! Юные инспекторы движения

МОУО – УО ТМО
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Лузгина Елена Петровна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025

1

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспекторы движения» соответствует социально-гуманитарной
направленности и направлена на социальную адаптацию, повышение уровня
готовности воспитанников к взаимодействию с различными социальными
ситуациями, формирование знаний об основных сферах современной
социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития
коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной
практики», формирование волонтерских навыков, формирования у
обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным,
духовным развитием человека.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
2

10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Программа «Юные инспекторы движения» направлена на создание
условий для социальной практики обучающихся в реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта средствами обучения правилам
дорожного движения, формирование культуры безопасного поведения в
условиях дорожного движения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспекторы движения» – это работа на перспективу. Чем раньше
научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет
неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей
дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Актуальность программы.
Дети ценнейшее достояние общества, так всегда было, есть и будет. И во
все времена сохранение жизни и здоровья детей стояло на приоритетном месте
в жизни общества, как залог его дальнейшего благополучия. Поэтому главная
задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы
обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом,
не исказив их содержания.
Только совместными усилиями, используя знания, можно научить детей
навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа,
направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на
дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить
ощутимые результаты.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны,
увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Никого
не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими,
к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах
становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в
решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению
3

детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях при
сотрудничестве с дополнительным образованием.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так
как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные
ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на
улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием
ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств
личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в
своих действиях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспекторы движения» разработана для того, чтобы дети успешно
усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать
правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях,
на практике применяли свои знания.
На занятиях дети знакомятся с новыми для них правилами поведения
пешеходов и пассажиров, дети не только готовы воспринимать и
классифицировать информацию, они готовы применять ее на практике и
делится своим опытом с другими детьми и взрослыми. Педагоги и родители,
привлекая детей старшего дошкольного возраста к пропаганде правил БДД, не
только ориентируют их на усвоение практических знаний и навыков поведения
на дороге, но и прививают чувство ответственности за свои поступки, на
которые в свою очередь опираются более младшие дошкольники. Таким
образом, деятельность отряда старших дошкольников в первую очередь
ориентирована на повышение компетенции самих детей в правилах поведения
на дороге, а также в оказании информационной помощи младшим
дошкольникам своего детского сада, принимая участия в различных
образовательных мероприятиях (выступления на утренниках, беседы и игры с
малышами в группе).
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны
совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием
детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм
остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при
всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Дети дошкольного возраста и
их родители недостаточно осознают важность безопасности дорожного
движения для жизни в современном социуме, не понимая своего значения в
важности пропаганды БДД, как внутри собственной семьи, так и среди
окружающего общества.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для
пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь
правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Новизна программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом презентаций, а так же дидактического материала,
активизирующие общие и индивидуальные логические особенности
4

обучающихся, а также игровой метод проведения занятий придает учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей
ребенка. Задачи каждого раздела программы тесно переплетаются в каждом
занятии и комплексно решают цели и задачи всей программы. Программа
реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на
личностно- ориентированный подход к каждому ребенку.
Отличительные особенности программы в том, что детям даются
реальные представления о правилах дорожного движения, с использованием
ролевых игр, креативных заданий, обыгрыванием проблемных ситуаций.
Программа – это способ показать на практике систему деятельности
воспитателя, педагога дополнительного образования, сотрудников полиции по
обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и
воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Английский для начинающих» является модифицированной. В основу
программы положены: Программа. Юные инспекторы движения/ С.И. Дианова,
И.А. Суслова, Г.Е. Агафонова, Л.Ю. Пахтусова.-Екатеринбург, 2003.
Важное значение имеет хорошо организованная образовательная
деятельность при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и
безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у
воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление,
координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»).
Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на
дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных
ситуаций на дороге и в транспорте.
Основополагающие принципы программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет
личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и
физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в
дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только
на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную
реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность,
беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в
дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать,
развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды,
5

показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо
соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил
на дорогах контролирует ОГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного
поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример
взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в
коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово,
систематически, постоянно.
Уровень программы.
Уровень
программы:
«стартовый»
(устойчивые
привычки
дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте).
Настоящая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с
правилами дорожного движения.
При построении системы работы по изучению правил дорожного
движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной
системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки,
ролики и др.).
Адресатами программы являются дети в возрасте 5-7 лет.
При проведении занятий учитываются возрастные и психологопедагогические особенности возрастной категории обучающихся.
Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей
разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к
окружающему миру, в частности к средствам передвижения. У дошкольников
восприятие непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны
воспринимать окружающие предметы, которые находятся только вблизи,
поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание
маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут
эмоциональную нагрузку. Серьезные изменения в развитии ребенка происходят
в 6-7-летнем возрасте, который считается кризисным не только потому, что он
идет в школу. В организме ребенка в это время происходят кардинальные
изменения в физическом и психическом развитии. В связи с повышенным
фоном эмоционального восприятия внимание ребенка к дорожным знакам,
плакатам, играм можно привлечь, сделав их ярки- ми, способными оживить
образное мышление. Кроме того, 7-летние дети обладают абсолютной
чувствительностью к цвету (к 12 годам эта чувствительность снижается со
100% до 55%). В дальнейшем улучшается так называемая различительная
чувствительность к оттенкам цветов, что обусловлено подключением ряда
психических функций к анализу цветных ощущений. В связи с развитием
6

способности к самоорганизации, способности действовать произвольно, решать
интеллектуальные задачи, с формированием логического мышления и
восприимчивости к слову становится возможным обучение правилам
дорожного движения (ПДД), внушение безопасных способов по- ведения на
дороге. Но, к сожалению, внимание дошкольника неустойчиво - он легко
отвлекается, так как многие функции его организма находятся на стадии
становления. В ответ на звуковой или световой сигнал дети реагируют
медленно, так как процесс переработки информации в центральной нервной
системе у них происходит более длительно, чем у старших детей (например,
младших школьников). Резкие сигналы или неожиданное появление машины
вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию,
которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления
движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль, его движения
становятся импульсивными.
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития
и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем
мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие
особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге: неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);
- расторможенность и отсутствие координации движений, например,
путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже
если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для
пешеходов;
- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию,
видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на
каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
- неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание
источников звуков и их направления, определение своего местоположения
относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху,
внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков;
- неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро
отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего
двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления
движения;
- маленький объем памяти и внимания.
Шестилетний
ребенок
одним
взглядом
при
благоприятных
обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной
ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего
впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов
возрастает (у подростка — пять-шесть элементов, у взрослого - семь-восемь),
поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых
элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в
зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);
- трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к
непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их
виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и
7

недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов); преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными.
Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не
могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если
водитель видит его; - маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте
3лет находится на высоте около 90 см, в возрасте б лет — около 110 см),
что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и
восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой — делая его
незаметным для водителя.
Число детей, одновременно находящихся в группе: 10-12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю -1 час.
Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Объем общеразвивающей программы:
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 36 часов;
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 36 часов.
Срок освоения программы – 1 год
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса в рамках реализации
программы являются фронтальная и групповая.
Практическая отработка координации движений, двигательных умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилами,
дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые,
индивидуальные).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: Занятия делятся на теоретические
(в форме бесед, лекций и презентаций) и практические (отработка на практике
теоретических знаний, проходящая в коллективной, групповой и
индивидуальной форме).
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в мероприятиях муниципального проекта «Городской штаб
ЮИД».

8

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование ответственного и сознательного
отношения дошкольников к дорожной безопасности, путем создания
дошкольного отряда ЮИД.
Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения,
привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и
городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного
движения.
Задачи:
Воспитательные:
 Воспитывать чувство ответственности, культуру безопасного поведения
на дрогах и улицах;
 Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил
дорожного движения, культуру поведения, выдержку в дорожно-транспортном
процессе.
Обучающие:
 Обучать детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах;
 Формировать у детей навыков и умений наблюдения за дорожной
обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
 Научить основным правилам дорожного движения;
Развивающие:
 Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного
поведения на дорогах и улицах;
 Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
 Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и
выполнения правил дорожного движения (ПДД);
 Создать постоянно действующего отряда дошкольников ЮИД на базе
ДОУ;
 Развивать
патриотические
навыки
дошкольников
через
просветительскую работу в вопросах безопасности дорожного движения.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (стартовый уровень)
№ п/п

Название темы

2.

Вводное занятие. Беседа «Что такое
отряд ЮИД». Права и обязанности
ЮИДовца
Безопасный маршрут

3.
4.
5.

1.

Кол-во Теория Практи
Формы
часов
ка аттестации/контроля
1
1
- Беседа. Контрольное
задание
1

1

Участники дорожного движения.

1

1

Световозвращающие элементы
Три сигнала светофора

1
1

1
1

Викторина.
Практическое задание.
Беседа. Практическое
задание
Практическое задание
Беседа.. Викторина
9

1
1

8.

Мы пешеходы
Дорожная разметка. Пешеходный
переход
Дорожные знаки и их группы

9.

Запрещающие знаки

1

1

10.

Предупреждающие знаки

1

1

11.

Информационные знаки

1

1

12.

Безопасный перекрёсток

1

1

13.

Движение пеших колонн. Правила
поведения при движении колонной
Экскурсия к перекрестку

1

1

1

1

Чтение Завойская К. «Ехал странный
пассажир»
Просмотр мультфильма по ПДД
«Тетушка Сова»
Безопасный Новый год

1

1

2

2

1

1

Безопасное поведение на улице в
зимний период
История транспорта

1

1

1

1

Машины на нашей улице. Чтение
рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Работа сотрудника ГИБДД
Разучивание стихов по ПДД

1

1

1

1

24.

Акция по безопасности дорожного
движения
Правила перехода улиц и дорог

1

1

25.

Дорожные ловушки

1

1

26.

Наглядная агитация

1

1

27.

Экстренные службы

1

1

28.
29.

Маленький шофёр
Катание на велосипеде (самокате,
роликах)
Участие в мероприятиях
муниципального проекта «Городской
штаб юных инспекторов движения»
Итоговое мероприятие «Правила
дорожные всем детям знать
положено!»
Итого

1
2

1
2

4

4

1

1

6.
7.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

30.

31.

1

1
1

36

1
1
1

1
1

3

Беседа.. Практическое
задание
Беседа.. Контрольное
задание
Беседа.. Практическое
задание
Беседа.. Практическое
задание
Беседа.. Практическое
задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.. Практическое
задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Практическое задание.
Беседа.
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа.
Практическое задание
Беседа. Тестирование
Беседа.
Практическое задание
Практическая работа
Беседа.
Практическое задание

33
10

Содержание учебного (тематического) плана (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие Беседа «Что такое отряд ЮИД».
Ознакомление с программой, режимом работы дополнительной деятельности.
Права и обязанности ЮИДовца.
Тема 2. Безопасный маршрут
Знакомство с возможными безопасными подходами к детскому саду, опасными
местами и формирование грамотного поведения на улице.
Тема 3. Участники дорожного движения.
Познакомить детей с участниками дорожного движения: водителями
транспортных средств, пассажирами, велосипедистами, пешеходами,
представителями ГИБДД.
Тема 4. Световозвращающие элементы.
Практика: Познакомить детей со световозвращающими элементами.
Выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из
них грамотных пешеходов, использующих световозвращающие элементы при
передвижении в тёмное время суток.
Тема 5. Три сигнала светофора.
Практика: Помочь детям понять, что красный свет – это «дороги нет», жёлтый
– предупреждение, а зелёный – путь открыт. Игра «Светофор». На красный
сигнал светофора дети спокойно стоят, на жёлтый – хлопают в ладошки, на
зелёный – шагают на месте.
Тема 6. Мы пешеходы.
Практика: Познакомить детей с дорожными знаками «Движение пешеходов
запрещено» и «Велосипедная дорожка»; закрепить представление детей о
правилах поведения на улице; о работе светофора, о дорожных знаках; о
сигналах регулировщика. Игра «Собери картинку» (Дорожные знаки).
Тема 7. Дорожная разметка. Пешеходный переход.
Практика: Рассказ о том, что в городе на каждом шагу могут подстерегать
опасности. Самой главной опасностью является проезжая часть, где можно
поскользнуться, споткнуться, упасть и получить травму. Чтобы этого не
произошло, нужно соблюдать правила безопасности. Объяснение дорожной
разметки. Рассказ, о том что переходить проезжую часть нужно только в том
месте, где есть дорожная разметка пешеходного перехода (зебра). Пешеходный
переход обозначен дорожными знаками «Пешеходный переход». Игра «Собери
картинку» (Дорожные знаки).
Тема 8. Дорожные знаки и их группы.
Практика: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих,
предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках
сервиса.
Тема 9. Запрещающие знаки.
Практика: Уточнить и расширить представление о дорожных знаках, их
назначении. Познакомить с запрещающими дорожными знаками. Учить видеть
и понимать эти знаки в жизни.
Тема 10. Предупреждающие знаки.
11

Практика: Познакомить с некоторыми предупреждающими знаками,
формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей. Познакомить с
предупреждающими знаками: опасный поворот, скользкая дорога, неровная
дорога, крутой спуск и крутой подъем.
Тема 11. Информационные знаки.
Практика: Продолжать знакомить детей с дорожными знаками –
информационными. Что обозначают информационные знаки. Игра «Найди
информационный знак».
Тема 12. Безопасный перекрёсток
Практика: Закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и
пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком
«Регулируемый перекрёсток»; совершенствовать знания детей о значении
сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения
пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора; развивать
мышление, зрительное внимание; воспитывать чувство ответственности.
Тема 13. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении
колонной.
Практика: При посещении музеев, выставок, устраивают коллективные походы.
Выстраивание в пары друг за другом. Это можно назвать колонной, ведь в
ПДД записано, что колонна – это группа людей, совместно движущихся в
одном направлении. Игра «Внимание, пешеход!» Участники игры при виде
красного сигнала делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде
зеленого – два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует –
лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Тема 14. Экскурсия к перекрестку.
Практика: Познакомить с перекрестком и правилами поведения на этом участке
дороги. Расширить знания об улице. Воспитывать навыки осознанного
поведения на улице. Развивать умение ориентироваться в пространстве,
внимание, уверенность в своих действиях. Дать представление об опасном
участке дороге (заснеженность), и показать на практике, как его переходить.
Тема15. Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Практика: Учить правилам поведения в общественном транспорте. Чтение
стихов Завойская К. «Ехал странный пассажир...»
Тема 16. Просмотр мультфильма по ПДД «Тетушка Сова»
Уроки тётушки Совы «Азбука безопасности на дороге» включают в себя 12
уроков, каждый из которых несет определенную информацию.
Урок 1. История ПДД
На этой очень важной встрече тетушка Сова знакомит детей с важными и
нужными правилами дорожной безопасности.
Урок 2. Виды транспорта
Тётушка рассказывает, что такое дорога и тротуар, какие виды транспорта
существуют.
Урок 3. Во дворе и подъезде
В этот раз тётушка расскажет тебе, какие опасности могут поджидать тебя на
первый взгляд в тихом и уютном дворике: возле въезда во двор, или возле
гаражей.
12

Урок 4. Дорога и знаки
Тётушка Сова, ее помощники и домовенок пошли гулять на улицу, чтобы она
могла показать, какие дорожные знаки существуют.
Урок 5. Пешеходные переходы
На этом уроке дети узнают несколько важных правил для безопасного перехода
через дорогу.
Урок 6. Перекрёстки
В этом уроке о безопасности на дороге, пушистые помощники показывают, как
переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке.
Урок 7. Разные дороги
Во время экскурсии за городом тётушка Сова рассказывает о правилах
безопасности на разных дорогах.
Урок 8. В плохую погоду
Просмотрев эту серию, дети научатся быть очень внимательными и
осторожными на дороге в плохую погоду.
Урок 9. Безопасность в общественном транспорте
В этой серии Тётушка Сова знакомит детей с правилами поведения в
общественном транспорте: трамвае, троллейбусе, автобусе.
Урок 10. Метро и ЖД
В этот раз дети прокатятся на метро, узнают, что такое железнодорожный
переезд, и выучат новые правила безопасности.
Урок 11. Малыш в авто
Этот урок из азбуки безопасности на дороге знакомит детей с правилами
поведения в автомобиле.
Урок 12. Велосипед
В последнем уроке из этой серии дети повторят некоторые особые правила
безопасности на дороге.
Тетушка Сова рассказывает, а ее помощники – домовенок Непослуха, коты Яша
и Кеся, кошечка Сима и собачка Буля – на собственных примерах показывают
детям, как надо вести себя в различных ситуациях на проезжей части и на
тротуаре; объясняют, что такое зебра и светофор, почему дорогу можно
переходить только в разрешенных местах и на зеленой свет.
Красочный и увлекательный мультипликационный фильм «Уроки тетушки
совы. Азбука дорожной безопасности» сделает первое знакомство детей с
правилами дорожного движения легким и непринужденным.
Тема 17. Безопасный Новый год.
Практика. Правила поведения на дорогах в зимний период.
Тема 18. Безопасное поведение на улице в зимний период.
Практика: С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице
становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей
навыков безопасного поведения в зимнее время года
Тема 19. История транспорта
Практика: Знакомство с историей возникновения и развития транспорта.
Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство
и различие старинного и современного транспорта. Оригами автомобиль.
13

Тема 20. Машины на нашей улице. Чтение рассказа Н. Носова
«Автомобиль».
Практика: Как называются правила, которые должны соблюдать люди, если
они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? Правила
дорожного движения. Игра «Подумай – отгадай». Рисование «Транспорт
прошлого, настоящего, будущего».
Тема 21. Работа сотрудника ГИБДД.
Практика: Встреча с инспектором ГИБДД, который расскажет о своей работе и
правилах безопасности на дорогах.
Тема 22. Разучивание стихов по ПДД.
Практика: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение
Тема 23. Акция по безопасности дорожного движения
Практика: Подготовка к акции «Вместе за безопасность движения», где
необходимо обратить внимание родителей на ответственное соблюдение
правил дорожного движения, необходимость применения ремней безопасности
и детских удерживающих устройств, при перевозке детей в салоне автомобиля.
Тема 24. Правила перехода улиц и дорог.
Практика: Уточнить и закрепить знания о правилах дорожного движения,
правилах перехода улицы, светофоре, тротуаре, проезжей части,
одностороннем и двустороннем движении; выявить готовность детей к
правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице
Тема 25. Дорожные ловушки.
На дороге есть дорожные ловушки для пешеходов, в которые можно попасть
из-за своей невнимательности. И связаны они с автомобилями. Ловушки
первого типа – это ситуации, когда нам не видно машину из-за чего-то (кусты,
деревья около дороги; большая машина, которая припаркована у дороги или
едет по первой полосе; поворот из-за угла дороги, дома; во дворе другие
припаркованные машины; арка во дворе дома; остановка рядом с пешеходным
переходом, на которой может быть автобус или троллейбус.
Ловушки второго типа: только что загоревшийся зеленый сигнал пешеходного
светофора; опасность на нерегулируемом пешеходном переходе; машина может
спешить (например, скорая помощь). Или просто не заметить нас.
Как себя вести? Во всех описанных выше ситуациях необходимо соблюдать
особую осторожность и по возможности не переходить дорогу в местах
ограниченной видимости. Лучше дождаться момента, когда обзор дороги будет
открыт, или найти участок дороги, соответствующий требованиям
безопасности.
Игра «Невнимательная машина».
Тема 26. Наглядная агитация
Практика: Создание памяток на дорожную тематику: «Внимание – переходим
улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте»,
«Помните ли вы?»
Тема 27. Экстренные службы.
Практика: Знакомство детей с видами специализированного транспорта
(скорая, пожарная, ДПС, полиция) и с особенностями их движения по проезжей
14

части. Рисование по теме «Специальный транспорт и ситуации при переходе
проезжей части».
Тема 28. Маленький шофёр
Практика: Познакомить с правилами передвижения на велосипеде, научить
правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в
городских условиях при катании на велосипеде, учить обсуждать возможные
опасные ситуации из личного опыта. Рассматривание велосипеда.
Тема 29. Катание на велосипеде (самокате, роликах).
Практика: Познакомить детей с правилами дорожного движения при катании
на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях. Научить их правилам
поведения в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании.
Сформировать умение анализировать опасные ситуации, которые могут
возникнуть в городских условиях. Катание на велосипеде (самокате, роликах).
Тема 30. Участие в мероприятиях муниципального проекта «Городской
штаб юных инспекторов движения».
Практика: Умение применять полученные знания в играх и повседневной
жизни.
Тема 31. Итоговое мероприятие «Правила дорожные всем детям знать
положено!»
Формирование знаний о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
КВН «Правила дорожные всем детям знать положено!» Закрепление знаний
детей о безопасном поведении на улицах и дорогах.
Содержание: дети делятся на две команды: «Умники» и «Знайки» Приветствие
команд, жюри. конкурсы: «Разминка», «найди нарушителя», ф/минутка,
«шуточные вопросы», «Загадки», «дорожная ситуация», конкурс капитанов,
подведение итогов.
2.4. Планируемые результаты
1. Развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков,
умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ребёнок мог легко
ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать
и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного
поведения в этих ситуациях.
2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и
правилах дорожного движения.
3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и
безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
5. Повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного
движения.
Ожидаемые результаты.
Образовательный:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях
на дороге;
15

- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса
Воспитательный:
- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной
ситуации.
Социальный:
- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы аттестации, а также отслеживания и фиксации образовательных
результатов (тесты, тестирование, конкурсы, викторины, игры, выставки,
развлечения, и т. д.)
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график.
Организация учебного процесса по программе «ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ
ДВИЖЕНИЯ» предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония» в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана
на 36 учебных недель (1год обучения). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
36
обучения
сентября
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Режим занятий
1 раз по 1 часу
в неделю

2.2.Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в кабинете №4
(ул. Кирова, 126) (просторное и освещенное помещение), где находится
следующее:
№

Название оборудования

Количество

Ноутбук
Магнитная доска, набор магнитов
Фотоаппарат
Велосипед,
Медицинская аптечка
№
1
2

Мебель
Парта ученическая
Стул ученический

1
1
4
1
Количество
6
12

2.2.2.Информационное обеспечение реализации программы:
1. Группа в ВКонтакте https://vk.com/public186376884
2.http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
16

3.http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
4.http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
5. Энциклопедия ПДД (http://wiki.zr.ru/ПДД)
6. http://potomy.ru/tag/pdd/
7. Добрая дорога детства (http://www.dddgazeta.ru/)
8. Правила ПДД (http://www.pdd24)
3.3. Формы аттестации
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Педагогический
мониторинг
позволяет
системно
отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя:
Вводный контроль осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (беседа).
Промежуточный контроль- проводится в конце изучаемой темы по
данной общеразвивающей программе, которая позволяет
выявить динамику изменений образовательного уровня обучающегося.
Итоговый контроль - представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения
проводится в виде участия в мероприятиях муниципального проекта «Городской
штаб юных инспекторов движения» с целью определения уровня формирования
социальных норм и правил.
При реализации программы «Юные инспекторы движения» регулярно
осуществляется текущий контроль с целью проверки репродуктивного уровня
усвоения теоретических знаний с использованием тестов, опросов,
фронтальных и индивидуальных бесед, выполнения дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности.
2.3.1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения «Юные инспекторы движения».
Отслеживание проводится два раза в год.
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень
- от 7 до 9 баллов)
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Требуется постоянная
помощь педагога и
товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по основным
темам программы, но совершает незначительные ошибки. Испытывает
небольшие затруднения Может самостоятельно выявить ошибки, но
испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по
основным темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки
может творчески применить в деятельности. Самостоятельно планирует и
организует свой труд, Точно соблюдает правила безопасности труда. Точно,
грамотно и аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки.
17

При обучении используются следующие формы диагностики
прогнозируемых результатов:
• дорожные знаки – тест, викторина;
• игры, конкурсы.
Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

ФИ
уч.

Воз
рас
т

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц

Средний
(4-6)
Месяц

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц

XII

XII

XII

V

V

V

XII

V

Практика
Средний
(4-6)
Месяц

Высокий
(7-9)
Месяц

XII

XII

V

Участие Результат:
в
сертификат,
конкурсах благодарно
(кол-во)
сть,
грамота,
диплом

V

Отслеживаются достижения учащихся объединения, индивидуальные
достижения учащихся (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга объединения
«Юные инспекторы движения» используются: журнал посещаемости,
протоколы выставок, отзывы детей и родителей статьи в СМИ, на Сайте ЦТР и
ГО «Гармония» фото и видеоматериалы)
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: аналитические материалы по результатам исследования уровня
развития общей одаренности учащихся объединения, открытые занятия,
участие в конкурсах, соревнованиях, презентация «Папки отряда».
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Юные инспекторы движения»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
2.5.2. Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
18

1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности) используется
для организации мероприятий воспитательного характера и мероприятий
направленных на профилактику ДДДТ. Этот способ деятельности помогает
развитию организаторских и коммуникативных навыков и работает на
сплочение коллектива. В основе технологии - известный метод КТД И.П.
Иванова.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
- как источник информации.
- для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий.
- для мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.
2. Актуализация знаний
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4. Проблемное объяснение нового материала
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Творческое задание. Работа в группах
7. Физкультминутка
8. Проверка результатов работы
9. Подведение итогов занятия (рефлексия).
3.5.4. Дидактические материалы
Звукоматериалы:
- Гимн Российской Федерации.
- Музыка для расслабления.
- Музыка эстрадная.
- Стенды:
- «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации». «Оказание первой помощи»
- Элементы и оборудование автогородка.
Учебно - наглядные пособия:
19

- Учебно-наглядное

пособие

«Светофор

с

дополнительными

секциями»*
- Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»
- Учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»
- Учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»
- Учебно-наглядное пособие «Схема перекрестка»
- Учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и
средств регулирования в населенном пункте»
- Учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств
на проезжей части»
- Набор средств для проведения практических занятий по оказанию
медицинской помощи
- Медицинская аптечка водителя.
3. Список используемой литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
21

сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с
последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе.
- Ростов н/д, 2011г.
4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013
(со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.:
Эксмо,2016. -208с.
5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие
для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011г.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся
школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
10.Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
11.Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с
дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
12.Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного
травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
13.Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. РомановаМ.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
14.У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
15.15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по
организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. – М.,
Просвещение, 2011г.
16.Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция
2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
17.Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
18.Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
Литература для детей и родителей

22

1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва,
2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка,
2014г.-231с.
3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные
понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова,
В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со
всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2018 с примерами и
комментариями/ Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А.
Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.

23

ПРИЛОЖЕНИЯ
Требования к уровням подготовки
Вид работ
Знания ПДД.

Низкий уровень
1-3 балла
Не знает и путает
термины и
определения; не
умеет ими
пользоваться.

Знания устройства
транспортных
средств.
Применение их в
работе.

Не знает название
органов
управления и
назначение
агрегатов и
механизмов Т/С

Правила техники
безопасности.

Не знает и не
соблюдает правила
ТБ.

Средний
уровень 4-6 баллов
Знает термины и
определения , не
уверенно формулирует
пункты правил
дорожного движения .

Высокий уровень 87-9 баллов
Знает термины и
определения ,
уверенно
формулирует
пункты правил
дорожного
движения .
Знает название органов Знает название
управления, но не
органов управления
уверенно знает
и назначение
назначение агрегатов и агрегатов и
механизмов Т/С
механизмов Т/С
Знает правила ТБ, но
не всегда их
выполняет. Требуется
дополнительный
инструктаж.

Знает правила ТБ и
соблюдает их.

24

Приложение
Год обучения: первый
Тема: Итоговое занятие
Метод отслеживания: тестирование
ТЕСТ
Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
a) Нарушение контакта светофора. земли либо поверхность
искусственного сооружения.
b) Переходить дорогу запрещено.
c) Время зеленого сигнала истекает, и сейчас будет включен запрещающий
сигнал.
2. Как будешь переходить дорогу, если опаздываешь?
a) Шагом.
b) Бегом.
c) Шагом, предварительно приостановившись для наблюдения.
3. Сколько сигналов имеет транспортный светофор?
a) Три.
b) Пять.
c) Шесть.
4. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы
регулировщика противоречат сигналам светофора?
a) Только сигналам светофора.
b) Только сигналам регулировщика.
c) Двигаться согласно обстановке на дороге.
5. Ты подошел к перекрестку. На светофоре горит зеленый сигнал. Как долго –
ты не знаешь. Как безопаснее поступить в этой ситуации?
a) Перейти дорогу, соблюдая обычные меры безопасности. Если во время
перехода загорится красный сигнал, быстро перебежать дорогу.
b) Быстро перебежать через проезжую часть.
c) Дождаться следующего зеленого сигнала.
6. Как вы поступите, если при переходе дороги на зеленый сигнал светофора к
перекрестку приближается специальное транспортное средство с включенным
проблесковым маячком и звуковым сигналом?
a) Вернетесь на тротуар и пропустите транспортное средство
b) Спокойно перейдете, дорогу, не ускоряя шага, ведь вы идете на зеленый
сигнал светофора.
7. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
a) Безразлично.
b) Левой.
25

c) Правой.
8. Что означает термин «проезжая часть»:
a) Расстояние между зданиями, включая тротуары.
b) Часть дороги, предназначенная для движения всех участников
дорожного движения.
c) Элемент дороги, предназначенные для движения безрельсовых
транспортных средств.
9. Какие транспортные средства по Правилам относятся к маршрутным
транспортным средствам?
a) Все автобусы
b) Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки
людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными
местами остановок
c) Любые транспортные средства, перевозящие пассажиров
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются
в таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»
 Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов
 Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов
 Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл

Приложение 2
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ДОРОЖНОЙ АЗБУКИ»
На экране: Знаки мы дорожные, мы совсем несложные
И вниманием твоим очень, очень дорожим.
I. Запрещающие дорожные знаки:
1. В круге с красною каймою, человек идет домой, перечеркнут силуэт - что
за знак – найди ответ? (проход закрыт)
2. Красный круг, велосипед – ничего другого нет, не попасть бы вам
впросак, что же значит этот знак? (движение на велосипеде запрещено)
II. Информационно - указательные знаки:
1. В этом знаке странный дом, окна светлые кругом, дом тот ездит на резине
и питается бензином. Очень нужный этот знак! Не попасть бы вам
впросак! (место остановки автобуса)
2. Здесь в квадрате чудо–зебра и шагает пешеход, этот знак узнает каждый –
пешеходный переход.
3. Зебра в Африке живет, полосата очень, воду пьёт, траву жуёт, порезвиться
хочет.
26

4. а на улице у нас, здесь у перекрёстка, точно зебра в самый раз – переход в
полоску.
5. Свет зеленый лучик шлет, он тебя как мама, взяв за ручку поведет по
полоскам прямо.
6. Светофор здесь днём и ночью может быть и не горит, только знак нам
между прочим «осторожно»! говорит. Осторожно, значит школа близко
или детский сад, уменьшить машинам скорость надо срочно всем подряд.
Ш. Знаки сервиса:
1. Заболел в дороге друг, огляделся я вокруг, помощь я ищу окрест, и увидел
красный крест, и надеюсь каждый знает, что же это означает? (пункт
первой медицинской помощи)
2. Этот знак найти сумеешь, ни за что не пожалеешь, не оставьте без внимания
знак дорожный –пункт питания.
3. Голубой красивый фон, а на белом телефон.
4. Синее поле и белый квадрат, я здесь встречаю раз 20 подряд, но кто же
может подсказать зачем здесь – плюс, зачем – кровать? (больница)
IV. Предписывающие:
1. Этот знак без перемен – синий мячик, в нём спортсмен.
2. Здесь колёс всего лишь пара, но зато есть тормоз, фара, синий круг,
велосипед, говорят – найди ответ (велосипедная дорожка).
V. Предупреждающие:
1. В треугольнике шагает по полоскам пешеход, этот знак предупреждает, где
- то рядом – переход.
3. В треугольнике два – братца, все куда - то мчатся, мчатся, самый важный
знак на свете – это просто рядом – дети.
4. Нарисован человек, почему проезда нет? Может здесь он ищет клад? И
старинные монеты в сундуке большом лежат? (дорожные работы)
Игра «Разрешается – запрещается»
1. Играть на дороге – запрещается.
2. Переходить улицу на зеленый цвет – разрешается.
3. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом – запрещается.
4. Идти толпой по тротуару – запрещается.
5. Переходить улицу при красном свете – запрещается.
6. Велосипедисту цепляться за проезжающие машины – запрещается.
7. Помогать старикам и старушкам переходить – разрешается.
8. Обходить стоящий транспорт спереди – запрещается.
9. Идти слева по тротуару – запрещается.
10. Идти справа по тротуару – разрешается.
11. Держать девочек за косички – запрещается (правила уважения).
27

12. Выбегать на проезжую часть – запрещается.
13. Кататься на велосипеде не держаться за руль – запрещается.
14. Болтать на уроке – запрещается (правила поведения).
Игра «Что обозначает этот знак»
1. Проход закрыт
2. Движение на велосипеде запрещено
3. Место остановки автобуса
4. Пешеходный переход / зебра
5. Бегущие дети
6. Осторожно / школа детский сад
7. Дорожные работы
8. Пункт первой мед. помощи
9. Пункт питания
10. Больница
11. Пешеходная дорожка
12. Велосипедная дорожка
13. Рядом – дети
14. Пешеходный переход
Аннотация
Программа «Юные инспекторы движения» рекомендована педагогам
дополнительного образования, предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана
на реализацию в течении 1 года.
Программа решает проблему занятости детей и является не только
обучающей, но и воспитывающей.
Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на
дорогах; предотвращения дорожного травматизма; решения актуальной
проблемы современного общества – необходимость
уметь управлять
транспортным средством.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».