Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Дуэтный танец»
Возраст учащихся: 9 -12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель общеразвивающей
программы:
Усанова Лариса Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Народный танец – это один из древнейших видов искусства. Он конкретно
выражает стиль и манеру исполнения каждого народа, является неотъемлемой
частью народных обрядов и праздников и неразрывно связан с народной
музыкой. Велика роль народного танца в художественно-эстетическом развитии
детей, т.к. он приобщает к богатству танцевального и музыкального народного
творчества; воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному
танцевальному искусству и запечатлённым в танце народным традициям.
Народно-сценический танец включает в себя образ, характерные признаки,
особенности, стиль и манеру исполнения определённого народа и тем самым
обладает ценнейшим материалом для изучения культуры народов мира, и в
частности возрождения былых традиций и духовности, сохранения наследия
русского народного танца.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Программа
«Дуэтный
танец»
соответствует
художественной
направленности. т.к. содействует эстетическому, нравственному воспитанию
детей путем приобщения к богатству народного танцевального искусства.
Актуальность данной программы для современного поколения не
вызывает сомнения. Знакомство с культурами различных народов, и особенно с
русской культурой, взрастит в юном человеке не только толерантность по
отношению к окружающему миру, но и поможет определить, найти свое
место в культурном наследии предыдущих поколений. Более глубокое
изучение дуэтной составляющей позволит воспитать в ребенке, столь редкое
сегодня чувство, уважения и внимания к окружающим, в том числе и к партнеру
по танцу, что впоследствии, несомненно, перейдет в более взвешенное
отношение к окружающим людям вообще и к членам своей семьи в частности.
Данная особенность программы, говорит о том, что дуэтный танец в
исполнении различных народов будет рассмотрен подробнее, детализировано, со
всем пристрастием и вниманием, выражается в более глубоком, в отличие от
других программ, внимании к изучению дуэтной составляющей народносценического танца.
Педагогическая целесообразность программы состоит в расширении
культурного кругозора воспитанников. Занятия способствуют развитию
творческих способностей, углублению эмоционального восприятия мира, через
развитие художественного восприятия и овладения культурой движения.
Отличительные особенности программы.
Предлагаемая программа модифицирована, разработана с опорой на
следующие программы: Т. В. Захарова, «Детская хореография» Программа
дополнительного образования детей. (Сборник программ дополнительного
образования
художественно-эстетического
направления»
Выпуск
1.)
Объединение «Дворец молодежи» г. Екатеринбург 2002г.
Уровень программы.
Программа обучения рассчитана на 2 года – базовый уровень.
Уровень усвоения – базовый подразумевает изучение движений в паре,
слаженность исполнения движений, взаимодействие и взаимопонимание между
партнерами.
Адресатами программы являются учащихся 9-12 лет.
Краткие возрастные особенности:
Воз
раст
Психофизиологические особенности Особенности построения занятий
ребенка
9-10 лет В этом возрасте у ребенка обычно Благодаря изменению в психофизическом
11-12
лет
начинает формироваться потребность в
достижении успеха. Дети начинают
различать способности и прилагаемые
усилия и понимать, что успех во
многом зависит от старания. Понимают,
что дефицит способностей может быть
компенсирован приложением усилий,
осознают то, что оценивают и хвалят не
столько за способности, сколько за
прилагаемые старания
Впечатлительность, критичность к себе
и
к
другим,
стремление
к
совершенству. Большие изменения
происходят в познавательной сфере
ребенка.
Идет
интенсивное
формирование приемов запоминания.
Формируется
способность
сосредотачивать внимание на мало
интересных вещах. Это способствует
развитию воли. В этом возрасте
ребенку
необходимо
признание
окружающих,
реализация
своих
возможностей
в
какой-либо
деятельности. Из-за неравномерного
роста частей тела у детей наблюдается
нарушение ранее выработанных видов
координации, но в то же время дети
становятся физически значительно
выносливее.
Девочки
опережают
мальчиков в росте и координации.
развитии ребенка появляется возможность
в
расширении
изучаемого
хореографического материала. Вводится
классический и народный танец. Тренаж и
приобретение
новых
навыков
в
исполнении, как путь к успеху, являются
основными формами работы с детьми
данного возраста.
Основными формами работы при
построении занятия с данным возрастом
является тренировочные занятия с
увеличением физической нагрузки за
счет количества повторов движений, а
также
изучение
более
сложного
танцевального материала, соединение
движений в развернутые комбинации. На
занятиях следует особо уделять внимание
мальчикам, следить за правильностью
исполнения, за темпом
освоения
предлагаемого материала. Также особую
роль приобретает постановочная работа.
Формами работы являются участие в
концертах и конкурсах. Основная цель
педагога – формирование сплоченной
концертной команды, формирование у
каждого члена коллектива ощущения
своей
значимости,
необходимости,
ответственности за общее дело.
Наполняемость группы: 2 человека, выявленных по итогам мониторинга
по ЗУН в конце учебного года.
Условия набора:
1. Наличие медицинского заключения об общем состоянии здоровья
ребенка и допуске его к занятиям с физической нагрузкой, в том числе к
занятиям хореографией;
2. Основными требованиями, предъявляемыми к обучающимся являются:
регулярное посещение занятий, дисциплина, ответственное отношение к
процессу обучения, уважение к преподавателю, трудолюбие, доброжелательное
отношение к друг другу.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации – 2 года.
1 год обучения (базовый уровень) – 72 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 72 часа.
Объем программы: 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
1 год обучения –2 часа в неделю, 72 часа в год
2 год обучения –2 часа в неделю, 72 часа в год
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации образовательного процесса являются:
индивидуальное занятие с дуэтом, сводные репетиции, конкурсы, концерты,
фестивали, творческие встречи и прочее.
Методы обучения
Реализация программы подразумевает использование следующих методов:
1.Словесный (устное изложение, беседа);
2.Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом);
3.Практический (занятия, концерты, конкурсы, фестивали).
Перечень форм проведения занятий: наглядный показ, словесное
объяснение, наглядный пример, метод упражнения творческие практические
занятия, беседы, этюды, танцевальные композиции, импровизации,
тренировочные упражнения, коллективные и индивидуальные репетиции,
сюжетно-ролевые, образные и музыкальные игры, инсценировки, экскурсии,
просмотр и анализ видеозаписей,
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания, беседы,
индивидуальные консультации, совместные мероприятия, поездки на конкурсы).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: участие в праздниках и мероприятиях ЦТР и
ГО «Гармония», открытые занятия, класс-концерты, концерты, конкурсы разных
уровней.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: художественно-эстетическое развитие ребёнка
посредством народно-характерного танца. Подготовка ребенка к последующему
возможному профессиональному развитию в танцевальном искусстве, в том
числе и в парном танце.
Задачи программы
Образовательные:
1.Дать ребёнку необходимый комплекс знаний, умений и навыков в
народно-сценическом дуэтном танце;
2.Научить воспитанников грамотно, музыкально, красиво и выразительно
исполнять народные танцы;
4.Обучить правилам исполнения изучаемых элементов;
5.Правила исполнения изучаемых танцевальных номеров в дуэтном танце.
Развивающие:
1.Развивать и совершенствовать творческие способности учащихся;
2.Развивать общую культуру учащихся за счёт приобретённых знаний во
время концертных выступлений и творческой деятельности коллектива;
3.Стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации;
4.Развить координацию;
5.Развить чувство ритма, музыкальность;
6.Развить физические данные, силу, выносливость, ловкость;
7.Развить артистичность, эмоциональную выразительность.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка:
толерантности, ответственности, патриотизма, активной жизненной позиции и
др., приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям России и
других стран;
2.Развить общую коммуникативную культуру ребёнка: тактичность,
доброжелательность, открытость;
3.Способность формированию в сознании детей принципов здорового
образа жизни;
4.Развивать
способность
адаптироваться
в
изменяющихся
социокультурных условиях, способствовать формированию адекватной
самооценки, уверенности в себе.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
«Дуэтный танец» (стартовый уровень)
Задачи:
- обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении
упражнений и движений в паре;
- обучить позициям ног, рук, головы в паре;
-обучить простым комбинациям в паре;
- обучить умению согласовывать движения в паре;
-обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на
занятиях.
№
Название раздела, темы Количество часов
Вводное занятие
1
Всего
2
Композиция и постановка 68
танца.
2.1. Этюдная работа
20
2
2.2
Постановка танца
48
3
Итоговое выступление.
2
Итого:
72
Теория
2
Практика
Формы
аттестации/
контроля
беседа
1
67
Педагогическое наблюдение
самостоятельная работа
20
1
47
2
3
Педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа
69
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1:Вводное занятие.
Теория: Организационное собрание для родителей и детей. Знакомство с
детьми, с педагогом. Беседа о правилах поведения на уроке, требования к форме,
расписание. Беседа о правилах дорожного движения, противопожарная
безопасность, противодействие терроризму.
Тема 2: Композиция и постановка танца:
2.1. Этюдная работа.
Практика: Разучивание движений, составление комбинаций, разучивание
и отработка этюдов для постановки номера.
2.2. Постановка танца.
Теория: Рассказ о танце, задумке и сюжете номера , об этапах постановки.
Практика: Постановка танца на базе выученных этюдов, разводка и отработка 1
фигуры, 2 фигуры, 3 фигуры, финала, отработка всего танца .
Тема 3: Итоговые занятия
Практика: Выступление на отчетном концерте в конце учебного года.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
«Дуэтный танец» (стартовый уровень)
Задачи:
- Закрепить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении
упражнений и движений в паре,
- Закрепить позиции ног, рук, головы в паре,
- Закрепить комбинации в паре,
- Закрепить умение согласовывать движения в паре,
- Закрепить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на занятиях,
№
Название раздела, темы Количество часов
Всего
2
Теория
2
Практика
Формы
аттестации/
контроля
беседа
1
67
Педагогическое наблюдение
самостоятельная работа
1
Тема 1. Вводное занятие
2
Тема 2. Композиция и
постановка танца.
Этюдная работа
68
Постановка и отработка
танца
Тема 3. Итоговое
выступление.
48
2.1
2.2
3
20
20
1
2
Итого: 72
47
2
3
Педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа
69
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1: Вводное занятие.
Теория: Организационное собрание для родителей и детей. Беседа о
правилах поведения на уроке, требования к форме, расписание. Беседа о
правилах дорожного движения, противопожарная безопасность, противодействие
терроризму.
Тема 2: Композиция и постановка танца:
Тема 2.1. Этюдная работа.
Практика: Составление этюдов для постановки номера.
Тема 2.2. Постановка и отработка танца.
Теория: рассказ о танце, задумке и сюжете номера, об этапах постановки.
Практика: постановка танца на базе выученных этюдов, отработка
движений.
Тема 3: Итоговые занятия
Практика: Выступление на отчетном концерте в конце учебного года.
1.4. Планируемые результаты:
Результативность образовательной программы
Результатом обучения по программе «Дуэтный танец» является:
1. Художественно-эстетическое развитие ребенка.
2. Готовность воспитанника к дальнейшему изучению
народнохарактерного дуэтного танца, получение воспитанниками по окончанию
программы необходимого комплекса знаний, умений и навыков в области
народно-характерного дуэтного танца;
3. Получение навыков участия в концертной деятельности, а также в
смотрах, конкурсах хореографических коллективов, праздниках и т.д.
По окончанию обучения воспитанники будут знать:
1.
Основы русского народного танца.
2.
Историю возникновения и развития народного танца.
3.
Основные положения корпуса, головы, позиции ног и рук.
4.
Направления народного и народно-сценического дуэтного танца.
5.
Терминологию хореографического искусства.
6.
Правила исполнения изучаемых танцевальных движений в дуэтном
танце.
7.
Правила техники безопасности при проведении урока хореографии.
По окончанию обучения воспитанники будут уметь:
1.
Самостоятельно начинать движение в паре.
2.
Выразительно и красиво исполнять народный танец в паре.
3.
Исполнять изученные танцевальные элементы на середине зала в
парном исполнении.
4.
Передавать в движении динамические изменения в музыке.
5.
Технически правильно исполнять танцевальные движения в паре.
Формы подведения итогов и формы контроля
1 .Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия
и в конце учебного года в форме проведения мониторинга по ЗУН.
4. Итоговый контроль на первом году обучения проводится в форме
выступления на отчётном концерте.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Дуэтный танец»
предусматривает в соответствии с Уставом МАУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель).
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
занятий по
программе
Дата
Всего
окончания
учебных
занятий по недель
программе
Всего
учебных
дней
Количество Режим занятий
учебных
часов
1 год
01
сентября
25 мая
36
72
36
1 раз в неделю
по 2 часа
2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в танцевальном
зале (кабинет № 6) (ул. Кирова, 126)
Материально-техническое обеспечение
Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение,
отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с
естественным доступом воздуха. Общее освещение кабинета обеспечено
люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному
освещению.
Оборудование, используемое на занятиях:
- хореографический̆ класс с зеркалами;
- станок вдоль стены с зеркалами.
-Баян, магнитофон
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический
комплект, включающий дидактический материал и методические разработки,
раздаточный материал и наглядные пособия:
- учебный стенды;
- костюмы;
- иллюстрационный тематический материал, презентации;
- демонстрационные работы (видео занятия и мастер класс).
2.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. http://www.minsport.gov.ru/ - Сайт Министерства спорта Российской
Федерации.
2. http://www.budi.ru/article/hupp/vy/lygnyi_cport.htm – журнал «Движение
жизнь».
3. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
4. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
5.
http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
6.
http://www.horeograf.com
2.3. Формы аттестации
1. Вводный контроль (входная аттестация) Определения уровня
подготовки детей в начале цикла обучения. Форма проведения – беседа,
педагогическое наблюдение.
2. Промежуточный контроль. Подведение итогов за полугодие и в конце
года обучения. позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня
и скорректировать процесс обучения – педагогическое
наблюдение
самостоятельная работа).
3. Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося в конкурсах
и фестивалях разного уровня.
При реализации программы в течение всего учебного года осуществляется
текущий контроль с целью проверки уровня усвоения теоретических и
практических знаний материала программы (фронтальные и индивидуальные
беседы, самостоятельная работа, а также педагогическое наблюдение).
2.3.1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения «Дуэтный танец», Отслеживание
мониторинга проводится два раза в год, в соответствии с возрастом и годом
обучения учащегося
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень от 7 до 9 баллов)
Низкий уровень (1-3 баллов): не достаточно владеет понятиями и
терминологией по базовым темам программы. Не может сделать боле половины
движений в такт и темп или исполняет только часть движений в музыку, но без
чистоты исполнения. Требуется постоянная помощь педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): учащийся имеет знания по базовым темам
программы, грамотно и под музыку исполняет движения с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), владеет
понятиями и терминологией по базовым темам программы. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности на занятиях. Может самостоятельно выявить
ошибки, но испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Технически качественно и художественно
осмысленно исполняет движения (все движения выполняются в темп музыки с
нужной резкостью и четкостью), отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения, свободно владеет понятиями и терминологией по базовым темам
программы. Соблюдает технику безопасности во время занятий. Может
самостоятельно выявить и устранить ошибки. Результаты отслеживаются и
фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№ ФИ
п/
п
Обучение
Воз Год Знания и умения
обуТеория
раст че- Уровни в баллах
ния Низкий Средний Высоки
(1-3)
(4-6)
й
(7-9)
Практика
Низкий
(1-3)
Средний Высоки
(4-6)
й
(7-9)
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
Месяц
XII
XII
XII
XII
XII
XII
V
V
V
V
V
Участие
в
конкурсах
,
фестиваля
х
(кол-во)
Результат:
сертифика
т,
благодарн
ость,
грамота,
диплом и
т.д
V
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
Аналитические материалы по результатам исследования уровня развития
общей одаренности учащихся объединения, портфолио учащихся, участие в
конкурсах, выступления на праздниках и фестивалях.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы студии танца «Дуэтный танец» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов.
Тема
(стартовый уровень)
«Дуэтный танец» - Вводное занятие
-Этюдная работа
Методы педагогической диагностики
Беседа
Педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа,
-Постановка номера
Педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа,
Итоговые занятия
Педагогическое наблюдение,
самостоятельная работа
2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
При планировании учебного занятия учитывается пол ребенка, возраст,
физиологические данные. Для хореографического развития детей используются
следующие методы:
1. Словесные;
2. Наглядные;
3. Практические;
4. Аналитический;
5. Эмоциональный;
6 Индивидуальный подход .
3.5.2. Педагогические технологии
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся приёмам
здорового образа жизни, формирование навыков и привычек здорового образа
жизни, расширение представления о пользе занятий физическими упражнениями,
рациональной нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, не игнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровая технология ( В.В Воскобович.).
Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче втягиваются в
обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше
физической пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру
чувствуют себя уверенней в коллективе школы, лагеря отдыха, компании друзей.
Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать
удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи,
совершенствуется их способность к коммуникации.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется
для организации соревнований и мероприятий воспитательного характера. Этот
способ деятельности помогает развитию организаторских и коммуникативных
навыков и работает на сплочение коллектива. В основе технологии - известный
метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ
технологии
(Информационно-коммуникационные
технологии) используются:
1. как источник информации: история танцев, правила, текущие новости о
фестивалях и конкурсах;
2. для самостоятельной работы учащихся ;
3. для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий: беседы, , видео выступления для анализа, и т. п.
4. для мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
Технология «Портфолио» используется как один
из способов
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений танцоров.
Формируется совместно с учащимся в период его обучения.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия.
Тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме.
1. Вводная часть состоит из построения, приветствия, оглашения темы
занятия, инструктажа по технике безопасности, разминка .
2. Основная часть занятия – непосредственное разучивание элементов
танца, танцевальных движений, поз, переходов, и рисунка танца.
3. Заключительная часть занятия – разучивается соединение
танцевальных движений, поз, переходов и рисунков в танцевальные комбинации,
которые разучиваются и отрабатываются. Затем собираются фигуры танца, а
фигуры в целый танец.
Результатом занятий становится составление танцевальных композиций и
самостоятельное исполнение танца обучающимися.
2.5.4. Дидактические материалы
Звукоматериалы:
Музыка для разминки, музыкально-дидактическая игра для освоения
танцевальных движений
Музыка для экзерсиса.
запись, монтаж музыкальных произведений для разучивания и постановки
танцевальных вариаций, и проведения массовых мероприятий;
Видеоматериалы:
Фотоиллюстрации к танцам
История возникновения танца
Выступления известных российских и зарубежных коллективов.
Видеозаписи с хореографических конкурсов
видеоматериалы, информационные материалы на сайте.
Стендовый материал
Стенд с фотографиями «Наши достижения».
Информационный стенд «Уголок безопасности».
Дидактические пособия:
Сценарный материал по воспитательной работе.
Методические разработки занятий по темам программы.
Необходимый реквизит для проведения занятий, игровых программ;
Инструментарий к разделам психолога - педагогического мониторинга.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата
обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12
_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec3
030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Арзамасцев. О. Г., Преподавание хореографической дисциплины «Классический
танец» в непрофессиональных коллективах: пособие/ Арзамасцев. О. Г,.Е.,2005.256 с.
2. Бриске И. Э., Ритмика и танец. Методическое пособие для педагогов школ
искусств./ Бриске И. Э. , Ч., 1990.-125 с.
3. Бриске И. Э., Детская балетная студия (дополнительное образование детей 6-17
лет),/ Бриске И. Э. Дом детского творчества Октябрьского района г.
Екатеринбурга, 2002-67с.
4. Методические разработки по народному танцу для преподавателей ДШИ/.Ч.,
1990-250с.
5. Самоукин А.И.,Самоукина Н.В., Выбор профессии: путь к успеху./ Самоукин
А.И.,Самоукина Н.В, – Дубна: ООО «Феникс + » , 2000-100с.
8. Сборник программ дополнительного образования художественно-эстетической
направленности./ Выпуск 1. объединение «Дворец молодежи», Е., 2002-55с.
9. Хореографическое развитие детей в ансамбле танца «Детство»
(дополнительное образование детей с 5 до 16 лет). Городской Дворец детского и
юношеского творчества. Е., 2005-160с.
Литература для детей и родителей
1.Доктор Курпатов., Проблемный ребенок./ Доктор Курпатов, М.,ОЛМА, 2006360с.
2.Жемчугова Л.В., Диагностика психологических явлений детей и взрослых./
Жемчугова Л.В. Е., Центр Проблем Детства,1990-200с.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дуэтный танец» предназначена для работы с детьми в условиях учреждения
дополнительного образования детей.
Данная программа рассчитана на возрастной диапазон детей 9-12 лет,
является результатом практической работы педагогов студии и реализуется в
течении 1 года.
Цели и задачи программы направлены как на формирование навыков и
умений в дуэтном танце, так и на развитие творческой личности обучающихся.
Программа отражает психофизиологические особенности возрастной
группы обучающихся, и учитываются эти особенности при организации занятий.