Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
ТРДО «ЮНТА»
Возраст учащихся: 10 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Малкова Людмила Леонидовна, педагог
дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша
счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы,
наша вина перед другими людьми, перед всей
страной.»
А.С. Макаренко
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа ТРДО «Юнта» имеет социальногуманитарной направленность, построена с учётом главной цели
воспитания – становления личности, способной принимать решения в
ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед
собой, группой, коллективом, управлять самим собой, предъявляя к себе
требования,
необходимые
для
лидера,
владеющего
навыками
организаторской деятельности, культурой делового и свободного общения.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
2
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
14.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы
Для современного общества актуальна потребность в социальноактивной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые
стандарты образования главенствующие задачи включают в себя
формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через
включение его в различные виды деятельности на всех этапах жизни.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом.
Этот
процесс
необходимо
организовать,
учитывая
потребность
подрастающего поколения в социально-развивающих услугах, а также
влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и
самодеятельность самих подростков.
Возрастные особенности старших школьников предполагают
формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство
самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной
социальной роли. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная
активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к
деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась
чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на
деятельность в общественных организациях.
3
Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской
позиции в подростковом возрасте, а также организация ученического и
общественного самоуправления, социализация подростка в современном
обществе. Для более точного определения стартовых возможностей
подростка, для выявления его потенциальных задатков и способностей
необходима
хорошо
организованная,
целенаправленная,
чётко
структурированная деятельность, которая должна быть направлена на
ознакомление подростка с возможными вариантами своего дальнейшего
существования в социуме, своего собственного развития. Данную проблему
может решить Тавдинская районная детская организация «Юнта» МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» через организованную игровую, волонтерскую и
проектную деятельность.
Программа ТРДО «Юнта» призвана решить в процессе реализации
многие педагогические и социальные задачи, и нацелена на создание
объединения
обучающихся
сплоченной
инициативной
команды,
стремящейся к саморазвитию и самореализации.
В настоящее время
выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного
подростка, направленности его личности. Ими являются:
позитивная направленность подростка на свой личностный рост и
получение новых знаний, умений и навыков.
направленность подростка на усвоение опыта человечества и
овладение
современными
информационно-коммуникационными
технологиями
(производственными,
информационными,
коммуникативными).
направленность подростка на поддержание и развитие своего
физического и психического здоровья, формирование здорового образа
жизни.
направленность подростка на установление и поддержание
позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.
направленность подростка на развитие своих конструктивных и
коррекцию своих деструктивных личностных качеств.
Новизна программы в том, что система дополнительного образования
может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную
досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных
началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это
способствует развитию лидерских навыков.
Программа направлена на развитие личности подростка, его
социализацию и самоутверждение в обществе. Предложен вариант
построения годичного цикла с учетом возрастных особенностей и должного
уровня подготовленности и требований подготовки организатора, лидера и
наставника.
Программа предполагает подготовку обучающихся к социально
значимой роли лидеров школы, района, города. Обучение по данной
программе представляет собой систему взаимосвязанных занятий, деловых
4
игр и тренингов, в ходе которых обучающиеся будут анализировать и
моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и
коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях,
организации и проведении мероприятий. В ходе занятий дети при помощи
педагога и самостоятельно могут выявить свои слабые и сильные стороны,
склонности и возможности
Уровень программы.
Уровень программы: «Базовый», предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно
тематического направления общеразвивающей программы.
Отличительная особенность программы.
Программа модифицирована с учетом особенностей организации и
осуществления деятельности, особенностей индивидуальных результатов
образования. Программа составлена на основе методического пособия. Юнта
– поколение будущего!/А.М. Романенко.- г.Тавда, 2007.
В процессе реализации программы обучающиеся увлечены одной
общей идеей, дающей один результат – создание социально-значимых
мероприятий в рамках социально значимого проекта. Происходит увлеченная
работа по разным направлениям деятельности, где каждый ребёнок способен
проявить себя в любой роли активной деятельности, как в группе, так и
индивидуально.
Развитие лидерских качеств обучающихся связано с деятельностью.
Только в деятельности можно развить свои лидерские способности. Именно
поэтому на практическую часть отведено большее количество часов.
Адресатами программы являются учащиеся в возрасте 10 -17 лет.
Краткие возрастные особенности:
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно
организовывать, и это необходимо делать в процессе воспитания и обучения.
Важно, чтобы подростки владели формами эффективной организации и
управления деятельности, разрешения конфликтов, умением общаться и
другими качествами, необходимыми для успешной жизни. Школьники
должны научиться принимать самостоятельные решения и выполнять
поставленные задачи, убеждать, уметь отстаивать свою точку зрения, уметь
координировать других, заинтересовывать их.
Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе
развития, представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно
поэтому в психологии и поведении подростка, с одной стороны ещё
представлены черты ребёнка, а с другой – уже "назревают" черты взрослого
человека.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка,
формируются планы на будущее. Идёт активный поиск своего «Я. Этот
возраст представляет собой период взросления, характеризующийся
5
интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной
физиологической перестройкой организма».
Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои
возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему
другими
людьми.
Он
вынужден
постоянно
подстраиваться,
приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, и не всегда это
происходит успешно.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе,
нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Важное
значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особо
«подростковой» общности, ценности которой являются основой для
собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой
и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их
формирование оказывают средства массовой информации. Для данного
возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей
значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в
признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на "своих" и "чужих",
причем взаимоотношения между этими группами в представлении
подростков порой резко антагонистичны.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Состав группы постоянный. Программа предусматривает разно
уровневые и разновозрастные учебные группы, что дает возможность
использовать метод «наставничества» - опытные воспитанники опекают
новичков, старшие помогают младшим.
Объём и срок освоения программы:
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 144 часа.
Продолжительность образовательного процесса учитывает специфику
образовательной деятельности в детской общественной организации и
предполагает три направления работы, каждому из которых соответствует
свой уровень сложности при преемственности общей тематики. Программа
должна создать условия для саморазвития человека как субъекта
деятельности, как личности и индивидуальности.
№
Наименование раздела
1
«Лидер для себя»
Знакомство со структурой и деятельностью в ТРДО «Юнта». Изучение
теоретических основ, понимание «кто такой лидер» и его значимости, на развитие
лидерских качеств, коммуникативной компетентности, организаторских
способностей,
формирование
умения
совместного
творчества,
основ
стратегического мышления: постановка цели, планирование, выбор средств и
способов решения поставленных задач, поиск ресурсов, привлечение к
сотрудничеству заинтересованных лиц, проявление настойчивости в достижении
поставленной цели. Проведение психолого – педагогического мониторинга
обучающихся. Развитие лидерских качеств. Сплочение организации. Проектная
деятельность
6
2
3
«Лидер для организации»
Организация и проведение городских мероприятий в рамках городского проекта
«Путь к успеху» МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония». Участие в профессиональных
конкурсах. Участие в воспитательных мероприятиях МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония». Участие в городских мероприятиях в составе организации.
«Лидер для окружающих»
Информационно-издательская деятельность о деятельности организации. Издание
ежемесячной детской газеты «Юнта+», «Гармония». Ведение группы ТРДО
«ЮНТА» в социальной сети «Vkontakte.com». Создание видеороликов,
мультимедийных презентаций, фильмов и фотоотчетов о деятельности
организации. Размещение информации об организации на сайте МАОУ ДО ЦТР и
ГО «Гармония».
Объем программы: 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные;
групповые.
Основная форма работы с учащимися – групповая включает в себя:
1. Проектная деятельность как вид групповой работы на приобретение
знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;
2. Упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях
жизненных ситуаций общения;
3. Деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и
совершенствовать деятельность партнёров;
4. Игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию
и развить собранность внимания, развить навыки коллективной
слаженной работы;
5. Игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских
качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
6. Формы анализа личностного роста, развития коллектива;
7. Методы взаимодействия в группе: собрание, гибкое планирование,
умение работать с разным количеством людей;
8. Дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;
9. Творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных
сферах деятельности человека.
Выездные творческие сборы актива детских общественных
объединений
и
органов
ученического
самоуправления
создают
эффективность внедрения программы. У детей есть возможность прожить
определённую часть программы в замкнутом пространстве без
нежелательного вмешательства социума и в активной форме.
7
В организации жизнедеятельности детского объединения особое
внимание уделяется индивидуальным формам работы: создание портфолио,
обучение оформления и защиты проекта, участие в конкурсах. Для лидеров
обязательно ежегодное участие в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Применяются следующие виды деятельности:
творческая (написание сценариев, проектная деятельность),
патриотическая (встречи и помощь ветеранам Вов, встречи с
ветеранами Афганистана),
трудовая (благоустройство организации, городской территории),
коммуникативная (работа в микрорайоне, тренинги, фестивали,
встречи с увлечёнными людьми),
волонтерская деятельность (работа с детьми-сиротами и детьми из
семей, находящихся в социально опасном положении, работа с
учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на фестивалях),
приоритетная форма деятельности – участие в социально значимых
делах.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: деловые и ролевые игры,
упражнения на взаимодействия, тренинги, защита творческих проектов,
конкурс, дискуссия, круглый стол, конкурсно-игровая программа, экскурсия,
тесты и опросы, КТД, коммунарские сборы, сборы актива.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, презентация, анкетирование и т.д
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие личности подростка, способного к самоопределению и
самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и
коллективную деятельность, овладение лидерскими социально значимыми
качествами.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
1. Приобщить обучающихся к освоению знаний.
2. Научить извлекать информацию, необходимую для жизнедеятельности
общественного объединения, социального проектирования.
3. Добиться освоения знаний о социальном лидерстве, о правилах
организаторской деятельности.
Воспитательные:
1. Побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в
деятельности объединения.
2. Убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации
взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к
8
сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры,
национальности.
3. Приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов,
процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей
деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Развивающие:
1. Развивать
организаторские,
коммуникативные
и
лидерские
способности и применение их в общественной деятельности, умения
решать разнообразные задачи в организации жизнедеятельности
общественного объединения.
2. Развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия,
построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
3. Повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение
к общим способностям человека.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение координировать свои действия в зависимости от ситуации;
Умение организовать окружающих для конкретного дела;
Умение применять на практике полученные теоретические знания
(организовать и провести игру по изученным темам).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они приобретут процессе освоения
программы:
Способность к самооценке, самоконтролю;
Наличие мотивации к творческой деятельности, работе на результат;
Стремление к сохранению своего здоровья;
Формирование способности вести за собой, принимать ответственность
на себя;
Внимательно относиться к собственным чувствам и чувствам
окружающих
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы:
Развитие коммуникативных навыков и личностных качеств;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9
Умение работать в команде.
Ключевые навыки и
умения
Аналитические
Проектировочные
Коммуникативные
Рефлексивные
Исследовательские
Технические
Содержание
Умение мыслить критически, анализировать и
оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать
наиболее продуктивные, делать собственные выводы
и заключения
Умение планировать деятельность: собственную,
коллективную; осуществлять выбор целей и
механизмов их достижения
Умение работать в команде, организовывать деловое
и
эмоциональное
взаимодействие,
решать
коммуникативные проблемы
Умение
осуществлять
"самонаблюдение",
выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития
Умение видеть проблему, пути и механизмы ее
решения, генерировать идеи и другое
Умение написать заметку, статью, подготовить фото
и видео репортаж, вёрстка газеты.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (базовый уровень)
Формы аттестации/
контроля
1
28
В том числе
Тео Прак
рия тика
1
13
11
2
2
-
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение
2
2
-
2
1
1
2.4
Представление о себе, 2
как о лидере
1
1
2.5
Лидер
и
готовность
лидером
-
2
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение
практическое
занятие,
анализ
выполненных работ.
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
практическое
занятие,
анализ
выполненных работ.
Практическое
занятие,
анализ выполненных работ.
№
п/п
Наименование раздела, Всего
темы
часов
1
2
Вводное занятие
Раздел «Лидер для
себя»
Обзор
законов,
регламентирующих
деятельность
ТРДО
«Юнта»
Школа юного тавдинца
2.3
Я, ты, он, она - актив.
А все вместе – коллектив
2.1
2.2
команда, 2
стать
Собеседование
10
Стили лидеров. Памятка 2
организатору
Принципы
2
организаторской
деятельности.
Коллективная
организаторская
деятельность..
Роль
организатора.
Искусство привлекать к 2
себе людей
2
-
1
1
1
1
Коллективно-творческие 2
дела
от «А» до «Я»
Направление
КТД 2
«Акция»
1
1
1
1
Разработка
и 2
воплощение КТД
Теоретические основы 2
проектной деятельности
-
2
1
1
Раздел «Лидер для
организации»
Организация
и
проведение слета актива
ученического
и
молодежного
самоуправления
ОУ
города и района «Вместе
мы – Юнта!»
Организация
и
проведение акции за
ЗОЖ антиалкогольный
рейд «Экология совести»
с сотрудниками ОБЭПа
г.Тавды
Организация
и
проведение молодежной
встречи – форума «Я
гражданин России!».
45
24
21
2
1
1
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос, сборы актива, участие
в конкурсах
2
1
1
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос, сборы актива, участие
в конкурсах
2
1
1
3.4
Организация
и 2
проведение городского
конкурса
сочинений
«ЭКО-Лидер»
1
1
3.5
Организация
и 2
проведение масштабной
1
1
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
выдвижение на областной
уровень,
опрос,
сборы
актива, участие в конкурсах
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
выдвижение на областной
уровень,
опрос,
сборы
актива, участие в конкурсах
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
3
3.1
3.2
3.3
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
анализ
выполненных работ.
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
анализ
выполненных работ.
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
анализ
выполненных работ.
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
анализ
выполненных работ.
Анализ выполненных работ.
Опрос, просмотр, совместное
обсуждение,
практическое
занятие,
анализ
выполненных работ
11
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
4
4.1
4.2
4.3
5
акции
«Чудеса
под
новый год»
Организация
и 2
проведение городского
творческого
конкурса
«Классный лидер»
1
1
опрос, сборы актива, участие
в конкурсах
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
выдвижение на областной
уровень,
опрос,
сборы
актива, участие в конкурсах
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос, сборы актива, участие
в конкурсах
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос, сборы актива, участие
в конкурсах
Организация
и
проведение
ток-шоу
«Завтра глазами детей»
Тема: «ЕГЭ и ГИА»
Организация
и
проведение
городская
акция «В здоровом теле
здоровый
дух»,
посвященная
Всемирному
дню
здоровья
Участие
в
конкурсе
портфолио
учащегося
«Я – лидер» ТРДО
«Юнта»
Участие
в
воспитательных
мероприятиях
МАОУ
ДО
ЦТР
и
ГО
«Гармония»
Участие в городских
мероприятиях в составе
организации.
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Портфолио
Участие
10
4
6
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос,
сборы
актива,
участие, анализ
7
1
6
Выдвижение активистов на
проведение
мероприятия,
опрос,
сборы
актива,
участие, анализ
Раздел «Лидер для
окружающих»
Издание
ежемесячной
детской
газеты
«Юнта+», «Гармония»
ТРДО
«ЮНТА»
в
социальных сетях
Создание видеороликов,
мультимедийных
презентаций, фильмов и
фотоотчетов
о
деятельности
организации
Подведение
итогов
деятельности
Итого:
70
23
47
32
11
21
Анализ
газеты
33
11
22
Опрос, сборы актива
5
1
4
Участие в конкурсах
1
-
1
Опрос, анализ, награждение
по итогам уч.года
144
62
82
учащегося,
статей,
выпуск
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктажи
12
Теория: История создания ТРДО «Юнта» (от истоков до будущего).
Проведение инструктажей по технике безопасности, антитеррору, правилах
поведения в учебном кабинете, инструкции по работе с орг.техникой.
Практика: Просмотр видеоролика и фоторепортажей с мероприятий.
Экскурсия по зданию с демонстрацией запасных выходов.
Раздел 2. «Лидер для себя»
Тема 2.1 Обзор законов, регламентирующих деятельность ТРДО «Юнта».
Теория: знакомство с такими документами как: Устав МАОУ ДО ЦТР
и ГО «Гармония», Устав ТРДО «Юнта», городской проект «Путь к успеху»,
областной сетевой проект «Уральская академия лидерства» и др.
Тема 2.2 Школа юного тавдинца.
Теория: Раскрытие понятий «юнтовец», «лидер», «организатор»,
«руководитель». Основные качества и способности лидера. Ученическое
самоуправление. Знакомство с группой и программой. Проработка основных
лидерских качеств.
Тема 2.3 Я, ты, он, она – актив, а все вместе – коллектив.
Теория: Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания
команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых
техник. Деловая игра «Мы – команда». Тестирование.
Тема 2.4 Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств.
Лидер-ориентир.
Теория: Самоопределение лидерских качеств.
Практика: Игра «Я-лидер». Тест.
Тема 2.5 Лидер и команда, готовность стать лидером.
Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых
техник. Деловая игра «Мы – команда». Игры на сближение.
Тема 2.6 Стили лидеров. Памятка организатору.
Теория: Стили лидеров. Понятие «Организатор мероприятия».
Тема 2.7 Тренинги личностного роста.
Теория: Профессиональное и социальное самоопределение. От самости
к концептуальности.
Практика: Вертушка общения. Практикум ораторского искусства.
Практикум по работе в микрогруппе, игра в команде. Рефлексия. Тактика
«мозгового штурма».
Тема 2.8 Принципы организаторской деятельности.
Теория: Методика коллективной организаторской работы. Умение их
применять. Принципы организаторской деятельности. Роль организатора.
Практика: Мастер-класс «Чемодан организатора».
Тема 2.9 Искусство привлекать к себе людей.
Теория: Пять точек опоры.
Практика: Игры на взаимодействие.
Тема 2.10 Коллективно-творческие дела от «А» до «Я»
13
Теория: Коллективно-творческое дело – это коллективная работа.
Практика: Проведение коллективного дела.
Тема 2.11 Направление КТД «Акция»
Теория: Что такое акция.
Практика: Подготовка, разработка и проведение акции.
Тема 2.12 Разработка и воплощение КТД
Практика: Разработка КТД. Проведение КТД на определенную тему с
активизацией обучающихся.
Тема 2.13 Теоретические основы проектной деятельности.
Теория: Что такое проектная деятельность? Разновидности проектов.
Знакомство с социально-значимыми проектами.
Исследовательский проект. Особенности
Практика: Создание социально-значимого проекта на выбранную
учащимися тематику.
Раздел 3. «Лидер для организации»
Тема 3.1 Организация и проведение слета актива ученического и
молодежного самоуправления ОУ города и района «Вместе мы – Юнта!»
Теория: Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с активистами ОУ ТГО. Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Анализ.
Тема 3.2 Организация и проведение акции за ЗОЖ антиалкогольный рейд
«Экология совести» с сотрудниками ОБЭПа г.Тавды.
Теория: Разработка положения о мероприятии. Написание сценария
мероприятия.
Практика: Согласование работы.
Распределение обязанностей.
Проведение мероприятия. Анализ.
Тема 3.3 Организация и проведение молодежной встречи – форума «Я
гражданин России!». Тема: «Вектор успеха».
Теория: Разработка положения о мероприятии. Написание сценария
мероприятия.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с участниками.
Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Анализ.
Тема 3.4 Организация и проведение городского конкурса сочинений «ЭКОЛидер».
Теория: Теоретические основы успешного сочинения. Сбор
информации по эко лидере г.Тавды. Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с участниками.
Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Оценивание. Анализ
Тема 3.5 Организация и проведение масштабной акции «Чудеса под новый
год».
Теория: Разработка положения о мероприятии.
14
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с активистами ОУ ТГО. Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Награждение. Анализ.
Тема 3.6 Организация и проведение городского творческого конкурса
«Классный лидер».
Теория: Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с активистами ОУ ТГО. Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Награждение. Анализ.
Тема 3.7 Организация и проведение фотоконкурса по ПДД «Береги свою
жизнь».
Теория: Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Распределение обязанностей.
Проведение мероприятия. Размещение работ в социальной сети VK.com.
Награждение. Анализ.
Тема 3.8 Организация и проведение ток-шоу «Завтра глазами детей».
Теория: Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Распределение обязанностей.
Намётка экспертов для участия. Проведение мероприятия. Награждение.
Анализ.
Тема 3.9 Организация и проведение городская акция «В здоровом теле
здоровый дух», посвященная Всемирному дню здоровья.
Теория: Разработка положения о мероприятии.
Практика: Рассылка положения по ОУ. Проведение организационного
собрания с активистами ОУ ТГО. Распределение обязанностей. Проведение
мероприятия. Награждение. Анализ.
Тема 3.10 Участие в конкурсе портфолио учащегося «Я – лидер» ТРДО
«Юнта».
Теория: Знакомство с документом «Портфолио». Основные разделы
портфолио.
Практика: Создание папки портфолио учащегося. Подготовка
выступления по защите портфолио учащегося.
Тема 3.11 Участие в воспитательных мероприятиях МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония».
Теория: Написание сценариев и выступлений к мероприятиям.
Практика: Репетиции и участие в Осеннем фестивале учащихся
Центра
«Гармония»,
проведение
Новогодней
дискотеки
для
старшеклассников Центра, участие в конкурсных программах «Рыцарский
турнир», «Мисс Гармония», Праздник чествования лучших учащихся ЦТР
«Гармония».
Тема 3.12 Участие в городских мероприятиях в составе организации.
Теория: Написание выступлений. Знакомство с особенностями
мероприятий.
15
Практика: Участие в команде в городских мероприятиях: игровая
программа «Правовой калейдоскоп», конкурс плакатов «Мы выбираем
будущее», участие в городском фотоконкурсе «Я - гражданин». Участие в
мероприятиях в качестве жюри.
Раздел 4. «Лидер для окружающих»
Тема 4.1 Издание ежемесячной детской газеты «Юнта+», «Гармония».
Тема 4.1.1 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за сентябрь.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.2 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за октябрь.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.3 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за ноябрь.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.4 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за декабрь.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.5 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за январь.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.6 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за февраль.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.7 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за март.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.8 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за апрель.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
16
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.1.9 Издание детской газеты «Юнта+», «Гармония» за май.
Теория: Намётка статей, создание эскиза газет, назначение
ответственных лиц.
Практика: Набор и печать статей. Подбор фотоматериала для статей.
Вёрстка номера.
Тема 4.2 Ведение группы ТРДО «ЮНТА» в социальной сети «Vkontakte.com»
Теория: Правила общения в социальных сетях. Интернет друг –
интернет – враг. Инструктаж по работе с ПК с доступом в Интернет.
Практика:
Размещение
статей
о
проведённых
городских
мероприятиях. Размещение фотоотчёта о деятельности организации.
Рассылка статей в СМИ г.Тавды.
Тема 4.3 Создание видеороликов, мультимедийных презентаций, фильмов и
фотоотчетов о деятельности организации
Теория: Обучение по созданию мультимедийных презентаций,
видеороликов, фоторепортажа. Правила оформления видеоработ. Работа на
ПК.
Практика: Создание мультимедийных презентаций для проведения
городских мероприятий. Создание фотоотчетов о проводимых мероприятиях.
Запись видеороликов о деятельности организации.
Тема 5. Подведение итогов за учебный год.
Практика: Детальный анализ итогов проведения и участия в
мероприятиях за учебный год. Составление отчета за учебный год. Чаепитие.
17
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
Организация учебного процесса по программе «Юнта» предусматривает в
соответствии с Уставом МАУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в течение учебного
года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 года (36 учебных недель).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
1сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
1 год
72
144
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в игровом зале
(ул. Ленина, 71) – чистое, хорошо освещенное и проветриваемое помещение,
в котором находится всё необходимое для занятий.
Необходимое оборудование и мебель
- Мебель: столы 4 штуки, стулья по количеству учащихся, стол и стул
педагога, шкаф для оборудования и инструментов);
- Инструменты и оборудование: ножницы, линейки, маркеры, диски.
- Материалы: картон, цветная бумага, бросовый и отходный материал,
клей ПВА, клей карандаш, карандаш простой, скотч (двусторонний),
ватманы.
- Техника: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, сканер,
программное обеспечение для редактирования фонограмм, фонограммы,
видеоролики.
Для участия в массовых мероприятиях имеется специальная форма
одежды на каждого учащегося с эмблемой организации.
Информационное обеспечение реализации программы:
Для
информационного
обеспечения
реализации
программы
используются информационные источники интернета: сайты: ЦТР
«Гармония», МАОУ – Управления образованием, Администрации ТГО,
Дворца молодежи г.Екатеринбург, VK.com, Википедия, Яндекс, Гугл.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
выявления уровня лидерских знаний, умений, навыков, соответствующих
возрасту
учащегося,
его
личных
художественных
данных
и
коммуникабельности (собеседование, игры на выявление лидера, на
18
сплочение и настрой на работу в группе).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия и мероприятия
с целью определения усвоения знаний и умений по теме (опрос, просмотр,
совместное обсуждение, практическое занятие, анализ выполненных работ,
педагогическое наблюдение).
Итоговый контроль - проводится в виде участия в итоговых городских
и областных мероприятиях с целью определения уровня развития лидерских
качеств (опрос, анализ).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Результативность работы определяется с помощью педагогического
мониторинга.
Теоретические знания учащихся по изучаемому курсу оцениваются
выбранными методами отслеживания (например – опрос) по уровням в
баллах, где 1 правильный ответ = 1 баллу, и более, что зависит от количества
предлагаемых вопросов.
Знания практических умений и навыков оцениваются в соответствии с
выбранными методами отслеживания (наблюдение и оценивание в ходе
самостоятельного проведения мероприятия учащимся, написание им
выступления, защита портфолио, участие учащегося в конкурсах разного
уровня) по трём уровням и девятибальной шкале по критериям:
Написание выступления:
аргументированность (1-9 баллов);
личная позиция автора (1-9 баллов);
логичность изложения (1-9 баллов);
грамотность написания (1-9 баллов);
Мероприятие:
актуальность мероприятия (степень соответствия современным
тенденциям развития детского самоуправления, соотнесенность с
региональными приоритетами) (1-9 баллов);
результативность мероприятия (описание конкретного результата,
перспективность опыта для обобщения и распространения (1-9 баллов);
Портфолио:
структурированность, эстетика оформления портфолио (1-9 баллов);
уровень предоставленных результатов портфолио (1-9 баллов);
Проведение мероприятия:
оригинальность (способность к импровизации, нестандартность
предложенных решений, привлекательность и обоснованность идеи) (1-9
баллов);
артистичность (презентабельность, яркость, эмоциональность) (1-9
баллов);
организаторские способности; коммуникативность и культура
общения (1-9 баллов);
убедительность (логика изложения, четкое выражение своих
мыслей, эрудиция) (1-9 баллов);
19
результативность (перспективность опыта для обобщения и
распространения) (1-9 баллов)
Средний показатель всех критериев соответствует уровню развития:
- Низкий уровень (1-3 баллов)
- Средний уровень (4-6 баллов)
- Высокий уровень (7-9 баллов)
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/п
Ф.И.
уч.
Обучение
Знания и умения
Теория
Практика
Возраст
Уровни в баллах
Низкий
Средний
(1-3)
(4-6)
Месяц
Месяц
Высокий
(7-9)
Месяц
Низкий
(1-3)
Месяц
Средний
(4-6)
Месяц
Высокий
(7-9)
Месяц
XII
XII
XII
XII
XII
V
XII
V
V
V
V
Участие
в
мероприят
иях
(кол-во)
Результат:
сертификат,
благодарность, грамота,
диплом
V
Отслеживается достижения обучающихся за учебный год по уровням
участия и побед на разных уровнях конкурсов в составе организации или
индивидуально осуществляется с помощью ведения карточки успешности на
каждого учащегося.
Карточка успешности члена ТРДО «Юнта» в 20_ - 20_ уч.году
ФИО члена ТРДО «Юнта»_______________
№
Участие
Уровень
ОО
Победа
Уровень
ТГО
Уровень
СО
Уровень
РФ
Уровень
ОО
Уровень Уровень
СО
ТГО
Уровень
РФ
Выполнение в составе ТРДО «Юнта»
Выполнение индивидуально
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов используются: журнал
посещаемости, протокол мероприятий, отзывы детей и родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: аналитические материалы по результатам исследования
уровня развития общей одаренности учащихся объединения, портфолио
учащихся, карточка успешности учащегося, участие в городских, областных
конкурсах, выступления на праздниках и фестивалях.
2.4. Оценочные материалы:
Методы
педагогической
№
Тема
диагностики
20
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Собеседование
Вводное занятие
Раздел «Лидер для себя»
Обзор
законов, Педагогическое наблюдение
регламентирующих деятельность
ТРДО «Юнта»
Школа юного тавдинца
Педагогическое наблюдение
Опрос
Я, ты, он, она - актив.
Педагогическое наблюдение
А все вместе – коллектив
Представление о себе, как о Педагогическое наблюдение
лидере
Опрос
Лидер и команда, готовность стать Педагогическое наблюдение
лидером
Сочинение на тему «Легко ли быть
лидером?»
Стили
лидеров.
Памятка Педагогическое наблюдение
организатору
Тест «Кто такой лидер?»
Принципы
организаторской Педагогическое наблюдение
деятельности.
Коллективная
организаторская
деятельность. Роль организатора.
2.10
себе Педагогическое наблюдение
Тест «Могу ли я организовать
мероприятие?»
Коллективно-творческие дела
Педагогическое наблюдение
от «А» до «Я»
Создание творческой работы
Направление КТД «Акция»
Педагогическое наблюдение
2.11
Разработка и воплощение КТД
2.8
2.9
2.12
3
3.1
3.2
3.3
Искусство
людей
привлекать
к
Педагогическое наблюдение,
работа по выполнению КТД
Теоретические основы проектной Педагогическое наблюдение
деятельности
Опрос
Раздел
«Лидер
для
организации»
Организация и проведение слета Педагогическое наблюдение
актива
ученического
и Выступление на мероприятии
молодежного самоуправления ОУ Совместный анализ мероприятия
города и района «Вместе мы –
Юнта!»
Организация и проведение акции Педагогическое наблюдение
за ЗОЖ антиалкогольный рейд Выступление на мероприятии
«Экология
совести»
с Анализ мероприятия
сотрудниками ОБЭПа г.Тавды
Организация
и
проведение Педагогическое наблюдение
молодежной встречи – форума «Я Выступление на мероприятии
21
3.4
3.5
3.6
гражданин
России!».
Тема:
«Вектор успеха»
Организация
и
проведение
городского конкурса сочинений
«ЭКО-Лидер»
Организация
и
проведение
масштабной акции «Чудеса под
новый год»
Организация
и
проведение
городского творческого конкурса
«Классный лидер»
3.7
Организация и проведение токшоу «Завтра глазами детей»
3.8
Организация
и
проведение
городская акция «В здоровом теле
здоровый дух», посвященная
Всемирному дню здоровья
Участие в конкурсе портфолио
учащегося «Я – лидер» ТРДО
«Юнта»
Участие
в
воспитательных
мероприятиях МАОУ ДО ЦТР и
ГО «Гармония»
Участие
в
городских
мероприятиях
в
составе
организации.
Раздел
«Лидер
для
окружающих»
Издание ежемесячной детской
газеты «Юнта+», «Гармония»
3.9
3.10
3.11
4
4.1
4.2
4.3
5
ТРДО «ЮНТА» в социальных
сетях
Создание
видеороликов,
мультимедийных
презентаций,
фильмов
и
фотоотчетов
о
деятельности организации
Подведение
итогов
деятельности
Педагогическое наблюдение
Сочинение «ЭКО-Лидер»
Педагогическое наблюдение
Выступление на мероприятии
Совместный анализ акции.
Педагогическое наблюдение
Выступление на мероприятии
Протокол
конкурса,
анализ
выступлений
Педагогическое наблюдение
Протокол
конкурса,
анализ
выступлений
Педагогическое наблюдение
Выступление на мероприятии
Протокол конкурса, совестный анализ
выступления
Создание Портфолио
Педагогическое наблюдение
Выступление на мероприятиях
Педагогическое наблюдение
Выступление на мероприятиях
Педагогическое наблюдение
Создание, выпуск газеты
Создание статей
Участие в конкурсах
Педагогическое наблюдение
Создание творческой работы
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
22
Формы и методы выбираются с учетом возрастных особенностей детей:
в обучении:
практический (ролевые игры, самостоятельная работа);
наглядный (изучение иллюстраций, видео программы);
словесный (инструктажи, рассказ, беседы, разъяснение).
в воспитании:
методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности (поощрения).
Педагогические технологии: проектная деятельность, игровые и
здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированная технология,
технология КТД (коллективно-творческой деятельности), ИКТ - технологии
(Информационно-коммуникационные технологии), технология «Портфолио».
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий.
Дистанционные
образовательные
технологии
–
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия:
Занятия строится по общепринятой схеме.
1.Вводная часть состоит из приветствия, оглашения темы занятия,
инструктажа по технике безопасности. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
2. Основная часть занятия – меняется согласно плана мероприятий
(проведение акции, рейдов, разработка сценария мероприятия, репетиция и
т.д)
3. Заключительная часть занятия – подводятся итоги, проводится
рефлексия, намечаются перспективы дальнейшей работы.
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
1. Составление
плана
подготовки мероприятия, распределение
ответственных.
2. Разработка сценария мероприятия.
3. Подготовка реквизита, призов.
4. Размещение информации о мероприятии во всех доступных СМИ.
5. Репетиции.
6. Оформление зала.
7. Проведение мероприятия.
8. Подведение итогов мероприятия, анализ.
Дидактические материалы
Звукоматериалы:
аудиозаписи,
23
фонограммы.
Звукоматериалы:
Музыка для занятий,
Музыка для игр
Тексты песен
Видеоматериалы:
Видеоматериалы для занятий,
Видеоролики из социальных сетей (Вконтакте, одноклассники, Гугл,
Стендовый материал
Техника безопасности в объединении «ЮНТА».
дидактические карточки;
фотоматериалы с мероприятий
Дидактические пособия:
Сценарный материал по воспитательной работе.
Карточки успеха
Карточки с заданиями
3.
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
24
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
25
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным
сертификатом».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://base.garant.ru/407575052/ (дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Актуальные вопросы подготовки лидеров, руководителей детских
общественных объединений: сборник информационно-методических
материалов круглых столов / под ред. Б.А.Титов. - Спб.: 2006. - 44 с.
2. Ерохин С.В. Развитие эмоциональной сферы подростка во временном
детском объединении: собрник / С.В. Ерохин. – Кострома.: 2000. – 240 с.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П.
Иванова. - М.: Педагогика, 1989. - 208с
4. Коновалова О.Б. «Хочу быть лидером»: Выпуск 2.: сборник / Ж.В.
Рыжова. - Нижний Новгород.: ООО «Педагогические технологии»,
2003. – 74 с.
5. Лисицына С.А. Воспитание в современном образовательном
учреждении. Теория и практика: пособие для специалистов по
воспитанию/ С.А. Лисицына. – Спб.: ЛОИРО, 2005. – 240 с.
6. Пахомов В.П. Методика разработки и реализации социального проекта
«Гражданин» / В.П. Пахомов. Самара: Изд-во «НТЦ». 2010, - 63с.
7. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества. В
электронном виде.
8. Фришман И.И., Мирошкина М.Р. – Сборник игр и задач для тебя и твоих
друзей: сборник / И.И. Фришман, М.Р. Мирошкина. - М., 1999. – 190 с.
Литература для детей и родителей
1.
В помощь организаторам молодежных и детских общественных
объединений (часть 1): Методические материалы для работников
структур по делам молодежи, педагогических коллективов школ и т.д./
Под ред. В.Р.Попова. – СПб., 1999. – 57 с.
2.
Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы. СПО-ФДО «Игра
- дело серьёзное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. - М.: СПО-ФДО, 1996.
26
3.
4.
5.
6.
Воронкова Л.В. Игровые программы: сборник / Л.В.Воронкова. - М.:,
2005. – 80 с.
Маленкова Л. И. Как вести за собой: Большая книга вожатого. Учебное
пособие. Науч. ред. / Л. И. Маленкова. М.: Пед. общество России, 2004.
Хочу быть лидером! Выпуск 3. Н.Новгород, изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2004,: - 90 с.
Хочу быть лидером! Выпуск 4. Н. Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2006,: - 96 с.
27
Приложение 2
ТЕСТ «Теоретические основы лидерства»
Отметь условным знаком правильный ответ
1. Лидерство в теории можно определить как…
1.
Победу в конфликте
2.
Условия функционирования группы людей
3.
Способность оказывать влияние на личность и группы
людей
2. На практике под термином лидерство чаще всего подразумевают
лидерство..
1.
Неформальное
2.
Формальное
3.
Деструктивное
4.
Харизматическое
3. Какими важнейшими чертами характера должен обладать лидер?
1. Целеустремленность
2. Решительность
3. Настойчивость
4. Инициативность
5. Всё перечисленное
4. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю
ответственность на себя за ошибки своих подопечных?
1. Всегда
2. Да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали
внимание на возможности их появления
3. Никогда
4. В случае неразумных решений подчинённых
5. Какие характерные типы лидеров определяет Мак-Клеланд в своей теории
мотивации?
1. Институциональные, которые испытывают большую
потребность во власти;
2. «Открытые»;
3. Социально активные;
4. Ни один из названных;
5. Все названные.
6. Что такое валентность вознаграждения?
1. Нерегулярность;
2. Мера ценности или приоритетности;
3. Открытость;
4. Индивидуальная направленность;
7. Какие существуют типы лидеров?
1. Лидеры-организаторы;
2. Лидеры-инициаторы;
28
3. Лидеры-эрудиты;
4. Все указанные.
8. Заменители лидерства: что это такое?
1. Особенности работы, организации или подчиненных,
способные заменить поведение лидера;
2. Должностные лица с властными полномочиями, которые
способны организовать и направить усилия группы на достижение
результата;
3. Конкуренты признанного группой лидера внутри группы.
9. Значение слова «лидер» происходит от:
1. Древнегреческого слова;
2. Английского слова;
3. Немецкого слова;
4. Латинского слова.
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и
фиксируются в таблице «Маршрут развития личности учащихся по
обучаемой программе»:
Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов;
Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов;
Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов.
1 правильный ответ = 1 баллу.
29
Приложение 3
Методическое обеспечение по разделам программы
Разделы
программы
Форма занятий
Приемы
методы
Вводное
занятие
Беседа, просмотр видеоролика,
экскурсия по зданию
Словесный
Наглядный
Раздел
«Лидер
себя»
1
для
Раздел
«Лидер
2
для
и Дидактический материал
Инструктажи
по
технике
безопасности,
антитеррору,
правилах поведения в учебном
кабинете, инструкции по работе с
орг.техникой.
- Видеоролик и фоторепортажи с
мероприятий.
- Фотолетопись объединения
Объяснение, рассказ, беседа, Словесный
Нормативные
документы
просмотр слайдов, иллюстраций, Наглядный
организации и учреждения,
схем, методических пособий, Игровой,
Модель
и
структура
занятие-практикум, занятие-игра, Практический, деятельностью ТРДО «Юнта»
упражнения на взаимодействие,
Анализ,
- Карточка успешности члена ТРДО
творческие игры, игры на Работа
со «Юнта»
внимание, общение, сплочение, специальной
- Бланки диагностики одаренности
КТД, индивидуальная работа по литературой,
Дж.Рензулли
проектной деятельности
Проектная
- Презентации согласно темы
деятельность
согласно календарно-тематического
Интерактивные планирования
методики
-Образец
социально-значимого
проекта
-Образец
исследовательского
проекта
Учебное занятие, сбор, беседа, Словесный
- Презентации согласно темы
обучающие семинары, диспут, Наглядный
согласно календарно-тематического
Техническое
оснащение
Мультимедийн
ая техника
Форма
подведения
итогов
Собеседован
ие
Мультимедийн
ая
техника,
канцелярские
принадлежност
и,
ватманы,
цветная бумага.
Опрос,
смотр,
совместное
обсуждение,
анализ
выполненны
х работ.
Мультимедиа,
компьютер,
Выдвижение
активистов
30
организации»
круглый
стол,
мастер-класс,
деловая и ролевая игра, тренинг,
акция, конкурсная программа,
встреча-форум,
фотоконкурс,
творческий конкурс, ток-шоу,
выезды в другие учреждения ,
работа с положением и др.,
занятие,
сбор
Раздел
3 Учебное
«Лидер
для орг.группы, индивидуальная и
окружающих» групповая работа по созданию
статей и верстки выпуска газеты,
написание статей
Игровой,
Практический,
Анализ,
Работа
со
специальной
литературой
Интерактивные
методики,
Коллективная и
индивидуальна
я работы:
сравнение,
убеждение,
поощрение,
наблюдение
Словестный,
наглядный,
Учебное
занятие,
Интерактивные
методики,
Коллективная и
индивидуальна
я
работа,
Наблюдения,
Объяснения,
Сравнения
планирования,
Положения
о
проведении
мероприятий
-Справочная
литература
для
написания сценария,
- Видеоролик и фоторепортажи с
мероприятий.
принтер,
сканер,
программное
обеспечение
для
редактировани
я фонограмм,
канцелярские
принадлежност
и,
необходимый
реквизит,
фонограммы,
презентации,
видеоролики
-Справочная
литература
для Мультимедиа,
написания статей.
компьютер,
- Видеоролик и фоторепортажи с сканер,
мероприятий.
принтер,
доступ
в
интернет,
программное
обеспечение
для создания
видеофильмов,
редактировани
я фонограмм и
издания газет,
канцелярские
принадлежност
и, необходимое
программное
обеспечение,
на
проведение
мероприятия
выдвижение
на
областной
уровень,
опрос,
сборы
актива,
участие
в
конкурсах
Опрос,
сборы
актива,
Выпуск
газеты,
участие
в
конкурсах
31
Итоговое
занятие
Беседа, просмотр видеоролика,
чаепитие
Словесный
Наглядный
- Карточки успешности учащихся
- Портфолио учащегося
реквизит,
фонограммы.
Мультимедийн
ая
техника,
канцелярские
принадлежност
и
Опрос,
анализ,
награждение
по
итогам
учебного
года
32
Аннотация
Общеразвивающая социально-педагогическая программа ТРДО
«Юнта» построена с учётом главной цели воспитания - становления
социально-активной личности.
Для современного общества актуальна потребность в социальноактивной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые
стандарты образования главенствующие задачи включают в себя
формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через
включение его в различные виды деятельности на всех этапах жизни.
Педагогическая целесообразность построения программы заключается в
том, в соответствии с целью программы она направлена на развитие
личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.
Предложен вариант построения годичного цикла с учетом возрастных
особенностей и должного уровня подготовленности и требований подготовки
организатора, лидера и наставника.
Программа модифицирована с учетом особенностей Тавдинской
районной детской организации «Юнта» и формирования групп
обучающихся, режима и временных параметров осуществления
деятельности, особенностей индивидуальных результатов образования.
Программа рассчитана на 144 часа – 1 год обучения предусматривает
обучение по разделам и реализуется в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся. Программа предназначена для подростков 10 17 лет.
Прием обучающихся в Тавдинскую районную детскую организацию
«Юнта» основывается на желании обучающихся (по заявлению) и согласии
их родителей Структура работы по программе представлена четырьмя
модулями и разработана для одной возрастной группы с расчетом на уровень
социальной адаптации при переходе от среднего возраста к старшему.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия
для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию
лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более
полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития
в рамках лично - и общественно полезной деятельности.
После обучения по программе обучающиеся готовы к самостоятельной
жизни, к решению самых сложных социальных проблем.
33