! Радуга красок

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«РАДУГА КРАСОК»

Возраст учащихся: 4 - 6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Долгалова Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025
1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга красок» (далее - программа) художественной направленности
направлена развития творческих способностей детей. Программа разработана с
опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
2

11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом».
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
14.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных
задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для
этого средство – изобразительное искусство и прикладная деятельность.
Изобразительная и прикладная деятельность способствует активному познанию
окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои
впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное
искусство и прикладная деятельность является источником особой радости,
способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения
результатами труда.
Актуальность программы обусловлена тем, что изобразительное
искусство и прикладная деятельность является одним из средств творческого
познания и эстетического развития. На занятиях ребенок развивает такие
качества как наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие
способности,
художественный
вкус.
Совершенствует
определенные
способности: чувство цвета, ориентирование в пространстве, зрительную
оценку формы, координация глаза, владение кистью рук.
Занятия по программе «Радуга красок» являются своеобразной формой
досуга для детей дошкольного возраста и проводятся в игровой форме, так как
ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра, которая является
особым видом обучения. Во время игры реализуется ситуация успеха,
следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического
напряжения.
Практическая значимость
Общеразвивающая программа «Радуга красок»
предлагает детям
попробовать себя в ряде направлений: рисование, аппликация, оригами,
поделки из бумаги, лепка из пластилина и соленого теста. Это позволит найти
наиболее близкий ребёнку вид деятельности, где бы он наилучшим образом
смог реализовать собственные возможности, а также поддержит интерес к
художественному творчеству.
3

В ходе освоения программы у детей происходит активизация работы
мозга, способствуют развитию речи, тем самым помогает подготовить руку к
письму. Приобретая практические умения и навыки в изобразительном
искусстве и прикладной деятельности, дети получают возможность
удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание, создавать
своими руками. Художественная и прикладная деятельность пробуждает у
детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего края.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
чтобы разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному и
прикладному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа
вызывала чувство радости и удовлетворения.
Обучение строится по принципу от простого к сложному с учётом
возрастных, индивидуальных особенностей детей и логики их мышления с
обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности,
развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции.
Отличительная особенность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга красок» является модифицированной.
Составлена на основе
программы «Изобразительное искусство» (О.Б. Пивоварова, г. Ревда, 1998 г.),
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе,
интернете и личного опыта.
Отличительной особенностью программы «Радуга красок» является то,
что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному творчеству.
Уровень программы.
Уровень программы: «стартовый», направлен на мотивацию интереса к
занятиям изобразительной и прикладной деятельности, предполагает
минимальную сложность, предлагаемого материала для освоения содержания
программы.
Адресат общеразвивающей программы: являются дети от 4 до 6 лет.
Краткие возрастные особенности:
У детей в возрасте 4-5 лет появляется способность к
целеполаганию, т. е. ребенок знает до начала
действий, что он хочет получить по окончании. У
него появляются определенные требования к тем или
иным
сторонам
получаемого
результата.
Способность самостоятельно развертывать систему
вытекающих друг из друга целей является важным
условием
самостоятельной
и
творческой
деятельности. В этом возрасте важно развивать
целеполагание в продуктивных видах деятельности,
которые положены в основу данной программы. У
детей появляются эстетические потребности,
которые нельзя оставить без внимания, такие как
пренебрежение этим приводит к потере интереса у
детей, в той области где у них не получается

Педагог организует совместную
работу, координирует действие
ребенка, направляет его на поиск
наиболее удачного решения в
выборе творческой деятельности.
Развиваются
самостоятельность,
инициативность, умение создавать
выразительность
творческого
образа, используя полученные
знания.

4

«красиво», или утрачивается сама потребность.
Развитию творческих качеств способствует также
бурный расцвет фантазии.
У детей в возрасте 6 лет как правило отмечается
отстаивание практических умений от интеллекта,
поэтому
часто
интеллектуальная
нагрузка
снижается, как бы «подгоняется» под ручную
умелость. Особенностью данной программы
является то, что во время занятий изготовление
поделки не является самоцелью. Ребенка необходимо
учить самостоятельному выполнению доступных
ему практических операций, при этом большое
значение играет процесс интеллектуального и
духовно-эмоционального осмысления работы, а
также качественное ее выполнение.

В
период
занятий
большое
внимания
уделять
игровому
приему, беседы от лица персонажа
создают у детей живой интерес к
образу,
вызывают
желание
действовать.
Таким
образом,
продолжается развитие сюжетно
— игрового замысла.

Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный, дети одного возраста.
Объем и срок освоения программы.
Объём программы – 72 часа.
Срок реализации - 1 год.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 30 мин.
-общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий
Количество часов в год
36 для детей 4-5 лет
36 для детей 5-6 лет

Периодичность занятий
1 раз по 1 академическому часу
1 раз по 1 академическому часу

коллективных,
групповых,
подгрупповых
(работа
в
парах)
индивидуальных форм организации на занятиях.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса.
 Фронтальные;
 Групповые;
 Индивидуальные.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Формы проведения занятий: объяснение, беседа, рассказ; показ,
наблюдение, демонстрация приёмов работы; практическая работа с постоянным
индивидуальным
консультированием
обучающихся
(тренировочные
упражнения); совместные творческие работы; игры, выставки (с коллективным
обсуждением работ).
Родителям предоставляется возможность посетить выставки, где будут
демонстрироваться работы детей. Проявление интереса родителей к тому, чем
занимаются дети на занятиях и положительное оценивание работ (рисунка,
5

поделки), которые ребёнок принёс показать домой – всё это даёт ребёнку
эмоциональный подъём, что способствует боле быстрому восстановлению сил
(иначе ребёнок чувствует себя загруженным и усталым).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 46 лет.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
 обучение детей рисованию с натуры, но памяти и воображению. На
основе развития у них зрительной памяти, пространственных
представлений, творческого воображения;
 обучение детей основам изобразительной и декоративно прикладной
грамотности (основам рисунка, живописи, композиции, декоративно –
прикладным работам, лепка).
Развивающие:

развитие художественно – творческих способностей детей;

развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и
эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности;

развитие чувства гражданина России и носителя национальных
культурных ценностей.
Воспитательные:

формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству
и декоративно прикладному творчеству;

формирование интеллектуальных способностей;

формирование бережного отношения к культурному наследию нашей
Родины;

формирование бережного отношения к природе родного края.
1.3. Планируемые результаты:








Предметные результаты
должен знать:
должен уметь:
определения терминов,  правильно сидеть во время работы, верно
используемых
держать лист бумаги и карандаш или кисть;
художниками;
 правильно работать акварелью, гуашью,
названия
главных,
фломастерами и др. изобразительными
основных цветов и их
средствами и инструментами;
промежуточных;
 применять приёмы лепки (пластилин, тесто,
элементарные
правила
глина);
смешения цветов;
 выполнять работы в круге, квадрате, полосе
особенности
работы
и др. (согласно возрасту);
различными красками и  применять
навыки
декоративного
другими материалами.
оформления;
 рассказать о своей работе
6

Личностные результаты:
 осознанное отношение к занятиям художественной деятельности как
средство саморазвития и применения
приобретённых знаний в
повседневной жизни.
 развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения
доводить начатое дело до конца;
 формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, творческой и других видах деятельности;
 формирование ответственного отношения
к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
 формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своих занятий;
 владение основами самоконтроля;
 умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
 овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации в процессе решения проблемы, проектноисследовательской деятельности;
 готовность
вести диалог в процессе совместной деятельности,
согласовывая действия;
 умение сотрудничать при работе в группе;
 применять ИКТ в организации творческой деятельности.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Возраст детей 4-5 лет (стартовый уровень)
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего
Теор
Прак
ия
тика
1
0,2
0,8

Формы
аттестации/ контроля

1

Давайте познакомимся

Беседа, педагогическое наблюдение

2

1

0,2

0,8

Выставка работ, педагогическое наблюдение

3

Беседа об
изобразительном
искусстве
Линии и цветные пятна

11

2,2

8,8

Выставка работ, педагогическое наблюдение

4

Пластилинография

5

1

4

Выставка работ, педагогическое наблюдение

5
6
7
8

Монотипия
Кляксография
Мокрый по мокрому
Итоговое занятие
Всего:

9
6
2
1
36

1,8
1,2
1
0,2
7,8

7,2
4,8
1
0,8
28,2

Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 1 года
7

Возраст детей 4 - 5 лет (стартовый уровень)
Тема 1. Давайте познакомимся
Теория:
Организация рабочего места. Правила безопасности в кабинете и при работе с
художественным материалом.
Практика:
Игра «Юные художники», упражнение «Мое настроение».
Тема 2. Беседа об изобразительном искусстве
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой и клеем. Виды и жанры
изобразительного искусства. Декоративно – прикладное искусство, папье-маше.
Практика:
Игра «Котенок», упражнение «Блюдце для кота».
Тема 3. Линии и цветные пятна
Теория:
Графика.
Правила безопасности при работе с карандашом. Технические навыки
рисования (линий прямых, волнистых).
Техника рисования простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Цветовая гамма
Правила безопасности при работе с красками и кистью.
Основные цвета - красный, синий, желтый.
Смешивание цветов.
Понятие «тёплая» и «холодная» цветовая гамма.
Практика:
Игра – сказка «Дружба цветных карандашей», упражнение «Солнышко».
Игра «Котилось яблочко», упражнение: «Яблоко».
Сказка — игра «Теремок», упражнение: «Домик».
Игра «День и ночь», упражнение: «Рыбка».
Игра «Большие и маленькие треугольники», упражнение «Елочка».
Игра «Краски и его друзья», упражнение: «Осенние цвета».
Игра - сказка «Кисточка и ее друзья», упражнение: «Воздушные шары».
Игра «Волшебство на дне моря », упражнение: «Подводный мир».
Игра «Разнообразие цветов», упражнение: «Сказочный герой».
Игра «Один, два, три…», упражнение: «Грибочек».
Игра «Осеннее настроение», упражнение: «Осенний листочек».
Тема 4. Пластилинография
Теория:
Правила безопасности при работе с пластилином.
Работа с пластилином. Отщипывание кусочка пластилина.
Размазывание пластилина. Простейшие приемы лепки (раскатывание,
скатывание, расплющивание).
Практика:
Игра – сказка «На лужайке», упражнение «Бабочки».
8

Игра «Росточек»», упражнение «Первые цветы».
Игра – сказка «Однажды осеню», упражнение «Желтые листья летят».
Игра «Деревья», упражнение «Сказочное дерево».
Игра «У жирафа пятна, пятна…», упражнение «Жираф».
Тема 5. Монотипия
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, кистью, красками. Понятие
монотипия.
Практика:
Игра «Цветочки», упражнение «Полевые цветы»;
Игра «Птички зернышки клюют», упражнение «Волшебные птицы».
Игра «Осенние фантазии», упражнение «Осень на опушке».
Игра «Летнее настроение», упражнение «Яркие краски лета».
Игра «Снежинки», упражнение «Зимнее утро».
Игра «Солнышко-лучистое», упражнение «Вечерний закат».
Игра «Ручеек», упражнение «На реке».
Игра «Цветочки», упражнение «Алые тюльпаны».
Игра «Какие бывают фрукты», упражнение «Фрукты в вазе».
Тема 6. Кляксография
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, кистью, красками. Понятие
кляксография.
Практика:
Игра «Угадай!», упражнение «На что это похоже?».
Игра «Покажи животное», упражнение «Сказочные животные».
Игра «Фрукты», упражнение «Такие разные фрукты».
Игра «Ёлочки, пенёчки… упражнение «Осенний лес».
Игра «Большие горы», упражнение «Горы».
Игра «Превращение», упражнение «Деревья зимой».
Тема 7. Мокрый по мокрому
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, кистью, красками. Приемы
рисования красками по мокрому.
Практика:
Игра «Солнышко встает», упражнение «Рассвет».
Игра «Веселые утята», упражнение «Утенок».
Тема 8. Итоговое занятие
Теория:
Подведение итогов за год. Моя любимая работа.
Практика:
Игра «Все ребята молодцы!», упражнение «Волшебство руками детей».
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Возраст детей 5-6 лет (стартовый уровень)
№

Название раздела,

Количество часов

Формы

9

п/п

темы

Всего

1

Будем знакомы

2

3

Беседа об
изобразительном
искусстве
Рисунок и живопись

4
5
6
7
8

1

Теор
ия
0,2

Прак
тика
0,8

аттестации/ контроля

1

0,2

0,8

Выставка работ, педагогическое наблюдение

11

2,2

8,8

Выставка работ, педагогическое наблюдение

Композиция

5

1

4

Выставка работ, педагогическое наблюдение

Декоративно –
прикладное творчество
Лепка
Рисование пальчиками
Итоговое занятие
Всего:

9

1,8

7,2

Выставка работ, педагогическое наблюдение

6
2
1
36

1,2
1
0,2
7,8

4,8
1
0,8
28,2

Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение

Беседа, педагогическое наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 1 года
Возраст детей 5-6 лет (стартовый уровень)
Тема 1. Будем знакомы
Теория:
Организации рабочего места. Правила безопасности в кабинете и при работе с
художественным материалом.
Практика:
Игра «Мы - художники», упражнение «Летнее настроение».
Тема 2. Беседа об изобразительном искусстве
Теория:
Правила безопасности при работе с карандашами.
Виды и жанры изобразительного искусства. Портрет.
Практика:
Игра «Ласковая, мамочка», упражнение «Портрет мамы».
Тема 3. Рисунок и живопись
Теория:
Правила безопасности при работе с карандашом.
Графика.
Технические навыки рисования (линий прямых, волнистых, штриховки и
растушёвки), рассказ о проделанной работе.
Техника рисования простых геометрических фигур.
Способ рисования по мокрой бумаге.
Освоение техники рисования восковыми карандашами.
Цветовая гамма
Правила безопасности при работе с бумагой, красками, кистью.
Сведения о красках. Знакомство с основными цветами (красный, синий,
желтый). Знакомство с цветовой гаммой. Смешивание цветов. Понятие «тёплое»
и «холодное».
Практика:
10

Игра – сказка «Как подружились карандаши и фломастеры», упражнение
«Мишка в лесу».
Игра «Сказочный еж», упражнение: «Ёжик в лесу».
Сказка — игра «Положу гриб в кузовок», упражнение: «Гриб на полянке».
Игра «День и ночь», упражнение: «Красивые рыбки».
Игра «Краски», упражнение «Радуга».
Игра — сказка «Как подружились восковые карандаши и краски», упражнение:
«Осенний букет».
Игра «Волшебная кисточка», упражнение: «Шарики».
Игра «Секреты волшебства», упражнение: «Мой аквариум».
Игра «Палитра с красками», упражнение: «Сказочные животные».
Игра «Кляксы», упражнение: «Бабочка».
Игра «Тепло или холодно», упражнение: «Весна».
Тема 4. Композиция
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, красками, кистью.
Правила составления композиции в натюрморте по форме. Правила
составления композиции в натюрморте по содержанию.
Мои фантазии. Работа с портретом.
Практика:
Игра – сказка «Чёрный и белый кот», упражнение «Кот и клубок».
Игра «Ромашка»», упражнение «Волшебная зелёная страна».
Игра «Облако», упражнение «Синяя страна».
Игра «Не существующие животные», упражнение «Волшебная страна».
Игра «Ласковые слова», упражнение «Мама».
Тема 5. Декоративно-прикладное творчество
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, красками, кистью.
История возникновения декоративной росписи – Гжель. История
возникновения декоративной росписи – хохлома.
История возникновения декоративной - Городецкой росписи.
Значение орнамента в русском национальном костюме.
Построение орнамента (разметка, элементы орнамента).
История возникновения обычая расписывать пасхальные яички.
Правила безопасности при работе с природным материалом.
Орнамент из природных материалов (семечки, крупа).
Правила безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.
Технология изготовления аппликации.
Практика:
Игра «Птичка – не величка», упражнение «Птица»;
Игра «Сестренки», упражнение «Матрешка».
Игра «Причесали гриву», упражнение «Лошадка».
Игра «Барышня красавица», упражнение «Барыня.
Игра «Яблочки», упражнение «Яблоки на тарелочки».
Игра «Зайчик», упражнение «Пасхальное яйцо».
11

Игра «Покорми птичек», упражнение «Подсолнух».
Игра «Распорядок дня», упражнение «Мудрая сова».
Игра «Ты колечки собери», упражнение «Разноцветные колечки».
Тема 6. Лепка
Теория:
Правила безопасности при работе с пластилином, стекой.
Работа с пластилином
Оборудование и инструменты. Простейшие приемы лепки. Простейшие приемы
лепки (раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание,
присоединение).
Работа с соленым тестом
Правила безопасности при работе с соленым тестом.
Оборудование, свойства теста, состав. Деление куска соленого теста на равные
части. Освоение основных форм (шар, диск).
Практика:
Игра «Прилетели снегири», упражнение «Веточка рябины».
Игра «Цветок и листок», упражнение «Ромашка».
Игра «Перышко», упражнение «Птичка».
Игра «Чем покрыта рыбка?», упражнение «Рыбка».
Игра «Мы делили апельсин», упражнение «Гусеница».
Игра «Витамины», упражнение «Фрукты в вазе».
Тема 7. Рисование пальчиками
Теория:
Правила безопасности при работе с бумагой, красками.
Приемы рисования пальчиками красками.
Практика:
Игра-сказка «Ягодки на лужайке», упражнение «Вкусные ягодки».
Игра «Сосчитаем матрешек-подружек», упражнение «Украсим матрешек».
Тема 8. Итоговое занятие
Теория:
Подведение итогов за год. Моя любимая работа.
Практика:
Игра «В честь себя потопаем, в честь себя похлопаем!», упражнение
«Волшебство руками детей».
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Радуга красок»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на1 год (36
учебных недель).Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому
часу.
Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Количество

Количество

Количество

Режим занятий

12

обучения

начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
36
обучения
сентября
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

1 раз по 1 часу
в неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный
кабинет, с рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству
обучающихся в группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: телевизор.
Материалы и инструменты: карандаши, восковые мелки, ватман,
наборы для черчения, бумага, картон, ножницы, клей, средства личной
гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
1. http://www.сайт Страна Мастеров.
2. http://www. «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир»
(http://potomy.ru ).
3. http://www.Мегаэнциклопедия
Кирилла
и
Мефодия
(http://www.megakm.ru).
4. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
5. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
6. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
7. Мультимедийные учебные пособия: Государственная символика
России. История и современность. Центр наглядных средств обучения
Минобразования России.Оригами.
Дидактические и методические пособия: специальная литература,
журналы, тематические иллюстрации и альбомы, памятки, образцы
художественных работ.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля
Вид контроля

Цель проведения

Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)

Входной контроль

проводится на первом занятии и предназначен беседа, наблюдение
для проверки уровня базовых знаний, умений,
навыков, соответствующих возрасту учащегося

13

Текущий контроль

проводится в ходе каждого занятия с целью
наблюдение; проблемная
определения усвоения знаний и умений по теме (диагностическая) ситуация;
беседа

Промежуточный
контроль
(промежуточная
аттестация)

Определение успешности развития
обучающегося усвоения им программы на
определенном «этапе» обучения

Итоговый контроль
(итоговая аттестация)

представляет собой оценку качества усвоения открытое занятие: конкурсная
учащимися содержания общеразвивающей
программа
программы за весь период обучения

конкурс, выставка

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
В систему мониторинга (наблюдения за активностью детей в спонтанной
и специально организованной деятельности) в рамках программы «Радуга
красок» входит образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
соответствующая
Федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, что позволяет
комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при
необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребёнком содержания дополнительной общеобразовательной
программы.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей
проводится 3 раза в год.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная; - групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
•
Низкий уровень – 0-1балл;
•
Средний уровень – 2 балла;
•
Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл, – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
14

(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Результаты педагогической диагностики фиксируются в таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Группа _________________

№

Уровни в баллах
Средний
(2 балла)

Низкий
( 0-1 балл)

Имя ребенка
IХ

ХII

V

IХ

ХII

V

Высокий
(3 балла)
IХ

ХII

V

1
…
12

Таблица результатов образовательной деятельности
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Месяц обследования
Всего детей:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по группе (среднее значение)

IХ

ХII

V

Отслеживаются достижения детей объединения «Радуга красок»,
индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности, карточки
успеха).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении «Радуга
красок» используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей, фото
и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие, участие в выставках.
Оценочные материалы
№

Название раздела, темы

Методы педагогической диагностики

1 год обучения (стартовый уровень) дети 4-5 лет
1

Давайте познакомимся

2

Беседа об изобразительном искусстве

Беседа «Давайте познакомимся»
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
15

3

Линии и цветные пятна

Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение

4

Пластилинография

5

Монотипия

6

Кляксография

7

Мокрый по мокрому

Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение

8

Итоговое занятие

1

Будем знакомы

2

Беседа об изобразительном искусстве

3

Рисунок и живопись

4

Композиция

5

Декоративно – прикладное творчество

6

Лепка

Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение

7

Рисование пальчиками

8

Итоговое занятие

Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение

Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
1 год обучения (стартовый уровень) дети 5-6 лет
Беседа «Будем знакомы»
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение
Создание творческой работы,
педагогическое наблюдение

Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
В процессе занятий используются различные методы:
По источникам передачи и характеру восприятия информации применяются:
 словесный: беседа, рассказ и т.д.;
 наглядный: показ иллюстраций, муляжей, объёмных игрушек, показ
(выполнение) педагогом и др.
 практический: выполнение упражнений и др.).
Педагогические технологии
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
16

Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П.
Волков, И.П. Иванов) используется для организации выставок, мероприятий
воспитательного характера. Все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Этот способ деятельности
помогает развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива. Основной метод обучения – диалог, речевое общение
равноправных партнеров.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
 Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
 Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
 Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова
Е.). реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете,
позы учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
17

технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия

Вводная часть. Организация детей. Переключение внимания
детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание
эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую
деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые
результаты).

Основная часть занятия. Самостоятельная умственная и
практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных
задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация
обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы,
показ, дополнительное объяснение). Создаются условия для того, чтобы
каждый ребенок достиг результата.

Заключительная часть занятия. Подведение итогов, результатов
деятельности. Похвала за усердие, желание выполнить работу, активизирует
положительные эмоции для детей.
Дидактические материалы
Звукоматериалы:

аудиозаписи и видеозаписи по темам: «Как говорят птицы», «Звуки
природы. Часть 1, 2», «Песенки мультипликационных героев»;
Видеоматериалы:
 Базовая техника выполнения росписи.
 История возникновения живописи и витража.
 Видео занятия, мастер-класс «Первые шаги к искусству».
Стендовый материал:
 Стенд с работами «Радуга красок».
 Информационный стенд «Уголок безопасности» (в картинках).
Дидактические пособия:

объемный: муляжи овощей, фруктов, животных;

схематический или символический: оформленные стенд «Мое
творчество», стенд готовых работ, шаблоны работ по темам, рисунки, плакаты:
«Домашние и дикие животные», «Птицы», «Игрушки»;

картинный и картинно-динамический: картины, иллюстрации,
фотоматериалы по темам учебного плана;

тематические подборки материалов: стихи, песенки, загадки,
сценарии игр, мероприятий воспитательного характера, викторины по
дорожному движению, пожарной безопасности;

раздаточный материал по темам: «Виды бумаги. Инструменты»,
«Графическая подготовка», «Основы формообразования и композиция», «Цвет
в живописи», «Оригами», «Квиллинг»;
 мониторинг развития ребенка;
 сценарный материал по воспитательной работе;
 карточки личных достижений детей.
18

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
19

программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).

1.
2.
3.
4.

Литература для педагогов
Айзенбарт А.А. Полный курс акварели / А.А. Айзенбарт. - М.: 2002.
Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация / Л.В. Легинева, В.П. Пудова;
Кристалл 1998. – 304 с.
Бабкина Ю.С. Занимательный труд (дополнительное образование детей
дошкольного возраста) / Ю.С. Бабкина. - Екатеринбург, 1999.
Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц.
Бадмаев. - М.: 2002.
20

5. Васильева – Гангус Л.П. Уроки занимательного труда / Л.П. Васильева –
Гангус. - М.: Педагогика, 1979. - 120 с.
6. Геропимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к
планированию занятий / Т.М. Геропимус. -М.: Начальная школа, 1994. –
192 с.
7. Гришин Н.В. Психология социальных ситуация / Н.В. Гришин. - С – Пб.:
2001.
8. Словарь психолога / Головин С. Ю. – практика, М.: 2001.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - С – Пб.: 2004.
10.Лапис Г.А. Здоровье всей семьи / Г.А. Лапис. - С – Пб.: 2003.
11.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф.
Обухова. - М.: Триволова. 1995. – 360 с.
12.Пивоварова О.Б. Искусство (развитие творческих способностей детей 5-9
лет) / О.Б. Пивоварова. - Ревда.: - 1998.
13.Руиссинг Х.П. Полный курс масляной живописи / Х.П. Руиссинг. - М.:
2000.
14.Снайдер М. Ребенок как личность становление культуры справедливости
и воспитания совести / Р. Снайдер, Мл.Р. Снайдер; - М.: Смысл, СПБ.:
Гармония, 1994. – 237 с.
15.Тарковская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию
и ручному труду / Л.А. Топоркова. - М.: Просвещение, Валдос, 1994.
16.Большая серия знаний: Современная педагогика: 2002.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Литература для детей и родителей
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома / Е.Ю. Афонькина. - М.:
Фким, 1996. - 207 с.
Гибсон Р. Папье – маше. Бумажные цветы. – М.: Росмэн, 1997. - 48 с.
Гибсон Р. Делай и играй – обучающие игры - М.: Росмэн, 1996. - 64 с.
Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры / Дж. Тайлер. - М.: Кристал, 1998.
Лубковская К., Сделаем это сами / М. Згрыхова. - М.: Просвещение, 1983.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М.: АСТ-ПРЕСС. 1998. – 128 с.
Соколова С. Сказки и маски. - СПб.: ТОО Диамант, ЗАО Валери СПб,
1997. -224 с.
Урундаева Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям. / Ю.А.
Афонькина. – М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. - 111 с.

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Радуга красок» рассчитана для детей 4-6 лет (1 год обучения).
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
детей 4-6 лет.
21

Дети приобретают такие личностные качества, как усидчивость,
сосредоточенность, трудолюбие, любознательность, умение сравнивать,
удивляться, любить тот мир, в котором живут.
Дети учатся основам изобразительного искусства и прикладной
деятельности. Формами обучения являются: игра, театрализация, «вживание» в
сказочный образ, сотворчество педагога и детей, творческая деятельность,
путешествие, сказка.
Итогом работы является участие в выставках муниципального, окружного
и всероссийского уровня

22

Приложение 1

Оценочные материалы
1. Этот цвет имеет вишня, на лугу его отыщем. Этот цвет имеют маки, Он,
вообще-то, очень яркий. Вы найдёте на клубничке этот яркий-яркий цвет.
Даже очень острый перчик, Что едим мы на обед (красный.)
2. Этот цвет – как символ неба, им окрашена волна. Моряков тельняшки –
тоже, даже платья иногда. Этим цветом голубика между листиков
блестит. А ещё – большой, огромный в океане плывёт кит … (синий.)
3. Каждый апельсин им полон, веселей с ним даже клоун, он повсюду на
лисе и на белке в колесе (рыжий цвет).
4. Этот цвет имеет кожа,
Вовсе не приметен он.
Он бывает и на шторах,
На песке вдоль берегов.
Его цвет имеет пудра на носу у наших мам.
А ещё бывает платье, совсем маленький загар … (бежевый).
5. Как зелёный, но светлее,
И, конечно, очень яркий.
Он – на нежненьких листочках,
он — на листиках салата.
Он – на длинных стрелках лука, и на кожуре гороха.
Без него – совсем уж скучно, а вот летом его много… (салатовый).
6. Спрятан этот цвет в листочках, и в гороховых стручочках. Даже огурец
соленый тоже летом был… (зеленый).
7. Этим мы мелком рисуем вверху небо во дворе. Цвета этого в природе не
так много на Земле. Разве что, такой оттенок – шуба у Снегурочки. Им
ещё платок бывает – у мамы иль дочурочки … (голубой).
8. Маме в качестве подарка выбирайте розы вы! Цветом красным, но не
ярким, по простому – … (розовый).
9. Волк, ворона, воробьишка, Слон и маленькая мышка – все они зимой и
летом одинаковые цветом! (серый).
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Мониторинг развития личности учащихся по обучаемой программе»

Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов

Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов

Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

23

Приложение 2
Календарный учебный график
Программа Радуга красок
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.
Возраст детей 4-5 лет
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 12
№ п/п
занятия

Дата
(неделя)

Занятие
№1

Сентябрь

Давайте познакомимся

Занятие
№2
Занятие
№3
Занятие
№4
Занятие
№5

Сентябрь

Беседа об изобразительном
искусстве
Линии и цветные пятна

Занятие
№6
Занятие
№7

Октябрь

Занятие
№8
Занятие
№9
Занятие
№10
Занятие
№11
Занятие
№12
Занятие
№13
Занятие
№14
Занятие
№15
Занятие

Сентябрь

Название темы

Формы
Формы контроля
организации
деятельности
Инструктаж.
Пед. наблюдение
Беседа,
знакомство
с
оборудованием
кабинета
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа

Пед. наблюдение

Правила безопасности при
работе с карандашом.
Технические навыки
рисования (линий прямых,
волнистых).

Беседа

Пед. наблюдение

Практическая
работа

Пед. наблюдение

Техника рисования простых
геометрических фигур
Правила безопасности при
работе с красками и кистью.

Практическая
работа
Беседа

Пед. наблюдение

Октябрь

Основные цвета - красный,
синий, желтый.

Беседа

Пед. наблюдение

Ноябрь

Смешивание цветов.

Пед. наблюдение

Ноябрь

Упражнение «Солнышко».

Ноябрь

Упражнение: «Яблоко».

Ноябрь

Упражнение: «Домик».

Декабрь

Упражнение: «Рыбка».

Декабрь

Пластилинография

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

Декабрь

Работа с пластилином.
Отщипывание кусочка
пластилина.
Размазывание пластилина.

Практическая
работа

Пед. наблюдение

Практическая

Пед. наблюдение

Сентябрь
Октябрь

Октябрь

Декабрь

Пед. наблюдение

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Пед. наблюдение

24

№16
Занятие
№17
Занятие
№18
Занятие
№19
Занятие
№20
Занятие
№21
Занятие
№22
Занятие
№23
Занятие
№24
Занятие
№25
Занятие
№26
Занятие
№27
Занятие
№28
Занятие
№29
Занятие
№30
Занятие
№31
Занятие
№32
Занятие
№33
Занятие
№34
Занятие
№35
Занятие
№36

Январь

Упражнение «Бабочки».

Январь

Упражнение «Первые
цветы».
Монотипия

Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

Упражнение «Полевые
цветы».
Упражнение «Волшебные
птицы».
Упражнение «Осень на
опушке».
Упражнение «Яркие краски
лета».
Упражнение «Зимнее утро».
Упражнение «Вечерний
закат».
Упражнение «На реке».
Упражнение «Алые
тюльпаны».
Кляксография
Упражнение «На что это
похоже?».
Упражнение «Сказочные
животные».
Упражнение «Такие разные
фрукты».
Упражнение «Осенний лес».

Май

Упражнение «Горы».

Май

Мокрый по мокрому

Май

Упражнение «Рассвет».

Май

Итоговое занятие

работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Пед. наблюдение

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Календарный учебный график
Программа Радуга красок
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.
Возраст детей 5-6 лет
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 12
№ п/п
занятия

Дата
(неделя)

Название темы

Формы
организации
деятельности

Формы контроля

25

Занятие
№1

Сентябрь

Будем знакомы

Занятие
№2

Сентябрь

Занятие
№3
Занятие
№4

Сентябрь

Беседа об
изобразительном
искусстве
Рисунок и живопись

Занятие
№5
Занятие
№6

Октябрь

Занятие
№7
Занятие
№8

Октябрь

Занятие
№9

Ноябрь

Занятие
№10
Занятие
№11
Занятие
№12
Занятие
№13
Занятие
№14
Занятие
№15

Ноябрь

Занятие
№16
Занятие
№17
Занятие
№18
Занятие
№19

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь

Декабрь
Январь
Январь
Январь

Правила безопасности
при работе с
карандашом.
Технические навыки
рисования
Техника рисования
простых геометрических
фигур.
Способ рисования по
мокрой бумаге.
Освоение техники
рисования восковыми
карандашами.
Сведения о красках.
Знакомство с основными
цветами.
Знакомство с цветовой
гаммой.
Смешивание цветов.
Понятие «тёплое» и
«холодное».
Упражнение «Мишка в
лесу».
Композиция
Правила составления
композиции в
натюрморте по форме.
Упражнение «Кот и
клубок».
Упражнение «Лошадка».
Упражнение
«Матрешка».
Декоративно –
прикладное творчество

Инструктаж.
Пед. наблюдение
Беседа,
знакомство
с
оборудованием
кабинета
Беседа
Пед. наблюдение
Беседа
Беседа

Выставка работ,
пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа

Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

Пед. наблюдение

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

Пед. наблюдение

Пед. наблюдение

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Выставка работ,
пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Выставка работ,
пед. наблюдение
26

История возникновения
декоративной росписи –
Гжель.
История возникновения
декоративной росписи –
хохлома.
История возникновения
декоративной Городецкой росписи.
Значение орнамента в
русском национальном
костюме.
Построение орнамента.

Беседа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Март

Упражнение «Птица».

Пед. наблюдение

Март

Правила безопасности
при работе с природным
материалом.
Орнамент из природных
материалов (семечки,
крупа).
Лепка

Практическая
работа
Беседа
Беседа

Пед. наблюдение

Практическая
работа
Беседа

Выставка работ,
пед. наблюдение
Пед. наблюдение

Беседа

Пед. наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Пед. наблюдение

Занятие
№20

Январь

Занятие
№21

Февраль

Занятие
№22

Февраль

Занятие
№23

Февраль

Занятие
№24
Занятие
№25
Занятие
№26

Февраль

Занятие
№27

Март

Занятие
№28
Занятие
№29

Март

Занятие
№30
Занятие
№31
Занятие
№32
Занятие
№33
Занятие
№34
Занятие
№35
Занятие
№36

Апрель

Апрель
Апрель
Апрель

Оборудование и
инструменты.
Простейшие приемы
лепки.
Оборудование, свойства
теста, состав.
Упражнение «Веточка
рябины».
Упражнение «Ромашка».

Май

Упражнение «Птичка».

Май

Рисование пальчиками

Май

Упражнение «Вкусные
ягодки».
Итоговое занятие

Май

Пед. наблюдение

Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Выставка работ,
пед.наблюдение
Пед. наблюдение
Выставка работ,
пед.наблюдение

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».