!! Серт Военно-патриотический клуб Патриот

муниципальный орган управления образованием - Управление образованием
Тавдинiкого муниципЕuIьного округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
IdeHTp творческого р ₠lзви тия и ryманитарного образов ания
<Гармония>

Щопущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЩТР и ГО <Гармония>
Протокол Jt З
от <<29>> августа 2025 г.

УТВЕРЖЩАЮ:

ffi
F:-;-ffi;у;ffi

мАоу до
кГармония>>

Ю.В. Кынчина
7 от 29.08.2025 r.

ЦТР il ГО
<Гармония>

Ф;";J;,ф9

Щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социал ьно-гуманитарной направленности
Военно-патриотический клуб (ПАТРИОТ>>

Возраст обl^rающихся: 10-18 лет
Срокреализации: 1 год
Количество часов: |44 часа

Авторы - составители:
Чепелкина Е,катерина Михайловна,
педагог дополнительного образования;
Жаксибаев Игорь В а-гrерьевич,
педагог дополнительного образования.

г. Тавда, 2025

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Военно-патриотический клуб «Патриот» (далее – программа, ВПК
«Патриот») разработана в соответствии: Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минпросвещения России
от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении методических рекомендаций
(вместе с методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 г. № 963-д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»; Методическими
рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодёжи» от 29.04.2025 г. № 582-д; Приказом Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г.
№162- Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного
движения
«Юнармия» от 28.05.2016 г.; Положением о региональных отделениях, местных
отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного
штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.; Уставом и
локальными актами МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония».
Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ВПК
«Патриот» соответствует социально–гуманитарной направленности и
ориентирована на интеллектуальное, культурное, физическое и духовнонравственное развитие подростов, их адаптацию к жизни в обществе, создание
2

основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на
поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной и
муниципальной службы.
Актуальность общеразвивающей программы
Срочная служба в ВС РФ, на данный момент, составляет один год. В
учебной части солдат проводит от трех до пяти месяцев. За данный период,
новобранец, должен приобрести качественные навыки военной специальности.
Времени на адаптацию к новым условиям катастрофически мало. Программа
ВПК «Патриот» направлена на обучение допризывной молодежи базовым
основам военной службы: правилам обращения со стрелковым вооружением,
применением общевойсковых средств коллективной и индивидуальной защиты
от средств массового поражения, практическим приёмам стрельбы из
пневматического оружия, навыкам строевой подготовки и знаниям статей
общевоинских уставов, а так же оказание первой доврачебной помощи
пострадавшим.
Программа так же направлена на воспитание достойного патриота,
пропаганду здорового образа жизни, нравственности, уважительного
отношения к истории своей малой и большой Родины.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
ориентирует подростков на приобщение к системным знаниям о службе в ВС
РФ, здоровому образу жизни, на улучшение уже достигнутого учебного
результата, на возможность применения полученных знаний, умений и
навыков во время прохождения срочной службы в рядах ВС РФ, а так же в
разных сферах повседневной жизни. Формирование у учащихся основных
понятий о военной службе в ВС РФ, выработки у них сознательного и
ответственного отношения к вопросам защиты Родины, приобретение
учащимися начальных навыков в области военного дела, формирование у
учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
Отличительной
особенностью
программы
является
её
целенаправленность на подготовку допризывной молодежи. Программа не
предусматривает подготовку квалифицированных военных, она имеет
комплексный аспект получения начальных знаний и навыков в области
военного дела, направленный на подготовку к службе в ВС РФ. В программе
представлены начальные, базовые теоретические и практические навыки,
которые направленны на «безболезненную» интеграцию в ряды
военнослужащих срочной службы или военные ВУЗы.
Программа позволяет раскрыть как физические способности и
возможности обучающегося, так и сориентировать на более глубокое изучение
вопросов начальной военной подготовки.
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Военно-патриотический клуб «Патриот» является модифицированной. В
основу программы положены: учебно-методическое пособие Лутовинов, В.И.
Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: / Под общ. ред.
С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – с..
Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
тренировочного процесса (физической, технической, психологической и
теоретической подготовки, восстановительных мероприятий и воспитательной
работы, медицинского и педагогического контроля) в военном многоборье.
Особенностью учебного плана программы является единая отработка
учебных тем, что позволяет учащимся совершенствовать навыки подготовки к
военному многоборью.
Уровень программы – «стартовый» направлен на мотивацию интереса к
военному делу, овладение первоначальными умениями и навыками в области
начальной военной подготовки.
Адресатами программы являются подростки (мальчики, девочки) в
возрасте 10 - 18 лет, имеющие медицинский допуск.
Краткие возрастные особенности:
Особенностями поведения детей (10 лет) являются: стремление
повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек, боязнь поражений,
чувствительность к критике, постоянно меняющиеся интересы, стремление к
соперничеству. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг,
быстрота в действиях, стремление к большой мускульной активности, любовь к
коллективным играм, настойчивость, инициативность, энергичность,
влюбчивость, учащаются беспокойные состояния, дети нуждаются в
постоянной деятельности, начинают осознавать нравственные нормы. Почти
всегда шумны и спорят.
Подростковый возраст 1 1 - 1 5 лет связан с перестройкой организма
ребенка – половым созреванием. В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости. Появляются подростковая дружба и
объединения в неформальные группы. Появляется склонность к самоанализу.
В юношеском возрасте 15 - 18 лет подростки испытывают события,
связанные с переживанием первой любви, первой дружбы. Подростки
стремительно выходят за рамки школьных интересов и, почувствовав себя
взрослыми, разными способами пытаются приобщиться к жизни старших.
Приобретя самостоятельность, они остаются школьниками, все еще
зависящими от родителей. Юность это период стабилизации личности.
Наполняемость группы 12 человек.
Набор детей в группу обучения осуществляется на основании
медицинского заключения о состоянии физического здоровья.
4

Объем и срок освоения программы.

1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа.
Срок реализации – 1 год.
Объем программы: 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 мин.
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
-общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
 групповые и индивидуально-групповые учебно-тренировочные занятия;
 участие в военно - спортивных соревнованиях и мероприятиях;
 контрольные занятия по сдаче нормативов.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: аналитическая справка, открытое занятие,
участие в соревнованиях и многоборьях, выступления на праздниках и
фестивалях, поступление выпускников в профессиональные образовательные
организации по профилю.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: изучение теоретических основ и начальных
практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся
патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с историей вооруженных сил;
 освоить основы выполнения строевых элементов и движений без оружия;
 познакомить с элементарными навыками оказания первой доврачебной
помощи, действиям при ЧС природного и техногенного характера;
 обучить практическим навыкам стрельбы из пневматической винтовки,
5

автомата АК-74.
Развивающие:
формировать навыков здорового образа жизни;
воспитывать личностные качества (смелость, воля, самостоятельность,
настойчивость,
самодисциплина),
способствующие
достижению
результатов.
развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к самосовершенствованию посредством
занятий военного дела;
формировать устойчивую потребность у учащихся в умении осознанно
решать поставленные задачи, в стремлении к самореализации.










1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов
Вводный блок.
Уставы ВС РФ
Строевая подготовка
Промежуточный зачет
Огневая подготовка
Оказание первой доврачебной помощи
Защита от оружия массового поражения
Экскурсии
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего
Теория
2
1
12
12
30
4
2
1
34
6
30
12
30
12
2
2
2
1
144
51

Практика
1
26
1
28
18
18
1
93

Учебный (тематический) план (стартовый уровень)
№ п\п

Название раздела, темы

1
2

Вводный блок.
Уставы ВС РФ

2.1.

Уставы ВС РФ

2.2.

Рода войск.

2.3.

Форма одежды и воинские
звания.
Строевая подготовка

3

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
беседа
2
1
1
беседа, опрос,
12
12
практическое задание
4
4
беседа, опрос,
практическое задание
4
4
беседа, опрос,
практическое задание
4
4
беседа, опрос,
практическое задание
беседа, опрос,
30
4
26
6

практическое задание.
беседа, опрос,
практическое задание.
беседа, опрос,
практическое задание.

3.1.

Строевой Устав ВС РФ.

4

4

-

3.2.

12

-

12

14

-

14

беседа, опрос,
практическое задание.

4

Практические занятия по
выполнению строевых
приёмов.
Выполнение строевых
приемов и движений без
оружия.
Промежуточный зачет

2

1

1

5

Огневая подготовка

34

6

28

5.1.

Общие понятия о
стрелковом оружие и
боеприпасах.
Автомат АК-74, история
создания.
Пневматическая винтовка.

10

2

8

беседа, опрос,
практическое задание.
опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание.

12

2

10

12

2

10

30

12

18

10

4

6

10

4

6

10

4

6

опрос, практическое
задание.

30

12

18

10

4

6

10

4

6

опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание
опрос, практическое
задание

7.3.

Оказание первой
доврачебной помощи
Об оказании доврачебной
помощи пострадавшим.
Первая доврачебная
помощь при обморожении
и ожогах
Первая доврачебная
помощь при травмах и
ранениях.
Защита от оружия
массового поражения
Оружие массового
поражения (ОМП).
Коллективные и
индивидуальные средства
защиты человека и
населения в целом от
ОМП.
Противогаз.

10

4

6

8
9

Экскурсии
Итоговое занятие

2
2

2
1

1

144

50

94

3.3.

5.2.
5.3.
6
6.1.
6.2.

6.3.

7
7.1.
7.2.

ИТОГО

опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание.
опрос, практическое
задание.

опрос, практическое
задание
беседа
анализ достижений,
зачеты по
пройденному курсу,
тестирование.

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводный блок.
7

Теория: Правила поведения на учебном месте. Техника безопасности при
проведении практических занятий. Требования к форме одежды. Последствия
употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и т.п.
Практика: Укладка оборудование подготовка материальной части.
Тема 2. Уставы ВС РФ.
2.1. Уставы ВС РФ
Теория: История создания ВС РФ. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
2.2. Рода войск.
Теория: История создания. Рода войск. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
2.3. Форма одежды и воинские звания.
Теория: Форма одежды и воинские звания. Уставы ВС РФ. Общие
положения. Права и обязанности военнослужащего.
Тема 3. Строевая подготовка.
3.1 Строевой Устав ВС РФ.
Теория: Строевой Устав ВС РФ. Общие положения.
Практика: Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка.
3.2. Практические занятия по выполнению строевых приёмов.
Практика: Практическое занятие по выполнению строевых приёмов
одиночной строевой подготовки. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе отделения. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе взвода.
3.3. Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
Практика: Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
Тема 4. Промежуточный зачет.
Теория: Проверка полученных теоретических знаний по пройденным
темам.
Практика: Проверка полученных практических знаний по пройденным
темам.
Тема 5. Огневая подготовка.
5.1. Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах.
Теория: Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах. Техника
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
5.2. Автомат АК-74, история создания.
Теория: Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение.
Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Основные
ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки.
Практика: Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
5.3. Пневматическая винтовка.
8

Теория: Пневматическая винтовка. Принцип работы и назначение. Техника
безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Практические
стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя, дистанция 5
метров).
Практика: Стрельба из ПВ.
Тема 6. Оказание первой доврачебной помощи.
6.1. Об оказании доврачебной помощи пострадавшим.
Теория: Методы оценки поражения для принятия решения об оказании
первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.2. Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах, тепловом
и солнечном ударе.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.3. Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Теория: Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
Тема 7. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
7.1. Оружие массового поражения (ОМП).
Теория: Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и
последствия применения.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
7.2. Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Теория: Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
7.3. Противогаз.
Теория: Противогаз – назначение, способы применения и нормативы
выполнения упражнений. Практическое выполнение армейского норматива.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива. Одевание
противогаза.
8. Экскурсии
Проведение экскурсий в течении учебного года – к памятным местам
Тавдинского городского округа, в музеи Леса и ЦТР «Гармония» и др.
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
9

Практика: Сдача нормативов по курсу. Анализ достижений, тестирование.
1.4. Планируемые результаты:
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый
уровень)











Предметные результаты
должен знать

должен уметь

технику безопасности, правила
 технически правильно выполнять
поведения на занятиях.
упражнения военного многоборья;
 историю и структуру ВС РФ
 выполнять рекомендации педагога
 правила поведения при обращении с
по ОФП;
оружием, СИЗ;
 основы выполнения строевых
• познакомить с историей
элементов и движений без оружия;
вооруженных сил;
 практические навыки стрельбы из
• знать элементарные навыки
пневматической винтовки, сборки,
оказания первой доврачебной помощи, разборки автомата АК-74.
действиям при ЧС природного и
техногенного характера.
Личностные результаты:
осознанное отношение к занятиям НВП как средству саморазвития и применения
приобретённых знаний в повседневной жизни;
развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения доводить начатое
дело до конца;
развитие лидерских качеств, разумной инициативы, чувства товарищества и взаимопомощи;
осознание ценности собственного здоровья и поддержания физической формы;
осознанная готовность к разным видам общения в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своих занятий;
владение основами самоконтроля;
умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
умение сотрудничать при работе в группе.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

1 год

Дата
начала
занятий по
программе
01
сентября

Дата
окончания
занятий по
программе
25 мая

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

36

72

Количество Режим
учебных
занятий
часов

144

2 раз в неделю
по 2 часа

2.2.Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в МАОУ
ДО ЦТР и ГО «Гармония» в спортивном комплексе «Атлант» в кабинете №4 и
спортивном зале №3 (просторное и освещенное помещение), где находится
следующее:
Мебель: столы и стулья для учащихся, стол и стул для педагога.
10

Тренажеры: тренажер для проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.
В МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» созданы условия для занятий по
программе военно - патриотического клуба. Имеется необходимое материально
– техническое оборудование:
Материально-техническое обеспечение программы
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Учебно-материальная база
Наличие:
- оформленного учебного класса (кабинета);
- наличие уголка ГО;
- наличие уголка пожарной безопасности;
- таблицы.
Наличие и использование мультимедийного оборудования
для демонстрации учебного материала
Учебные АК-74
Газо-дымозащитный комплект ГДЗК-А.
Комплект ОЗК
Наличие учебных средств радиационной и химической
защиты: - противогазы ГП -5, ГП-7, ИП-4 и т.д.;
Наличие средств защиты кожи:
- защитный костюм Л-1
Парадная одежда: перчатки белые, ремень белый парадный,
аксельбант
Плащ палатка

Кол-во

1 шт.
10 шт.
1 шт.
5 шт.
12 шт.
1 шт.
15 шт.
5шт.

- методические материалы:
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей учащегося, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения
все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения
занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности в освоении
изучаемого материала. Тематика занятий строится с учетом интересов
учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия строятся на
основе метода сотрудничества, который позволяет обеспечить единство
воспитания, обучения и развития личности обучаемого.
Используются следующие методы:
- Словесные методы: объяснение, обсуждение, подача команд, беседа,
устная инструкция, инструктаж, анализ проделанной работы.
- Наглядные методы: наглядно-зрительные приемы (показ практических
упражнений), использование наглядных пособий (схемы, видео), имитация
(подражание), непосредственная помощь педагога.
- Практические методы: повторение упражнений, тренировка, игры,
соревнования.
11

В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Личностно-ориентированная технология - обеспечение каждому
учащемуся чувства психологической защищённости, доверия, понимание
позиции ребёнка.
- Здоровьесберегающая технология: реализуется через систему
мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывает
условия образовательной среды и деятельности (обстановка и гигиенические
условия в кабинете, позы учащихся во время занятия, физкультминутки и
другие оздоровительные моменты на занятии, психологический климат на
занятии, наличие на занятии эмоциональных разрядок).
- Технология КТД (коллективно-творческой деятельности)
используется
для
организации
просмотр
видеоматериалов,
бесед,
кинолекторий, выступлений, соревнований, создание видеопрезентаций,
участие в онлайн мероприятиях, опросах. Этот способ деятельности помогает
развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива.
- ИКТ - технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Вводный блок.

2

Уставы ВС РФ

3

Строевая
подготовка

4

Промежуточный

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Стендовый
материал: стенд с
изображениями
выполняемых
упражнений;
нормативные
таблицы:
огневая
подготовка,
строевая
подготовка, дни
воинской
славы,
структура ВС РФ,
цели, задачи и
история создания
Юнамейского
движения в

Формы, методы, приемы
обучения.
Педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

Словесные методы.
Наглядные методы:
ИКТ - технологии

фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия
контрольные
занятия по сдаче
нормативов

Словесные методы.
Наглядные методы:
ИКТ - технологии
Словесные методы.
Наглядные методы:
Практические методы.
Личностноориентированная
технология.
Здоровьесберегающая
технология
Технология КТД.

участие в военно 12

зачет

России. Учебные
фильмы:
выполнение
строевых приемов
и движений без
оружия и с
оружием, техника
стрельбы из
пневматической
винтовки, жизнь и
быт
военнослужащего,
виды и рода
войск, история
создания ВС
России.

Здоровьесберегающая
технология.

5

Огневая
подготовка

Словесные методы.
Наглядные методы:
Практические методы.
Личностноориентированная
технология.
Здоровьесберегающая
технология.
Словесные методы.
Наглядные методы:
Практические методы.
ИКТ – технологии.
Здоровьесберегающая
технология.
ИКТ – технологии.
Технология КТД.
Здоровьесберегающая
технология.

6

Оказание первой
доврачебной
помощи

7

Защита от оружия
массового
поражения

8

Экскурсии

Личностноориентированная
технология.
Словесные методы.

9

Итоговое занятие

Личностноориентированная
технология.
Технология КТД

спортивных
соревнованиях и
мероприятиях
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия

участие в военно спортивных
соревнованиях и
мероприятиях
групповые и
индивидуальногрупповые учебнотренировочные
занятия
Экскурсии, беседы,
фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
участие в военно спортивных
соревнованиях и
мероприятиях

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Вводный контроль – осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (педагогическое наблюдение,
беседа).
Промежуточный контроль – проводится в конце каждой темы и года
обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, сдача
контрольных нормативов, соревнование, беседа, устный опрос).
Итоговый контроль – представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося в
соревнованиях разного уровня, мероприятиях воспитательного характера,
выполнения контрольных нормативов, контрольных (открытых) занятий
При реализации программы в течение всего учебного года
осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
13

теоретических и практических знаний материала программы (устные опросы,
фронтальные и индивидуальные беседы, выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности, а также педагогическое
наблюдение).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Выявление, фиксация и предъявление образовательных результатов
проводится педагогическим мониторингом. Отслеживание проводится два раза
в год, в соответствии с возрастом и годом обучения учащегося.
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень – от 1 до 3 баллов; средний уровень – от 4 до 6 баллов; высокий
уровень – от 7 до 9 баллов).
- Низкий уровень: учащийся имеет непрочные знания по базовым темам
программы. Не может правильно и рационально применить навыки.
Испытывает серьезные затруднения при выполнении контрольных упражнений,
предусмотренных программой. При их
непосредственном выполнении
совершает ошибки. Не соблюдает правила их безопасного выполнения.
Проявляет небрежность при обращении с оборудованием. Не может
самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь руководителя
и товарищей.
- Средний уровень: учащийся имеет знания по базовым темам программы,
но при непосредственном выполнении тренировочного комплекса,
предусмотренного
программой,
совершает
незначительные
ошибки.
Недостаточно четко использует необходимые рекомендации при выполнении
контрольных упражнений. Недостаточно точно соблюдает правила
безопасности и страховки во время выполнения упражнений. Проявляет
некоторую неуверенность при выполнении некоторых упражнений. Может
самостоятельно выявить ошибки, но испытывает затруднения при определении
причин их возникновения.
- Высокий уровень: учащийся имеет прочные знания по базовым темам
программы. Предусмотренные программой умения и навыки может творчески
применить в практической деятельности. Точно соблюдает правила техники
безопасности до, во время и после занятий. Владеет хорошей или отличной
техникой выполнения практических занятий. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки.
Отслеживаются достижения объединения, индивидуальные достижения
обучающихся (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов используются: журнал посещаемости, протокол
соревнований, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о
14

работе военно-патриотического клуба «Патриот» в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония
Оценочные материалы
Для каждой темы программы военно-патриотического клуба «Патриот»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1

Вводный блок.

беседа

2
3
4
5
6
7
8

Уставы ВС РФ
Строевая подготовка
Промежуточный зачет
Огневая подготовка
Оказание первой доврачебной помощи
Защита от оружия массового поражения
Экскурсии
Итоговое занятие

беседа, опрос, практическое задание.
беседа, опрос, практическое задание.
беседа, опрос, практическое задание..
опрос, практическое задание.
опрос, практическое задание.
опрос, практическое задание.
беседа, опрос.
анализ достижений, зачет.

Учебные нормативы
Контрольные упражнения
Подтягивание на
8
перекладине

7-9 балл

Сгибание и разгибание рук в 7
упоре на брусьях
Подъем переворотом
3
Сгибание и разгибание рук в 30
упоре лежа
Бег 100 метров
15,4
Бег 1000 метров
4,40
Бег 3000 метров
11,55
Бег 10х10 метров
29
Полоса препятствий (сек.) 2,15
Метание гранаты 700 гр.
30
Прыжки в высоту
125
Прыжки в длину
410

4-6 балл

1-3 балл

6

4

5

4

2
25

1
20

16,0
4,50
12,10
30
2,20
25
115
360

17
5,05
11,35
31
2,30
20
110
310

15

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
16

9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
13.Устав
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.: URL [Электронный
ресурс]:
https://спецназприм.рф/documents/91-ustav-vserossiyskogo-detskoyunosheskoe-voenno-patrioticheskogo-obschestvennogo-dvizheniyayunarmiya.html (дата обращения: 21.05.2025).
Литература для педагогов
1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие /А.А. Волкова
[и др.].— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 215,[1] с.;
2. Даурцев К.В. Современная начальная военная подготовка. М.: учебный
центр «Вымпел-Каскад», 2016г.
17

3. Дроздов В. П. Вооруженные Силы России Учеб. пособие по «Основам
военной службы».: Вып.2 / В. Дроздов; под ред. В. В. Смирнова. - Москва :
Ред. журн. «Воен. Знания», 2001. - 80 с.;
4. Касимова Т. А., Патриотическое воспитание школьников: методическое
пособие. М.: Айрис-пресс, 2005г. – 67с.
5. Меры безопасности при производстве стрельбы, поведение в тире: - М.,
РОСТО,1999
6. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его
вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых
основах военной службы / Дайнес В.О.: - М.,1998.
7. Наставление по стрелковой подготовке: - М., РОСТО, 1998
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.:
РИПОЛ классик; Издательство Эксмо-Пресс, 2022 г. – 480с.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и
охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И.
Широкова: - М.: Русское слово, 1995;
10. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П.
Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997г., 297 с.;
11. Патриотическое воспитание в школе/ Агапова И.А. - М.: Айрис-пресс,
2002г., 224 с.
12. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы,
планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель,
2006г. – 168с.
13. Шапкин П.С. Методические рекомендации по патриотическому
воспитанию в военных и спортивных клубах. М.: ОМОО «Правовая
Россия», 2015г. – 48с.
Литература для детей
1. Уставы ВС РФ
2. Начальная военная подготовка А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, под ред. Ю.А.
Науменко 1985г.
Литература для родителей.
1. Педагогическая поэма А.С. Макаренко 1931г.
2. . URL [Электронный ресурс]. www.koob.ru.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».