Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Юный волейболист»
Возраст учащихся: 12 – 16 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Ермакова Евгения Викторовна,
педагог дополнительного
образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы «Юный волейболист» – физкультурноспортивная.
Актуальность данной программы определяется необходимостью
успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
современном обществе. Программа ориентирована на создание и обеспечение
необходимых условий для развития здорового образа жизни, физического
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Программа разработана на основе рабочей программы Физическая культура:
5-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций Учреждений / А. П.
Матвеев; Рос.акад. наук, Рос. Акад. 2010;
В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк
Ю.Д., М. 1994.
Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью
во всем мире, особенно среди молодежи. Занятия волейболом способствуют
развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса,
прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во
времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нем
могут проявить себя игроки с различными физическими данными, как
невысокого роста, так и высокого. Занятия с мячом улучшают реакцию ребенка,
формируя и укрепляя ее, кроме того, в процессе игры тренируются сразу
нескольких групп мышц, а также общая выносливость организма, что очень
важно для детского организма. К тому же, волейбол – это командная игра.
Поэтому, играя, ребенок становится ближе к коллективу, налаживая
товарищеские отношения и улучшая свои навыки общения. Также детский спорт
развивает дух соперничества между игроками разных команд. С самого детства
ребенок будет стремиться к высотам, развивая упорство и силу воли, которые
потом обязательно пригодятся ему в будущем. Волейбол один из самых
доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными
физическими данными.
Педагогическая целесообразность, новизна программы в том, что она
основана на принципах личностно-ориентированного образования детей и
педагогики развития, в центре внимания которых личность ребенка,
реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает
индивидуальную
работу
с
детьми,
учитывает
возрастные
и
психофизиологические особенности обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Программа направлена на коррекцию физического развития детей
с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных
функций организма, учит детей концентрации внимания и умению работать в
команде. Тем самым педагогически целесообразным является развитие у детей с
ОВЗ двигательных навыков, укрепление и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Занятия в секции позволяют решить проблему занятости у детей
свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Психолого-педагогическая характеристика
Для детей с умственной отсталостью (далее –УО) характерны следующие
особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к
окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические
свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их
обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов,
которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего
психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон
речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является
эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к
общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие
самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно
их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и
воспроизведение ими воспринятого
характеризуются замедленностью,
фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания,
что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
недоразвитие
мышления
проявляется
в
беспорядочности,
бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых
связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и
конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность
обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной
деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной
информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или
искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход
от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к
совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах
выполнения задания низкая.
Уровень программы - «Стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресат общеразвивающей программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 12 до 16 лет.
Наполняемость групп –10-20 человек.
Заниматься в группе может каждый обучающийся, не имеющий
противопоказаний, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к
занятиям спортом.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 45 мин
Общее количество часов в неделю- 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем программы -72 часа
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Первый год обучения: 36 часов в год,
Второй год обучения: 36 часов в год.
Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой
формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической.
Основными видами проведения занятий являются теоретические и
практические, тренировочные занятия, беседы, просмотр учебных кинофильмов и
видеоматериалов, соревнования. Теоретическая часть
планируется с учётом
возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы:
В конце учебного года все учащиеся группы сдают контрольные зачеты по
общей физической подготовке.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие физических способностей и формирование
двигательных навыков посредством занятий волейболом.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной
подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Образовательные:
- освоить технику игры в волейбол;
Развивающие:
- развивать двигательные качества (быстроту, ловкость, гибкость,
выносливость, точность движений, мышечную силу, двигательную реакцию);
- развивать пространственно-временную ориентировку;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать функциональные возможности организма, укреплять
здоровье;
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма
ребёнка через оптимальные физические нагрузки;
- способствовать повышению работоспособности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и морально-волевые качества и навыки
осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости,
настойчивости;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
-воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов,
приобщить к общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой
деятельности в будущем.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- укреплять и сохранять здоровье, закаливать организм обучающихся;
- активизировать защитные силы организма ребёнка;
- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы;
- корректировать и компенсировать нарушения психомоторики
(нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки);
- корректировать и развивать общую и мелкую моторику.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Формы
аттестации/контроль
Всего
Теория
Практика
1
Ведение
1
1
-
2
Общая физическая
подготовка
12
1
11
тесты и упражнения
3
Техническая
подготовка
16
1
15
игра
4
Специальная
физическая подготовка
16
-
16
тесты и упражнения
5
Тактическая
подготовка
16
1
15
тесты и упражнения,
игра
6
Учебная игра
10
-
10
игра 6х6
7
Итоговое занятие
1
-
1
ИТОГО
72
4
68
Содержание учебного плана 1-го года обучения:
Тема 1. Введение
Теория
История возникновения и развития волейбола.
Правила безопасности при занятиях волейболом.
Правила игры.
Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной.
Режим дня спортсмена.
Тема 2. Общая физическая подготовка
Теория Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика ОРУ на месте без предметов. ОРУ в движении без предметов.
ОРУ с набивными мячами. ОРУ с волейбольными мячами. ОРУ в парах
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и
быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических
приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости
(скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних
действий к другим.
Эстафеты. Подвижные игры.
Игровые задания с элементами спортивных игр: «Точный пас», «Вверхвниз», «Навстречу через сетку», «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный
мяч».
Тема 3. Техническая подготовка (ТП)
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика Стойки игрока. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу,
двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные
действия (блоки, страховки).
Тема 4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Практика Подготовительные упражнения, направленные на развитие
силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении
технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости,
выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты
переключения от одних действий к другим.
Акробатические упражнения.
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Тема 5. Тактическая подготовка (ТП)
Теория Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе.
Практика Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча
Тема 6. Учебная игра 6х6
Практика: Сдача нормативов по общей, специальной физической и
технической подготовленности
Тема 7. Итоговое занятие.
Практика: Игра «Лучший волейболист»
По окончании первого года обучения, учащиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
Уметь:
1. Играть по упрощенным правилам игры;
2. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
3. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
4. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в
защите;
5.Освоить технику верхних передач;
6.Освоить технику передач снизу;
7.Освоить технику верхнего приема мяча;
8.Освоить технику нижнего приема мяча;
9.Освоить технику подачи мяча снизу;
Учебный (тематический) план
второго года обучения
№ Тема занятия
Количество Теория
часов
Практика Формы
аттестации/контроль
1
1
-
1
Введение
2
Обучение
подачи мяча
технике 7
1
6
Контрольные тесты и
упражнения
3
Общая
физическая 7
подготовка (ОФП)
1
6
Тестирование, игра
4
Техника защиты.
7
-
7
Контрольные тесты и
упражнения
5
Тактика защиты
4
-
4
Игра
6
Тактика нападения
4
-
4
Игра
7
Учебная игра.6х6
5
5
Игра
8
Контрольно-оценочные 1
испытания
1
Контрольные тесты
ИТОГО
36
3
33
Содержание программы 2-го года обучения:
Тема 1. Введение
Теория Правила поведения и ТБ. План работы.
Тема 2. Обучение технике подачи мяча
Теория Подводящие упражнения. Развитие координации. Защитные
действия (блоки, страховки).
Практика Подводящие упражнения для нижней прямой подачи.
Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные
упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные
упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.
ОРУ на месте без предметов. Подачи снизу. Прямые нападающие удары.
ОРУ с набивными мячами. Защитные действия (блоки, страховки).
Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Упражнения для
развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести.
Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра.
Тема 3. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория Техническая подготовка (ТП). Стойки игрока. Приёмы и передачи
мяча (двумя руками снизу).
Практика Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние,
длинные).
Развитие координации.
Техническая подготовка (ТП). Стойки игрока. Приёмы и передачи мяча
(двумя руками снизу).
Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в
парах, тройках с перемещением.
Специальные упражнения через сетку (в паре). Учебная игра.
Специальные упражнения в парах через сетку. Упражнения для развития
прыгучести, точности удара. Учебная игра.
Специальная физическая подготовка (СФП). Верхняя передача мяча над
собой Тактика передач.
Тема 4. Техника защиты
Практика Упражнения для перемещения игроков. Учебная игра
Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема
мяча. (на месте, после перемещений).
Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные
упражнения в парах через сетку. Учебная игра.
Игровое занятие.
Тема 5. Тактика защиты
Практика Упражнения для перемещения блокирующих игроков.
Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после
перемещения).
Имитационные упражнения с б/б мячами (в паре).
Игровое занятие. Учебная игра.
Тема 6. Тактика нападения
Практика Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на
руки – грудь.
Тема 7. Учебная игра.
Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут).
Групповые действия в нападении через игрока задней линии.
Верхняя прямая подача с середины площадки
Игровое занятие
Тема 8. Контрольно-оценочные испытания
После окончания второго года обучения учащиеся должны:
знать:
- расстановку игроков на поле при приёме и подаче соперника;
- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном
процессе;
- ведение счёта по протоколу;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с
подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;
- выполнять передачи мяча снизу над собой в круге;
- выполнять нижнюю прямую, боковую подачу на точность;
- выполнять нападающий удар из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3;
- выполнять обманные действия “скидки”.
1.4. Планируемые результаты.
Метапредметные:
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения поставленных задач;
- уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Личностные:
- мгновенно оценивать обстановку;
- действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации;
- проявления высокой самостоятельности;
- умение управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями;
- умение работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что
способствует
социализации учащихся.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основы строения и функций организма;
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечнососудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной
одежде;
- правила игры в волейбол;
- места занятий и инвентарь.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- владеть основами техники и тактики волейбола;
- правильно применять технические и тактические приемы в игре.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
10
Окончание учебного года
36
36
1
36
17
19
1 сентября
4 ноября
23 февраля
8 марта
1-2 мая
8-9 мая
25 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал
ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Для учащихся
Количество
Секундомер
Свисток
Мячи набивные по 1 кг, 2 кг,3 кг
Маты гимнастические
Перекладина гимнастическая
Скакалки гимнастические
Конусы
Скамейки гимнастические
Мячи волейбольные
Волейбольная сетка
Насос
Степ-платформа
Мяч фитбол
Гантели 2 кг,1кг, 0,5кг.
Компьютер
Принтер
2 шт
1шт
2шт,4 шт,4 шт.
13 шт
1 шт
35шт
16шт
3 шт.
25 шт.
1 шт.
1 шт.
21 шт.
22 шт.
1 пара,12 пар, 8 пар.
1 шт.
1 шт.
Методические материалы
1.Учебно-методические комплекты:
методическая литература: книги по истории волейбола, справочники.
2. Учебно-методические разработки заданий и упражнений.
3. Материалы: общеразвивающие упражнения; упражнения СФП: без
предметов;
с предметами; акробатические; легкоатлетические; гимнастические.
4. Методические рекомендации к спортивным играм по упрощенным
правилам.
5. Методические разработки тестов.
6. Календарно-тематическое планирование. Планы-конспекты учебных
занятий.
7. Инструкции по технике безопасности.
8. Комплект наглядных средств обучения:
таблицы распределения учебного материала;
таблицы освоения элементов техники и тактики игры в волейбол;
схемы разминки;
демонстрационные плакаты;
слайды, фото-видеоматериалы.
9.Раздаточный материал: тесты, схемы.
10.Электронные средства обучения: компьютер, электронные учебные
пособия.
№
1.
2.
3.
Название
раздела,
темы
Материально-техническое
Формы,
методы,
оснащение,
дидактико- приемы
обучения.
методический материал
Педагогические
технологии
Общая
- литература по теме;
Практикум:
физическая
- слайды;
- занятие поточным
подготовка
- карточки с заданием.
методом;
- скакалки;
- круговая тренировка;
- гимнастические скамейки; - занятие фронтальным
- гимнастическая стенка;
методом;
- гимнастические маты;
- самостоятельные
- перекладины;
занятия;
- мячи.
- тестирование.
Специальная - литература по теме;
Практикум:
физическая
- слайды;
- занятие поточным
подготовка
- карточки с заданием.
методом;
- скакалки;
- круговая тренировка;
- гимнастические скамейки; - занятие фронтальным
- гимнастическая стенка;
методом;
- гимнастические маты;
- самостоятельные
- перекладины;
занятия;
- мячи.
- тестирование
Техническая - литература по теме;
Практикум:
подготовка
- слайды;
- занятие поточным
- видеоматериалы;
методом;
- карточки с заданием.
- круговая тренировка;
Формы
учебного
занятия
Групповая,
индивидуаль
ная
Групповая,
индивидуаль
ная
Групповая,
индивидуаль
ная
- волейбольные мячи;
- волейбольная сетка;
4.
Тактическая
подготовка
- литература по теме;
- слайды;
- видеоматериалы;
- карточки с заданием.
- волейбольные мячи;
- волейбольная
сетка;
5.
Учебная
игра
- волейбольные мячи;
- волейбольная
сетка;
- занятие фронтальным
методом;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование;
- турнир
Практикум:
- занятие поточным
методом;
- круговая тренировка;
- занятие фронтальным
методом;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование;
- турнир.
Практикум:
- учебно-тренировочная
игра;
6.
Контрольны
е испытания
- карточки с заданием.
- волейбольные мячи;
- волейбольная
сетка;
Практикум
- тестирование;
- контрольные
упражнения
Групповая,
индивидуаль
ная
Групповая
Индивидуаль
ная
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце
каждого года программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях
технической, тактической, физической, интегральной, теоретической
подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных
упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год (сентябрь, декабрь, апрель).
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей
физической подготовке контрольные зачеты.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
высокая ступень учебных игр с заданиями.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».: URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».: URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».: URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».:
URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Для педагога:
1. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
2. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
4. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
5. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
6. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999
7. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. - Киев, 1997.
8. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова,
В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
9.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений
образования России.-15-е издание. Родиченко В.С. и др.-М, ФиС 2005.144 с.
Для обучающихся:
1. «Волейбол. Шаги к успеху», перевод с английского Барбара Л. Виера,
Бонни Джил Фергюсон. Издательство «Астрель», 2004 г.
2. Развитие физических качеств и двигательных навыков в спортивных
играх. Библиотечка «Спорт в школе», № 2 за 2006 г.
3. Волейбол, баскетбол в школе. Обучение тактике игры. Библиотечка
«Спорт в школе», № 1 за 2007 г.
4. Гарбаляускас Ч.Л. Играем в ручной мяч: Кн. для учащихся сред.и ст.
классов. - М.: Просвещение, 1988. - 76 с.
5. Практика волейбола «Нападающий удар» (7 кл.) с 17-18. Журнал
«Спорт в школе» № 15 за 2005 год.
6. «Спортивные игры: правила, тактика, техника». Издательство
«Феникс», 2004 г.
Лях В.И. «Физическая культура» Учебник 5-9 класс.
Электронные образовательные ресурсы
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
http://www.bibliotekar.ru библиотека
http://ru.savefrom.net/ для скачивания видео с интернета
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com Сеть
творческих учителей,
http://www.openclass.ru/sub/Физическая культура
Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество
учителей физической культуры.
http://www.uchportal.ru Учительский портал.
http://ballplay.narod.ruПерсональный сайт
http//intranet.tdmu.edu.ua/data/kafedra/internal/fiz_reabil/classes_stud/
ru/nurse/ptn/Физвоспитание/1/ВОЛЕЙБОЛ.
Приложение
Контрольные нормативы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
девочки
Бег 30 м с высокого старта (с)
Челночный бег. Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с
разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
головы двумя руками в прыжке, с места (м)
мальчики
5,0
11,9
150
35
5,0
7,5
4,9
11,2
170
45
6,0
9,5
Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке (девушки и юноши)
№ Контрольные
п/п нормативы
Этап начальной
Учебноподготовки (на тренировочный
конец учебного
этап
года)
(на конец
учебного года)
1-й год
2-й год
1. Вторая передача на
точность из зоны 3 в
зону 4
2. Вторая передача на
точность из зоны 2 в
зону 4
3. Передача сверху у
стены, стоя лицом и
спиной (чередование)
4. Подача на точность:
13-15 лет-верхняя
прямая по зонам;
5.
6.
7.
8.
Нападающий удар
прямой из зоны 4 в зону
4-5 (в 16-18 лет с низкой
передачи)
Нападающий удар с
переводом из зоны 2 в
зону 5, из зоны 4 в зону
1
Прием подачи из зоны 5
в зону 2 на точность
Прием подачи из зоны 6 2
в зону 3 на точность
3
3
1-й год
2-й год
5
5
3
4
-
-
3
4
3
3
3
4
3
3
3
2
3
2
3
4
Контрольно-переводные нормативы по тактической подготовке (девушки и юноши)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Контрольные
нормативы
Этап начальной
Учебноподготовки (на тренировочный
конец учебного
этап
года)
(на конец
учебного года)
1-й год
2-й год
1-й год
2-й год
Вторая передача из
зоны 3 в зону 4 или 2
(стоя спиной) в
соответствии с сигналом
Вторая передача в
прыжке из зоны 3 в зону
4 или 2 (стоя спиной) в
соответствии с
сигналом
Нападающий удар или
«скидка» в зависимости
от того, поставлен блок
или нет
Командные действия:
прием подачи, вторая
передача из зоны 3 в
зону 4
2
3
3
3
2
3
Блокирование
одиночное нападающих
ударов из зон 4, 3, 2 со
второй передачи. Зона
не известна,
направление удара
диагональное
2
3