюдения и
сопоставление фактов, повышается роль слова. Важнейшей потребностью
подростка становится быть принятым в коллективе, уважаемым, авторитетным.
Уровень программы, объем и срок освоения программы.
«Стартовый» уровень направлен на мотивацию интереса к данной
деятельности, предполагает минимальную сложность, предлагаемого материала
для освоения содержания программы.
«Базовый уровень» направлен на освоение и демонстрацию базовых
умений, знаний и навыков в рамках содержательно - тематического направления
общеразвивающей программы, а также выявление и поддержка детей,
проявивших способности в данном направлении.
«Стартовый уровень» - 1 год обучения (младшая группа) - 72 часа;
«Стартовый уровень» - 2 год обучения (средняя группа) - 72 часа;
«Стартовый уровень» - 2 год обучения (солисты) - 36 часов;
«Базовый уровень» -3 год обучения (старшая группа) - 72 часа;
«Базовый уровень» -3 год обучения (солисты) – 36 часов.
Объём программы - 288 часов.
Срок реализации -3 года.
Основные разделы программы:
- общеразвивающие упражнения
- ориентация в пространстве
- вокально-двигательные координации
- постановочная работа
4
- репетиционная работа
Программа предполагает очную форму обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Занятия проходят в танцевальном зале (ул. Кирова, 121,
кабинет № 14) с обучающимися вокальной студии в группах, мини-группах (2-5
человек) и индивидуально (солисты). Состав группы постоянный.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся расписание занятий объединения составляется с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Режим занятий
Группа
1 год обучения
2 год обучения (средняя
группа)
2 год обучения (солисты)
3 год обучения (старшая
группа)
3 год обучения (солисты)
Количество
часов в неделю
2
2
Периодичность
занятий
2раз по 1 академическому часу
2раз по 1 академическому часу
1
2
1 раз по 1 академическому часу
2раз по 1 академическому часу
1
1 раз по 1 академическому часу
Между занятиями организуется перерыв длительностью не менее 10 мин. В
первый день занятий обучающиеся проходят инструктаж по правилам техники
безопасности. Педагог на каждом занятии напоминает об основных правилах
соблюдения техники безопасности.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
групповая:организация работы в малых группах, в т.ч. в парах, для
выполнения определенных задач;
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами,
для отработки отдельных навыков.
Формы проведения занятий: практическое занятие, праздник, занятие игра, игра сюжетно-ролевая, занятие-путешествие, открытое занятие, репетиция,
конкурс, концерт.
В целях разнообразия форм работы с детьми предусмотрено участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония».
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития сценической пластики
вокалиста, с помощью занятий хореографии.
Задачи программы:
5
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
- расширить музыкальный кругозор, пополнить словарный запас;
- уметь отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший
ритмический рисунок;
- уметь менять движения в соответствии с музыкой;
- уметь синхронно работать в группе
Развивающие:
- способствовать снятию мышечного и психологического торможения
посредством танцевального движения;
- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
- формировать интерес к танцевальному искусству;
- развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
- развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные
движения для выражения характера музыки;
- развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески
мыслить;
- развивать художественный вкус;
- развить зрительную, мышечную, музыкальную память.
Воспитательные:
- воспитать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания
положительного эмоционального настроя;
- психологически раскрепостить ребенка;
- воспитать умения работать в паре, коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (возраст обучающихся 6-8 лет)
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0,2
0,8
2
Общеразвивающие
упражнения
20
1
19
3
Ориентация в
пространстве
4
0.2
3,8
4
Игры на развитие
воображения и
фантазии
Постановочная работа
4
0.2
3.8
12
1
11
5
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
Выполнение упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
6
6
Репетиционная работа
30
1
29
7
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
72
3,8
68,2
Итог
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Выступление
Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила по техника безопасности.
Практика: - Игра на знакомство с мячом "Ты скорее поспеши!".
Тема 2. Общеразвивающие упражнения
Теория: Понятие исходное положение.
Практика: - Постановка корпуса, упражнение "Цветок"
- различные виды шагов
- упражнения на развитие чувства ритма "Сел сверчок", "Застучали молотки",
"Дождь идет"
- упражнение на развитие музыкальности "Угадай-ка", Повтори за мной", "Тиктак", "Поиграем в тишину"
- упражнение на развитие координации движения "Мы на карусели сели",
"Лабиринт", "Веселая змея"
Тема 3. Ориентация в пространстве
Теория: Самостоятельно находить свободное место в зале.
Практика: перестроение в круг;
- в пары;
- друг за другом;
- в шеренгу; - колонну.
Тема 4. Игры на развитие воображения и фантазии
Теория: Развитие воображения и фантазии
Практика: Ролевые игры : "Оркестр", "Пароход"
- игра превращение "Лягушки и аисты", "Кот и мыши"
Тема 5. Постановочная работа Теория: Объяснение постановочного материала;
Практика: - техника исполнения
- работа с фонограммой
- основные движения номера
- отработка сложных движений
- работа на сцене
Тема 6. Репетиционная работа
Теория: Детальный разбор номера.
Практика: - отработка и детальный разбор номера
- работа над эмоциональной передачей
- работа над синхронностью исполнения движений
- репетиция всего номера
Тема 7. Итоговое занятие
7
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме выступления.
Учебный (тематический) план 2 года обучения (возраст обучающихся 9-11 лет)
№
1
2
3
4
Название раздела,
темы
Вводное занятие
Музыкальнопластические
импровизации
Танцевальная пластика
Вокальнодвигательные
координации
5
Количество часов
Всего Теория
Практика
1
0,2
0,8
12
1
11
4
0.2
3,8
12
1
11
12
1
11
Постановочная работа
6
Репетиционная работа
30
1
29
7
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
72
4,6
67,4
Итог
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Выступление
Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила по техника безопасности. Правила поведения на занятии.
Практика: Выход на сцену.
Тема 2. Музыкально - пластические импровизации
Теория: Импровизация.
Практика: - упражнения" Осеняя гамма", "Ритмическое эхо"
- импровизация под фонограмму
Тема 3. Танцевальная пластика
Теория: Пластика тела.
Практика: - упражнения "Слушаем и показываем", "Маленькие фантазии"
- "Запрещенное движение", "Море волнуется"
Тема 4. Вокально - двигательные координации
Теория: Техника выполнения упражнений
Практика: - упражнения - "Наша Таня", "Любопытная Варвара", "Зоосад",
"Волна", Плавники", Змея"
Тема 5. Постановочная работа Теория: Объяснение постановочного материала;
Практика: - техника исполнения
8
- работа с фонограммой
- основные движения номера
- отработка сложных движений
- работа на сцене
Тема 6. Репетиционная работа
Теория: Детальный разбор номера.
Практика: - отработка и детальный разбор номера
- работа над эмоциональной передачей
- работа над синхронностью исполнения движений
- репетиция всего номера
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме выступления.
Учебный (тематический) план 2 года обучения (работа с солистами)
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0,2
0,8
2
Основы пластики
4
0,2
3,8
3
Постановочная работа
14
1
11
4
Репетиционная работа
16
1
11
0,2
0,8
5
Итоговое занятие
Итого
1
36
2,8
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Выступление
33,2
Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
(работа с солистами)
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила по техника безопасности.
Практика: - Разминка.
Тема 2. Основы пластики
Теория: Техника выполнения упражнений.
Практика:- Упражнения на развитие плавности, мягкости движений рук,
ног, корпуса.
Тема 4. Постановочная работа
Теория: Постановка концертного номера.
Практика: - объяснение постановочного материала;
- техника исполнения;
9
- отработка сложных движений.
- основные движения номера;
Тема 4. Репетиционная работа.
Теория: Техника исполнения движений и вокала;
Практика: - работа с фонограммой;
- отработка сложных движений.
- работа на сцене
Тема 5. Итоговое занятие
Теория: Детальный разбор номера.
Практика: - работа над эмоциональной передачей.
Учебный (тематический) план 3 года обучения
(возраст обучающихся 11-16 лет)
№
Название раздела,
темы
1
Вводное занятие
2
Музыкальнопластические
импровизации
3
4
Танцевальная
пластика
Вокальнодвигательные
координации
5
6
7
Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Итоговое занятие
Итог
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0,2
0,8
4
0.2
0.8
12
1
11
12
1
11
12
1
11
30
1
29
1
0,2
0,8
72
4,6
67,4
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное
выполнение
упражнений
Выступление
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила по техника безопасности.
Практика: - Игра на знакомство с мячом "Ты скорее поспеши!".
Тема 2. Музыкально - пластические импровизации
Теория: Техника выполнения упражнений.
Практика:- импровизация в группе, в паре.
- упражнения "Осенние листья", "Бабочки".
Тема 3. Танцевальная пластика
Теория: Мягкость и плавность движений.
10
Практика: - упражнения "Маятник", "Тугая резинка", "Поющие руки",
"Деревянные и тряпичные куклы", " Кувшин", "Зеркало".
Тема 4. Вокально - двигательные координации
Теория: Техника выполнения упражнений.
Практика: - упражнения: "Пружинки", "Назойливая муха", "Когти",
"Протираем зеркало", "Крест", "Веер".
Тема 5. Постановочная работа Теория: Объяснение постановочного материала;
Практика: - техника исполнения
- работа с фонограммой
- основные движения номера
- отработка сложных движений
- работа на сцене
Тема 6. Репетиционная работа
Теория: Детальный разбор номера.
Практика: - отработка и детальный разбор номера
- работа над эмоциональной передачей
- работа над синхронностью исполнения движений
- репетиция всего номера
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов.
Практика: Повторение пройденного материала в форме выступления.
Учебный план 3 года обучения (работа с солистами).
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Формы аттестации/
контроль
1
Вводное занятие
1
0,2
0,8
2
Вокально-двигательные
координации
8
0,2
3,8
3
Постановочная работа
14
1
11
4
Репетиционная работа
12
1
11
5
Итоговое занятие
1
0,2
0,8
Обсуждение,
Самостоятельное
выполнение упражнений,
наблюдение
Обсуждение,
Самостоятельное
выполнение упражнений,
наблюдение
Самостоятельное
выполнение упражнений,
наблюдение
Выступление
36
2,6
33,4
33,2
Итог
Беседа
Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения
(работа с солистами)
11
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Правила по техника безопасности, правила поведения на сцене.
Практика: Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Тема 2. Вокально - двигательные координации
Теория: Сценическое действие.
Практика: - упражнения "Волна", "Змея", "Ветви", "Быстро - медленно".
Импровизация под заданную мелодию.
Тема 4. Постановочная работа
Теория: Постановка концертного номера.
Практика: - объяснение постановочного материала;
- техника исполнения;
- отработка сложных движений.
- основные движения номера;
Тема 4. Репетиционная работа.
Теория: Техника исполнения движений и вокала;
Практика: - работа с фонограммой;
- отработка сложных движений.
- работа на сцене
Тема 5. Итоговое занятие
Теория: Детальный разбор номера.
Практика: - работа над эмоциональной передачей.
1.4. Планируемые результаты:
Год
обучения
(уровень)
должен знать
Предметные результаты
должен уметь
1 год
культуру поведения в
откликаться на динамические
обучения
танцевальном коллективе,
оттенки в музыки
(стартовый внешний вид
выполнять рекомендации педагога
уровень)
основные термины
держать правильно осанку
технику безопасности,
правила поведения в зале и на
выступлении
2 год
принцип выполнения
правильно и красиво выполнять
обучения
упражнений
танцевальные элементы
(базовый
рисунок танца
выполнять перестроение, работать
уровень)
музыкальное вступление
в паре
вокально - двигательные
синхронно двигаться под музыку
координации
работать с фонограммой
3год
принцип выполнения
уметь отмечать в движении метр
обучения
упражнений
(сильную долю такта), простейший
(базовый
рисунок танца
ритмический рисунок;
уровень)
вокально - двигательные
уметь менять движения в
координации
соответствии с музыкой;
основы пластики
уметь синхронно работать в группе
12
Личностные результаты:
осознанное отношение к занятиям хореографии как средству саморазвития и
применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения
доводить начатое дело до конца;
осознание ценности собственного здоровья и поддержания физической формы;
осознанная готовность к разным видам общения в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своих занятий;
владение основами самоконтроля;
умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
умение сотрудничать при работе в группе.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1) - Организация
учебного процесса по программе «Сценодвижение» предусматривает в
соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в течение учебного
года с сентября по май. Программа рассчитана на 3 года (36 учебных недель для
каждого года обучения). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
2 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
3 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая..
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в танцевальном
зале (кабинет№14) (ул. Кирова, 126) – чистое, хорошо освещенное и
проветриваемое помещение.
2.2.2. информационное обеспечение реализации программы
13
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. http://piruet.info
5. http://www.monlo.ru/time2
6. www.psychlib.ru
7. www.horeograf.com
8. www.balletmusic.ru
9. http://pedagogic.ru
10. http://spo.1september.ru
11. http://www.josuonline.com (CD для танца и балетного класса);
12. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);
13. http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия);
14. http://notes.tarakanov.net/koncbalet.htm (Ноты).
15. https://baletnik.nethouse.ru /(Сборники А. Стрельниковой)
16. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по
хореографии и танцам)
17. http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22793(сборник по
хореографии)
18. http://www.ilosik.ru/dance/klassdance.html (ноты)
2.3. Формы аттестации
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося,
его личных художественных данных и коммуникабельности (беседа,
педагогическое наблюдение в процессе игровой деятельности).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (наблюдение, выполнение упражнений)).
Итоговый - проводится в виде выступления
детей на открытых
мероприятиях; участия в тематических праздниках; итоговое занятие в конце
учебного года, в форме открытого занятия для родителей.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения. Отслеживание проводится два раза в
год, в соответствии с возрастом и годом обучения учащегося. Формой оценки
является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная система, где:
- Низкий уровень (1-3 баллов): учащийся не достаточно владеет понятиями и
терминологией по базовым темам программы. Не может сделать боле половины
движений в такт и темп или исполняет только часть движений в музыку, но без
чистоты исполнения.
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и
невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений, не владеет знаниями хореографических терминов.
учащийся не соблюдает правила безопасности поведения во время занятий, не
14
может самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога
и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): учащийся имеет знания по базовым темам
программы, грамотно и под музыку исполняет движения с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), владеет
понятиями и терминологией по базовым темам программы. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности на занятиях. Может самостоятельно выявить
ошибки, но испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): учащийся имеет прочные знания по базовым
темам программы. Технически качественно и художественно осмысленно
исполняет движения (все движения выполняются в темп музыки с нужной
резкостью и четкостью), отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения, свободно владеет понятиями и терминологией по базовым темам
программы. Соблюдает технику безопасности во время занятий. Может
самостоятельно выявить и устранить ошибки.
Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице «Маршрут развития
личности учащихся по обучаемой программе»
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№ Рес Воз Год
п/ пон
обу
п ден раст
т
чения
Обучение
Знания и умения
Теория
Практика
Уровни в баллах
Высоки Низкий Средни Высоки
й
(1-3)
й
й
(7-9)
(4-6)
(7-9)
Низкий
(1-3)
Средни
й
(4-6)
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
XII
XII
XII
XII
XII
XII
V
V
V
V
V
V
Участи
е
в
конкур
сах,
фестив
алях
(колво)
Результа
т:
сертифи
кат,
благодар
ность,
грамота,
диплом
Отслеживаются достижения обучающихся объединения, индивидуальные
достижения вокалистов (дипломы, грамоты, благодарности, портфолио
учащихся).
Кроме
вышеперечисленных
форм
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга
используются:
журнал посещаемости, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы,
статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО «Гармония».
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов являются: открытое занятие, участие в конкурсах, концертах,
выступления на праздниках.
2.4. Оценочные материалы
№
Тема
Методы педагогической диагностики
1 год обучения
1
Вводное занятие
Беседа
15
2
Общеразвивающие упражнения
3
Ориентация в пространстве
4
Игры на развитие воображения и фантазии
5
Постановочная работа
6
Репетиционная работа
7
Итоговое занятие
Педагогическое наблюдение
в процессе выполнения
упражнений, игр
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное выполнение
упражнений
Выступление
2 год обучения
1
Вводное занятие
Беседа
2
3
Музыкально-пластические импровизации
Танцевальная пластика
4
Вокально-двигательные координации
5
Постановочная работа
6
Репетиционная работа
7
Итоговое занятие
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное выполнение
упражнений
Выступление
3 год обучения
1
Вводное занятие
2
3
4
5
6
7
Музыкально-пластические импровизации
Танцевальная пластика
Вокально-двигательные координации
Постановочная работа
Репетиционная работа
Итоговое занятие
Беседа
Педагогическое наблюдение.
Самостоятельное выполнение
упражнений
Выступление
2.5. Методические материалы.
2.5.1.Методы обучения.
На занятиях по программе «Сценодвижение» используются традиционные
методы обучения:
- словесный метод – беседа о характере музыки, средствах её
выразительности, объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и т.д.
Широко применяется в процессе обучения как самостоятельный, так и в
сочетании с наглядным и практическим методами.
- наглядный – постоянное сочетание наглядно - слухового и нагляднозрительного приемов. Использование музыки каждый раз должно сопровождаться
показом педагога, а также показ видеоматериалов, иллюстрации.
- практический – многократное выполнение конкретного музыкального
ритмического движения, отработка движений номеров, самостоятельное и
выразительное выполнение движений.
2.5.2. Педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
16
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся приёмам
здорового образа жизни, формирование навыков и привычек здорового образа
жизни, расширение представления о пользе занятий физическими упражнениями,
рациональной нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Игровая технология.
С внедрением игровой технологии происходит развитие эмоциональной
сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и как следствие,
ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного
процесса, а не исполнителя указаний со стороны педагога. Так происходит
взаимодействие педагога с детьми. Развлекательная функция игры связана с
созданием определенной благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов личности.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются: как источник информации; для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий; для мобильной
коммуникации с родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.5.3. Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по общепринятой схеме.
1.Вводная часть состоит из организационного момента, поклон, оглашения
темы занятия, инструктажа по технике безопасности, разминка.
2. Основная часть занятия - упражнения по совершенствованию пластики,
ритмические упражнения, разучивание основных движений номера, репетиция на
сцене.
3. Заключительная часть занятия - выполняется заминка (растяжка,
упражнения на расслабление мышц). Упражнения способствуют постепенному
снижению нагрузки и приведению организма в сравнительно спокойное
состояние. Организуется рефлексия, анализируются успехи\неудачи, намечается
перспектива дальнейшего действия.
3.5.4. Дидактические материалы.
Звукоматериалы:
Гимн Российской Федерации.
17
Музыка для релаксации. Музыка для разминки.
Фонограммы для номеров.
Видеоматериалы:
Видеозаписи с танцами различных направлений.
Видеозаписи вокальных конкурсов и концертов.
Видеозаписи детских танцев и выступлений.
Стендовый материал
Информационный стенд «Уголок безопасности».
Дидактические пособия:
Тексты песен, стихов, упражнений, игр.
Сценарии сюжетных занятий.
Карточки личных достижений учащихся.
Картинки с изображениями, иллюстрации, рисунки, маски животных.
Раздаточный материал (бубны, погремушки, деревянные ложки,
ленты, платочки, обручи, мячи).
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
ресурс]:
(дата
обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
ресурс]:
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата
обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
18
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».: URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».: URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».: URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_
2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».:
URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата
обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
19
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec30
30a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности
с основами школьной гигиены. - М., 1974.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга
для учителя и родителей. - М.:Просвещение, 1980.
4. Захарова Т. «Детская хореография». г. Екатеринбург 2012 г.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
6. Интекам К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1981.
7. Соколовский Ю. Е. Основы педагогики бальной хореографии. Учебное
пособие. - М., 1976 г.
8. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.,
1975.
9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
Литература для детей и родителей
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие
для воспитателей и родителей.- М.: Московский психол.-соц. инст. Флинта, 2004.
2. Лободина С. Как развить способности ребенка. - СПб.: Питер Паблишенг,
1977.
Аннотация
Дополнительно
образовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Сценодвижение» разработана для детей 6-16
лет. Срок реализации программы 3 года обучения.
Программа направлена на формирование у вокальных исполнителей
правильной осанки, умению красиво и легко двигаться, согласовывать движения с
музыкой, её характером и настроением.
Целью программы является создание условий для развития сценической
пластики вокалиста, с помощью занятий хореографии.
Программа «Сценодвижение» включает в себя развивающие и
общеукрепляющие упражнения, способствующие обретению контроля над своим
телом и дыханием, упражнения по сценическому движению, упражнения на
развитие выразительности жестов и мимики, координации движений с речью и
пением, работу над пластикой и постановку концертных номеров, где
рассматриваются различные нюансы поведения на сцене и работы с микрофоном.
20
21