! Бумажная пластика

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Возраст учащихся: 7 - 11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Есипова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании большую
роль играет знакомство детей с различными видами декоративно-прикладной
деятельности, развивающими интерес и внимание к окружающему миру,
позволяющими развивать наблюдательность, восприятие, воображение и
формировать художественно-эстетический вкус.
Самый распространенный художественный материал - бумага - попадает в
руки ребенка с самого раннего детства, и он может изображать на ней образы
своего внутреннего мира. Уникальность данного материала заключается в том,
что, помимо рисования, существует множество техник по его художественной
обработке.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. Даже при
незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим
необычным выполнением, подборкой цвета, фактуры, разнообразия материала,
восхищает ребенка и вызывает желание создавать что-то красивое. Таким
образом, значительно расширяются декоративно-прикладные, творческие
возможности каждого ребенка. Зная множество способов обработки одного и
того же материала, ребенок учится подбирать необходимые для данного вида
творчества техники и способы декорирования, совмещать, на первый взгляд,
несовместимое, добиваясь при этом положительных результатов своей
деятельности.
Этому
может
научить
образовательная
программа
дополнительного образования детей «Бумажная пластика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажная пластика» соответствует художественной направленности так как
способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».

2

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в том,
что она является комплексной по набору техник работы с бумагой, что
предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности,
даёт возможность каждому обучающемуся открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои
творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной
жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В связи с этим, дополнительная общеобразовательная программа
«Бумажная пластика» может стать одним из эффективных средств реализации
современной образовательной деятельности.
Новизна программы заключается:
- в расширении образовательного развивающего пространства и
подключении учащихся к углубленному изучению и систематизации
практических и теоретических знаний в области окружающего мира,
3

расширении кругозора и углублении знаний и навыков в рамках
художественного творчества;
- в умении после окончания курса самостоятельно и творчески
выполнять задания творческого характера, что позволяет ребенку чувствовать
себя уверенно в окружающем его мире взрослых, избавляет от ощущения
беспомощности;
- в максимальной интеграции самых разных видов и техник
декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
использовании одного из самых доступных и простейших материалов – бумаги
– имеющего разнообразные возможности для развития творческих
способностей ребенка.
Отличительные особенности программы заключается в использовании
интегративного подхода, объединяющего две области: технологию и искусство.
Соответствует данным опроса детей, родителей, педагогов.
Занятия бумагопластикой требуют одновременной работы обеих рук, что,
в свою очередь, развивает речь и интеллект. Работа с бумагой у детей развивает
такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно
для успешного обучения в школе
Программа способствует развитию мотивации к познанию и творчеству,
приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Программа составлена на основе:
Программы Игрушки своими руками/ Л.А. Болотина.- Москва, 2002.
Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.-М.: Издательский Дом
МСП,2007. -128с.: ил.
Уровень программы,
Программа имеет два уровня обучения - стартовый и базовый.
Стартовый уровень направлен на мотивацию
интереса к данной
художественно-прикладной деятельности, овладение первоначальными
умениями в работы с бумагой и необходимыми инструментами.
Базовый уровень направлен на освоение и демонстрацию базовых
умений, знаний и навыков декоративно-прикладной деятельности, а также
выявление и поддержку детей, проявивших способности в данном
направлении.
Адресатами программы являются учащихся 7-11лет.
Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст (7-11 лет) является особым возрастом в жизни
ребенка. В этом возрасте происходит наибольшее количество перемен.
Меняется социальный статус ребенка – он становится учеником; происходит
смена основной деятельности (игра-учеба). Этим внешним переменам
сопутствуют внутренние в психике ребенка тоже происходят изменения,
больше
всего
совершенствуются
высшие
психические
функции,
обеспечивающие мыслительную деятельность. Ребенок вступает в младший
школьный возраст с достаточно сформированным образным мышлением.
4

Другим формам еще предстоит развиваться. Мышление школьника в большей
степени конкретно и наглядно, абстрактные умозаключения даются многим с
трудом. У детей данного возраста наряду с учебной деятельностью попрежнему большое место в жизни занимает игра, но ведущим видом
деятельности становится учебная, поэтому необходимо совмещать элементы
игры и учения, делать постепенный переход от игры-забавы к познавательной
деятельности.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное,
теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с
развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового
уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои
возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек,
они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к
ценностям и окружающим.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе. Программа предусматривает
разноуровневые и разновозрастные учебные группы, что дает возможность
использовать метод «наставничества» – опытные воспитанники опекают
новичков, старшие помогают младшим.
Объем и срок освоения программы.
 1 год обучения (стартовый уровень) – 72 часа;
 2 год обучения (базовый уровень) – 72 часа.
Срок реализации – 2 года.
Объем программы: 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
 фронтальные (беседа, рассказ, практическая работа);
 групповые (выполнение задания в группе);

индивидуальные
(инструктаж,
выставка
творческих
работ,
демонстрация).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
5

линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: комбинированное обучение
(сообщения новых знаний и их практическое закрепление); контролируемая
самостоятельная работа, практическое занятие.
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, выставка работ, участие в итоговой выставке «Души и рук
творенье» и т.д.
1.2. Цель и задачи программы
Цель 1-го года обучения: Формирование практических умений
изготовления поделок из бумаги, картона и бросового материала.
Цель 2-го года обучения: Развитие познавательной активности и
раскрытие творческого потенциала детей посредством овладения технологиями
создания изделий из бумаги.











Задачи общеразвивающей программы 1-го года обучения.
Обучающие:
научить детей использовать бумагу, картон, бросовый материал для
изготовления подарочных поделок (открытки, украшения для комнаты,
игрушки на новогоднюю елку, сувенирно-подарочные изделия);
научить приемам моделирования из бумаги;
формировать умения и навыки использования различных технических
приемов при работе с инструментами и материалами;
научить работать в команде для участия в творческих конкурсных
проектах.
Развивающие:
развивать двигательную сферу: моторика пальчиков, пластика рук,
двигательная сноровка;
способствовать формированию умения ставить цель обучения,
определять последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата, составлять план работы, контролировать и
корректировать, оценивать способ действия и результат; содержать в
порядке своё рабочее место;
способствовать формированию волевого усилия - к выбору в ситуации
мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
6
















совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитательные:
Способствовать формированию:
экономического подхода к использованию различных материалов для
творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии
окружающей среды;
мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду;
Задачи общеразвивающей программы 2-го года обучения.
Обучающие:
научить детей использовать бумагу, картон, бросовый материал для
изготовления поделок в разных бумажных техниках;
познакомить со свойствами и возможностями бумаги как материалом для
художественного творчества;
обучить конкретным приёмам художественного творчества;
познакомить с отдельными видами (техниками) бумажного искусства:
квиллинг, торцевание, аппликация, объемный декупаж, скрэпбукинг,
айрис фолдинг, оригами, киригами, кусудама.
Развивающие:
развивать образное, пространственное, логическое мышление,
формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
развивать сенсорную сферу: глазомер, форма, ориентирование в
пространстве;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитательные:
Способствовать формированию:
коммуникативной культуры, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания на основе внимания
и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умения работать в
группе;
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
1.3. Планируемые результаты
1 год обучения
Метапредметные

Обучающийся научится:
 понимать необходимость обучения; проявлять интерес к новому;
 развернуто отвечать на вопросы педагога;
 содержать в порядке своё рабочее место;
 выполнять работу по заданной инструкции;
 соблюдать принятые в группе правила поведения и общения;
7

 сохранять работоспособность в течение всего занятия;
 отвечать на вопросы педагога, товарищей по группе, работать в паре;
 соблюдать нормы речевого этикета (здороваться, прощаться,
благодарить).
Личностные
Обучающийся:
 сформирует экономический подход к использованию различных
материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем
экологии окружающей среды;
 разовьет трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.
Предметные
Обучающийся:
 познакомится со свойствами и возможностями бумаги как материалом
для художественного творчества;
 узнает виды материалов (бумага писчая, бумага для оригами, тонкий
картон, гофрированный картон) и их свойств (цвет, фактура, форма).
Обучающийся научится:
 использовать бумагу, картон, бросовый материал для изготовления
поделок;
 основным приёмам работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,
гофрирование, склеивание, разметка, резание, сборка, отделка;
 навыкам самообслуживания, овладеет приемами ручной обработки
материалов, усвоит правила техники безопасности.
2 год обучения
Метапредметные

 Обучающийся научится:
 проявлять нравственное поведение, осознанное и ответственное
отношение к собственным конструировать объемные изделия из бумаги;
 содержит в порядке своё рабочее место. выполнять работу по заданной
инструкции;
 анализировать и планировать предстоящую практическую работу,
опираясь на шаблон, образец, рисунок;
 соблюдать принятые в группе правила поведения и общения;
 соблюдать нормы речевого этикета (здороваться, прощаться,
благодарить);
 уметь выражать свои мысли, слушать и слышать педагога и
одногруппников, совместно обсуждать предложенную или выявленную
проблему.
Личностные
 сформирует познавательный интерес к ручному труду, к изучению
свойств используемого материала;
 разовьет трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
8

 сформирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
 воспитает уважительное отношение к творчеству как своему, так и
других людей;
 разовьет самостоятельность и ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Предметные
обучающийся:
 познакомится со свойствами и возможностями бумаги как материалом
для художественного творчества;
 освоит виды бумажного искусства: квиллинг, конструирование,
аппликация, айрис фолдинг, оригами.
обучающийся научится:
 использовать бумагу, картон, бросовый материал для изготовления
поделок;
 создавать объемную модель, макет;
 выполнять практические задания;
 создавать бумажные изделия, используя умения и навыки в
художественном конструировании, макетирование, моделирование.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
№

Название раздела, темы

1
2
2.1
2.2

Введение в программу
Бумагопластика
Техника бумагопластики.
Изготовление изделий в
технике бумагопластики.
Гофрирование. Идеи для
оформления помещения.
Плетение
История, виды плетения
Изготовление игрушек и
сувениров
Плоские и объемные
фигуры.
Плоские геометрические
фигуры.
Объемные геометрические
фигуры.
Макеты животных.

2.3
3
3.1
3.2.
4
4.1
4.2
4.3

Количество часов
всего теория практи
ка
2
1
1
22
3
19
8
1
7
6
1
5

Формы аттестации/контроля
Опрос, беседа
Практическая работа
Практическая работа

8

1

3

Практическая работа

12
2
10

1
1
-

11
1
10

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

12

3

9

Практическая работа

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
9

5

Новогоднее оформление

4

1

3

Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа

6

Подарки к праздникам

4

1

3

7

Творческий проект

12

1

11

7.1

Моделирование дома

4

1

3

7.2

Моделирование растений

4

7.3

Моделирование техники

4

-

4

Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа
Педагогическое наблюдение,
опрос. Практическая работа

8
9

Оформление выставки
Итоговое занятие.
Итого:

2
2

1
1

1
1

72

4

13

Опрос. Выставка.
Тестирование

59

Содержание учебного (тематического) плана I года обучения
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с педагогом и учащимися. Игры для запоминания
имен учащихся. Знакомство с деятельностью объединения, с содержанием
работы в учебном году. Сведения из истории бумаги, изготовления изделий из
бумаги. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Экономное
расходование материалов.
Практика: Правила при работе с ножницами, клеем. Организация
рабочего места. Экскурсия по зданию, действия при оповещении о пожаре.
Правила пожарной безопасности.
Тема 2. Бумагопластика.
Тема 2.1. Техника бумагопластики.
Теория: Определение понятия Бумагопластика. Инструменты и
материалы. Техника безопасности. Презентация на тему «Уроки
бумагопластики». Знакомство с материалами (бумага, картон) и их
практическим применением в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность,
мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость,
коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам:
разные виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, бумага для оригами,
креповая бумага), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин),
природные материалы.
Практика: Выполнение основных приемов придания бумаге
конфигураций. «Закладки для книг». Рельефная декоративная композиция на
плоскости «Подводный мир».
Тема 2.2. Изготовление изделий в технике бумагопластики.
Теория: Изделия в технике Бумагопластика.
Практика: Выполнение основных приемов придания бумаге
конфигураций. Изготовление объемных изделий. Композиция «Букет цветов
ко дню учителя», «Ваза для цветов». Участие в творческих конкурсах.
Тема 2.3. Гофрирование. Идеи для оформления помещения.
10

Практика: Виды гофрирования (гармошка). Мелкое, крупное гофре.
Способы придания объема при гофрировании. Изготовление из цветной бумаги
поделок. Применение гофрирования для изготовления листьев, цветов, бабочек
и других поделок. Изготовление объемных изделий для оформления
помещений (гофрированные круги, шары). Основные способы образования
гофрированного рельефа. Создание ребра жесткости из плоской поверхности
листа бумаги. Разметка и построение простых гофрировок. Обработка
технических приемов в формовке ребер жесткости. Изготовление из бумажной
полосы простых гофрированных форм: гармошка, круг, бант, бабочка.
Использование готовых изделий для оформления помещения (комнаты).
Тема 3. Плетение
Тема 3.1. История, виды плетения
Теория: История возникновения плетения. Виды плетения. Простое
плетение. Приспособления и инструменты, используемые при плетении.
Технология изготовления плетеных изделий.
Практика: Технология плетения из бумаги. Основные правила работы
с бумагой, правила разметки листа, изготовление трубочек.
Тема 3.2. Изготовление игрушек и сувениров.
Практика: Плетение основы и деталей игрушки. Плетение по
словесному описанию. Сборка и оформление изделий.
Тема 4. Плоские и объемные фигуры.
Тема 4.1. Плоские геометрические фигуры.
Теория. Плоские геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.
Предметы похожие на плоские геометрические фигуры.
Практика. Изготовление композиции из плоских фигур.
Тема 4.2. Объемные геометрические фигуры.
Теория. Определение объемные геометрические формы. Объемные
фигуры куб, пирамида, цилиндр, конус, шар. Способы изготовления разверток:
куба, цилиндра, конуса.
Практика. Изготовление по шаблону объемных фигур: куба, цилиндра,
конуса. Создание композиции из геометрических фигур.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 4.3. Макеты животных.
Теория. Мир животных.
Практика. Склеивание по шаблону животных. Выполнение макета
животных фигур по методическим указаниям снегири, сова, хомяк, енот.
Участие в творческих конкурсах.
Тема 5. Новогоднее оформление.
Теория. Новогоднее оформление помещения. Шар из салфеток. Круги из
бумаги. Оформление окна снежинками, вытыканками. Украшение новогодней
ёлки. Ёлочные игрушки. Оформление подарочной коробочки. Новогодний
пакет для подарков.
Практика. Изготовление новогодних поделок из бумаги. Склеивание по
шаблону новогодних украшений. Выполнение макета новогодней ёлочки.
Вырезание по образцу снежинки. Обертывание по схеме подарочной
11

коробочки. Складывание по инструкции пакетика для подарков. Участие в
творческих новогодних конкурсах.
Тема 6. Подарки к праздникам.
Теория. Подарки на праздники: к Рождеству «Ангел», ко дню Валентина
«Закладка- сердце», дню защитника Отечества «Открытка-рубашка для папы»,
к международному женскому дню «Открытка для мамы», дню космонавтики.
Практика. Изготовление открыток, сердечек-валентинок, цветов,
объемных изделий из бумаги. Участие в творческих конкурсах.
Тема 7. Творческий проект.
Тема 7.1. Моделирование дома.
Теория. Определение макета. Технология создания макета.
Используемые материалы и инструменты.
Практика. Изготовление частей макета (дом) по шаблонам, по
собственному замыслу. Участие в творческих конкурсах.
Тема 7.2. Моделирование растений.
Практика. Изготовление изделий (ёлка, дерево, куст) по шаблону затем
по собственному замыслу.
Тема 7.3. Моделирование техники.
Практика. Изготовление изделий (автомобилей) по шаблону затем по
собственному замыслу. Сборка макета.
Тема 8. Оформление выставки.
Теория. Способы оформления выставок, Тематические выставки.
Практика. Оформление выставки.
Тема 9. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за учебный год. Обсуждение планов на
следующий учебный год. Беседа «Чему мы научились в объединении».
Праздник.
Учебный (тематический) план 2 года обучения (базовый уровень)
№

Название раздела, темы

1

Вводное занятие. Материалы
и инструменты.
Техники бумажного
моделирования
Квиллинг
Торцевание
Аппликация
Объемный декупаж
Скрэпбукинг
Айрис фолдинг
Техника оригами
Техника киригами
Бумажное моделирование.
Кусудама
Оформление выставки

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы/ аттестации
контроля
Опрос, беседа

66

9

57

8
4
8
8
6
8
8
8
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7
3
7
7
5
7
7
7
7

2

1

1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Опрос, беседа.
12

4

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

72

12

60

Выставка.
Выставка «Души и
рук творенье».

Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Теория: Знакомство с содержанием работы в учебном году. Сведения об
истории бумаги, изготовления изделий из бумаги, объемного конструирования.
Показ образцов. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Техника
безопасности при работе с ножницами, клеем; правила пожарной безопасности;
организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Техники бумажного моделирования.
Тема 2.1. Квиллинг.
Теория. Показ примеров работы в технике квиллинг. Основные приемы
кручения квиллинга.
Практика. Изготовление изделия в стиле квиллинг.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.2. Торцевание.
Теория. Показ примеров работы в технике торцевание. Основные приемы
торцевания. Техника безопасности.
Практика. Изготовление аппликации в стиле торцевание.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.3. Аппликация.
Теория. Показ примеров работы в технике аппликация. Основные приемы
аппликации. Техника безопасности.
Практика. Изготовление изделия в стиле аппликация. Тест «Техника
безопасности при работе с ножницами»
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.4. Объемный декупаж.
Теория. Объемный декупаж или 3D-декупаж. Области использования
техники декупаж (направление рукоделия может пригодиться при создании
панно, открыток, картин, объемных моделей или отдельных элементов для
декорирования чего-либо). Основные приемы декупажа (бумагу режут,
вырезают, сгибают, клеят, красят в зависимости от идеи). Техника
безопасности.
Практика. Изготовление изделия в стиле Объемный декупаж.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.5. Скрапбукинг.
Теория. Скрапбукинг/Скрэпбукинг (англ. scrapbooking: scrap - вырезка,
book - книга, букв. «книга из вырезок»). Направление рукоделия,
заключающееся в создании альбома, блокнотов, книг для хранения
фотографий, вырезок, рисунков и т.п. Основные материалы для изготовления
(бумага разных форматов, фактуры и качества).
Практика. Изготовление изделия в стиле скрапбукинг.
13

Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.6. Айрис фолдинг или радужное складывание.
Теория. Айрис фолдинг – направление, появившееся в Голландии.
Техника радужного складывания (рисунок складывается в результате
наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся
спирали, узор в айрис фолдинге делаются с помощью айрис - шаблонов).
Практика. Изготовление изделия в стиле Айрис фолдинг.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.7. Оригами.
Теория. Техника Оригами. Древнейшее восточное искусство складывания
фигурок из квадратного листа бумаги. Оригами: модульное, простое, мокрое
складывание. Искусство древнего Китая. Где была открыта бумага.
Практика. Изготовление изделия в стиле оригами.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 2.8. Киригами.
Теория. Киригами - вид оригами, в котором допускается использование
ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Основное
отличие киригами от других техник складывания бумаги (киру - резать, ками бумага). Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика. Изготовление изделия в стиле киригами.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос. Тест «Техника
безопасности при работе с ножницами»
Тема 2.9. Бумажное моделирование. Кусудама
Теория. Техника Кусудама. Бумажная модель. Стилизованные цветы в
виде шара.
Практика. Изготовление изделия в стиле кусудама.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 3. Оформление выставки.
Теория. Способы оформления выставок, Тематические выставки.
Практика. Оформление выставки.
Тема 4. Итоговое занятие. Выставка «Души и рук творенье»
Теория. Подведение итогов за учебный год. Обсуждение планов на
следующий учебный год. Беседа «Чему мы научились в объединении».
Подготовка итоговой выставки, праздника.
Практика. Игры на взаимодействие.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Бумажная пластика»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 2 года (36

14

учебных недель для каждого года обучения).Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
сентября
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в кабинет № 11 (ул. Матросова 19) – чистое, хорошо
освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится
всё
необходимое для проведения занятий.
Необходимое оборудование и мебель
№

Название оборудования

Количество

Комплекты демонстрационного и раздаточного
материала по темам:
1
2
3
4
5
6

Виды бумаги.
Графическая подготовка
Основы формообразования и композиция
Цвет в бумагопластике
Оригами
Квиллинг

1
1
1
1
1
1

7

Плетение
Материалы
Картон (набор)
Цветная бумага (набор)
Клей (шт.)
Скотч (шт.)
Инструменты

1

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6

Ножницы (шт.)
Линейки (шт.)
Простой карандаш (шт.)
Мат для резки и клея (шт.)
Нож канцелярский (шт.)
Циркуль (шт.)

10
10
10
6
10
10
10
12
5
1
15

7
8
9

Фигурный дырокол (шт.)
Ножницы фигурные(шт.)
Штампы (шт.)
Мебель
Стол письменный(шт.)
Стул(шт.)

2
3
3
6+1
12+1

2.2.2.Информационное обеспечение реализации программы:
http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
http://potomy.ru – Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём

1.
2.
3.
4.
мир.
5.
http://www.megakm.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
6.
https://stranamasterov.ru/ – сайт Страна Мастеров.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (беседа, анкетирование).
Промежуточная проводится в конце темы и года обучения по данной
общеразвивающей программе, которая позволяет
выявить динамику изменений образовательного уровня (педагогическое
наблюдение, практическое задание, презентация творческой работы,
коллективный анализ, самостоятельная работа, опрос)
Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения, проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося
в освоении программы.
При реализации программы «Бумажная пластика»
регулярно
осуществляется текущий контроль с целью проверки репродуктивного уровня
усвоения теоретических знаний с использованием опросов, фронтальных и
индивидуальных бесед, выполнения дифференцированных практических
заданий различных уровней сложности, самостоятельных работ.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.3.1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения
проводится педагогическим мониторингом объединения «Бумажная пластика».
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень
- от 7 до 9 баллов)
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Не может правильно и рационально организовать
свое рабочее место. Испытывает серьезные затруднения при выполнении
операций, предусмотренных программой. При их
непосредственном
выполнении совершает ошибки. Производит порчу материала. Не соблюдает
правила безопасности труда. Проявляет небрежность при выполнении работы.
16

Не может самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь
педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной
программой,
совершает
незначительные
ошибки.
Испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места.
Недостаточно экономно использует необходимый для занятия материал.
Недостаточно точно соблюдает правила безопасности труда. Может выполнить
самостоятельно работу по образцу, но владеет недостаточными навыками
изготовления творческой работы. Проявляет некоторую небрежность при
выполнении практической работы. Может самостоятельно выявить ошибки, но
испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки
может творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно
планирует и организует свой труд, Точно соблюдает правила безопасности
труда. Владеет высоким навыком изготовления самостоятельных работ. Точно,
грамотно и аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки. Экономно использует необходимый для занятия материал
Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

ФИ
уч.

Возраст

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц

Средний
(4-6)
Месяц

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц

XII

XII

XII

V

V

V

XII

V

Практика
Средний
(4-6)
Месяц

Высокий
(7-9)
Месяц

XII

XII

V

Участие Результа
в выст:
тавках, сертифик
конкурса
ат,
х
благодар
(кол-во)
ность,
грамота,
диплом

V

Отслеживаются достижения учащихся объединения, индивидуальные
достижения учащихся (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга объединения
«Бумажная пластика» используются: журнал посещаемости, протоколы
выставок, отзывы детей и родителей статьи в СМИ, на Сайте ЦТР и ГО
«Гармония» фото и видеоматериалы)
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: Аналитические материалы по результатам исследования уровня
развития общей одаренности учащихся объединения, открытые занятия,
участие в выставках, конкурсах, праздниках и фестивалях, а также поступление
выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.
2.4. Оценочные материалы
17

Для каждой темы программы объединения «Бумажная пластика»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1 год обучения (стартовый уровень)
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2.
4
4.1
4.2
4.3
5
6
7
7.1
7.2
7.3
8
9
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
4

Беседа.
Введение в программу
Наблюдение
Бумагопластика
Техника бумагопластики.
Наблюдение
Изготовление изделий в
Создание изделия
технике бумагопластики.
Гофрирование. Идеи для оформления
Создание изделия
помещения.
Создание изделия
Плетение
История, виды плетения
Создание изделия
Изготовление игрушек и сувениров
Создание изделия
Создание изделия
Плоские и объемные
фигуры.
Плоские геометрические
Создание изделия
фигуры.
Объемные геометрические фигуры.
Создание изделия
Макеты животных.
Создание изделия
Создание изделия
Новогоднее оформление
Создание изделия
Подарки к праздникам
Презентация творческих работ.
Творческий проект
Моделирование дома
Создание изделия
Моделирование растений
Создание изделия
Моделирование техники
Создание изделия
Наблюдение.
Оформление выставки
Итоговое занятие
Самооценка.
2 год обучения (базовый уровень)
Беседа.
Вводное занятие. Материалы и
инструменты.
Наблюдение.
Техники бумажного моделирования
Создание изделия
Квиллинг
Создание изделия
Торцевание
Создание изделия
Аппликация
Создание изделия
Объемный декупаж
Создание изделия
Скрэпбукинг
Создание изделия
Айрис фолдинг
Создание изделия
Техника оригами
Создание изделия
Техника киригами
Создание изделия
Бумажное моделирование. Кусудама
Наблюдение.
Оформление выставки
Наблюдение.
Итоговое занятие

2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
18

Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
2.5.2. Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется
для организации выставок творческих работ и мероприятий воспитательного
характера. Этот способ деятельности помогает развитию организаторских и
коммуникативных навыков и работает на сплочение коллектива. В основе
технологии - известный метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:

как источник информации.
19

для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий.

для мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к
коррекционной деятельности.
2. Актуализация знаний
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4. Проблемное объяснение нового материала
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Творческое задание. Работа в группах
7. Физкультминутка
8. Проверка результатов работы
9. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ, материалов,
технологий изготовления в рамках изучаемого содержания программы.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение
работать в коллективе.
2.5.4. Дидактические материалы
Звукоматериалы:
 Гимн Российской Федерации.
 Музыка для расслабления.
 Музыка эстрадная.
Видеоматериалы:
 Оригами
 Плетение
 Скрапбукинг для начинающих
 Стендовый материал
 Информационный стенд «Уголок техники безопасности».
 Стенд «Техники работы с бумагой».
Дидактические пособия:
 Сценарный материал по воспитательной работе.
 Анкета: «Проверь себя»
 Технологические карты изготовления изделий.


20

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:

21

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://base.garant.ru/407575052/ (дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeace
c3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Педагогика общая, возрастная:
1. Канцедикас А.С. «Уроки народного искусства» - г.Москва,1983г.
22

2. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - г. Москва,
1989г.
3. Программа для учреждений дополнительного образования (выпуск 4) - г.
Москва,2002г.
4. Программа для учреждений дополнительного образования (выпуск4) - г.
Москва,2004г.
Психология:
5. Дусовицкий А.К. «Формула успеха» - г. Москва, «Педагогика»,1989г.
6. Немов Р.С. «Общие основы психологии» - г. Москва, «Просвещение»,1994г.
Литература для педагога
1. Афонькины С. И Е. «Все об оригами», - М., «ОНИКС», 2004г.
2. Народные мастера, традиции, школы /Под ред. М.А. Некрасовой М.:
Изобразительное искусство, 1985. Вып. 1. 296 с.
3. Неменский Б., Фомина Н., Гросул Н. и др. Изобразительное искусство и
художественный труд. 1 - 4 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение,
1991г. 192 с.
4. Основы художественного ремесла Под ред. В.А. Бородулина и др. М.:
Просвещение, 1978.-254 с.
5. Программа для учреждений дополнительного образования детей
«Игрушки своими руками» Л.А. Болотина , - М. 2002.,
Литература для родителей
1. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-Пресс, 2013. – 144 с.
2. Выгонов В.В. Оригами малышам.- М., ИД МСП. 2006.- 128 с.
3. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М., БАОПРЕСС. 2006. – 48 с.
Литература для детей
1. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-Пресс, 2013. - 144с.
2. Долженко ГИ. 100 поделок из бумаги. – Ярославль. «Академия развития»,
2006. 144с.
3. Выгонов В.В. Оригами малышам.- М., ИД МСП. 2006 - 128 с.
4. Журнал «Школа и производство – 8/2004, 3/2008.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль:
«Академия развития», 2001. – 144 с.
6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль.: «Академия
развития», 1997. – 210 с.
7. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М., БАОПРЕСС. 2006. – 48 с.
8. Ярыгина А.А. Этот чудесный батик: конспекты занятий. – М.: «Учитель».
2006, - 80 с.
23

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажная пластика» предполагает развитие у детей самых различных
направлений: мелкой моторики рук, фантазии и творчества, конструкторского,
образного и пространственное мышления, художественно-эстетического вкуса
и его самореализации.
Она поможет изучить, понять и применить в современной жизни то
разнообразие видов работы с бумагой это оригами, квиллинг, бумагопластика,
плетение, вырезание, конструирование и аппликация. Овладев несколькими
видами декоративно-художественной работы с бумагой и комбинируя их,
ребенок получит возможность создавать художественные изделия с
применением различных техник.
На занятиях учащиеся реализуют свои замыслы, готовят поделки,
сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это
позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся, а также включить
родителей в сферу интересов ребенка. Уважительное и заинтересованное
отношение к ребенку и его достижениям, какими бы скромными они ни были,
позволяет воспитывать уверенность в себе и в то же время умение ценить и
уважать других людей.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 7 11 лет.

24

Приложение 1
Тест «Проверь себя»
Тест «Проверь себя».
Фамилия, имя учащегося _____________________________
Выбери правильный ответ!
1. Как правильно передавать ножницы?
+А) кольцами вперед; Б) лезвиями вперед
2. Назовите один из способов складывания бумаги?
А) трубочкой; +Б) гармошкой
3. Как нужно наносить клей на поверхность вырезанной детали?
А) +сплошным слоем по всей поверхности;
Б) тонкой линией по краю детали?
4. Какие вы знаете разновидности бумаги и картона?
+А) гофрированная, писчая, газетная, чертёжная, альбомная, бархатная,
картонная;
Б) тканевая, пластиковая, деревянная
5. Какие канцелярские принадлежности необходимы в работе с
бумагой?
+А) ножницы, пинцет, кисточка;
Б) молоток, плоскогубцы, кусачки
6. Техника «Квиллинг» - скручивание бумажных полос?
+А) да; Б) нет
7. Аппликация выполненная без использования ножниц?
+А) рванная аппликация; Б) резанная аппликация
8. «Симметрия», когда детали расположены одинаково относительно
центра на поверхности листа?
+А) да; Б) нет
9. «Асимметрия», когда детали расположены не одинаково
относительно центра на поверхности листа?
+А) да; Б) нет
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»:
• Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов;
• Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов;
• Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов.
1 правильный ответ = 1 баллу.

25

Приложение 2
Упражнение для глаз
(Комплекс 1)
Цель: снять напряжение с глаз, мышечное и нервное напряжение;
повысить общий мышечный тонус.
П.п. - сидя за партой.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,
пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
(Комплекс 2)
 Упр. 1. Спинки выпрямляем, ладошки на столе, а пальчики, как веер,
слегка раскрываем. Закроем глаза и представим себя на лесной поляне. Кругом
порхают разноцветные бабочки…
 Упр. 2. Открываем глаза. Посмотрим на левый мизинчик и представим,
что на него села красивая бабочка, потом (следим глазами) она вспорхнула и
перелетела на другой мизинчик. Перелетела обратно, но уже на безымянный; с
левого безымянного – на правый…
 Упр. 3. А теперь поднимем руки вверх и представим, что на них сели еще
бабочки – одна другой красивее!
 Упр.4. Слегка наклоняемся назад и любуемся ими. Затем плавно
опускаем руки вниз и легонько встряхиваем кистями. Летите, бабочки!
Дыхательная гимнастика(по Стрельниковой)
Правила выполнения упражнений.
Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать
только через нос.
Вдох делается одновременно с движением.
3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60
вдохов движений в минуту.
Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только
про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)
Минимальное количество упражнений - три.
Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».