! Английский для начинающих

Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»

Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

Возраст учащихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 3 года

Автор – составитель:
Берёзка Марина Евгеньевна, педагог
дополнительного образования

г. Тавда, 2025
1

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Английский для начинающих» разработана в рамках социальногуманитарной направленности для учащихся 8-10 лет.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
2

11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав и локальные акты МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность и целесообразность данной программы в том, что сегодня
и Россия, и западные страны переживают настоящий языковой бум. Английский
язык становится актуализированным средством общения. Владение английским
языком, как международным, становится необходимостью в жизни, работе,
отдыхе, путешествиях. Дети хотят общаться с иностранными сверстниками,
пользоваться Интернетом, получать больше информации, комфортно
чувствовать себя в любой стране, т.е. быть субъектом отношений с людьми, с
миром и с собой. Следуя социальному заказу общества, учреждения системы
дополнительного образования, открывают разного рода курсы и «школы
развития» для детей и взрослых, желающих овладеть иностранным языком.
Педагогическая целесообразность программы в том, что на начальной стадии
обучения язык (языковые единицы, грамматические структуры, фонетические
особенности и т.д.) выступает средством формирования интеллекта ребенка,
развития его способностей, средством социального взаимодействия, с помощью
которого ребенок овладевает социальным опытом. Обучение иностранному
языку вносит конкретный вклад в «формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном и нравственном совершенствовании».
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Английский для начинающих» является модифицированной. В основу
программы положены: УМК «Английский язык для школьников» И.А.
Шишковой, М.Е. Вербовской.-М.:ЗАО Росмэн,2018, личный опыт педагога –
автора программы.
Отличительной особенностью данной программы является построение
занятий с использованием информационных технологий. Использование
видеопрограмм, мультимедийных презентаций помогает решать разные задачи,
главной из которых следует считать формирование навыков и умений
ситуативно-направленного аудирования, и является лучшим подкреплением
положительной мотивации изучения английского языка.
Принципы, лежащие в основе программы:

принцип коммуникативной направленности (является ведущим и
определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по
иностранному языку. Это значит, что обучение строится на вовлечении
учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо)
3

коммуникацию, то есть общение на изучаемом языке на протяжении всего
курса);

принцип дифференциации и интеграции обучения (в обучении английскому
языку дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения;
проводится четкое разграничение в обучении: -устной речи и письменной речи; внутри устной речи; -внутри чтения; - внутри письма);

принцип учета родного языка (учащиеся овладевают тем, что им близко,
что для них очевидно, и поэтому усваиваемый ими материал не вызывает
трудностей в понятийном аппарате);

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Построение работы на этих специфических и общедидактических принципах
помогает педагогу эффективно осуществлять обучение, а учащимся – овладевать
английским языком.
Уровень программы.
Программа имеет «стартовый» и «базовый» уровни обучения.
«Стартовый» уровень направлен на развитие интереса к изучению
английского языка, овладение первоначальными умениями.
«Базовый» уровень направлен на усвоение учащимися базовых основ
английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями
Великобритании и США.
Адресат программы: дети 8-10 лет.
Краткие возрастные особенности:
Младший школьный возраст – период перестройки всей системы
отношений ребёнка с действительностью. Ведущая деятельность школьника –
учебная. Несколько видоизменяется игровая деятельность: возрастает значение
игры с достижением известного результата. Большие изменения происходят в
познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный
произвольный характер. В области восприятия происходит переход от
непроизвольного восприятия к целенаправленному производному наблюдению.
Мышление начинает приобретать абстрактный и обобщённый характер.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к
изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом языке
с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других
возрастных групп.
В свою очередь, изучение английского языка способствует развитию
речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на
развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера,
4

взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого
партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос отрицание), планировать элементарное
монологическое высказывание. Помимо этого, изучение английского языка
позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет
так называемых «интернациональных» слов и т. д.
Наполняемость группы: 12-14 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в учебные группы
осуществляется без ограничений.
В группу 1-го года обучения принимаются дети школьного возраста 8 лет.
В группу 2-го года обучения принимаются обучающие, освоившие
программное содержание 1–го года обучения или дети 8-9 лет, владеющие
начальными навыками разговорного английского языка.
В группу 3-го года обучения принимаются обучающие, освоившие
программное содержание 2–го года обучения или дети 9-10 лет, владеющие
начальными навыками английского языка в говорении, письме и чтении.
По окончании обучения по программе «Английский для начинающих»
учащиеся получают свидетельство об окончании курса.
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Английский для начинающих» на общих основаниях могут заниматься детиинвалиды и дети с ОВЗ не требующие организации особых образовательных
условий.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации – 3 года.
1 год обучения (стартовый уровень) – 108 часов;
2 год обучения (базовый уровень) – 108 часов;
3 год обучения (базовый уровень) – 108 часов;
Объем программы – 324 часа.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов. Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от
возраста поступления ребенка в объединение и качества освоения программы.
Программа предполагает очную форму обучения.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса в рамках реализации
программы являются фронтальная и групповая.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: Занятия делятся на теоретические
(в форме бесед, лекций и презентаций) и практические (отработка на практике
теоретических знаний, проходящая в коллективной, групповой и
индивидуальной форме).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, тестирование, анкетирование и т.д.
5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития коммуникативных,
познавательных и творческих способностей детей средствами английского
языка, способствующих социальной адаптации в обществе.
Обучающие задачи:

способствовать формированию коммуникативных умений детей в
различных видах англоязычной речевой деятельности (говорении,
аудировании, чтении и письме) в рамках тематики, предложенной
программой;
 познакомить детей с англоязычной культурой (музыкой, историей,
литературой, традициями, праздниками и т.д.) с целью проявление
ощущения причастности к языковому и культурному сообществу людей.
Развивающие задачи:
 развивать
интеллектуально-творческий потенциал воспитанников,
образовательную активность, навыки взаимодействия и сотрудничества в
кругу сверстников;

способствовать развитию культуры межнационального общения;

формировать устойчивый познавательный интерес к изучению
английского языка.
Воспитательные задачи:
 воспитывать толерантного гражданина России и мира, через
приобщение к родной и англоязычной культуре и истории, через воспитание
дружелюбного, уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка,
на котором они говорят, через выработку норм поведения в обществе.
1.3. Планируемые результаты
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый
уровень)

Предметные результаты
должен знать
должен уметь
- алфавит, буквы, основные
словосочетания, звуки
английского языка;
- основные правила чтения
и орфографии английского
языка.

- понимать на слух указания
учителя,
речь
сказочных
персонажей в предъявлении учителя
и в звукозаписи, песни и стихи,
построенные
на
изученном
звуковом
материале,
основное
содержание
облегчённых,
доступных по объёму текстов, с
опорой на зрительную наглядность;
- выполнять обращенные к ним
просьбы педагога и партнеров по
общению;
- понимать
указания
учителя,
связанные с ведением занятия;
6

2 год
обучения
(базовый
уровень)

3 год
обучения
(базовый
уровень

- правильную артикуляцию
английских звуков (отдельно
и в потоке речи);180 новых
лексических единиц в рамках
содержания второго года
обучения.(130
единиц
активного словаря и 50
единиц пассивного)
знать грамматические
структуры с глаголами to be,
to have, to like, to see,
модального глагола can;
способы
применения
полученных
знаний
по
английскому
языку
в
творческой деятельности
- все звуки английского
языка в потоке речи; 200
новых лексических единиц в
рамках содержания второго
года обучения. (130 единиц
активного словаря и 70
единиц пассивного);
- грамматические
структуры с глаголами to be,
to have, to like, to see, to live,
модального глагола can;
способы
применения
полученных
знаний
по
английскому
языку
в
творческой деятельности

- участвовать
в
элементарном
этикетном диалоге (знакомство,
поздравление,
благодарность,
приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавая
простые вопросы (Кто? Что? Где?
Когда?) и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, своей
семье, друге; составлять небольшие
описания предмета, картинки по
образцу.
- воспринимать на слух указания
педагога речь сказочных персонажей
в предъявлении педагога и в
звукозаписи, построенную на
изученном языковом материале, речь
других детей;
- рассказывать о своей семье, о
своей одежде и комнате, о любимом
животном на основе изученного
материала в объеме 5-6
предложений;
- задавать вопросы друг другу о его
семье, одежде, о его любимой еде;
- составлять диалоги-расспросы и
диалоги-просьбы объемом 3-4
реплик
- воспринимать на слух указания
педагога речь сказочных персонажей
в предъявлении педагога и в
звукозаписи, речь других детей,
построенную на изученном
языковом материале, стихи и песни;
- рассказывать о себе, о своей
семье, о любимой еде, временах года
на основе изученного материала в
объеме 5-6 предложений;
- задавать вопросы друг другу о его
семье, одежде, о его любимой еде;
- составлять диалоги-расспросы и
диалоги-просьбы, используя модели
речевого этикета в объеме 5-6
реплик;
- составлять английские слова,
используя транскрипционные
обозначения
7







Личностные результаты:
положительное отношение к овладению иностранными языками, к
познавательной деятельности;
осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа,
определенной культуры; интерес и уважение к другим народам, проявление
толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный
компонент);
осознанная
готовность
приобретать
новые
знания,
умения,
совершенствовать имеющиеся; желание осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению;
развитие критического мышления, ценностных ориентаций, чувств и
эмоций.

Метапредметные результаты:
 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы решения;
 умение активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
 умение уважительно относится к культурным ценностям других стран;
 умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения (стартовый уровень)
Задачи:
- вовлечение учащихся в образовательный процесс;
- закрепление интереса к изучению иностранного языка.
В ходе первого года обучения предусматривается ознакомление со звуковым
строем английского языка, овладение лексическими единицами и
элементарными грамматическими структурами.
Количество часов
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Знакомство. О себе. Моя
семья
Животные
Моё любимое занятие

20

6

14

28

9

18

36

11

25

21

6

16

1

1

-

108

34

74

3
4
5
6

В продуктовом магазине
Итоговое занятие
Итого

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Опрос,
практическое
задание
Беседа
Практическое
задание
Игра- опрос
Анализ
достижений
8

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Введение
Теория: Знакомство с России (географическим расположением, символикой) и
героями мультфильмов и сказок. Знакомство с Великобританией
(географическим расположением, символикой) и героями англоязычных сказок.
Беседа.
Практика: Игра- квест «Я-великий путешественник»
Тема 2. Знакомство. О себе. Моя семья
Теория: Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Речевые и языковые
средства: Hello! Hi! Good morning! I am... My name is.... What is your name?
How old are you? Numerals: 1—10. I live in.... Where do you live? Goodbye! Byebye! Буквы и транскрипция: Буквы английского алфавита: Aa- Mm.
Изучение знаков фонетической транскрипции.
Практика: уметь поздороваться и ответить на приветствие; представиться и
узнать имя партнера, его возраст. Составление рассказов о себе (сообщив имя,
возраст, где живешь; расспросить партнера, где он живет; попрощаться).
Написание букв английского алфавита: Aa- Mm, знаков фонетической
транскрипции.
Теория: Семья. Мои родственники (имя, возраст, какой он, что умеет делать).
Речевые и языковые средства: I have ... /I have no ... mother (mum), father, sister,
brother, grandmother, grandfather. He is ... / She is... nice, clever, little, strong, good, tall;
boy, girl. His / Her name is.../to sing, to dance, to run. to jump, to count, to play, to swim,
to skip, to draw, to read. to write/I love my... Do you have...? –Yes, I do. I have…No, I
do not (don't). I have no. What is his (her) name? How old is he (she)? Is he (she)...? Yes, he (she) is. No, he (she) is not (isn't). Can he (she)...? -Yes, he (she) can. No, he
(she) can't. Буквы и транскрипция: Буквы английского алфавита: Nn -Zz.
Изучение знаков фонетической транскрипции.
Практика: составление рассказов о своей семье; (рассказать о своей семье,
выразив свое отношение к ее членам; описать членов семьи; расспросить
партнера о его семье). Написание букв английского алфавита: Nn –Zz, знаков
фонетической транскрипции. Практическое задание.
Тема 3. Животные
Теория: Любимое животное. В зоопарке. В лесу. Речевые и языковые средства:
cat, dog, mouse, cow, horse, pig, chicken, fish, cock, hen, duck, small, big/ I like a... It
is... It is small. It is big. I have (got) a…
Show me ... What is it? I like a cat. It is small / bear, hare, fox, wolf, tiger, frog,
elephant, crocodile, forest, kind, angry / I like a... It is a … I see a bear in the forest. It
can dance. It is brown. It is kind / in the forest, in the river, in the garden, in the house,
in the zoo/ colours: red, blue, green, pink, yellow, grey, white, black, brown,
orange/What do you like? What do you see in the forest? Is it a wild or a domestic
animal? What colour is it? Is it big or small? Is it kind or angry? Беседа.
Грамматика: множественное число имени существительного.
Практика: рассказать о животном, высказав своё отношение к нему; описать
животное, изображенное на картинке; рассказать об обитателях зоопарка / леса
9

(название, какой он, что умеет делать). Упражнения на использования
множественного числа существительных.
Тема 4. Мое любимое занятие
Теория: Моя любимая игрушка. Речевые и языковые средства: doll, ball, top, ship,
car, balloon, flag, teddy-bear, drum, kite/ I like... I have got… It is small (big). It is
green. Give me a red car. Here it is. What do you like? What colour do you like?
What colour is it? Take one yellow ball. Do you like a big car or a small car? Do you
like a green car or a red car?
Практика: составление рассказов о своей любимой игрушке (посмотреть на
рисунок и догадаться, что хочется купить девочке в магазине игрушек; назвать
игрушку и ее цвет).
Теория: Моя любимая игра. Речевые и языковые средства: to play volleyball /
football/ basketball / tennis / chess / hockey/ hide-and –seek, leapfrog, hop scotch/ to
ride a bike, to ski, to skate;
Практика: Речевые ситуации: предложить гостям поиграть в разные игры;
посоветовать другу, чем он может заняться во время каникул.
Занятия музыкой и спортом
Коммуникативные задачи: узнать у своих одноклассников, на каких музыкальных
инструментах они умеют играть.
Речевые и языковые средства: to play the piano / the violin / the drum / the guitar; to
recite poems; to sing songs; Практическое задание.
Грамматика: повелительное наклонение глаголов в командах и просьбах;
глагол can.
Тема 5. В продуктовом магазине
Теория: Продукты. Полезная пища. Речевые и языковые средства: bread, cheese,
chocolate, milk, sweet, tea, soup, apple, orange, butter cakes, eggs, coffee, fish, meat,
porridge, sandwich, sausage, biscuit, lemon, grapes, watermelon, pear, banana, tomato,
potato, carrot, cucumber, cabbage, onion/ What’s this? What do you like? What don’t
you like? Is this healthy food? Sweet food. Milk food. Meat food. Healthy food.
Грамматика: исчисляемые и неисчисляемые существительные.
Практика: составление и разыгрывание диалогов: рассказать о своей любимой еде;
угощаем гостей. Речевые ситуации: «В магазине». Составление собственного меню.
Дидактические упражнения на закрепление грамматики.
Тема 6. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Учебный (тематический) план 2 года обучения (базовый уровень)
Задачи:
- овладение навыками общения, сотрудничества и взаимодействия в кругу
сверстников на английском языке.
- деятельностно-игровое приобщение к традициям, культуре народов других
стран.
В ходе второго года обучения предусматривается обучение аудированию и
говорению на материале расширения и введения новых тем. Продолжается
работа над произносительными навыками и интонацией.
10

Количество часов
№
1
2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Введение
Разрешите представиться
Я и мои друзья
Круглый год (дни недели,
месяцы)
В нашем доме
Итоговое занятие
Итого

Всего

Теория

Практика

2

1

1

20

6

14

30

10

20

33

11

22

22

8

14

1

1

-

108

37

71

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Опрос,
практическое
задание
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мини- проект
«Мой дом»
Анализ
достижений

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1. Введение
Теория: России - наша Родина (географическое расположение, символика,
столица, традиционные праздники). Великобритания – родина английского
языка (географическое расположение, символика, столица, традиционные
праздники). США – страна контрастов (географическое расположение,
символика, традиционные праздники). Беседа.
Практика: Игра- путешествие «Англоязычные страны».
Тема 2. Разрешите представиться
Теория: Знакомство. Речевые и языковые средства: Meet-Are you...? — Yes, I am.
No, I am not.I am from Russia / Britain. Sorry. (I am sorry.) Good luck! See you
soon.Семья (внешность членов семьи, черты характера). Речевые и языковые
средства: fat, clean, pretty, slim, ugly/nose, eye, hair, ear, tooth /teeth, mouth, beard,
hand; long, short, fair, grey; brave, timid, stupid, cruel, kind, curious, merry, sad, strong,
shy, weak, cunning, busy, lazy, hospitable, to look like. Праздники. День рождения.
Речевые и языковые средства: Happy Birthday to you! Best wishes! What would
you like as a birthday present? I think...Let's... – OK. It's great! Would he
like...?present, cartridge, ball, cassette, computer, jeans, walkman; new, beautiful,
favourite; address, envelope, letter-box, paper, pen, friend, postcard, post office, town,
street, stamp, to get, to post, to send, to write.
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Речевые и языковые
средства: to get up, to have breakfast (lunch, dinner), to wash one's hands, to clean
one's teeth, to go to school, to play jokes, to phone, to do one's homework, to go
shopping, to buy, to make one's bed, to lay the table, to eat, to repair a bike, one's
11

room, to feed a dog, to water flowers, to wash the dishes, to draw pictures, to answer
phone calls, to clean.Еда, любимые блюда. Речевые и языковые средства: I'd like
... and ... for breakfast / lunch / dinner.I am (you are, he / she / it is / we are / they are)
hungry. Would you like some...? —Thank you. / Yes, please. May I take...? Здоровье.
Речевые и языковые средства: Would you like to be healthy? Swim ... / Don't eat
cakes.
Практика: Разыгрывание речевых ситуаций: познакомиться с новым учеником;
расспросить его /ее; рассказать ему о себе; рассказать о герое английской сказки с
опорой на рисунок; попросить прощения (извиниться) за свое некорректное
поведение; попрощаться с другом, пожелав ему удачи; поздравить своего друга
/одноклассника с днем рождения; узнать у своих одноклассников, какой подарок
они хотели бы получить на день рождения; выяснить, какой подарок оказался
самым популярным; обсудить с партнером, какой подарок на день рождения
можно подарить вашему общему знакомому; заказать в кафе обед для себя и
своего питомца; пригласить к себе в гости; предложить угощение гостям;
посоветовать другу, что надо делать, чтобы быть здоровым.
Составление и разыгрывание диалогов «День рождения», «Мой рабочий день»,
«В магазине».
Составление рассказов о своей семье; описать внешность одного из ее членов;
рассказать о своей маме (описать ее внешность, какая она, что умеет делать).
Составление меню на завтрак, обед, ужин. Составление режима дня.
Упражнения на использование глаголов to be, to have.
Написание поздравительной открытки своему другу; поздравить его с днем
рождения.
Тема 3. Я и мои друзья
Теория: Мои друзья: внешность, увлечения. Речевые и языковые средства: (с
использованием изученных языковых и речевых средств)/Dear Pen Friend- PS.
Please write back. Помощь друг другу. Совместные занятия и увлечения. Речевые
и языковые средства: May I help you?— Yes, you may. Can you help me? Would
you like to...? Do you like to...? Does he / she like to...? Yes, he does.
No, he does not / doesn't.
Практика: Составление рассказов о своем друге (описать его внешность;
охарактеризовать его; сказать, что он умеет делать), о его семье; расспросить своих
одноклассников и выяснить, с кем из них у тебя общие вкусы; предложить другу
свою помощь; попросить друга помочь тебе; пригласить своего друга поиграть /
сделать что-либо вместе; рассказать, что ты любишь делать в свободное время;
расспросить своего друга о его увлечениях; рассказать, какими видами спорта
любят заниматься ребята в твоем классе; расспросить своего друга о его
домашнем питомце.
Составление и разыгрывание диалогов «На стадионе», «Любимый вид спорта»,
«Твой друг».
Написание письма зарубежному другу: рассказать в нем о себе и своей семье.
Грамматические упражнения на использование модального глагола can.
Тема 4. Круглый год (дни недели, месяцы)
12

Теория: Времена года. Месяцы и дни недели. Речевые и языковые средства: I like
... because ...It's the fifth of .../It's Monday. /winter, spring, summer, autumn; January,
February, March, April, May, June, July, August, September, October, November,
December; Monday, Tuesday, Thursday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday,
Sunday; It's winter./ first, second, third, thirty-first. Грамматика: порядковые
числительные.
Практика: Составление рассказов о своем любимом времени года; назвать свой
любимый день недели и объяснить, почему ты любишь этот день; описать
картинку; назвать изображенное время года.
Упражнения на использование в устной и письменной речи порядковых
числительных.
Тема 5. В нашем доме
Теория: Мой дом. Квартира. Речевые и языковые средства: There is (are)...There is
no... (are no...) Is there...?Yes, there is. No, there isn't. Are there ...? Yes, there are. No,
there aren't. home, flat, hole, lift, hall, room, living room, kitchen, bedroom, bathroom;
wall, floor, window, door; chair, fireplace, lamp, mirror, picture, shelf, sofa, TY table,
bed, armchair, carpet, clock; to enjoy, to share; rich, own; after. Грамматика:
конструкция there is/there are.
Практика: составление диалогов и монологов о своей комнате (квартире);
расспросить друга о его комнате (квартире); сравнить свою комнату с комнатой
своего друга; рассказать, какой бы дом ты построил, если бы был архитектором;
расспросить владельца гостиницы, в которой тебе предстоит остановиться, о
номере, который он тебе предлагает. Разработка и защита мини- проекта «Мой
дом». Грамматические упражнения на закрепление знаний конструкции there
is/there are.
Тема 6. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
Учебный (тематический) план 3 года обучения (базовый уровень)
Задачи:
- развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно,
осознание ими явлений действительности, происходящих в разных странах,
через знания о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка;
- осознание роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других
народов.
Количество часов
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Снова вместе

10

4

6

30

10

20

3

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Опрос,
практическое
задание
Практическое
13

Погода. Время года
4

В школе

25

8

18

5

Помогаем по дому

24

7

17

16

5

11

1

1

-

108

35

73

6
7

Делаем покупки
Итоговое занятие
Итого

задание,
тестирование
Практическое
задание
Практическое
задание
Игра- опрос
Анализ
достижений

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Введение
Теория: Russia (географическое расположение, символика, столица,
традиционные праздники).
Практика: Чтение текстов «Russia». Great Britain (географическое
расположение, символика, столица, традиционные праздники). Беседа.
Тема 2. Снова вместе
Теория: Семья. Мои родственники. Речевые и языковые средства: family,
daughter, son, grandma, grandpa, grandson, granddaughter; be together, to make a toy,
to watch the stars, to play computer games, to play chess, to take a photo, to watch ТУ
to wash, to cook, to listen to the music; to get along with; curious, happy, polite,
hardworking, wise. Мои друзья. Речевые и языковые средства: to toboggan, to ski
jump, to ride a bike, to dive, to water-ski; dictionary, magazine, news, information,
cookbook, fairy tale, letter, calendar, poem; friendship, fun. Мой город /село. Речевые
и языковые средства: country (in the country),c ity, town, field, hill, mountain, river,
sea, ocean, desert, wood, garden, yard, road, path; church, house, farmhouse, bridge,
flowerbed; deep.
Практика: разыгрывание речевых ситуаций: пригласить своего друга в гости и
представить ему членов своей семьи; рассказать, как провели воскресный вечер
члены твоей семьи. Составление диалогов и монологов: расспросить своих
друзей, что они любят делать в разное время года; убедить своих друзей, что
каждый человек должен уметь читать; рассказать о своем любимом месте на
земле; расспросить своего партнера, что находится недалеко от его дома.
Тема 3. Погода. Времена года
Теория: Любимое время года. Погода. Речевые и языковые средства: I like ...
because...What is the weather like? It is cold. (It's cold.) weather; snow, rain, cloudy,
cold, foggy, frosty, rainy, snowy, sunny, warm, windy; bright, lovely
Природа. Речевые и языковые средства: monkey, horse, sheep, penguin, eagle,
camel, whale, lamb, sheep, mouse (mice); to climb.
Практика: составление и разыгрывание речевых ситуаций: сказать, почему ты
любишь лето, зиму, осень, весну; говорят, что у природы нет плохой погоды;
доказать, что это справедливо; рассказать, чем можно заниматься, например, в
14

очень холодный день; твой друг решил отправиться на Южный полюс летом,
чтобы позагорать; убедить его изменить свои планы и пригласить к себе в гости
,уговорить друга пойти с тобой в зоопарк; сказать, что животные делают для
человека и что человек делает для животных. Составление рассказов о погоде в
твоем родном крае, чем вы будете заниматься, когда погода дождливая
(солнечная, снежная и тп); рассказать одноклассникам о своем питомце и
убедить их завести такого же. Составление календаря погоды.
Тема 4. В школе
Теория: Моя школа. Моя классная комната. Мои школьные принадлежности.
Учебные предметы. Занятия на уроке, на перемене. Обязанности по классу. Речевые
и языковые средства: school, classroom, break, lesson, blackboard, desk, cassette
recorder, video, pen, rubber, pencil, felt-tip pen, paints, sharpener, instruction,
textbook, exercise book, mark, teacher, pupil; language, future, job, result; to copy, to
count, to discuss, to explain, to find out, to imagine, to know, to learn, to need, to
retell, to translate, to remember, to understand, to shout, to be sure; correct, different,
easy, wrong; by heart, of course; during, never, often, sometimes, soon.
Практика: составление и разыгрывание речевых ситуаций: рассказать, что ты
обычно делаешь на уроке, на перемене; сказать нерадивому ученику Незнайке,
что он должен делать на уроке; рассказать, что лежит у тебя в портфеле и для
чего тебе это нужно; попросить своего партнера одолжить тебе карандаш (ручку,
ластик и т. д.), который ты забыл дома; сказать, для чего ты изучаешь русский
язык, математику, английский язык. Упражнения на закрепление лексического
материала.
Тема 5. Помогаем по дому
Теория: Обязанности по дому. Помощь родителям. Речевые и языковые средства:
do homework, go shopping, make bed, clean room, lay the table, answer phone calls,
wash the dishes.
Практика: составление рассказов о своих обязанностях по дому. Составление и
разыгрывание диалогов: расспросить одноклассника как он помогает родителям по
дому; убедить одноклассников, что необходимо помогать родителям.
Тема 6. Делаем покупки
Теория: Любимая еда. Речевые и языковые средства: There is some...There is not
any...Is there any...?some, any, no; bag, bar (of chocolate), kilo, liter, loaf (of bread),
piece (of cake), slice (of meat), tin, bottle; cup, glass; food; water, juice; orange,
cucumber, vegetable. Моя одежда. Речевые и языковые средства: dress, T-shirt,
jacket, mitten(s), raincoat, coat, jacket, jeans, shorts, scarf, suit, hat, trousers; boot(s),
shoe(s); umbrella; to have on, to suit, to wear.
Практика: составление речевых ситуаций: расспросить одноклассников о том, что
они любят есть на завтрак, обед и ужин; посоветовать друзьям, как нужно одеваться
в суровую русскую зиму, чтобы не заболеть. Разыгрывание диалогов: который мог
бы состояться в магазине "Продукты" между покупателем и продавцом,
разыгрывание с партнером диалога, который мог бы состояться в магазине
"Одежда". Составление списка продуктов, которые нужно купить к твоему дню
рождения для приема гостей. Игра -опрос.
Тема 7. Итоговое занятие
15

Теория: Подведение итогов работы за учебный год.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Английский для
начинающих» предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония» в течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана
на 3 года (36 учебных недель для каждого года обучения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-2 академических часа для
учащихся 1-3 года обучения.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения
1сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных дней

Количество
учебных часов

Режим занятий

72

108

2 год
обучения

1сентября

25 мая

36

72

108

3 год
обучения

1сентября

25 мая

36

72

108

2 раза в
неделю:
1 раз 2 часа, 1
раз по 1 часу
2 раза в
неделю:
1 раз 2 часа, 1
раз по 1 часу
2 раза в
неделю:
1 раз 2 часа, 1
раз по 1 часу

1 год
обучения

I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая
В каникулярное время занятия в объединениях проводятся в соответствии с учебным планом рабочей
программы, допускается изменение форм и места проведения занятий по временно утвержденному
расписанию, составленному на период школьных каникул.
Перерыва в занятиях в период школьных каникул не предусмотрено.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете (кабинет№15, ул. Ленина, 71) –
чистое, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, в котором находится
всё необходимое для занятий.
Оборудование, технические средства обучения и мебель
№

Название оборудования, технического средства

Количество

1

Аудиоколонки

1

2

Магнитола

1

3

Интерактивная доска

1

4

Ноутбук

1
16

5

Проектор

1

6

16

№
1

Мобильный лингафонный кабинет (16 мест)
Мебель
Стол письменный

2

Стул компьютерный

1

3

Стул ученический

20

4

Парта ученическая

9

5

Тумба для оборудования

4

6

Книжный шкаф

1

7

Флипчарт

1

8

Магнитная доска

1

Количество
1

Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
интернет ресурсы:

сайт Инфоурок,

портал Englishteachers.ru
мультимедийные учебные пособия:

интерактивные программы «Enjoy English»

программа «Lingualeo»
электронные издания энциклопедии:

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.megakm.ru)
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический
мониторинг
позволяет
системно
отслеживать
результативность образовательного процесса и включает в себя – мониторинг
развития личности учащихся по обучаемой программе, формирования
метапредметных результатов обучающихся и определение уровня развития
личностных качеств обучающихся:
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося (педагогическое наблюдение, беседа, устный опрос).
Промежуточный контроль проводится в конце темы каждого года
обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня и
скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение, беседа, устный
опрос, тестирование).
Текущий контроль - проводится в конце каждой изучаемой темы с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (устный опрос, практическое
задание, беседа, игра- путешествие, игра - опрос)
Итоговый контроль- проводится в конце года и предназначен для
определения уровня полученных знаний, умений, навыков, соответствующих
возрасту учащегося (защита мини - проектов, игра, конкурсы).
Итоговая аттестация не предусмотрена.
17

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания результатов обучения учащихся используются
следующие методы:

педагогическое наблюдение;

педагогический
анализ
результатов
опросов,
тестирования,
диагностических заданий, участия в мероприятиях, активности учащихся
на занятиях и т.п.

мониторинг: ведение журналов учёта, контроля (вводный, текущий,
итоговый), индивидуальная папка – портфолио.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит через:

участие в обсуждение работы учащегося на каждом занятии.

самооценку в конце каждого занятия;

наблюдение за учащимися на занятиях;

степень освоения теоретическим и практическим материалом;

успешность участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях.
Критерии оценки результатов обучения:

степень овладения опорными знаниями, включающими: ключевые
понятия, правила;

способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи;

уровень владения способами применения полученных знаний по
английскому языку в творческой деятельности.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная
система:

Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;

Средний уровень – от 4 до 6 баллов;

Высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
Требования к уровням подготовки
Теоретические знания
обучающихся по изучаемому предмету в
соответствии с годом обучения оцениваются выбранными методами
отслеживания (например – тестирование, викторина) по уровням в баллах, где 1
правильный ответ = 1 баллу, и более, что зависит от количества предлагаемых
вопросов.
Знания практических умений и навыков по изучаемому предмету
оцениваются в соответствии с выбранными методами отслеживания (например –
практическое задание) по трём уровням и девятибалльной шкале по следящим
критериям:
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы, плохо понимает английскую речь, не использует
полученные знания в самостоятельной речевой деятельности. Испытывает
серьезные затруднения при выполнении заданий, предусмотренных программой,
совершает ошибки. Работа выполнена неаккуратно и безответственно. Не может
18

самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога и
товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки, понимает
английскую речь в рамках программного содержания, использует более 50%
изученного материала в самостоятельной речевой деятельности. Интерес к
деятельности ребенка слабо выражен, принимает участие в различных видах
творческой деятельности, ответственно относится к выполнению заданий, но не
проявляет творческой активности. В оформлении работ присутствуют помарки и
исправления в небольшом количестве. Может самостоятельно выявить ошибки,
но испытывает затруднения при определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по
базовым темам программы, понимает английскую речь в рамках программного
содержания, использует изученный материал в самостоятельной речевой
деятельности. Принимает активное участие в различных видах творческой
деятельности, креативно и ответственно относится к выполнению заданий,
аккуратен и внимателен при их выполнении; заметен творческий подход.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п

ФИ
уч.

Возраст

Год
обучения

Низкий
(1-3)
Месяц
XII

V

Средний
(4-6)
Месяц
XII

V

Обучение
Знания и умения
Теория
Уровни в баллах
Высокий
Низкий
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц
XII

V

XII

V

Практика
Средний
(4-6)
Месяц

Высокий
(7-9)
Месяц

XII

XII

V

Участие
Результат:
в выссертификат,
тавках, благодарность,
конкурса
грамота,
х
диплом
(кол-во)

V

Параметры оценки метапредметных результатов
Критерии

Уровень

Степень выраженности оцениваемого качества

Учебно-интеллектуальные умения
Умение
низкий
Уровень активности и самостоятельности учащегося
внимательно
слабо развит, при выполнении заданий требуется
воспринимать
постоянная внешняя стимуляция, любознательность
информацию,
не проявляется
рационально
средний
Учащийся достаточно активен и самостоятелен, но
запоминать,
при выполнении учебных заданий требуется внешняя
логически
стимуляция к выполнению логических действий, к
осмысливать
внимательному отношению к заданию, круг
учебный
интересующих вопросов довольно узок
материал
высокий Учащийся любознателен, активен, внимателен,
задания выполняет с интересом в логической
последовательности, самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных внешних стимулах, находит новые
способы решения заданий

Оцен
ка
парам
етров

1

Методы
диагности
ки
Наблюден
ие

2

3

19

Учебно-организационные умения
Умение
низкий
Деятельность хаотична, не продумана, прерывает
организовать
деятельность из-за возникающих трудностей,
рабочий
стимулирующая и организующая помощь
настрой во
малоэффективна
время занятий средний
Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат,
однако в процессе деятельности часто отвлекается,
трудности преодолевает только при психологической
поддержке педагога, осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять учебные
действия и контролировать их
высокий Учащийся удерживает цель деятельности, намечает
ее план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, самостоятельно обнаруживает ошибки,
вызванные несоответствием усвоенного способа
действия и условий задачи, сам преодолевает
трудности в работе, вносит коррективы и доводит
дело до конца
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Учащийся с трудом воспринимает информацию,
низкий
слушать и
полученную от педагога, постоянно требуется
слышать
помощь педагога в усвоении информации
педагога
средний Учащийся без затруднений воспринимает
информацию, полученную от педагога, но не всегда
применяет ее на практике
высокий Учащийся без труда воспринимает информацию,
полученную от педагога, и применяет ее на практике
Коммуникатив низкий
В совместной деятельности не пытается
ные навыки
договориться, не может прийти к согласию,
настаивает на своем, конфликтует или игнорирует
других
средний Учащийся способен к сотрудничеству, но не всегда
умеет аргументировать свою позицию и слушать
партнера
высокий Проявляет эмоционально позитивное отношение к
процессу сотрудничества; ориентируется на партнера
по общению, умеет слушать собеседника, совместно
планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь





Наблюден
ие

1

2

3

1

Наблюден
ие

2
3
1
2

3

Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
двеннадцатибальная система:
Низкий уровень – от 4 до 6 баллов;
Средний уровень – от 7 до 9 баллов;
Высокий уровень – от 9 до 12 баллов.

Карта наблюдений «Формирование метапредметных результатов обучающихся»
№ Фамилия, имя
п/п

Учебноинтеллектуаль
ные умения

Учебноорганизационн
ые умения

Учебно-коммуникативные
умения
Умение
Коммуникатив
слушать и
ные
слышать
навыки
педагога

Всего
баллов

Уровень

20

конец I
полугодия

конец
года

конец I
полугодия

конец
года

конец I
полугодия

конец
года

конец I
полугодия

конец
года

1
2

Параметры оценки личностных результатов
Критерии

Уровень

Степень выраженности
оцениваемого качества

Организационно-волевые качества
Терпение
Низкий
Учащийся способен терпеть только
половину занятия. Теряет терпение
очень быстро, не умеет
сосредотачиваться, включается в
процесс на короткий период
Средний Учащийся пытается сосредоточиться, но
терпения хватает чуть больше, чем на
половину занятия
Высокий Терпения хватает на все занятие
Воля
Низкий
Учащийся недостаточно
дисциплинирован, проявляет слабое
стремление к работе в группе, с трудом
осваивает материал
Средний Учащийся недостаточно
дисциплинирован, но проявляет
стремление к работе в группе и к
освоению материала
Высокий Учащийся дисциплинирован, проявляет
стремление к работе в группе и к
освоению учебного материала
Самоконтроль
Низкий
Учащийся может работать только под
воздействием контроля педагога и
родителей
Средний Учащийся периодически контролирует
свои поступки и действия без помощи
педагога и родителей
Высокий Учащийся умеет контролировать свои
поступки и действия самостоятельно
Ориентационные качества
Интерес к
Учащийся слабо проявляет интерес к
занятиям в
Низкий
занятиям, посещает студию по желанию
детском
родителей
объединении
Средний Учащийся проявляет интерес к занятиям
Высокий Учащийся проявляет высокий интерес к
занятиям
Поведенческие качества
Тип
Низкий
Учащийся избегает участия в общих
сотрудничества
делах, не проявляет интереса к общим
(отношение
делам объединения
ребенка к
Средний Учащийся участвует в общих делах
общим делам
объединения, но для этого нужно
детского
побуждение педагога
объединения)
Высокий Учащийся проявляет интерес к жизни
объединения, проявляет инициативу в
общих делах

Оценка
параметров

Методы
диагностики
Наблюдение

1

2
3
Наблюдение
1

2

3

Наблюдение
1

2
3

1

Наблюдение,
опрос

2
3

Наблюдение
1

2

3

Карта наблюдений «Определение уровня развития личностных качеств обучающихся»
21

№ Фамилия,
п/п имя

Организационно-волевые качества
Терпение
Воля
Самоконтрол
ь
конец I
полуго
дия

конец
года

конец
I
полуг
одия

конец
года

конец I
полугод
ия

конец
года

Ориентаци
онные
качества

Поведенче
ские
качества

конец I
полуго
дия

конец I
полуго
дия

конец
года

Всего
баллов

Уровень

конец
года

1
2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитические материалы по результатам исследования уровня развития
учащихся объединения, открытые занятия, портфолио учащихся, участие в
олимпиадах и конкурсах выступления на праздниках и фестивалях.
Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Английский для начинающих»
разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.
№

Тема

Методы педагогической диагностики

1 год обучения (стартовый уровень)
1 Введение
2 Знакомство. О себе. Моя семья

Беседа
Беседа, практическое задание

3 Животные
4 Моё любимое занятие

Педагогическое наблюдение, опрос

5 В продуктовом магазине
6 Итоговое занятие

Практическое задание, тестирование
Беседа, опрос, практическое задание
Портфолио
2 год обучения (базовый уровень)

1 Введение
2 Разрешите представиться
Я и мои друзья
3

Беседа
Тестирование
Педагогическое наблюдение,
тестирование
Практическое задание
Защита мини-проекта

4 Круглый год (дни недели, месяцы)
5 В нашем доме
6 Итоговое занятие
Портфолио
3 год обучения (базовый уровень)
1 Введение
2 Снова вместе
3 Погода. Время года
4 В школе

Беседа
Опрос, практическое задание
Беседа, тестирование
Практическое задание

5 Помогаем по дому
6 Делаем покупки
7 Итоговое занятие

Педагогическое наблюдение
Игра- опрос
Портфолио

Методические материалы
Методы обучения
22

Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа
по образцу и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем и другие.
Педагогические технологии
Технология обучение в сотрудничестве. Использование данной
технологии помогает при индивидуально – личностном подходе к каждому
ребенку создать условия для активной совместной деятельности.
Здоровьесберегающая технология –использование на занятиях не менее
двух физкультминуток (первая- через 15 минут, вторая- через 25 минут)
способствует предупреждению утомляемости. Они выполняются на разных
этапах занятия, не отвлекают от основного учебного материала, так как
комментарии к упражнениям даны на английском языке. После таких
физкультминуток повышается работоспособность детей на занятиях.
Технология личностно - ориентированного обучения при обучении
английскому языку строится на следующих ключевых позициях:

использование естественных механизмов и стратегии освоения ребенком
родного языка;

оформление пространства учебной аудитории с целью организации
различных динамических упражнений;

в распределении различных языковых видов деятельности приоритет
отводится реальной разговорной практике;
 обучение всем языковым формам строится, используя все три сенсорные
системы восприятия одновременно или последовательно.
Информационные технологии при обучении английскому языку
способствуют развитию у учащихся самостоятельности и способности к
самореализации; развивают способность к созидательной деятельности;
готовность к сотрудничеству; терпимость к чужому мнению; умение принимать
23

решения. Формы применения информационных технологий на занятиях
английского языка:

использование компьютера для оформления учебных материалов;
 использование презентаций Microsoft Power Point как иллюстративной
поддержки занятия;
 использование ресурсов сети Интернет при обучении английскому языку;
 использование на занятии английского языка элементов компьютерных
обучающих программ.
Технология «Портфолио» используется как один из способов
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося.
Формируется совместно с учащимся в период его обучения.
Технология игровой деятельности – это такая форма организации
обучения, при которой освоение нового материала, его закрепление и отработка
происходит во время игры.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного
(самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от
другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний,
который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии,
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan- проверочный. Задача: установление правильности и осознанности
выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их
коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,
практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний
24

использование задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность детей.

Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных
представлений, их коррекция. Применяются пробные практические
задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием.

Закрепление знаний и способов действий. Применяются тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы
являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения
знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и
письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап-итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог
сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что
нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап-рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может
оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность
работы, содержание и полезность учебной работы.
VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы
Дидактические игры и пособия:

куклы-персонажи для проведения занятий: Микки Маус, Незнайка и т.п);

игрушки (животные, мячи, флажки, кубики, муляжи и т.п.);

кубы для составления предложений с набором транскрипционных знаков;

маски различных зверей и сказочных персонажей;

карточки-задания:
 по грамматике английского языка;
 по лексике английского языка;
 по фонетике английского языка;
 «проверь себя»;
 «составь слово»;
 настольно-печатные дидактические игры:(домино, лото, «назови
животное», «парочки»);
 демонстрационные плакаты: (США, семья, предлоги места, предлоги
времени, страны и столицы)
25

наборы предметных картинок по изучаемым темам;
Аудио и видеоматериалы:
 «Английский вместе с Хрюшей», «Лондон»
 «Национальные парки США» в 2-х частях
 «Англия и Уэльс»
 мультимедийные презентации по различным темам
Стендовый материал
 Информационный стенд с буквами английского алфавита
 Информационный стенд «Уголок безопасности».
 Информационный стенд со страноведческим материалом
3. Список литературы


Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
26

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата
обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12
_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».: URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/407575052/
(дата обращения: 18.06.2025).
27

13.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec3
030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагогов
1. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов /В. В.
Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. 574 с.
2. Барашкова, Е.А. 5000 примеров по английскому языку: глаголы be, have,
can, must/ Е.А. Барашкова.- М.: Экзамен, 2010.-32 с.
3. Барашкова, Е.А. Тренировочные примеры по английскому языку: глаголы
be, have, can, must/ Е.А. Барашкова.- М.: Экзамен, 2016.-32 с.
4. Барашкова, Е.А. Тренировочные примеры по английскому языку:
местоимения. Конструкция There is / There are. / Е.А. Барашкова.- М.:
Экзамен, 2016.-32 с.
5. Биболетова, М.З. Программа курса английского языка/ М.З. Биболетова,
Н.Н. Трубанева.- Обнинск: Титул, 2008. - 56 с.
6. Бодоньи, М.А. Путешествие в мир английского: пособие для учителей/М.А.
Бодонье.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.-128 с.
7. Веселова, Т.М. Пой и изучай английскую грамматику/Т.М.Веселова,
Т.Е.Вильберг. - СПб: КАРО,2006. -143 с.
8. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д.
Гальскова. - М: Арти-Глосса, 2000.-165 с.
9. Ефремов, О. Ю. Педагогика/ О.Ю. Ефремов.- СПб.:Питер,2010.-352 с.
10. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е.А.
Маслыко, Бабинская П.К.- Минск: Вышэйшая школа,2007. - 498 с.
11. Ставрати, Б.В. Увлекательный английский: дополнительное образование
для детей 7-17 лет/ Б.В.Ставрати, Ф.К.Засыпкина, Н.В.Головина,
Т.С.Непряхина, Е.В.Свешникова.-Заречный,2000.-72 с.
Литература для детей и родителей:
1. Бодоньи, М.А. Путешествие в мир английского: индивидуальная тетрадь
школьника/ М.А. Бодонье.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.-128 с.
2. Губарева, Т.Ю. Грамматика в таблицах и схемах / Т.Ю. Губарева.М.:Просвещение,2008.-112 с.
3. Скультэ, В.И. Английский для детей. В 2ч./В И. Скультэ.-М.:Айрис,2014.272 с.
4. Вакуленко, Н.Л. Правила по английскому языку/Н.Л. Вакуленко. – М.:
Эксмо, 2011.- 64 с.
5. Попова, Е.В. Английский язык: справочник для учителей и родителей/ Е.В.
Попова, О.И. Волошина. -М.: Дрофа,2010.-176 с.

28

6. Ткачева Е.Л. Английский язык 2-4 классы (практическая лексика и
грамматика в тестах и упражнениях)/ Е.Л. Ткачева.- Волгоград: Учитель,
2008.-223 с.
7. Шишкова, И.А. Английский язык для школьников: руководство для
преподавателей и родителей/И.А. Шишкова, М.Е.Вербовская.- М.:ЗАО
Росмэн,2018.-192 с.
Аннотация
Программа «Английский для начинающих» имеет социально-гуманитарную
направленность и рассчитана на дополнительное образование детей 8-10 лет.
Отличительной особенностью данной программы является построение занятий с
использованием информационных технологий. Использование видеопрограмм,
мультимедийных презентаций помогает решать разные задачи, главной из
которых следует считать формирование навыков и умений ситуативнонаправленного аудирования, и является лучшим подкреплением положительной
мотивации изучения английского языка.
Целью данной программы является создание условий для развития личности
ребёнка, его способностей к общению на иностранном языке.
Срок реализации программы «Английский для начинающих»:3 года.
1 год обучения: 108 учебных часов в год: (3 занятия в неделю по 45 мин).
2 год обучения: 108 учебных часов в год: (3 занятия в неделю по 45 мин).
3 год обучения: 108 учебных часов в год: (3 занятия в неделю по 45 мин).
Программа может быть использована в учреждениях дополнительного
образования.

29

Приложение 1
Год обучения: второй
Тема: «Разрешите представиться»
Метод отслеживания: тестирование
ТЕСТ
Отметьте правильный ответ.
1.
Put the missing letters. Translate the words (Вставь пропущенную букву.
Переведи)
1)
fi_ge_
2)
e_rs
3)
e_es
4)
te_th
5)
_nee
2.
Continue the sentences (Дополни предложения)
1.
A foot has five _____________
2.
A hand has five ____________
3.
We have one ________, one ________, one_________, one _________and one
__________
4.
We have two ___________, two _________, two ________, two ________, two
_________, two __________, two ___________, two __________ and two
Результаты отслеживания определяются по трем уровням и фиксируются в
таблице «Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе»
 Низкий уровень – от 1 до 3 правильных ответов
 Средний уровень – от 4 до 6 правильных ответов
 Высокий уровень – от 7 до 9 правильных ответов
1 правильный ответ = 1 балл
Приложение 2
Игра-путешествие
Тема: «Путешествие в Великобританию»
Цель: познакомить учащихся с интересными фактами по географии, истории,
культуре Великобритании.
Развивать умение использовать ранее усвоенный лексический и
грамматический материал в новых ситуациях общения.
Воспитывать толерантность и уважение к другой культуре.
Форма: игра – путешествие
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон; атрибуты.
Планируемый результат: расширение кругозора учащихся.
Литература: Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия
на английском языке.- м.: Вако, 2006.
1. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в
начальной школе. - М.: Глобус, 2008.
30

Ход мероприятия.
Teacher: Good afternoon! Glad to see you again!
Pupils: Good afternoon, teacher!
Teacher: Дорогие ребята и гости я приглашаю Вас совершить увлекательное
путешествие по Великобритании. Просьба занять свои места согласно вашим
бэйджикам (учащиеся занимают места). Сегодня наше путешествие поможет
узнать вам больше о стране, язык которой вы изучаете. Перед отправлением нам
нужно заполнить декларацию, то есть написать о себе и цель нашего визита. У
нас все было готово, но в последний момент произошел сбой в компьютере и все
слова перемешались. Давайте, вместе исправим ситуацию. (Учащиеся из слов
составляют предложение.)
We are children.
We live in Russia.
We are from Tavda.
We can run, jump and play.
We want to speak English.
Какова же цель нашего визита? (учащиеся вычитывают предложение из текста).
Во время путешествия мы не будем скучать и совершим несколько остановок.
Итак, мы летим в страну, которую обычно называем Англией. А кто из вас знает
полное название этой страны? (ответы детей). Официальное название страны:
Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Главой
государства является королева Елизавета Вторая. На сегодняшний день союз
состоит из четырех учредительных стран: Англии, Шотландии, Уэльса и
Северной Ирландии. Он занимает весь остров Великобритания, северовосточную часть острова Ирландия и большинство остальных Британских
островов. Каждая страна имеет свой флаг.
А вы знаете, что у каждой из этих четырех стран есть своя национальная
эмблема? Давайте сделаем небольшую остановку и узнаем немного об истории
их возникновения (рассказы детей).
Pupil 1: Шотландский чертополох
Как гласит легенда, в 1010 году Шотландию пытались захватить датчане. С этой
целью они тайно высадились на берег ночью. Приблизившись к замку Стейнс,
они сняли свою обувь, чтобы производить как можно меньше шума. Они
достигли крепостного рва и прыгнули в него, не зная, что ров был сухой и в нем
рос чертополох. Вопли босоногих датчан, поранивших ноги чертополохом,
разбудили шотландцев. И замок, и Шотландия были спасены, и, согласно
легенде, в память об этой ночи чертополох стал символом Шотландии.
Pupil 2: Английская роза
Сначала это была роза Прованса, когда Генрих III женился на Элеоноре
Прованской и сделал золотую розу Прованса новой цветочной эмблемой
Англии. Именно от нее и произошли известные Алая роза Ланкастеров и Белая
роза Йорков. Однако в те времена роза была всего лишь одной из
многочисленных эмблем этих семей. Подлинным символом Англии она стала
после завершения Войны Алой и Белой розы, когда представители Алой и Белой
розы заключили брачный союз. С этого момента роза стала символом мира и
31

процветания.
Pupil 3: Ирландский трилистник
В ирландских легендах говорится: когда креститель Ирландии Святой Патрик
принес ирландцам христианство, он использовал три лепестка трилистника как
символ Святой Троицы. Именно поэтому трилистник стал эмблемой Ирландии.
Pupil 4: Уэльский нарцисс
Вообще-то, древней эмблемой Уэльса является не нарцисс, а лук-порей. Его
носили на белом фоне, тем самым прославляя цвета Уэльса: зеленое на белом.
Однако со временем уэльсцы решили, что символ весны — нарцисс намного
лучше смотрится в петлице во время праздничных шествий.
Teacher: Спасибо ребята за интересные рассказы. А мы продолжаем своё
путешествие.
В Великобритании не очень холодно зимой и никогда не бывает жарко летом.
Реки не замерзают зимой, а дождь идёт в любое время года. Небо серого цвета,
дуют холодные ветры. Зимой часты туманы.
По пути мы остановимся в гидрометеорологическом центре. Let’s play the game
“The weather”. (Вызываются два участника игры. Пока играет музыка, участники
собирают только те слова, которые подходят под описание климата
Великобритании).
Well done! Молодцы! И вот мы прибываем в столицу Великобритании – Лондон.
Кажется, нас кто- то встречает.
Pupil 5: Hallo, boys and girls! What is your name? How old are you? Where are you
from? Help me, please. Find the flags. (Учащимся предлагается составить из частей
флаги англоязычных стран). That’s right, boys and girls! Sorry, I am busy! Good
bye!
Давайте пройдемся по Лондону (просмотр фильма).
Англия – родина футбола. В Лондоне есть очень много стадионов. Давайте
посетим один из них и потренируемся вместе с футболистами.
(Физкультминутка).
Следующая наша остановка в лондонском зоопарке. Ребята, в зоопарке
переполох! Из клетки убежал зверь и спрятался за деревом. Угадайте, кто это
животное. (Учащиеся аудируют текст, дают ответ).
It can live in the forest. It is not big. It is not small. It is brown. It can run and jump. It
can’t fly. It has many friends. They are boys and girls. It can swim, but it doesn’t like
to swim in the river. It is funny. It likes bananas. (Is it a monkey?)
Yes, you are right. It is a monkey.
Ребята, обезьяна, бегая по зоопарку, сорвала надписи на клетках и бросила их на
дороге. Давайте поможем навести порядок в зоопарке. (Учащиеся прикрепляют
надписи на клетки животных).
В гостях хорошо, а дома лучше. Наше путешествие подходит к концу, нам пора
возвращаться домой. Чтобы обобщить всю информацию, я предлагаю вам
ответить на следующие вопросы:
1.Назовите официальное название государства.
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
2. Назовите части Великобритании:
32

Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия.
3.Как называется столица Великобритании? Лондон.
4. На какой реке стоит Лондон? Темза.
5. Назовите дворец, в котором проживает королевская семья.
Букингемский Дворец.
6.Как называется башня с главными часами страны? Биг-Бен.
7. Как зовут королеву Великобритании?
Елизавета II.
Молодцы! В следующий раз мы совершим путешествие в Уэльс. А сейчас
возвращаемся домой: East or West Home is best.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».