Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Плотникова Виталина Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности является
создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают
сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в
ходе LEGO-проектирования, алгоритмизации незаменим в плане формирования
умения и навыков исследовательского поведения. LEGO-проектирование и
алгоритмизация способствуют формированию умения учиться, добиваться
результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые
предпосылки учебной деятельности. появляются первые знания и умения в
программировании, составлении алгоритма.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование
практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного
образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от
педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В
этом смысле LEGO-проектирование, алгоритмизация и созидательная
деятельность являются идеальной формой работы, которая позволяет педагогу
сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний
окружающего мира. В первую очередь LEGO проектирование, алгоритмизация
направлены на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы,
мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания
монологической и диалогической речи.
4. Логическое развитие – присчитывание ситуации наперед.
Игра ребенка с LEGO-деталями близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные,
ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на
развитие конструкторских способностей у детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Легоконструирование» соответствует технической направленности и
раскрывает для детей дошкольника мир техники. LEGO-проектирование и
2
алгоритмизация больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву
для развития технических способностей детей.
Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую
деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и
техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а
это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
3
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность программы «Легоконструирование» заключается в
следующем: востребованность расширения спектра образовательных услуг и
обеспечения вариативных форм дошкольного образования; необходимость
увеличения масштаба применения игровых, компьютерных технологий в
образовательном процессе; требования муниципальной и региональной
политики в сфере дошкольного образования – развития основ технического
творчества (конструирование и образовательная робототехника) и
формирование технических умений детей в условиях модернизации
дошкольного образования.
Программа актуальна, т.к. направлена на получение обучающимися
знаний в области робототехники. Дети научатся моделировать автоматические
устройства и создавать алгоритмы управления роботами, а визуальная
программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и
программирование.
Новизна программы заключается в том, что программа позволяет
дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность LEGO-проектирования и алгоритмизации приобрести и
развить необходимые в дальнейшей жизни умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в объединении открывает возможности
для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и
расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
проектирования, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
4
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.
Конструктор позволяет дошкольникам осваивать технологии и навыки 21
века в форме игры. При помощи данного образовательного инструмента дети
обучаются и играют в тактильные игры без необходимости использования
планшетов и приложений. Ребятам такой способ обучения очень нравится.
Выполненные задания помогают дошкольникам быть критичнее в своих
суждениях и помогают развить компетенции, необходимые в 21 веке.
Отличительные
особенности
программы:
Программа
«Легоконструирование» - модифицированная, составлена на основе сборника
образовательных программ дополнительного образования детей по
направлению «Образовательная робототехника» г. Челябинск, 2011.- 86 с.,
методических рекомендаций и личного опыта педагога.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами, инженерами и творцами. Играя, они придумывают и
воплощают в жизнь свои идеи.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия
для развития проектных и конструкторских способностей воспитанников,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Реализация программы осуществляется через организационную форму
обучения – комплексные занятия, где теоретическая и практическая части
интегрированы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей и способностей по составлению алгоритма
детьми через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения этого.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по
программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к
пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Уровень программы.
Программа «Легоконструирование» рассчитана на 1 год обучения
Уровень программы – «Стартовый», предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресатами программы являются все дети (мальчики, девочки) в
возрасте 4-7 лет.
Краткие возрастные особенности:
5
В возрасте 4-5 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой
он. Этот возраст характеризуется кризисом, потому как внутренний мир
малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть
самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи
взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям
взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время
необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о
том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление
малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это
может навсегда отбить желание быть самостоятельным
В возрасте 5-7 лет происходит наибольшее количество перемен. Наряду
с внешними переменами сопутствуют и внутренние: в психике ребёнка
происходят изменения и, пожалуй, больше всего совершенствуются высшие
психические функции, обеспечивающие мыслительную деятельность. Ребенок
более глубоко развивает образное мышление. Другим формам мышления еще
предстоит развиваться. Мышление дошкольника в большей степени конкретно
и наглядно, абстрактные умозаключения даются многим с трудом. У детей
данного возраста наряду с познавательной деятельностью по-прежнему
большое место в жизни занимает игра, но ведущим видом деятельности
становится учебная, поэтому необходимо совмещать элементы игры и
обучения.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы.
Программа «Легоконструирование» рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы – 36 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа,
показ, объяснение и т.п.);
групповая:организация работы(совместные действия, общение,
взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных
задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав
группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
индивидуальная: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
6
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: Занятия проводятся в игровой
форме. С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок, используются формы организации
обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А.
Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям
предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная
форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний,
способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно
напрямую связать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается
модель, траектория маршрута скрывающую от ребенка очертание отдельных ее
элементов. Эту модель и траекторию маршрута дети могут воспроизвести на
имеющемся оборудовании.
Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа
ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно
эффективное средство решения активизации их мышления.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение.
Задачи конструирования и алгоритмизации в данном случае выражаются
через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения
не дается.
В процессе такой работы у детей формируется умение анализировать
условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Данная
форма организации обучения способствует развитию творческих способностей.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным
схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются
внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного
моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление
и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями
для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они
сами решают, что и как будут создавать. Данная форма позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, алгоритмизацией и они сами создают замыслы модели,
7
траектории движения. Основная цель конструирования по заданной темеактуализация и закрепление знаний и умений.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, выставка работ.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: содействие развитию творчества и логического
мышления детей через лего-проектирование и алгоритмизацию. Данная цель
реализуется через решение следующих задач:
Обучающие задачи:
ознакомить с основными простейшими принципами конструирования,
механики, проектирования;
изучить виды различных информационных технологий (текст, рисунок,
схема, информационно-коммуникативные технологии);
формировать умения проектирования и реализации собственных творческих
замыслов;
формировать
умение
сравнивать,
обобщать
анализировать,
классифицировать;
развить умения работать по предложенным инструкциям, следовать образцу.
Развивающие задачи:
развить пространственное мышление и воображение;
развить креативность, творческий подход к решению задач;
развить регулятивные структуры деятельности: умение ставить цель,
составлять план действий и применять его для решения практических задач,
прогнозировать (предвосхищать будущие результаты при различных
условиях выполнения действия), контролировать, корректировать и
оценивать свою работу;
развить умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные задачи:
воспитать культуру диалогической и монологической речи;
повысить интерес к учебным предметам посредством конструкторов ЛЕГО;
обеспечить возможности выбора профессии в раннем возрасте через
обучение детей моделированию и конструированию, алгоритмизации
используя образовательные конструкторы LEGO.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(стартовый уровень, возраст 5-7 лет)
№
п/п
1
Название
раздела, темы
Вводное занятие.
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
1
1
-
Формы
аттестации/контроля
Беседа
8
2
2.1
Техника безопасности
Основы
конструирования
Изучение названий
деталей конструктора
28
12
16
2
1
1
2.2
Соединения деталей.
Прочность сборки
2
1
1
2.3
Цветы и деревья
2
1
1
2.4
Домашние животные
2
1
1
2.5
Водный транспорт
2
1
1
2.6
Воздушный
транспорт
2
1
1
2.7
Космос
2
1
1
2.8
Наземный транспорт
2
1
1
2.9
Техническое средство
- машина
2
1
1
2.10
Робот
2
1
1
2.11
Игровые конструкции
4
1
3
2.12
Конструирование
цифр и букв
Творческая работа в
группах
(индивидуальная
работа) на
свободную тему.
Итоговое занятие
Итого:
4
1
3
6
1
5
1
36
10
1
26
3.
4.
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
презентация собранных
моделей
Беседа, наблюдение, ПЗ,
игра - опрос
Беседа, наблюдение, ПЗ,
игра - опрос
ПЗ, самостоятельная
работа, выставка и
презентация творческих
работ, коллективный
анализ
Игровое занятие
Теория и практика интегрированы, что способствует лучшему усвоению
материала, при этом учитываются возрастные особенности детей.
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(стартовый уровень, возраст 5-7 лет)
Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности
9
Теория: понятие о легоконструировании; цели и задачи работы кружка;
инструктаж по технике безопасности.
Тема 2: Основы конструирования
Тема 2.1 Изучение названий деталей конструктора.
Теория: знакомство с историей возникновения LEGO конструктором;
повторение названий деталей.
Практика: сборка модели «Волчок».
Тема 2.2 Соединения деталей. Прочность сборки.
Теория: Понятие и виды сборки деталей; повторение названий деталей.
Практика: Сборка модели стенка различными видами. Выставка
моделей.
Тема 2.3 Цветы и деревья
Теория: Понятие и разновидность цветов и деревьев.
Практика: сборка модели по образцу. Выставка моделей.
Тема 2.4 Домашние животные
Теория: беседа понятие и разновидности животных. Правила ухода за ними.
Практика: сборка модели «Цветок», «Ель».
Тема 2.5 Водный транспорт
Теория: беседа, просмотр презентации «Разновидности транспорта», «Виды
водного транспорта»
Практика: игра - опрос, сборка модели «Плот», «Корабль».
Тема 2.6 Воздушный транспорт
Теория: беседа, просмотр видеоролика «Воздушный транспорт»
Практика: игра – опрос, сборка модели «Самолёт».
Тема 2.7 Космос
Теория: просмотр презентации «Вселенная»; беседа на тему «История
покорения космоса, Российские космонавты»
Практика: игра, сборка модели «Ракета».
Тема 2.8 Наземный транспорт
Теория: просмотр видеоролика «Наземный транспорт», беседа «Наш друг самокат»
Практика: игра – опрос, сборка модели «Самокат».
Тема 2.9 Техническое средство – машина
Теория: беседа, просмотр видеоролика «Конструкция автомобиля»
Практика: игра – опрос, сборка модели «Машина».
Тема 2.10 Робот
Теория: беседа на тему «Роботы в жизни человека»; разбор на
составляющие части робот. Демонстрация механизмов
Практика: сборка модели «Робот».
Тема 2.11 «Игровые конструкции»
Теория: просмотр видеоролика «Парк развлечения»
Практика: сборка модели «Качели», «Карусель». Групповая постройка
«Парк развлечения».
Тема 2.12 «Конструирование цифр и букв»
Теория: знакомство со схемами сборки букв и цифр.
10
Практика: сборка модели «Моя любимая буква», «День рождения».
Групповая постройка «Алфавит».
Тема 3: Творческая работа в группах на свободную тему.
Теория: работа по схеме, проектирование своей модели на бумаге;
Практика: создание собственных моделей; выставка и презентация
творческих работ, коллективный анализ.
Тема 4: Итоговое занятие Практика: игровое занятие; подведение
итогов.
1.4. Планируемые результаты
Год
обучения
(уровень)
Предметные результаты
должен знать
должен уметь
простейшие
основы
конструировать
по
условиям,
проектирования и механики;
заданным взрослым, по образцу, по чертежу,
определять, различать и по заданной схеме и самостоятельно строить
схему;
называть детали конструктора;
работать над проектом в команде,
виды
проектирования,
эффективно распределять обязанности.
неподвижное соединение деталей;
технологическую
последовательность изготовления
несложных конструкций на основе
схемы, текста, рисунка.
Метапредметные результаты:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
уметь ставить цель, составлять план действий и применять его для решения практических
задач, прогнозировать (предвосхищать будущие результаты при различных условиях выполнения
действия), контролировать, корректировать и оценивать свою работу;
делать выводы в результате совместной работы всего коллектива, сравнивать и группировать
предметы и их образы.
Личностные результаты:
излагать мысли в четкой логической последовательности;
отстаивать свою точку зрения;
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
Личностные результаты:
излагать мысли в четкой логической последовательности;
отстаивать свою точку зрения;
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
Анализ личностных результатов осуществляется по итогам года через методику «Тестовая
беседа» С.А. Банкова
Данный метод позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем
мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его
действительности, является первичным обследованием готовности ребенка к школе. Беседа служит
важным средством установления контакта с ребенком, создаст атмосферу доверия, вводит ребенка в
ситуацию психологического экспериментирования. Тесты позволяют провести исследование
деятельностного компонента ребенка
Возрастные особенности использования. Методика используется для детей 5 -7-летнего
возраста.
стартовый
уровень,
возраст 5-7
лет
11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Легоконструирование»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность академического часа - 30 минут.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
обучения
01
сентября
Дата
окончания
обучения
26 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
36
36
1 раз по 1 часу
в неделю
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-09 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в кабинете
«Робототехники», где находится следующее:
Необходимая мебель и оборудование
№
1
2
Название мебели
Столы для учащихся
Стулья для учащихся
Количество
14
14
3
Стул учительский
1
4
Стол учительский
1
5
Шкаф для оборудований и пособий
1
6
Полка для выставки
2
7
Стеллаж для игрушек
1
№
1
2
Название оборудования
Магнитно-маркерная учебная доска
Телевизор
3
Магнитофон
1
4
Ноутбук
1
5
Набор конструкторов ЛЕГО «Первые механизмы»
15
Количество
1
1
12
6
Набор конструкторов Matatalab
8
2.2.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
информационные источники:
интернет ресурсы:
Lego – книга с заданиями сайт ( www.ozon.ru)
«Лукошко сказок» (http://lukoshko.net)
мультимедийные учебные пособия:
история создания ЛЕГО конструктора (мультипликационный фильм)
Мультимедийные презентации по темам учебного плана
электронные издания энциклопедии:
«Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир»
(http://potomy.ru)
Matatalab уроки робототехники. Книга учителя.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Вводный контроль - проводится на первом занятии и предназначен для
проверки уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося, его личных творческих данных и коммуникабельности (беседа).
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (беседа, игра-опрос, творческая
работа, самостоятельная работа, мини-выставка, демонстрация механизма).
Итоговый контроль - проводится в виде участия в выставках лучших
работ, представление собственной модели, викторина, игра - испытание с
целью определения уровня развития личных творческих способностей.
Итоговая аттестация не предусмотрена
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов
В систему мониторинга (наблюдения за активностью детей в спонтанной
и специально организованной деятельности) в рамках программы входит
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел
«Конструктивно - модельная деятельность» соответствующая Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в
группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения
достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания дополнительной
общеобразовательной программы.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития детей
проводится 3 раза в год.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
13
- индивидуальная; - групповая.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
•
Низкий уровень – 0-1балл;
•
Средний уровень – 2 балла;
•
Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Параметры оценки (возраст 5-7 лет)
- Способен конструировать по собственному замыслу, строить по схеме,
выделять основные части и характерные детали конструкций.
- Способен создавать разные постройки и конструкции, подбирать
самостоятельно материал, работать коллективно.
Инструментарий педагогической диагностики образовательной области
представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений,
наблюдений,
которые
используются
для
определения
уровня
сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период
проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и
поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого
параметра. Каждый параметр педагогической оценки может быть
диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой
точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку
нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Результаты педагогической диагностики фиксируются в таблице.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Ф.И.
уч.
Возрас
т
Обучение
Знания и умения
Год
обуче
ния
Низкий
(1-3)
Месяц
XII
V
Теория
Уровни в баллах
Средний
Высокий Низкий
(4-6)
(7-9)
(1-3)
Месяц
Месяц
Месяц
Практика
Средний
(4-6)
Месяц
Высокий
(7-9)
Месяц
XII
XII
XII
V
XII
V
XII
V
V
Ит
ого
V
Респондент
1
Респондент
2
Сводные результаты мониторинга уровня знаний, умений и навыков
14
обучающихся
Год
обучения
Количество
респондентов
Уровни в баллах
средний
низкий
XII
V
XII
V
высокий
XII
V
Отслеживаются достижения детей объединения, индивидуальные
достижения (дипломы, грамоты, благодарности).
Кроме вышеперечисленных форм отслеживания в объединении
используются: журнал посещаемости, отзывы родителей, фото и
видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония», в официальном сообществе учреждения в социальной сети
«ВКонтакте».
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов
Удобной формой подведения итогов реализации программы
«Карточка успеха» на которую помещается наклейка за достигнутые успехи,
инициативу (правильный ответ на поставленный вопрос, выполненное
практическое задание, создание и представление собственной модели,
алгоритма участие лучших работ в выставках и т. д.). «Карточка успеха»
позволяет проследить личностный рост ребёнка.
2.4. Оценочные материалы:
№
п/п
Тема
Методы педагогической
диагностики
1 год обучения (стартовый уровень) Возраст 5-7 лет
1
2
Вводное занятие. Техника безопасности
Основы конструирования
3.
Творческая работа в группах
(индивидуальная работа) на свободную
тему.
Итоговое занятие
4.
Беседа
Беседа, наблюдение,
созданная модель
созданная модель
Викторина «Сегодня я
дошкольник, а завтра инженер»
2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и
др.);
практический (выполнение работ по технологическим картам,
схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
15
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
2.5.2. Педагогические технологии
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.)
реализуется через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья
учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В
программе это выражается через непосредственное обучение учащихся
приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек
здорового образа жизни, активной двигательной деятельностью.
Игровые технологии (авторы: Б. Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.
Н. Аванесова). Цель игровых форм обучения: активизация и интенсификация
учебного процесса. Данные технологии позволяют решить определенные
задачи:
-расширение кругозора;
-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;
-развитие общеучебных умений и навыков.
-воспитание
самостоятельности,
сотрудничества,
коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности. В
программе используются следующие характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, не игнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
Технология
КТД
(коллективно-творческой
деятельности)
используется для организации мероприятий воспитательного характера. Этот
способ деятельности помогает развитию организаторских и коммуникативных
навыков и работает на сплочение коллектива. В основе технологии - известный
метод КТД И.П. Иванова.
ИКТ – технологии (Информационно-коммуникационные технологии)
используются:
как источник информации;
для подготовки наглядного и дидактического материалов занятий и
мероприятий;
для мобильной коммуникации с родителями, коллегами.
16
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
Учебные занятия строятся по общепринятой схеме.
1. Организационная часть состоит из приветствия, погружения
(оглашения темы занятия), инструктажа по технике безопасности.
2. Непосредственная образовательная деятельность - работа по теме
занятия (ознакомление с содержанием, выполнение заданий, направленных на
развитие определённых ЗУНов согласно темы занятия в учебном плане).
3. Физкульт-минутка.
4. Практическая часть (творческое задание по теме).
5. Рефлексия (заключительная часть занятия). Анализируются
успехи\неудачи, намечается перспектива дальнейшего действия.
.5.4. Дидактические материалы
Звукоматериалы:
аудиозаписи и видеозаписи по темам: «Звуки транспорта», «Звуки
животных», «Парад военной техники», «Песенки мультипликационных героев»;
Видеоматериалы:
Техника безопасности в объединении.
Видео История возникновения создания конструктора Lego.
Видео физкультминуток для занятия.
Стендовый материал
Информационный стенд «Уголок безопасности».
Стенд с названиями и видами деталей;
Фотоматериалы моделей собранных детьми.
Дидактические пособия:
объемный: модели транспорта, животных;
схематический или символический: оформленные стенд «Мое
творчество», стенд готовых работ;
картинный и картинно-динамический: картины, иллюстрации,
фотоматериалы по темам учебного плана;
тематические подборки материалов: стихи, песенки, загадки,
сценарии игр, мероприятий воспитательного характера, викторины по
дорожному движению, пожарной безопасности.
Мониторинг развития ребенка.
Сценарный материал по воспитательной работе.
Карточки личных достижений детей.
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
17
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». .:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
.:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН)
.:URL [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата
обращения: 18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
18
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период
до
2035
года»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Педагогика общая, возрастная:
1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М.
:1976.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Программа и конспекты занятий - М. : 2007.
3. Куцакова JI.B. Занятия по конструированию из строительного материала
/средняя, старшая, подготовительная группы - М. : 2007.
4. Куцакова Л.B. Конструирование и ручной труд в детском саду.- М.: 1990.
5. Куцакова Л.В. Проект работы по конструированию из строительного
материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год.
6. Куцакова Л.В. Проект работы по конструированию из строительного
материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год.
7. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду М. : 1971.
8. Лиштван З.В. Конструирование.- М. : 1981.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию под
ред. Т.С. Комаровой. - М.: 1991 г.
10.Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду. - М. : 1961.
11.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М. : 1999.
12.Тарловская Н.Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду. - М. : 1994.
Психология:
1. Дусовицкий А.К. «Формула успеха» - М. : «Педагогика» , 1989г.
2. Немов Р.С. «Общие основы психологии» - М. : «Просвещение» 2002г.
Литература для детей и родителей:
19
Лусс Татьяна «Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью ЛЕГО»- М. : 2012г.
2.
Пособие в интернете - LEGO-Книжка с заданиями. Для детей 3-6 лет.
Сайт www.ozon.ru
3.
Фешин Е.В. «Лего-конструирование» - М. : Сфера, 2012г.
1.
20