! Шаг навстречу

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Клуб общения «Шаг навстречу»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 72

Автор – составитель:
Малкова Людмила Леонидовна,
педагог дополнительного образования

г. Тавда, 2025г.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Клуб общения
«Шаг навстречу»
соответствует социально-гуманитарной направленности, создан, чтобы
помочь детям с ОВЗ научиться общаться с другими людьми, найти друзей,
социализироваться и стать полноценной частью общества. Обычно такие
детки не ходят в детский сад и школу, некоторые из них имеют
инвалидность, и каждый из них требует к себе особого внимания и
поддержки во всём: в общении, в занятиях, в повседневной жизни.
На сегодняшний день в России почти два миллиона особенных детей,
требующих к себе особого внимания. В силу своих физических недостатков
они не могут посещать образовательные учреждения и осваивать
дошкольные и школьные программы. Вот для этого и нужно было
инклюзивное образование, которое предусматривает совместное воспитание
и обучение детей с ОВЗ и здоровых детей.
Поэтому после 2012 года в федеральный закон «Об образовании» были
внесены изменения, позволяющие детям-инвалидам получать образование
независимо от состояния здоровья и дающие возможность обучаться в
детских садах и общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.
Программа Клуб общения «Шаг навстречу» разработана с опорой на
нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы
Клуб общения «Шаг навстречу» организован на базе Центра
творческого развития и гуманитарного образования «Гармония».
Деятельность Клуба направлена на оказание помощи семьям,
воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлечения семей, с
особыми детьми в активную социальную жизнь.
Программа Клуба включает культурно-досуговые мероприятия,
творческие мастер-классы, создание условий для снятия физического и
эмоционального напряжения, развития внимания, развитие мелкой моторики,
координации движений.
Программа Клуба включает проведение различных выставок
творческих поделок, аппликаций, рисунков. Клуб создан с целью развития
интеллектуальных и творческих способностей детей-инвалидов и детей с
ОВЗ.
Став участником клуба ребенок имеет возможность: общаться,
находить новых друзей и знакомых; интересно и с пользой проводить
свободное время; принимать участие во всех мероприятиях; раскрыть свой
творческий потенциал.

Содержание
Программы
направлено
на
удовлетворение
индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее — детей с ОВЗ) и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации в социализации, творческом развитии, инклюзии, формировании
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальностью программы является коррекционно-развивающая
направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям
специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их
внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам
художественной
деятельности,
развития
творческой
активности,
формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного
общения на основе эмоционально-значимой деятельности. Содержание
программы носит коррекционный потенциал: способствует успешной
адаптации в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной
сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Особое
внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их
культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для
формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной
культуры; приобретению навыков общения в коллективе.
Новизна данной программы заключается в использовании современных
психологических разработок и педагогических технологий для комплексного
развития творческой и психологически здоровой личности. На сегодняшний
день концепция воспитания детей направлена на развитие личности ребенка,
с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и
физической сфере. Чтобы сформировать компетентного обучающихся во
всех потенциально значимых сферах образования и собственно
жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения,
технологии. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия и психолого-педагогической поддержки можно рассматривать
искусство и художественно-творческую деятельность. Занятия арт-терапией
укрепляют психологическое здоровье ребенка, повышают его самооценку,
развивают творческое мышление, самопознание и самопринятие, личностный
рост, а также социальные навыки.
Педагогическая
целесообразность программы
обусловлена
возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его
самореализации
в
процессе
обучения
художественно-творческой
деятельности. Данная программа состоит из интерактивных игр,
коммуникативных упражнений, разминок, релаксационных упражнений, в
ходе которых дети имеют возможность получить новые впечатления,
приобретают социальный опыт и общаются друг с другом.
Отличительные
особенности
программы
заключаются
в
направленности на создание такой ситуации обучения, при которой дети
учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Программа позволяет
организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они почувствовали себя

здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, любящими людей и вполне
уверенными в своих силах, умеющими общаться друг с другом.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый.
Адресатами программы являются учащиеся в возрасте 7-10 лет
Краткие возрастные особенности:
Содержание программы «Шаг навстречу» составлено с учетом
психических, физиологических и, конечно же, возрастных особенностей
детей, может применяться для детей с задержкой психического развития, с
умственной отсталостью легкой степени и проблемами социальной
адаптации,
эмоционально-волевой
неустойчивостью,
тревожностью,
заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями
познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Особенности реализации программы в зависимости от категории
нарушений:
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
− обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных
перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
− индивидуализация обучения;
− обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
− предоставление различных видов дозированной помощи;
− наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
− соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;
− создание благоприятной ситуации для развития возможностей
ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и
перевозбуждением;
− обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта.
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
− обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных
перегрузок;
− отсутствие аттестационных мероприятий;
− отсутствие жестких временных рамок, позволяющее изучать
материал в темпе и объеме, который доступен ребенку;
− формирование индивидуальной адаптированной содержательной
траектории и особого подхода в рамках реализации программы;
− сохранение для ученика привычного средового уровня,
позволяющего находиться в комфортных условиях, не создающих
дополнительных зашумляющих факторов;
− дозированная коммуникация (без форсирования и с сохранением
дистанции);

− постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового
взаимодействия;
− возможность чередования сложных и легких заданий;
− формирование учебного и временного стереотипа (у ученика должно
быть четко обозначенное время занятия, план занятия);
− дозированное введение новизны;
− использование альтернативных средств коммуникации для
обеспечения обратной связи.
Для обучающихся с задержкой психического развития:
− обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных
перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
− «пошаговое» предъявление учебного материала;
− дозированная помощь взрослого;
− обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
− обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
− постоянное стимулирование познавательной активности, побуждении
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
− постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний;
− специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
− обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных
перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
− индивидуализация обучения;
− обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве;
− максимальное расширение образовательного пространства;
− обучение умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики.
Для обучающихся с умственной отсталостью:
− обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных
перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
− использование для обучения преимущественно игровой формы;
− обучение на предметно-действенной основе;
− упрощение материала и его представление материала в виде
детальных элементов;

− обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия,
использование различных модальностей для удержания внимания детей;
− постепенное усложнение видов деятельности;
− постепенный переход от подражаний и действий по образцу к
выполнению заданий по вербальной инструкции;
− многократное повторение изучаемого и усвоенного материала
занятий и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;
− эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание
ситуации успеха при выполнении заданий.
Наполняемость группы: 10 человек, «особые» дети – дети с
ограниченными возможностями здоровья, как и обучающиеся в
общеобразовательном учреждении, так и находящиеся на надомном
обучении, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
пребывающие в реабилитационном центре социальной помощи семьи и
детям, также дети с «нормой» развития. Особенности набора детей:
свободный; при прочих равных условиях предпочтение отдаётся детям с ОВЗ
(по заключению ПМПК), детям-инвалидам, детям, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Набор в подгруппы осуществляется в сентябре на
добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их
заменяющих). Возможен вариант набора в другие месяцы года.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации - 1 год.
Объём программы - 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
 фронтальные (беседа, рассказ, практическая работа);
 групповые (выполнение задания в группе);
 индивидуальные (организуется для коррекции пробелов в знаниях и
отработки отдельных навыков).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, практическое занятие,
консультация, учебное занятие.
В программу также включены мероприятия, направленные на
пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения
и вредных привычек.
В целях разнообразия форм работы с детьми, сплочения коллектива

предусмотрено участие в мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО
«Гармония» («Осенний бал», фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония»
«Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, мастер-класс, презентация, тестирование.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – создание условий для оптимального развития
личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью, его социализации и адаптации,
формирование основ нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
- формирование пространственных представлений;
- формирование системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих
адаптацию детей со специфическими особенностями к жизни в обществе.
Воспитательные:
- формирование ценностных ориентиров и мотивов; воспитание
активной жизненной самостоятельности, стремления к здоровому образу
жизни;
- проектирование социального поведения.
Развивающие и коррекционные задачи:
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего
мира;
- развитие и коррекция психических процессов: активизация
познавательной деятельности; развитие внимания, памяти, мышления,
волевой сферы личности учащихся; развитие творческих способностей.
- формирование навыков релаксации.
1.3. Планируемые результаты
Главным результатом программы является устойчивая положительная
динамика общего психического развития ребёнка, которое диагностируется
МППК и фиксируется в индивидуальной медицинской карте ребёнка.
Предметные результаты:
- сформировано пространственное представление;
- сформированы система знаний, умений, навыков, обеспечивающих
адаптацию детей со специфическими особенностями к жизни в обществе.
Личностные результаты:
- демонстрируют понимание связи телесного самочувствия с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью
и
независимостью;
- демонстрируют развитие эмоционально-ценностного отношения к
окружающей действительности, к обучению, труду, людям, живой природе, к
Родине, коллективу, к силе и слабости;

- демонстрируют нравственную культуру, культуру общения;
- демонстрируют умения и навыки социального поведения;
- демонстрируют творческие способности в импровизации,
инициативности.
- демонстрируют формирование навыков релаксации.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Учащийся научится
- ритмично выполнять движения в соответствии сословами,
выразительно передавая заданный характер, образ;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится
- вступать в диалог и задавать вопросы.
Регулятивные:
Учащийся научится
- переключаться с одного поля деятельности на другое;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
сменят позицию «потребителя» на активную жизненную позицию;
Умение работать в команде.
Ключевые навыки и
Содержание
умения
Аналитические
Умение мыслить критически, анализировать и
оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать
наиболее продуктивные, делать собственные выводы
и заключения
Проектировочные

Умение планировать деятельность: собственную,
коллективную; осуществлять выбор целей и
механизмов их достижения

Коммуникативные

Умение работать в команде, организовывать деловое
и
эмоциональное
взаимодействие,
решать
коммуникативные проблемы
Умение
осуществлять
"самонаблюдение",
выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития
Умение видеть проблему, пути и механизмы ее
решения, генерировать идеи и другое
Умение написать заметку, подготовить фото.

Рефлексивные
Исследовательские
Технические

1.4. Содержание программы

Учебный (тематический) план
№

2

Количество часов
всего
теори прак
я
тика
Вводное
занятие. 2
1
1
Инструктажи. Экскурсия по
зданию. Игра на знакомство.
Шаг открытий и познаний
22
4
18

3

Шаг испытания

22

4

18

4

Шаг дерзновения и творчества

22

4

18

5

Итоговое занятие. «Шаг
навстречу – мы одна команда»
Итого

4

2

2

72

26

46

1

Название раздела, темы

Формы
аттестации/контро
ля
Беседа
Беседа,
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение, опрос
Беседа,
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение, опрос
Беседа,
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение, опрос
Педагогическое
наблюдение, опрос

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство.
Теория: Вводное занятие. Инструктажи. Введение в программу. Инструктаж
по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения на занятиях.
Входной контроль.
Практика: Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП. Экскурсия по зданию. Игра на
знакомство.
Тема 2. Шаг открытий и познаний.
Теория: Знакомство с миром открытий и познаний, где дети с ОВЗ и
инвалидностью будут являться зрителями.
Практика: Техники арт-терапии: рисование, сказкотерапия, музыкотерапия,
и тп.
Тема 3. Шаг испытания.
Теория: Виды творчества. Знакомство с направлениями фестиваля: вокал,
хореография, инструментальное исполнительство, театральное творчество,
изобразительное и прикладное искусство. Вовлечение детей в деятельность.
Практика: Участие в фестивалях, выставках, играх.
Тема 4. Шаг дерзновения и творчества.
Теория: Говорим о музыке, поэзии, театре. Приобщение к творчеству и миру
великих поэтов, нравственное воспитание и воспитание культуры поведения.

Популяризация
музыкального,
танцевального,
театрального,
изобразительного и других видов художественного творчества. Презентация
о талантливых людях Тавдинского муниципального округа.
Практика: Конкурсная программа. Интеллектуальная игра «Тавда – мой
край любимый!». Фотовыставка работ «Мир нашими глазами».
Тема 5. Итоговое занятие. «Шаг навстречу – мы одна
команда»Практика: Презентация работы. Итоговая беседа.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе Клуб общения «Шаг
навстречу» предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония» в течение учебного года с сентября по май. Программа
рассчитана на 36 учебных недель (1 год обучения). Занятия проводятся 1 раз
в неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения
сентября

Дата
окончания
обучения
май

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

1 год
36
72
1 раз по 2 часа
обучения
в неделю
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул.Кирова,126)
в кабинете № 4 (просторное и освещенное помещение), где находится всё
необходимое для занятий:
Мебель (столы, стулья для учащихся, стол и стул педагога, учебная доска);
Инструменты и оборудование:
- фотоаппарат, видеокамера, штатив;
- мультимедиа
- компьютер - 4 шт;
- настольные игры
Информационное обеспечение реализации программы
Для
информационного
обеспечения
реализации
программы
используются информационные источники:
интернет ресурсы:
- Сайт: Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/
- Инфоурок: https://infourok.ru/
- Кинопедагогика.рф

- киномедиацентр.рф
2.3. Формы аттестации
Педагогический мониторинг позволяет системно отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя:
Вводный контроль осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (педагогическое наблюдение,
беседа).
Промежуточный контроль оценка уровня и качества освоения
программы по итогам изучения раздела, темы. Позволяет выявить динамику
изменений образовательного уровня и скорректировать процесс обучения
(педагогическое наблюдение, беседа, опрос, самостоятельная работа).
Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения, проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося
в выполнении творческой работы, мероприятиях воспитательного характера,
открытых занятий.
При реализации программы «Шаг навстречу» в течение учебного года
осуществляется текущий контроль – оценка уровня и качества освоения
тем/разделов программы и личностных качеств учащихся. Осуществляется
на занятиях в течение всего учебного года. (опрос, педагогическое
наблюдение, практическое задание, демонстрация). Итоговая аттестация не
предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Определение результативности обучения играет большую роль в работе
педагога. Выявление, фиксация и предъявление результатов обучающихся
«Шаг навстречу» проводится педагогическим мониторингом. Отслеживание
проводится два раза в год. Формой оценки является уровень (высокий,
средний, низкий) и девятибалльная система: низкий уровень – от 1 до 3
баллов; средний уровень – от 4 до 6 баллов; высокий уровень – от 7 до 9
баллов.
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Не может правильно и рационально организовать
свое рабочее место. Испытывает серьезные затруднения при выполнении
операций, предусмотренных программой. При их
непосредственном
выполнении совершает ошибки. Не соблюдает правила безопасности труда.
Проявляет небрежность при выполнении работы. Не может самостоятельно
выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога и товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым
темам программы, но при непосредственном выполнении практической
работы, предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки.
Испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места.
Недостаточно точно соблюдает правила безопасности труда. Может
выполнить самостоятельно работу по образцу, но владеет недостаточными
навыками изготовления творческой работы. Проявляет некоторую
небрежность при выполнении практической работы. Может самостоятельно

выявить ошибки, но испытывает затруднения при определении причин их
возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки
может творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно
планирует и организует
своё рабочее место. Соблюдает правила
безопасности
труда.
Владеет
высоким
навыком
изготовления
самостоятельных работ. Точно, грамотно и аккуратно выполняет работу.
Может самостоятельно выявить и устранить ошибки. Результаты
отслеживаются и фиксируются в таблице
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

Ф
И
уч
.

Возрас
т

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц
XII

V

Средний
(4-6)
Месяц
XII

V

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц

Средний
(4-6)
Месяц

Участие в
Результат:
конкурсах сертификат,
выставках благодарност
(кол-во)
ь, грамота,
Высокий
диплом
(7-9)
Месяц

XII

XII

XII

V

XII

V

Практика

V

V

Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга Клуб общения
«Шаг навстречу»
используются: журнал посещаемости, протокол
соревнований, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о
работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО «Гармония».
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: открытые занятия, участие в конкурсах, мероприятиях.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Шаг навстречу» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов.
2.5. Методические материалы
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики
работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся. Методические материалы включают в себя:
Методы обучения.
Репродуктивный – выполнение заданий по образцу, основополагающий
метод обучения в освоении программы.
Объяснительно-иллюстративный
–
предполагает
объяснение
теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы ведутся в
диалогической, часто в вопросно-ответной форме и сопровождаются
демонстрацией практической работы в программных продуктах.
Частично-поисковый – применяется
при выполнении творческой
работы, когда на базе уже усвоенных знаний обучающийся реализует
оригинальные творческие и технические замыслы.
Педагогические технологии

Личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере
выявления логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова ).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через использовать способов и приемов
преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального
сбережения здоровья ребенка.
Технология
КТД
(коллективно-творческой
деятельности)
используется для организации выставок конкурсов
и мероприятий
воспитательного характера. Этот способ деятельности помогает развитию
организаторских и коммуникативных навыков и работает на сплочение
коллектива. В основе технологии - известный метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ
технологии
(Информационно-коммуникационные
технологии) используются: как источник информации, для подготовки
наглядного и дидактического материалов занятий и мероприятий, для
мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий.
Дистанционные
образовательные
технологии
–
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к
коррекционной деятельности.(2 мин)
2. Актуализация знаний (5 мин)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. (4 мин)
4. Проблемное объяснение нового материала(5 мин)
5. Обобщение и систематизация знаний(5 мин)
6. Творческое задание. Работа в группах(10 мин)
7. Физкультминутка(2 мин)
8. Проверка результатов работы (9 мин)

9. Подведение итогов занятия (рефлексия).(3 мин)
Дидактические материалы
Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в
соответствии с учебным планом программы и ориентировано,
на
личностные и метапредметные результаты образования. Состоят из
комплектов демонстрационного и раздаточного материала по темам
программы.
Звукоматериалы:
– Гимн Российской Федерации.
– Коллекция звуков – Шумотека для видео монтажа.
Видеоматериалы:
– Видеоролики по видеомонтажу
– Видео фрагменты кинофильмов для для изучения кино и видео в на
учебных занятиях
– Видеоролик для расслабления и снятия напряжения с глаз
Стендовый материал
– Информационный стенд «Уголок безопасности».
– Информационный стенд: Памятка работы на ПК
– Информационный стенд: 10 правил поведения в Интернете
– Кнопка «Информационная безопасность»- на официальном сайте
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
Дидактические пособия:
– Комплект материалов самостоятельных работ по темам
программы.
– Сценарный материал по воспитательной работе.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные

программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным
сертификатом».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://base.garant.ru/407575052/ (дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009».
2. Программа для учреждений дополнительного образования (выпуск4) - г.
Москва ,2004.
Литература для детей и родителей:
1. Дусавицкий А.К. «Формула успеха». М. «Педагогика»,1989.
2. Паранджанов В.Д. Занимательная информатика.- М.: Дрофа, 2013.191с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. Пособие.

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шаг навстречу» предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на
реализацию в течение 1 года (72 часа).
Цель программы – формирование и
развитие творческих
способностей детей; формирование основ нравственного и эстетического
воспитания учащихся.

Программа направлена на оказание помощи семьям, воспитывающих
детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлечения семей, с особыми детьми в
активную социальную жизнь.
Программа Клуба включает культурно-досуговые мероприятия,
творческие мастер-классы, создание условий для снятия физического и
эмоционального напряжения, развития внимания, развитие мелкой моторики,
координации движений.
Программа Клуба включает проведение различных выставок
творческих поделок, аппликаций, рисунков. Клуб создан с целью развития
интеллектуальных и творческих способностей детей-инвалидов и детей с
ОВЗ.
В процессе обучения учащиеся получат возможность: общаться,
находить новых друзей и знакомых; интересно и с пользой проводить
свободное время; принимать участие во всех мероприятиях; раскрыть свой
творческий потенциал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».