Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Военно - патриотический клуб «Юный патриот»
Возраст учащихся: 10 - 18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Чепелкина Екатерина Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для
современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких
положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие
системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам
в государстве. Понятие патриотизма у всех вызывает довольно смешанные
чувства и эмоции. Для одних – это очень важно, для других – ничего
особенного, третьи – понятия не имеют, о чем идет речь. Но все же для многих
очень важно быть самому патриотом, и так же воспитать своих детей. Дать
знание и уважение родной культуры, родной истории, родных традиций,
родного ремесла, родного языка, любовь и уважение к своим
соотечественникам, гордость за них и надежду на то, что в современном мире
будут такие же выдающиеся личности как раньше. Поэтому очевидна
неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как
основы консолидации общества и укрепления государства.
Концепцией развития дополнительного образования детей были
определены, приоритетные цели и задачи. Одной из них является организация
воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также
формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской
идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
Самая распространенная ассоциация о человеке-патриоте – это человек в
форме, особенно в военной. Но для того, что бы быть патриотом не обязательно
являться военнообязанным, носить форму, и слагать присягу на верность
Родине. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам,
почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального
здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.
Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его
просто пробудить, суметь достучаться и поставить правильные жизненные
приоритеты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Военно-патриотический клуб «Юный патриот» (далее – программа, ВПК
«Юный патриот») соответствует социально–гуманитарной направленности и
направлена на интеллектуальное, культурное, физическое и духовнонравственное развитие подростов, их адаптацию к жизни в обществе, создание
основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на
поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной и
муниципальной службы.
2
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
3
12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г..
14. Положение о региональных отделениях, местных отделениях
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД
«Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
15. Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы.
Срочная служба в ВС РФ, на данный момент, составляет один год. В
учебной части солдат проводит от трех до пяти месяцев. За данный период,
новобранец, должен приобрести качественные навыки военной специальности.
Времени на адаптацию к новым условиям катастрофически мало. Программа
ВПК «Юный патриот» направлена на обучение допризывной молодежи
базовым основам военной службы: правилам обращения со стрелковым
вооружением, применением общевойсковых средств коллективной и
индивидуальной защиты от средств массового поражения, практическим
приёмам стрельбы из пневматического оружия, навыкам строевой подготовки и
знаниям статей общевоинских уставов, а так же оказание первой помощи
пострадавшим.
Не стоит забывать и о напряженной геополитической обстановке в Мире.
Полем для битвы теперь стали социальные сети и СМИ и борьба уже идет за
умы будущего поколения. В связи с этим программа так же направлена на
воспитание достойного патриота, пропаганду здорового образа жизни,
нравственности, уважительного отношения к истории своей малой и большой
Родины.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что
ориентирует подростков на приобщение к системным знаниям о службе в ВС
РФ, здоровому образу жизни, на улучшение уже достигнутого учебного
результата, на возможность применения полученных знаний, умений и
навыков во время прохождения срочной службы в рядах ВС РФ, а так же в
разных сферах повседневной жизни. Формирование у учащихся основных
понятий о военной службе в ВС РФ, выработки у них сознательного и
ответственного отношения к вопросам защиты Родины, приобретение
учащимися начальных навыков в области военного дела, формирование у
учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
4
Отличительной
особенностью
программы.
Программа
модифицированая, разработана на основе справочника активиста-юнармейца
Мурзин А.А., Екатеринбург, 2019, -216с направлена на подготовку
допризывной молодежи. Программа не предусматривает подготовку
квалифицированных военных, она имеет комплексный аспект получения
начальных знаний и навыков в области военного дела, направленный на
подготовку к службе в ВС РФ. В программе представлены начальные, базовые
теоретические и практические навыки, которые направленны на
«безболезненную» интеграцию в ряды военнослужащих срочной службы или
военные ВУЗы.
Программа позволяет раскрыть как физические способности и
возможности обучающегося, так и сориентировать на более глубокое изучение
вопросов начальной военной подготовки.
Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
тренировочного процесса (физической, технической, психологической и
теоретической подготовки, восстановительных мероприятий и воспитательной
работы, медицинского и педагогического контроля) в военном многоборье.
Особенностью учебно плана программы является единая отработка
учебных тем, что позволяет учащимся совершенствовать навыки подготовки к
военному многоборью.
Особенности педагогического стиля
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование
демократического стиля общения. На занятиях большое значение
уделяется положительному эмоциональному климату. Первый год обучения
важен для налаживания дружеских и в то же время деловых коммуникативных
каналов. Дисциплинированность и ответственность воспитанника формируется
в атмосфере доверия и положительной оценки. Демократический стиль
отражается и в принципах общения:
принцип обратной связи – открытое взаимодействие педагога и
учащегося;
принцип здоровьесбережения – забота о сохранении эмоционального и
физического здоровья при любой деятельности;
принцип сотрудничества – партнёрские отношения в учебной
деятельности,
доверие
к
потенциалу
учащегося,
стимулирование
самостоятельности и инициативы, совместное решение проблем.
Педагогические принципы обучения: доступности; постепенности;
системности; совершенствования.
Программа ВПК «Юный патриот» реализуется в рамках и при поддержке
«Юнармейского» движения России.
5
Программа ВПК «Юный патриот» модифицированная, составлена на
основе требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной
службе», интернета и личного опыта педагога – автора программы.
Уровень программы:
Программа имеет два уровня обучения – стартовый и базовый.
Стартовый уровень направлен на мотивацию интереса к военному делу,
овладение первоначальными умениями и навыками в области начальной
военной подготовки.
Базовый уровень направлен на освоение и демонстрацию умений, знаний
и навыков в области военного многоборья, а также выявление и поддержка
детей, проявивших способности в данном направлении.
Адресатами программы являются подростки (мальчики, девочки) в
возрасте 10 - 18 лет, имеющие медицинский допуск.
Краткие возрастные особенности:
Особенностями поведения детей средней группы (10 лет) являются:
стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек, боязнь
поражений, чувствительность к критике, постоянно меняющиеся интересы,
стремление к соперничеству. Пробуждается интерес и любопытство ко всему
вокруг, быстрота в действиях, стремление к большой мускульной активности,
любовь к коллективным играм, настойчивость, инициативность, энергичность,
влюбчивость, учащаются беспокойные состояния, дети нуждаются в
постоянной деятельности, начинают осознавать нравственные нормы. Почти
всегда шумны и спорят.
Подростковый возраст 1 1 - 1 5 лет связан с перестройкой организма
ребенка - половым созреванием. В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости. Появляются подростковая дружба и
объединения в неформальные группы. Появляется склонность к самоанализу.
В юношеском возрасте 15 - 18 лет подростки испытывают события,
связанные с переживанием первой любви, первой дружбы. Подростки
стремительно выходят за рамки школьных интересов и, почувствовав себя
взрослыми, разными способами пытаются приобщиться к жизни старших.
Приобретя самостоятельность, они остаются школьниками, все еще
зависящими от родителей. Юность это период стабилизации личности.
Наполняемость группы: 10 -12 человек.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 144 часа.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов.
6
Объем программы: 288 часов
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю -4 часа.
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий:
групповые и индивидуально-групповые учебно-тренировочные
занятия;
участие в военно-спортивных соревнованиях и мероприятиях;
контрольные занятия по сдаче нормативов.
В программу также включены мероприятия, направленные на пропаганду
здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения и вредных
привычек (беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков).
В целях разнообразия форм работы с подростками, сплочения коллектива
предусмотрено проведение тематических встреч, вечеров, дискотек, участие в
мероприятиях досугового характера ЦТР и ГО «Гармония» («Осенний бал»,
фестиваль учащихся ЦТР и ГО «Гармония» «Лучшие из лучших» и т. д.).
Большая роль в программе отведена работе с родителями (собрания,
беседы, индивидуальные консультации, совместные мероприятия).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: аналитическая справка, открытое занятие,
участие в соревнованиях и многоборьях, выступления на праздниках и
фестивалях, поступление выпускников в профессиональные образовательные
организации по профилю.
1.2. Цель и задачи программы
7
Цель программы: изучение теоретических основ и начальных
практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся
патриотизма и любви к своей Родине.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Предметные:
получение знаний об истории вооруженных сил;
овладение основами выполнения строевых элементов и движений
без оружия;
получение знаний и обучение элементарным навыкам оказания
первой помощи, действиям при ЧС природного и техногенного характера;
обучение практическим навыкам стрельбы из пневматической
винтовки.
Личностные:
формирование навыков здорового образа жизни;
воспитание
личностных
качеств
(смелость,
воля,
самостоятельность,
настойчивость,
самодисциплина),
способствующих
достижению результатов.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Метапредметные:
воспитание устойчивого интереса к самосовершенствованию
посредством занятий военного дела;
создание устойчивой потребности у учащихся в умении осознанно
решать поставленные задачи, в стремлении к самореализации.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
формирование стойкого интереса к занятиям военной подготовки;
формирование знаний о ВС РФ как системе (история
возникновения, форма одежды, структура, нормативная база, уставы);
повышение общей физической подготовленности;
овладение основами в военном многоборье;
участие в соревнованиях ЦТР и ГО «Гармония»;
сохранение контингента учащихся.
№
п\п
1
Название раздела, темы
Вводный блок.
Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
Формы
аттестации/
контроля
беседа
8
2
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
4
4.1.
4.2.
4.3.
5
5.1.
5.2.
5.3.
6
6.1.
6.2.
6.3.
7
Уставы ВС РФ
Уставы ВС РФ
Рода войск.
Форма одежды и воинские
звания.
Строевая подготовка
Строевой Устав ВС РФ.
Практические занятия по
выполнению строевых приёмов.
Выполнение строевых приемов
и движений без оружия.
Огневая подготовка
Общие понятия о стрелковом
оружие и боеприпасах.
Автомат АК-74, история
создания.
Пневматическая винтовка.
Оказание первой помощи
Об оказании доврачебной
помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь
при обморожении и ожогах
Первая доврачебная помощь при
травмах и ранениях.
Защита от оружия массового
поражения
Оружие массового поражения
(ОМП).
Коллективные и
индивидуальные средства
защиты человека и населения в
целом от ОМП.
Противогаз.
Итоговое занятие
ИТОГО
6
2
2
2
6
2
2
2
-
беседа, опрос,
практическое
задание.
18
2
8
3
1
1
15
1
7
беседа, опрос,
практическое
задание.
8
1
7
20
2
3
1
17
1
8
1
7
10
14
4
1
3
1
9
11
3
4
1
3
6
1
5
10
3
7
2
1
1
4
1
3
4
2
1
1
3
1
72
20
52
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
анализ
достижений,
зачеты по
пройденному
курсу,
тестирование.
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводный блок.
9
Теория: Правила поведения на учебном месте. Техника безопасности при
проведении практических занятий. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД при
следовании на и с занятий. Требования к форме одежды. Последствия
употребления табака, алкоголя и других видов наркотических веществ.
Практика: Укладка оборудование подготовка мат. Части.
2. Уставы ВС РФ.
2.1. Уставы ВС РФ
Теория: История создания ВС РФ. Уставы ВС РФ. Общие положения. Права и
обязанности военнослужащего.
2.2. Рода войск.
Теория: История создания. Рода войск. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
2.3. Форма одежды и воинские звания.
Теория: Форма одежды и воинские звания. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
3. Строевая подготовка.
3.1 Строевой Устав ВС РФ.
Теория: Строевой Устав ВС РФ. Общие положения.
Практика: Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка.
3.2. Практические занятия по выполнению строевых приёмов.
Практика: Практическое занятие по выполнению строевых приёмов
одиночной строевой подготовки. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе отделения. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе взвода.
3.3. Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
Практика: Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
4. Огневая подготовка.
4.1. Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах.
Теория: Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах. Техника
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
4.2. Автомат АК-74, история создания.
10
Теория: Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение.
Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Основные
ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки.
Практика: Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
4.3. Пневматическая винтовка.
Теория: Пневматическая винтовка. Принцип работы и назначение.
Техника
безопасности
при
стрельбе
из
пневматической
винтовки.
Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя,
дистанция 5 метров).
Практика: Стрельба из ПВ.
5. Оказание первой помощи.
5.1. Об оказании доврачебной помощи пострадавшим.
Теория: Методы оценки поражения для принятия решения об оказании
первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
5.2. Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах,
тепловом и солнечном ударе.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
5.3. Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Теория: Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
6.1. Оружие массового поражения (ОМП).
Теория: Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и
последствия применения.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
11
6.2. Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Теория: Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
6.3. Противогаз.
Теория: Противогаз – назначение, способы применения и нормативы
выполнения упражнений. Практическое выполнение армейского норматива.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива. Одевание
противогаза.
7. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Практика: сдача нормативов по курсу.
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
формирование стойкого интереса к занятиям военной подготовки;
формирование знаний о ВС РФ как системе (история возникновения,
форма одежды, структура, нормативная база, уставы);
повышение общей физической подготовленности;
овладение основами в военном многоборье;
участие в соревнованиях ЦТР и ГО «Гармония»;
сохранение
№
п\п
контингента учащихся.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
3
Вводный блок.
Уставы ВС РФ
Уставы ВС РФ
Рода войск.
Форма одежды и воинские
звания.
Строевая подготовка
Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
2
12
4
4
4
1
12
4
4
4
1
-
беседа
беседа, опрос,
практическое
задание.
30
4
26
беседа, опрос,
12
3.1.
3.2.
3.3.
4
5
5.1.
5.2.
5.3.
6
6.1.
6.2.
6.3.
7
7.1.
7.2.
7.3.
8
Строевой Устав ВС РФ.
Практические занятия по
выполнению строевых приёмов.
Выполнение строевых приемов
и движений без оружия.
Промежуточный зачет
4
12
4
-
12
14
-
14
2
1
1
Огневая подготовка
Общие понятия о стрелковом
оружие и боеприпасах.
Автомат АК-74, история
создания.
Пневматическая винтовка.
Оказание первой помощи
Об оказании доврачебной
помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь
при обморожении и ожогах
Первая доврачебная помощь при
травмах и ранениях.
Защита от оружия массового
поражения
34
2
6
8
28
2
8
2
30
10
12
12
4
18
6
10
4
6
10
4
6
30
12
18
Оружие массового поражения
(ОМП).
Коллективные и
индивидуальные средства
защиты человека и населения в
целом от ОМП.
Противогаз.
Итоговое занятие
10
4
6
10
4
6
10
4
4
2
6
2
144
49
95
ИТОГО
практическое
задание.
беседа, опрос,
практическое
задание..
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
анализ
достижений,
зачеты по
пройденному
курсу,
тестирование.
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводный блок.
Теория: Правила поведения на учебном месте. Техника безопасности при
проведении практических занятий. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД при
13
следовании на и с занятий. Требования к форме одежды. Последствия
употребления табака, алкоголя и других видов наркотических веществ.
Практика: Укладка оборудование подготовка мат. Части.
2. Уставы ВС РФ.
2.1. Уставы ВС РФ
Теория: История создания ВС РФ. Уставы ВС РФ. Общие положения. Права и
обязанности военнослужащего.
2.2. Рода войск.
Теория: История создания. Рода войск. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
2.3. Форма одежды и воинские звания.
Теория: Форма одежды и воинские звания. Уставы ВС РФ. Общие положения.
Права и обязанности военнослужащего.
3. Строевая подготовка.
3.1 Строевой Устав ВС РФ.
Теория: Строевой Устав ВС РФ. Общие положения.
Практика: Строи отделения и взвода, роты, батальона, полка.
3.2. Практические занятия по выполнению строевых приёмов.
Практика: Практическое занятие по выполнению строевых приёмов
одиночной строевой подготовки. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе отделения. Практическое занятие по выполнению
строевых приёмов в составе взвода.
3.3. Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
Практика: Выполнение строевых приемов и движений без оружия.
4. Промежуточный зачет.
Теория: Проверка полученных теоретических знаний по пройденным
темам.
Практика: Проверка полученных практических знаний по пройденным
темам.
5. Огневая подготовка.
5.1. Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах.
14
Теория: Общие понятия о стрелковом оружие и боеприпасах. Техника
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
5.2. Автомат АК-74, история создания.
Теория: Автомат АК-74, история создания, принятия на вооружение.
Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Основные
ТТХ автомата АК-74, его преимущества и возможные недостатки.
Практика: Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
5.3. Пневматическая винтовка.
Теория: Пневматическая винтовка. Принцип работы и назначение.
Техника
безопасности
при
стрельбе
из
пневматической
винтовки.
Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя,
дистанция 5 метров).
Практика: Стрельба из ПВ.
6. Оказание первой помощи.
6.1. Об оказании доврачебной помощи пострадавшим.
Теория: Методы оценки поражения для принятия решения об оказании
первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.2. Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах,
тепловом и солнечном ударе.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.3. Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Теория: Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
7. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
7.1. Оружие массового поражения (ОМП).
15
Теория: Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и
последствия применения.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
7.2. Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Теория: Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива.
7.3. Противогаз.
Теория: Противогаз – назначение, способы применения и нормативы
выполнения упражнений. Практическое выполнение армейского норматива.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива. Одевание
противогаза.
8. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Практика: сдача нормативов по курсу.
Учебный (тематический) план 2 года обучения (базовый уровень)
№
п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
Вводный блок.
2
1
1
2
2.1.
2.2.
3
3.1.
Уставы ВС РФ
Устав внутренней службы
Внутренний наряд по роте.
Строевая подготовка
Строевые приёмы одиночной
строевой подготовки.
Строевые приёмы в составе
взвода.
Повороты в движении в составе
подразделения.
6
2
4
40
16
4
2
2
6
6
2
2
34
10
3.2.
3.3.
8
8
8
8
Формы
аттестации/
контроля
анкетирование,
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
16
8
4
Выполнение строевых приемов
и движений с оружием.
Промежуточный зачет
2
1
1
5
Огневая подготовка
40
6
34
5.1.
Техника безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами.
Полная и неполная разборка и
сборка автомата АК-74.
Снаряжение магазина АК – 47
(74).
Техника безопасности при
стрельбе из пневматической
винтовки.
Оказание первой помощи
Об оказании доврачебной
помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь
при обморожении и ожогах.
Первая доврачебная помощь
при травмах и ранениях.
Первая доврачебная помощь
при обильном кровотечении,
артериальном кровотечении.
Защита от оружия массового
поражения
16
6
10
Оружие массового поражения
Коллективные и
индивидуальные средства
защиты.
Противогаз.
Итоговое занятие
3.4.
5.2.
5.3.
5.4.
6
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7
7.1.
7.2.
7.3.
8
ИТОГО
8
8
8
8
8
8
8
24
6
6
2
18
4
6
2
4
6
1
5
6
1
5
28
6
22
10
8
2
2
8
6
10
2
2
1
8
1
144
33
111
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
опрос,
практическое
задание.
анализ достижений,
зачеты по
пройденному
курсу,
тестирование
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
17
1. Вводный блок. Техника безопасности до, во время и после занятий.
Теория: Правила поведения на учебном месте. Техника безопасности при
проведении практических занятий. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД при
следовании на и с занятий.
Практика: Укладка оборудование подготовка мат. части
2. Уставы ВС РФ.
2.1. Устав внутренней службы
Теория: Уставы ВС РФ. Устав внутренней службы. Строевой устав.
Обязанности заместителя командира взвода, командира отделения.
2.2. Внутренний наряд по роте.
Теория: Обязанности дневального, дежурного по роте. Внутренний наряд
по роте. Обязанности дневального, дежурного по роте.
Практика: Отработка команд дежурного и дневального по роте.
3. Строевая подготовка.
3.1. Строевые приёмы одиночной строевой подготовки.
Теория: Совершенствование практических занятий по выполнению
строевых приёмов одиночной строевой подготовки.
Практика: Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в
составе отделения.
3.2. Строевые приёмы в составе взвода.
Практика: Практическое занятие по выполнения строевых приёмов в
составе взвода.
3.3. Повороты в движении в составе подразделения.
Практика: Повороты в движении в составе подразделения, прохождение
торжественным маршем, отдание воинского приветствия в движении.
3.4. Выполнение строевых приемов и движений с оружием.
Практика: Выполнение строевых приемов и движений без оружия и с
оружием.
4. Промежуточный зачет.
Теория: Проверка полученных теоретических знаний по пройденным
темам
18
Практика: Проверка полученных практических знаний по пройденным
темам
5. Огневая подготовка.
5.1. Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Теория: Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Практика: Выполнение команды «К бою!», стрельба из ПВ.
5.2. Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
Теория: Полная и неполная разборка и сборка автомата АК-74.
Практика: Выполнение команды «К бою!», стрельба из ПВ.
5.3. Снаряжение магазина АК – 47 (74).
Теория: Снаряжение магазина АК – 47 (74).
Практика: Выполнение команды «К бою!», стрельба из ПВ.
5.4. Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Теория: Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Практические стрельбы из пневматической винтовки (упражнение № 2, сидя,
дистанция 10 метров).
Практика: Выполнение команды «К бою!», стрельба из ПВ.
6. Оказание первой помощи.
6.1. Об оказании доврачебной помощи пострадавшим.
Теория: Методы оценки поражения для принятия решения об оказании
первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.2. Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при обморожении и ожогах,
тепловом и солнечном ударе.
Практика: Оказание помощи, наложение повязок, шин, переноска
раненого.
6.3. Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
Теория: Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях. Первая
медицинская помощь при поражениях АХОВ. Асептика и антисептика.
19
Практика: Оказание помощи, наложение повязок шин, переноска
раненого.
6.4.
Первая
доврачебная
помощь
при
обильном
кровотечении,
артериальном кровотечении.
Теория: Первая доврачебная
артериальном
кровотечении.
помощь при обильном кровотечении,
Первая
доврачебная
помощь
при
острой
сердечной недостаточности, остановке дыхания и сердцебиения (клиническая
смерть).
Практика: Наложение повязок, кровоостанавливающего жгута, шин,
переноска раненого, реанимационные действия при клинической смерти.
7. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
7.1. Оружие массового поражения (ОМП).
Теория: Оружие массового поражения (ОМП). Боевые свойства и
последствия применения.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива № 1 в
различных условиях обстановки. Практическое выполнение армейского
норматива № 3-а в различных условиях обстановки. Практическое выполнение
армейского норматива № 7 в различных условиях обстановки.
7.2. Коллективные и индивидуальные средства защиты.
Теория: Коллективные и индивидуальные средства защиты человека и
населения в целом от ОМП.
Практика: Практическое выполнение армейского норматива № 1 в
различных условиях обстановки. Практическое выполнение армейского
норматива № 3-а в различных условиях обстановки. Практическое выполнение
армейского норматива № 7 в различных условиях обстановки.
7.3. Противогаз и общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Теория: Противогаз и общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Практика: Практическое выполнение армейского норматива № 1 в
различных условиях обстановки. Практическое выполнение армейского
норматива № 3-а в различных условиях обстановки. Практическое выполнение
20
армейского норматива № 7 в различных условиях обстановки. Одевание
противогаза, ОЗК, Л – 1.
8. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Практика: Сдача нормативов по курсу.
1.4. Планируемые результаты
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый
уровень)
Предметные результаты
должен знать
должен уметь
технику безопасности, правила
технически правильно выполнять
поведения на занятиях.
упражнения военного многоборья;
историю и структуру ВС РФ
выполнять рекомендации педагога
Правила поведения при обращении с по ОФП.
оружием, СИЗ.
2 год
понимать значимость занятий для
выявлять и исправлять ошибки в
обучения
личностного развития;
технике выполнения упражнений
(базовый
основные правила судейства при
военного многоборья;
уровень)
проведении соревнований по военному - выполнять рекомендации педагога
многоборью,
по ОФП.
правила организации и проведения
соревнований по военному
многоборью.
Личностные результаты:
осознанное отношение к занятиям НВП как средству саморазвития и применения
приобретённых знаний в повседневной жизни;
развитие личностных качеств в достижении поставленных задач, умения доводить начатое
дело до конца;
развитие лидерских качеств, разумной инициативы, чувства товарищества и взаимопомощи;
осознание ценности собственного здоровья и поддержания физической формы;
осознанная готовность к разным видам общения в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своих занятий;
владение основами самоконтроля;
умение соотносить свои действия с поставленным заданием;
умение сотрудничать при работе в группе.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
сентябрь
Дата
окончания
обучения
май
1 год
обучения
I полугодие - 17 учебных недель
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
36
72
1 раз по 2 часа
в неделю
21
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря., 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» на станции юных
техников в кабинете № 2, где находится следующее:
Мебель: столы и стулья для учащихся, стол и стул для педагога.
Тренажеры:
тренажер для проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.
Оборудование: макеты автомата Калашникова, пневматические винтовки,
комплекты общевойсковых защитных костюмов, костюм Л – 1, противогазы ГП
– 5, ГП – 7В, респираторы, гимнастические коврики.
Информационное обеспечение реализации программы:
1. www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. www.mil.ru – сайт Министерсва Обороны
5. www.yunarmy.ru – сайт Юнармии России
6. www.weapons-world.ru – сайт посвященый вооружению.
7. www.consultant.ru – сайт юридической поддержки.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль – осуществляется
при наборе в объединение и
показывает уровень подготовки учащегося (педагогическое наблюдение,
беседа).
Промежуточный контроль - проводится в конце каждой темы и года
обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать
процесс
обучения
(педагогическое
наблюдение,
сдача
контрольных нормативов, соревнование, беседа, устный опрос).
22
Итоговый контроль - представляет собой оценку качества усвоения
учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период обучения,
проводится в виде анализа участия коллектива и каждого учащегося в
соревнованиях разного уровня,
мероприятиях воспитательного характера,
выполнения контрольных нормативов, контрольных (открытых) занятий
При
реализации
программы
в
течение
всего
учебного
года
осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
теоретических и практических знаний материала программы (устные опросы,
фронтальные и индивидуальные беседы, выполнение дифференцированных
практических заданий различных уровней сложности, а также педагогическое
наблюдение).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление образовательных результатов
проводится педагогическим мониторингом. Отслеживание проводится два раза
в год, в соответствии с возрастом и годом обучения учащегося.
Результаты отслеживания соотносятся с трёхуровневой системой (низкий
уровень - от 1 до 3 баллов; средний уровень - от 4 до 6 баллов; высокий уровень
- от 7 до 9 баллов).
- Низкий уровень: учащийся имеет непрочные знания по базовым темам
программы. Не может правильно и рационально применить навыки.
Испытывает серьезные затруднения при выполнении контрольных упражнений,
предусмотренных программой. При их
непосредственном выполнении
совершает ошибки. Не соблюдает правила их безопасного выполнения.
Проявляет небрежность при обращении с оборудованием.
Не может
самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь руководителя
и товарищей.
- Средний уровень : учащийся имеет знания по базовым темам программы,
но
при
непосредственном
предусмотренного
выполнении
программой,
совершает
тренировочного
незначительные
комплекса,
ошибки.
Недостаточно четко использует необходимые рекомендации при выполнении
23
контрольных
упражнений.
Недостаточно
точно
соблюдает
правила
безопасности и страховки во время выполнения упражнений. Проявляет
некоторую неуверенность при выполнении некоторых упражнений. Может
самостоятельно выявить ошибки, но испытывает затруднения при определении
причин их возникновения.
- Высокий уровень: учащийся имеет прочные знания по базовым темам
программы. Предусмотренные программой умения и навыки может творчески
применить в практической деятельности. Точно соблюдает правила техники
безопасности до, во время и после занятий. Владеет хорошей или отличной
техникой выполнения практических занятий. Может самостоятельно выявить и
устранить ошибки. Результаты отслеживаются и фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п
ФИ
уч.
Возраст
Год
обу
- Низкий Средний
че(1-3)
(4-6)
ния Месяц
Месяц
XII V XII V
Знания и умения
Теория
Практика
Уровни в баллах
Высокий
Низкий Средний Высокий
(7-9)
(1-3)
(4-6)
(7-9)
Месяц
Месяц
Месяц Месяц
XII
V XII V XII V XII V
Участие в Результат:
соревнова сертификат,
ниях,
благодарност
конкурсах ь, грамота,
(кол-во)
диплом
Отслеживаются достижения объединения, индивидуальные достижения
обучающихся (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме
вышеперечисленных
форм
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов используются: журнал посещаемости, протокол
соревнований, отзывы детей и родителей, фото и видеоматериалы, статьи о
работе военно-патриотического клуба «Юный патриот» в СМИ, на сайте ЦТР и
ГО «Гармония
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитическая
справка,
открытое
занятие,
участие
в
соревнованиях,
выступления на праздниках и фестивалях, поступление выпускников в
профессиональные образовательные организации по профилю.
24
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы военно-патриотического клуба «Юный
патриот» разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№
Тема
Методы педагогической диагностики
1 год обучения (стартовый уровень)
1 Вводный блок.
беседа
2 Уставы ВС РФ
беседа, опрос, практическое задание.
3 Строевая подготовка
беседа, опрос, практическое задание.
4 Промежуточный зачет
беседа, опрос, практическое задание..
5 Огневая подготовка
опрос, практическое задание.
6 Оказание первой помощи
опрос, практическое задание.
7 Защита от оружия массового поражения
опрос, практическое задание.
8 Итоговое занятие
анализ достижений, зачет.
2 год обучения (базовый уровень)
1 Вводный блок.
беседа
2 Уставы ВС РФ
беседа, опрос, практическое задание.
3 Строевая подготовка
беседа, опрос, практическое задание.
4 Промежуточный зачет
беседа, опрос, практическое задание..
5 Огневая подготовка
опрос, практическое задание.
6 Оказание первой помощи
опрос, практическое задание.
7 Защита от оружия массового поражения
опрос, практическое задание.
8 Итоговое занятие
анализ достижений, зачет.
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей учащегося, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения
25
все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения
занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности в освоении
изучаемого материала. Тематика занятий строится с учетом интересов
учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия строятся на
основе метода сотрудничества, который позволяет обеспечить единство
воспитания, обучения и развития личности обучаемого. Используются
следующие методы:
- Словесные методы: объяснение, обсуждение, подача команд, беседа,
устная инструкция, инструктаж, анализ проделанной работы.
- Наглядные методы: наглядно-зрительные приемы (показ практических
упражнений), использование наглядных пособий (схемы, видео), имитация
(подражание), непосредственная помощь педагога.
- Практические методы: повторение упражнений, тренировка, игры,
соревнования.
Педагогические технологии
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.).
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
физическими упражнениями, активной двигательной деятельностью.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
26
1. Обеспечение
каждому
учащемуся
чувства
психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Технология
КТД
(коллективно-творческой
деятельности)
используется для организации соревнований и мероприятий воспитательного
характера. Этот способ деятельности помогает развитию организаторских и
коммуникативных навыков и работает на сплочение коллектива. В основе
технологии - известный метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ - технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
- как источник информации.
- для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий: беседы, образцы выполнения практических упражнений военного
многоборья, видео выступления для анализа, тесты и т. п.
- для мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
Тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме.
- Вводная часть состоит из построения, приветствия, оглашения темы
занятия, инструктажа по технике безопасности, (если занятие практическое).
- Основная часть занятия. Теоретическое занятие: просмотр фильма или
презентации, наглядное изучение материальной части. Практическое занятие:
выполнение упражнения, совершенствование навыков.
27
-
Заключительная
часть
занятия
организуется
-
рефлексия,
анализируются успехи\неудачи, намечается перспектива дальнейшего действия.
Дидактические материалы
Дидактическое
соответствии с
обеспечение
реализации
темами учебного
программы
разработано
в
плана программы. Для обеспечения
наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные
пособия:
Звукоматериалы: Гимн Российской Федерации; строевые песни.
Видеоматериалы:
- Учебные фильмы: выполнение строевых приемов и движений без
оружия и с оружием, техника стрельбы из пневматической винтовки, жизнь и
быт военнослужащего, виды и рода войск, история создания ВС России.
- Презентации: структура, цели и задачи юнармейского движения в
России, особенности военного многоборья.
- Стендовый материал:
стенд с изображениями выполняемых упражнений;
нормативные таблицы: огневая подготовка, строевая подготовка, дни
воинской славы, структура ВС РФ, цели, задачи и история создания
Юнамейского движения в России.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
28
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».:
URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).:
URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
29
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по
подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных
ситуаций. М.: АСТ, 1998.
2. Большой
энциклопедический
словарь.
М.:
Большая
Российская
энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997.
3. Вестник военной информации. 1998. № 1-12.
4. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации.
2000. № 5.
5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генералполковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
6. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного
права). М.: Военный университет, 1996.
7. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.
8. Всемирная история: В 24 т. Минск: Литература, 1996.
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред.
Ю.В. Скуратора и В. М. Лебедева. М.: Издательская группа ИНФРА-МНОРМА, 1997.
10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник
военной информации. 2000. № 2.
11. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его
вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых
30
основах военной службы: Книга для чтения по общественногосударственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС
РФ / Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ,
1999.
13. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
14. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
15. ОБЖ: Основы безопасности жизни.2016–2017. № 1-12.
16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.:
Воениздат,2014.
17. Приемы и способы действий солдата в бою: Учеб. пособие. М.: Воениздат,
1988.
18. Основы военной службы. Методическое пособие. Кн. для учителя / Сост.
А.Т. Смирнов, В.А. Васин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение,
2009.
19. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое
общество России, 2005.
Литература для детей
1. Уставы ВС РФ
2. Начальная военная подготовка А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, под ред. Ю.А.
Науменко 1985г.
Литература для родителей.
1. Педагогическая поэма А.С. Макаренко 1931г.
2. Васютин Александр. Самая лучшая книга по воспитанию детей.
[Электронный ресурс].-: URL : www.koob.ru.
31
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Военно-патриотический
клуб «Юный патриот» ориентирована на детей 10-18 лет. Срок реализации
программы 2 года.
Целью образовательной программы по НВП является Изучение
теоретических основ и начальных практических навыков в области военного
дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
Общие задачи:
1. Развитие лидерских качеств, разумной инициативы, нравственности,
товарищества и взаимопомощи.
2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в области
начальной военной подготовки.
3. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного
развития личности, патриота своей Родины.
Программа направлена на:
- приобщение детей и подростков к системным занятиям о службе в ВС
РФ, здоровому образу жизни, на улучшение уже достигнутого учебного
результата, на возможность применения полученных знаний, умений и навыков
во время прохождения срочной службы в рядах ВС РФ, а так же в разных
сферах повседневной жизни;
- формирование у учащихся основных понятий о военной службе в ВС
РФ, выработки у них сознательного и ответственного отношения к вопросам
защиты Родины, приобретение учащимися начальных навыков в области
военного дела, формирование у учащихся патриотизма и любви к своей Родине.
32