Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«МОЙ ПЕРВЫЙ РОБОТ»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Перминова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой
автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической
основой интенсификации производства.
Как никогда возрос спрос на инженерные кадры, которые способны
проектировать, создавать, управлять и модернизировать высокотехнические и
робототехнические устройства. Соответственно разработана образовательная
схема развития личности в инженерно-техническом направлении. Забота о
подготовке высококвалифицированных кадров начинается в период детства, когда
у ребенка формируется и развивается интерес к технике, техническому
творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой
первый робот» технической направленности и ориентирована на формирование
у младших школьников навыков конструирования и программирования
действующих lego-моделей, а затем использование их для выполнения задач, по
сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии,
математики, развития речи. Программа разработана с опорой на нормативные
документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809«Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
2
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13. Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность общеразвивающей программы в настоящий момент
актуально развитие широкого технического кругозора младшего школьника и
формирования у него основ инженерного мышления. В школьных программах
отсутствуют предметы начального образования, обеспечивающие формирование
у обучающихся знаний и навыков в области технического творчества,
конструкторских навыков и опыта программирования.
Программа «Мой первый робот» помогает раскрыть творческий потенциал
учащихся, определить их резервные возможности, осознать себя в окружающем
мире, способствует формированию стремления стать конструктором, технологом,
исследователем, изобретателем.
Содержание программы построено таким образом, что обучающиеся под
руководством педагога могут не только создавать модели посредством
конструкторов (на основе наборов «LEGO Education WeDo», набор LEGO 9686
«Технология и физика»), следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и,
проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире, доказывать
выдвинутые гипотезы.
Программа объединяет различные аспекты технической деятельности,
необходимой как для профессионального становления, так и для практического
применения в жизни, имеет направленный воспитательный и обучающий
3
характер работы с детьми.
Простой интерфейс позволяет объединить конструкцию из Лего и
компьютер в единую модель современного устройства с автоматизированным
управлением.
Отличительные особенности программы Программа «Мой первый
робот» - модифицированная, составлена на основе сборника образовательных
программ дополнительного образования, методических рекомендаций и личного
опыта педагога.
Отличительная особенность программы «Мой первый робот»: выражается
в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через
такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов
ЛЕГО. Учащиеся проходят 4 этапа усвоения программы:1-восприятие; 2мышление; 3-действие; 4-результат (продукт), который ребёнок видит по
окончании каждого занятия.
Учебный план смоделирован так, чтобы изученный материал повторялся на
последующих занятиях, отображался в каждой модели или проводилась аналогия
работы механизмов и их сравнение.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих
способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению
к техническому творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Уровень программы, объем и срок освоения программы.
Программа имеет два уровня обучения - стартовый и базовый.
«Стартовый уровень» направлен на мотивацию к техническому творчеству,
овладение навыков начального технического конструирования с использованием
конструкторов LEGO и программирования в среде LEGO Education WeDo.
«Базовый уровень» направлен на формирование познавательной активности
учащихся в области моделирования, конструирования и робототехники на основе
дальнейшего развития базовых теоретических и практических навыков.
Программное содержание «базового» уровня опирается на сформированные
знания и умения, предыдущего (стартового), предполагает их расширение и
углубление, а также вносит значительный элемент новизны.
Учащийся может быть принят на любой уровень обучения, при наличии
соответствующих базовых знаний. Однако для формирования стабильных знаний,
умений и навыков, достижения высокого образовательного результата
рекомендуется начинать обучение со стартового уровня.
Адресатами программы являются учащиеся 7-10 лет, проявляющие интерес
к устройству машин и механизмов и конструированию простейших технических и
электронных самоделок.
Краткие возрастные особенности:
4
В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и
равномерного развития, во время которого происходит функциональное
совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.
Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она
определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти,
внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют
интереса к игре. Успешность решения поставленных целей (в нашем случае обучения) достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается
между собой. Включение процесса обучения «И Я» в контексте игровой,
познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование
внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов,
которые в единстве с широкими социальными мотивами будут «работать» и на
формирование положительного отношения детей этого возраста к робототехнике.
Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Внимание учащихся
привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными
и по отношению к тому, что не является занимательным. Управление вниманием
школьников состоит:
- в использовании материала, интересного в содержательном плане;
- в обеспечении каждому учащемуся понимания/осознания смысла
предлагаемых заданий и упражнений;
- в обеспечении знания способа выполнения упражнений;
- в создании обстановки, располагающей к сосредоточенным занятиям
и непринужденному общению.
При организации обучения вообще, и контроля в частности, важно
создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех
воодушевляет детей и поддерживает («питает») их интерес к робототехнике.
Педагогу важно всегда найти возможность создать такую ситуацию,
предложить такое задание, чтобы и учащийся с низким уровнем активности имел
возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное
продвижение вперед. Учащиеся этого возраста очень чувствительны к оценке,
которую дает им педагог. Они все еще не в состоянии отделить оценку
выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Учитывая эту
возрастную особенность, рекомендуется использовать систему содержательных
оценок, разработанную Ш. А. Амонашвили (1984). Она включает в себя четыре
компонента:
- доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям учащегося, направленным на
решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного
результата);
- конкретный анализ трудностей, вставших перед учащимся, и
допущенных им ошибок;
5
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый
результат.
Наполняемость группы – 12 человек.
Состав группы постоянный. Набор детей в группу обучения осуществляется
на добровольной основе. Программа предусматривает разноуровневые и
разновозрастные учебные группы, что дает возможность использовать метод
«наставничества» – опытные воспитанники опекают новичков, старшие помогают
младшим.
Объем и срок освоения программы.
Срок реализации – 2 года.
1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа;
2 год обучения (базовый уровень) – 144 часа.
Объём программы – 288 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседы, игровая форма, задание по
образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы беседа, выставка моделей, творческих работ в рамках группы.
1.2. Цель и задачи программы общеразвивающей программы
Цель программы - создание условий для личностного развития
обучающихся средствами технического конструирования с использованием
конструкторов LEGO и программирования в визуальной среде, а также
формирование раннего профессионального самоопределения обучающихся.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
6
Образовательные:
• расширение общих представлений о применении средств робототехники в
современном мире;
• знакомство с базовой системой понятий информатики, окружающего мира,
физики;
• формирование навыков программирования через разработку программ в
визуальной среде программирования;
• формирование представлений об информационной картине мира, об
информации и информационных процессах как элементах реальной
действительности;
• знакомство с основными правилами здоровье сбережения.
Развивающие:
• создание условий для развития способностей к формализации, сравнению,
обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися у обучающихся
знаниями;
• формирование алгоритмического мышления;
• формирование умения самостоятельно решать поставленную задачу;
• формирование умения применения языков (естественных и формальных) и
иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе
передачи информации от одного субъекта общения к другому;
• создание условий для развития творческих способностей обучающихся с
использованием межпредметных связей (информатика, технология, окружающий
мир, математика, физика);
• развитие логического и технического мышления обучающихся;
• развитие речи учащихся в процессе анализа проделанной работы.
Воспитательные:
• воспитание этики групповой работы;
• воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
• развитие основ коммуникативных отношений внутри микрогрупп и в
коллективе в целом;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
1.3. Планируемые результаты:
Предметные результаты
должен знать
должен уметь
1 год обучения
название
деталей использовать конструкторы «Простые
механизмы», Перворобот LEGO «WeDo» для
конструкторов
создания различных механизмов и
LEGO(«Простые
движущихся моделей;
механизмы»,
«Перворобот
составлять примерный план работы по
LEGO WeDo»);
7
понятия
алгоритма
и
программы;
принцип
работы
датчиков, моторов и
других
элементов
конструкторов
LEGO
Education
WeDo;
виды
механической
передачи;
сущность технологического
подхода
к
реализации
деятельности.
- простейшие
основы
механики;
- понятия
алгоритма
и
программы;
- название деталей
конструктора LEGO
Education «Технология и
физика» и «Пневматика»;
- действия
простых
механизмов и области их
применения;
- основные понятия и этапы
проектной деятельности.
-
созданию механизмов и движущихся моделей
с помощью преподавателя;
создавать собственные уникальные модели
движущихся конструкций из деталей наборов
LEGO самостоятельно или с помощью
преподавателя;
пользоваться персональным компьютером
для программирования своей модели;
2 год обучения
- использовать конструктор LEGO Education
«Технология и физика» и «Пневматика»;
- для создания различных механизмов и
движущихся моделей;
- составлять примерный план работы по
созданию
механизмов
и
движущихся
моделей;
- создавать собственные уникальные модели
движущихся конструкций из деталей наборов
LEGO;
- пользоваться персональным компью тером
для программирования своей модели;
- использовать
структуру
и
алгоритмы
программного обеспечения LEGO Education
«Технология и физика» и «Пневматика» при
составлении собственных программ;
- грамотно высказывать свои мысли, в том
числе используя технические термины.
Личностные результаты:
устойчивый интерес к техническому творчеству;
развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
развитие логического и творческого мышления;
повышение уровня своих способностей к самостоятельному поиску
наиболее рационального решения технических и творческих задач;
развитие внимания, аккуратности, терпения у учащихся;
уважительное отношение к своему и чужому труду, бережное
8
отношение к используемому оборудованию;
использование принципов здоровье сбережения.
-
Метапредметные результаты:
планирование последовательности шагов для достижения целей;
умение осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать
её;
умение работать в паре и в коллективе;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение анализировать результаты своей работы;
умение соблюдать требования техники безопасности при работе
конструкторами и на компьютере.
-
с
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(72 часа) (стартовый уровень)
№
п/п
1.
2.
2.1
Введение
Конструирование
Знакомство с деталями конструктора.
Количество часов
всего теория практ
ика
2
2
20
8
12
2
1
1
2.2
Способы крепления деталей.
6
2
4
Практическое
задание (ПЗ)
ПЗ
2.3
Виды передач
12
5
7
ПЗ
3.
3.1
3.2
Программирование в среде WeDo
Знакомство с компьютером
20
2
18
9
1
8
11
1
10
30
24
-
30
24
4
-
4
2
-
2
19
53
Наименование темы, раздела
Знакомство
со
программирования WeDo
4.
4.1
Первые модели
средой
Звери
4.2
Фигурки Миниленда.
5.
Итоговое занятие
Итого: 72
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
ПЗ
ПЗ.
Демонстрация
механизма
ПЗ.
Демонстрация
модели.
ПЗ
Коллективный
анализ
9
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(72 часа) (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Теория: Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях.
История возникновения робототехники, понятие робототехника.
Соблюдение правил техники безопасности на занятиях.
Тема 2. Конструирование.
Тема 2.1. Знакомство с деталями конструктора.
Теория: Обзор деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education WeDo».
Практика:
Изучение названий деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education
WeDo», сборка, разборка конструктора we Do по видам деталей.
Тема 2.2. Способы крепления деталей.
Теория: Виды крепления деталей.
Практика:
Крепление кирпичиков, балок, пластин.
Сборка модели «Качели». Сборка модели «Машина 1».
Сборка модели «Парусная лодка».
Тема 2.3. Виды передач.
Теория: Разновидность передач. Зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо,
шкивы и ремни, кулачек, червяк.
Практика:
Сборка зубчатой механической передачи. Сборка понижающей и повышающей
зубчатой механической передачи. Сборка червячной механической передачи.
Сборка ременной механической передачи. Сборка кулачковой механической
передачи
Тема 3. Программирование в среде We Do.
Тема 3.1. Знакомство с компьютером.
Теория: Как работать с компьютером
Практика:
Вход и выход в программу We Do
Тема 3.2. Знакомство со средой программирования WeDo.
Обзор, перечень терминов, звуки, фон экрана, сочетание клавиш, понятия датчики,
цикл.
Практика:
Программирование запуска мотора по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Программирование режима ожидание мотора.
Программирование режима остановки мотора.
Программирование выведения на экран картинки, надписи.
Программирование выведения звука.
Программирование работы датчика наклона.
10
Программирование работы датчика расстояния.
Программирование блока цикл.
Сборка модели «Умная вертушка».
Тема 4. Первые модели.
Тема 4.1.Звери.
Практика:
Сборка модели «Танцующие птицы» по инструкции.
Сборка модели «Обезьяны Барабанщика» по инструкции.
Сборка модели «Голодный аллигатор» по инструкции.
Сборка моделей: «Рычащий лев» по инструкции, «Птица» по инструкции.
Сборка моделей: «Заяц», «Жираф», «Динозавр», «Корова».
Сборка модели «Несуществующее животное».
Сборка задуманной модели, написание программы.
Тема 4.2.Фигурки Миниленда.
Практика: Сборка моделей человечка.
Сборка задуманной модели, написание программы.
Подведение итогов за год.
Тема 5. Итоговое занятие
Практика:
Сборка собственной модели.
Подведение итогов за год. Коллективный анализ.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
(144 часа) (стартовый уровень)
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
Наименование темы, раздела
Введение
Конструирование
Знакомство с деталями
конструктора.
Способы крепления деталей.
Виды передач
Программирование в среде WeDo
Знакомство с компьютером
Знакомство
со
средой
программирования WeDo
Первые модели
Звери
Фигурки Миниленда.
Количество часов
всего теор практи
ия
ка
2
2
20
7
13
2
1
1
6
1
5
12
20
2
18
5
9
1
8
7
11
1
10
48
24
-
48
24
6
-
6
Форма аттестации/
контроля
Беседа
Практическое задание
(ПЗ)
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
механизма.
ПЗ. Демонстрация
модели.
ПЗ
11
4.3
Приключения
5.
Творческая работа в группах
52
(индивидуальная работа) на
свободную тему.
Итоговое занятие
2
Итого: 144
6.
18
-
18
-
52
18
2
126
ПЗ. Демонстрация
модели.
Коллективный анализ
Тестирование
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
(144часа) (стартовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Теория: Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях.
История возникновения робототехники, понятие робототехника.
Соблюдение правил техники безопасности на занятиях.
Беседа.
Тема 2. Конструирование.
Тема 2.1. Знакомство с деталями конструктора.
Теория: Обзор деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education WeDo».
Практика:
Изучение названий деталей, входящих в набор конструктора «LEGO Education
WeDo», сборка, разборка конструктора we Do по видам деталей. ПЗ.
Тема 2.2. Способы крепления деталей.
Теория: Виды крепления деталей.
Практика:
Крепление кирпичиков, балок, пластин.
Сборка модели «Качели».
Сборка модели «Машина 1».
Сборка модели «Парусная лодка».
Тема 2.3. Виды передач.
Теория: Разновидность передач. Зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо,
шкивы и ремни, кулачек, червяк.
Практика:
Сборка зубчатой механической передачи.
Сборка понижающей и повышающей зубчатой механической передачи.
Сборка червячной механической передачи.
Сборка ременной механической передачи.
Сборка кулачковой механической передачи. Практическое задание (ПЗ).
Тема 3. Программирование в среде We Do.
Тема 3.1. Знакомство с компьютером.
Теория: Как работать с компьютером.
Практика
12
Вход и выход в программу We Do. ПЗ.
Тема 3.2. Знакомство со средой программирования WeDo.
Теория :Обзор, перечень терминов, звуки, фон экрана, сочетание клавиш, понятия
датчики, цикл.
Практика:
Программирование запуска мотора по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Программирование режима ожидание мотора.
Программирование режима остановки мотора.
Программирование выведения на экран картинки, надписи.
Программирование выведения звука.
Программирование работы датчика наклона.
Программирование работы датчика расстояния.
Программирование блока цикл.
Сборка модели «Умная вертушка». ПЗ. Демонстрация механизма.
Тема 4. Первые модели.
Тема 4.1.Звери.
Практика:
Сборка модели «Танцующие птицы» по инструкции.
Сборка модели «Обезьяна Барабанщица» по инструкции.
Сборка модели «Голодный аллигатор» по инструкции.
Сборка модели «Рычащий лев» по инструкции.
Сборка модели «Птица» по инструкции.
Сборка модели «Заяц». Сборка модели «Жираф».
Сборка модели «Динозавр».
Сборка модели «Корова».
Сборка модели «Несуществующее животное».
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ. Демонстрация модели.
Тема 4.2.Фигурки Миниленда.
Практика:
Сборка моделей человечка.
Сборка моделей человечка в движении.
Сборка задуманной модели, написание программы. ПЗ.
Тема 4.3. «Приключения».
Практика:
Сборка моделей «Футбол» по инструкции.
Сборка модели «Спасательный самолет» по инструкции.
Сборка модели «Непотопляемый парусник» по инструкции.
Сборка модели «Спасения от великана» по инструкции.
Сборка задуманной модели, написание программы.
ПЗ. Демонстрация модели.
13
Тема 5: Творческая работа в группах на свободную тему.
Практика:
Создание собственных моделей на тему «Парк развлечений».
Создание собственных моделей на тему «Автопарк».
Создание собственных моделей на тему «Космос».
Создание собственных моделей.
Программирование созданных моделей.
Коллективный анализ. Подведение итогов
Тема 6. Итоговое занятие
Практика:
Подведение итогов работы. Тестирование.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
(72 часа) (базовый уровень)
Задачи:
- способствовать формированию знаний, умений и навыков в области
технического конструирования и моделирования;
- познакомить учащихся с комплексом базовых технологий,
применяемых при создании роботов (простейшие механизмы,
пневматика, источники энергии, управление электромоторами,
зубчатые передачи и др.);
- способствовать формированию навыка проведения исследования
явлений и простейших закономерностей;
- способствовать повышению мотивации учащихся к изобретательству
- и созданию собственных роботизированных систем.
№
п/п
1.
2.
Введение
Конструирование
Количество часов
всего теория практ
ика
2
2
4
4
3.
Первые модели (приключения)
16
4.
5
Наименование темы, раздела
-
16
Основы конструирования машин 48
и механизмов
2
Итоговое задание
15
33
-
2
Итого: 72
17
55
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Коллективный
анализ
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
(72 часа) (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
14
Теория: Проведение инструктажей. Виды конструкторов.
Тема 2. Конструирование.
Практика:
Работа с деталями конструктора.
Демонстрация своих знаний, конструирование моделей.
Тема 3. Первые модели (приключения).
Практика:
Сборка моделей «Футбол» по инструкции.
Сборка модели «Спасательный самолет» по инструкции.
Сборка модели «Непотопляемый парусник» по инструкции.
Сборка модели «Спасения от великана» по инструкции.
Сборка задуманной модели, написание программы.
Сборка задуманной модели, написание программы.
Демонстрация моделей.
Тема 4. Основы конструирования машин и механизмов.
Теория: Элементы, необходимые для создания машин и механизмов.
Практика:
Колесо и ось. Привод колеса.
Шестерня. Ременная передача.
Рычаг. Лебёдка. Сборка модели «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз. Шкив.
Болт. Клин. Конструкция. Кулачок.
Черявичная передача. Сборка модели «Машина 3».
Кулачковая передача. Сборка модели «Молот».
Собачка и храповая шестерня.
Зубчатая передача. Сборка модели «Уборочная машина».
Сборка модели «Маятник».
Сборка модели «Часовой механизм».
Сборка модели «Ветряная мельница».
Сборка модели «Сухопутная яхта».
Сборка модели «Инерционный механизм».
Сборка модели «Машина с электроприводом».
Создание собственной модели.
Тема 5. Итоговое занятие
Практика:Сборка собственной модели.
Подведение итогов Коллективный анализ.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
(144 часа)(базовый уровень)
15
№
п/п
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Форма аттестации/
контроля
всего теория практика
1
Введение
2
2
2
Конструирование
4
-
4
3
Основы
конструирования 58
машин и механизмов
16
Подготовка к соревнованиям
16
42
2
14
5
Творческая работа в группах 30
(индивидуальная работа)
-
30
6
Пневматика
14
2
12
7
Возобновляемые источники
энергии
18
2
16
8
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
144
24
120
4
Беседа
Практическое задание
(ПЗ)
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели.
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
модели.
Коллективный анализ
Коллективный анализ
тестирование
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
(144 часа) (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Проведение инструктажей. Виды конструкторов.
Тема 2. Конструирование.
Практика:
Работа с деталями конструктора.
Демонстрация своих знаний, конструирование моделей.
Тема 3. Основы конструирования машин и механизмов.
Теория: Элементы, необходимые для создания машин и механизмов.
Практика:
Колесо и ось. Привод колеса.
Шестерня. Ременная передача.
Рычаг. Лебёдка. Сборка модели «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз. Шкив.
Болт. Клин. Конструкция. Кулачок.
Черявичная передача. Сборка модели «Машина 3».
Кулачковая передача. Сборка модели «Молот».
Собачка и храповая шестерня. Зубчатая передача.
Сборка модели «Уборочная машина».
16
Сборка модели «Маятник». Сборка модели «Часовой механизм».
Сборка модели «Ветряная мельница».
Сборка модели «Сухопутная яхта». Сборка модели «Инерционный механизм».
Сборка модели «Машина с электроприводом». Сборка модели «Драгстер».
Сборка модели «Скороход». Сборка модели «Собака».
Сборка модели «Весы». Сборка модели «Башенный кран».
Сборка модели «Рамка».Сборка модели «Передача».
Тема 4: Подготовка к соревнованиям.
Теория: Объяснение правил соревнований и техник создания машин.
Практика:
- создание моделей;
- написание презентации моделей;
- программирование моделей
Коллективный анализ. Участие в соревнованиях.
Тема 5: Творческая работа в группах на свободную тему.
Практика:
Создание необходимых моделей для «заселения планеты».
Творческие задания.
Коллективный анализ. Подведение итогов.
Тема 6: Пневматика.
Теория: Понятие пневматики.
Практика:
Сборка модели «Ножничный подъёмник».
Сборка модели «Пресс».
Сборка модели «Робокисть».
Сборка модели «Роборука».
Сборка модели «Компрессор».
Создание собственной модели.
Тема 7: Возобновляемые источники энергии
Теория: Какие бывают источники энергии. Энергия ветра. Мультиметр.
Практика:
Сборка модели «Ручной генератор».
Сборка модели «Блок, поднимающий груз».
Сборка модели «Водяная турбина».
Сборка модели «Машины, работающей на солнечной энергии».
Сборка модели «Ветряная мельница».
Сборка модели «Солнечная станция».
Создание собственной модели.
17
Тема 8: Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Коллективный анализ
Тестирование
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график 144 часа
Год
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
72
144
1 сентября
25 мая
36
72
144
2 раза по 2 часа
в неделю
2 раза по 2 часа
в неделю
I полугодие - 16 учебных недель
II полугодие - 20 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9
мая.
Календарный учебный график 72 часа
Год
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
36
72
1 сентября
25 мая
36
72
144
1 раз по 2 часа
в неделю
1 раз по 2 часа
в неделю
I полугодие - 16 учебных недель
II полугодие - 20 учебных недель
Выходные дни: 4 ноября, 31 декабря, 01-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9
мая.
-
-
-
-
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование: хорошо освещенный и тематически оформленный кабинет, с
рабочими местами для детей. Столы, стулья по количеству обучающихся в
группе. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Техническое обеспечение: ноутбук, магнитная доска.
Компьютеры, для программирования моделей;
Программное обеспечение 2000095 LEGO Education WeDo (на
каждом компьютере для работы обучающихся);
Конструкторы «LEGO Education WeDo», LEGO 9686 «Технология и
физика»;
Технологические карты 2009686 и 2009687 к набору LEGO
Education «Технология и физика»;
18
Технологические карты 2009641 «Пневматика»;
Набор 9641 «Пневматика»;
набор 9585 «Перворобот LEGO Education WeDo: ресурсный
набор»;
Дидактический и раздаточный материал;
Интерактивная доска;
Проектор и экран (доска) для демонстрации материала.
Информационное обеспечение
аудио и видеотека, мультимедийные презентации, тематические
видеофильмы.
Дидактические и методические пособия: специальная литература,
журналы, тематические иллюстрации и альбомы, памятки, схемы, таблицы,
образцы художественных работ.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль осуществляется на первом занятии и предназначен для
проверки уровня знаний учащегося (беседа).
Промежуточный контроль - позволяет выявить динамику изменений
образовательного уровня и скорректировать процесс обучения педагогическое
наблюдение,
демонстрация
модели,
беседа,
практическое
задание,
внутригрупповые соревнования)
Итоговый контроль (осуществляется с целью определения уровня развития
личных творческих способностей (коллективное обсуждение, тестирование)
При реализации программы «Мой первый робот» в течение учебного года
осуществляется текущий контроль – проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (опрос, мини-выставка,
практическое задание). Итоговая аттестация не предусмотрена.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выявление, фиксация и предъявление результатов объединения проводится
педагогическим мониторингом объединения «Мой первый робот». Отслеживание
проводится два раза в год, в соответствии с возрастом и годом обучения
учащегося.
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и девятибалльная
система:
- Низкий уровень – от 1 до 3 баллов;
- Средний уровень – от 4 до 6 баллов;
- Высокий уровень – от 7 до 9 баллов.
- Низкий уровень (1-3 баллов): Учащийся имеет непрочные знания по
базовым темам программы. Не может правильно и рационально организовать свое
рабочее место. Испытывает серьезные затруднения при выполнении операций,
предусмотренных программой. При их
непосредственном выполнении
совершает ошибки. Производит порчу материала. Не соблюдает правила
-
19
безопасности труда. Проявляет небрежность при выполнении работы. Не может
самостоятельно выявить ошибки. Требуется постоянная помощь педагога и
товарищей.
- Средний уровень (4-6 баллов): Учащийся имеет знания по базовым темам
программы, но при непосредственном выполнении практической работы,
предусмотренной программой, совершает незначительные ошибки. Испытывает
небольшие затруднения при организации своего рабочего места. Недостаточно
экономно использует необходимый для занятия материал. Недостаточно точно
соблюдает правила безопасности труда. Может выполнить самостоятельно работу
по образцу, но владеет недостаточными навыками изготовления творческой
работы. Проявляет некоторую небрежность при выполнении практической
работы. Может самостоятельно выявить ошибки, но испытывает затруднения при
определении причин их возникновения.
- Высокий уровень (7-9 баллов): Учащийся имеет прочные знания по базовым
темам программы. Предусмотренные программой умения и навыки может
творчески применить в практической деятельности. Самостоятельно планирует и
организует свой труд, Точно соблюдает правила безопасности труда. Владеет
высоким навыком изготовления самостоятельных работ. Точно, грамотно и
аккуратно выполняет работу. Может самостоятельно выявить и устранить
ошибки. Экономно использует необходимый для занятия материал. Результаты
отслеживаются и фиксируются в таблице
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
п/
п
ФИ
уч.
Возраст
Год
обу
че- Низкий Средний
ния (1-3)
(4-6)
Месяц
Месяц
XII
V XII
V
Обучение
Знания и умения
Теория
Практика
Уровни в баллах
Высокий Низкий Средний Высокий
(7-9)
(1-3)
(4-6)
(7-9)
Месяц
Месяц
Месяц Месяц
XII
V
XII
V
XII
V
XII
Участие
Результат:
в выссертификат,
тавках, благодарност
конкурсах ь, грамота,
(кол-во)
диплом
V
Отслеживаются достижения учащихся объединения (дипломы, грамоты,
благодарности).
Кроме
вышеперечисленных
форм
отслеживания
и
фиксации
образовательных результатов педагогического мониторинга объединения «Мой
первый робот» используются: журнал посещаемости, отзывы детей и родителей,
фото и видеоматериалы, статьи о работе объединения в СМИ, на сайте ЦТР и ГО
«Гармония»
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- участие детей в соревнованиях объединения;
20
- выступления учащихся на праздниках и фестивалях.
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Мой первый робот» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов.
№
1
2
3
4
5
6
1
2
3
Тема
Методы педагогической диагностики
1 год обучения (стартовый уровень)
Вводное занятие.
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
Конструирование
конструирование разных передач, движения.
Программирование в среде WeDo . Создание модели, педагогическое наблюдение
Первые модели
Сборка модели, составление программы.
Творческая работа в группах
Сборка
модели,
педагогическое
наблюдение,
(индивидуальная
работа)
на
коллективный анализ.
свободную тему.
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Голодный аллигатор»
2 год обучения (базовый уровень)
Введение
Конструирование
Беседа
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Основы конструирования машин и Создание и демонстрация модели, педагогическое
механизмов
наблюдение
4
Подготовка к соревнованиям
5
Творческая работа в группах
6
7
8
коллективный анализ
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Пневматика
Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Возобновляемые источники энергии Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Возобновленные источники энергии»
2.5. Методические материалы:
Методы обучения.
Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от темы и
формы
занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта
обучающегося. В образовательном процессе используются следующие методы
обучения:
- словесные методы - устное изложение, беседа, объяснение, анализ работы;
21
- наглядные методы - показ моделей и конструкций учащихся и педагога,
использование
наглядных
материалов
(иллюстрации,
фотоматериалы,
видеоматериалы), показ педагогом приемов выполнения;
- практические методы - практическая работа с оборудованием и
информацией;
- методы работы с информацией - книги, журналы, интернет;
- частично - поисковые методы - решение поставленной задачи совместно с
педагогом.
Педагогические технологии
В
образовательном
процессе
приоритетными
педагогическими
технологиями являются:
- Личностно-ориентированное
обучение.
Каждый
ребенок
индивидуальность,
активно
действующий
субъект
образовательного
пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к
окружающему миру, субъектным опытом. Методическую основу этой технологии
составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
- Здоровьесберегающая технология реализуется на основе личностноориентированного подхода через систему мероприятий по охране и укреплению
здоровья обучающихся, учитывает условия образовательной среды и
деятельности (обстановка и гигиенические условия в кабинете, позы учащихся во
время занятия, физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии,
психологический климат на занятии, наличие на занятии эмоциональных
разрядок).
- Проектно-исследовательские технологии. Проектно-исследовательская
технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе
включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод
проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных,
исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных
источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов,
деловые и ролевые игры и др.
- Технология сотрудничества (обучение в малых группах)- совместная
развивающая деятельность детей, скрепленная взаимопониманием, совместным
анализом ее хода и результата.
- Технология индивидуализации обучения
позволяет адаптировать
содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям
каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую
коррекцию.
- Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой
организация занятий предполагает создание под руководством педагога
проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками.
22
- Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
- Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ подразумевает под
собой методы и программно-технологические средства, которые позволяют в
значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия
1.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к
коррекционной деятельности.
2. Подготовительный этап
4. Проблемное объяснение нового материала
6. Творческое задание.
7. Закрепление пройденного, подведение итогов работы каждого ребёнка,
рефлексия деятельности.
Дидактические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
педагогом используются наглядные пособия:
схематические или символические - стенды: «Технологическая карта
выполняемого изделия»
объёмные - образцы изделий; Конструкции собственного изготовления и
программы к ним.
картинные – стенды: «Уголок безопасности», «Наши достижения», «В мире
робототехники», «Из жизни объединения».
Фотовыставка «Модели LEGO».
дидактические пособия:
настольная
игра по ПДД; комплекты
демонстрационного и раздаточного материала с пошаговой техникой сборки по
темам:
- Конструирование
- Программирование в среде WeDo
- Первые модели
учебные пособия- программы и программное обеспечение:
- диск Перворобот.
- литература, для работы с учащимися.
тематические подборки материалов: тексты песен, сценарии, игры.
3. Список литературы
Нормативные документы
23
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
18.06.2025).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
(дата
обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
.:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата
обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей». .:URL
[Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения:
18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL [Электронный
ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения: 18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .:URL
[Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
(дата обращения: 18.06.2025).
24
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» .:URL [Электронный ресурс]: https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О направлении
методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» .:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_12_
2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»
.:URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120 (дата
обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec30
30a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога
1. Дусавицкий А.К. «Формула успеха» М. Педагогика 1989г.
2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: Методическое пособие,
- М.: Бином, 2010-120с.
3. Крайнев А.Ф. Первое путешествие в царство машин. – М., 2007г. – 173с.
4. LEGO Education WeDo Teacher's Guide.
5. Макаров И.М., Топчеев Ю.И. Робототехника. История и перспективы. – М.,
2003г. - 349с.
6. Методическое
пособие
«Сборник
образовательных
программ
дополнительного образования детей». – Челябинск, 2011. - 86 с.
7. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2000. - 125с.
25
8.
1.
2.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. -Москва: ПраймЕврознак, 2010. -651с.
Литература для детей и родителей
Грэй Д. Дети-с небес. Уроки воспитания. Как развить в ребёнке дух
сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. / Перев. с англ.-М.: ООО
Издательство «София», 2010. – 384 с.
Робототехника для детей и родителей. – С-Пб., «Наука», 2011.-264с.
Приложение 1
Оценочные материалы
Для каждой темы программы объединения «Мой первый робот» разработан
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов.
№
1
2
3
4
5
6
1
2
3
Тема
Методы педагогической диагностики
1 год обучения (стартовый уровень)
Вводное занятие.
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
Конструирование
конструирование разных передач, движения.
Программирование в среде WeDo . Создание модели, педагогическое наблюдение
Первые модели
Сборка модели, составление программы.
Творческая работа в группах
Сборка
модели,
педагогическое
наблюдение,
(индивидуальная
работа)
на
коллективный анализ.
свободную тему.
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Голодный аллигатор»
2 год обучения (базовый уровень)
Введение
Конструирование
Беседа
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Основы конструирования машин и Создание и демонстрация модели, педагогическое
механизмов
наблюдение
4
Подготовка к соревнованиям
5
Творческая работа в группах
6
7
8
коллективный анализ
Создание и демонстрация модели, педагогическое
наблюдение
Пневматика
Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Возобновляемые источники энергии Создание и демонстрация модели, коллективный
анализ
Коллективное обсуждение ,
Итоговое занятие
Тест «Возобновленные источники энергии»
26
Приложение 2
Календарный учебный график
Программа Мой первый робот
Год обучения, количество часов в год I год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет №9
( по плану - 36 часов, 15 за первое полугодие, часа – 21 за второе полугодие)
№
1.
Дата
прове
дения
21.09
Тема занятия
Форма
занятия
Проведение инструктажей.
Виды конструкторов.
Работа с деталями
конструктора.
Демонстрация своих знаний,
конструирование моделей.
СМ «Спасательный самолет».
Занятиебеседа
Практическое
задание (ПЗ)
Практическое
задание (ПЗ)
Практическое
задание (ПЗ)
Практическое
задание (ПЗ)
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2.
28.09
3
5.10
4
12.10
5
19.10
6
26.10
СМ «Непотопляемый
парусник».
СМ «Спасения от великана».
7
2.11
СМ «Нападающий»
8
9.11
СМ «Вратарь»
9
10
16.11
23.11
11
30.11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
7.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03
9.03.
25
15.03
26
22.03
СМ «Болельщики»
СМ «Футбол», инсценировка
игры.
Сборка задуманной модели,
написание программы.
Колесо и ось.
Привод колеса.
Шестерня.
Ременная передача.
Рычаг (понятие, сборка).
Лебёдка. СМ «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз.
Шкив (понятие, сборка).
Болт (понятие, сборка).
Клин (понятие, сборка).
Конструкция (понятие, сборка).
Кулачок (понятие, сборка).
Черявичная передача. СМ
«Машина 3».
Кулачковая передача. СМ
«Молот».
Собачка и храповая шестерня.
27
29.03
Зубчатая передача. СМ
«Уборочная машина».
Колво
часов
1
Форма контроля
1
ПЗ.
1
ПЗ
1
ПЗ
1
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ
1
1
Беседа
1
1
ПЗ.
Демонстрациямеханизма
ПЗ
ПЗ
ПЗ
1
ПЗ.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ
ПЗ.
ПЗ. Демонстрация
механизма.
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
1
1
1
1
27
28
5.04
СМ «Маятник».
Объяснение,
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
1
29
12.04
СМ «Часовой механизм».
30
19.04
СМ «Ветряная мельница».
1
СМ «Сухопутная яхта».
Объяснение,
ПЗ
ПЗ
31
26.04
32
4.05
СМ «Инерционный механизм».
ПЗ
1
33
11.05
СМ «Машина с
электроприводом».
ПЗ
1
35
36
17.05
21.05
Создание собственной модели.
Итоговое занятие.
Итого
ПЗ
ПЗ
1
1
36
1
1
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
ПЗ. Демонстрация
механизма
Коллективный анализ
Беседа
Календарный учебный график (план) 2-й год обучения
Программа Мой первый робот
Год обучения, количество часов в год II год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 10
( по плану - 144 часа,___за первое полугодие, часа – ___за второе полугодие)
№
заня
тия
1
Дата
гр.1
Тема занятия
Форма
занятия
Форма контроля
ПЗ.
Колво
часов
2
18.09
2
22.09
3
25.09
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
29.09
2.10
6.10
9.10
13.10
16.10
20.10
23.10
27.10
30.10
3.11
6.11
10.11
17
13.11
Проведение инструктажей.
Виды конструкторов.
Работа с деталями
конструктора.
Демонстрация своих знаний,
конструирование моделей.
Колесо и ось.
Привод колеса.
Шестерня.
Ременная передача.
Рычаг (понятие, сборка).
Лебёдка. СМ «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз.
Шкив (понятие, сборка).
Болт (понятие, сборка).
Клин (понятие, сборка).
Конструкция (понятие, сборка).
Кулачок (понятие, сборка).
Черявичная передача. СМ
«Машина 3».
Кулачковая передача. СМ
«Молот».
ПЗ.
2
ПЗ.
2
Практическое задание
(ПЗ)
Выставка конструкций
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ. Рассказ
ПЗ. Рассказ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ.
2
ПЗ
Беседа
28
18
19
17.11
20.11
20
21
24.11
27.11
22
23
24
25
1.12
4.12
8.12
11.12
26
27
28
29
30
31
32
33
15.12
18.12
22.12
25.12
29.12
12.01
15.01
19.01
34
22.01
35
26.01
36
37
29.01
2.02
38
5.02
39
9.02
40
12.02
41
16.02
42
19.02
43
44
22.02
26.02
45
46
47
48
49
50
51
2.03
5.03
9.03
12.03
16.03
19.03
23.03
Собачка и храповая шестерня.
Зубчатая передача. СМ
«Уборочная машина».
СМ «Маятник».
СМ «Часовой механизм».
ПЗ.
ПЗ.
2
2
ПЗ
ПЗ
ПЗ.
ПЗ.
2
2
СМ «Ветряная мельница».
СМ «Сухопутная яхта».
СМ «Инерционный механизм».
СМ «Машина с
электроприводом».
СМ «Драгстер».
СМ «Скороход».
СМ «Собака».
СМ «Весы».
СМ «Башенный кран».
СМ «Рамка».
СМ «Передача».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Соревнование «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
каната».
Соревнование «Перетягивание
каната».
Создание необходимых
моделей для «заселения
планеты».
«Заселяем планету».
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
ПЗ
ПЗ, демонстрация
механизмов
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
2
ПЗ
ПЗ.
2
ПЗ
ПЗ.
ПЗ.
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
ПЗ.
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
2
Демонстрация модели
ПЗ
2
ПЗ. Демонстрация модели
Объяснение,
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ. Демонстрация модели
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
«Заселяем планету».
Творческие задания.
«Катапульта».
«Лебёдка».
«Наблюдательная вышка».
«Ручная тележка».
«Карусель».
«Мост».
«Ралли по холмам».
«Волшебный замок».
29
ПЗ
ПЗ
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
2.04
6.04
9.04
13.04
«Подъемник».
«Почтовая штемпельная
машина».
«Ручной миксер».
«Летучая мышь».
Пневматика (понятие, сборка).
«Ножничный подъёмник».
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
58
16.04
«Пресс».
2
59
20.04
«Робокисть».
60
23.04
«Роборука».
61
27.04
«Компрессор».
62
30.04
Создание собственной модели.
63
4.05
64
7.05
Возобновляемые источники
энергии. Мультиметр.
«Ручной генератор».
65
11.05
«Блок, поднимающий груз».
66
67
14.05
18.05
68
69
70
71
20.05
25.05
28.05
30.05
«Водяная турбина».
«Машины, работающей на
солнечной энергии».
«Ветряная мельница».
«Солнечная станция».
Создание собственной модели.
Создание собственной модели.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
72
31.05
Итоговое занятие.
Показ.
Прослушиван
ие. Анализ
работы
2
52
53
26.03
30.03
54
55
56
57
2
2
2
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
ПЗ
2
Представление работ
2
2
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
Коллективный анализ
2
2
2
Календарный учебный график (план) 2-й год обучения
Программа Мой первый робот
Год обучения, количество часов в год II год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 10
( по плану - 144 часа,___за первое полугодие, часа – ___за второе полугодие)
№
заня
тия
1
Дата
гр.1
Тема занятия
Форма
занятия
Форма контроля
ПЗ.
Колво
часов
2
18.09
2
22.09
Проведение инструктажей.
Виды конструкторов.
Работа с деталями
конструктора.
ПЗ.
2
Практическое задание
(ПЗ)
Беседа
30
3
25.09
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
29.09
2.10
6.10
9.10
13.10
16.10
20.10
23.10
27.10
30.10
3.11
6.11
10.11
17
13.11
18
19
17.11
20.11
20
21
24.11
27.11
22
23
24
25
1.12
4.12
8.12
11.12
26
27
28
29
30
31
32
33
15.12
18.12
22.12
25.12
29.12
12.01
15.01
19.01
34
22.01
35
26.01
36
37
29.01
2.02
38
5.02
39
9.02
Демонстрация своих знаний,
конструирование моделей.
Колесо и ось.
Привод колеса.
Шестерня.
Ременная передача.
Рычаг (понятие, сборка).
Лебёдка. СМ «Удочка»
Наклонная поверхность. Груз.
Шкив (понятие, сборка).
Болт (понятие, сборка).
Клин (понятие, сборка).
Конструкция (понятие, сборка).
Кулачок (понятие, сборка).
Черявичная передача. СМ
«Машина 3».
Кулачковая передача. СМ
«Молот».
Собачка и храповая шестерня.
Зубчатая передача. СМ
«Уборочная машина».
СМ «Маятник».
СМ «Часовой механизм».
ПЗ.
2
Выставка конструкций
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ. Рассказ
ПЗ. Рассказ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ.
2
ПЗ
ПЗ.
ПЗ.
2
2
ПЗ
ПЗ
ПЗ.
ПЗ.
2
2
СМ «Ветряная мельница».
СМ «Сухопутная яхта».
СМ «Инерционный механизм».
СМ «Машина с
электроприводом».
СМ «Драгстер».
СМ «Скороход».
СМ «Собака».
СМ «Весы».
СМ «Башенный кран».
СМ «Рамка».
СМ «Передача».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Гонки».
Соревнование «Гонки».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка моделей для
соревнования «Перетягивание
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
ПЗ
ПЗ, демонстрация
механизмов
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
ПЗ.
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
2
ПЗ
ПЗ.
2
ПЗ
ПЗ.
ПЗ.
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
ПЗ.
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ.
2
ПЗ. Демонстрация модели
31
каната».
Соревнование «Перетягивание
каната».
Создание необходимых
моделей для «заселения
планеты».
«Заселяем планету».
40
12.02
41
16.02
42
19.02
43
44
22.02
26.02
45
46
47
48
49
50
51
52
53
2.03
5.03
9.03
12.03
16.03
19.03
23.03
26.03
30.03
54
55
56
57
2.04
6.04
9.04
13.04
«Заселяем планету».
Творческие задания.
«Катапульта».
«Лебёдка».
«Наблюдательная вышка».
«Ручная тележка».
«Карусель».
«Мост».
«Ралли по холмам».
«Волшебный замок».
«Подъемник».
«Почтовая штемпельная
машина».
«Ручной миксер».
«Летучая мышь».
Пневматика (понятие, сборка).
«Ножничный подъёмник».
58
16.04
«Пресс».
59
20.04
«Робокисть».
60
23.04
«Роборука».
61
27.04
«Компрессор».
62
30.04
Создание собственной модели.
63
4.05
64
7.05
Возобновляемые источники
энергии. Мультиметр.
«Ручной генератор».
65
11.05
«Блок, поднимающий груз».
66
67
14.05
18.05
68
69
70
71
20.05
25.05
28.05
30.05
«Водяная турбина».
«Машины, работающей на
солнечной энергии».
«Ветряная мельница».
«Солнечная станция».
Создание собственной модели.
Создание собственной модели.
72
31.05
Итоговое занятие.
ПЗ.
2
Демонстрация модели
ПЗ
2
ПЗ. Демонстрация модели
Объяснение,
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ. Демонстрация модели
2
2
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ
ПЗ. Демонстрация модели
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
Показ.
2
2
2
2
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
ПЗ
2
Представление работ
2
2
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ. Демонстрация
моделей
Коллективный анализ
2
2
2
32
Прослушиван
ие. Анализ
работы
Календарный учебный график (план) 2-й год обучения
Программа Мой первый робот
Год обучения, количество часов в год II год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Место проведения: МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» (ул. Ленина, 71) кабинет № 10
№
Форма
занятия
Проведение
инструктажей. Инструктаж.
Беседа
Виды конструкторов.
Работа
с
деталями Практическое
задание (ПЗ)
конструктора.
Кол-во
часов
2
Форма контроля
2
Практическое
(ПЗ)
3
Демонстрация своих знаний, ПЗ
конструирование моделей.
2
выставка конструкций
4
Колесо и ось.
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ
2
ПЗ.Демонстрация
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
1
2
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Дата
Тема занятия
Объяснение,
ПЗ
Привод колеса.
Объяснение,
ПЗ
Шестерня.
Объяснение,
ПЗ
Ременная передача.
Объяснение,
ПЗ
Рычаг (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
Лебёдка. СМ «Удочка»
Объяснение,
ПЗ
Наклонная поверхность. Груз.
Объяснение,
ПЗ
Шкив (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
Болт (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
Клин (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
Конструкция (понятие, сборка). Объяснение,
ПЗ
Кулачок (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
Черявичная
передача.
СМ Объяснение,
«Машина 3».
ПЗ
Кулачковая
передача.
СМ Объяснение,
«Молот».
ПЗ
Собачка и храповая шестерня.
Объяснение,
ПЗ
Зубчатая
передача.
СМ Объяснение,
«Уборочная машина».
ПЗ
СМ «Маятник».
ПЗ
СМ «Часовой механизм».
ПЗ
Беседа
задание
33
22
23
24
25
25
2
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
СМ «Ветряная мельница».
СМ «Сухопутная яхта».
СМ «Инерционный механизм».
СМ
«Машина
с
электроприводом».
СМ «Драгстер».
СМ «Скороход».
СМ «Собака».
СМ «Весы».
СМ «Башенный кран».
СМ «Рамка».
СМ «Передача».
Сборка
моделей
для
соревнования «Гонки».
Сборка
моделей
для
соревнования «Гонки».
Сборка
моделей
для
соревнования «Гонки».
Соревнование «Гонки».
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Объяснение,
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
2
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ
ПЗ
2
Сборка
моделей
для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка
моделей
для
соревнования «Перетягивание
каната».
Сборка
моделей
для
соревнования «Перетягивание
каната».
Соревнование «Перетягивание
каната».
Создание
необходимых
моделей
для
«заселения
планеты».
«Заселяем планету».
«Заселяем планету».
Творческие
задания.
«Катапульта».
«Лебёдка».
«Наблюдательная вышка».
«Ручная тележка».
«Карусель».
«Мост».
«Ралли по холмам».
«Волшебный замок».
«Подъемник».
«Почтовая
штемпельная
машина».
«Ручной миксер».
«Летучая мышь».
Пневматика (понятие, сборка).
Объяснение,
ПЗ
2
Внутригрупповые
соревнования
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ
ПЗ
2
ПЗ
2
Внутригрупповые
соревнования
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
ПЗ
Объяснение,
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
34
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
ПЗ
«Ножничный подъёмник».
ПЗ
«Пресс».
ПЗ
«Робокисть».
ПЗ
«Роборука».
ПЗ
«Компрессор».
ПЗ
Создание собственной модели.
ПЗ
Возобновляемые
источники Объяснение,
ПЗ
энергии. Мультиметр.
«Ручной генератор».
«Блок, поднимающий груз».
«Водяная турбина».
«Машины, работающей на ПЗ
солнечной энергии».
«Ветряная мельница».
ПЗ
«Солнечная станция».
ПЗ
Создание собственной модели.
ПЗ
Создание собственной модели.
ПЗ
Итоговое занятие.
Показ.
Прослушиван
ие.
Анализ
работы
итого
144
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
2
2
2
2
2
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
ПЗ.Демонстрация
Коллективный анализ
35