Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
Возраст учащихся: 6 – 16 лет
Срок реализации: 4 года
Автор – составитель:
Казакова Людмила Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Современная популярная музыка вбирает в себя множество жанров,
стилей, манер и способов исполнения. Вот уже не одно десятилетие существует
и развивается в сфере массовой музыкальной культуры такое широкое
направление как эстрадное искусство.
Наряду с профессиональной эстрадой большое распространение получила
самодеятельная детская эстрада, охватывающая многообразные жанры, стили,
постоянно обновляющаяся по мере развития современных средств
выразительности, достижений звукоаккустической и компьютерной техники.
Широкая популярность самодеятельной музыкальной эстрады связана с тем,
что она, как никакой другой жанр музыкального искусства имеет возможность
моментально реагировать на всевозможные события, используя разнообразные
технические средства.
В последние годы необычайно возрос объем музыкальной информации,
который оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов
детей. Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний стихийного
музыкального потока, необходимо с раннего возраста заложить в нем прочный
фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах музыкальной
культуры. Поэтому в музыкальном образовании детей вокальное воспитание
является одним из ведущих направлений в дополнительном образовании.
Неисчерпаемыми возможностями воспитания в детях духовности,
нравственности, творческих способностей, эмоциональной культуры, развитие
в себе таланта – обладают занятия эстрадным вокалом, где предполагается
многосторонняя работа с воспитанниками: развитие у них музыкального слуха
(мелодического, звуковысотного, гармонического, внутреннего), музыкального
мышления, развитие творческих способностей, наполнение музыкальнослуховых представлений. Дети имеют возможность творчески выразить себя
индивидуально и в коллективе, интересно, содержательно организовать свой
досуг, получить дополнительные углубленные знания в области музыки,
возможность социального и предпрофессионального самоопределения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальная студия» (далее – программа) художественной направленности
направлена на развитие и совершенствование певческой и исполнительской
культуры, творческой активности учащихся, формирование вокальных навыков
и эстрадно-исполнительских качеств у обучающихся, выявление одаренных
детей, обладающих способностями к творческой деятельности, на обеспечение
духовно-нравственного
становления
личности
обучающегося,
его
самоопределение для самореализации.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
2
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы «Вокальная студия» обусловлена тем, что в
настоящее время вокальное воспитание – наиболее массовая форма активного
приобщения детей к музыке и возникла необходимость серьёзно и внимательно
проанализировать детское эстрадное творчество, выделить и закрепить лучшее,
3
что есть в этом жанре. Петь может каждый ребенок, и пение для него
естественный и доступный способ выражения художественных потребностей,
чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.
Все знают, какой притягательной силой для детей обладает вокальная музыка,
она раскрепощает, убирает комплексы, помогает самовыражению и
самоутверждению в нашем сложном мире. Направленность программы
позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка,
способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию
певческих навыков, развитию художественного вкуса, расширению кругозора,
помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и
выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении
иностранных языков. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших
образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют
друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное
воздействие на ребенка. Это помогает ему, разобраться в огромном количестве
вокальной музыки, показывает, что хорошая музыка возвышает человека,
делает его чище и благороднее.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью:
занимаясь в объединении дети приобретают опыт совместной творческой
работы, опыт участия в концертной и конкурсной деятельности на разных
уровнях. Занятия в объединении «Вокальная студия» дают возможность
каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные
потребности, реализовать способности, радовать зрителя своими талантами,
получить оценку и общественное признание в городе, округе, в России.
Увлеченные любимым делом дети высоконравственны, добры и воспитаны,
принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа
взаимодействия с окружающим сообществом. На занятиях осуществляется
психологическая и практическая подготовка обучающихся к выбору
профессии. И даже если не многие свяжут свою жизнь с вокальным искусством,
навыки, полученные на занятиях в объединении, пригодятся в будущем.
Обучение по программе «Вокальная студия» способствует вовлечению
детей в творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и
интеллектуального развития ребенка; обеспечивает социально-значимую и
общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни города,
создаёт условия для культурного самоопределения личности обучающегося;
обеспечивает занятость детей вне школы, являясь одним из способов решения
этой острой социальной проблемы. Именно для того, чтобы ребенок,
наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства,
самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное
состояние,
разработана
программа
дополнительного
образования детей «Вокальная студия» направленная на духовно-нравственное
развитие обучающихся.
Отличительные особенности программы.
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальная студия» являеться модифицированной. В основу программы
положены: образовательная программа «Эстрадный вокал» – Департамент
образования, городской Дом творчества, г. Камышлов, 1977 год; «Программа
для внешкольных учреждений» - раздел «Вокально-хоровая работа» – Москва,
«Просвещение», 1986 год и личный опыт педагога – автора программы.
Отличительные особенности программы «Вокальная студия»:
Программа имеет три уровня обучения – стартовый, базовый,
продвинутый.
«Стартовый» уровень направлен на мотивацию интереса к данной
музыкальной деятельности, овладение первоначальными умениями в области
вокала.
«Базовый» уровень направлен на освоение и демонстрацию базовых
умений, знаний и навыков по вокалу, а также выявление и поддержка детей,
проявивших способности в данном направлении.
«Продвинутый» уровень направлен на углубленное изучение содержания
общеразвивающей программы и доступ к околопрофессиональным и
профессиональным
знаниям
в
рамках
содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
В основу построения программы впервые положена эстрадная и
классическая постановка голоса, которая в полной мере отвечает всем
требованиям проведения занятий эстрадным вокалом. Методы и формы работы
совместной эстрадной и классической постановки голоса дают возможность
работать с голосом ребенка в самом щадящем режиме. Они позволяют
поставить певческое дыхание, развить диапазон, научить пользоваться
вокальной техникой, освоить различные приемы звукоизвлечения.
Программа «Вокальная студия» является здоровьесберегающей: занятие
пением благотворно влияет на функции дыхательного аппарата и на стенки
кровеносных сосудов, укрепляя их, улучшает деятельность мозга,
кровообращение, нормализует обменные процессы, т.е. является хорошим
жизненным тонусом для человеческого организма. Пение очень хорошо
действует на психоэмоциональное состояние – оно помогает расслабиться,
избавляет от стрессов. Эти свойства пения особенно ценны для современных
детей. Так что занятия пением - один из путей к здоровью и очень важная
составляющая здорового образа жизни.
Реализация творческих амбиций формирует в ребенке качества,
помогающие достигать успешности не только в творчестве, формирует черты
характера, такие, как: ответственность, обязательность, самостоятельность,
активность, аккуратность, обретение внутреннего стержня, упорство,
настойчивость в достижении цели, открытость, искренность, обаяние,
отзывчивость, доброта. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает
решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у обучающегося
культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные
навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления
формируют у обучающегося психологическую стойкость, а социально5
значимая деятельность воспитанника вокальной студии, помогает
сформироваться его активной гражданской позиции и непременного чувства
ответственности за личные, а также коллективные результаты.
Адресатами программы являются подростки (мальчики, девочки) в
возрасте 6 – 16 лет.
Краткие возрастные особенности:
Процесс музыкального развития и воспитания строится с учетом
психофизиологических особенностей детей, которые в силу своих
особенностей наиболее благоприятны для творческого музыкального
самовыражения,
психологического
комфорта
и
эмоционального
благополучияребенка.
Дошкольное детство (6 лет)
Период дошкольного детства у детей наиболее благоприятен для яркого
эмоционального восприятия, которое идет параллельно с познанием и
освоением окружающего мира. Раннее вовлечение детей в творческую
деятельность очень полезно для общего художественного развития. Ребенок
осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, бытовую,
общение, формируется техническая, мотивационно-целевая стороны,
расширяются рамки общения по поводу познавательных, нравственных,
личностных проблем.
Построение учебного материала в форме игры не только отвечает
естественным духовным запросам детей, но и является подлинным
побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда. Игровая
деятельность захватывает ребенка целиком: его чувственные восприятия,
образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение. В
познавательной деятельности главным является освоение средств и способов
познавательной деятельности.
Певческая деятельность обогащает духовный мир ребенка, развивает
воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную
сферу ребенка, что становится впоследствии для личности человека основой
взаимоотношений с окружающей действительностью.
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с
действительностью. Ведущая деятельность школьника – учебная. Развивается
новое познавательное отношение к действительности. Происходит
первоначальное складывание характера. Развитие личности зависит от
успеваемости ребенка в той или иной деятельности. Оценочная система влияет
на становление его самооценки. Видоизменяется игровая деятельность:
возрастает значение игры с достижением результата. Изменения происходят и в
познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный
произвольный характер. Формируется способность сосредотачивать внимание
на мало интересных вещах, что способствует развитию воли. Мышление
приобретает абстрактный и обобщенный характер. Это период начала усвоения
системы научных понятий, обобщения и формирования интеллектуальных
операций, формируется внутренний план действий.
6
Одним из условий приобретения ребенком социального опыта является
его реализация в сфере дополнительного образования, где он получает
необходимое для него признание окружающих.
Подростковый возраст (11-15 лет)
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка –
половым созреванием. В самосознании происходят значительные изменения:
появляется чувство взрослости. Ведущей деятельностью в этот период
становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и
объединение в неформальные группы. Возникают яркие увлечения. Активное
интеллектуальное развитие проявляет склонность к самоанализу, к
самовоспитанию. Познание себя, своих качеств, приводит к формированию
познавательного, центрального компонента «Я – концепции», с которым
связаны еще два компонента – оценочный и поведенческий. Определение места
своего «Я» является началом профессионального самоопределения.
Старший школьный возраст (15-16 лет)
В этот период подросток почувствовав себя взрослым, пытается разными
способами приобщиться к жизни старших. Самооценка в юности выше, чем в
подростковом возрасте, так как еще нет достаточной уверенности в себе,
принятия себя и он не может определить свой дальнейший путь. Юность это
период стабилизации личности, где складывается система устойчивых взглядов
на мир и свое место в нем. В этот период решается главная задача – развитие
готовности к жизненному самоопределению – профессиональному и
личностному, что предполагает достаточный уровень развития ценностных
представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе. Программа предусматривает
одновозрастные учебные группы.
Объем и срок освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень) – 72 часа,144 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 72 часа,144 часа;
3 год обучения (продвинутый уровень) – 72 часа,144 часа;
4 год обучения (продвинутый уровень) – 72 часа,144 часа;
Срок реализации – 4 года.
Объем программы – 432 часа.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов. Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от
возраста поступления ребенка в объединение и качества освоения программы.
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Вокальная студия» на общих основаниях могут заниматься дети-инвалиды и
дети с ОВЗ не требующие организации особых образовательных условий.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность одного академического часа — 45 мин. Перерыв
между учебными занятиями — 10 минут.
7
Общее количество часов в неделю — 2, 4 часа.
Занятия проводятся 1, 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса.
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или
творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно
(репетиция, постановочная работа, концерт и т.п.);
групповая: организация работы (совместные действия,
общение,
взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения
определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был
виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые
или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от
цели деятельности);
индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и
отработки отдельных навыков.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
При реализации программы используются такие формы занятий как
беседа, набдюдение, традиционное комбинированное и практическое занятие,
занятие-постановка, занятие-репетиция, музыкально-познавательные беседы,
встречи с творческими людьми города, занятие-викторина, занятие-игра,
занятие-соревнование, занятие-эксперимент, занятие-экскурсия (посещение
выставок, музеев, концертов, правздников, воспитательных мероприятий),
музыкальная гостиная.
Интересной формой проявления детской активности на занятиях является
самоуправление, где учащиеся самостоятельно проводят разминку,
анализируют и оценивают исполнительские возможности каждого ученика.
Одной из главных задач в работе вокальной студии является
сотрудничество и расширение поля позитивного общения с родителями, цель
которого активное участие родителей в музыкальном, нравственном
воспитании и развитии ребенка. Для успешного выполнения задач необходимо
изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и
выбор форм обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у
детей вокально-исполнительских навыков стало не целью, а средством
воспитания интереса, любви к музыке. Музыкальное развитие осуществляется
естественно и непринужденно в непрерывной игровой форме и атмосфере
увлекательности, познавательного интереса и творческой инициативы.
Важной формой эмоционального общения и обучения учащихся являются
концерты, конкурсы, фестивали. Они наполняют впечатлениями, создают
8
приподнятое, праздничное настроение, вводят в круг новых интересов, дают
стимул для дальнейшего творческого роста.
Для совместной деятельности и общения с родителями проводятся
разнообразные формы взаимодействия с семьей: формы познавательной
деятельности: открытые уроки, индивидуально-групповые беседы, лектории,
способствующие повышению педагогической культуры родителей, их
компетентности в музыкальном воспитании детей, концертные и конкурсные
программы.
Одной из основных форм работы с родителями являются родительские
собрания, целью которых является вовлечение родителей в обсуждение
проблем, вопросов воспитания детей. Важной формой работы является
совместный досуг – это мероприятия художественно-эстетической
направленности, мероприятия развлекательного характера, посвященные
праздничным датам.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, творческий отчет, фестиваль.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для музыкального и эстетического
воспитания личности ребенка средствами вокального искусства; через
активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся
устойчивый интерес к пению; сформировать вокальные навыки и эстрадноисполнительские качества у обучающегося, умения владеть своим голосовым
аппаратом;
Для реализации программы определен комплекс задач музыкального
воспитания, способствующих развитию, воспитанию и обучению учащихся
общей музыкальной культуре.
Обучающие задачи:
развивать основы певческой и общемузыкальной культуры;
способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей
и музыкальных вкусов;
приобщать учащихся к лучшим образцам отечественной , зарубежной
музыкальной культуры, познакомить с их наиболее значимыми явлениями,
стилями и жанрами;
формировать мотивы раннего профессионального самоопределения.
Развивающие задачи:
Развивать у учащихся:
активное восприятие музыкальной культуры;
исполнительские и творческие способности;
личную инициативу и творческую фантазию в трактовке произведений;
стремление к самосовершенствованию через участие в концертах,
конкурсах, фестивалях;
навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным
явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения;
осознанную потребность в здоровом образе жизни.
9
Воспитательные задачи:
формировать общую культуру личности ребенка, способную
адаптироваться в современном обществе;
развивать личностные коммуникативные качества;
воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи, способности к
самоуправлению, инициативе;
воспитывать потребность к творческому самовыражению.
1.3. Планируемые результаты:
Год
обучения
(уровень)
должен знать
Предметные результаты
должен уметь
1 год
обучения
(стартовый
уровень)
что
такое
эстрадный
ансамбль,
теорию
звукообразования.
технику певческого дыхания;
о жизни и творчестве
авторов
изучаемых
произведений;
музыкальный и текстовой
материал
исполняемых
песен;
выученные
танцевальные
элементы;
технологию
работы с микрофоном.
2 год
обучения
(базовый
уровень)
выученные голосовые
партии, музыкальную
терминологию;
технику певческого дыхания;
о жизни и творчестве
авторов изучаемых
произведений;
музыкальный и текстовой
материал исполняемых
песен;
выученные танцевальные
элементы, технологию работы с
микрофоном.
3 год
как образуется звук, о работе
обучения
вокального аппарата;
(продвинутый об охране голоса и основных
уровень)
правилах гигиены;
музыкальные термины;
о творческой деятельности
известных авторов и
исполнителей.
соблюдать правильную певческую
установку;
правильно понимать дирижерский жест;
петь ровным звуком на дыхании;
петь в ансамбле, добиваясь строя звучания;
передавать эмоциональное состояние
произведения;
использовать танцевальные движения при
исполнении произведения;
правильно пользоваться дыханием;
петь под фонограмму, добиваясь ансамбля
и строя звучания;
самостоятельно выбирать средства
музыкальной выразительности;
петь в ансамбле, добиваясь строя звучания;
пользоваться микрофонами;
самостоятельно готовиться к концертному
выступлению;
объективно анализировать свое
выступление.
через вокальные упражнения добиваться
мышечной раскрепощенности
артикуляционного аппарата;
применять на практике основные приемы
дыхания;
добиваться ровности звучания головного и
грудного резонаторов;
ритмически, непринужденно двигаться по
сцене;
10
анализировать свое и чужое исполнение;
реализовать приобретенные знания, умения
и навыки на практике, иметь опыт
концертной деятельности.
4 год
цикл упражнений на
пользоваться приобретенными знаниями и
обучения
дыхание;
навыками вдоха и выдоха в упражнениях и
(продвинутый цикл упражнений для
произведениях;
уровень)
развития резонаторов;
добиваться ровности звучания головного и
грудного резонаторов;
основные стили и
направления джазовой и
анализировать свое и чужое творчество;
эстрадной музыки;
реализовать приобретенные знания, умения
и навыки на практике;
жизнь и творчество
известных исполнителей и
иметь навыки критического отношения к
коллективов;
вновь возникающим музыкальным
явлениям, умение оценивать их с
музыкальную терминологию,
основы музыкальной
эстетической точки зрения.
грамоты.
Личностные результаты:
воспитание потребности к творческому самовыражению;
воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, способности к самоуправлению
инициативе;
формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни;
умение ориентироваться в условиях современного мира, развивая духовно-нравственные
качества: доброту, нравственность, способность жить и действовать в согласии с самим
собой, другими людьми, обществом.
развитие стремления к самосовершенствованию через участие в концертах, конкурсах.
Метапредметные результаты:
умение находить другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
развитие личной инициативы и творческой фантазии в трактовке произведений;
умение работать с разными современными источниками информации;
умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог; понимать творческую задачу,
ставить цель, планировать ход работы.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1-го года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
развивать и укреплять интерес к учебной деятельности;
формировать и развивать навыки поведения и общения;
развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и
ладово-высотный слух, чувство ритма;
формировать вокально-ансамблевые навыки.
развивать слуховую сосредоточенность.
№
Название раздела,
темы
Количество
Всего
Теория
часов
Практика
Формы
аттестации/контроля
11
1. Введение
2. Пение учебнотренировочного
материала
3. Музыкальные термины
4. Работа над
произведением.
Постановка номера.
5. Развитие актерских
способностей.
6. Концертная
деятельность.
7. Итоговое занятие.
Всего:
1
25
1
6
19
2
36
2
4
32
5
1
4
2
-
2
1
-
1
72
14
58
Беседа
Практическое задание
(ПЗ), педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос
ПЗ, демонстрация
номеров
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Анализ подготовки и
участия
Анализ достижений
Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
(стартовый уровень)
Тема 1. Введение.
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.\
Тема 2. Пение учебно-тренировочного материала
Теория
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Раскрепощение мышц губ, языка.
Знакомство с артикуляционно-фонетическими упражнениями.
Развитие грудного резонатора.
Развитие головного резонатора.
Практика
Выполнение правил певческой установки.
Воспитание умения следить за дирижерскими жестами.
Выполнение самомассажа органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Выполнение упражнений на закрепление навыков смешанного
диафрагматического дыхания.
Выполнение упражнений для раскрепощения мышц губ, языка.
Выполнение артикуляционно-фонетических упражнений.
Выполнение упражнений для закрепления навыков правильного
звукообразования.
Выполнение упражнений на развитие головного резонатора.
Выполнение упражнений на сглаживание регистров.
Выполнение блюзовых упражнений, на многоголосие.
Тема 3. Музыкальные термины
12
Теория
Знакомство с музыкальными терминами.
Тема 4. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Вокально-ансамблевая работа.
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги, разучивание произведения раздельно по партиям и со
всем ансамблем, работу над текстом без мелодии, соединение отдельных
фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием,
дыханием, дикцией, артикуляцией, работу над эмоциональной передачей
содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене (консультация
режиссера).
Соединение танцевальных движений с исполнением произведения.
Работа над произведением под фонограмму с микрофонами.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за учебный год.
Учебный (тематический) план 1-го года обучения (стартовый уровень)
№
Название раздела, темы
1. Введение
Пение учебно2. тренировочного
материала
3. Музыкальные термины
Количество
Всего Теория
2
часов
Практика
Формы
аттестации/контроля
40
Беседа
Практическое задание
(ПЗ), педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос
2
52
12
4
4
13
Работа над
4. произведением.
Постановка номера.
5. Развитие актерских
способностей.
6. Концертная деятельность.
7. Итоговое занятие.
Всего:
66
6
60
12
2
10
6
2
144
6
2
26
ПЗ, демонстрация
номеров
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Коллективный анализ
Анализ достижений.
118
Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
(стартовый уровень)
Тема 1. Введение.
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Пение учебно-тренировочного материала
Теория
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Раскрепощение мышц губ, языка.
Знакомство с артикуляционно-фонетическими упражнениями.
Развитие грудного резонатора.
Развитие головного резонатора.
Практика
Выполнение правил певческой установки.
Воспитание умения следить за дирижерскими жестами.
Выполнение самомассажа органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Выполнение упражнений на закрепление навыков смешанного
диафрагматического дыхания.
Выполнение упражнений для раскрепощения мышц губ, языка.
Выполнение артикуляционно-фонетических упражнений.
Выполнение упражнений для закрепления навыков правильного
звукообразования.
Выполнение упражнений на развитие головного резонатора.
Выполнение упражнений на сглаживание регистров.
Выполнение блюзовых упражнений, на многоголосие.
Тема 3. Музыкальные термины
Теория
Знакомство с музыкальными терминами.
Тема 4. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
14
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Вокально-ансамблевая работа.
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги, разучивание произведения раздельно по партиям и со
всем ансамблем, работу над текстом без мелодии, соединение отдельных
фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием,
дыханием, дикцией, артикуляцией, работу над эмоциональной передачей
содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене (консультация
режиссера).
Соединение танцевальных движений с исполнением произведения.
Работа над произведением под фонограмму с микрофонами.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год.
Учебный (тематический) план 2-го года обучения (базовый уровень)
Задачи:
развивать музыкальное мышление;
развивать тембровый и динамический слух;
совершенствовать вокально-ансамблевые навыки;
подготовка к концертным и конкурсным номерам.
№
1.
2.
3.
Название раздела,
темы
Введение.
Пение учебнотренировочного
материала
Работа над
произведением.
Постановка номера.
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
22
7
15
38
5
33
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Практическое задание
(ПЗ), педагогическое
наблюдение
ПЗ, демонстрация
номеров
15
4.
5.
6.
Развитие актерских
способностей.
Концертная
деятельность
4
6
Итоговое занятие
Всего:
1
72
2
15
2
6
1
57
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Анализ подготовки и
участия в концертной
деятельности
Анализ достижений.
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
(базовый уровень)
Тема 1. Введение.
Теория
Знакомство с программой и режимом работы
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Пение учебно-тренировочного материала
Теория
Певческая установка.
Закрепление навыка пения на дыхании.
Работа над внутриглоточной полостью.
Сложный ритмический рисунок.
Развитие грудного резонатора.
Развитие головного резонатора.
Регистры.
Многоголосие.
Джаз, блюз.
Практика
Выполнение правил певческой установки.
Выполнение самомассажа органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Выполнение упражнений на закрепление навыков смешанного
диафрагматического дыхания.
Выполнение упражнений для закрепления навыков правильного
звукообразования.
Выполнение упражнений на развитие головного резонатора.
Выполнение упражнений на сглаживание регистров.
Выполнение блюзовых, джазовых упражнений.
Выполнение многоголосных упражнений.
Тема 3. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Вокально-ансамблевая работа.
16
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги, разучивание произведения раздельно по партиям и со
всем ансамблем, работу над текстом без мелодии, соединение отдельных
фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием,
дыханием, дикцией, артикуляцией, работу над эмоциональной передачей
содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
Соединение танцевальных движений с исполнением произведения.
Работа над произведением под фонограмму с микрофонами.
Тема 4. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 5. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 6. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год.
Учебный (тематический) план 2-го года обучения (базовый уровень)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название раздела,
темы
Введение
Повторение
репертуара.
Пение учебнотренировочного
материала
Работа над
произведением.
Постановка номера.
Развитие актерских
способностей.
Концертная
деятельность
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
2
4
4
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Практическое (ПЗ),
педагогическое
наблюдение
ПЗ, педагогическое
наблюдение
44
10
34
74
10
64
ПЗ, демонстрация
номеров.
10
2
8
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Наблюдение,
коллективный анализ
8
8
17
7.
Итоговое занятие
Всего:
2
144
24
2
120
Анализ достижений.
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
(базовый уровень)
Тема 1. Введение.
Теория
Знакомство с программой и режимом работы
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Повторение репертуара
Практика
Вокально-ансамблевая работа.
Репетиция с микрофонами на сцене.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала
Теория
Певческая установка.
Закрепление навыка пения на дыхании.
Работа над внутриглоточной полостью.
Сложный ритмический рисунок.
Развитие грудного резонатора.
Развитие головного резонатора.
Регистры.
Многоголосие.
Джаз, блюз.
Практика
Выполнение правил певческой установки.
Выполнение самомассажа органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Выполнение упражнений на закрепление навыков смешанного
диафрагматического дыхания.
Выполнение упражнений для закрепления навыков правильного
звукообразования.
Выполнение упражнений на развитие головного резонатора.
Выполнение упражнений на сглаживание регистров.
Выполнение блюзовых, джазовых упражнений.
Выполнение многоголосных упражнений.
Тема 4. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
18
Вокально-ансамблевая работа.
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги, разучивание произведения раздельно по партиям и со
всем ансамблем, работу над текстом без мелодии, соединение отдельных
фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием,
дыханием, дикцией, артикуляцией, работу над эмоциональной передачей
содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
Соединение танцевальных движений с исполнением произведения.
Работа над произведением под фонограмму с микрофонами.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год.
Учебный (тематический) план 3-го года обучения (продвинутый уровень)
Задачи:
развивать и совершенствовать певческую и исполнительскую культуру;
развивать творческую активность в певческой деятельности;
подготовка к концертным и конкурсным программам.
№
1.
Название раздела,
темы
Введение.
Постановка голоса.
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
18
2
16
2.
Музыкально3. образовательные
беседы.
Работа над
4. произведением.
Постановка номера.
2
38
Формы
аттестации/контроля
Беседа
Практическое задание
(ПЗ), педагогическое
наблюдение
2
Устный опрос
5
ПЗ, демонстрация
номеров
33
19
5.
6.
7.
8.
Развитие актерских
способностей.
Концертная
деятельность.
Итоговое занятие
Всего:
2
ПЗ
8
8
1
1
Наблюдение,
коллективный анализ
Анализ достижений.
Портфолио.
4
72
2
12
60
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
(продвинутый уровень)
Тема 1. Введение
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановка голоса
Теория
Повторение дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Работа мышц мягкого неба.
Разогрев артикуляционного аппарата.
Раскрепощение мышц корня языка, гортани.
Освоение и развитие головного и грудного резонаторов.
Знакомство с музыкальными терминами.
Практика
Озвученные и неозвученные вдохи в грудь.
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики.
Выполнение упражнений на гласные звуки с эмоциональным состоянием
с добавлением рук, глаз.
Выполнение гимнастики для губ, языка.
Выполнение упражнений для корня языка, гортани.
Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений.
Тема 3. Музыкально-образовательные беседы
Теория
Охрана голоса и основные правила гигиены.
Музыкальные термины, используемые в эстрадном пении.
Тема 4. Работа над произведениями
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
20
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги. Работу над текстом без мелодии, соединение
отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над
звукообразованием, работу над эмоциональной передачей содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год. Оформление портфолио.
Учебный (тематический) план 3-го года обучения (продвинутый уровень)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название раздела,
темы
Введение
Постановка голоса.
Музыкальнообразоват-е беседы.
Работа над
произведением.
Постановка номера.
Развитие актерских
способностей.
Концертная
деятельность.
Итоговое занятие
Всего:
Количество часов
Всего Теория Практика
2
44
2
5
4
4
72
10
62
10
2
8
10
10
2
144
39
2
23
Формы
аттестации/контроля
Беседа
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос
ПЗ, демонстрация
номеров
ПЗ, педагогическое
наблюдение
Анализ результатов
выступлений
Анализ достижений,
портфолио.
121
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
(продвинутый уровень)
Тема 1. Введение
21
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановка голоса
Теория
Образование звука. Строение и работа вокального аппарата.
Особенности выполнения вдоха и выдоха.
Озвученные и неозвученные вдохи в грудь.
Работа мышц мягкого неба.
Разогрев артикуляционного аппарата.
Раскрепощение мышц корня языка, гортани.
Освоение и развитие головного и грудного резонаторов.
Знакомство с музыкальными терминами.
Практика
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики.
Выполнение упражнений на гласные звуки с эмоциональным состоянием
с добавлением рук, глаз.
Выполнение гимнастики для губ, языка.
Выполнение упражнений для корня языка.
Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений.
Тема 3. Музыкально-образовательные беседы
Теория
Охрана голоса и основные правила гигиены.
Музыкальные термины, используемые в эстрадном пении.
Влияние блюза на джаз, рок и профессиональную академическую
музыку.
История джаза в России.
Тема 4. Работа над произведениями
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги. Работу над текстом без мелодии, соединение
отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над
звукообразованием, работу над эмоциональной передачей содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
22
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Особенности и передача актерского образа.
Практика
Работа над этюдами, игровыми упражнениями.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год. Оформление портфолио.
Учебный план 4 года обучения (продвинутый уровень)
Задачи:
формировать самостоятельность и стремление в применении эстрадноисполнительских навыков в повседневной жизни;
развивать и совершенствовать вокально-техническе навыки;
подготовка к концертным и конкурсным программам.
№
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1.
Введение
1
1
2.
Постановка
голоса.
Работа над
произведением.
Постановка
номера.
22
7
3.
4.
5.
6.
Развитие
актерских
способностей.
Концертная
деятельность
Итоговое занятие
Всего:
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
ПЗ, педагогическое
наблюдение
15
38
5
33
4
2
2
ПЗ, демонстрация
номеров
ПЗ
6
6
Самоанализ
1
1
Анализ достижений.
Портфолио.
72
15
57
Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения
(продвинутый уровень)
23
Тема 1. Введение
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановка голоса
Теория
Повторение дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Практика
Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики.
Вдохи в грудь.
Выполнение упражнений с движениями головы, корпуса.
Упражнение “озвученные приемы вдохом в себя”.
Соединение грудного дыхания с движением диафрагмы. Упражнения для
развития губного резонатора, делая атаку звука при помощи диафрагмы.
Упражнения для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса.
Активизация работы дыхательного аппарата и диафрагмы с
использованием динамических оттенков.
Выполнение упражнения “Суперфальцет”.
Выполнение упражнения для развития грудного резонатора –
выполняются на 2, 3, 8.
Упражнения с приемом нон легато.
Упражнения для проведения распираторики – руки на бедра, живот,
спину.
Кантиленные упражнения связанные с духовной музыкой.
Упражнения для развития головного резонатора, на сглаживание
регистров.
Выдох на позицию вдоха на актерском состоянии.
Тема 3. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги. Работу над текстом без мелодии, соединение
отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над
звукообразованием, работу над эмоциональной передачей содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
24
Тема 4. Развитие актерских способностей
Теория
Научить детей быть более наблюдательными, развивать воображение,
творческую инициативу.
Практика
Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,
импровизаций.
Тема 5. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 6 Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год. Оформление портфолио.
Учебный план 4 года обучения (продвинутый уровень)
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
2.
Постановка голоса.
42
4
3.
Музыкальнообразовательные
беседы.
Работа над
произведением.
Постановка номера.
4
4
74
6
68
Развитие актерских
способностей.
10
2
8
6.
Концертная
деятельность
10
7.
Итоговое занятие
2
1
1
144
19
125
4.
5.
Всего:
38
10
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
ПЗ,
педагогическое
наблюдение
Беседа, устный
опрос
ПЗ, демонстрация
номеров
ПЗ,
педагогическое
наблюдение
Коллективный
анализ
Анализ
достижений.
Портфолио.
Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения
(продвинутый уровень)
Тема 1. Введение
Теория
Знакомство с программой и режимом работы.
Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановка голоса
25
Теория
Повторение дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Практика
Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики.
Вдохи в грудь.
Выполнение упражнений с движениями головы, корпуса.
Упражнение “озвученные приемы вдохом в себя”.
Соединение грудного дыхания с движением диафрагмы. Упражнения для
развития губного резонатора, делая атаку звука при помощи диафрагмы.
Упражнения для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса.
Активизация работы дыхательного аппарата и диафрагмы с
использованием динамических оттенков.
Выполнение упражнения “Суперфальцет”.
Выполнение упражнения для развития грудного резонатора –
выполняются на 2, 3, 8.
Упражнения с приемом нон легато.
Упражнения для проведения распираторики – руки на бедра, живот,
спину.
Кантиленные упражнения связанные с духовной музыкой.
Упражнения для развития головного резонатора, на сглаживание
регистров.
Выдох на позицию вдоха на актерском состоянии.
Тема 3. Музыкально-образовательные беседы
Теория
Солисты и импровизация.
Группы “Дип-ПеПл”, “Пинк Флоид”.
Знакомство с творчеством групп “Аквариум”, “Машина времени”.
Знакомство с творчеством групп “Браво”, “ДДТ”.
Тема 4. Работа над произведениями. Постановка номера
Теория
Показ-исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности.
Практика
Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными
фразами на слоги. Работу над текстом без мелодии, соединение
отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над
звукообразованием, работу над эмоциональной передачей содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера (консультация хореографа).
26
Работа с микрофоном под фонограмму на сцене.
Тема 5. Развитие актерских способностей
Теория
Научить детей быть более наблюдательными, развивать воображение,
творческую инициативу.
Практика
Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,
импровизаций.
Тема 6. Концертная деятельность
Практика
Выступления проходят в виде творческих отчетов, концертов, конкурсов.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год. Оформление портфолио.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Вокальная студия»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 4 года (36
учебных недель для каждого года обучения). Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1-2 академических часа для учащихся 1, 2, 3, 4 года обучения.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
обучения
1
сентября
Дата
Количество
окончания
учебных
обучения
недель
25 мая
36
Количество
учебных
дней
72
Количество
учебных
часов
72.144
2 год
1сентября
обучения
25 мая
36
72
72,144
3 год
1сентября
обучения
25 мая
36
72
72,144
4 год
обучения
25 мая
36
72
144
1
сентября
Режим
занятий
2раза по 1,2
часа в
неделю
2 раза по 1,2
часа в
неделю
2 раза по 1, 2
часа в
неделю
2 раза по 2
часа в
неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом
рабочей программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно
27
утвержденному расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный
кабинет, с рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству
обучающихся в группе.
Техническое обеспечение: ноутбук, магнитная доска, музыкальный центр,
микрофоны, стойки микрофонные, микшерный пульт, компрессор, колонка
«Ямаха» Сатиллит, колонка «Ямаха» Сабвуфер, монитор «Ямаха», монитор
«Ямаха» Саундкинг, усилитель, фортепиано.
Инструменты: микрофоны по количеству детей.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература,
журналы, тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы,
образцы художественных работ.
Методические материалы
№
п/п
Название раздела
(темы)
1
Постановка
голоса.
2
Музыкальнообразовательные
беседы.
3
Работа над
произведением.
Постановка
номера.
Материально техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
компрессор,
фонотека,
видеоматериалы,
стендовый материал,
учебнотренировочная и
учебнометодическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
фонотека,
видеоматериалы,
учебнометодическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
Формы, методы,
приемы обучения
Формы
учебного
занятия
Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
Фронтальная,
индивидуальнофронтальная,
групповая,
индивидуальная
Информационный,
мультимедийный
Фронтальная,
индивидуальная
Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
Фронтальная,
индивидуальнофронтальная,
групповая,
28
4
Развитие
актерских
способностей.
5
Концертная
деятельность
компрессор,
фонотека,
видеоматериалы,
стендовый материал,
учебнотренировочная и
учебнометодическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
фонотека,
видеоматериалы,
стендовый материал,
учебнотренировочная и
учебнометодическая
литература.
Ноутбук,
музыкальный центр,
микрофоны,
микшерный пульт,
компрессор,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
индивидуальная
Информационный,
проблемных задач и
ситуаций,
репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
мультимедийный,
самоконтроля,
сравнения и анализа.
Репродуктивный,
эвристический,
поискоисследовательский,
метод самоконтроля,
сравнения и анализа.
Фронтальная,
индивидуальнофронтальная,
групповая,
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная
2.3. Формы аттестаци
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося,
его
музыкальных,
вокально-исполнительских
данных,
коммуникабельности (беседа, анкетирование).
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия каждого года
обучения по данной общеразвивающей программе, которая позволяет выявить
динамику изменений образовательного уровня.
Итоговый контроль - проводится в виде участия в итоговых концертах,
конкурсах, фествалях разного уровня с целью определения уровня развития
личных творческих способностей (беседа, самооценка, оценка зрителей, жюри,
анализ портфолио)
При реализации программы «Вокальная студия»
регулярно
осуществляется текущий контроль с целью определения уровня усвоения
знаний и умений (беседа, наблюдение, опрос, практическое задание, игры,
коллективный анализ, демонстрация номеров). Итоговая аттестация не
предусмотрена.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Вокальная студия» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов.
№
Тема
Методы педагогической диагностики
29
1 год обучения (стартовый уровень)
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Беседа
Пение учебно-тренировочного материала Практическое задание (ПЗ), педагогическое
наблюдение
Музыкальные термины
Беседа, устный опрос
Работа над произведением.
ПЗ, демонстрация номеров
Постановка номера.
Развитие актерских способностей.
ПЗ, педагогическое наблюдение
Концертная деятельность.
Анализ подготовки и участия в концертной
дейтельности
Итоговое занятие.
Анализ достижений, портфолио
2 год обучения (базовый уровень)
1 Введение.
2 Пение учебно-тренировочного материала
3 Работа над произведением.
Постановка номера.
4 Развитие актерских способностей.
Беседа
Практическое задание (ПЗ), педагогическое
наблюдение
ПЗ, демонстрация номеров
ПЗ, педагогическое наблюдение
5 Концертная деятельность
6 Итоговое занятие
Анализ подготовки и участия в концертной
деятельности
Анализ портфолио
3 год обучения (продвинутыйый уровень)
1 Введение.
2 Постановка голоса.
3 Музыкально-образовательные беседы.
4 Работа над произведением.
Постановка номера.
5 Развитие актерских способностей.
6 Концертная деятельность.
7 Итоговое занятие
Беседа
Практическое задание (ПЗ), педагогическое
наблюдение
Беседа, устный опрос
ПЗ, демонстрация номеров
ПЗ
Анализ подготовки и участия в концертной
деятельности
Анализ портфолио
4 год обучения (продвинутый уровень)
1 Введение
2 Постановка голоса.
3 Работа над произведением.
Постановка номера.
4 Развитие актерских способностей.
5 Концертная и конкурсная деятельность
6 Итоговое занятие
Беседа
ПЗ, педагогическое наблюдение
ПЗ, демонстрация номеров
ПЗ
Самоанализ
Анализ портфолио
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
30
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
31
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Баренбайм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство:
учеб.пособие / Л.А. Баренбайм. – М.: Музыка,1998.216 с.
2. Гусева, Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей:
учебное пособие / Е.П.Гусева. – Дубна.:Способности,1997.437 с.
3. Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в хоре: учеб.пособие
/ Н.Н.Добровольская. М.: Музыка, 1997. 79 с.
4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: учебник / Л.Б.Дмитриев. –
М.: Музыка, 2000.- 368с.
5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж: учеб. пособие /
В.В.Емельянов. - М.: Лань, 2003. – 194 с.
6. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения:
учеб.пособие / Л.Б. Ительсон. – Владимир.: Знание,1972. – 232 с.
7. Калабин, А.А. Управление голосом / А.А.Калабин.- М.: Эксмо, 2007.-160с.
32
8.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения: учеб. пособие /
В.П.Морозов. - М.: Искусство и наука, 2002.- 496с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество / В.С.Мухина. - М.: Академия, 2004. – 495 с.
10.Оськина С.Е. Музыкальный слух: теория и методика развития и
совершенствования / С.Е.Оськина, Д.Г. Парнес; М.:издат. АСТ, 2003. – 78 с.
11. Плужников, К. И. Механика пения: учеб.пособие / К.И.Плужников. – СПетербург.:Композитор, 2004.-88с.
12. Программа для внешкольных учреждений: - М.: - Просвещение, 1986. –
изд.3 - 286 с.
13. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком: учеб.пособие / Т.А. Рокитянская. Ярославль: Академия развития, 2002. – 128 с.
14.Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учеб.пособие /
Т.П.Сальникова.- М.:ТЦ Сфера 2008.-128с.
15. Сахарова, Л.А. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных
учреждениях: пособие для учителей / Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. – М.:
Просвещение 1986. 342 с.
16. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению:
учеб.пособие / Г.П. Стулова. - М.: Прометей МПГУ, 1992. – 345 с.
17. Суязова, Г.А. Мир вокального искусства: программа, разработки занятий,
методические рекомендации / Г.А.Суязова. – Волгоград.:Учитель, 205. -138 с.
18.Усарева,Н.В.Программа
Эстрадный
вокал
/
Н.В.Усарева,
С.Ю.Устьянцева. Камышлов.: 1977.-22с.
19. Шацкая, В.Н. Становление теории и практики музыкально-эстетического
воспитания детей и юношества: учеб. пособие / В.Н. Шацкая. – М.:
Просвещение 1995. – 189 с.
20. Юдина, Е.И. Первые уроки музыки и творчества: учебн.пособие /
Е.И.Юдина. – М.: Аквариум ЛТД,1999.-272с.
Литература для детей
1. Галкина, С.В. Музыкальные тропинки / С.В. Галкина.- М.: Лексис, 2005.
48с.
2. Ивановский, Ю.А. Занимательная музыка: музыкальные игры, шарады,
ребусы / Ю.А. Ивановский. – С-Петербург.: Композитор 2005. -104 с.
3. Кленов, А. Там, где музыка живет / А.Кленов. - Изд. “Педагогика”, 1986г.
– 75 с.
Литература для родителей
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка: учебн.пособие / Н.А.
Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. 175 с.
2. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2007- СД-диск (ИКТ).
3. Юдина, А.А. Сценическая речь, движение, имидж: учеб.пособие / А.А.
Юдина. - СПб.: Ария, 2000. 98 с.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
33
«Вокальная студия», художественной направленности, предназначена для
групповых занятий с учащимся, проявляющими способности к пению в
возрасте от 6-16 лет и рассчитана на четыре года обучения.
Обучение программе «Вокальная студия» направлено на формирование
личности ребенка, раскрытию его творческих способностей в искусстве
эстрадного пения. Обучение вокалу помогает найти, раскрыть у каждого
ребенка свой уникальный узнаваемый голос, с характерной манерой пения и
конкретным сценическим образом, доведя все это до максимально
приближенного к профессиональному, что способствует творческой
самореализации учащихся через участие в конкурсах детской эстрадной
песни, многочисленных концертах.
Программа является здоровьесберегающей, что является ее
отличительной чертой. Занятие пением благотворно влияет на функции
дыхательного аппарата и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их,
улучшает деятельность мозга, кровообращение, нормализует обменные
процессы, т.е. является хорошим жизненным тонусом для человеческого
организма. Пение очень хорошо действует на психоэмоциональное
состояние – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов. Эти свойства
пения особенно ценны для современных детей. Обучение по программе
«Вокальная студия» дает возможность:
• проявить способности певцов в различных видах конкурсноконцертной деятельности;
• ликвидировать внутреннюю закомплексованность, социальную
замкнутость;
• самостоятельно ставить и выполнять творческие задачи;
• понимать явления окружающей жизни и давать им оценку;
• получить начальное музыкальное образование в области эстрадной
вокальной деятельности;
• возможность дальнейшего обучения в музыкальных училищах, ВУЗах.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть навыками вокального
мастерства, культурой мышления; иметь практический опыт выступления в
качестве солиста и в группе; иметь практический опыт самостоятельной
подготовки к публичным выступлениям в качестве солиста и в группе; нести
ответственность за результаты своей творческой деятельности; уметь
обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цель и
выбирать пути её достижения; быть готовым к толерантному восприятию
социальных и культурных различий, уважительному и бережному
отношению к историческому наследию и культурным традициям.
34
Приложение 1
Диагностика
отслеживания динамики развития певческих навыков у учащегося
Диагностика проводится два раза в год по следующим критериям
певческого развития:
Критерии певческого развития
Параметры
1.Музыкальный
слух
Низкий уровень
(1-3 балла)
Средний уровень
(4-6 баллов)
чистое
Нечистое, фальшивое Относительно
интонирование
интонирование по
(правильное
всему диапазону,
отсутствие диапазона интонирование отдельных
улучшается
голоса, нет слухового отрывков),
после повторного показа,
внимания.
слуховое
внимание
отрывочное,
небольшой
диапазон голоса (октава).
Высокий уровень
(7-9 баллов)
Чистое
интонирование
мелодической линии, чувство
лада,
хорошее
слуховое
внимание, владение широким
диапазоном голоса (1,5 – 2
октавы).
2.Эмоциональное
восприятие
Мало эмоционален.
Вялое безразличное
пение. При слушании
ребенок рассеян,
невнимателен. Не
проявляет интереса к
музыке.
Поет
довольно
выразительно, с подъемом.
К
слушанию
музыки
проявляет
не
всегда
устойчивый интерес.
Ярко
выраженная
эмоциональность.
При
исполнении песен активен.
Любит, понимает музыку.
Внимателен и активен при
обсуждении
музыкальных
произведений.
3. Музыкальная
память.
Отсутствие
музыкального
«багажа» памяти несформированность
навыков запоминания,
воспроизведения,
узнавания
музыкального
материала.
Небольшой запас
музыкального «багажа»
памяти – неточное
запоминание и
воспроизведение
музыкального материала.
Наличие
музыкального
«багажа»
памяти -быстрое запоминание,
узнавание, вос-произведение
музыкального материала.
35