Муниципальный орган управления образованием –
Управление образованием Тавдинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Гармония»
Допущена к реализации решением
Педагогического совета МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
Протокол № 3
от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 29.08.2025 г. № 427
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«МАСТЕРИЛКА»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
общеразвивающей программы:
Долгалова Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Тавда, 2025
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование
практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная
созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих
подопечных в режиме игры.
Программа направленна не столько на обучение детей сложным способам
конструирования, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. Программа «Мастерилка» соответствует
технической направленности, которая является важным направлением в
развитии и воспитании. Развивается умение пользоваться инструкциями,
схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Программа разработана с опорой на нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809«Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации».
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
13.Устав МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавды.
Актуальность. Исходя из ведущей роли ребенка в собственном развитии.
Программа открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в
процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного
напряжения.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность
разных видов конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных
областей в объединении открывает возможности для реализации новых
концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои
идеи.
Отличительные особенности программы.
Программа «Мастерилка» является модифицированной, разработана на
основе Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей нач.классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение,
1982. – 158 с., типовых программ Министерства культуры и Министерства
просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / под
редакцией А. В. Горского, И. В. Кротова, Москва «Просвещение», 1988г,
методических рекомендаций, публикуемых в периодической литературе и
интернете и личного опыта.
Отличительные особенности программы «Мастерилка» детского
конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву
для развития технических способностей детей, что очень важно для
всестороннего развития личности.
Программа содержит ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание и фантазирование, направленных на развитие технических
способностей детей.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Уровень программы.
Уровень программы – стартовый, направлен на мотивацию интереса к
данной технической деятельности, овладение первоначальными умениями в
творческой деятельности детей.
Адресатами программы являются дети от 5 до 7 лет.
Краткие возрастные особенности:
Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное,
вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими
руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии нагляднодейственного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии
предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или
представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством
оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной
связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У учащихся
совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека,
не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную,
познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Наполняемость группы 10-12 человек.
Состав группы постоянный, дети одного возраста.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы – 36 часов.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – занятие длится 30
минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа,
показ, объяснение и т.п.);
групповая:организация работы (совместные действия, общение,
взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения
определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден
вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные
задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
индивидуальная: отработка отдельных навыков.
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: занятие-игра, учебное занятие,
занятие-выставка, занятие-сюжетно-ролевая игра.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, выставка работ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание
технических знаний, навыков, умений.
Задачи программы
Обучающие:
условий
для
развития
начальных
формировать умения работы с бумагой, картоном и другими материалами;
научить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
научить организации и планированию работы.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка;
развивать конструкторские способности, техническое мышление,
творческий подход к работе.
Воспитательные:
воспитывать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой,
картоном и другими материалами;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками.
1.3. Планируемые результаты
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Мастерилка» у учащихся будут сформированы
следующие предметные планируемые результаты:
К концу обучения ребенок:
Будет знать условные обозначения: линия отреза, надреза, сгиба,
складывания, места прокола, нанесения клея.
Будет знать основные понятия: точка, линия, отрезок, многоугольник,
прямой угол, шаблон, чертеж и другие.
Будет знать способы и приёмы обработки бумаги и картона,
элементарные свойства бумаги, картона; способы соединения деталей из бумаги,
картона; основные операции при работе с бумагой: сгибание, складывание,
резание, склеивание; основные приемы работы с пластилином: раскатывание,
скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.
Метапредметные (развивающие):
Будут развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие,
моторика рук, уверенность в себе.
Личностные (воспитательные):
Приобретен интерес к техническому творчеству.
Сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения
цели).
Сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в
коллективе.
Сможет использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Наименование
п/п
раздела, темы.
1 Вводное занятие
2 Мастерская художника
Количество часов
Всего Теория Практика
1
12
1
1
11
12
1
11
4
Мастерская
конструктора
Мастерская скульптора
10
1
9
5
Заключительное занятие
1
-
1
36
4
32
3
Итого:
Формы контроля.
Наблюдение.
Наблюдение. Выставка.
Практическая работа
Наблюдение. Выставка.
Практическая работа
Наблюдение. Выставка.
Практическая работа
Выставка
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж
по ТБ. Игра «Мастера», упражнение «Мое настроение».
Тема 2. Мастерская художника
Теория: Средства выразительности: пятно, цвет, линия, силуэт, фактура.
Практика: Нетрадиционные техники рисования Монотипия пейзажная,
рисование ладошкой, рисование пальчиками, ниткография, кляксография
обычная, восковые мелки и акварель, набрызг, рисование по мокрому листу,
оттиск смятой бумагой.
Тема 3. Мастерская конструктора.
Теория. Знакомство с шаблоном, способами и приемами работы с ним.
Сгибание - одна из основных рабочих операций в процессе практической
работы с бумагой. Правила сгибания, складывания. Оригами.
Практика.
Изготовление простых животных, птиц, цветов. Игрушки из конусов.
Конструирование из картона. Объемная аппликация. Оригами.
Тема 4. Мастерская скульптора.
Теория. Знакомство с пластилином. Основные цвета, правила смешивания
пластилина. Техника безопасности при работе с пластилином. Инструменты,
используемые при работе с пластилином. Виды аппликаций из пластилина.
Техника выполнения.
Практика. Основные приемы лепки пластилином: раскатывание,
скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.
Изготовление сюжетных объемных поделок.
Тема 5: Заключительное занятие
Подведение итогов работы. Итоговая выставка
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
Организация учебного процесса по программе «Мастерилка»
предусматривает в соответствии с Уставом МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
течение учебного года – с сентября по май. Программа рассчитана на 36 учебных
недель. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу для детей
5-7 лет.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
обучения
1
сентября
Дата
окончания
обучения
25 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
Количество
учебных часов
Режим занятий
36
36
1 раз по 1 часу
в неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН занятия проводятся в чистом, хорошо
освещенном и проветриваемом помещении, в котором находится
всё
необходимое для проведения занятий.
Необходимое оборудование и мебель
Название оборудования
Инструменты
Ножницы (шт.)
Простой карандаш (шт.)
Мат для резки и клея (шт.)
Мебель
Стол письменный(шт.)
Стул(шт.)
Количество
23
23
23
5+1
23+1
Информационное обеспечение реализации программы:
1. http://www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.
2. http://www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
3. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
4. http://potomy.ru – Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир.
5. http://www.megakm.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
6. https://stranamasterov.ru/ – сайт Страна Мастеров.
2.3. Формы аттестации
Вводный контроль (входная аттестация) осуществляется при наборе в
объединение и показывает уровень подготовки учащегося (беседа).
Промежуточный контроль (аттестация) проводится в конце каждого
года обучения, позволяет выявить динамику изменений образовательного
уровня и скорректировать процесс обучения (педагогическое наблюдение,
беседа).
Итоговый контроль (аттестация) представляет собой оценку качества
усвоения учащимися содержания общеразвивающей программы за весь период
обучения (мини-выставка).
При реализации программы «Мастерилка» в течение всего учебного года
осуществляется текущий контроль с целью проверки уровня усвоения
теоретических и практических знаний материала программы (беседы,
педагогическое наблюдение).
Формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий) и
трехбалльная система:
•
Низкий уровень – 0-1балл;
•
Средний уровень – 2 балла;
•
Высокий уровень – 3 балла.
Высокий уровень – 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки
самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень – 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с
частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 0-1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры
(несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /
данной образовательной области).
Параметры оценки:
Знает о бумаге, инструментах и приспособлениях при обработке бумаги.
Знает основы знаний в области композиции, о формообразовании,
конструировании и декоративно-прикладного искусства.
Инструментарий педагогической диагностики образовательной области
представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений,
наблюдений, которые используются для определения уровня сформированности
у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения
педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Каждый
параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими
методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная
ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе
из разных образовательных областей.
Результаты педагогической диагностики фиксируются по уровням
таблицах.
Маршрут развития личности учащихся по обучаемой программе
№
низкий
( 0-1 балл)
Имя ребенка
IХ
1
2
3
…
12
Уровни в баллах
средний
(2 балла)
ХII
V
IХ
ХII
V
высокий
(3 балла)
IХ
ХII
V
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Открытое занятие, участие в общих праздниках и мероприятиях ЦТР и ГО
«Гармония».
2.4. Оценочные материалы
Для каждой темы программы «Мастерилка» разработан инструментарий
педагогической диагностики образовательной области, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов.
№
Тема
Методы педагогической диагностики
1
Вводное занятие
Беседа.
2-3
Мастерская художника
4-5
Мастерская конструктора
6-13
Мастерская скульптора
14-21
Заключительное занятие
Педагогическое наблюдение.
Создание изделия
Педагогическое наблюдение.
Создание изделия
Педагогическое наблюдение.
Создание изделия
Педагогическое наблюдение.
Создание изделия
2.5. Методические материалы
Методы обучения.
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей обучающегося, темы и формы занятий. При этом в процессе
обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать
происходящие
изменения,
устанавливать
их
причины
(кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего
характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного
характера.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов,
слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Словесные методы и приемы обучения (рассказ педагога, рассказы детей
(пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта,
творческие рассказы), беседа).
Игровые методы и приемы обучения (дидактическая игра, загадывание и
отгадывание загадок, создание игровой ситуации).
Практические методы обучения (упражнение, моделирование)
Педагогические технологии:
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Технология
проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об
условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Здоровьесберегающая технология (Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключникова Е.) – это,
прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного
отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье
и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры
здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального
здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных
способностей воспитанников обучающихся путём использования их
потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на
познание, на новое.
Технология проблемного обучения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном
слушании и обсуждении детьми.
2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством
находят решение. Педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей
решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, педагог помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Педагог даже не указывает
на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев,
сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать
проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой
обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и
техники.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок,
такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для
раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен
«глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все
должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и
непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем
внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в
полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ –
теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная
инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала
пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика
развивается с начала 80 – х годов, в ответ на требование времени по подготовке
инновационной
мыслящей
личности, умеющей решать проблемы.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет
воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская).
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе
программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
технологий. Дистанционные образовательные технологии – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых
занятиях в памяти детей. Сформулировать тему занятия, мотивировать ее выбор.
Создание
интереса
к
занятию
(приемы,
содержащие
занимательность, сюрпризность, загадочность). Использование вопросов –
напоминаний, показ наглядного материала.
2. Основная часть
Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа
действия, постановка образовательно - воспитательной задачи. Использование
вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование
художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной работы.
Самостоятельная работа с дидактическим материалом. На усмотрение педагога
в ходе занятия используется физкультурная пауза, желательно, чтобы по
тематике текста она соответствовала направленности занятия
3. Заключительная часть
Подведение итога. Закрепление материала знаний и навыков, повторение.
Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных
работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей
в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ.
Дидактические материалы
Дидактические материалы разработаны в соответствии с учебным планом
программы и ориентирован, на личностные и метапредметные результаты
образования. Состоят из комплектов демонстрационного и раздаточного
материала по темам:
Техника безопасности в объединении «Мастерилка»,
Звукоматериалы:
- Гимн Российской Федерации.
- Музыка для расслабления. Музыка эстрадная.
Видеоматериалы: Оригами
3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031
(дата
обращения: 18.06.2025).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта
2022
г.
№
678-р.
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения:
18.06.2025).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». .:URL [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
(дата обращения: 18.06.2025).
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей». .:URL
[Электронный
ресурс]:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
(дата
обращения: 18.06.2025).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения:
18.06.2025).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» .:URL
[Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/400289764/ (дата обращения:
18.06.2025).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:
18.06.2025).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
(дата
обращения:
18.06.2025).
10.Письмо Минпросвещения России от 30.12. 2022 № АБ-3924/06 (О
направлении методических рекомендаций (вместе с методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://cde.iro63.ru/cde/images/files/metod_rekomend_new/Pismo_MinPros_30_1
2_2022-3924_06.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
11.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162- Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года» .:URL [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/553265120
(дата обращения: 18.06.2025).
12.Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»
.:URL
[Электронный
ресурс]:
https://ddtbgo.profiedu.ru/upload/proeduddtbgo_new/files/cf/51/cf5115a84afeacec
3030a57ab1c273be.pdf (дата обращения: 18.06.2025).
Литература для педагога:
1. Бугуславская З. М., Смирнова Е.О.. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991- 207 с.
2. Выгонов В.В. Оригами малышам.- М., ИД МСП, 2006. – 48 с.
3. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.
училищ - М.: Просвещение, 1997 — 128 с.: ил..
4. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. - И.: Контэнт, 2010.48с.
5. Дусовицкий А.К. «Формула успеха» - г. Москва, «Педагогика»,1989г.
6. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко //
Дошкольное воспитание. 2009. - №8. - С. 68 - 73.
7. Канцедикас А.С. «Уроки народного искусства» - г.Москва,1983г.
8. Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: СФЕРА, 2007г.
9. Немов Р.С. «Общие основы психологии» - г. Москва,
«Просвещение»,1994г.
10. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - г.
Москва, 1989г.
11. Седова Е.И. Программа семейного клуба «Малышок» .- Екатеринбург,
2000г.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы для детей и родителей
Никитин Б.П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика,1985. —
120 с., ил.
Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и
воспитателей / Е. Синицина. – М.: Лист, 1999.- 144 с.
Ступак, Е. Гофрированный картон. - И.: Айрис - Пресс, 2009. - 32 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:
пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: УФактория, 2003. - 40 с.
Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. - И.: Мир книги, 2008. - 96 с.
6. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М., БАОПРЕСС. 2006. – 48 с.
.