Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«САМОДЕЛКИН»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Есипова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным и техническим творчеством является обогащение мировосприятия
воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие
творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание
трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и
открытия для себя что-то нового).
В системе дошкольного образования детей особый акцент ставится на
развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных
программах
развития
дошкольников
предусмотрены
занятия
конструированием, аппликацией и рисованием.
У многих детей развит художественный вкус и умение находить
различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных
задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими
руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления
выглядит красиво и привлекательно или её можно использовать в играх или
соревнованиях.
Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития
личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в
начальной школе.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа соответствует
технической направленности, так как ориентирована на освоения учащимися
навыков конструирования, аппликации и моделирования из бумаги.
Актуальность. заключается в том, что у современных детей отмечается
недоразвитие мелкой моторики.
Соответствует данным опроса детей, родителей, педагогов.
Занятия бумагопластикой требуют одновременной работы обеих рук, что,
в свою очередь, развивает речь и интеллект. Работа с бумагой у детей развивает
такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно
для успешного обучения в школе
Программа способствует развитию мотивации к познанию и творчеству,
приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Программа составлена на основе: Выгонов В.В. Игрушки и поделки из
бумаги.-М.: Издательский Дом МСП,2007. -128с.: ил.
Отличительные особенности программы заключается в том, что
позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть
практическую целесообразность разных видов конструирования, развить
необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в объединении
открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников,
овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Доступность, простота техник исполнения работ позволяет развивать у
учащихся исследовательские умения и навыки, вносит определенную новизну в
творчество учащихся, делает его более увлекательным и интересным.
Адресатами программы являются дошкольники 5-6 лет.
Краткие возрастные особенности:
Характерная особенность этого возраста – ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное,
вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими
руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии
наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном
восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие
или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным
творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные
методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У
учащихся совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого
человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную,
познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Количество учащихся в каждой группе 10-12 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Уровень программы, объем и срок освоения программы.
Уровень программы – стартовый, направлен на мотивацию интереса к
данной технической деятельности, овладение первоначальными умениями в
творческой деятельности детей.
Объем программы – 36 часов;
Срок освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Особенности организации образовательного процесса - модель
реализации программы традиционная, представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 1 года.
Перечень форм обучения - групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы - беседа, педагогические наблюдения,
тематические мини-выставки; участие в выставках, тестирование, практическая
работа.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы формирование интереса к творчеству и развитие
образного мышления старших дошкольников в процессе овладения приемами
техники работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить с разновидностями аппликаций (плоская, обрывная,
объемная); названия различных видов, свойств бумаги и картона;
формировать умения использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
способствовать формированию способности создавать выразительные
образы.
Развивающие:
развивать образное, пространственное мышление, воображение и
фантазию ребенка;
развивать мотивацию к познанию и творчеству, творческому
самовыражению.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению,
умение работать в группе;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, жизненный
оптимизм, способность к преодолению трудностей.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
разновидности аппликаций (плоская, обрывная, объемная); названия
различных видов, свойств бумаги и картона, некоторые базовые формы
оригами;
названия инструментов и материалов, необходимые для аппликации;
этапы и основные правила изготовления работы в технике аппликация и
конструирования;
правила самостоятельной и коллективной работы над аппликацией из
бумаги, оригами;
условные обозначения, применяемые в конструировании и оригами.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила охраны труда, пользоваться необходимыми
инструментами и материалами; организовывать свое рабочее место;
выполнять аппликации из цветной бумаги (плоскую, обрывную,
объемную), выполнять изделия в технике оригами;
пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для
аппликации и конструирования;
оценивать свою работу и работу товарищей по различным показателям;
следовать устным инструкциям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активно использовать речевых средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
Название темы
Всего
Количество
часов
теор прак
ия
тика
Формы аттестации/контроля
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приёмы аппликации и
конструирования
Бумагопластика –
объемное конструирование
Создание плоскостной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
Итоговое занятие
Игровой «мастер-класс» по
теме «Что умею, не скажу,
а как сделать покажу»
5
1
4
5
1
4
15
1
14
5
-
5
5
-
5
Итого
36
1
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставки
1
3
33
Учебный (тематический) план
№
Название темы
Всего
1
Приёмы аппликации и
конструирования. ТБ
Приёмы
складывания
бумаги
Приёмы
вырезывания
круглых форм
Приёмы
вырезывания
овальных форм
Обводка по шаблону и
вырезывание фигур по
контуру
Бумагопластика
–
объемное
конструирование
Изготовление поделок в
технике оригами.
Изготовление объёмных
поделок.
Создание плоскостной
аппликации
Создание предметной
аппликации
Создание декоративной
аппликации
Создание сюжетной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
5
Количество
часов
теор прак
ия
тика
1
4
2
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3.
4
5
1
1
1
1
1
1
1
Формы аттестации/контроля
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
5
1
4
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
3
1
2
2
-
2
15
1
14
5
1
4
5
-
5
5
-
5
5
-
5
5
-
5
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа,
пед.
наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
беседа, пед. наблюдение,
тематические мини- выставка
6.
Игровой «мастер-класс» по
теме «Что умею, не скажу,
а как сделать покажу»
1
1
мини-выставка,
коллективный анализ работ.
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Приёмы аппликации и конструирования
Тема 1.1. Приёмы складывания бумаги.
Теория: Беседа о деятельности детского объединения. Знакомство с
правилами поведения в кабинете, правилами дорожного движения, инструктаж
по технике безопасности. Понятия и термины: техника безопасности,
мастерская, рабочее место. История возникновения аппликации и
конструирования. Инструменты, материалы, приспособления. Некоторые
элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах
и применении.
Практика: Игры на знакомство: «Давайте познакомимся». Приёмы
складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой).
Тема 1.2. Приёмы вырезывания круглых форм
Практика: Вырезание круга методом срезания углов у квадрата: нужно
срезать все углы у квадрата, после того как получится многоугольник, срезать
оставшиеся углы – получается круг. Аппликация «Гусеница».
Тема 1.3. Приёмы вырезывания овальных форм
Практика: Вырезание прямоугольника методом срезания углов у
прямоугольника: нужно срезать все углы у прямоугольника, после того как
получится многоугольник, срезать оставшиеся углы – получается овал.
Аппликация «Пирамидка».
Тема 1.4. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру
Практика: Знакомство с понятием шаблон – это образец, трафарет, по
которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Аппликация
«Осенний лист».
Тема 2. Бумагопластика – объемное конструирование
Тема 2.1. Изготовление поделок в технике оригами
Теория: История возникновения оригами. Инструменты, материалы,
приспособления. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в
оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: Конструирование поделок путём сгибания бумаги.
Складывание основных базовых форм «Собака», «Кораблик», «Сердечко».
Тема 2.2. Изготовление объёмных поделок
Теория: Знакомство с правилами использования бросового материала в
аппликации. Рассматривание готовых образцов поделок.
Практика: Создание поделок, используя бросовый материал.
Изготовление поделок «Мельница», «Зайчик».
Тема: 3. Создание плоскостной аппликации
Тема 3.1. Создание предметной аппликации
Теория: Составление из деталей композиции из одного или нескольких
предметов и наклеивание на лист бумаги. Соблюдение правил безопасности
при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами.
Практика: Составление из деталей композиции из одного или
нескольких предметов и наклеивание на лист бумаги. Соблюдение правил
безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами.
Аппликация предметная «Колосок», «Осеннее дерево», «Дары осени»,
«Символы России», Пожарная безопасность».
Тема 3.2. Создание декоративной аппликации
Практика: Составление простым и доступным способом прикрепления к
фону цветных силуэтов в создании орнаментов и украшений. Соблюдение
правил безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими предметами
Аппликация декоративная «Животный мир», «Гирлянда», «ЭКО-Елка»,
«Дерево зимой», «Праздничная коробка».
Тема 3.3. Создание сюжетной аппликации
Практика: Составление из деталей композиции из нескольких предметов
и наклеивание на лист бумаги в соответствии с темой или сюжетом.
Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами, клеем, мелкими
предметами. Аппликация сюжетная «Насекомые», «Дом», «Рыбки в пруду»,
«Цветы», «Весна».
Тема 4. Создание обрывной аппликации
Практика: Рваная или обрывная аппликация создается без участия
ножниц. Нарывание пальцами рук бумаги, выкладывание и приклеивание
аппликации по линиям рисунка. Соблюдение правил безопасности при работе
клеем, мелкими предметами. Аппликация обрывная «Сова», «Животные
севера», «Малахитовая шкатулка», ««Военная техника».
Тема 5. Создание объемной аппликации
Практика: Составление из деталей композиции из нескольких предметов
и наклеивание объемных изображений на лист бумаги в соответствии с темой
или сюжетом. Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами,
клеем, мелкими предметами. Аппликация объемная «Ракета», «Пестрый
лужок», «Перелетные птицы», «Подснежники», «Одуванчики».
Тема 6. Игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как
сделать покажу».
Практика: Детям предлагается принять участие в «обучении»
сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания,
полученные на занятиях в объединении
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Организация учебного процесса по программе «Самоделкин»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» в
течение учебного года с сентября по май. Программа рассчитана на 1 год (36
учебных недель).
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
начала
окончания
учебных
учебных дней учебных часов
обучения
обучения
недель
1 год
1
25 мая
36
36
36
обучения
сентября
I полугодие - 17 учебных недель
II полугодие - 19 учебных недель
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Итоговая аттестация проводится в мае.
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
Режим занятий
1 раз по 1 часу
в неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет, с
рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству обучающихся в
группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: ноутбук, магнитная доска.
Художественные материалы и инструменты: карандаши, восковые мелки,
ватман, наборы для черчения, бумага, картон, ножницы, клей, средства личной
гигиены.
Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные
презентации, тематические видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература, журналы,
тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы, образцы
художественных работ.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения
результативности освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов,
заявленных в программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации: беседа; практическая работа;
наблюдение.
Промежуточная аттестация проводится в декабре. Цель аттестации:
проследить динамику развития знаний, умений навыков учащихся. Для
проведения промежуточной аттестации в соответствии с ожидаемыми
результатами разработаны формы контрольных заданий для усвоения
теоретического и практического содержания знаний и умений, а также
критерии оценки их выполнения. (Приложение1, 2);
Итоговая аттестация проводится в мае. Цель аттестации: выявить уровень
усвоения учащимися общеразвивающей программы. (Приложение 1, 2).
Кроме этого, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и конкурсах.
Формы подведения итоговой аттестации: беседа;практическая работа;
наблюдение.
Виды контроля.
Программа предусматривает:
- текущий контроль;
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
педагогического наблюдения и мини-выставки в конце пройденной темы.
Методические материалы
№
п/п
Название раздела
1.
Приёмы аппликации и
конструирования
Бумагопластика –
объемное
конструирование
Создание плоскостной
аппликации
Создание обрывной
аппликации
Создание объемной
аппликации
Итоговое занятие
Игровой «мастер-класс»
по теме «Что умею, не
скажу, а как сделать
покажу»
2.
3.
4.
5.
6.
Материально техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Цветная бумага,
картон, ножницы,
клей-карандаш.
Методическая
копилка физминутки, загадки,
стихи, пословицы,
образцы изделий.
Журналы, учебные
пособия.
Формы, методы,
приемы
обучения
Формы учебного
занятия
Беседа,
обсуждение,
объяснение,
показ,
физ.минутка,
игра,
самостоятельная
и творческая
работа.
Предметная
аппликация,
сюжетная
аппликация,
декоративная
аппликация,
геометрическая
аппликация,
занятие-загадка,
занятиеконструирование
и т.д.
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать
происходящие
изменения,
устанавливать
их
причины
(кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего
характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного
характера.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, иллюстраций).
Словесные методы и приемы обучения (рассказ педагога, беседа).
Игровые методы и приемы обучения (дидактическая игра, загадывание и
отгадывание загадок, создание игровой ситуации).
Практические методы обучения (практическая работа)
Педагогические технологии:
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология реализуется на основе личностноориентированного подхода через систему мероприятий по охране и
укреплению здоровья обучающихся, учитывает условия образовательной среды
и деятельности (обстановка и гигиенические условия в кабинете, позы
учащихся во время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на занятии, психологический климат на занятии, наличие на занятии
эмоциональных разрядок).
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных
способностей воспитанников обучающихся путём использования их
потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на
познание, на новое.
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, не игнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых
занятиях в памяти детей. Сформулировать тему занятия, мотивировать ее
выбор.
Создание
интереса
к
занятию
(приемы,
содержащие
занимательность, сюрпризность, загадочность). Использование вопросов –
напоминаний, показ наглядного материала.
2. Основная часть
Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа
действия, постановка образовательно-воспитательной задачи. Использование
вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование
художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной
работы. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. На усмотрение
педагога в ходе занятия используется физкультурная пауза, желательно, чтобы
по тематике текста она соответствовала направленности занятия
3. Заключительная часть
Подведение итога. Закрепление материала знаний и навыков, повторение.
Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных
работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей
в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ.
3. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №27-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.05.2022 г. № 678-р)
[Электронный ресурс]:
http://government.ru/docs/all/140314/ (дата
обращения: 21.01.2022).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 613н).
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».: URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
21.01.2022).
Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Литература для педагога:
1. Бугуславская З. М., Смирнова Е.О.. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991- 207 с.
2. Выгонов В.В. Оригами малышам.- М., ИД МСП, 2006. – 48 с.
3. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.
училищ - М.: Просвещение, 1997 — 128 с.: ил..
4. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. - И.: Контэнт, 2010.48с.
5. Дусовицкий А.К. «Формула успеха» - г. Москва, «Педагогика»,1989г.
6. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко //
Дошкольное воспитание. 2009. - №8. - С. 68 - 73.
7. Канцедикас А.С. «Уроки народного искусства» - г.Москва,1983г.
8. Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: СФЕРА, 2007г.
9. Немов Р.С. «Общие основы психологии» - г. Москва,
«Просвещение»,1994г.
10. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - г.
Москва, 1989г.
11. Седова Е.И. Программа семейного клуба «Малышок» .- Екатеринбург,
2000г.
Список литературы для детей и родителей
Никитин Б.П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика,1985. —
120 с., ил.
Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и
воспитателей / Е. Синицина. – М.: Лист, 1999.- 144 с.
Ступак, Е. Гофрированный картон. - И.: Айрис - Пресс, 2009. - 32 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:
пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург:
У-Фактория, 2003. - 40 с.
Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. - И.: Мир книги, 2008. - 96 с.
Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М., БАОПРЕСС. 2006. – 48 с.
Приложение 1
Тест к итоговой аттестации
«Аппликация»
1) Что обозначает слово -аппликация?
1)накладывание;
2) пришивание;
2) Аппликация, это:
1)вид декоративно прикладного искусства;
2)вид строительной деятельности;
3) Материалы и используемые в аппликации из бумаги:
1)бумага разных видов;
2) бумага, только определенных видов;
4) Инструменты, используемые в технике аппликация:
1)ножницы, карандаш, клей;
2) ножницы, шило, клей;
5) Виды аппликаций бывают:
1)плоская, предметная, объемная, сюжетная, орнаментальная;
2) плоская, объемная, предметная, объемная, красочная, орнаментальная;
6) Объемная аппликация, это когда:
1) изображения предметов или их деталей крепятся на фон только полностью
на плоскость;
2)изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью
плоскости;
7) Предметная аппликация, это:
1)состоящая из нескольких предметов, находящихся в движении;
2)выполняется из геометрических, растительных или других форм;
Уровни оценки знаний:
5-7- правильных ответа - высокий уровень
4-3- правильных ответа - средний уровень
2-1- правильных ответа -низкий уровень
Приложение 2
Тест к промежуточной аттестации
«Оригами»
1) Где впервые появилось искусство оригами?
1) в Китае;
2) в Японии;
2) Как нужно правильно передавать ножницы?
1) передавать ножницы острыми концами;
2) передавать ножницы закрытыми кольцами вперед;
3) Какие правильные сгибы бывают в технике оригами?
1) сгиб «долиной», складка «молнией»;
2) наметить складку, сгиб «радугой»;
3) Какие базовые формы бывают в технике оригами?
1) базовые формы- книжка, треугольник, дом;
2) базовые формы- книжка, заяц, дом;
4) Из какой формы формируются фигуры в оригами?
1) из прямоугольника;
2) из квадрата;
5) Какие у квадрата стороны?
1) у квадрата равные стороны;
2) у квадрата не равные стороны;
6) Инструменты и материалы используемые в технике оригами.
1) ножницы, клей, бумага, карандаш;
2) клей, бумага, спица, ножницы;
7) Какой вид бумаги можно использовать в оригами?
1) принтерную;
2) гофрированную;
Уровни оценки знаний:
7-6- правильных ответа - высокий уровень
5-3- правильных ответа - средний уровень
2-1- правильных ответа -низкий уровень
Приложение 3
Тест к итоговой аттестации
«Оригами»
1) Где впервые появилось искусство оригами?
1) в Китае;
2) в Японии;
2) Что означает тонкая основная линия в оригами?
1) контур заготовки;
2) линию сгиба;
3) Что нельзя делать при работе с ножницами?
1) держать ножницы острыми концами вниз;
2) передавать их закрытыми кольцами вперед;
4) Какие виды разметки ты знаешь?
1) сгибание;
2) сжимание;
5) Сколько базовых форм существует в оригами?
1)
11;
2) 20;
6) Базовые формы бывают (выбери правильный ответ):
1) двойной треугольник, двойной квадрат, дверь, рыба, птица;
2) воздушный змей, треугольник, блин, домик, катамаран, двойной
прямоугольник;
Уровни оценки знаний:
6 - правильных ответов - высокий уровень
5-3- правильных ответа - средний уровень
2-1- правильных ответа -низкий уровень
Приложение 3
Практическая работа
Карта контроля практической работы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Технологическая операция
Соблюдение порядка на рабочем месте во время
выполнения работы
Соблюдение правил ТБ (инструменты и
материалы)
Соблюдение поэтапности выполнения работы
Качество выполнения работы (аккуратность,
эстетичность)
Уровень самостоятельности в выполнении работы
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания по уровням:
8-10 баллов - высокий уровень
5-7 балла - средний уровень
4 балла - низкий уровень
.
Баллы (1-2 балла)