Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Музейная педагогика»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1/2 года
Количество часов: 36
Автор – составитель:
Лузгина Елена Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025г.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Мы живём в непростое время, время перемен, и для того, чтобы
воспитать достойного гражданина новой России, патриота своей Родины,
необходимо ориентировать молодое поколение на получение ценностей
нестареющих, неувядающих: образование, любовь к Отечеству, родному
краю, отчему дому. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами,
недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музейная
педагогика»
соответствует
социально-гуманитарной
направленности и направлена на расширение кругозора учащихся, их
социализацию через освоение курса музейного дела.
Программа профессиональных проб обучающихся 7-8 классов
определяет теоретическую базу и основные направления системы
профориентационной работы с учащимися.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы обусловлена тем, что определяется особой
ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это
важнейшее
средство
дополнительного
образования
школьников,
позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Отличительные особенности программы.
Программа «Музейная педагогика» составлена на основе музейнопедагогических программ «Мир музея» (авт. Столяров Б.А., г. СанктПетербург), «Школа юного экскурсовода» (авт. Таюрская В.П.), «Музейное
дело» (авт. Швецова В.В.), «Юные музееведы» (авт. Отт И.Б.), «Музейное
дело» (авт. Мингатин Р.Х.).
Программа решает важнейшую задачу приобщения к музейным
ценностям. В ее рамках сложилась последовательность преемственных
звеньев диалога: музей – образовательное
учреждение – музей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Музейная педагогика» является модифицированной. В основу программы
положена: программа «Профессиональные пробы» МАУ ДО ДЮЦ «Рифей»
г. Перми и личный опыт педагога – автора программы.
Организация профессиональных проб обучающихся в современной
образовательной организации является одним из приоритетных направлений.
Роль образовательной организации на современном этапе состоит в
правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении
подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как
профессионала, и, в конечном счете, как личность.
В основу программы положены следующие принципы, которыми
должны руководствоваться все участники:
1. Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть
полезными обществу, реализуя свои потребности-способности;
2. Принцип соответствия потребностей личности и общества.
Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей,
способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии
(связь личностного и общественного аспектов выбора профессии).
3. Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на
активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль
призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе
трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их
профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме)
литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Ориентация учащихся на выбор такой профессии,
которая давала бы личности возможность повышения квалификации,
увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства,
возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять
культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
5. Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть
запрошенными рынком труда после получения профессионального
образования.
6. Принцип практико-ориентированности. Создание условий для
осуществления учащимися профессиональных проб - только в процессе
осуществления
деятельности
проявляются
потребности-способности
личности.
7. Принцип взаимосвязи действий участников профессиональных проб.
Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий,
осуществляемых
различными
социальными
институтами:
семьей,
общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и
организациями, включенными в систему профессиональных проб, в
результате чего осуществляется согласование интересов личности, общества
и государства при определении личностью своего профессионального пути.
8. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов
к проведению профессиональных проб.
9. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к
учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их
профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и
жизненных планах, от уровня успеваемости.
Педагогическая целесообразность
Единственная возможность нормальной социализации детей в
настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической
памяти, в воспитании в человеке чувства принадлежности к великой стране,
причастности к судьбам Отечества. Центром этой многогранной работы
может стать музей – хранитель уникальных памятников народной культуры,
мастерства, традиций и самой истории родного Отечества. Только в музее
ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило
человечество. Осваивая теоретические знания и приобретая практические
умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся
приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у
них формируются патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, материальные, художественные и культурные
ценности.
Адресат программы: дети 13-15 лет.
При составлении данной программы учитывались психологические
особенности подросткового возраста, их ведущая деятельность, интересы,
возможности, способности. Главная психологическая особенность детей
данного возраста – изучение своего внутреннего мира, осознание своей
неповторимости, открытие своих внутренних талантов, своих ценностей.
Именно поэтому данная программа ориентирована, прежде всего, на
создание условий, необходимых для личностного самоопределения и
самореализации в социуме, создание благоприятной атмосферы,
позволяющей активизировать этот процесс.
Краткие возрастные особенности:
Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе
развития, представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно
поэтому в психологии и поведении подростка, с одной стороны ещё
представлены черты ребёнка, а с другой – уже «назревают» черты взрослого
человека.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка,
формируются планы на будущее. Идёт активный поиск своего «Я». Этот
возраст представляет собой период взросления, характеризующийся
интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной
физиологической перестройкой организма.
Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои
возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему
другими
людьми.
Он
вынужден
постоянно
подстраиваться,
приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, и не всегда это
происходит успешно.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе,
нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Важное
значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой
«подростковой» общности, ценности которой являются основой для
собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой
и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их
формирование оказывают средства массовой информации. Для данного
возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей
значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в
признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и
«чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении
подростков порой резко антагонистичны.
Программа предполагает очную форму обучения.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю 2 часа
Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы.
1/2 года обучения (стартовый уровень) – 18часов;
Срок реализации – 1/2 года.
Уровень программы освоения программы.
Программа имеет «стартовый».
Стартовый уровень направлен на мотивацию интереса к данной
профессии, овладение первоначальными умениями в работы специалиста по
музейной и экскурсионной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Количество обучающихся в объединении,
продолжительность занятий зависят от направленности дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
и определяются
локальным нормативным актом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония».
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения
осуществляется на добровольной основе, в рамках взаимодействия и
сотрудничества с образовательными организациями Тавдинского городского
округа.
Учащиеся школ в ЦТР и ГО «Гармония» выбирают интересующую их
пробу, расходятся по группам, у них появляется возможность проверить
наличие или отсутствие у себя профессионально-значимых качеств и
интереса к данной профессии.
В первый день занятий учащиеся проходят инструктаж по правилам
техники безопасности. Педагог на каждом занятии напоминает учащимся об
основных правилах соблюдения техники безопасности.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Вместе с традиционными методами на занятиях успешно используются
активные методы обучения: «мозговой штурм», моделирование, метод
проектов, игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций и др. Выбор
методов обучения зависит от дидактических целей, от характера содержания
занятия, от уровня развития детей.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации
учебной деятельности (групповая, фронтальная, индивидуальная.).
Разнообразные формы обучения и типы занятий создают условия для
развития познавательной активности, повышения интереса детей к
обучению.
Групповые формы обучения могут осуществляться путем организации
совместных действий, направленных на коммуникацию, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь.
Индивидуальные формы обучения осуществляются в виде
индивидуально выполненной ребенком работы под руководством педагога
или самостоятельно.
Групповые формы складываются из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Программа предусматривает проведение различных типов занятий:
теоретическое занятие - сообщение и усвоение новых знаний при
объяснении новой темы, изложение нового материала, основных
понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление
знаний;
практическое занятие - является основным типом занятий
используемых в программе, как правило, содержит повторение,
обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и
навыков, их осмысление и закрепление на практике. Практические
занятия проводятся в помещении (в классе, школе), на местности
(территория школы);
диагностическое занятие - проводится для определения возможностей
и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков
с использованием тестирования, анкетирования, собеседования;
комбинированное занятие - совмещение теоретической и практической
частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала;
изложение
нового
материала,
закрепление новых
знаний,
формирование умений переноса и применения знаний в новой
ситуации на практике, отработка навыков и умений.
В ходе реализации программы используются такие формы проведения
занятий, как:
занятие - беседа - используется в теоретической части занятия, чаще
всего при изучении нового материала;
занятие - наблюдение - применяется при изучении какого-либо
объекта, предметов, явлений, различных процессов;
занятие-игра - выступает как специфическая форма познания, общения,
применение игровых приемов, особенно эффективно при освоении
сложных тем, а также для закрепления пройденного материала;
занятие - презентация - используется для представления результатов
работы учащихся по определенным темам программы;
На занятиях создается атмосфера доброжелательности, доверия, что во
многом помогает развитию творчества и инициативы ребенка.
2.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создать условия для развития у обучающихся
умения применять музейные ресурсы как средство познания культурного
наследия и формирования критического мышления, а также повышения
интереса к искусству и истории через активное вовлечение в музейные
практики и образовательные мероприятия.
Задачи:
Предметные задачи:
1. уметь анализировать исторические факты.
2. изучить различные художественные стили, представленные в
музейной коллекции, и уметь обосновать свои предпочтения.
3. проводить исследование, собрав информацию из различных
источников, включая экспонаты.
Метапредметные:
1. уметь оценить и обсудить различные интерпретации экспонатов
музея, формируя аргументированное мнение.
2. разработать и представить проект исследовательской работы о
выбранном экспонате или выставке, с использованием мультимедийных
средств для более наглядного объяснения.
3. организовать совместную работу по созданию экскурсии по музею,
распределив роли и определив темы для обсуждения.
Личностные:
1. исследовать выставку, посвященную жизни определенной группы
людей (например, этнические меньшинства) и написать эссе о восприятии их
культуры.
2. выбрать экспонат, который заинтересовал, и самостоятельно
подготовить его краткое описание, включая историческую справку и личные
размышления.
3. участвовать в выставках и мероприятиях, способствующих
пониманию и уважению к культурному наследию разных народов,
анализируя свое отношение к ним.
Воспитательные:
1. развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения,
умению вести конструктивный диалог, публично выступать.
2. воспитывать
дисциплинированность,
ответственность,
самоорганизацию;
3. активизировать учащихся к выбору профессии;
4. расширять представления учащихся о мире профессий и их
особенностях;
5. информировать учащихся о профессиональных учебных заведениях и
рынке труда.
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Название раздела, темы
1
Вводное занятие:
ТБ. Профессиограмма
Музееведение. Основы
музейных знаний
Типы и виды музеев.
Работа
с
историческими
источниками
Научное
определение
и
описание экспонатов
Как
оформить
выставку,
музейную экспозицию
Как подготовить экскурсию.
Методы проведения экскурсий
Создание презентаций на
основе собранного материала
Итоговое занятие. Показ
получившейся презентации.
Итого
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
всего
теори прак
я
тика
2
1
1
6
1
5
4
4
1
1
3
3
4
1
3
6
1
5
4
1
3
4
1
3
2
36
Формы
аттестации/контро
ля
2
8
28
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. ТБ. Профессиограмма.
Теория: Значение музеев в жизни человека. Введение в образовательную
программу. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с
правилами поведения на занятиях. Входной контроль.
Практика: Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП..
Тема 2. Музееведение. Основы музейных знаний.
Теория: Основные документы музея: .Свидетельство о регистрации, Паспорт
музея, Учетная книга, Инвентарные карточки.
Практика: Создание инвентарной карточки.
Тема 3. Типы и виды музеев.
Теория: Знакомство с понятиями «музей», «музееведение», «экспонат»,
«экспозиция». Классификация музеев. Типы музеев. Виды музеев. Первые
музеи в России.
Практика: работа в интернете. Знакомство с музеями России. Просмотр
видеофильма «Музей «Алмазный фонд Российской Федерации».
Тема 4. Работа с историческими источниками
Теория: Понятие «образное описание». Выделение главного факта из
описываемого события. Анализ документа. Выявление процессов, тенденций
определенного исторического периода.
Практика: установление оценочных суждений по определенному документу,
сопоставительный анализ документов.
Тема 5. Научное определение и описание экспонатов
Теория: Правила заполнения односторонних и двухсторонних экспонатов.
Правила определения и описания экспоната: идентификационный номер,
типология, авторы, место создания, производство, материалы, техника,
размеры, вес, краткое описание.
Практика: описание односторонних экспонатов.
Тема 6. Как оформить выставку, музейную экспозицию
Теория: Порядок создания экспозиции. Постоянная экспозиция и временная
выставка. Особенности выставки-передвижки. Основные
правила
размещения экспонатов выставки.
Практика: оформление новой временной выставки.
Тема 7. Как подготовить экскурсию. Методы проведения экскурсий
Теория: Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии. Работа над
содержанием экскурсии: структура экскурсии, вступительная беседа. План.
Порядок проведения экскурсии. Основная часть. Логические переходы.
Выводы и обобщения. Заключение. Экскурсионные методы и приемы. Язык
экскурсовода.
Практика: разработка экскурсии по одному из разделов музея. Проведение
первой экскурсии.
Тема 8. Создание презентаций на основе собранного материала
Теория: План презентаций. Вычленение главного от второстепенного.
Правила создания презентации в программе Power Point.
Практика: Изучение основных правил работы в программе Power Point.
Создание презентаций..
Тема 9. Итоговое занятие. Показ получившейся презентации.
Теория: Правила презентации собственных проектов.
Практика: Представление презентаций по группам. Итоговая беседа.
1.4. Планируемые результаты
В процессе освоения программы планируется достижение учащимися
результатов предметного, метапредметного и личностного характера.
Предметные результаты:
В процессе освоения учащимися программы «Музейная педагогика»
планируется:
формирование прочных знаний по истории и культуре родного края, о
выдающихся деятелях округа, героических защитниках Отечества;
овладение умением составлять и проводить экскурсии и
организовывать мероприятия патриотического и краеведческого
направлений в школьном музее;
освоение
различных
форм
работы
в
музее
(фондовую,
экспозиционную, экскурсионную, поисковую, культурно-массовую)
приобретение навыков работы с инвентарной книгой, с музейными
фондами, умения вести документацию музея;
освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора
поискового материала, овладение методикой записи воспоминаний и
обработки полученной информации;
приобретение навыков защиты своей исследовательской работы,
создание слайдовых презентаций и мультимедийных проектов.
Метапредметные результаты:
сформируется устойчивый интерес учащихся к проблемам социального
и общественного характера;
будут созданы условия для развития познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей;
будет демонстрироваться коммуникативная компетентность при
взаимодействии со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности;
будет получен опыт реализации познавательного потенциала во время
выступлений и подготовки мероприятий социальной направленности;
освоение некоторых компьютерных программ для создания
презентаций по социальной рекламе.
Личностные результаты:
проявлять гражданско-патриотические качества, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа родного края и
России;
проявлять
заинтересованность
в
осмыслении
социального,
культурного, духовного аспектов жизни общества;
проявлять осознанного отношения к социальным проблемам,
выдвинутыми собственным коллективом.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Музейная педагогика»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1/4 года
(9 учебных недель). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 /2 года
обучения
Дата
начала
обучения
По
графику
Дата
окончания
обучения
По
графику
Количество
учебных
недель
9
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
18
36
1 раз по 2 часа
в неделю
2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в кабинете № 12, где располагается историкокраеведческий музей ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Кирова, 126) – чистое,
хорошо освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится всё
необходимое для проведения занятий – кабинет, полностью отвечающий
требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
Комплект ученической мебели
Телевизор, ноутбук
Музейные выставочные витрины
Количество
на 12 чел.
1 шт.
6 шт.
2.2.2.Информационное обеспечение реализации программы:
Литература о создании музеев для изучения; книги, книги, брошюры,
статьи из газет и журналов; сведения из интернета; иллюстрации,
фотографии;
видеоматериалы; компьютерные презентации по темам;
2.3. Формы аттестации
По
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе «Музейная педагогика» проводится педагогический мониторинг в
виде протоколов входного и итогового контроля, используется
диагностическая карта (начало и конец курса), анализ творческих работ
учащихся.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Музейная педагогика»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Вводное занятие:
ТБ. Профессиограмма
Музееведение. Основы музейных
знаний
Типы и виды музеев.
Работа с историческими источниками
Научное определение и описание
экспонатов
Как оформить выставку, музейную
экспозицию
Как подготовить экскурсию. Методы
проведения экскурсий
Создание презентаций на основе
собранного материала
Итоговое занятие. Показ получившейся
презентации.
Методы педагогической диагностики
Беседа
Беседа, практическое задание
Педагогическое наблюдение, опрос
Практическое задание, тестирование
Беседа, опрос, практическое задание
Беседа, практическое задание
Педагогическое наблюдение, опрос
Практическое задание, тестирование
Беседа, опрос, практическое задание
2.5. Методические материалы
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методическое обеспечение образовательной программы складывается из
процесса и результата разработки методических и дидактических средств
обучения.
Методика преподавания включает разнообразные формы, методы и
приемы обучения и воспитания. Обоснованность применения различных
методов обусловлена отсутствием единого универсального метода для
решения разнообразных творческих задач.
Методы обучения, применяемые в реализации программы объединения
можно систематизировать по характеру управления образовательным
процессом, по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности,
по дидактической цели:
По характеру
По источнику
По характеру
По характеру
управления
знаний
познавательной
управления
образовательным
деятельности
образовательным
процессом
процессом
Обучение под
Словесные
Объяснительно
Обучение под
руководством
(учебная беседа,
иллюстративные руководством
педагога
педагогический
(показ и игра
педагога
(выполнение
комментарий)
педагога)
(выполнение
учебных заданий
учебных заданий
с комментариями
с комментариями
педагога)
педагога)
Самостоятельная Наглядные
Деятельностные
Самостоятельная
работа на занятии (учебные
(самостоятельная работа на занятии
(выполнение
пособия, карты,
работа учащихся) (выполнение
учебных заданий иллюстрации,
учебных заданий
под наблюдением фотографии)
под наблюдением
педагога)
педагога)
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-
proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30
_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным
сертификатом».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://base.garant.ru/407575052/ (дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога
1. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н.
Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
2. Буйлова,
Л.
Н.,
Павлов
А.В.
Шаблон
дополнительной
общеобразовательной программы. [Текст] / Л. Н. Буйлова, А.В. Павлов.
Материалы вебинара «Разработка и оценка дополнительных
общеразвивающих программ». - Москва. - 2015.
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
М.
-
Министерство образования и науки России, Федеральное
государственное автономное учреждение «Федеральный институт
развития образования». - 2015 г.- 21 с.