Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радость творчества»
Возраст учащихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Исакова Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
P
A
G
E
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Создание оптимальных условий для развития, воспитания, обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья – сложная социально- педагогическая
проблема, от решения которой во многом зависит судьба детей: станут ли они
полноправными членами общества, способными к саморазвитию и
самосовершенствованию.
В сложившейся социально-педагогической ситуации дополнительное
образование призвано помочь детям с ограниченными возможностями здоровья
в решении следующих задач: подготовки данной категории детей к активной
общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к
равноценному участию со своими сверстниками в различных видах
деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к
результативной интеграции в социальную среду.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Радость
творчества»
соответствует
художественной
направленности и ориентирована на формирование у детей эстетических
интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей. Программа составлена для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с нормативными и методическими
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
P
A
G
E
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям с ОВЗ.
Детям такой категории необходимо создать условия, которые обеспечат их
развитие и будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную
социализацию в обществе. В жизни детей с ОВЗ именно творческая деятельность
оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка и его
общественной активности.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
п
р
о
г
р
Созданная программа даст ребёнку возможность, открыть для себя
аволшебный мир творчества, превратить знакомые и простые вещи в облака, снег,
м
радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой
м
цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.
а
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радость творчества» предлагает детям попробовать себя в ряде
«
направлений:
рисование и лепка. Это позволит найти наиболее близкий ребёнку
Р деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные
вид
а
возможности,
а также поддержит интерес к художественному творчеству.
д
P
о
A
с
G
т
E
Наиболее важным моментом программы является положительное влияние
на развитие мелкой моторики, которое связано с развитием познавательной,
волевой и эмоциональной сфер психики. Постоянная, кропотливая работа над
предметом декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие мелкой
моторики рук у обучающегося, что благоприятно сказывается на развитии речи,
мышления, памяти, внимания, обогащении практического опыта в практической
деятельности
Программа направлена на социализацию «особых» детей, на включение их
в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих
способностях и возможностях, личностное, общекультурное и социальное
развитие и решение проблемы социальной адаптации ребёнка. В процессе
обучения происходит социальная реабилитация участника программы,
проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во всевозможных
выставках. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной
значимости и уверенности в собственных силах.
Отличительная особенность программы.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радость творчества» является модифицированной. Составлена на
основе программы «Лепим и рисуем вместе» (М.А. Краснопёрова, г.
Екатеринбург, 2000 г.), методических рекомендаций, публикуемых в
периодической литературе, интернете и личного опыта, адаптирована к
интересам ребенка с ОВЗ, и его возможностям. Направлена на выполнение
творческих работ, основой которых является индивидуальное творчество. В
основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния
здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание
на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на
рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радость творчества» – это образовательная программа,
адаптированная для категории детей ОВЗ с умственно отсталостью (далее – дети
с УО) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Уровень программы.
Уровень программы: «Стартовый», направлен на мотивацию интереса к
занятиям изобразительной и прикладной деятельности, предполагает
минимальную сложность, предлагаемого материала для освоения содержания
программы.
Адресат общеразвивающей программы: дети 5-6 лет.
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Для детей с УО характерны следующие особенности познавательного
развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к
P
A
G
E
окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на
физические свойства и качества предметов и остаются на уровне
манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены,
касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной
деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего
психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех
сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является
эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к
общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие
самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно
их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и
воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью,
фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания,
что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности,
бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости
смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а
также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и
недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной
деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной
информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают
или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания»,
уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко
сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех
этапах выполнения задания низкая.
Наполняемость группы: 1 человек.
Программа индивидуальная, создана по запросу родителей (законных
представителей), на основании индивидуальной программы реабилитации или
абилитации ребенка инвалида, выдаваемой федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках образовательной
программы созданы условия, которые обеспечат развитие детей с ОВЗ и будут
способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию
в обществе.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации - 1 год.
Объём программы – 36 часов (для детей 5-6 лет).
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
P
A
G
E
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные занятия.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
Для успешной реализации программы, учитывая особенности восприятия
ребенка, целесообразно использовать разнообразные формы занятий:
объяснение, беседа, рассказ;
показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы;
практическая
работа
с
постоянным
индивидуальным
консультированием обучающихся (тренировочные упражнения);
совместные творческие работы;
игры, выставки (с коллективным обсуждением работ).
Родителям предоставляется возможность посетить выставки, где будут
демонстрироваться работы ребенка. Проявление интереса родителей к тому, чем
занимаются дети на занятиях и положительное оценивание работ (рисунка,
поделки), которые ребёнок принёс показать домой – всё это даёт ребёнку
эмоциональный подъём, что способствует боле быстрому восстановлению сил
(иначе ребёнок чувствует себя загруженным и усталым).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы открытые занятия, участие в выставках.
Цель и задачи программы
Цель программы: приобщение детей с ограниченными возможностями
здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям
жизни в современном обществе.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
научить детей создавать простые композиции;
формировать умение применять различные техники работы с
пластическими и художественными материалами;
развивать познавательный интерес к творчеству;
научить рисованию с натуры, но памяти и воображению;
научить работать с разнообразием художественных материалов и
приемами работы с ними.
Развивающие:
способствовать развитию художественного вкуса, пространственного
воображения, творчества и фантазии, наблюдательности и воображения,
ассоциативного мышления и любознательности;
P
A
G
E
развить желание экспериментировать, проявляя познавательные
чувства: удивления, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- формировать у детей интерес и любви к изобразительному искусству и
декоративно прикладному творчеству и Родине;
- формировать интеллектуальные способности, аккуратность, трудолюбие и
желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- формировать умений и навыков, необходимых для создания творческих
работ.
1.3. Планируемые результаты:
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый
уровень),
дети 5-6 лет
Предметные результаты
должен знать:
должен уметь:
шаблон, трафарет;
самостоятельно
рисовать
красками,
понятие композиция, правила мелками, карандашами;
выполнения композиции;
работать с шаблоном и трафаретом;
правила пользования при работе работать с пластилином;
с художественными материалами; рассказать о своей работе.
основные
правила лепки и
рисования.
Личностные результаты:
осознанное отношение к занятиям художественной деятельности как средство саморазвития и
применения приобретённых знаний в повседневной жизни;
развитие личностных качеств в достижении начатое дело до конца;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своих занятий;
• владение основами самоконтроля;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
понятие
Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень)
№
п/п
Название
раздела, темы
Будем знакомы. Техника
безопасности
4
5
Количество часов
Все
го
Тео
рия
Прак
тика
Формы
аттестации/ контроля
Беседа, педагогическое наблюдение
Волшебный пластилин
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Жгутики
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Композиция из
сплющенных шариков
Пластилинография
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
P
A
G
E
Что нам осень подарила
Рисуем вместе
Форма и цвет
В мире волшебных красок
Веселый карандаш
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Выставка работ, педагогическое наблюдение
Всего:
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Т
Теория: Правила безопасности в кабинете и при работе с художественным
е
материалом.
м
Практика: Игра: «Узнай по описанию».
а
Тема 2. Волшебный пластилин.
Теория: Знакомство с пластилином. Беседа о многообразии форм в природе
1
Практика: Лепка фруктов и овощей. Составление несложной композиции
.
«Осенний урожай».
Тема 3. Жгутики.
Т
Б
еу
од
П
ре
аи
м
Тема 4. Композиция из сплющенных шариков.
кя
Т
ет:з
Научить
ои
Практика:
различать
Лепка
породы
отдельных
деревьев.
форм,
Расширять
сборка фигуры
представления
котенка. детей
Лепкаогрибов
мире
н
ркнасекомых.
(различных
Познакомить
по форме, размеру,
с исходной
цвету).
формой
Композиция
цилиндр,
«Снеговик».
жгут
а
ак
и
Тема 5. Пластилинография.
я:о
Т
е:Лепка
дерева (ствол, ветви, листья). Скручивание жгутов по нарисованному
м
контуру.
оЗнакомство
Практика:
Композиция
с формой
Приклеивание
«Шубка
– диск. Преобразование
для деталей
ежика». на шарообразной
основу. Композиция
формы в «Осенние
овальную
ы
рпутём
листья».
надавливания.
Композиция «Корзина с ягодами». Композиция «Тучки хмурые травку
.
и
поливают…».
Техника безопасности.
я
Тема 6. Что нам осень подарила.
:
Т
еЗнакомство
Практика:
с техникой
Рисование
пластилинографии.
на тему: «Фрукты»,
Прием
«Овощи»,
налепов«Листопад».
на шаблоны разной
оформы.
Закрепление
Тема
7. Рисуемнавыка
вместе.смешивания красок
р
Т
еи
Практика: Рисование на тему: «Игрушка новогодняя», «Рукавичка для Деда
оя
Мороза»,
«Домашние животные: петух».
р:
Тема 8. Форма и цвет.
Знакомство
и
Т
с гуашью. Время года – осень.
ея
о:
П
рЗнакомство с нетрадиционными техниками рисования. Время года – зима.
аи
Тема 9. В мире волшебных красок.
кя
P
т:
Продолжить знакомство детей с миром природы. Время года – весна. ЗнакомствоA
и
G
кс восковыми карандашами.
E
Знакомство с акварельными красками. Понятие «больше-меньше».
П
р
а
Тема 10. Веселый карандаш.
к
Т
ет
Практика: Рисование на тему: «Мухомор», «Мяч», «Зима. Узоры на окне»,
ои
«Красивые
бусы для куклы Полины».
рк
а
и
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
я:
:Рисование
на тему:
«Любимая
игрушка: пирамидка», «Белый снег, снежинки»,
.1.
Календарный
учебный
график
«Транспорт»,
Знакомство
с цветными
«Дерево». карандашами.
Календарный
Рисование
учебныйпографик
контуру.
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
обучения
1
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
36
36
1 раз по 1 часу
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
2.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет,
с рабочими местами для детей. Столы, стулья, мольберты по количеству
обучающихся в группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: телевизор, магнитная доска.
Художественные материалы и инструменты: акварель, гуашь, кисти,
карандаши, восковые мелки, маркеры, палитры, гелевые ручки, пастель, бумага,
одноразовые стаканчики, средства личной гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература,
журналы, тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы,
образцы художественных работ.
Формы аттестации
Вводный проводится на первом занятии (педагогическое наблюдение,
беседа).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по темам программы (педагогическое наблюдение,
беседа).
Итоговый - проводится в виде участия в выставках (педагогическое
наблюдение, выставка).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
P
A
G
E
Реализация дополнительной адаптированной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Радость творчества» предполагает оценку
индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках
педагогической диагностики.
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с ребенком.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей проводится
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
- Низкий уровень – 0-1балл;
- Средний уровень – 2 балла;
- Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень – 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень – 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл, – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры.
Результаты педагогической диагностики фиксируются в таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
Имя ребенка
Низкий
(0-1 балл)
ХII
V
Уровни в баллах
Средний
(2 балла)
ХII
V
Высокий
(3 балла)
ХII
V
1
Отслеживаются достижения детей объединения «Радость творчества»,
индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности, карточки
успеха).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении «Радость
творчества» используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей,
фото и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, участие в выставках.
P
A
G
E
.4. Оценочные материалы
№
Название раздела, темы
Методы педагогической диагностики
1 год обучения (стартовый уровень), дети 3-6 лет
1 Будем
знакомы.
Техника
Беседа, педагогическое наблюдение
безопасности.
Волшебный пластилин
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Жгутики
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Композиция из сплющенных
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
шариков
5 Пластилинография
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Что нам осень подарила
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Рисуем вместе
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Форма и цвет
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
В мире волшебных красок
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Веселый карандаш
Создание творческой работы, педагогическое наблюдение
Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
В процессе занятий используются различные методы:
По источникам передачи и характеру восприятия информации применяются:
словесный: беседа, рассказ и т.д.;
наглядный: показ иллюстраций, муляжей, объёмных игрушек, показ
(выполнение) педагогом и др.;
практический: выполнение упражнений и др.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
P
A
G
E
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете,
позы учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
Традиционное занятие для детей дошкольного возраста имеет следующие
особенности:
Вводная часть занятия. Организация детей. Переключение
внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней,
создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую
деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые
результаты).
Основная часть занятия. Самостоятельная умственная и
практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных
задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация
обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы,
показ, дополнительное объяснение). Создаются условия для того, чтобы
каждый ребенок достиг результата.
Заключительная часть занятия. Подведение итогов, результатов
деятельности. Похвала за усердие, желание выполнить работу, активизирует
положительные эмоции для детей.
Программа «Радость творчества» предполагает проведение комплексных
P
A
G
E
занятий (рисование и лепка), которые также способствуют развитию творческих
способностей детей.
Теория и практика интегрированы, что способствует лучшему усвоению
материала.
Ведущим видом деятельности является игра. Игровая форма проведения
занятия способствует развитию интереса ребенка к образу.
На занятиях использовать меньше чисто словесных объяснений и больше
наглядного материала, и практических действий.
В процессе занятия необходимо предоставлять детям возможность самим
осуществлять сознательный, свободный выбор, что-то самостоятельно решать.
Чаще задавать вопросы типа: «Во что ты хочешь играть?», «С кем хочешь
играть?» и т.д. Нужно учить детей анализу своих действий.
Первая половина занятия направлена на приобщение детей к активной
познавательной деятельности, а вторая половина – на овладение основами
изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества.
Педагог при проведении занятия развивает способность замечать
выразительность сочетаний цвета, бумаги, образа и фактуру. На каждом занятии
педагог старается развивать творческую самостоятельность. Программа
заданий. Именно разнообразие техники выполнения заданий создают для детей
необычную ситуацию. Этому способствуют нетрадиционные техники рисования,
лепка из пластилина и соленого теста.
. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
P
A
G
E
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
P
A
G
E
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация / Л.В. Легинева, В.П. Пудова;
Кристалл 1998. – 304 с.
2. Бабкина Ю.С. Занимательный труд (дополнительное образование детей
дошкольного возраста) / Ю.С. Бабкина. - Екатеринбург, 1999.
3. Большая серия знаний: Современная педагогика: 2002.
4. Васильева – Гангус Л.П. Уроки занимательного труда / Л.П. Васильева –
Гангус. - М.: Педагогика, 1979. - 120 с.
5. Геропимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к
планированию занятий / Т.М. Геропимус. -М.: Начальная школа, 1994. –
192 с.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014
10.Лыкова И.А. Комплект технологических карт по рисованию: «Море», «Мои
птички», «Мой зоопарк», «Мои цветы», «Моя природа».
11.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы» / Л.Ф.
Обухова. - М.: Триволова. 1995. – 360 с.
12.Пивоварова О.Б. Искусство (развитие творческих способностей детей 5-9
лет) / О.Б. Пивоварова. - Ревда.: - 1998.
13.Снайдер М. Ребенок как личность становление культуры справедливости и
воспитания совести / Р. Снайдер, Мл.Р. Снайдер; - М.: Смысл, СПБ.:
Гармония, 1994. – 237 с.
14.Тарковская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию
и ручному труду / Л.А. Топоркова. - М.: Просвещение, Валдос, 1994. – 26
с.
Литература для детей и родителей
P
A
G
E
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома / Е.Ю. Афонькина. - М.:
Фким, 1996. - 207 с.
2. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры / Дж. Тайлер. - М.: Кристал, 1998.
3. Гибсон Р. Делай и играй – обучающие игры / Р. Гибсон - М.: Росмэн, 1996
4. Гибсон Р. Папье – маше. Бумажные цветы / Р. Гибсон. – М.: Росмэн, 1997.
5. Лубковская К., Сделаем это сами / М. Згрыхова. - М.: Просвещение, 1983.
-128с.
6. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Б. Рей. - М.: Аст-Пресс, 1998. – 128 с.
7. Соколова С. Сказки и маски / С. Соколова. - СПб.: ТОО Диамант, ЗАО
Валери СПб, 1997. -224 с.
8. Урундаева Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Ю.А.
Афонькина. – М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. - 111 с.
Аннотация
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радость творчества» рассчитана для детей 5-6 лет.
Цель программы: приобщение детей с ограниченными возможностями
здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям
жизни в современном обществе.
Программа учитывает физиологические и психологические особенности
данного возраста ребёнка, способствует развитию его эмоциональной и
интеллектуальной сфер, пробуждает и стимулирует интерес к окружающему
миру.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радость творчества» предлагает детям попробовать себя в ряде
направлений: рисование, лепка. Это позволит найти наиболее близкий ребёнку
вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные
возможности, а также поддержит интерес к художественному творчеству.
P
A
G
E
Приложение 2
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий
за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с
центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.
Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании
которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки
пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать
пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита
мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в
руках карандаш, кисточку и ручку.
Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при
помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны.
Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения,
которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать
развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей
дошкольного возраста может происходить во время того, как они осваивают
навыки самообслуживания.
Упражнения для развития мелкой моторики
Существует большое количество упражнений, игр и занятий для
развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными из них
являются:
Гимнастика для пальцев — пальчиковые игры — являются самыми
известными и эффективными упражнениями, благодаря которым
сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме.
Чтобы привлечь внимание детей, во время занятий использовать
различные иллюстрации, стихи, рассказы и другой наглядный материал.
Оптимальное время для гимнастики составляет от 3 до 5 минут.
Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения.
Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом
домашних дел.
Игры с различными мелкими предметами:
Для подобных занятий идеально подойдут:
крупа;
бусинки;
пуговицы; Правила безопасности в кабинете и при работе с художественным
материалом.
маленькие камешки.
Игры такого типа полезны не только для моторики, но и для общего
развития детей. Предложив ребенку угадать предмет на ощупь, покатать его
между большим и указательным пальцами, надавливать на предмет каждым
пальцем по очереди, нанизывать пуговицы на нитку или придумать еще
множество других увлекательных занятий.
P
A
G
E
Лепка. Все дети очень любят лепить из пластилина. Для того чтобы сделать
это занятие не только приятным, но и полезным, предложите ребенку сделать
поделку из соленого теста. Фигурки получаются более крепкими и
долговечными, к тому же они очень красиво смотрятся.
Разнообразить занятия поможет покрыть пластилином тарелку, а потом
добавить элементы их природного материала: семечки, веточки, фисташки,
ореховые скорлупки или что-нибудь другое.
Сегодня стали набирать популярность всевозможные шнуровки. Выделяют
несколько видов: сюжетные, художественное плетение, тканевые шнуровки.
Сюжетные шнуровки — чаще всего это незаконченная картинка, которую
необходимо закончить, присоединив недостающую деталь при помощи
шнурков. Художественное плетение — создание картины на цельном
предмете. Основа картины чаще все сделана из дерева или других безопасных
материалов. К таким играм обязательно прилагается инструкция и веревочки.
Тканевые рисунки — игра представляет собой пазл, части которого
необходимо соединить между собой при помощи шнуровки.
Рисование и раскрашивание картинок. Эта деятельность очень полезна для
детей, имеющих такие отклонения физического развития, как слабый
двигательный аппарат активной руки. Такие дети очень плохо держат ручку,
плохо контролируют свою деятельность. Рисование позволяет устранить этот
дефект и укрепить пишущую руку.
Приложение 3
Техника безопасности при работе с художественными материалами
· Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
· Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
· Береги инструменты, экономь материалы.
· Всегда думай, как сделать работу лучше.
· Работайте дружно - главное правило человека.
· Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
Правила по технике безопасности при рисовании
Каждый художник, а тем более начинающий, обязательно должен знать состав
используемых им художественных материалов.
Не размахивайте кисточкой или карандашом при работе.
Никогда не кладите кисточку с нанесённой на ней краской в рот.
Не ешьте во время рисования.
Правила техники безопасности при работе с ножницами
Кладите ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола,
кольцами к себе.
При работе внимательно следите за линией разреза.
P
A
G
E
Во время резания придерживайте материал левой рукой так, чтобы
пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Не держите ножницы концами вверх.
Не оставляйте ножницы в раскрытом виде.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время резания.
Передавайте ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами
вперед.
Не играйте с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы
только по назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Берите то количество клея, которое требуется для выполнения
работы на данном этапе.
Излишки клея убирайте салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
Правила техники безопасности при работе с пластилином
Работайте на клеёнке.
Берите для работы нужный цвет пластилина.
Отрежьте стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончании работы хорошо вымойте руки с мылом.
P
A
G
E