МОУО – УО ТМО
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально–гуманитарной направленности
«КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5 ЛЕТ»
Возраст учащихся: 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Ворсина Ирина Витальевна, педагог
дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
В последнее время происходит переосмысление взаимосвязей общества и
человека, переход от педагогики авторитарной к педагогике гуманистической,
всё ощутимее признание ценности человека как личности, его права на
свободное развитие и проявление способностей.
В формировании личности имеют большое значение среда, которая
окружает ребёнка, формы морали и критерии оценки. Главная задача, стоящая в
наши дни перед взрослыми, – не загубить индивидуальность и помочь ребёнку
адаптироваться в обществе, то есть воспитать конкурентно – способного
человека, обладающего личностными качествами.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Комплексное развитие ребенка дошкольного
возраста 5 лет» – социально-гуманитарная.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
2
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства
для
детей
с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы «Комплексное развитие ребенка дошкольного
возраста 5 лет» в том, что данная программа отвечает современной ситуации
развития и охватывает основные образовательные области, направленные на
гармоничное развитие ребенка как личности, служит базовой площадкой для
познания себя и окружающего мира, способствует приобретению
коммуникативных навыков, формированию положительной «Я – концепции».
Программа
решает
задачи
общего
развития
потенциальных
универсальных учебных действий и возможностей ребенка, а также создает
предпосылки к будущему школьному обучению.
Практическая значимость программы состоит в интегрированном
обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения.
Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать
мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее
разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению
новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Педагогическая целесообразность и новизна заключается в
мотивационном развитии ребенка, развитии познавательных интересов,
творческих способностей, желания узнать и научиться чему-то новому.
Этому способствует специально организованная развивающая среда,
уровень оснащения учебного кабинета, система средств обучения,
предусматривающая информационно-методическое обеспечение учебного
процесса, использование современных педагогических технологий, а также
критерии оценки деятельности ребенка (использование технологии
педагогической поддержки).
Отличительные особенности программы.
3
Дополнительная общеразвивающая программа «Комплексное развитие
ребенка дошкольного возраста 5 лет» разработана на основе: дополнительной
образовательной
программы
«Дошкольник»
(автор
Фуфачева Т.К.),
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и
интернете, а также личного опыта.
Авторы программы изменили структуру учебно-тематического плана,
выделив в отдельные разделы игры: на развитие речи, на развитие
математических способностей и игровой развивающий материал на
ознакомление с окружающим миром и безопасностью жизнедеятельности, что
обусловлено возрастными особенностями и социальной ситуацией развития.
Большое значение во время занятий уделяется положительному
эмоциональному климату. Необходимым условием организации занятий с
дошкольниками, авторы считают психологическую комфортность детей,
обеспечивающую
их
эмоциональное
благополучие.
Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание
для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного
развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Уровень программы – «Стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
Адресатами программы являются все желающие дети (мальчики,
девочки) в возрасте 5 лет.
Психологические особенности детей 5 лет.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу
взаимоотношений между людьми. Оценка взрослого подвергается
критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под
воздействием этих оценок представления ребенка о «Я – реальном» и «Я –
идеальном» дифференцируются более четко. К этому периоду жизни у ребенка
накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает
интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и
впечатлениями, что способствует появлению познавательной мотивации в
общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться
фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности
ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку
целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для
дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок
может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
4
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е.
ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает
ребенку заранее организовать свое внимания на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются
«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство,
любознательность, чувство юмора, удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство
героического.
К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда;
чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий
взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует
развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И
чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок,
ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать
вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от
степени участия в нем взрослого, именно в общении со взрослым ребенок
узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У
ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому
способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в
процессе повседневной жизни.
Наполняемость группы: 12 человек. Набор детей – свободный. Состав
группы – постоянный.
Объём и срок освоения программы:
Объем – 216 часов.
Срок освоения программы – 1 год
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий Продолжительность одного академического часа — 30
мин. Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Включая в себя следующие блоки:
игры на развитие речи – 2 раза в неделю по 1 часу.
игры по математике и логике – 2 раза в неделю по 1 часу.
5
познавательно-игровая деятельность по окружающему миру и
безопасности жизнедеятельности – 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса:
•
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно;
•
коллективная: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми одновременно;
•
групповая: организация работы в малых группах, в парах; состав группы
может меняться в зависимости от цели деятельности;
•
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для
коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Формы реализации образовательной программы: традиционная
Формы проведения занятий:
занятие-сказка;
занятие-игра;
занятие-путешествие;
экскурсия;
познавательно-развлекательная или конкурсная программа;
досуговое мероприятие.
Игровая форма занятий способствует легкому запоминанию материала и
позволяет усилить эмоционально яркое впечатление от занятий. Занятия
интегрированы. В ходе занятия происходит смена деятельности. Занятия могут
проводиться как в кабинете объединения, так и других кабинетах центра
«Гармония»: кабинете врача, выставочном или игровом зале.
Программой предусмотрено проведение совместных мероприятий с
членами семьи (например, «Осенние посиделки», «Бабушки и внуки», «Я и
мамочка моя», и другие), которые сближают всех: и взрослых, и детей. Также
предусмотрено совместное посещение выставок, концертных программ,
посещение музея, дней открытых дверей, проводимых центром «Гармония»;
проведение тематических родительских собраний: «Развитие ребенка
дошкольного возраста в учреждении ДО», «Роль родителей в развитии
ребёнка», «Игра как основной метод развития ребёнка дошкольного возраста»,
«Чему и как учить до школы», «Компьютер – за и против», а так же проведение
групповых и индивидуальных консультаций; посещение занятий родителями с
целью ознакомления с приемами и методами работы с детьми данного возраста
(на занятии присутствующему могут быть предложены те же задания, что и
ребенку).
Перечень форм подведения итогов реализации о (формы итогового
контроля/итоговой аттестации): беседа, педагогическое наблюдение, игра/
1.2. Цель и задачи программы
6
Цель программы: обеспечение социальной успешности, гармоничного
развития ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его возрастных,
индивидуальных и личностных особенностей.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
Обучающие:
способствовать формированию «картины мира», адекватной возрасту;
способствовать формированию основ экологической культуры;
использовать разнообразие игровой, речевой, продуктивной,
познавательной деятельности;
помощь ребёнку в выборе индивидуального образовательного
маршрута дополнительного образования;
способствовать целостности образования в период детства.
Развивающие:
создавать условия для гармоничного развития ребенка дошкольного
возраста в учреждении дополнительного образования;
способствовать
развитию
любознательности,
умственных,
способностей и коммуникативных навыков;
способствовать личностному развитию старшего дошкольника,
мотивации на здоровье и здорового образа жизни.
Воспитательные:
патриотическое воспитание;
способствовать формированию положительной «Я-концепции»;
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план (стартовый уровень)
№
п/п
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
Введение
1
1
-
Устный опрос
2
2.1
Игры на развитие речи
Играем в слова
71
12
24
4
47
8
2.2
От слова к букве
59
20
39
Игры по математике и логике:
72
20
52
4
2
2
5
40
16
2
10
6
3
30
10
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Название блока, темы
Признаки, свойства предметов
(цвет,
размер,
форма).
Сравнение предметов.
Пространственные отношения.
Цифры и числа от 0 до 10. Счет.
Простейшие
геометрические
Наблюдение в процессе
игровой деятельности,
беседа, устный опрос,
оформление портфолио
творческих работ
Наблюдение в процессе
игровой деятельности,
беседа, устный опрос,
оформление портфолио
творческих работ
7
3.5
4
фигуры.
Содержательно-логические
задания на развитие внимания,
воображения,
памяти
мышления.
Познавательно-игровая
деятельность
по
окружающему
миру
и
безопасности
жизнедеятельности
7
-
7
72
25
47
4.1
«Я и моя семья»
14
4
10
4.2
«Я и мои друзья»
3
1
2
4.3
4.4
«Я и мое здоровье»
«Я и мир вокруг меня»
20
35
5
15
15
20
216
70
146
Итого:
Наблюдение в процессе
игровой деятельности,
беседа, устный опрос,
оформление портфолио
творческих работ
Реализация программы осуществляется через организованную форму
обучения – комплексные занятия, где теоретическая и практическая части
интегрированы.
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение.
Теория: правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка.
Правила пожарной безопасности, правила дорожного движения. Экскурсия по
ЦТР и ГО «Гармония».
Тема 2. Игры на развитие речи
Тема 2.1. «Играем в слова»
Теория: слово, значение слова. Слова-предметы (существительные),
живые и неживые предметы (кто? и что?). Слова-действия (глаголы). Слова«похвалюшечки»
(скажи,
какой?).
Слова-рифмы.
Слова-«наоборот»
(антонимы). Слова, которые ничего не обозначают.
Практика: коммуникативные игры на сближение детей и педагога
(например, «Снежный ком»). Дидактические игры на речевое развитие:
«Назови, что звучит, похоже», «Похвали игрушку», «Где мы были мы не
скажем, а что делали – покажем», Игра «Вредины», «Придумай слово».
Оформление портфолио творческих работ.
Тема 2.2. «От слова к букве»
Теория: кто как звуки издает (шумы, кто как кричит?). Звуки родного
языка. Гласные звуки и буквы: А, О, У, И, Э, Ы (артикуляция, положение губ,
языка). Согласные звуки и буквы: С-З, Ш-Ж, Д-Т, Г-К, Б-П, В, Л, Р, М, Н.
Слияния (слоги).
Практика: пальчиковые игры, упражнения с мячом су-джок,
чистоговорки, загадки. Игры «Назови словечко», «Буквы ходят в гости»,
«Кораблики», «Буква-путешественница», «Лепим и украшаем букву», «Угадай,
8
сколько звуков я назвала», «Раздели слово на кусочки ладошками», «Большой и
маленький комар» (определение твердости и мягкости на слух, без
терминологии), «Найди нужную картинку на заданный звук», «Преврати букву
в картинку», «Буквы спрятались в слова» (итоговое занятие). Оформление
портфолио творческих работ.
Тема 3. Игры по математике и логике.
Тема 3.1. Признаки, свойства предметов (цвет, размер, форма). Сравнение
предметов
Теория: свойства и признаки предметов, цвет, размер (большой –
маленький, высокий – низкий, широкий - узкий), форма.
Практика: выявление первичных математических знаний детей (до
какого числа умеет считать ребенок, сколько чисел по порядку может назвать,
сможет ли пересчитать всех зверей на рисунке); сравнение предметов, фигур по
размеру (больше - меньше, большой - маленький; выше - ниже, высокий –
низкий), сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько
же).
Тема 3.2. Пространственные отношения
Теория: ориентировка по отношению к себе (левая и правая рука),
ориентировка по отношению к другим предметам (слева – справа, вверху –
внизу), ориентировка в пространстве; ориентировка на листе бумаги.
Практика: «Это левая рука, это правая рука», «Лево-право», знакомство с
чистым листом, сказка «Путешествие по листу», знакомство с клеткой (строчки
и столбики), графические диктанты.
Тема 3.3. Цифры и числа от 0 до 10. Счет.
Теория: понятия «много» и «один», образование множества. Цифры и
числа. Однозначные числа, числа от 1 до 9. Число и цифра 0. Двузначные
числа, число 10
Практика: С.Я. Маршак «Веселый счет». «На что похожа цифра?»,
«Раскрась цифру», игра «Скульпторы» (лепим цифру из пластилина). Сосчитай
предметы. Сравнение чисел (например, 2 больше 1, 1 меньше 2), «Найди
столько же». Счет прямой и обратный в пределах первого десятка
Тема 3.4. Простейшие геометрические фигуры
Теория: Основы геометрии. Путешествие в город геометрических фигур: точка,
линия, многоугольник. Треугольник (основные свойства, составление из
частей). Квадрат (основные свойства). Прямоугольник (основные свойства и
отличия прямоугольника от квадрата). Трапеция. Ромб. Круг (основные
свойства, отличие круга от многоугольников). Овал (основные свойства).
Практика: составление фигур из частей, пазлы, дидактические игры: «На
что похож?», «Составь целое из частей». Геометрические фигуры в
окружающих предметах. Итоговая игра «Геометрический поезд»
Тема 3.5. Содержательно-логические задания на развитие внимания,
воображения, памяти мышления
9
Практика: Игры на развитие внимания и логического мышления.
Лабиринты. Логические игры с палочками. Игры на выявление сходства и
различия предметов. Оформление портфолио творческих работ.
Тема 4. Познавательно-игровая деятельность по окружающему миру
и безопасности жизнедеятельности
Тема 4.1. «Я и моя семья»
Теория: тема направлена на воспитание любви и уважения к близким,
желание заботиться о них. Тема способствует развитию познавательного
интереса к своей семье и родословной. Семья, члены семьи, домашние
обязанности членов семьи. Профессии. Мои домашние питомцы. Мои игрушки.
Домашние помощники – бытовые приборы. Правила безопасного обращения с
электробытовыми приборами
Практика: коммуникативные игры на сближение детей друг с другом.
Оформление портфолио: рассказ о себе по плану (ФИО, сколько лет, чем
люблю заниматься), рассказ о членах семьи (ФИО родителей, бабушек и
дедушек, где работают, домашний адрес, чем любят заниматься), чтение стихов
Е. Благининой из цикла «Не мешайте мне трудиться».
Рассказ о профессии своих родителей. Чтение стихотворения Дж. Родари
«Чем пахнут ремесла?».
Мой любимец (рассказ о своем домашнем питомце по плану - кто это?
Как зовут? Какие части тела есть? Какой он? Чем питается? В каких
мультфильмах или сказках присутствует этот домашний питомец?)
Рассказ о своей любимой игрушке по плану. Оформление портфолио.
Тема 4.2. «Я и мои друзья»
Теория: данная тема способствует воспитанию уважительного отношения
к сверстникам, приучает считаться с их мнением, интересами. Друг. Правила
дружбы.
Практика: осваивая программу данного раздела, дошкольники учатся
строить свои взаимоотношения, соблюдая элементарные правила игры,
общения, дружбы. Рассказ о своем друге, мини презентация (портрет или фото
с другом). Коммуникативные игры. Оформление портфолио.
Тема 4.3. «Я и мое здоровье»
Теория: ребенок живет в обществе, ему приходится быть в разных
ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы выглядеть достойно и
чувствовать себя уверенно, необходимо усвоить некоторые правила и нормы
поведения в обществе, соблюдение которых должно стать привычкой. Ребенок
старшего дошкольного возраста должен иметь элементарные представления о
строении своего организма и некоторых гигиенических правилах и нормах.
Где прячется здоровье? Вита – витаминки! (полезная еда). Режим дня. Что
такое «Гигиена». Части тела: что для чего? Наши помощники органы чувств.
Кожа. Назначение. Безопасное поведение на улице в мороз и в жаркий день
Правила безопасного поведения в зимний период: гололед, горка. Правила
дорожного движения. Правила безопасного поведения дома, в быту. Что у нас
внутри? Сердце. Как мы дышим? Скелет (назначение).
10
Практика: чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»? На
зарядку становись! Игра «Жираф» (Е. Железнова). Шуточный рассказ
«Голова». Загадки. «Здоровье наше сокровище – береги его». Игры по правилам
дорожного движения. Гигиена дыхания. Игра «Тряпичная кукла».
Тема 4.4. « Я и мир вокруг меня»
Теория. В данной теме изучается животный и растительный мир нашего
края. Зеленое чудо – растения. Как узнать растения? Травы, кусты, деревья. «Во
саду ли в огороде» овощи. Фрукты. Ягоды садовые. Цветы и клумбы.
Отношение людей к растениям, каким оно должно быть?
Как узнать животных? Домашние и дикие животные. Домашние
животные и их детеныши. В мире птиц. Как узнать птиц? Домашние и
городские птицы. Перелетные птицы нашего края. Отношение людей к
животным и птицам: каким оно должно быть?
Космос. Первый космонавт. Планеты солнечной системы.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Отношение человека к природе:
каким оно должно быть?
Российские праздники: День народного единства, Новый год и Рождество
Христово, День Защитника Отечества, международный женский день, День
Победы.
Практика: чтение русской народной сказки «Мужик и медведь». Загадки.
Раскраски. «Космические скульпторы» (мы лепим планеты). Разучиваем стихи.
Правила безопасного поведения в летние каникулы. Празднично-игровые
программы для детей и родителей.
1.4. Планируемые результаты:
Предметные результаты
должен знать
свои Ф.И.О, сколько лет, домашний адрес;
учреждение,
которое
посещает,
чем
занимаются
воспитанники этого учреждения;
Ф.И.О. родителей, место работы, профессии и их
значимость;
состав семьи, ближайших родственников;
правила дружбы, игры, этикета;
наиболее распространенные профессии и их значимость;
государственные праздники: День Знаний, День Матери,
День пожилого человека, Новый год, День защитника
Отечества, 8-е Марта, День Победы и праздники в народном
календаре: Рождество, Масленица, Пасха;
о строение человеческого организма, назначение некоторых
органов и систем; как сохранить и укрепить здоровье;
овощи, фрукты, ягоды распространённые в данной
местности и труд людей по их выращиванию и переработке;
домашних животных и приносимую ими пользу;
времена года и их отличительные признаки;
дни недели, название месяцев;
должен уметь
четко,
ясно,
последовательно
излагать
свои мысли;
четко произносить звуки;
грамматически правильно
строить предложения;
интересно строить свой
рассказ,
используя
необходимый
иллюстрированный материал;
организовать игру;
самостоятельно выполнять
несложные задания;
пользоваться
пособиями,
счетным устройством соробан,
оборудованием
по
назначению,
соблюдая
правила
предосторожности
(ножницы, карандаш), по
11
русские народные сказки, игры, песни, танцы;
окончании
работы
состав числа в пределах 10 из единиц, из двух меньших самостоятельно
приводить
чисел;
рабочее место в порядок.
знаковые обозначения числа (цифры);
правила и способы счета.
геометрические формы.
Личностные результаты:
умение налаживать взаимоотношения с окружающими;
умение замечать потребность окружающих в помощи и своевременно её предлагать;
умение действовать в зависимости от конкретных условий.
Метапредметные результаты:
включение в совместную деятельность;
планирование своей деятельности;
умение доводить начатое до конца, критически оценивать, находить ошибки и пути их
исправления;
умение применять полученные знания и приобретенные умения, навыки в различных
ситуациях.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Комплексное развитие
ребенка дошкольного возраста 5 лет» предусматривает в соответствии с
Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в течение учебного года с сентября
по май. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель. Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
сентябрь
Дата
окончания
обучения
май
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
1 год
108
216
3 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря 2023 г., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» по адресу улица
Ленина, 71 в кабинете №2 (просторное и освещенное помещение, где находится
все необходимое для занятий).
Необходимое оборудование и мебель
№
1
2
3
4
Название мебели
Столы для учащихся
Стулья для учащихся
Стул учительский
Шкаф для оборудований и пособий
Количество
14
14
2
1
12
5
6
7
8
№
1
2
3
4
5
Полка для выставки
Комод для пособий
Стеллаж для игрушек
Скамейка
Название оборудования
Магнитно-маркерная учебная доска
Телевизор
Магнитофон
Ноутбук
Мягкий модульный бассейн с шариками
2
2
1
1
Количество
1
1
1
1
1
Информационное обеспечение реализации программы
Сайт мааам.ru
тропинка.ru,
информационные ресурсы сайта VK
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический мониторинг (Приложение 3) позволяет системно
отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя:
Вводный контроль – проводится в сентябре в виде мониторинга и
предназначен для проверки уровня базовых знаний, умений, навыков,
соответствующих возрасту учащегося, и коммуникабельности.
Текущим контролем является педагогическое наблюдение и
педагогический анализ деятельности детей, также устный опрос или беседа в
начале занятия с целью погружения в игровую-развивающую деятельность и
уточнения полученных знаний детей, а также в конце занятия - с целью
закрепления усвоенного детьми материала.
Итоговым контролем является проведение дней открытых дверей с
целью презентации «обученности» детей для родительского сообщества, показ
обобщающего занятия, открытых занятий для родителей и педагогов центра.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста (5 лет)»
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Вводный контроль - проводится в игровой форме на первых занятиях по
каждому блоку и предназначен для выявления уровня базовых знаний, умений,
навыков, соответствующих возрасту учащегося, его личных данных,
коммуникабельности.
Текущий контроль- проводится в виде наблюдения, беседы в ходе
каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме.
13
Итоговый контроль - проводится во время обобщающих занятий,
активности участия в выставочной деятельности, праздничных программах с
целью определения уровня развития личных творческих способностей
(наблюдение, беседа).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Комплексное развитие старшего дошкольника» предполагает
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках
педагогического наблюдения.
Наблюдение проводится по трём основным направлениям:
Мониторинг знаний, умений и навыков.
Исследование метапредметных результатов.
Анализ личностных результатов обучающихся.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и трехбалльная
система:
Низкий уровень – 0-1балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Результаты педагогической диагностики фиксируются в диагностической
карте наблюдений индивидуального развития детей и в таблице результатов
образовательной деятельности
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
• аналитические материалы по результатам педагогического мониторинга
учащихся объединения,
• открытые занятия,
14
• успешность участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях;
• детское портфолио.
• журнал посещаемости;
2.4. Оценочные материалы.
№
Тема
Методы педагогической диагностики
1
Введение
Устный опрос
2
Игры на развитие речи.
Игра «Буквы спрятались в слова»
3
Игры по математике и логике.
Соревнование «Веселый счет
4
Познавательно-игровая деятельность по Оформление портфолио
окружающему миру и безопасности
жизнедеятельности.
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Выбор методов
обучения зависит от:
цели занятия и содержания учебного материала;
от возраста детей;
от степени подготовленности детей.
Наглядные методы предполагают использование следующих наглядных
пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная
графика, предметные); видео и, слайдов, муляжей, схем, презентаций
Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и
незнакомых предметов и явлений; можно все внимательно рассмотреть,
выделить основные признаки, что невозможно сделать при простом
наблюдении. В результате происходит расширение и уточнение представлений
об окружающем мире. Дидактический материал по ознакомлению с
окружающим (специально сконструированные предметы для решения
дидактических задач) - это раздаточный материал, которым может пользоваться
каждый ребенок индивидуально для упражнений в счете, различении величины,
цвета, формы и пр.
Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ, беседа; чтение
художественной литературы. Эти методы позволяют в кратчайший срок
передавать информацию детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее
решения. Сочетаются со всеми другими методами обучения.
- объяснение (пояснение) – используется в начале и по ходу занятия.
Часто сопровождает показ, наблюдение и пр. Требования: четкость,
доступность, эмоциональность.
- рассказ педагога – позволяет в доступной форме излагать учебный
материал, наиболее эмоциональный метод; дает возможность непринужденно
15
общаться с детьми, используя в зависимости от реакции детей жесты, мимику
и пр.
Требования к рассказу:
- должна четко прослеживаться главная мысль,
- не перегружен деталями,
- содержание динамично и опирается на личный детский опыт.
Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу, а в
процессе него интонацией и вопросами заостряет их внимание на наиболее
существенном.
- беседа - основной словесный метод обучения.
Но применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и
знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Является
диалогическим методом. С помощью специально составленных вопросов,
педагог активизирует познавательную деятельность детей: выявляет
имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения,
учит простым рассуждениям. По содержанию различают 2 вида бесед: этические и познавательные.
Программа «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста 5
лет» предполагает использование познавательной беседы, тематика которой
определяется программой обучения.
По дидактическим целям выделяют беседы: вводные и итоговые.
Цель вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности.
Для этого следует выделить (определить) жизненный опыт детей, выявить
знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, затем педагог
ставит конкретные познавательные задачи.
Итоговая (обобщающая) беседа проводится с целью суммирования,
уточнения знаний, приобретенных детьми по той или иной теме работы.
- чтение художественной литературы.
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире,
средство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти.
Цель этого метода - формирование у детей способности к восприятию и
осознанию художественного произведения.
Дидактические требования:
подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении.
подготовить детей к восприятию краткой беседой, где поставить
перед ними учебно-познавательную задачу.
сочетать чтение художественной литературы с другими методами
(пр. наглядными).
после чтения провести беседу, помогающую ребенку осознать
содержание произведения.
Словесные приемы: вопросы к детям, пояснения, объяснения.
Вопросы должны быть определенными, краткими, предполагающими
точную формулировку ответа ребенка. В обучении необходимо сочетать разные
типы вопросов:
16
1) требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?
что? какой? где? когда?)
2) побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке
умозаключений, выводов (типа: почему? зачем? отчего? с какой целью?).
Практические методы обучения, которые используются при реализации
курса это – упражнение и моделирование. Эти методы направлены на усвоение
детьми знаний через практическую деятельность. Деятельность направлена на
реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие
свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания. Благодаря им у детей
формируются различные умения и навыки.
Типы упражнений:
Подражательные – используется при упражнениях для артикуляционного
аппарата.
Конструктивные - ребенок в них реализует задачи, аналогичные тем,
которые он решал под руководством педагога.
Творческие - требующие комбинирования, иного сочетания знаний и
умений, которыми обладает ребенок (составление загадок, придумывание
концовки к рассказу пр.)
Дидактические правила проведения:
1) конкретно ставить перед детьми учебную задачу;
2) показывать способы выполнения действий одновременно со словесным
объяснением;
3) постепенно усложнять задачу, с введением новых приемов работы, с
использованием нового предметного оборудования;
4) постоянный контроль педагога.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель
представляет собой обобщенный образ главных свойств предмета (план
комнаты, глобус, географическая карта и т.д.). Цель моделирования - облегчить
ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не
воспринимаемым качествам и свойствам. Метод разработан Д. Б. Элькониным,
Л.А. Венгером. Заключается в том, что мышление ребенка развивается с
помощью специальных схем, моделей. Используется при работе над темой
«ориентация в пространстве».
Педагогические технологии
Образовательная деятельность объединения строится согласно,
программы с применением педагогических технологий на основе личностноориентированного подхода.
В работе с детьми используются традиционные методы и технологии,
Имеют место такие технологии, как: погружение (изучение определённой темы,
раздела программы), педагогической поддержки, что очень важно для ребёнка.
Приветствуется использование компьютерных технологий (использование
мультимедиа-сопровождения). Главная задача для педагога сделать так, чтобы
17
ребенок хотел того, что хочет педагог и совместно идти к намеченной цели,
создав при этом благоприятные условия для познавательной и творческой
деятельности.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы,
учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
Учебные занятия строятся по общепринятой схеме.
1. Организационная часть состоит из приветствия, погружения
(оглашения темы занятия), инструктажа по технике безопасности.
2. Непосредственная образовательная деятельность - работа по теме
занятия (ознакомление с содержанием, выполнение заданий, направленных на
развитие определённых ЗУНов согласно темы занятия в учебном плане).
3. Физкульт-минутка.
4. Практическая часть (творческое задание по теме).
5. Рефлексия (заключительная часть занятия). Анализируются
успехи\неудачи, намечается перспектива дальнейшего действия.
Дидактические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в
программе «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста 5 лет»
используются наглядные пособия следующих видов:
Картинный (иллюстрации к сказкам, портреты художников,
композиторов, поэтов, репродукции картин);
Звуковой (фонотека детских песен, фонограммы классических
произведениям, слайдовые презентации по темам программы);
Смешанный (видеозаписи обучающих занятий, упражнений, игр по темам
программы);
Дидактические пособия:
раздаточный
материал
по
темам,
демонстрационный материал к изучаемым темам, магнитные цифры и знаки,
простые и цветные карандаши, мозаика, игрушки, мячики, картотека
литературного материала, картотека загадок, картотека динамических пауз,
магнитные объемные цифры и знаки, наборы магнитных карточек по темам
программы, наборы тематических картинок.
Настольные игры: «Фигуры», Лото «Цифры», «Счет до 5», «Цветное
лото», «Цвета», «Цветные паровозики», «Учимся сравнивать», «Фигуры и
формы», «Часть и целое», «Формы».
18
Мультимедийные учебные пособия: овощи, посуда, мебель, техника
безопасности, космос, картины природы (времен года) отечественных и
зарубежных живописцев,
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата
обращения: 18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.: URL [Электронный ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/
(дата обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
19
t.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».: URL [Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_3
0_12_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
s.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afea
cec3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Литература для педагогов
1. Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает?: Занимат.игры для детей от 3-6 лет:
Кн.для воспитателей ДОУ и родителей/Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И.
Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко. Е.Л. Агаевой.-М.: Просвещение,
2007.-145с
2. Аджи,А.В.Конспекты интегрированных занятий в средней группе
детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие
речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей
ДОУ/А.В.Аджи – Воронеж: ЧП Лаконценин С.С., 2008.-112с
3. Батурина Е.Г.Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду»/
Сост.Е.Г.Батурина.Изд.3-е, перераб. И доп.М., «Просвещение», 2004. 165с.
20
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. - М., 1994
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста: Кн. Для воспитателя ДОУ/ З.М.Богуславская,Е.О. –М.:
Просвещение, 2010.-212с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет: Кн. Для воспитания дет.сада/Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б.
Венгер; Под ред. Л.А. Венгера.-М.: Просвещение, 2008.-235с.
7. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие/ А.Н. Давичук. М.: Мозаика-Синтез, 2004.-134с.
8. Козлова,С.А. , КуликоваТ.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для
студ.сред.пед.учеб. заведений.-2-е изд., перераб. И доп/ С.А.Козлова,
Т.А.Куликова.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 231с.
9. Пикулева, Н. Игры, загадки, считалки, скороговорки/Н.Пикулева.-М.:
Московский ордена Трудового красного знамени Дворец пионеров и
школьников, 1991.
10.Седова, Е.И. Программа семейного клуба «Малышок» дополнительное
образование детей от года до четырех лет/Е.И. Седова.-Екб.: 2003.-67с.
11.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития
познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного
возрастов. Диагностический комплект. – М., 1999
12.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития
познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного
возрастов. Диагностический комплект. – М., 1999
13.Слепцов,И.Ф. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной
переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования. /
И.Ф.Слепцова, С.И. Карпова. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 201176 с.
14.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ.сред.
пед. учеб.заведений.-5-еизд., стереотип/ Г.А. Урунтаева -М.:Издательский
центр «Академия», 2001.
15.Ушакова,О.С.Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для
воспитателя ДОУ /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова и др.; Под
ред. О.С. Ушаковой.-М.: Просвещение, 2013.- 267с.
16.Федосова, Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе
детей 5-7 лет/ Н.А.Федоосова – М. Просвещение, 2012.-214с.
17.Фуфачева,Т.К.
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Дошкольник-2»/ Т.К.Фуфачева
18.Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки/С.А.Шмаков-М.: Новая школа,
1993. – 156с.
Литература для детей и родителей
21
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Коррекционно-развивающие
занятия
и
мероприятия:
комплекс
мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской
агрессии. - Серия: В помощь психологу ДОУ. /Сост. С.В. Лесина,
Г.П.Попова и др. – Серия: В помощь психологу ДОУ. – Издательство:
Учитель, 2011. – 164 c.
Лифиц, Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные
занятия. Дошкольное воспитание и развитие/ Е.А. Лифиц – М.: АйрисПресс, 2010. – 160 c.
Микляева, Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Библиотека
Воспитателя/Н.В.Микляева, – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. – 128 c.
Млодик, И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную
тему. Родительская библиотека/И. Млодик. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. –
232с.
Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторысоставители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель,
2011. – 123 c.
Психологическая работа в ДОУ. Компакт-диск для компьютера:
Коррекционно-развивающие
занятия.
Консультации.
/
Авторысоставители: Григорьева М. Р. Калинина Т. В. и др. – Издательство:
Учитель, 2011. – c.
Ратледж, Ребекка Мамина книга. Бесконфликтное воспитание ребёнка от 1
до 4 лет. / Р. Ратледж; пер. с англ. С.В. Шпакова. – Минск: «Поппури»,
2010. – 208 c.
Сурженко, Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и
истерик/Л.Сурженко – Издательство: Питер, 2011. – c.
Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и
консультации по воспитанию детей 2-7 лет/Е.В.Шитова – Издательство:
Учитель, 2011. – 169 c.
Аннотация
Программа социально-гуманитарной
направленности «Комплексное
развитие ребенка дошкольного возраста 5 лет», не посещающих ДОУ, имеет
блочно-модульную структуру: состоит из 3-х блоков, объединенных общей
темой «Я познаю мир». Срок реализации программы 1 год (объем – 216 часов).
Цель программы: гармоничное развитие ребенка старшего дошкольного
возраста с учетом его возрастных, индивидуальных и личностных
особенностей.
Программа способствует развитию познавательных, творческих,
интеллектуальных, физических способностей, коммуникативных навыков,
формированию положительной «Я-концепции».
22
Основными
условиями
реализации
программы
являются:
кратковременное пребывание ребенка в учреждении ДО; создание творческой
развивающей среды; организация единого образовательного пространства;
использование современных педагогических технологий; вовлечение родителей
в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность.
Программа может быть использована как в учреждении дополнительного,
так и основного образования.
23