! Диапазон

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ДИАПАЗОН»
(индивидуальная работа с одарёнными детьми)

Возраст учащихся: 7 – 16 лет
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:
Казакова Людмила Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Он является
частью его жизненной силы. Голос является средством общения человека с миром.
И наконец, голос – самый тонкий музыкальный инструмент, настраивать и
поддерживать «строй» которого по силам далеко не каждому. Уникальность этого
«инструмента» еще и в том, что у каждого человека свой неповторимый голос, с
присущими только ему тембровыми окрасками. Так почему же так полезно
заниматься эстрадным вокалом?
Обучение детей эстрадному вокалу как особому виду музыкального искусства
открывает богатые перспективы для развития музыкальных способностей детей.
Эстрадное пение дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя,
реализовать свои способности, добиться успеха. Занятие эстрадным вокалом заметно
обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту
общения с окружающим миром.
В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой
личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития
способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной. Видное место в
процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная одарённость.
В соответствии с программой развития дополнительного образования
приоритет которой - обеспечение ребенку пространства свободного, осознанного
выбора перспективных направлений индивидуального развития, подготовки к
дальнейшему профессиональному самоопределению, программа «Диапазон»
направлена на формирование гармонично развитой личности, на воспитание любви
к своей малой родине, на умение трудиться, и правильно оценивать результаты
своего труда, на развитие музыкального вкуса.
Индивидуальное обучение помогает раскрыть творческие способности
ребенка в искусстве эстрадного пения, раскрыть у учащегося свой уникальный
узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим
образом, доведя все это до максимально приближенного к профессиональному, что
способствует творческой самореализации учащегося через успешное участие в
конкурсах детской эстрадной песни, многочисленных концертах. Все это создает
прекрасные условия для музыкального и эстетического воспитания, учит с
достоинством любить свой народ, природу, воспитывать чувство коллективизма и
товарищества, что в наше время особенно актуально.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Диапазон» художественной направленности направлена на воспитание и развитие
одаренных детей, обладающих способностями к творческой деятельности, развитие
и совершенствование певческой и исполнительской культуры учащихся,
формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских, на обеспечение
духовно-нравственного становления личности обучающегося, его самоопределение
для самореализации.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
10. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13. Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы
Обучение по индивидуальной программе дает возможность:
ликвидировать внутреннюю закомплексованность, социальную замкнутость;
самостоятельно ставить и выполнять творческие задачи;
понимать явления окружающей жизни и давать им оценку;

получить начальное музыкальное образование в области эстрадной
вокальной
деятельности;
возможность дальнейшего обучения в музыкальных училищах, ВУЗах.
Обучение продолжают дети, получившие знания на базовом уровне в вокальной
студии.
Особенностью программы является индивидуальный подход к ученику, что
даёт возможность ребёнку максимально раскрыть свои способности и помогает в
поиске собственной манеры исполнения.
Основное содержанием программы позволяет формировать в единстве
содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности
– это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из
области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все
практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса
и сценическому искусству.
Новизна программы заключается в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
учащихся разновозрастного коллектива и последовательности, сопровождающей
систему практических занятий.
Именно на индивидуальных занятиях по эстрадному вокалу можно проследить
все линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной
восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении
различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная
координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых
представлений, свободная импровизационная манера исполнения, органичность в
сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального
кругозора и интерес ко всему новому, - всё это входит в единую цепь музыкально
творческого развития детей в процессе обучения навыкам пения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью
обеспечения формирования умений в певческой деятельности и развития
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции,; координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки
следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля
и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Поэтому кроме развивающих и обучающих задач, пение решает
еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию
личности.
С помощью индивидуального пения можно адаптировать индивида к сложным
условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом
должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения,

уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.
В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
В основу построения данной программы впервые положена эстрадная и
классическая постановка голоса, которая в полной мере отвечает всем требованиям
проведения занятий эстрадным вокалом. Методы и формы работы совместной
эстрадной и классической постановки голоса дают возможность работать с голосом
ребенка в самом щадящем режиме. Они позволяют поставить певческое дыхание,
развить диапазон, научить пользоваться вокальной техникой, освоить различные
приемы звукоизвлечения. Программа «Диапазон» является здоровьесберегающей:
занятие пением благотворно влияет на функции дыхательного аппарата и на
стенки кровеносных сосудов, укрепляя их, улучшает деятельность мозга,
кровообращение, нормализует обменные процессы, т.е. является хорошим
жизненным тонусом для человеческого организма. Пение очень хорошо действует на
психоэмоциональное состояние – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов.
Эти свойства пения особенно ценны для современных детей. Так что занятия пением
- один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.
Реализация творческих амбиций формирует в ребенке качества, помогающие
достигать успешности не только в творчестве, формирует черты характера, такие, как:
ответственность, обязательность, самостоятельность, активность, аккуратность,
обретение внутреннего стержня, упорство, настойчивость в достижении цели,
открытость, искренность, обаяние, отзывчивость, доброта. Развитие слуха и памяти
на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг
воспитывает у обучающегося культуру речи. Участие в коллективных проектах
развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе.
Публичные выступления формируют у обучающегося психологическую стойкость, а
социально- значимая деятельность воспитанника вокальной студии, помогает
сформироваться его активной гражданской позиции и непременного чувства
ответственности за личные, а также коллективные результаты.
Отличительные особенности программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Диапазон» являеться модифицированной. В основу программы положены:
образовательная программа «Эстрадный вокал» – Департамент образования,
городской Дом творчества, г. Камышлов, 1977 год; «Программа для внешкольных
учреждений» - раздел «Вокально-хоровая работа» – Москва, «Просвещение», 1986
год и личный опыт педагога – автора программы.
Уровень программы.
Программа «Диапазон» имеет «продвинутый» уровень обучения.
«Продвинутый» уровень направлен на углубленное изучение содержания
общеобразовательной
и
общеразвивающей
программы
и
доступ
к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
С целью содействия полноценному и своевременному психологическому
развитию ребенка, обеспечению его психического здоровья, в рамках учебно-

воспитательного процесса, планируется психолого-педагогическое сопровождение
учащегося.
Адресатами программы я являются учащихся 7 - 16 лет.
Краткие возрастные особенности:
Процесс музыкального развития и воспитания строится с учетом
психофизиологических особенностей детей, которые в силу своих особенностей
наиболее благоприятны для творческого музыкального самовыражения,
психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка.
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Происходит
перестройка
всей
системы
отношений
ребенка
с
действительностью. Ведущая деятельность школьника – учебная. Развивается новое
познавательное отношение к действительности. Происходит первоначальное
складывание характера. Развитие личности зависит от успеваемости ребенка в той
или иной деятельности. Оценочная система влияет на становление его самооценки.
Видоизменяется игровая деятельность: возрастает значение игры с достижением
результата. Изменения происходят и в познавательной сфере ребенка. Память
приобретает ярко выраженный произвольный характер. Формируется способность
сосредотачивать внимание на мало интересных вещах, что способствует развитию
воли. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Это период
начала усвоения системы научных понятий, обобщения и формирования
интеллектуальных операций, формируется внутренний план действий.
Одним из условий приобретения ребенком социального опыта является его
реализация в сфере дополнительного образования, где он получает необходимое для
него признание окружающих.
Подростковый возраст (11-15 лет)
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым
созреванием. В самосознании происходят значительные изменения: появляется
чувство взрослости. Ведущей деятельностью в этот период становится интимноличностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в
неформальные группы. Возникают яркие увлечения. Активное интеллектуальное
развитие проявляет склонность к самоанализу, к самовоспитанию. Познание себя,
своих качеств, приводит к формированию познавательного, центрального
компонента “Я – концепции”, с которым связаны еще два компонента – оценочный и
поведенческий. Определение места своего “Я” является началом профессионального
самоопределения.
Старший школьный возраст (15-17 лет)
В этот период подросток почувствовав себя взрослым, пытается разными
способами приобщиться к жизни старших. Самооценка в юности выше, чем в
подростковом возрасте, так как еще нет достаточной уверенности в себе, принятия
себя и он не может определить свой дальнейший путь. Юность это период
стабилизации личности, где складывается система устойчивых взглядов на мир и свое
место в нем. В этот период решается главная задача – развитие готовности к
жизненному самоопределению – профессиональному и личностному, что
предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой
сферы, самостоятельности и ответственности.

Наполняемость группы 1-2 человека. Занятия проводятся индивидуально и в
малых группах. Состав солистов объединения постоянный.
Программа предусматривает разно уровневые и разновозрастные учебные
группы, что дает возможность использовать метод «наставничества» - опытные
воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации - 2 года.
1 год обучения (продвинутый уровень) – 72 часа;
2 год обучения (продвинутый уровень) – 72 часа;
Объем программы – 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная (организуется для работы с одаренными детьми);
Групповая (организация работы в дуэтах, трио для творческого взаимодействия
между детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концертная и
конкурсная деятельность).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, педагогическое наблюдение,
традиционное комбинированное и практическое занятие, занятие-постановка,
занятие-репетиция, музыкально-познавательные беседы, встречи с творческими
людьми города, занятие-викторина, занятие-игра, занятие-соревнование, занятиеэксперимент, занятие-экскурсия (посещение выставок, музеев, концертов,
праздников, воспитательных мероприятий), музыкальная гостиная.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, мастер-класс, творческий отчет, фестиваль.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для всестороннего развития одаренных
детей, совершенствования музыкальных способностей и раскрытия личностного
потенциала учащихся
через изучение искусства эстрадного вокала,
для
профессиональной ориентации обучаемых.
Для реализации программы определен комплекс задач музыкального
воспитания, способствующих развитию, воспитанию и обучению учащихся общей
музыкальной культуре.
Обучающие задачи:

 развивать основы певческой и общемузыкальной культуры;
 способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и
музыкальных вкусов;
 приобщать учащихся к лучшим образцам отечественной , зарубежной
музыкальной культуры, познакомить с их наиболее значимыми явлениями,
стилями и жанрами;
 формировать мотивы раннего профессионального самоопределения.
Развивающие задачи:
 Развивать у учащихся активное восприятие музыкальной культуры,
исполнительские и творческие способности;
 Способствовать формированию личной инициативы и творческой фантазии в
трактовке произведений, стремления к самосовершенствованию через участие
в концертах, конкурсах, фестивалях;
 Развивать навыки критического отношения к вновь возникающим
музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения,
осознанную потребность в здоровом образе жизни.
Воспитательные задачи:
 формировать общую культуру личности ребенка, способную адаптироваться в
современном обществе;
 развивать личностные коммуникативные качества;
 воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи, способности к
самоуправлению, инициативе;
 воспитывать потребность к творческому самовыражению.
1.3. Планируемые результаты:
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения

должен знать

Предметные результаты
должен уметь

 правила охраны и гигиены
певческого голоса;
 строение голосового аппарата
и
механизм
голосообразования;
 основные
теоретические
установки эстрадного вокала;
 средства
музыкальной
выразительности (динамика,
агогика ,штрихи);
 вокальную терминологию и
специфику исполнения в
различных стилях;
 технологию работы с
микрофоном.

 владеть вокально-исполнительской техникой;
 управлять качеством певческого звука;
 владеть способами работы над
звукообразованием, интонацией, дикцией и
фразировкой исполняемого произведения;
 владеть различными способами работы над
дыханием в процессе вокальных упражнений,
пения произведений, дыхательной гимнастикой;
 добиваться ровности звучания головного и
грудного резонаторов;
 ритмически, непринужденно двигаться по сцене;
 достичь осмысленного исполнения эстрадного и
джазового репертуара;
 анализировать свое и чужое исполнение;
 реализовать приобретенные знания, умения и
навыки на практике;
 совершенствовать сценический образ;

 использовать различные приемы вокальной
техники при исполнении произведений различных

жанров, стилей, эпох;
 использовать приемы современного эстрадного
вокала и специфических джазовых вокальных
приемов;

 владеть методами коррекции возникающих

ошибок в звуковедении, звуковысотном
интонировании и способами преодоления
вокально – исполнительских трудностей;

 распознавать признаки утомления на уроке и
использовать методы расслабления для
голосового аппарата (психологические и

физиологические);
 анализировать поэтический и музыкальный текст
на уровне музыкально – теоретических знаний;

 владеть своим поведением в процессе концертно –
исполнительской деятельности;
Личностные результаты:
воспитание потребности к творческому самовыражению.
воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, способности к самоуправлению,
инициативе.
формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
умение ориентироваться в условиях современного мира, развивая духовно-нравственные
качества: доброту, нравственность, способность жить и действовать в согласии с самим собой,
другими людьми, обществом.
развитие стремления к самосовершенствованию через участие в концертах, конкурсах.
Метапредметные результаты:
умение находить другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
развитие личной инициативы и творческой фантазии в трактовке произведений.
умение работать с разными современными источниками информации.
умение работать самостоятельно, вести диалог; понимать творческую задачу, ставить цель,
планировать ход работы.

2 год
обучения













атаку звука и виды голосовых
приёмов;
регистры голоса и приёмы
сглаживания регистровых
переходов;
все виды певческого
дыхания;
специфические приемы
исполнения джазовых
вокальных композиций;
репертуар, разнообразный по
стилям и жанрам;
творчество композиторов и
авторов поэтического текста
исполняемых произведений;
технологию работы с
микрофоном.

1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1-го года обучения
Задачи:
 владеть навыками правильного певческого голосообразования,
обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции
резонаторов;
 формировать певческие гласные и согласные звуки;
 владеть элементами звукообразования в эстрадной манере;
 развивать эмоциональную отзывчивости в произведениях разного характера;
 формировать и развивать навыки поведения и общения;
 развивать слуховую сосредоточенность;
 подготовка к концертным и конкурсным номерам.

№

Тема

Количество

часов

Всег
о
1

Теория
1

Практи
ка
-

Формы
аттестации/
контроля

1.

Введение

2.

Постановка голоса

22

2

20

3.

Музыкально-образовательные
беседы.
Работа над произведением.
Постановка номера

4

4

-

30

4

26

ПЗ, педагогическое наблюдение,
демонстрация номеров

4.

Беседа
Практическое задание (ПЗ),
педагогическое наблюдение
Беседа, устный опрос

4

2

2

ПЗ, наблюдение

6.

Развитие актерских
способностей.
Концертная деятельность.

10

-

10

Анализ подготовки и участия в
концертной деятельности

7.

Итоговое занятие.

1

-

1

Анализ достижений

72

13

59

5.

Всего:

Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
Тема 1. Введение
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
 Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.\
Тема 2. Постановка голоса
Теория
 Виды певческого дыхания.
 Особенности выполнения вдоха и выдоха.
 Работа мышц мягкого неба.
 Разогрев артикуляционного аппарата.
 Раскрепощение мышц корня языка, гортани.
 Развитие головного и грудного резонаторов.
 Овладение практическими навыками певческого звукообразовантя.
Практика
 Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики.
 Выполнение упражнений на активизацию дыхательного аппарата
использованием динамических оттенков.
 Речевой тренинг с ритмическими заданиями.
 Выполнение упражнений на воспитание нижней челюсти.
 Выполнение упражнений на согревание певческого аппарата.
 Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений.
 Выполнение упражнений на концентрацию звука.

с

 Выполнение упражнений на сглаживание регистров.
 Выполнение упражнений на овладение различными приемами исполнения
(legato, ataccato, non legato и др.)
 Выполнение упражнений на развитие технических навыков.
 Выполнение упражнений на расширение звуковысотного диапазона.
 Выполнение тренировочных интонационных упражнений.
Тема 3. Музыкально-образовательные беседы
Теория
 Охрана голоса и гигиена голосового аппарата.
 Способы звуковедения.
 Музыкальные термины, используемые в эстрадном пении.
 Специфика певческого произношения. Диапазон вокалиста.
Тема 4. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
 Прослушивание и анализ произведения, раскрытие содержания произведения,
его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.
Практика
 Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги. Работа
над текстом без мелодии, соединение отдельных фраз, используя вокальные
упражнения, работа над звукообразованием, работа над эмоциональной
передачей содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
 Пение под фонограмму, соединение танцевальных движений с исполнением
произведения (консультация хореографа).
 Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
 Запись подголосков и пробных фонограмм с голосом.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
 Особенности и передача актерского образа.
Практика
 Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
 Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
 Подведение итогов работы за учебный год.
Учебный (тематический) план 2-го года обучения
Задачи:
Продолжение работы над развитием вокально-технических и
исполнительских навыков в упражнениях и произведениях более
сложного характера:
 уметь правильно организовать дыхание, связанного с ощущением опоры звука;
 расширить диапазон ряда правильно формируемых звуков;

 развивать гибкость, подвижность голоса;
 уметь сглаживать регистры, выравнивать звучность гласных;
 уметь ясно, четко произносить согласные звуки в сочетании с гласными
звуками;
 развивать тембровый и динамический слух;
 Подготовка к концертным и конкурсным номерам.
№

Название
темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Введение.

1

2.

Постановка голоса

26

4

3.

Музыкальнообразовательные
беседы.

4

4

4.

Работа над
произведением.
Постановка номера.

26

4

22

ПЗ, педагогическое
наблюдение,
демонстрация номеров

5.

Развитие актерских
способностей.

4

2

2

ПЗ, наблюдение

6.

Концертная
деятельность

10

10

7.

Итоговое занятие

1

1

Анализ подготовки и
участия в концертной
деятельности
Анализ достижений,
портфолио

Всего

72

Беседа

1

15

22

Практическое задание
(ПЗ), педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

57

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1. Введение
Теория
 Знакомство с программой и режимом работы
 Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановка голоса
Теория
Продолжение работы по закреплению и совершенствованию полученных ранее
вокально-технических и исполнительских навыков:
 организация дыхания, связанного с ощущением опоры;
 дикция, артикуляция, выразительность слова;
 интонационно-фонетические упражнения;
 развитие головного и грудного резонаторов;
 певческое звукообразование и звуковедение;

 расширение диапазона и выравнивание на всех его участках;
 музыкально-выразительные средства исполнения;
Практика
Продолжение выполнения расширенного комплекса упражнений:
 выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики;
 выполнение упражнений на активизацию дыхательного аппарата с
использованием динамических оттенков;
 речевой тренинг с ритмическими заданиями;
 выполнение упражнений на воспитание нижней челюсти;
 выполнение упражнений на согревание певческого аппарата;
 выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений;
 выполнение упражнений на концентрацию звука;
 выполнение упражнений на сглаживание регистров;
 выполнение упражнений на овладение различными приемами исполнения
(legato, ataccato, non legato и др.)
 выполнение упражнений на развитие технических навыков;
 выполнение упражнений на расширение звуковысотного диапазона;
 выполнение тренировочных интонационных упражнений;
Тема 3. Музыкально-образовательные беседы
Теория
 История вокала. Народный, академический, эстрадный вокал. Их взаимосвязь
и взаимовлияние.
 Проведение бесед о музыкальных новинках, просмотр видеоклипов
современных исполнителей, анализирование их исполнения.
 Зарождение и становление музыкальных жанров: джаз, спиричуэлс, кантри,
блюз, регги. Их взаимосвязь и взаимопроникновение.
Тема 4. Развитие актерских способностей
Теория
 Особенности и передача актерского образа.
Практика
 Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 5. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Прослушивание и анализ произведения, раскрытие содержания произведения, его
взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.
Практика
 Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги.
Работа над текстом без мелодии, соединение отдельных фраз, используя
вокальные упражнения, работа над звукообразованием, работа над
эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения и решение
актерских задач.
 Пение под фонограмму, соединение танцевальных движений с исполнением
произведения (консультация хореографа).

 Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
 Запись подголосков и пробных фонограмм с голосом.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
 Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
 Подведение итогов работы за год.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Диапазон» предусматривает в
соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» занятия в течение учебного
года с сентября по май. Программа рассчитана на 2 года (36 учебных недель для
каждого года обучения). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа в
обучения
сентября
неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет, с
рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству обучающихся в группе.
Техническое обеспечение: ноутбук, магнитная доска, музыкальный центр,
микрофоны, стойки микрофонные, микшерный пульт, компрессор, колонка «Ямаха»
Сатиллит, колонка «Ямаха» Сабвуфер, монитор «Ямаха», монитор «Ямаха»
Саундкинг, усилитель, фортепиано.
Инструменты: микрофоны по количеству детей.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература, журналы,
тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы, образцы
художественных работ.
№
п/п

Название
раздела (темы)

Методические материалы
Материально Формы, методы,
техническое
приемы обучения

Формы учебного
занятия

1

Постановка
голоса.

2

Музыкальнообразовательные
беседы.

3

Работа над
произведением.
Постановка
номера.

4

Развитие
актерских
способностей.

5

Концертная
деятельность

оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
компрессор,
Фонотека,
видеоматериалы,
стендовый материал,
учебнотренировочная и
учебно-методическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
фонотека,
видеоматериалы.
Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
компрессор,
Фонотека,
видеоматериалы,
стендовый материал,
учебнотренировочная и
учебно-методическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
фонотека,
видеоматериалы,
учебно-методическая
литература.

Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
компрессор.

Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
Информационный,
мультимедийный
Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
Репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,

Индивидуальная,
групповая
(работа в
дуэтах),

метод самоконтроля,
сравнения и анализа.
2.3. Формы аттестаци

Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося,
его
музыкальных,
вокально-исполнительских
данных,
коммуникабельности (беседа, анкетирование).
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия каждого года
обучения по данной общеразвивающей программе, которая позволяет выявить
динамику изменений образовательного уровня.
Итоговый контроль - проводится в виде участия в итоговых концертах,
конкурсах, фествалях разного уровня с целью определения уровня развития личных
творческих способностей (беседа, самооценка, оценка зрителей, жюри, анализ
портфолио)
При реализации программы «Диапазон» регулярно осуществляется текущий
контроль с целью определения уровня усвоения знаний и умений (беседа,
наблюдение, опрос, практическое задание, игры, коллективный анализ, демонстрация
номеров). Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов проводится психолого педагогическим мониторингом. Отслеживание по разделам Психолого педагогического мониторинга проводится два раза в год, в соответствии с возрастом
и годом обучения учащегося.
Результаты отслеживания определяются по трем уровням:
 низкий уровень – от 1 до 3 баллов;
 средний уровень – от 4 до 6 баллов;
• высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
- Низкий уровень (1-3 баллов):
у обучающегося нечистое, фальшивое
интонирование по всему диапазону, отсутствие ритмического слуха, нет свободной
артикуляции и четкой дикции, маленький диапазона голоса (3-5 нот), нет слухового
внимания, мало эмоционален, вялое безразличное пение. При слушании ребенок
рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. Отсутствие музыкального
"багажа" памяти - несформированность навыков запоминания, воспроизведения,
узнавания музыкального материала. Не владеет терминологией в области вокала. Не
умеет анализировать и исправлять допущенные ошибки и давать объективную оценку
своему труду, нестабилен в психологическом поведении на сцене, не соблюдает
правила охраны голоса, правила безопасности поведения во время занятий.
- Средний уровень (4-6 баллов): у обучающегося относительно чистое
интонирование (правильное интонирование отдельных отрывков), слуховое
внимание отрывочное, не совсем точное воспроизведение ритмического рисунка, не
достаточно свободная артикуляция и не очень четкая дикция, небольшой диапазон
голоса (октава), поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки
проявляет не всегда устойчивый интерес - небольшой запас музыкального "багажа"
памяти - неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала.
Недостаточно полно владеет понятиями и терминологией в области вокала.

Уважительно относится к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
не совсем понимает причины успеха/неуспеха собственной творческой деятельности,
не всегда соблюдает правила охраны голоса, правила безопасности на занятиях.
- Высокий уровень (7-9 баллов): у обучающегося чистое интонирование
мелодической линии, чувство лада, хорошее слуховое внимание и ритмический слух,
свободная артикуляция и четкая дикция, владение широким диапазоном голоса, ярко
выраженная эмоциональность. При исполнении песен активен. Любит, понимает
музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Наличие
музыкального "багажа" памяти - быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение
музыкального материала. Свободно владеет понятиями и терминологией в области
вокала. Умеет преодолевать психологические комплексы: благодаря концертной
практике и повышению самооценки в процессе обучения, может осуществлять
самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью, правильно планировать
домашнюю работу. Соблюдает правила охраны голоса, правила безопасности во
время занятий.
Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице «Маршрут развития
личности учащихся по обучаемой программе».
Таблица 1

«Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»
№
п/
п

Фами
лия,
имя
обуча
ющег
ося

Возраст

Год
обучения

Низкий
(1-3)

Средни
й
(4-6)
Месяц

Месяц
XII

V

XI
I

V

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
XII

V

Месяц
XI
I

V

Практика
Средний
(4-6)

Высокий
(7-9)

Месяц

Месяц

XII

XII

V

V

Участие
в
конкурса
х,
фестивал
ях
(колво)

Результа
т:
сертифик
ат,
благодар
ность,
грамота,
диплом и
т.д

Отслеживаются индивидуальные достижения учащихся
объединения
(дипломы, грамоты, благодарности, портфолио учащихся).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации образовательных
результатов психолого-педагогического мониторинга используются: журнал
посещаемости, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о работе
объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО «Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Мониторинговые исследования, открытые занятия, портфолио учащихся, творческие
отчеты воспитанников: конкурсы и фестивали разного уровня и направлений,
концертная деятельность, родительские собрания с показом основных дисциплин
вокального
искусства, поступление
выпускников в
профессиональные
образовательные организации по профилю.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Диапазон» разработан пакет
диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов.

№

Тема

Методы педагогической диагностики

1 год обучения
1
2

Введение
Постановка голоса.

Музыкально-образовательные
беседы
4 Работа над произведением.
Постановка номера.
5 Развитие актерских способностей.
6 Концертная деятельность.
3

7
1
2
3.
4
5
6
7

Беседа
Практическое задание (ПЗ), педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос

ПЗ, педагогическое наблюдение,
демонстрация номеров
ПЗ, педагогическое наблюдение,
Анализ подготовки и участия в концертной
деятельности
Итоговое занятие.
Анализ достижений, портфолио
2 год обучения
Введение.
Беседа
Постановка голоса
Практическое задание (ПЗ), педагогическое
наблюдение
Музыкально-образовательные
Беседа, устный опрос
беседы
Работа над произведением.
ПЗ, педагогическое наблюдение,
Постановка номера.
демонстрация номеров
Развитие актерских способностей. ПЗ, педагогическое наблюдение,
Концертная деятельность
Анализ подготовки и участия в концертной
деятельности
Итоговое занятие
Анализ достижений, портфолио

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата
обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031 (дата обращения:
18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения:
18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».: URL [Электронный ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL [Электронный ресурс]:
https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».: URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».: URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».: URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_20
22-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».: URL

[Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения:
18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об утверждении
методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях».: URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec3030
a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для детей
1. Галкина, С.В. Музыкальные тропинки / С.В. Галкина.- М.: Лексис, 2005. 48с.
2. Ивановский, Ю.А. Занимательная музыка: музыкальные игры, шарады, ребусы /
Ю.А. Ивановский. – С-Петербург.: Композитор 2005. -104 с.
3. Кленов, А. Там, где музыка живет / А.Кленов. - Изд. “Педагогика”, 1986г. – 75
с.
Литература для родителей
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка: учебн.пособие / Н.А.
Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. 175 с.
2. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.:
ООО Кирилл и Мефодий, 2007- СД-диск (ИКТ).
3. Юдина, А.А. Сценическая речь, движение, имидж: учеб.пособие / А.А. Юдина.
- СПб.: Ария, 2000. 98 с.
Аннотация
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Диапазон» (индивидуальная работа с одаренными детьми) рассчитана на 2 года
обучения для детей 7-16 лет.
Программа относится к продвинутому уровню и имеет
художественную
направленность.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития детей,
совершенствования музыкальных способностей
и раскрытия личностного
потенциала учащихся
через изучение искусства эстрадного вокала,
для
профессиональной ориентации обучаемых.
Программа «Диапазон» направлена на работу с одаренными детьми –
углубленное развитие творческих способностей в искусстве эстрадного пения. На
данном этапе продолжают обучение дети, получившие знания на базовом уровне в
вокальной студии.

Обучение по программе дает возможность:
•проявить способности певца в различных видах конкурсно-концертной
деятельности;
•ликвидировать внутреннюю закомплексованность, социальную замкнутость;
•самостоятельно ставить и выполнять творческие задачи;
•понимать явления окружающей жизни и давать им оценку;
•получить начальное музыкальное образование в области эстрадной вокальной
деятельности;
•возможность дальнейшего обучения в музыкальных училищах, ВУЗах.
Индивидуальное обучение помогает найти, раскрыть у каждого ребенка свой
уникальный узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным
сценическим образом, доведя все это до максимально приближенного к
профессиональному, что способствует творческой самореализации учащегося через
успешное участие в конкурсах детской эстрадной песни, многочисленных концертах.
Программа является здоровьесберегающей, что является ее отличительной
чертой. Занятие пением благотворно влияет на функции дыхательного аппарата и на
стенки кровеносных сосудов, укрепляя их, улучшает деятельность мозга,
кровообращение, нормализует обменные процессы, т.е. является хорошим
жизненным тонусом для человеческого организма. Пение очень хорошо действует на
психоэмоциональное состояние - оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов.
Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.
Приложение 1
Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса была
разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих
навыков у учащегося.
Диагностика проводится два раза в год по следующим критериям
певческого развития:
Критерии певческого развития
Параметры

1.Музыкальный
слух

Низкий уровень
(1-3 балла)

Средний уровень
(4-6 баллов)
чистое
Нечистое, фальшивое Относительно
интонирование
интонирование по
(правильное
всему диапазону,
отсутствие диапазона интонирование
отрывков),
голоса, нет слухового отдельных
улучшается
после
внимания.
повторного
показа,
слуховое
внимание
отрывочное, небольшой
диапазон голоса (октава).

Высокий уровень
(7-9 баллов)
Чистое интонирование
мелодической
линии,
чувство лада, хорошее
слуховое
внимание,
владение
широким
диапазоном голоса(1,5 –
2 октавы).

2.Эмоциональное
восприятие

Мало эмоционален.
Вялое безразличное
пение. При слушании
ребенок рассеян,
невнимателен. Не
проявляет интереса к
музыке.

Поет
довольно
выразительно,
с
подъемом. К слушанию
музыки проявляет не
всегда
устойчивый
интерес.

Ярко
выраженная
эмоциональность. При
исполнении
песен
активен.
Любит,
понимает
музыку.
Внимателен и активен
при
обсуждении
музыкальных
произведений.

3. Музыкальная
память.

Отсутствие
музыкального
"багажа" памяти несформированность
навыков запоминания,
воспроизведения,
узнавания
музыкального
материала.

Небольшой запас
музыкального "багажа"
памяти - неточное
запоминание и
воспроизведение
музыкального
материала.

Наличие
музыкального "багажа"
памяти
-быстрое
запоминание,
узнавание,
воспроизведение
музыкального
материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».