Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско - краеведческой направленности
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Лонговая Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
В разные исторические эпохи человек по-разному осмысливает свое бытие
и мир, в котором он живет. Он обращается к социальному и культурному опыту
предков, опирается и отталкивается от него, создавая свой «образ мира», свою
систему ценностей. Изучение форм культуры разных времен помогает человеку
познать самого себя, обрести поле для самореализации. Это особенно важно для
современного человека, живущего в ситуации смены ценностных ориентиров.
Урал не является обособленным местом, он включен в общекультурное
российское пространство. Процесс заселения края, его развитие напрямую
связаны с историей развития страны, а художественная культура региона, в свою
очередь, отражает особенности исторического развития, как всей страны, так и
региона. Знакомство учащихся с достижениями художественной культуры Урала
важный шаг на пути к развитию их исторического мышления, познавательного
интереса, художественного вкуса.
В 1870 г. на Урале было создано Общество Любителей Естествознания
(УОЛЕ), - единственный центр общественно-краеведческого движения на Урале
вплоть до 1920-х гг. Члены УОЛЕ изучали природные, культурные, исторические
памятники региона, распространяли в крае естественно-исторические знания. В
1930-годы общество было ликвидировано и восстановлено лишь в 1989 году как
Уральское Общество Краеведов (УОК). Почти на 50 лет был закрыт доступ к
интересующей людей информации о родном крае. С началом перестройки в
обществе изменилось отношение к образованию. Общество Краеведов под
руководством В.М. Слукина стало все шире разворачивать свою деятельность, в
школах ввели новый предмет Мировая художественная культура (МХК). Именно
в это время З.М. Ковалевской был разработан курс «Художественная культура
Урала» (ХКУ): сначала для учащихся 8-11-х классов, а затем, в соавторстве с И.Я.
Мурзиной, и для учащихся 1-11-го классов. Разработка данной программы
продиктована целями и задачами, определенными в Концепции развития
дополнительного образования детей в РФ, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
2
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юный краевед» соответствует туристско-краеведческой, так как
ориентирована на познание истории нашей Родины.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юный краевед» связана с необходимостью восстановления связей
современного человека с культурой региона. Взрослые, в том числе родители,
занятые работой, ограничены в возможности приобщения к культурным
ценностям Урала. Многие дети даже не подозревают о красоте и широте
культурного пространства, в котором проживают. Проблема и в том, что только в
3
небольшом количестве образовательных учреждений города уделяется серьёзное
внимание систематическому краеведческому образованию.
Новизна программы в том, что в процессе краеведческой деятельности, в
результате применения разных методов и форм работы дети получают
возможность испытать себя в разных ролях: в роли путешественника, а также в
роли экскурсовода, составителя маршрута для своих прогулок и экскурсий, что
способствует развитию творческой активности, самостоятельности и инициативы.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что
при изучении истории России малая родина зачастую выпадает из поля зрения
учащихся Программа призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть
его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, а
также научиться работать с музейными экспонатами.
Практическая значимость данной программы в том, что в результате
освоения теоретических знаний и практических умений в области истории и
культуры родного края у детей формируются гражданско-патриотические
чувства, уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, потребность
сохранить для других поколений исторические, природные, художественные и
культурные ценности.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она
ориентирована на изучение как Свердловской области, так и родного города, и
направлена на получение знаний об истории района, округа и малой Родины.
Программа модифицированная, за её основу взята программа
дополнительного образования «Юные краеведы». Автор программы А.С.
Гонцова. – г. Екатеринбург, 2014 г., методические рекомендации, публикуемые
в периодической литературе и интернете и личный опыт.
Уровень программы.
Уровень программы «стартовый», направлен на мотивацию интереса к
краеведению, предполагает минимальную сложность, предлагаемого материала
для освоения содержания программы.
Адресатами программы являются учащихся 8 – 15 лет.
Психологические особенности участников программы.
Младший школьный возраст (7-9 лет) является особым возрастом в жизни
ребенка. В этом возрасте происходит наибольшее количество перемен. Меняется
социальный статус ребенка – он становится учеником; происходит смена
основной деятельности (игра-учеба). Этим внешним переменам сопутствуют
внутренние. В психике ребенка тоже происходят изменения, больше всего
совершенствуются
высшие
психические
функции,
обеспечивающие
мыслительную деятельность. Ребенок вступает в младший школьный возраст с
достаточно сформированным образным мышлением. Другим формам еще
предстоит развиваться. Мышление школьника в большей степени конкретно и
наглядно, абстрактные умозаключения даются многим с трудом. У детей данного
возраста наряду с учебной деятельностью по-прежнему большое место в жизни
занимает игра, но ведущим видом деятельности становится учебная, поэтому
необходимо совмещать элементы игры и учения, делать постепенный переход от
игры-забавы к познавательной деятельности.
4
Период отрочества (10 – 16 лет), важнейшие специфические черты которого
проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении
признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их
деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее
торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного
мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то
есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и
контролировать их достижения.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое
мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием
самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня
самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности,
своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к
ценностям и окружающим.
Наполняемость группы – 12 человек.
В творческое объединение принимаются все желающие
(девочки и
мальчики) без специального отбора. Состав группы постоянный. Набор детей –
свободный.
Программа предусматривает разноуровневые и разновозрастные учебные
группы, что дает возможность использовать метод «наставничества» – опытные
воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.
Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся расписание занятий объединения составляется с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся
Объем и срок освоения программы.
Объём программы – 144 часа.
Срок реализации - 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
5
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуально–групповая.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
- игра;
- лекции-беседы;
- показ видеоматериалов;
- показ презентаций;
- наблюдение;
- экскурсии в музеи и на выставки;
- автобусные и пешеходные экскурсии, прогулки по городу;
- виртуальные экскурсии;
- краеведческие викторины;
- творческие проекты, творческие работы.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, итоговая игра «Мой край».
1.2. Цель и задачи программы
Программа «Юный краевед» ставит перед собой цели:
- развивать общекультурную компетентность обучающихся путём приобщения их
к культурно-историческому наследию Урала и родного города;
- воспитывать чувства сопричастности к системе культурных ценностей, истории
и традициям родного края.
Задачи:
- изучать основные этапы и действующие лица истории и культуры Урала,
Свердловской области и города Тавды;
- формировать умения и навыки, приобретать опыт практической деятельности,
укреплять здоровье учащихся;
- вовлекать обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- воспитывать чувства любви к родному краю, уважительного отношения к
историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
1.3. Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- названия местности проживания, исторических событий, связанных с
родным краем;
- художественные промыслы, получившие наибольшее распространение на
Урале;
6
- основные этапы жизни и творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П.
Бажова, проявлять интерес к произведениям уральских писателей.
Обучающиеся должны уметь:
- вести себя в музее, на городской пешеходной экскурсии;
- подготовить и представить сообщение или доклад по заданной теме;
- записывать впечатления от посещения экскурсии или встречи;
- принимать участие в мероприятиях, посвященных празднованию дат,
связанных с историческим прошлым страны.
Ожидаемым результатом внедрения программы является:
- повышение общей грамотности учащихся посредством преподавания
основ краеведческих и профессиональных знаний;
- развитие познавательных, творческих потребностей учащихся;
- содействие более полной реализации их общественного потенциала,
раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
- развитие социальной активности учащихся;
- выработка у учащихся ответственности за порученное дело;
- формирование организаторских качеств, коммуникативности и адаптации
в новом коллективе.
Программа дает углубленные знания, так как способствует выработке у
учащихся потребности к постоянному изучению нового материала и расширению
кругозора.
По способу передачи и усвоения знаний программа характеризуется как
творчески направленная. Ребята принимают участие в решении отдельных
организационных и практических задач по краеведению.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень)
№
п/п
Название
темы
Количество часов
Всего
2
Теория
1
Практика
1
1
Организационный период
2
Краеведение
40
20
20
3
Моя малая Родина
52
27
25
4
Уральские писатели – детям
26
17
9
5
Музеи нашего края
24
144
8
73
16
Всего:
Формы
аттестации/ контроля
Беседа
Опрос,
самостоятельная
работа,
презентация
творческих работ.
Творческая работа, защита
сообщений.
Опрос,
защита
исследовательских работ.
Итоговая игра «Мой край».
71
7
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Организационный период
Теория:
Введение. Техника безопасности.
Практика:
Ознакомление обучающихся с паспортом дорожной безопасности,
помещениями ЦТР и ГО «Гармония», беседа о правилах безопасного поведения в
них, по дороге от дома до образовательного учреждения.
Тема 2. Краеведение
Теория:
Что изучает краеведение. Мой край на карте Родины.
История названия моего города.
Знакомство с краеведческой литературой родного края. Я и моя семья.
Профессии моих родителей.
Источники краеведческих знаний.
Дом, в котором я живу или хотел бы жить.
Моя улица. Исторические объекты, мемориальные доски. История моей
улицы. Знакомство с улицами города. Их именами названы улицы.
Знакомство с традициями, историей ЦТР и ГО «Гармония».
Изучение биографий известных выпускников и педагогов, достижений
учащихся.
Практика:
Изучение местной топонимики, сбор материалов. Посещение библиотеки,
работа с литературой по родному краю. Составление рассказа по теме «Старая
фотография рассказала…». Рисунок дома, выполненного в реалистическом или
сказочном представлении.
Эссе «Прогулка по улицам моего города». Экскурсии по улицам нашего
города, оформление материала.
Экскурсия к памятнику жертвам политических репрессий. Фотосессия,
оформление материала.
Тема 3. Моя малая Родина
Теория: На берегах большой реки. Знакомство с промышленностью города,
его предприятиями и культурно-просветительными центрами. Герб города.
Природа нашего края.
Памятники природы района. Наш край богат талантами. Что дает наш край
стране. Тавда – город леса.
Архив. Ознакомление с работой архивного отдела.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Мои земляки – герои и
участники великой Отечественной войны.
Памятники Великой Отечественной войны на Урале. Памятники Тавды хранители истории. Памятник-мемориал тавдинцам, погибшим в годы Великой
Отечественной войны.
8
Тавдинцы – участники локальных войн. Мемориал воинам-тавдинцам,
погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане и Чечне.
Исторические и памятные места нашего города.
Практика:
Пешеходные экскурсия по городу, по микрорайону, оформление материала.
Изготовление герба города. Подготовка сообщений по теме. Просмотр
видеоматериалов. Работа с литературой по родному краю. Экскурсия в архив,
оформление материала по теме.
Экскурсии к памятникам-мемориалам, подготовка сообщений по теме.
Тема 4. Уральские писатели – детям
Теория:
Истоки творчества уральских писателей. Народные предания и
легенды.П.П. Бажов. Жизнь и творчество писателя.
Родина сказов П.П. Бажова. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка».
Сказочные образы и персонажи. Сказы П.П. Бажова, посвященные уральским
мастерам. Произведения П.П.Бажова о тавдинском крае.
Д.Н. Мамин – Сибиряк. Жизнь и творчество писателя. Основные
произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка. «Аленушкины сказки».
Жизнь и творчество Е.Е. Хоринской.
Тавдинские поэты и писатели, изучение биографий и произведений.
Исследование литературного прошлого своего города: первых печатных СМИ,
художественных и публицистических произведений, поэзии.
Практика:
Изучение литературы по теме. Посещение библиотеки.
Чтение сказов и изучение сказов П.П. Бажова.
Посещение библиотеки, чтение произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Изучение биографий и знакомство с произведениями тавдинских поэтов и
писателей.
Посещение редакции газеты «Тавдинская правда».
Тема 5. Музеи нашего края
Теория:
Что такое музей. Роль музеев как хранителей исторической памяти.
Основные типы музеев: природы, архитектуры, изобразительного искусства,
краеведческий, мемориальный, литературный и т.д.
Электронная экскурсия. Музей в образовательном учреждении – хранитель
памяти.
Тавдинская общественная организация «Память сердца. Дети погибших
защитников Отечества».
Сбор и обработка воспоминаний.
Практика:
Посещение музея ЦТР и ГО «Гармония».
Просмотр электронных экскурсий.
Посещение школьных музеев образовательных учреждений ТГО.
Встреча с представителями общественной организации «Память сердца».
Экскурсия в городской музей леса.
9
Игра «Мой край».
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
сентябрь
Дата
окончания
обучения
май
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
1 год
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ СО школа с. Кошуки в кабинетах №
(просторные и освещенные помещения), где находится следующее:
Мебель: столы, стулья, шкафы и стенды – для хранения материалов и
демонстрации выполненных работ, выставочные витрины.
Инструменты и материалы необходимые для работы:
- карандаши, ластик, маркеры;
- линейки, ножницы, нож;
- бумага, ватман, цветная и белая бумага, картон;
- краски, гуашь,
- клей ПВА;
- скотч, пленка самоклеющаяся;
- зажимы канцелярские, скрепки, булавки.
Техническое оснащение:
- аудиомагнитофон;
- ноутбук;
- телевизор;
- компьютер;
- принтер;
- фотоаппарат.
Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
- интернет ресурсы: сайт Урал – всё самое лучшее.
- мультимедийные учебные пособия: Государственная символика России.
История и современность. Центр наглядных средств обучения Минобразования
России.
- электронные издания энциклопедии: «Потому.ру - Детская энциклопедия.
Вместе познаём мир» (http://potomy.ru ).
10
2.3. Методические материалы
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, лекция-беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по предложенному алгоритму- описание
памятника, экскурсии, маршрута).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся в
рабочей тетради.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуально-групповой – чередование индивидуальных и групповых
форм работы.
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
- Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
- Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) (И.П. Волков,
И.П. Иванов)
- Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.)
- ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии).
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Дидактические материалы:
Дидактическое обеспечение:
- папки с дидактическим и раздаточным материалом по темам программы;
- работы учащихся и педагога;
- фотоматериалы выставок;
- альбомы, буклеты, каталоги музеев, выставок и т.п.;
- фотографии и слайды архитектурных памятников истории и культуры
России и Урала, культовых и промышленных сооружений Урала.
Видеоматериалы:
- правила дорожного движения, правила поведения при пожаре и в
экстремальных ситуациях;
11
- мультфильмы по сказам П.П. Бажова и по произведениям Д.Н. МаминаСибиряка.
- презентации: «Улицы города Тавды», «Памятные места Тавдинского
городского округа»;
- Видеоклипы о Тавде.
Звукоматериалы:
- записи звуков живой природы;
- вокальная и инструментальная музыка.
Критерии оценки результатов обучения:
- развитие основных духовных, нравственных, эстетических и трудовых
ценностей;
- формирование интеллектуального и культурного общения, культуры
поведения в общественных местах;
- обогащение социокультурным опытом;
- умение ориентироваться в физическом и историческом пространстве
города.
- умение планировать и реализовывать на практике коллективно-творческие
дела туристско-краеведческой направленности.
2.4. Формы аттестации
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, его личных художественных данных и коммуникабельности (беседа,
анкетирование).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (опрос, самостоятельная работа,
игра- практикум).
Итоговый контроль - проводится с целью определения уровня развития
личных творческих способностей (беседа, самооценка, конкурс, защита
исследовательской работы, игра «Мой край»)
Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.5. Оценочные материалы.
Методы педагогической диагностики: беседа, опрос, педагогическое
наблюдение, презентация творческих, исследовательских работ.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
12
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата
обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».: URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».: URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
13
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».: URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_
2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».:
URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата
обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec30
30a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1.
Гонцова, А.С. Юные краеведы: программа дополнительного образования /
А.С. Гонцова. – Екатеринбург, 2014.
2.
Бастракова, Н.С. Социализация детей и подростков в разные периоды:
методические рекомендации / Н.С. Бастракова, Н.А. Штырц. –
Екатеринбург: 2002. – 22 с.
3.
Земля городов: культурно-исторические очерки / под общ. ред. В.В.
Нестерова. – Екатеринбург: Сократ, 2008, - 448 с.
4.
Казурова, О.А. Активисты школьного музея: программа дополнительного
образования детей / О.А. Казурова, Ю.С. Константинов, Л.П. Слесарева. –
ФЦДЮТиК: 2008.
5.
Капустин, В.Г. География Свердловской области: учебное пособие для
основной и средней школы / В.Г. Капустин, И.Н. Корнеев. – Екатеринбург:
Сократ, 2006, – 400 с.
6.
Отечество: альманах / выпуск № 7: ЦДЮТ и К МО РФ, 2001.
7.
Уральский меридиан: информационный вестник № 3 / сост. И.Ю.
Родионова. – Екатеринбург: 2006.
8.
Уральский меридиан: информационный вестник № 2 / сост. Т.А. Щапова,
Е.А. Дерябина, Р.Е. Попова. – Екатеринбург: 2006.
Литература для детей и родителей
1. Веси: литературно-художественный, историко-краеведческий журнал / № 3:
2005.
2. Военная история Урала: события и люди / под общ. ред. А.В. Сперанского. –
Екатеринбург: Сократ, 2008. – 320 с.
14
3. Горбунов, Ю.А. На тавдинских пристанях: культурно-исторические очерки /
Ю.А. Горбунов [и др.] – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 480 с.
4. Ермолаев, В.Н. Тавдинское местописание / В.Н. Ермолаев. – Екатеринбург:
Старт, 1999.
5. Ермолаев, В.Н. Есть такой город в России – Тавда / В.Н. Ермолаев. –
Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007. – 144 с.
6. Ермолаев, В.Н. Тавдинский краеведческий словарь / В.Н. Ермолаев. –
Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. – 208 с.
7. Кириллов, А.Д. Наш Уральский добровольческий / Кириллов А.Д., Хорьков
В.К. – Екатеринбург: Сократ, 2013. – 176 с.
8. Когда стою у вечного огня… Памятники и памятные места Великой
Отечественной войны Свердловской области: справочное издание / сост. А.А.
Войтенко. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 160 с.
9. Нездолий, Т.П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской
области: учебное пособие для начальной школы / Т.П. Нездолий. –
Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007. – 148 с.
10. Память: Свердловская область. Т. XIII / – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издво, 1995. – 512 с.
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные краеведы»
рассчитана на один год обучения и разработана для дополнительного
гуманитарного образования детей 8– 15 лет, как имеющих, так и не имеющих
опыта работы в школе по предмету Художественная культура Урала.
Целью программы является развитие общекультурной компетентности
обучающихся путём приобщения их к культурно-историческому наследию
Урала и своей малой Родины. Культурно-историческая компетентность
предполагает не только знания по истории региона и конкретного города, но и
владение способами познавательной деятельности, активную позицию по
сохранению и приумножению памятников истории и культуры.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, в том
числе на основе рабочих тетрадей, экскурсии в музеи г. Тавды и Тавдинского
района, итоговые занятия, игры-соревнования по разным темам. Разнообразие
форм реализации данной программы, и в особенности работа с рабочей
тетрадью, стимулирует познавательный интерес ребенка и дает глубокий
толчок его развитию к активной учебно-познавательной деятельности,
возможности приобретения социального опыта, опыта практической
деятельности.
15