! ЭКО - мир

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«ЭКО – МИР»

Возраст учащихся: 5 - 15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:
Долгалова Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время актуально становится проблема охраны животного и
растительного мира. Во все времена взаимоотношения между Человеком и
Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус
цивилизации и духовный климат эпохи. Обострением глобальных проблем
современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих
точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества
к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и
проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического
воспитания на качественно новый уровень.
Статьи 71 и 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
закрепляют всеобщность и комплексность экологического образования, что в
связи с постоянным изменением экологической ситуации и средств научнотехнического
прогресса,
предполагает
непрерывность
преподавания
экологических знаний.
В сфере дополнительного образования детей существуют достаточно
благоприятные условия обучения экологическим основам, так как здесь
образование осуществляется на основе добровольного выбора.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - мир» (далее - программа) соответствует естественно-научной
направленности направлена на развитие основ экологической культуры,
гармонизацию взаимоотношений Человека и Природы, воспитание
нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, поддержание
интереса к более глубокому изучению разделов биологии, зоологии, экологии,
касающихся животного и растительного мира.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
2

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность.
Программа «ЭКО - мир» актуальна, предоставляет возможность для
развития у учащихся основ любознательности и экологической культуры. В
большинстве общеобразовательных школ на изучение экологии отводится
ограниченное количество времени, в связи с чем, уровень развития
экологического воспитания детей недостаточно высокий. Программа «ЭКО мир» направлена на общение с окружающем миром, устранение данной
проблемы. Актуальность программы «ЭКО - мир» определяется запросом со
стороны детей и их родителей, для реализации которой материально технические условия имеются только на базе МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония».
Практическая значимость
В ходе освоения программы дети приобщаются к гармонизации
взаимоотношений Человека и Природы. На занятиях, обучающиеся
приобретают навыки практической работы. Поддерживается интерес к более
глубокому изучению разделов биологии, зоологии, экологии, касающихся
3

животного и растительного мира. Программа интересна тем, что обучающиеся
и педагог являются наблюдателями, экспериментаторами. Большое внимание
уделяется воспитанию нравственного и эстетического отношения к
окружающей среде.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭКО - мир» является модифицированной. Составлена на основе учебнометодического пособия «Зеленый дом», автор Плешаков А.А., методических
рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и интернете и
личного опыта.
Отличительной особенностью программы «ЭКО - мир» является то, что
программа построена на важнейших принципах: экологическом и
практическом. Ведущим является практический принцип. Программа
предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных
акциях. Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с
различными видами деятельности детей позволяет педагогу полнее учитывать
интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Принципы, лежащие в основе программы:

доступность материала (от известного к неизвестному);

принцип связи теории с практикой;

принцип систематичности и последовательность материала;

принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы;

принцип
научности
(обучающиеся
включаются
в
процесс
самостоятельного наблюдения, работа с литературой и т.д.);

принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на
интерес обучающихся к дополнительному материалу.
Уровень программы,
«Стартовый уровень» направлен на мотивацию
интереса к данной
экологической деятельности,
предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
«Базовый уровень» направлен на освоение и демонстрацию базовых
умений, знаний и навыков
в рамках содержательно - тематического
направления общеразвивающей программы, а также выявление и поддержка
детей, проявивших способности в данном направлении.
Адресатами программы являются учащиеся от 5 до 15 лет.
Краткие возрастные особенности:
Старший дошкольного возраста 5-6 лет. Главным
новообразованием становится внутренняя позиция, новый
уровень осознания своего места в системе общественных
отношений. Ребёнок осваивает широкий круг бытовой
деятельности – игровой, бытовой, трудовой. Формируется
как техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
В познавательной сфере главным достижением является
освоение средств и способов познавательной деятельности.
Теперь общение происходит по поводу познавательных,
нравственных, личностных проблем.
Младший школьный возраст – 8 – 9 лет. В 7 – летнем

Познавательные процессы
более
интеллектуализируются,
осознаются, приобретают
произвольный,
управляемый
характер.
Значительно расширяются
рамки общения с взрослым,
прежде всего за счёт
овладения речью.
В младшем возрасте нужно
4

возрасте дети испытывают кризис, они начинают
паясничать, манерничать, а в более старшем возрасте (8 лет),
они в состоянии обдумывать свои действия, могут
выслушать точку зрения других, но им её легче отвергнуть,
чем принять. У детей развивается самооценка. К моменту
поступления словарный запас увеличивается настолько, что
ребёнок может обмениваться с другими людьми. Ребёнок
осваивает письменную речь, его учат переписывать,
пересказывать текст
Средний школьный возраст – 10 – 11 лет. Дети способны
оценить свои поступки. У них развиваются умственные
способности. Дети становятся более сильными, им трудно
сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной
работе, отклонение внимания спасает на интеллектуальных
задачах, но это требует колоссальных усилий воли и
организации высокой мотивации
Подростковый возраст – 12 – 15 лет
У детей идёт бурная физическая перестройка организма.
Дети эмоционально неустойчивы, считают себя одинокими.
Для подростка важно быть признанным. Он сам выбирает
себе друзей, форму и содержание своего досуга. Особое
место занимает восприятие музыки. Они стремятся
воспринимать музыку на пределе возможного. Для
подростка характерно творческое мышление, способность
устанавливать
максимальное
количество
связей
в
окружающем мире

больше общаться с детьми,
чтобы
увеличивать
их
словарный
запас,
привлекать детей к оценке
работ

В период занятий больше
внимания
уделять
разнообразным
формам
занятий, чтобы они не
переутомлялись
Во
время
проведения
занятий можно включать
музыкальные произведения
для прослушивания, чтобы
больше заинтересовывать
детей, больше доверять им,
давать
возможность
помогать
малышам,
заботиться о них

Наполняемость группы: 10 -12 человек.
Набор детей в коллектив проводится по желанию детей. Состав группы
постоянный. Программа предусматривает разноуровневые и разновозрастные
учебные группы, что дает возможность использовать метод «наставничества» опытные воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Эко-мир» на общих основаниях могут заниматься дети-инвалиды и дети с ОВЗ
не требующие организации особых образовательных условий.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся расписание занятий объединения составляется с учетом
пожеланий
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Объем и срок освоения программы.
1 год обучения (стартовый уровень) – 36 часов;
1 год обучения (стартовый уровень) – 72 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 72 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Количество недель
36

Количество месяцев
9

Количество лет
1

Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от
возраста поступления ребенка в объединение и качества освоения программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
5

Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю -4 часа.
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса:
 фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
• групповая – организация работы в группах;
• индивидуальная – индивидуальное выполнение творческих работ,
заданий, решение проблем и другие.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа; практическая работа с
постоянным индивидуальным консультированием обучающихся; совместные
творческие работы; выставки (с коллективным обсуждением работ); игры,
викторины, конкурсы, мероприятия.
Родителям предоставляется возможность посетить выставки, где будут
демонстрироваться лучшие работы детей. Проявление интереса родителей к
тому, чем занимаются дети на занятиях и положительное оценивание работ
(рисунка, поделки), которые ребёнок принёс показать домой – всё это даёт
ребёнку эмоциональный подъём, что способствует боле быстрому
восстановлению сил (иначе ребёнок чувствует себя загруженным и усталым).
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, выставка, анкетирование и т.д.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся осознанного интереса к
изучению окружающей среды.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:

обучение детей и знакомство с методами изучения окружающего мира
(наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

обучение детей приобретать практические навыки содержания питомцев в
«Зимнем саду»;

обучение детей приобретать практические навыки по уходу за
комнатными и садовыми растениями.
Развивающие:
6

развитие интеллектуальной, волевой, духовной, эмоциональной и
физической сферы;

развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний;

развить коммуникативные способности учащихся, умений и навыков
межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные:

формирование знаний о природе родного края, об экосистеме;

формирование элементарных представлений о природе, человеке и
общества в их взаимодействии;

формирование основ экологической ответственности.


1.3. Планируемые результаты:
Год обучения
(уровень)
1 год обучения
(стартовый
уровень)

Предметные результаты
должен знать:
должен уметь:
 организовать свою деятельность в
соответствии
с
правилами • наблюдать
и
ухаживать
за
безопасности
для
себя
и
комнатными
растениями
и
окружающих;
животными «Зимнего сада»;
 владеть правилами подмены воды в • пересаживать комнатные растения;
аквариуме;
• посадить рассаду садовых цветов и
 правильно
выращивать
и
ухаживать за ней;
пересаживать комнатные и садовые • проводить
наблюдения
за
растения;
природными явлениями;
 развить фантазию, воображение;
• собирать и засушивать растения,
 изготавливать коллажи из осенних
работать с гербарным материалом;
листьев и цветочных лепестков;
• работать
со
справочной
 приготовить
соленое
тесто
и
литературой.
изготавливать мелкие детали для
композиции;
 изготавливать
новогодние
композиции.
2 год обучения  названия
распространенных  формировать
навыки
(базовый
аквариумных рыб, аквариумных
самостоятельной
работы
при
уровень)
растений;
выполнении творческих заданий;
 правила подготовки аквариума к  проводить
наблюдения
за
использованию;
всходами,
анализировать,
 основы оформления клумб;
формулировать выводы;
 правила
выращивания
садовых  составлять
презентаций
по
цветов из семян, названия;
заданной
теме;
составлять
 правила хранения и подготовки
кроссворды по заданной теме;
семян
садовых
цветов,
при  работать с литературой;
практической деятельности.
 вести дневник наблюдения.
Личностные результаты:
 осознанное отношение к занятиям экологической деятельности как средство саморазвития и
применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
 развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения доводить начатое
дело до конца;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, творческой и других видах
деятельности;
7

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своих занятий;
 владение основами самоконтроля;
 умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации в
процессе решения проблемы, проектно-исследовательской деятельности;
 готовность вести диалог в процессе совместной деятельности, согласовывая действия;
 умение сотрудничать при работе в группе;
 применять ИКТ в организации творческой деятельности.


1.4. Содержание программы







№
п/п

Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
обучение детей и знакомство с методами изучения окружающего мира
(наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
развитие интеллектуальной, волевой, духовной, эмоциональной и
физической сферы;
формирование знаний о природе родного края, об экосистеме;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и
общества в их взаимодействии;
сохранение контингента учащихся.
Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/ контроля

1 Давайте познакомимся

1

0,5

0,5

Беседа, педагогическое наблюдение

2 Природа и человек

1

0,5

0,5

Викторина, коллективное обсуждение

3 Осень глазами детей

4

1

3

Беседа, педагогическое наблюдение

5

3

2

Беседа, педагогическое наблюдение

2
9
7
2
1
3
1
36

1
4
2
1
0,5
0,5
14

1
5
5
1
0,5
3
0,5
22

Беседа, педагогическое наблюдение
Беседа, педагогическое наблюдение
Беседа, педагогическое наблюдение
Беседа, педагогическое наблюдение
Беседа, педагогическое наблюдение
Выставка, коллективное обсуждение
Викторина, педагогическое наблюдение

Растительный мир

4
5
6
7
8
9
10
11

Животный мир
Аквариумистика
Весенние краски
Птицы – наши друзья
Красная книга
Сотвори руками чудо
Что я знаю…
Всего:

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Давайте познакомимся
Теория:
8

Планы и задачи объединения. Правила поведения, техники безопасности,
эвакуация при пожаре.
Практика:
Знакомство с территорией Центра «Гармония», сбор листьев на гербарий.
Тема 2. Природа и человек
Теория: Живая и не живая природа
Практика: Игра «Живое не живое»
Тема 3. Осень глазами детей
Теория:
Подготовка семян к хранению.
Практика:
Сбор семян агератума, сальвии, настурции на территории Центра «Гармония».
Сушка семян.
Упаковка семян в бумажные конверты.
Тема 4. Растительный мир
Теория:
Экскурсия в «Зимний сад». Знакомство с видами комнатных растений.
Комнатные растения и их особенности. Части растения.
Знакомство с садовыми цветами. Семена и их разнообразие.
Практика:
Правила безопасности при работе с землей и семенами. Уход за комнатными
растениями «Зимнего сада» (полив, опрыскивание, рыхление, обтирание
листьев).
Перевалка, пересадка комнатных растений в «Зимнем саду». Рассказ
«Комнатные растения в моем доме».
Тема 5. Животный мир
Теория: Дикие и домашние животные.
Практика: Уход и кормление животных зооуголка.
Тема 6. Аквариумистика
Теория:
Аквариум и его обитатели. Разновидности рыб. Аквариумные растения.
Правила подмены воды, чистки аквариума.
Знакомство с золотой рыбкой, строение, кормление.
Аквариумные рыбки – хищники.
Практика:
Кормление рыб. Изготовление кормушек.
Подготовка нового аквариума к запуску рыб.
Пересадка рыб с карантина. Пересадка мальков в аквариум.
Оформление дизайна аквариума. Пересадка аквариумных растений.
Чистка аквариумов и подмена воды. Кормление живым кормом, наблюдение за
рыбами.
9

Тема 7. Весенние краски
Теория:
Семена садовых растений и их особенности при посадке.
Правила ухода за рассадой садовых растений.
Практика:
Выставка рисунков «Мое любимое садовое растение».
Работа с семенами садовых растений (посев семян). Правила безопасности.
Уход и наблюдение за первыми всходами.
Проведение опыта «Влияние условий, ухода и температурного режима на рост
и развитие корневой системы растения».
Пикировка рассады бархатцев, шафранов, агератума.
Тема 8. Птицы – наши друзья
Теория:
Виды птиц и их особенности.
Практика:
Кормление птиц.
Тема 9. Красная книга
Теория:
Охраняемые животные Красной книги.
Практика:
Выставка рисунков «Животные Красной книги»
Тема 10. Сотвори руками чудо
Практика:
Сбор и подготовка отходного и природного материала.
Оформление поделок из отходного и природного материалов.
Изготовление газеты, плаката по экологии.
Тема 11. Что я знаю…
Викторина по экологии «Вопрос - ответ». Подведение итогов
учебный год.







работы за

Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
обучение детей и знакомство с методами изучения окружающего мира
(наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
развитие интеллектуальной, волевой, духовной, эмоциональной и
физической сферы;
формирование знаний о природе родного края, об экосистеме;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и
общества в их взаимодействии;
сохранение контингента учащихся.
10

№
п/п

Название
раздела, темы

1 Давайте
познакомимся
2 Экопластика

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/ контроля

2

1

1

Беседа, педагогическое наблюдение

6

2

4

Викторина, коллективное обсуждение

3

Аквариумистика

18

4

14

4
5

Тестопластика
Новогодняя
Флористика
Комнатные и
садовые растения
Сотвори руками
чудо
Что я знаю…
Всего:

7
9

2
1

5
8

22

3

19

Выставка, педагогическое наблюдение
Выставка,
педагогическое наблюдение
Опрос, педагогическое наблюдение

6

1

5

Выставка, коллективное обсуждение

2
72

1
15

1
57

Викторина, педагогическое наблюдение

6
7
8

Опрос, педагогическое наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Давайте познакомимся
Теория:
Планы и задачи объединения. Правила поведения, техники безопасности,
эвакуация при пожаре. Беседа.
Практика:
Знакомство с территорией Центра «Гармония», сбор листьев.
2. Экопластика
Теория:
Экопластика и его виды работ. Правила аранжировки из цветов, веток и
сухоцветов.
Правила оформления композиций из овощей.
Практика:
Изготовление и оформление аппликации из листьев и цветочных лепестков.
Аранжировка из веток и сухоцветов.
Изготовление и оформление композиций из овощей.
Оформление поделок и аппликаций, участие в выставке.
Викторина на тему: «Экопластика».
3. Аквариумистика
Теория:
Аквариум и его обитатели. Разновидности рыб.
Правила подмены воды, чистки аквариума.
Знакомство с золотой рыбкой, строение, кормление.
Аквариумные рыбки – хищники. Аквариумные растения.
Практика:
Кормление рыб. Изготовление кормушек. Подготовка нового аквариума к
запуску рыб. Дезинфекция грунта грота. Подбор аквариумных растений и
размещение в аквариуме. Запуск аквариумных рыб в новый аквариум.
Пересадка рыб с карантина. Пересадка мальков в аквариум. Оформление
11

дизайна аквариума. Пересадка аквариумных растений. Чистка аквариумов и
подмена воды. Экскурсия в зоомагазин, приобретение новых аквариумных
рыб. Кормление хищников — малинкой. Наблюдение заполнение дневника
наблюдений.
4. Тестопластика
Теория:
История тестопластики. Виды приготовления солёного теста. Инструменты для
работы с тестом. Правила безопасности.
Практика:
Приготовление и покраска соленого теста.
Техника лепки мелких и крупных деталей из теста.
Изготовление натюрмортов.
Изготовление кулонов из соленого теста.
Оформление работ.
5. Новогодняя Флористика
Теория:
История
Флористики. Эскизы и
композиции. Дизайн и фактура
Рождественского венка. Инструменты и приспособления. Правила
безопасности.
Практика:
Подготовка эскизов композиций.
Подготовка материала к работе.
Изготовление Рождественского венка (черновой вариант – первый слой пихты).
Изготовление Рождественского венка (лицевой вариант – второй слой пихты).
Оформление рождественского венка.
Приготовление эскиза, изготовление «Денежного дерева».
Изготовление Новогодней композиции – «Денежное дерево».
Оформление «Денежного дерева».
6. Комнатные и садовые растения
Теория:
Экскурсия в «Зимний сад». Знакомство с видами комнатных растений.
Комнатные растения и их особенности. Части растения
Знакомство с садовыми цветами. Семена и их разнообразие.
Практика:
Правила безопасности при работе с землей и семенами.
Уход за комнатными растениями «Зимнего сада» (полив, опрыскивание,
рыхление, обтирание листьев).
Перевалка, пересадка комнатных растений в «Зимнем саду».
Подготовка земли для выращивания рассады садовых цветов.
Посев семян петунии под снег. Посев семян для рассады.
Уход и наблюдения за первыми всходами.
Пикировка рассады.
Оформление дневника наблюдений.
Представление презентаций: «Мой любимый садовый цветок», «Комнатные
растения в моем доме».
12

7. Сотвори руками чудо
Теория:
Положение о сборе юных экологов (в рамках экологического образовательного
проекта «Когда мой город станет «Экоградом»).
Практика:
Экскурсия в парк. Сбор и подготовка отходного и природного материала.
Оформление поделок из отходного и природного материала, изготовление
газеты, плаката по экологии. Участие в сборе юных экологов.
8. Что знаю я…
Чаепитие с подведением итогов работы за учебный год.
Викторина «Вопрос - ответ».
Учебный (тематический) план 2 года обучения (базовый уровень)







№
п/п

Задачи:
обучение детей приобретать практические навыки содержания питомцев в
«Зимнем саду»;
обучение детей приобретать практические навыки по уходу за
комнатными и садовыми растениями;
развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний;
развить коммуникативные способности учащихся, умений и навыков
межличностного общения со сверстниками и взрослыми;
формирование основ экологической ответственности;
сохранение контингента учащихся.
Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практка

1

Будем знакомы!

2

1

1

2

Осень глазами детей

6

1

5

3

Аквариум и его обитатели

16

4

12

4

Новогодние фантазии

10

2

8

5

Праздничное настроение

8

2

6

6

Весенние краски

22

4

18

7

Сотвори руками чудо

6

1

5

8

Знатоки экологии

2

2

-

72

16

56

Всего:

Формы
аттестации/ контроля
Викторина,
педагогическое наблюдение
Устный опрос,
педагогическое наблюдение
Викторина,
коллективное обсуждение
Выставка,
коллективное обсуждение
Устный опрос,
педагогическое наблюдение
Устный опрос,
педагогическое наблюдение
Выставка,
коллективное обсуждение
Викторина,
педагогическое наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
1. Будем знакомы!
13

Теория:
Правила поведения, техники безопасности, эвакуация при пожаре.
Планы и задачи объединения.
Практика:
Экскурсия по территории Центра «Гармония».
Викторина «Что вы знаете о себе».
2. Осень глазами детей
Теория:
Подготовка семян к хранению.
Практика:
Сбор семян агератума, сальвии, настурции на территории Центра «Гармония».
Калибровка семян.
Сушка семян.
Упаковка семян в бумажные конверты.
Работа с дневником наблюдений.
3. Аквариум и его обитатели
Теория:
Установка аквариума. Аквадизайн.
Признаки здоровой рыбы.
Препарат трипафловин, его свойства.
Разведение рыб. Болезни рыб и их лечение.
Профилактика заболеваний
Практика:
Установка аквариума.
Дезинфекция грунта.
Определение вместимости аквариума.
Экскурсия в зоомагазин.
Пересадка новых рыб на карантин.
Правила работы с сачком, фильтром, водой, рыбами.
Перемещение аквариума и их жителей.
Осмотр аквариумных рыб.
Проведение профилактических мероприятий для аквариумных рыб.
Заготовка сухого корма.
Кормление живым кормом, наблюдение за рыбами.
Чистка аквариумных растений от водорослей.
4. Новогодние фантазии
Теория:
Основные правила
Флористики и аранжировки цветов.
Икебана, художественно-композиционные принципы.
Практика:
Аранжировка комнатных цветов «Зимнего сада».
Составление монохромного букета.
Изготовление композиций к выставке «День Святого Валентина».
Оформление праздничного новогоднего дизайна предметов.
5. Праздничное настроение
14

Теория:
Ландшафтное искусство.
Просмотр фильма по парковому дизайну и презентации «Уютный дворик».
Элементы и принципы художественной композиции.
Практика:
Работа с литературой и семенами садовых цветов.
Планирование и оформление эскизов клумб на территории Центра «Гармония».
Оформление схем посадок на приусадебном участке.
6. Весенние краски
Теория:
Виды комнатных растений.
Размножение.
Семена садовых цветов и их особенности при посадке.
Значение цветовой гаммы.
Правила ухода за рассадой садовых цветов.
Практика:
Работа с литературой.
Составление кроссворда на тему: «Комнатные растения».
Уход за комнатными растениями. Правила безопасности.
Выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение».
Работа с семенами садовых цветов (посев семян). Правила безопасности.
Посев семян для вертикального озеленения с опорой (ипомея, настурция,
калистергия).
Уход и наблюдение за первыми всходами.
Работа в дневнике наблюдений.
Осмотр рассады, выявление вредителей, принятие необходимых мер.
Проведение опыта «Влияние условий, ухода и температурного режима на рост
и развитие корневой системы цветка».
Оформление папки «Под знаком Зодиака».
Пикировка рассады бархатцев, шафранов, агератума.
7. Сотвори руками чудо
Теория:
Положение о сборе юных экологов (в рамках экологического образовательного
проекта «Когда мой город станет «Экоградом»).
Экскурсия в парк.
Сбор и подготовка отходного и природного материала.
Практика:
Изготовление поделок из отходного и природного материала.
Изготовление газеты, плаката на экологическую тему.
8. Знатоки экологии
Теория:
Решение кроссворда,
Викторина «Вопрос знатокам экологии».
Чаепитие.
Подведение итогов работы за учебный год.
15

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «ЭКО - мир» предусматривает в
соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в течение учебного
года с сентября по май. Программа рассчитана на 2года (36 учебных недель для
каждого года обучения). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа для учащихся 1-2 года обучения.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения
сентябрь

Дата
окончания
обучения
май

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

1 год
36
72
1раз по 2 часа в
обучения
неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в кабинете № 12 «Зимний сад» (ул. Ленина, 71) –
чистое, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится
всё необходимое для занятий.
Необходимые инструменты, оборудование, материал и мебель
№

Название оборудования

Количество

1

Фартук

12

2

Земля

1

3

Дренаж

7

4

Минеральные удобрения

15

5

Кашпо

156

6

Секатор

2

7

Ножницы

15

8

Губка

12

9

Опрыскиватель

7

10

Лейка

5

11

Лопатка

12

12

Емкость для воды

20

13

Сифон

5

14

Помпа

10
16

15

Скребок

5

16

Раствор метиленового синего

10

17

Раствор перманганата калия

2

18

Набор художественных кистей

5

19

Стека

15

20

Грунтовка

1

21

Фольга

1

22

Клей- пистолет

2

23

Магнитофон

1

№

Материал

Количество

1

Семена комнатных и садовых цветов

18

2

Корм для рыб

19

3

Корм черепах

7

4

Корм попугаев

23

5

Бумага (альбом, ватман)

7

6

Краски (акварель, гуашь)

12

7

Карандаши (простые, цветные)

12

8

Восковые мелки

10

9

Фломастеры

3

10

Цветная бумага

5

11

Картон

5

12

Пластилин

5

13

Набор из природного материала (ветки, шишки, сухие
листья).

2

№
1

Мебель
Стеллаж с аквариумами

Количество
1

2

Террариума для черепах

2

3

Клетка для попугая

1

4

Подставка под цветы

3

5

Куб под цветы

56

6

Раковина

1

Информационное обеспечение реализации программы:
1. http://www.сайт Страна Мастеров.
2. http://www. «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир»
(http://potomy.ru ).

17

3. http://www.Мегаэнциклопедия
Кирилла
и
Мефодия
(http://www.megakm.ru).
4. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
5. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
6. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
7. Мультимедийные учебные пособия: Государственная символика
России. История и современность. Центр наглядных средств обучения
Минобразования России.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль - осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень базовых знаний, умений, навыков, соответствующих
возрасту
учащегося,
его
личных
художественных
данных
и
коммуникабельности (беседа, устный опрос).
Промежуточный контроль - проводится в конце каждого года обучения,
позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа, устный
опрос, викторина, практическое задание, выставка).
Итоговый контроль- представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия в итоговых выставках, конкурсах
соревнованиях разного уровня с целью определения уровня развития личных
творческих способностей, мероприятиях воспитательного характера, (беседа,
самооценка, выставка, презентация творческих работ, открытые занятия).
При реализации программы «ЭКО - мир» в течение всего учебного года
осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
теоретических и практических знаний материала программы (устные опросы,
фронтальные и индивидуальные беседы, выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности, а также педагогическое
наблюдение).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения «ЭКО - мир». Отслеживание
проводится два раза в год, в соответствии с возрастом и годом обучения
учащегося. Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
девятибалльная система: низкий уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень от 4 до 6 баллов; высокий уровень - от 7 до 9 баллов.
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Не может правильно и рационально организовать
свое рабочее место. Испытывает серьезные затруднения при выполнении
операций, предусмотренных программой. При их
непосредственном
выполнении совершает ошибки. Производит порчу материала. Не соблюдает
правила безопасности труда. Проявляет небрежность при выполнении работы.
Не может самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь
педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
18

программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки. Испытывает
небольшие затруднения при организации своего рабочего места. Недостаточно
экономно использует необходимый для занятия материал. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности труда. Может выполнить самостоятельно
работу по образцу, но владеет недостаточными навыками изготовления
творческой работы. Проявляет некоторую небрежность при выполнении
практической работы. Может самостоятельно выявить ошибки, но испытывает
затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по базовым
темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки может
творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно планирует
и организует свой труд. Точно соблюдает правила безопасности труда. Владеет
высоким навыком изготовления самостоятельных работ. Точно, грамотно и
аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и устранить
ошибки. Экономно использует необходимый для занятия материал. В рамках
проводимого мониторинга отслеживаются достижения учащихся объединения,
индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности, карточки
успех, портфолио учащихся). Результаты отслеживаются и фиксируются в
таблице
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

Ф.
И.
уч.

Воз
рас
т

Год
обу
чения

Обучение
Знания и умения
Уровни в баллах
Высоки Низки Средний
й
й
(4-6)
(7-9)
(1-3)
Месяц Месяц
Месяц

Участие Результат:
в выс- сертифика
тавках,
т,
Высокий конкурсах благодарн
(кол-во)
ость,
(7-9)
грамоа,
диплом
Месяц

XII

XII

Теория
Низкий
(1-3)

Средний
(4-6)

Месяц

Месяц

XII

V

XII

V

Практика

V

XII

V XII

V

V

Отслеживаются достижения учащихся объединения «ЭКО - мир»,
индивидуальные достижения (дипломы, грамоты, благодарности,, портфолио
учащихся).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга объединения «ЭКО
- мир» используются: журнал посещаемости, протокол выставок, отзывы детей
и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на
сайте ЦТР и ГО «Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие, портфолио учащегося, участие в конкурсах, выставках,
выступления на праздниках и фестивалях.

19

2.4. Оценочные материалы
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1 год обучения (стартовый уровень)
1 Давайте познакомимся
Беседа, педагогическое наблюдение
2 Экопластика
Викторина: «Экопластика»,
3 Аквариумистика
4 Тестопластика

Устный опрос, анализ практического задания
Создание изделия, анализ работ выставки

5 Новогодняя Флористика

Творческое задание, педагогическое
наблюдение
Устный опрос, педагогическое наблюдение

6 Комнатные и садовые
растения
7 Сотвори руками чудо
8 Что я знаю…

Творческое задание, анализ работ выставки

Викторина «Вопрос - ответ», педагогическое
наблюдение
2 год обучения (базовый уровень)

1 Будем знакомы!

Викторина «Что вы знаете о себе»,

2 Осень глазами детей

Устный опрос

3 Аквариум и его обитатели
4 Новогодние фантазии

Викторина на тему: «Обитатели аквариума»,
Творческая работа, анализ работ выставки

5 Праздничное настроение

Устный опрос, педагогическое наблюдение

6 Весенние краски

Устный опрос, педагогическое наблюдение

7 Сотвори руками чудо

Творческая работа, анализ работ выставки

8 Знатоки экологии

Викторина «Вопрос знатокам экологии»,
коллективное обсуждение

2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (раздаточный материал с пошаговой инструкцией, показ
работ учащихся и педагога, картины, иллюстрации и репродукции
художников, фотоматериалы, иллюстраций, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ с пошаговой инструкцией и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и
усваивают готовую информацию;
20

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения.
В программе используются следующие характерные особенности
технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих
этапов:
 Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
 Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
 Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности.
В программе это выражается через использование способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка (обстановка и гигиенические условия в кабинете,
позы учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.)
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П. Волков,
И.П. Иванов) используется для организации выставок, мероприятий
воспитательного характера. Все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела.


21

Этот способ деятельности помогает развитию организаторских и
коммуникативных навыков и работает на сплочение коллектива. Основной
метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
Технология «Портфолио» используется как один
из способов
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося.
Формируется совместно с учащимся в период его обучения.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3.5.3. Алгоритм учебного занятия
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих
упражнений. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение работать в
коллективе
Занятия строятся по общепринятой схеме.
1.Вводная часть занятия состоит из построения, приветствия, оглашения
темы занятия, инструктажа по технике безопасности.
2. Основная часть занятия – знакомство и освоение техники, приемов
художественного мастерства. Выполнение творческого замысла, развитие
определённых навыков учащегося согласно темы занятия в учебном плане).
3. Заключительная часть занятия - выполняется заключительного этапа
работы, самооценка. Организуется рефлексия, анализируются успехи, неудачи,
намечается перспектива дальнейшего действия
3.5.4. Дидактические материалы
Дидактическое
обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентировано, на личностные и
метапредметные результаты образования. Для обеспечения наглядности и
доступности изучаемого материала педагогом используется:
Звукоматериалы:
 аудиозаписи и видеозаписи по темам: «Звуки природы. Часть 1, 2»,
«Песни мультипликационных героев», «Музыка для релаксации».
Видеоматериалы:

видеоролики по правилам дорожного движения;

видеоролики по правилам пожарной безопасности;

мастер-класс «Дизайн аквариума».
Стендовый материал:

информационный стенд «Животные и их Родина»;
22

информационный стенд «Уголок безопасности».
Дидактические пособия:

объемный: «Золотая рыбка» с технике папье-маше, «Рыбка - варежка
«Барбус суматранский»;

схематический или символический: папка «Мое творчество»,
карточки-заданиями по темам, плакаты: «Аквариумные рыбки», «Виды
аквариумов», «Оборудование», «Виды комнатных растений»;

картинный и картинно-динамический: работы учащихся и педагога,
фотоматериалы по темам учебного плана;

тематические подборки материалов: стихи, песни, загадки по
экологии, сценарии игр, мероприятий воспитательного характера, викторины по
дорожному движению, пожарной безопасности;

раздаточный материал с пошаговой техникой по темам: «Правила
пересадки», «Правила подмены воды»;

папки с подбором информации по темам: «Правила дорожного
движения», «Правила поведения при пожаре и в экстремальных ситуациях»,
«Мастер – класс» (выполнение творческих работ).

Мониторинг развития учащегося.

Сценарный материал по воспитательной работе.

Карточки личных достижений учащихся.

Тесты: «Защитники природы», «Знатоки экологии».


3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». .:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
23

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
.:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН)
.:URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата
обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
24

Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом» .:URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Белова О.Л. Экология животных / С.Н. Корлякова. – М.: 1997.
2. Белс Р.Л. Зеленый дом / А.А. Кузнецов. – М.: 1997.
3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для
вузов: рек. УМО / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000.
4. Гуржет А.Н. Аквариумные и сухопутные черепахи / А.Н. Гуржет. – М.:
1999.
5. Дусавицкий А.К. Познай себя / А.К. Дусавицкий. – М.: 1989.
6. Кудрявцев С.В. Террариум и его обитатели / В.Е. Фролов, А.В. Королев. М.: 1991.
7. Плешаков А.А. Тематическое планирование
Зеленый дом / А.А.
Плешаков. – М.: 1997.
8. Сосновский И.П. Уголок природы в школе / В.И. Корнеев. – М.: 1986.
9. Эра Ле Шан Когда эти взрослые сводят вас с ума / Эра Ле Шан – М.: 2006.
10.Педагогика: Электронный ресурс: учебник / сост. Л. М. Андрюхина
11.Психология: Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник.
Литература для детей и родителей
1. Баранова И. Раскраска. Полевые цветы / И. Баранова. - С-Пб.: 2004.
2. Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир / О. Е. Жиренко. - М.: 2009.
3. Вахринцева С. Раскраска. Цветная палитра / Вахринцева С. Екатеринбург.: 2005.
4. Вахринцева С. Раскраска. Садовые цветы / С. Вахринцева. –
Екатеринбург.: 2005.
5. Восхринцев С. Раскраска. Матрешки / С. Вахринцева. – Екатеринбург.:
2005.
6. 6. Восхринцев С. Раскраска. Деревья и листья / С. Вахринцева.
–
Екатеринбург.: 2005.
25

7. Гурьева Н.А. Знакомство с природой. Времена года / Н.А.Гурьева. - М.,
2007.
8. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание младших школьников.Москва, 2009.
9. Зайцева И.А. Большая книга тестов Узнай себя и своих близких / И.А.
Зайцева. – М.: 2008.
10.Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной
школе / Т. С. Иванова. – М.: 2008.
11.Лебедева Е.Г. Фантазии из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. – М.:
2007.
12.Лободина Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе / Н. В.
Лободина. –Волгоград.: 2008.
13.Лыкова И.А. Экопластика. Аранжеровка и скульптуры из природного
материала / И.А. Лыкова. - М.: 2009.
14.Майлз Л. Атлас с наклейками. Цветы / Л. Майлз. – М.: 2007.
15.Плешаков А.А. Атлас – определитель. От земли до неба / А.А. Плешаков.
- М.: 2009.
16.Максимчук Л.В. Что должны знать о пожарной безопасности / А.А.
Плешаков. – М.: 2008.
17.Теплякова Е. Раскраска. Лесные ягоды / Е. Теплякова. – Екатеринбург.:
2005.
18.Тихомирова Е.М. Учебно – методический комплект. Растительный и
животный мир 1 -4 класс / Е.М. Тихомирова. – М.: 2008.
19.Тихомирова Е.М. Сборник загадок Человек и его окружение 1 – 4 класс /
Е.М. Тихомирова. - М.: 2008.
20.Феданова Ю. Раскраска. Мои любимые животные / Ю. Феданова. – М.:
2009.
21.Хоменко В.А. Лучшие поделки / В.А. Хоменко. – Белгород.: 2009.
22.Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения на улице / Т.Г.
Храмцова. –М.: 2007.
23.Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников / И. В.
Цветкова. – М.: 2008.
24.Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия / О. Е. Жиренко. - М.: 2008.
25. Новый энциклопедический справочник Комнатные растения в вашем
доме. – М.: Олиа-Пресс Гранд, 2005.

26

Аннотация
Общеразвивающая
программа
«ЭКО-мир»
естественнонаучной
направленности предусматривает работу с учащимися младшего среднего и
подросткового школьного возраста (7-15 лет).
Цель программы: формирование у учащихся осознанного интереса к
изучению окружающей среды.
Программа «ЭКО - мир» направлена на развитие основ экологической
культуры, гармонизацию взаимоотношений Человека и Природы, воспитание
нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, поддержание
интереса к более глубокому изучению разделов биологии, зоологии, экологии,
касающихся животного и растительного мира.
В программе уделено внимание воспитательной работе. С учащимися
проводятся беседы на пожарную и дорожно-транспортную безопасность, по
патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни, что способствует
развитию нравственного и духовного мира учащихся.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого
учащегося в развитии индивидуальных творческих способностей, а также
формировать активную жизненную позицию.
Итогом работы является участие в выставках муниципального, окружного
и всероссийского уровня.

27

Приложение 1
Календарный учебный график
Программа ЭКО-мир
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 12
№ п/п
занятия

Дата
(неделя)

Название темы

Формы
организации
деятельности

Формы контроля

Приложение 2
Викторина «Экопластика»
Год обучения: первый
Тема: «Осень глазами детей»
Метод отслеживания – викторина
Вопросы к викторине:
Закончи фразу:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Экопластика» - это конструирование из…(природного материала).
«Флористика» - это вид декоративно – прикладного искусства, в котором
произведения, создаются из… (листьев, лепестков цветов).
«Дизайн» - это деятельность, связанная с …(конструированием вещей,
машин, интерьеров).
«Композиция» – это составление различных частей или отдельных
элементов в … (единое целое).
К материалу относятся… (красивые по форме и окраске листья разных
деревьев, кустарников, трав, лепестков цветов, семена крылатки клена.).
К инструментам относятся…(цветной картон, клей, кисточки).
Существует … способа сушки листьев (три).
Самый быстрый способ сушки листьев…(прогладить между газетными
листами).
Самый известный способ сушки листьев… (выдержать 5 дней в старом
журнале).

Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Мониторинг развития личности учащихся по обучаемой программе»

Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов

Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов

Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

28

Приложение 2
Викторина «Вопрос знатокам экологии»
Год обучения: второй
Тема: «Знатоки экологии
Метод отслеживания – викторина
Ответьте на вопросы викторины:
1. Как дышат рыбы?
(Ответ: Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят
кислород по всем органам.)
2. Какие рыбы имеют усики?
(Ответ: Сом, сазан, усач, карп).
3. Какой предельный возраст золотой рыбки?
(Ответ: В аквариуме до 35 лет).
4.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
(Ответ: Сом).
5.Назовите сухопутного долгожителя.
(Ответ: Черепаха живет до 120 лет).
6. Какие птицы живут дольше всех?
(Ответ: Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду).
7.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?
(Ответ: Птицы могут бросить яйца, и потомство погибнет).
8.Какие комнатные растения ядовиты?
(Ответ: Олеандр, молочай, фикус и т.д.)
9.Назовите, что общего среди растений.
(Ответ: Части растения: корень, стебель, листья, цветок, плод).
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Мониторинг развития личности учащихся по обучаемой программе»
29





Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов
Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов
Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

Приложение 3
Рекомендации
по проведению практических работ
«Для чего необходимо производить пикировку растений»
Пересадка растений обусловлена разрастанием их корней и надземной
части, что вызывает необходимость в расширении площади их питания.
Комнатные растения, выращиваемые в кадках и горшках с ограниченным
объемом земли, время от времени, из – за увеличения их размеров или
истощения земли, нуждаются в пересадке. При этом их пересаживают в
емкости большего размера или заменяют непригодную землю.
По своему характеру пересадки различны и в зависимости от него
называются пикировкой и перевалкой растений.
Пикировка растений заключается в рассаживании всходов, сеянцев и
мелких саженцев. В зависимости от степени разрастания растений, их качества
и потенциальной пригодности к посадке на постоянное место производят от 1
до 3 пикировок.

Пикиовать можно в ящики, горшки, в грунт парника и на гряды открытого
грунта; при наличии стержневого корня его прищипывают на 1/3-1/2
длины, в результате чего боковые корни развиваются сильнее, и корневая
система приобретает мочковатый вид. При копке сеянцев часть корешков
сама собой обрывается, а потому у очень мелких сеянцев корни не
прищипывают, и они образуют хорошую мочку.

Мясистые корешки некоторых растений (пальм, цикламенов, кливий и
др.) при пикировке также не прищипывают, ибо даже такое
незначительное повреждение переносится ими очень болезненно.

Медленно развивающиеся растения (бегония, примула, цикламен и др.)
пикируют дважды.

Быстро растущие растения (фасоль, душистый горошек, клещевину,
настурции и др.) высевают в горшки диаметром 9 см пророщенными
семенами по 1-3 шт.

Нетребовательные растения (астры, ноготки, бархатцы и др.) можно
пикировать в грунт парника, а при поздних посевах – на гряды открытого
грунта.

Такие литнике, как левкои и флоксы, а также гвоздики Шабо, лучше
развиваются при пикировке их в маленькие горшки.
30

Для пикировки используют землю того же состава, что и для посева.
Заполнение горшков и ящиков дренажом и землей производится также,
как и при посеве. Перед пикировкой землю увлажняют и слегка
уплотняют. Сеянцы выбирают из посевного ящика на стекло размером
1/3-1/2 пикировочного ящика.
Как правильно производить пикировку сеянцев
Пикировку сеянцев производят следующим образом:

левой рукой берут сеянец, прищипывая пальцами правой руки его
корешок; затем левой рукой опускают сеянец в ямку до семядолей, а
правой берут пикировочный колышек и обжимают им землю вокруг
корней сеянца, опущенного в ямку. При нарушении ямки ее поправляют
колышком;

очень мелкие сеянцы (бегоний, примул и др.) пикируют деревянной
копировальной вилочкой. Во время пикировки необходимо тщательно
отбраковать слабые и больные сеянцы;

по окончании пикировки растения поливают из маленькой лейки с
мелким ситечком;

в зависимости от способа выращивания, вида и сорта растений их
рассаживают на расстоянии: в ящиках – на 1-5 см, в парниках – 4-6 см,
на грядках открытого грунта – на 10-20 см. Так, первую пикировку
бегонии вечно цветущей производят на расстоянии 1 х 1,5 см или 1,5 х
1,5 см.
Перевалка
 Она производится в том случае, когда растение настолько разрастается,
что горшок или кадка становятся для его корней тесными.
 Перевалка отличается от обычной пересадки тем, что при ней не
нарушают земляной ком и не тревожат корневую систему. Ее применяют
для большинства травянистых, быстро развивающихся растений
(цинерария гибридная, хризантема индийская, цикламен персидский,
гортензия садовая и др.).
 При каждой перевалке сверху снимают незначительный выщелоченный
слой земли, снизу удаляют дренаж, причем каждый раз берут горшок или
кадку на 2-4 см больше.
 Затем растения содержат в тех же условиях, что и до перевалки, и только
при ярком солнечном свете их слегка притеняют, а полив в первые дни
уменьшают.
 При перевалке рост растений почти не приостанавливается, а со временем
даже усиливается, но развитие их замедляется, цветение начинается в
более поздние сроки.
 Поэтому путем перевалок можно в известной мере регулировать время
цветения растений, отодвигая его посредством большого количества
перевалок и ускоряя при сокращении их числа.
 Большое количество перевалок дает возможность получить сильные,
мощные растения.


31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».