! Движение первых

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»

Возраст учащихся: 7- 17 лет
Срок реализации:1 год

Автор - составитель:
Хорошова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

г. Тавда, 2025

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Российское движение детей и молодежи (РДДМ) — общественногосударственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком
сосредоточена на развитии и воспитании детей и молодежи.
Движение строит работу на принципах сотрудничества и созидания.
Для реализации его деятельности разработана дополнительная
общеобразовательная программа «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ» призвана дать возможность обучающимся развиваться
под эгидой «Движение Первых» соответствует социально-гуманитарной
направленности разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного

образовательного пространства для
детей с
ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы связана с развитием Российского движения
детей и молодежи и необходимостью подготовки детей, которые будут лидерами
детских общественных объединений в образовательных организаций
Тавдинского муниципального округа. Сегодня детские объединения включают в
себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи интересных
идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со страной, быть в
движении! Деятельность общественной организации строится на основах
самоуправления. Самоуправление, как способ организации жизнедеятельности
организации и детских школьных объединений позволяет формировать культуру
проявления социальной инициативы, включающий в себя целый комплекс
демократических процедур, специальных знаний и организаторских умений,
соответствующих правовому полю.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании
условий для формирования, проявления и развития активной жизненной
позиции детей и подростков, для их социализации. У учащихся формируются
основы гражданственности, любви и уважения к Родине, чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Учащиеся научатся
самостоятельно принимать решения в работе своей организации и давать
качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки, отвечать
за них, и находить пути их исправления.
Новизной программы являются разнообразные виды творческой
деятельности, используемые на занятиях, способствующие раскрытию
творческого потенциала, формированию внутренней ценностной позиции
личности по отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим
людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании
условий развития у детей навыка организации и проведения различных
мероприятий, публичного самовыражения, формировании и обучении основам
коллективного исполнительства.
Отличительные программы
Программа составлена при опоре на Примерную рабочую программу
воспитания, федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи», Устав Общероссийского общественногосударственного движения обучающихся и молодежи «Движение первых».

Уровень программы
Уровень программы: «Базовый», предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
Адресат программы учащиеся в возрасте от 7 до 17 лет.
Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст – период перестройки всей системы
отношений ребёнка с действительностью. Ведущая деятельность школьника –
учебная. Несколько видоизменяется игровая деятельность: возрастает значение
игры с достижением известного результата. Большие изменения происходят в
познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный
произвольный характер. В области восприятия происходит переход от
непроизвольного восприятия к целенаправленному производному наблюдению.
Мышление начинает приобретать абстрактный и обобщённый характер.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к
изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом языке
с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других
возрастных групп.
В свою очередь, изучение английского языка способствует развитию
речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на
развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера,
взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого
партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос отрицание), планировать элементарное
монологическое высказывание. Помимо этого, изучение английского языка
позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет
так называемых «интернациональных» слов и т. д.
Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе развития,
представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно поэтому в
психологии и поведении подростка, с одной стороны ещё представлены черты
ребёнка, а с другой – уже «назревают» черты взрослого человека.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка,
формируются планы на будущее. Идёт активный поиск своего «Я». Этот возраст
представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными
психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической
перестройкой организма».
Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои
возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему
другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к
новым условиям и ситуациям, и не всегда это происходит успешно.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе,
нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Важное
значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой
«подростковой» общности, ценности которой являются основой для
собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и

идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их
формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста
характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой
подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании,
самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем
взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой
резко антагонистичны.
Наполняемость группы: 10 - 12 человек.
Состав группы постоянный. Программа предусматривает разно уровневые
и разновозрастные учебные группы, что дает возможность использовать метод
«наставничества» – опытные воспитанники опекают новичков, старшие
помогают младшим. При создании творческих проектов, подготовке массовых и
досуговых мероприятий формируются рабочие творческие группы из числа всех
обучающихся объединения.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы: 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю -2 часа.
Занятия проводятся – 1, 2 раз в неделю по 2 часа.
Количество
Количество
Периодичность
часов в год
часов в
занятий
неделю
72
2
1 раз в неделю по 2 академических часа
144
4
2 раза в неделю по 2 академических
часа
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:

занятие - беседа – используется в теоретической части занятия, чаще
всего при изучении нового материала;

занятие - наблюдение – применяется при изучении какого-либо
объекта, предметов, явлений, различных процессов;

занятие-игра – выступает как специфическая форма познания,
общения, применение игровых приемов, особенно эффективно при освоении

сложных тем, а также для закрепления пройденного материала;

занятие - презентация – используется для представления результатов
работы учащихся по определенным темам программы;
На занятиях создается атмосфера доброжелательности, доверия, что во
многом помогает развитию творчества и инициативы ребенка.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, анкетирование, квиз и т.д.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие личности как субъекта активной социальной
деятельности в коллективе через участие в организации и проведении
социально-значимых мероприятий при реализации деятельности «Движение
Первых».
Задачи программы:
Обучающие:
 научить излагать и доказывать свои мысли, обосновывать и отстаивать
собственную точку зрения;
 научить самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно
принимать решения;
 обучить ораторскому искусству, умению публичных выступлений;
 обучить навыкам делового общения и методике разрешения конфликтных
ситуаций.
Развивающие:
 развить лидерские качества, навыки и умения руководить коллективом;
 развить индивидуальные творческие способности учащихся;
 сформировать умения планировать и самостоятельно организовывать
творческие дела;
 развить способность к самообразованию;
 развить коммуникативные способности (чувство взаимопомощи, желание
и умение работать в коллективе).
Воспитательные:
 воспитать творческую личность, способную стать лидером коллектива;
 сформировать привычку осознанного применения полученных навыков на
практике
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(базовый уровень)
№
п/п
1.

Название раздела,
темы
Вводное занятие «Что такое
Движение первых?»
Техника безопасности,
тестирование

Количество часов
Всего
2

Форма аттестации/
Теория Практика контроля
1

1

2

Ценности и принципы
Движения первых

2

1

1

3.

Основные направления
деятельности Движения
первых

6

3

3

4.

Организация социальнозначимых мероприятий

130

2

128

5.

Коммуникативная культура

2

1

1

6.

Итоговое занятие

2

-

2

144

31

41

Итого:

тест

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие «Что такое Движение первых?»
Теория: Предпосылки создания РДДМ, история создания, цели и задачи
деятельности. Детские и молодежные общественные организации на территории
страны и в нашем округе Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Тестирование.
Тема 2. Ценности и принципы Движения первых.
Теория: Некоторые ценности «Движения Первых», утверждённые на I
Съезде Российского движения детей и молодёжи. Принципы: связь с жизнью,
самостоятельность, коллективизм.
Практика: Выполнение творческих заданий для выявления уровня
имеющихся знаний, умений, организационных, коммуникативных качеств,
творческих способностей учащихся.
Тема 3. Основные направления деятельности Движения первых.
Теория: Направления деятельности Движения первых:
Образование и знания. «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»
Наука и технологии. «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»
Труд, профессия и своё дело. «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!»
Культура и искусство. «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»
Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!»
Патриотизм и историческая память. «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»
Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
Здоровый образ жизни. «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Медиа и коммуникации. «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!»
Дипломатия и международные отношения. «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»
Экология и охрана природы. «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»
Туризм и путешествия. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»
Практика: Выполнение творческих заданий для выявления уровня
имеющихся знаний, умений, организационных, коммуникативных качеств,
творческих способностей учащихся.
Тема 4. Организация социально-значимых мероприятий.
Теория: Календарь первых. Практические задания для индивидуального и
группового выполнения. Календарь ключевых тематических направлений

Движения первых. Основные идеи календарных праздников. Традиции и
современность.
Практика: Определение формата мероприятия. Сбор команды. Разработка
плана мероприятия. Обеспечение хорошей атмосферы. Подготовка к конкурсам,
праздникам, квестам, флешмобам по темам мероприятий. Изготовление
итоговых продуктов по теме (поделки, рисунки и т. д.). Движение поддерживает
праздники и памятные даты, в рамках которых проводятся дни единых действий:
1 сентября – День знаний; 3 сентября – День солидарности в борьбе с
терроризмом; 10 сентября – День Байкала; 27 сентября – Всемирный день
туризма; 1 октября – День пожилых людей в России; 5 октября – День учителя;
15 октября – День отца; 28 октября – День бабушек и дедушек; 4 ноября – День
народного единства; 26 ноября – День матери; 3 декабря – День неизвестного
солдата; 5 декабря – День добровольца; 9 декабря – День героев Отечества; 12
декабря – День Конституции Российской Федерации, 11 января –
Международный день «Спасибо»; 17 января – День детских изобретений; 14
февраля – Международный день книгодарения; 15 февраля – День здорового
образа жизни; 21 февраля – Международный день родного языка; 15 марта –
День добрых дел; 27 марта – Всемирный день театра; 28 марта – День больших
перемен; 7 апреля – Всемирный день здоровья; 10 апреля – День братьев и сестер;
15 апреля – День путешествий налегке; 19 мая – День детских общественных
организаций; 5 июня – День эколога; 6 июня – День русского языка; 9 июня –
День друзей. Оценка результатов.
Тема 5. Коммуникативная культура.
Практика: Занятие на отработку навыков красноречия и умения строить
коммуникацию с представителями разных социальных слоев.
Тема 6. Итоговое занятие.
Практика: КВИЗ по изученным терминам и понятиям. Рефлексия.
1.4. Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающие
- приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально
ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях.
Метапредметные:
- сформируется умение извлекать необходимую информацию о детском
общественном движении в историческом контексте и на современном этапе из
разных источников информации;
- развиваются навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как лидера
первичной организации; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Предметные:
- приобретут знания об истории развития детского общественного движения и
современной деятельности РДДМ (основные понятия, факты, законы, оценочные
знания);

- освоят нормы и правила работы деятельности общественных организаций в
правовомполе общеобразовательного учреждения и опыт организации этой
работы;
- разовьют личностные и коммуникативные способности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Российского движения
детей и молодежи «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ» предусматривает в соответствии с
Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в течение учебного года с сентября
по май. Количество учебных недель в году – 36. Количество учебных часов в году
– 144 часа. Продолжительность занятий 2 академических часа 2 раз в неделю.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения
сентябрь

Дата
окончания
обучения
май

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

1 год
36
72
2 раза по 2 часа
обучения
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

-

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
учебные помещения;
доступ в Интернет;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
звуковые колонки;
атрибутика и символика (форма, флаги, значки, галстуки);
банеры.
Информационное обеспечение реализации программы:
1. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
2. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
3. Методические материалы «Российское движение школьников».
https://рдш.рф
4. «Педагоги РДДМ».
5. Методические материалы «Российское движение школьников».
https://рдш.рф
6. В контакте Российское движение школьников Свердловской области.
7. В контакте «РДДМ».
Кадровое обеспечение реализации программы

Программу реализует педагог дополнительного образования МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» имеющий высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю детского объединения без предъявления требований к стажу
работы.
2.3. Формы аттестации обучающихся:
Вводный контроль -осуществляется при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (педагогическое наблюдение,
анкетирование)
Промежуточный контроль -проводится в конце темы позволяет выявить
динамику изменений образовательного уровня и скорректировать процесс
обучения (педагогическое наблюдение)
Итоговый контроль -представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия коллектива и каждого обучающегося в
мероприятиях разного уровня.
При реализации программы в течение учебного года осуществляется
текущий контроль с целью проверки уровня усвоения теоретических и
практических знаний материала программы (устные опросы, фронтальные и
индивидуальные беседы, выполнение дифференцированных практических
заданий различных уровней сложности, а также педагогическое наблюдение).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения
проводится педагогическим мониторингом объединения «ДВИЖЕНИЕ
ПЕРВЫХ». Отслеживание проводится два раза в год.
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень
- от 7 до 9 баллов)
Низкий уровень (от 1 до 3 баллов): обучающийся овладел менее чем 50%
объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает
употреблять специальные термины.
Средний уровень (от 4 до 6 баллов): объём усвоенных знаний
обучающегося составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с
бытовой.
Высокий уровень(от7 до 9 баллов) : обучающийся освоил практически весь
объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием; Результаты отслеживания фиксируются в таблице
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/п

ФИ
уч.

Возраст

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц

Средний
(4-6)
Месяц

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц

Практика
Средний
(4-6)
Месяц

Высокий
(7-9)
Месяц

Участие
Результат:
конкурсах
сертификат,
соревнованиях благодарность,
(колво)
грамота,
диплом

XII

V

XII

V

XII

V

XII

V

XII

V

XII

V

Кроме вышеперечисленных форм отслеживания и фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга объединения
используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- Концерт - демонстрация для зрителей художественных номеров.
- Просмотр видео-, спектакля - просмотр, подготовленных активистами
РДДМ.
- Соревнование - конкурсная программа на сцене или площадке.
- Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор)
- Специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для
достижения решения. Варианты .
- Круглый стол, форум, дебаты.
- Акция – разработанная активистами РДДМ.
10 компонентов успеха проведения любого мероприятия:
1. Подготовленные команды. Если требуется дополнительная подготовка, то
обязательно соберите команды вместе и объясните им правила проведения того
или иного конкурса.
2. Красивое оформление. Достаточно на сцене из букв выложить название
конкурса и украсить зал цветами или шарами, как настроение станет
праздничным.
3. Находчивый ведущий. Этот человек должен уметь занять зал, поиграть с ним,
если возникла непредвиденная пауза. В поле зрения ведущего находятся и
команды, и зрители, и жюри. Это очень ответственная миссия.
4. Музыкальное сопровождение. Старайтесь включать в конкурсы музыкальные
задания (песенные, танцевальные), они украшают любой конкурс.
5. Компетентное жюри. Оптимальный состав жюри – 5 человек.
6. Эмоциональные болельщики-зрители. Конечно, поддержка болельщиков
вдохновляет на подвиги, но педагогам необходимо следить за тем, чтобы даже
самые увлеченные из них соблюдали нормы поведения (в зале, на стадионе и
т.д.).
7. Призы. Совершенно необязательно иметь какие-либо грандиозные призы,
иногда стоит предусмотреть изготовление памятных сувениров силами
организаторов.
8. Интересные задания. В них и заключается смысл творческого конкурса.
9. Исполнительные организаторы. В любом деле необходимы помощники и
исполнители, те, кто вовремя поставит фонограмму, принесет реквизит и т.д.
10. Ресурсное обеспечение. Любое дело требует ресурсов: не только
материальных, но и человеческих, интеллектуальных, информационных.
2.4. Оценочные материалы:
- анкеты (на предмет мотивации, круга интересов и потребностей
подростков);

-

тесты (психологические особенности подростков, по направлениям
работы РДДМ);
квест-игры по истории России, детскому, молодёжному движению,
различным направлениям деятельности РДДМ;
презентации;
творческие проекты в рамках участия во всероссийских конкурсах,
фестивалях, акциях;
выпуск статей.

2.5. Методические материалы:
Методы обучения: это способы реализации поставленных целей
воспитания, такие приемы взаимодействия, при которых происходят
качественные изменения, как в отношениях, так и в деятельности самой
личности. это специально отобранные, организованные и используемые способы
и приемы взаимодействия, при которых с помощью внешних побуждающих
факторов личность изменяет свои взгляды, мотивы, поведение. Но здесь следует
выделить и отметить одно главное условие, какие бы методы и приемы
воспитания не применялись, положительный эффект их применения будет
достигнут только тогда, когда дети примут предлагаемые изменения, у детей
появится внутренне стремление занять личностно значимую позицию.
Основной смысл взаимодействия – это оказание помощи растущему и
формирующемуся человеку в осознании и проявлении своих положительных
черт, реализации своих возможностей в коллективе единомышленников.
Естественно, только в этом случае взаимодействие можно назвать
конструктивным.
Примерные варианты организации конструктивного взаимодействия:
- распределение поручений. Очень важно предложить школьникам широкий
спектр поручений, которые необходимы для организации какого либо вида
деятельности. При этом поручения должны отличаться конкретностью, но,
одновременно с этим, предоставлять ребенку возможность творческой
реализации - инструктирование. Для того чтобы минимизировать негативные
последствия, предупредить возможные трудности необходимо принять общие
правила, которые будут определенным образом регламентировать поведение и
организацию деятельности участников - поддержка инициативы. «Каждое дело
– творчески. Иначе зачем?». Здесь важно не предлагать детям готовые варианты
взаимодействия, а оставить простор для детской инициативы, ведь главные
генераторы идей – дети.
- лестница ситуаций. Позиции участников необходимо четко разграничить. При
расхождении во мнениях, возникающем конфликте главное – определить
причину, основное несогласие, нейтрализовать или минимизировать его
последствия и перешагнуть на следующий уровень взаимодействия.
- коллективное обсуждение. Каждый из участников должен иметь возможность
высказать свое мнение по затрагиваемым проблемам и вопросам, найти
единомышленников или противников своей позиции, для того чтобы в
дальнейшем преодолеть конфликт.
- формы взаимодействия в детском общественном объединении. Эти формы
отличаются динамичностью и личностно-ориентированным подходом в отличие

от существующих воспитательных или учебных форм. Формы взаимодействия
отличаются следующей характеристикой:
1. Вид взаимодействия (коллективный, индивидуальный)
2. Характер взаимодействия (соревнование, кооперация)
3. Продолжительность
4. Позиции и роли участников
5. Результат взаимодействия
6. Полученные изменения (индивидуальные, коллективные).
Алгоритм учебного занятия:
Этапы подготовки и проведения воспитательного мероприятия по одному из
направлений деятельности РДДМ:
1. Опрос общественного мнения по отношению к предлагаемой форме
мероприятия.
2. Создание рабочей (проектной) группы.
3. Составление плана подготовки мероприятия.
4. Разработка сценария рабочей группой.
5. Подготовка реквизита, призов.
6. Размещение информации о мероприятии во всех доступных СМИ.
7. Репетиции.
8. Оформление зала.
9. Проведение мероприятия.
10. Подведение итогов с его участниками, награждение.
11. Подведение итогов с организаторами мероприятия.
I этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
1) Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
2) В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
этапов?
3) Насколько полно и качественно реализовано содержание?
4) Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
5) За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
6) В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?
7). Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:

определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике
процесса
обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
 обозначение задач учебного занятия;
 определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и
воспитательного;
 определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
 продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов
работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного
материала.

Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление
дидактического, наглядного материала, раздаточного материала;
подготовка заданий.

Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности,
инвентаря, оборудования и т. д.
Алгоритм
будет
изменяться,
уточняться,
детализироваться
в
каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание
педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности
детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных
друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая
позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью
реализовать
творческий,
познавательный,
развивающий
потенциал
преподаваемого педагогом учебного предмета.
Любое мероприятие необходимо анализировать.
Причем детям и
подросткам необходимо прививать навыки позитивной, благожелательной
критики, которая поможет организаторам в дальнейшем улучшить собственную
деятельность. В принципе, схема анализа достаточно проста. Вам с детьми
нужно ответить на два вопроса: Что удалось? Почему? Что можно сделать лучше
в следующий раз? Формы анализа любого мероприятия разнообразны. Можно
провести голосование, по принципу белых и черных камней на «Последнем
герое», а затем рефлексивный анализ с ответом на вопросы. Можно сделать
жетоны с надписями тех ролей, которые были задействованы при организации и
проведении
мероприятия
«оформители»,
«пресс-центр»,
«ведущие»,
декораторы», «сценаристы» и каждый будет анализировать мероприятие именно
с этой позиции. Можно использовать методику «пяти пальцев», где каждому
пальцу на руке соответствует определенный вопрос. Возможно, вам понравится
принцип «свободного микрофона», где каждый может высказать свое мнение на
поставленный вопрос. Все предлагаемые формы разнообразны, их выбор
необходимо осуществлять в зависимости от сложившейся педагогической
ситуации.
Дидактические материалы
Видеоматериалы:
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:

2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).

10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Будем работать вместе: Сборник материалов в помощь вожатыми. - Брянск. 2011.
2. Волохов,А.В. Технология и программы организации семинаров по
самоуправлению в детских коллективах. /А.В. Волохов, И.И.Фришман. - М.:
ГОУ «Центр развития системы дополнительного образования детей. - 2015.
3. Гаврилычева, Г.Ф. В начале было детство.../ ГФ. Гаврилычева. - М.: ФДО
«Юная Россия».-2013. 4. Дедов, А. Деятельность старшего вожатого по
руководству детско-юношеским общественным объединением. /А.Дедов,
при участии Козловой Ю. и Самойловой М. - Курган: ГУ «Центр
молодёжных инициатив и программ».-2012.
4. Дедов, А. Изучаем детский коллектив. /А.Дедов. - Курган: ГУ «Центр
молодёжных инициатив и программ». - 2012.
5. Дедов, А. Компас в вашей работе. /А. Дедов. - Курган: ГУ «Центр
молодёжных инициатив и программ». - 2012.
6. Культяпова, Ж.В. Хочу быть лидером! - Выпуск 3 /Ж.В. Культяпова. Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии». – 2014

7. Марзоевой, Э. Воспитание социальной активности подрастающего
поколения. Э.В.Марзоевой.-Владивосток: Дальнаука.- 2013.
8. Молодые лидеры России: Методические рекомендации по организации
профильной смены. -Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан». 2005.
9. Организация деятельности общественного объединения в школе. Из опыта
работы Российского Союза Молодежи. - М.- 2016.
10. Поповичева, О.Н. Думая вместе. /О.Н. Поповичева. - Орел.- 2011.
11. Ромулус, О.В. Книга вожатого. / О.В. Ромулус. - Воронеж: ГУ «Областной
молодёжный центр».- 2014.
12. Ромулус, О.В. Вестник содружества. / О.В.Ромулус О.В. - Воронеж: ГУ
13. «Областной молодёжный центр».- 2015.
14. Ромулус, О.В. Уроки истории. /О.В. Ромулус. - Воронеж: ГУ «Областной
молодёжный центр».-2005.
15. Савинкова, Д.С. Игра и творчество. / Д.С. Савинкова. - Воронеж: ГУ
«Областной молодёжный центр». - 2014.
16. Фришман, И.И. Тебе, вожатый! /И. И. Фришман. Выпуск 4.- Н.Новгород:
ООО
17. «Педагогические технологии».- 2015.
18. Л.Б. Малыхина и др. «Досуговые программы для детей и подростков.
Проектирование. Реализация. Экспертиза», Волгоград, Издательство
«Учитель», 2013 год.
19. А.В. Енин «Внеурочная деятельность. Теория и практика», издательство
«ВАКО», Москва, 2015 год.
Литература для обучающихся
1. Беляев, В.Н. В гостях у радости. /В.Н. Беляев, Ю.Н.Таран. - Липецк.- 2017.
2. Воронкова, Л.В. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы.
Сюжетноролевые игры. /Л.В. Воронкова. - М.: Педагогическое общество
России.-2015.
3. Вуд, Д. Игра? Ура! 100 шумовых и подвижных скаутских игр. /Дейв Вуд Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ». - 2011.
4. Гапонова, Н.Л. Весёлые каникулы. /Н.Л. Гапонова, Н.Л.
Поспелова.-Погорельский ДДТ«Солнышко» - Шадринск.2005.
5. Дедов, А. Конкурсные программы на любой случай. Выпуск 1,2,3. /А. Дедов,
6. С.Краснобаева. -Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».2016.
7. Дедов, А. Игры на празднике и прогулке. /А. Дедов. - Курган: ГУ
«Центр молодёжных инициатив и программ». - 2012.

8. Дедов, А. Лучшие конкурсные программы Курганской Лиги учащихся
1991-2001. /А.Дедов. - Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и
программ». - 2012.
9. Дедов, А. Лучшие конкурсные программы КМОО «Свежий ветер». /
А.Дедов. - Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ». 2013.
10.Шпоркина, Е.М. Не будем скучать. /Е.М. Шпоркина. - Ульяновск:
Ассоциация детских объединений «Созвездие». - 2016.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Российское движение детей и молодежи «Движение первых» соответствует
социально – гуманитарной направленности и рассчитана на дополнительное
образование детей 7-17 лет. Срок реализации программы 1 год (72 часа).
Программа предоставляет детям возможности приобретать навыки по
всем направлениям деятельности РДДМ: Образование и наука. «Учись и
познавай!»; Наука и технологии. «Дерзай и открывай !»; Труд, профессия и
свое дело. «Найди призвание!»; Культура и искусство. «Создавай и
вдохновляй!»; Волонтерство и добровольчество. «Благо твори!»; Патриотизм
и историческая память. «Служи отечеству!». Спорт. «Достигай и побеждай !»;
Здоровый образ жизни. «Будь здоров!»; Медиа и коммуникации. «Расскажи о
главном!»; Дипломатия и международные отношения. «Умей дружить!»;
Экология и охрана природы. «Береги планету!»; Туризм и путешествия.
«Открывай страну!». Принимать участие в творческих конкурсах, семинарах,
тематических слётах, форумах, фестивалях, заниматься добровольческой
деятельностью, встречаться с интересными людьми, пробовать свои силы в
журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других
регионов страны и т.д.

Календарный учебный график
Программа Движение первых
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 18
№
1

2
3

4

5
6

7
8
9

10

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дата

Тема занятия

Форма
занятия
Вводное занятие «Что такое Инструктаж.
Движение первых?»
Беседа
Техника
безопасности,
тестирование
Ценности
и
принципы Мастер-класс
Движения первых
Основные
направления Мастер-класс
деятельности
Движения
первых
Направление Образование и Мастер-класс
знания.
«УЧИСЬ
И
ПОЗНАВАЙ!»
Направление Здоровый образ Мастер-класс
жизни. «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Направление Патриотизм и Мастер-класс
историческая память. «СЛУЖИ
ОТЕЧЕСТВУ!»
Организация
социально- Мастер-класс
значимых мероприятий
Календарь первых.
Мастер-класс
Практические
задания
для Беседа
индивидуального и группового
выполнения.
Практические
задания
для Мастер-класс
индивидуального и группового
выполнения.
Практические
задания
для Мастер-класс
индивидуального и группового
выполнения.
Практические
задания
для Мастер-класс
индивидуального и группового
выполнения.
Основные идеи календарных Беседа
праздников.
Основные идеи календарных Мастер-класс
праздников.
Основные идеи календарных Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие
Основные идеи календарных
Учебное
праздников.
занятие

Кол-во
часов
2

Форма контроля

2

Беседа

6

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

130

Беседа

2
2

Беседа
Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

Беседа

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.

Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Основные идеи календарных
праздников.
Коммуникативная культура
Итоговое занятие

Должно быть 72 занятия

Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Мастер-класс
Игра

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
2
2

Беседа
Квиз


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».