!! Серт Военно-патриотический клуб Юнармеец

муниципальный орган управления образованием - Управление образованием
Тавдинского муниципztльного округа
муниципЕlJIьное автономное образовательно е
учреждение
дополЕительного образования
Щентр творческого рЕlзви тия и ryманитарного образования
<<Гармония>>

Щопущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
t{TP и ГО <Гармония>
Протокол Jt 3
от <<29>> августа 2025 г.

ffi

мАоу до

W

Цтриi
ýEёl
Е Е Б^\ <Гял-л-_l'гuр*оl

,л"tlg * gjrrСЪ"

<Гармония>

Ю.В. Кынчина
427 от 29.08.2025 r.

.,ý,

щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Rоенно-патриотический клуб <ЮНАРМЕЕЦ>

Возраст обу.rающихся: 1 0- 1 5 лет
Срок ре₠шизации: | год
Количество часов: 144 часа

Автор - составителъ:
Ширыкалова Юлия Валерьевна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Военно-патриотический клуб «Юнармеец» (далее – программа, ВПК
«Юнармеец») разработана в соответствии: Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минпросвещения России
от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций
(вместе с методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»; Методическими
рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодёжи» от 29.04.2025 г. № 582-д; Приказом Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г.
№162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного
движения
«Юнармия» от 28.05.2016 г.; Положением о региональных отделениях, местных
отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного
штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.; Уставом и
локальными актами МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония».
Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ВПК
«Юнармеец» соответствует социально-гуманитарной направленности, так
как ориентирована на формирование у обучающихся навыков, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, а также патриотическим воспитанием.
2

Актуальность программы.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения
военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической
мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей
системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки
его к защите Родины. Работа по военно-патриотическому воспитанию
проводится комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на
развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военноприкладными видами спорта.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит
в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию
детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и
малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой
жизненной ситуации, в том числе области здоровьесбережения.
Отличительной особенностью программы может быть дополненность
различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным
особенностям
юнармейцев.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Военно - патриотический клуб «Юнармеец»
является модифицированной. В основу программы положены: учебнометодическое пособие Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание
российской молодежи: / Под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС,
2010. – с.; методические рекомендации к подготовке и проведению Вводных
занятий для кандидатов в юнармейцы или юнармейцев, недавно вступивших в
ряды Движения, для возраста 8-11 лет. М.: 2025.
Программа ВПК «Юнармеец» реализуется в рамках и при поддержке
«Юнармейского» движения России. Единое движение «Юнармия» объединяет
все существующие объединения, делает их работу системной, с общей формой,
символикой, уставом.
Военно-патриотический клуб «Юнармеец», где подростки приобретают
нравственные, морально-психологические и физические качества, а также
специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему
защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Адресатами программы являются подростки (мальчики, девочки) в
возрасте 10 - 15 лет, имеющие медицинский допуск.
Краткие возрастные особенности:
Подростковый возраст (10 – 15) лет – период отрочества, важнейшие
специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со
сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о
желании утвердить свою самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции
поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их
3

деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее
торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры
головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических
процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной
деятельности и контролировать их достижения.
Этот
период
характеризуется
становлением
избирательности,
целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное,
теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с
развитием самостоятельного мышления.
Это период для становления нового уровня самосознания, который
выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с
другими детьми и свою неповторимость.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности
детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее
положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к
ценностям и окружающим.
Наполняемость группы 12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы:
- общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы: 144 часа
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Количество недель
Количество месяцев
Количество лет
36
9
1
Программа предполагает очную форму обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Количество обучающихся в объединении,
продолжительность занятий зависят от направленности дополнительной
общеразвивающей программы и определяются локальным нормативным актом
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония». Набор детей в группу обучения
осуществляется на основании медицинского заключения о состоянии
физического
здоровья.
Состав
группы
постоянный.
Программа
предусматривает разновозрастные учебные группы, что дает возможность
использовать метод «наставничества» – опытные воспитанники опекают
новичков, старшие помогают младшим.
4

Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся расписание занятий составляется с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся
Уровень программы:
Программа имеет - стартовый уровень обучения.
Стартовый уровень направлен на мотивацию интереса к военному делу,
овладение первоначальными умениями и навыками в области начальной
военной подготовки.
Перечень форм обучения:
Основными формами осуществления образовательной деятельности в
рамках реализации данной программы являются:
 групповые и индивидуально-групповые учебно-тренировочные занятия;
 участие в военно-спортивных соревнованиях и мероприятиях;
 контрольные занятия по сдаче нормативов.
В программу также включены мероприятия, направленные на пропаганду
здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения и вредных
привычек (беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков).
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень видов занятий: беседа, лекция, презентация, практическое
занятие, праздник, соревнование, экскурсия, викторина, защита проектов,
конференция, тренировка, занятие-путешествие, соревнование.
Использование разнообразных форм повышает продуктивность занятий,
интерес учащихся к образовательной деятельности. В процессе обучения
применяется коллективная и групповая форма работы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: аналитическая справка, открытое занятие,
участие в соревнованиях и многоборьях, выступления на праздниках и
фестивалях, поступление выпускников в профессиональные образовательные
организации по профилю.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у детей и подростков гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
 применять меры безопасности во время занятий, слетов, соревнований;
 знать воинские традиции Советской и российской армии;
 оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях в
чрезвычайных ситуациях;
5

 выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
 знать и выполнять элементы строя и обязанности в строю.
Развивающие:
 приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской
армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского
народа;
 воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников
Отечества и стремление подражать им;
 создавать условия для физического, психического, нравственного
развития учащихся.
Метапредметные:
 организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и членами команды;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе
согласования позиций и учета интересов.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов
Вводное занятие.
История вооруженных сил России
Огневая подготовка.
Начальная военная подготовка (НВП)
Основы медицинских знаний
Защита от оружия массового поражения
Общефизическая подготовка. (ОФП)
Экскурсии
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего
Теория
2
2
12
9
32
6
28
4
16
10
16
6
30
6
2
144
37

Практика
3
26
24
6
10
30
6
2
107

Учебный (тематический) план (стартовый уровень)
№ п/п

Наименование
тем

1

Вводное
занятие
(Комплектование групп.
Оформление
документации)
История
вооруженных
сил России
История вооруженных сил
России
Виды вооруженных сил
Символы воинской чести
Полководцы и герои
Воинские профессии

2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

разделов, Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего
2

Теория
2

Практика
-

12

9

3

2

2

-

Беседа. Опрос

2
2
2
2

2
1
1
2

1
1
-

Беседа. Опрос
Беседа. Опрос
Беседа. Опрос
Беседа. Опрос

Анкетирование

6

Воинские подвиги
земляков
Огневая подготовка
История оружия
Виды вооружения.
Холодное, огнестрельное,
метательное. Автомат АК74, история создания.
Разборка
и
сборка
автомата.
Пневматическая винтовка.
Стрельба
из
пневматической винтовки
Итоговое занятие.

2

1

1

Беседа. Опрос

32
2
2

6
1
2

26
1
-

Беседа. Опрос
Беседа. Опрос

12

-

12

Практическая работа

2
12

2
-

12

Беседа. Опрос
Практическая работа.

2

-

2

Практическая работа.
Конкурс
«Отличный
стрелок»

Начальная
военная
подготовка (НВП)
Строевая подготовка.
Общее понятие строя.
Выполнение команд в
строю.
Выход из строя.
Движение строем.
Выполнение
строевых
приемов и движений без
оружия.
Итоговое занятие по теме
«Строевая подготовка»
Основы медицинских
знаний
Принципы оказания
первойдоврачебной
помощи
Лекарственные растения и
грибы

28

4

24

2

2

-

Беседа

6

1

5

Практическая работа

6
6
6

1
-

6
5
6

Практическая работа
Практическая работа

2

-

2

Практическая работа.
Конкурс строя и песни

16

10

6

4

2

2

Опрос, практическое
задание.

2

2

-

Опрос, практическое
задание.

Алгоритмом
оказания 2
первой
доврачебной
помощи при механических
травмах
Алгоритмом оказания
2
первой доврачебной
помощи при ранениях и
ожогах
Ранения и кровотечения
2

1

1

Опрос, практическое
задание.

2

-

Опрос, практическое
задание.

1

1

Опрос, практическое
задание.

5.6.

Травмы опорнодвигательного аппарата

2

1

1

Опрос, практическое
задание.

5.7.

Виды перевязок

2

1

1

Опрос, практическое

2.6.
3.
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
4.5.

4.6.
5
5.1.

5.2.
5.3.

5.4

5.5.

7

задание.
6.
6.1.
6.2.

6.3.
6.4.

7
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
8.
9

Защита
от
оружия
массового поражения
Оружие массового
поражения (ОМП).
Коллективные и
индивидуальные средства
защиты человека и
населения в целом от
ОМП.
Противогаз.
Итоговое занятие по теме
«Защита от оружия
массового поражения»
Общефизическая
подготовка. (ОФП)
Упражнения на развитие
силы.
Упражнения
на
выносливость.
Кроссфит.
Марш-бросок.
Экскурсии
Итоговое занятие.

16

6

10

4

2

2

4

2

2

6
2

2

4
2

Итого

30

Беседа.
работа.
Беседа.
работа.

Практическая
Практическая

Практическая работа.
Команда «Газы»

30

10

-

10

Практическая работа

10

-

10

Практическая работа

8
2
6
2

-

8
2
6
2

Практическая работа
Практическая работа
Беседа. Опрос
Анализ
достижений,
зачеты по пройденному
курсу, тестирование.

144

37

107

Содержание учебного (тематического) плана (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Патриотическое объединение создается с целью изучения
военного дела и подготовки юношей к действительной службе в рядах
Вооруженных Сил РФ, а так же воспитания самостоятельности, формирования
активной позиции молодежного лидера.
Организация работы объединения. Содержание изучаемой программы,
планируемые мероприятия среди объединений. Режим работы объединения.
Правила поведения на учебном месте. Техника безопасности при проведении
практических занятий. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД при следовании на и с
занятий. Требования к форме одежды. Последствия употребления табака,
алкоголя и других видов наркотических веществ.
Тема 2. История вооруженных сил России
2.1. История вооруженных сил России
Теория: Вооруженные силы (ВС) РФ – основа обороны страны.
2.2. Виды вооруженных сил
Теория: Воинская слава России. Армия и флот России XX века. Армия
России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение
Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска.
8

Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска.
Внутренние войска.
2.3. Символы воинской чести
Теория: Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в
жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и
ритуалов. Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее
принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практика: Викторина «Государственная символика».
2.4. Полководцы и герои
Теория: Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов,
Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского
Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практика: Викторина «Защитники отечества».
2.5. Воинские профессии
Теория: Профессия военного: описание и содержание деятельности.
Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для девушек.
2.6. Воинские подвиги земляков
Теория: Урал во время ВОВ. Работа заводов в годы Великой
Отечественной войны
Практика: Подготовить устное выступление по выбору «Героитавдинцы», «Воины моей семьи», «Горжусь своими предками».
Тема 3. Огневая подготовка.
3.1. История оружия
Теория: Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие
современности. Оружие массового поражения.
Практика: Кроссворд «Виды оружия».
3.2. Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное.
Автомат АК-74, история создания.
Теория: Виды вооружения. Автомат АК-74, история создания, принятия на
вооружение. Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Основные ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки.
3.3. Неполная разборка и сборка автомата.
Практика: Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
3.4. Пневматическая винтовка.
Теория: Пневматическая винтовка. Принцип работы и назначение. Техника
безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Практические
стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5
метров).
3.5. Стрельба из пневматической винтовки
Практика: Стрельба из ПВ.
3.6. Итоговое занятие.
Практика: Конкурс «Отличный стрелок»
Тема 4. Начальная военная подготовка (НВП)
4.1. Строевая подготовка. Общее понятие строя.
Теория: Строевой Устав ВС РФ. Общие положения. Строй – установленная
строевым уставом размещение военнослужащих и подразделений для
9

совместных действий. Элементы строя: фланг, глубина строя, интервал,
дистанция, ширина строя, глубина шага.
Практика: Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка.
4.2. Выполнение команд в строю.
Практика: Строевая стойка – основной элемент строевой выучки.
Команда: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «РАВНЯЯСЬ»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ». Повороты на месте выполняются по командам: «Нале-ВО»,
«Напра-BO», «Кру-ГОМ».
4.3. Выход из строя.
Практика: Выход из строя и возвращения в строй. Подход к начальнику и
отход от него.
4.4. Движение строем.
Практика: Развернутый строй. Двух шеренговый строй. Колонна.
Обязанности воспитанников в строю. Предварительные и исполнительные
команды.
4.5. Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
Практика: Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
4.6. Итоговое занятие по теме «Строевая подготовка»
Практика: Конкурс строя и песни.
Тема 5. Основы медицинских знаний
5.1. Принципы оказания первой доврачебной помощи
Теория: Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи
при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе,
ударе электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка
ситуации. Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка
состояния пострадавшего. Оказание неотложной помощи. Вызов скорой
медицинской помощи. Фиксация информации о времени и причинах случая.
Контроль за состоянием пострадавшего.
5.2. Лекарственные растения и грибы
Теория: Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и
применения лекарственных растений.
5.3. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при
механических травмах
Теория: Знакомство с приемами временной остановки артериального
кровотечения с использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки
«Уздечка», накладки повязки «Восьмиобразная», накладки повязки
«Спиральная» на конечности. Накладка повязки «Черепичная расходящаяся» на
конечности. Иммобилизация с использованием шин Крамера при открытом (с
артериальным кровотечением) переломе бедренной кости. Правила
транспортировки пострадавшего.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки
пострадавшего.
5.4. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях
и ожогах.
10

Теория: Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и
ожогах.
5.5. Ранения и кровотечения
Теория: Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок
на раны. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила
наложения жгута.
Практика: Наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
5.6. Травмы опорно-двигательного аппарата
Теория: Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей.
Оказание первой помощи. Правила наложения шин.
Практика: Наложение шин при различных переломах
5.7. Виды перевязок.
Теория: Виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
Тема 6. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
6.1. Оружие массового поражения (ОМП).
Теория: Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и
последствия применения.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
6.2. Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Теория: Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
6.3. Противогаз.
Теория: Противогаз – назначение, способы применения и нормативы
выполнения упражнений. Практическое выполнение армейского норматива.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива. Одевание
противогаза.
6.4. Итоговое занятие по теме «Итоговое занятие по теме»
Практика: Команда «Газы».
Тема 7. Общефизическая подготовка. (ОФП).
7.1. Упражнения на развитие силы.
Практика: Выполнение элементарных силовых движений. ОФП комплекс
упражнений включает:
Отжимания. Количество подходов 3-4, в каждом от 1 до 15 повторений.
Подтягивание на перекладине. Потребуется низкая перекладина и техника
обратного хвата. Количество повторов 1-15 раз.
Приседания – на двух ногах. Количество повторов 1-30.
Планка на полу. Время 60-90 секунд. При выполнении угол между полом и
руками должен составлять 45 градусов, с опорой на локти.
7.2. Упражнения на выносливость.
Практика: Выделяют два вида выносливости: общую (сердечнососудистую) и силовую (мышечную). Для улучшения выносливости применяют
различные виды нагрузок: аэробные, укрепляющие сердце и сосуды;
скоростные с повышением интенсивности; круговые, то есть многократные
11

повторения одного и того же комплекса в течение одной тренировки; силовые в
статике для укрепления мышц.
7.3. Кроссфит.
Практика: Кроссфит – средство поддержания и укрепления здоровья.
Кроссфит содержит в себе упражнения из тяжелой и легкой атлетики,
гимнастические упражнения и спринтерские нагрузки.
7.4. Марш-бросок.
Практика: Прохождение теста нормативов военизированного многоборья:
подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнение «Set» (30
сек). Марш-бросок с макетом автомата (3 км), прохождение военизированной
полосы препятствий.
8. Экскурсии
Проведение экскурсий в течении учебного года – к памятным местам
Тавдинского городского округа, в музеи Леса и ЦТР «Гармония» и др.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Практика: Сдача нормативов по курсу. Анализ достижений, тестирование.
1.4. Планируемые результаты
Год
Предметные результаты
обучения
должен знать
должен уметь
(уровень)
(стартовый  технику безопасности, правила
 правильно выполнять упражнения
уровень)
поведения на занятиях.
военного многоборья;
 историю вооруженных сил;
 оказать первую доврачебную
 Правила поведения при обращении с помощь пострадавшему;
оружием, СИЗ.
 выполнять рекомендации педагога
по ОФП.
Личностные результаты:
 осознанное отношение к занятиям НВП как средству саморазвития и применения
приобретённых знаний в повседневной жизни;
 развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения доводить начатое
дело до конца;
 развитие лидерских качеств, разумной инициативы, чувства товарищества и взаимопомощи;
 осознание ценности собственного здоровья и поддержания физической формы;
 осознанная готовность к разным видам общения в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своих занятий;
 владение основами самоконтроля;
 умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
 умение сотрудничать при работе в группе.

12

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

1 год

Дата
начала
занятий по
программе
сентябрь

Дата
окончания
занятий по
программе
май

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

36

72

Количество Режим
учебных
занятий
часов

144

2 раз в неделю
по 2 часа

2.2. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в МАОУ
ДО ЦТР и ГО «Гармония» в спортивном комплексе «Атлант» в кабинете № 4 и
спортивном зале № 3 (просторное и освещенное помещение), где находится
следующее:
Мебель: столы и стулья для учащихся, стол и стул для педагога.
Тренажеры: тренажер для проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.
В МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» созданы условия для занятий по
программе военно – патриотического клуба. Имеется необходимое материально
– техническое оборудование:
Материально-техническое обеспечение программы
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Учебно-материальная база
Наличие:
- оформленного учебного класса (кабинета);
- наличие уголка ГО;
- наличие уголка пожарной безопасности;
- таблицы.
Наличие и использование мультимедийного оборудования
для демонстрации учебного материала
Учебные АК-74
Газо-дымозащитный комплект ГДЗК-А.
Комплект ОЗК
Наличие учебных средств радиационной и химической
защиты: - противогазы ГП -5, ГП-7, ИП-4 и т.д.;
Наличие средств защиты кожи:
- защитный костюм Л-1
Парадная одежда: перчатки белые, ремень белый парадный,
аксельбант
Плащ палатка
Аптечка

Кол-во

1 шт.
10 шт.
1 шт.
5 шт.
12 шт.
1 шт.
15 шт.
5шт.
3 шт.

- кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» имеющий высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
13

области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления
требований к стажу работы.
- методические материалы:
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей учащегося, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения
все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения
занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности в освоении
изучаемого материала. Тематика занятий строится с учетом интересов
учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия строятся на
основе метода сотрудничества, который позволяет обеспечить единство
воспитания, обучения и развития личности обучаемого.
Используются следующие методы:
- Словесные методы: объяснение, обсуждение, подача команд, беседа,
устная инструкция, инструктаж, анализ проделанной работы.
- Наглядные методы: наглядно-зрительные приемы (показ практических
упражнений), использование наглядных пособий (схемы, видео), имитация
(подражание), непосредственная помощь педагога.
- Практические методы: повторение упражнений, тренировка, игры,
соревнования.
В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Личностно-ориентированная технология - обеспечение каждому
учащемуся чувства психологической защищённости, доверия, понимание
позиции ребёнка.
- Здоровьесберегающая технология: реализуется через систему
мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывает
условия образовательной среды и деятельности (обстановка и гигиенические
условия в кабинете, позы учащихся во время занятия, физкультминутки и
другие оздоровительные моменты на занятии, психологический климат на
занятии, наличие на занятии эмоциональных разрядок).
- Технология КТД
(коллективно-творческой деятельности)
используется
для
организации
просмотр
видеоматериалов,
бесед,
кинолекторий, выступлений, соревнований, создание видеопрезентаций,
участие в онлайн мероприятиях, опросах. Этот способ деятельности помогает
развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива.
- ИКТ - технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
№

Название раздела,

Материально-

Формы, методы, приемы

Формы учебного
14

п/п

1

2

3

4

5

6

темы

техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Вводное занятие.
Стендовый
материал: стенд с
изображениями
выполняемых
упражнений;
История
вооруженных сил нормативные
таблицы:
России
огневая
подготовка,
строевая
Огневая
подготовка, дни
подготовка.
воинской
славы,
структура ВС РФ,
цели, задачи и
история создания
Юнамейского
в
Начальная военная движения
России.
подготовка (НВП)
Учебные
фильмы:
выполнение
строевых приемов
Основы
и движений без
медицинских
оружия
и
с
знаний
оружием, техника
стрельбы
из
пневматической
винтовки, жизнь и
быт
Защита от оружия военнослужащего,
виды
и
рода
массового
войск,
история
поражения
создания
ВС
России.

7

Общефизическая
подготовка. (ОФП)

8

Экскурсии

9

Итоговое занятие

обучения.
Педагогические
технологии
Словесные методы.
Наглядные методы:
ИКТ - технологии
Словесные методы.
Наглядные методы:
ИКТ - технологии
Словесные методы.
Наглядные методы:
Практические методы.
Личностноориентированная
технология.
Здоровьесберегающая
технология
Технология КТД.
Здоровьесберегающая
технология.
Словесные методы.
Наглядные методы.
Словесные методы.
Наглядные методы.
Практические методы.
Личностноориентированная
технология.
Здоровьесберегающая
технология.
Словесные методы.
Наглядные методы:
Практические методы.
ИКТ – технологии.
Здоровьесберегающая
технология.
Личностноориентированная
технология.
Практические методы.
Здоровьесберегающая
технология.
Личностноориентированная
технология.
Словесные методы.
Личностно-

занятия

фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия
контрольные
занятия по сдаче
нормативов

участие в военно спортивных
соревнованиях и
мероприятиях
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия

участие в военно спортивных
соревнованиях и
мероприятиях
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия
Экскурсии, беседы,
фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
фронтальная
15

ориентированная
технология.
Словесные методы.
Практические методы.
ИКТ – технологии.

(одновременная
работа со всеми
учащимися)

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Вводный контроль – осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (педагогическое наблюдение,
беседа).
Промежуточный контроль – проводится в конце каждой темы и года
обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, сдача
контрольных нормативов, соревнование, беседа, устный опрос).
Итоговый контроль – представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося в
соревнованиях разного уровня, мероприятиях воспитательного характера,
выполнения контрольных нормативов, контрольных (открытых) занятий
При реализации программы в течение всего учебного года
осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
теоретических и практических знаний материала программы (устные опросы,
фронтальные и индивидуальные беседы, выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности, а также педагогическое
наблюдение).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Выявление, фиксация и предъявление образовательных результатов
проводится педагогическим мониторингом. Отслеживание проводится два раза
в год, в соответствии с возрастом учащегося.
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень – от 1 до 3 баллов; средний уровень – от 4 до 6 баллов; высокий
уровень – от 7 до 9 баллов).
- Низкий уровень: учащийся имеет непрочные знания по базовым темам
программы. Не может правильно и рационально применить навыки.
Испытывает серьезные затруднения при выполнении контрольных упражнений,
предусмотренных программой. При их непосредственном выполнении
совершает ошибки. Не соблюдает правила их безопасного выполнения.
Проявляет небрежность при обращении с оборудованием. Не может
самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь руководителя
и товарищей.
- Средний уровень: учащийся имеет знания по базовым темам программы,
но при непосредственном выполнении тренировочного комплекса,
предусмотренного
программой,
совершает
незначительные
ошибки.
Недостаточно четко использует необходимые рекомендации при выполнении
контрольных упражнений. Недостаточно точно соблюдает правила
безопасности и страховки во время выполнения упражнений. Проявляет
16

некоторую неуверенность при выполнении некоторых упражнений. Может
самостоятельно выявить ошибки, но испытывает затруднения при определении
причин их возникновения.
- Высокий уровень: учащийся имеет прочные знания по базовым темам
программы. Предусмотренные программой умения и навыки может творчески
применить в практической деятельности. Точно соблюдает правила техники
безопасности до, во время и после занятий. Владеет хорошей или отличной
техникой выполнения практических занятий. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки.
Отслеживаются достижения объединения, индивидуальные достижения
обучающихся (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов используются: журнал посещаемости, протокол
соревнований, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о
работе военно-патриотического клуба «Юнармеец» в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония
Оценочные материалы
Для каждой темы программы военно-патриотического клуба «Юнармеец»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов (Приложение).
В течение учебного года учащиеся в рамках воспитательной работы
выступают на показательных занятиях, соревнованиях, фестивалях, слетах,
принимают участие в конкурсах, викторинах по профилю обучения.
Оценивание результатов реализации программы
№
1.

2.

3.

Критерии
Уровень обученности

Осознанное
стремление учащихся
реализовыватьсвои
способности

Физическое развитие

Показатели
Положительная
динамика
усвоения
теоретических знаний
Положительная
динамика практических
умений
Положительная
динамика участияв
смотрах, конкурсах
Положительная
динамика умений:
-сотрудничать
с
педагогами
и
сверстниками;
-учитывать
разные
мнения и стремление к
координации
различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать
собственное мнение и
позицию.
Оценка исходного
физического состояния

Измерители
Вопросы
и
задания
для
тестирования знаний учащихся
Карта наблюдения
«Сформированность практических
уменийучащихся»
Мониторинг участия всмотрах,
конкурсах.
Карта наблюдения
«Сформированность
коммуникативных умений»

Возрастные оценочные нормативы
17

идинамика его
изменений

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
18

программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
14.Устав
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.: URL [Электронный
ресурс]:
https://спецназприм.рф/documents/91-ustav-vserossiyskogo-detsko19

yunosheskoe-voenno-patrioticheskogo-obschestvennogo-dvizheniyayunarmiya.html (дата обращения: 21.05.2023).
Литература для педагогов
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А. Агапова. М.: Айрис- пресс, 2002. – 224 с.
2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие /А.А. Волкова [и
др.].— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 215 с.
3. Дроздов В. П. Вооруженные Силы России Учеб. пособие по «Основам
военной службы».: Вып.2 / В. Дроздов; под ред. В. В. Смирнова. - Москва :
Ред. журн. «Воен. Знания», 2001. - 80 с.
4. Огневая подготовка. Учебник: - М., 2002. - 415с. .: URL [Электронный
ресурс]:
https://vii.sfukras.ru/images/libs/yh_ogn.pdf?ysclid=ll4qj807i8395228452 (дата обращения:
21.05.2023).
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и
охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И.
Широкова: - М.: Русское слово, 1995;
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П.
Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997г., 297 с.;
7. Патриотическое воспитание в школе/ Агапова И.А. - М.: Айрис-пресс,
2002г., 224 с.

1.
2.
3.
4.
5.

Литература для детей
Бонингтон, К. В поисках приключений [Текст]/ К.Бонингтон.
–
М.:
Прогресс, 1987. - 400 с.
Первая помощь [Текст]/ под общей редакцией Ф.Е.Вартаняна. - М.:
Российское общество Красного Креста, 1997. - 215 с.
Рощин, А.Н. Ориентирование на местности [Текст]/ А.Н.Рощин. – Киев:
Высшая школа, 1982. – 98 с.
Сафонов,
В.И. 10
писем Робинзону [Текст]/
В.И.Сафонов.
М.: Физкультура и спорт,1983. – 78 с.
Уставы ВС РФ.

Литература для родителей.
1. Педагогическая поэма А.С. Макаренко 1931г.
2. Васютин Александр. Самая лучшая книга по
[Электронный ресурс].-: URL : www.koob.ru.

воспитанию

детей.

20

ПРИЛОЖЕНИЯ
Контрольно - измерительные материалы
Тест по теме: «Первая доврачебная помощь»
Вариант 1
1. Показаниями к началу искусственной вентиляции лёгких и наружного
массажа сердца является:
А) Травма и бледность кожных покровов.
Б) Отсутствие пульсации сонной артерии.
В) Расширение зрачков без реакции.
Г) Потеря сознания.
2. Соотношение дыхания и компрессий на грудину при проведении реанимации
взрослому человеку одним лицом составляет:
А) На 1 вдох –5 компрессий.
Б) На 2 вдоха – 4 компрессии.
В) На 3 вдоха – 6 компрессий.
Г) На 2 вдоха - 15 компрессий.
3. Кровотечение бывает следующих видов:
А) Венозное. Б) Капиллярное. В)Легочное.
Г) Смешанное.
4. Характерными признаками венозного кровотечения являются:
А) Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей.
Б) Кровь сочится по всей поверхности раны и её трудно остановить.
В) Кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно,
непрерывно.
Г) Кровь имеет алый цвет, вытекает из раны равномерно.
5. К способам остановки артериального кровотечения конечностей относятся:
А) Наложение жгута ниже места кровотечения.
Б) Максимальное сгибание конечности.
В) Наложение жгута выше места кровотечения.
Г) Наложение тугой повязки.
6. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или
закрутки?
А) Группа крови пострадавшего.
Б) Время наложения жгута или закрутки.
В) Характер повреждения и кровопотери.
Г) Информацию о личности пострадавшего.
7. Пронумеруйте в правильном порядке мероприятия по оказанию первой
помощи:
- Проверить у пострадавшего признаки жизни
- Вызвать медпомощь
- Обеспечить пострадавшему комфорт
- Убедиться в собственной безопасности
- Обеспечить безопасность пострадавшему
- Оказать неотложную помощь
8. Первая помощь при открытом переломе конечностей, сопровождающимся
артериальным кровотечением включает:
21

А) Обработка раны.
Б) Остановка кровотечения
В) Наложение давящей повязки.
В) Вправление сместившихся костей.
9. Первая помощь при термическом ожоге 2 степени включает:
А) Оросить ожоговую поверхность водой.
Б). Вскрыть волдыри.
В) Накрыть стерильной салфеткой.
В) Дать болеутоляющее средство.
Тест по теме «Первая доврачебная помощь»
Вариант 2
1. Дополните фразу: «_____– является местное повреждение целостности
тканей организма в результате механических, физических или химических
воздействий».
2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью,
нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».
3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего
орудия большой массы или обладающего большой скоростью».
4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством
специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».
5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется
выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора
питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».
6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при
отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление
_____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».
7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то
электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко
возрастает».
8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом
на стороне, _____ повреждению».
9. Установите очередность действий по наложению жгута:
А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см
ближе к середине;
Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и
фиксируют крючок в цепочке;
В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной
шины или подручных средств;
Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и
времени (часы, минуты) его наложения;
Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким
образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;
Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или
мягкой ткани;
Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30
см.
22

A.
B.
C.
A.
B.
C.

A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.

A.
B.
C.
A.
B.
C.
A.
B.
C.

A.
B.
C.

Тест
1. Обучение военослужащих применению оружия для поражения
противника в бою осуществляется в ходе?
огневой подготовки;
тактической подготовки;
физической подготовки.
2. Прицельная дальность стрельбы автомата АКМ составляет?
800 м.;
1000 м. ;
450 м.
3. Создателем первого в мире автомата, сконструированого в 1913 году,
является:
Дегтярёв В. А.;
Калашников М, Т.;
Фёдоров В. Г.
4. Название ПМ означает:
пистолет Маузер;
пистолет Мухина;
пистолет Макарова.
5. Какое явление называется выстрелом из огнестрельного оружия?
выбрасывание пули ( гранаты) из канала ствола оружия энергией газов,
образующихся при сгорании порохового заряда;
вылетание пули из канала ствола огнестрельного оружия;
выбрасывание пули из канала ствола в результате удара бойка по капсюлю
боевого патрона.
6. Что включает в себя стрельба?
производство очереди( выстрела), наблюдение за результатом стрельбы и её
корректирование;
заряжание оружия и производство очереди ( выстрела);
прицеливание, заряжение оружия, производство очереди ( выстрела).
7. Колонна - это?
строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу;
строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной
линии;
сторона строя, противоположная фронту.
8. Медали - как государственные награды впервые были учреждены?
в 1859 году;
в 1918 году;
в начале ХV111 века.
9. Укажите имя полководца, руководившего русской армией в
Бородинском сражении:
П. С. Нахимов;
М. И. Кутузов;
Петр 1.
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».