Программа воспитания МАОУ ДО ЦТР и ГО Гармония

Подписано
ЦТР
цифровой
ЦТР
Гармон подписью:
Гармония
Дата: 2022.09.23
ия
10:47:13 +05'00'

Тавдинский городской округ
Муниципальный орган управления образованием –

Управление образованием Тавдинского городского округа.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования

«Гармония»

ПРИНЯТА на
Педагогическом совете
Протокол № 5
от «29» ноября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония»
от 10.12.2021 № 494

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ ДО ЦТР и ГО «ГАРМОНИЯ»

Тавда, 2021
1

Содержание
1. Паспорт программы воспитания МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»

3

2. Введение. Пояснительная записка

5

3. Особенности организуемого в учреждении воспитательного процесса

6

4. Цель и задачи воспитания

8

5. Виды, формы и содержание деятельности

10

5.1.

Блок - Воспитание в процессе обучения (Учебные занятия)

5.2.

Блок - Внеурочная деятельность (Воспитательная среда)

5.3.

Блок - Работа с родителями

5.4.

Блок - Проектная деятельность:
5.4.1. Проект «Путь к успеху»
5.4.2. Проект «РДШ»
5.4.3. Проект «Патриот»
5.4.4. Проект «Музей: прошлое, настоящее, будущее…»
5.4.5. Проект «Когда мой город станет Экоградом»
5.4.6. Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»
5.4.7. Проект «Спортивная Тавда»
5.4.8. Проект «Будь здоров!»
5.4.9. Проект «Городской штаб ЮИД»
5.4.10. Проект «TAVDA- ROBOT»
5.4.11. Проект «Одарённые дети»
5.4.12. Проект «Мир детства»

5.5. Блок - Отдых детей
6. Основные

направления

самоанализа

воспитательного

процесса,

28

организуемого в учреждении дополнительного образования.

2

1. Паспорт Программы воспитания ЦТР и ГО «ГАРМОНИЯ»
1
2

Наименование целевой
программы
Реквизиты правового
акта, утверждающего
целевую программу
Разработчик
программы воспитания
Заказчик-координатор
Нормативно-правовая
база разработки
программы воспитания

Принципы
взаимодействия
педагогов и
обучающихся

Цели и задачи
программы

Программа воспитание ЦТР и ГО «Гармония»
Утверждено:
- решением ПЕДСОВЕТА ЦТР и ГО «Гармония» Протокол № ___
от29.11.2021г.,
- директором ЦТР и ГО «Гармония» от 29.11.2021 г.
Педагогический коллектив, педагоги - организаторы,
администрация образовательной организации
Управление образованием Тавдинского городского округа
Программа разработана в соответствии с основными нормативными
документами, регламентирующими деятельность образовательных
учреждений на территории Российской Федерации:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304
– ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»
- Примерная программа воспитания от 02.06.2020. Протокол № 2/20
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ1011/08 «О методических рекомендациях»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018 – 2025 годы (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642)
- Стратегия развития воспитания в Свердловской ообласти до 2025
года
- Устав и локальные акты МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
- Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в
образовательной организации;
- Ориентир на создание в образовательной организации
психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогов;
- Реализация процесса воспитания главным образом через создание
в учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли
детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- Организация основных совместных дел детей и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- Системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Цель – создание и развитие системы воспитания ЦТР и ГО
«Гармония», способствующей развитию интеллектуальных,
творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и
адаптации в обществе.
Задачи:
- создание благоприятных условий для умственного,
духовного, нравственного физического развития обучающихся;

3

Сроки и этапы
реализации программы

Перечень мероприятий
Программы

5

Важнейшие
индикаторы и
показатели

- укрепление и сохранение здоровья обучающихся,
пропаганда здорового образа жизни;
помощь
обучающимся
сделать
осознанный
профессиональный выбор через повышение их компетентности в
области планирования профессионального пути;
- развитие системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- приобщение подрастающего поколения к историкокультурному наследию страны, области, города;
повышение
научно-теоретического
уровня
педагогического коллектива и родителей в области воспитания
детей.
2021 - 2025 годы
I этап (2021г.) Подготовительный этап. Нормативно-правовое
обеспечение, регламентирующее воспитательную деятельность.
II этап – (2021-2024 гг.) Основной этап – апробация проектов,
анализ воспитательной работы в учреждении, обобщение
результатов этапа реализации Программы, внесение корректив.
III этап (2022-2025 гг.) Обобщающий этап – мониторинг и
обобщение результатов реализации выполнения Программы,
повышение квалификации педагогов, публикации статей, докладов,
выступления на конференциях, внедрение педагогического опыта
по реализации Программы. Мониторинг качества выполнения
Программы. Публикация на сайте Отчета о реализации Программы.
Определение дальнейших перспектив развития учреждения в
области воспитательной работы.
Воспитательная система, включает проекты:
- Проект «Путь к успеху»
- Проект «РДШ»
- Проект «Патриот»
- Проект «Музей: прошлое, настоящее, будущее…»
- Проект «Когда мой город станет Экоградом»
- Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»
- Проект «Спортивная Тавда»
- Проект «Будь здоров!»
- Проект «Городской штаб ЮИД»
- Проект «TAVDA - ROBOT»
- Проект «Одаренные дети»
- Проект «Мир детства»
- Учебные занятия
- Воспитательная среда
- Работа с родителями
- Отдых детей
Индикаторы (количество):
1) Доля победителей и призеров олимпиад, конкурсов
профессионального мастерства областного, федерального и
международного уровней, в общей численности
обучающихся по очной форме обучения за отчетный
период;
2) Доля обучающихся, охваченных внеурочной творческой и
спортивно-оздоровительной деятельностью, в общей
численности обучающихся;
3) Доля обучающихся, участвующих в деятельности
молодежных общественных объединений;
4) доля обучающихся, вовлеченных в работу органов
ученического самоуправления, от общего числа

4

Ожидаемые
результаты реализации

обучающихся (процент);
5) доля родителей, удовлетворенных качеством услуг
внеурочной деятельности и дополнительного образования
(процент);
6) доля применения инновационных технологий, электронных
ресурсов в воспитательном процессе (процент);
7) доля обучающихся, вовлеченных в профориентационную
работу с применением информационных технологий и
порталов (процент);
8) охват обучающихся, участвующих в волонтерской и
социально значимой деятельности (процент);
9) количество организованных мероприятий, в том числе
экскурсии, походы (количество)
В результате поэтапной реализации Программы будет обеспечено:
- вовлечение детей и молодежи в позитивную социальную
деятельность;
- приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому
образу жизни;
- повышение социальной активности обучающихся;
- удовлетворенность обучающихся и родителей
жизнедеятельностью объединения;
- доступность для всех категорий детей качественного воспитания,
способствующего удовлетворению их индивидуальных
потребностей, развитию творческих способностей;
- рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
- обеспечение укрепления партнерских отношений на
межведомственной основе с социальными институтами воспитания
и социализации несовершеннолетних;
- повышение эффективности системы профессиональной
ориентации учащихся 7-11 классов;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и
материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных
ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности
несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в
поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные
социально востребованные сферы деятельности и актуальные
проекты;
- модернизация содержания программ дополнительной и
внеурочной деятельности;
- увеличение количества мероприятий разной направленности,
проводимых в ЛОЛ.

2. Введение. Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» но вопросам
воспитания обучающихся» в каждом образовательном учреждении должна быть разработана
рабочая Программа воспитания, реализация которой предусматривается с I сентября 2021
года.
Ориентиром для разработки программы воспитания для учреждения дополнительного
образования ЦТР и ГО «Гармония» является Примерная программа воспитания (разработчик
- Институт стратегии развития образования РАО) для системы общего образования (гимназии,
лицеи, школы).
5

Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого
вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня
образования. Это вызывает необходимость определения актуального для учреждений
дополнительного образования содержания воспитательной деятельности.
Нормативно-правовой основой для разработки данной программы воспитания
послужили:
 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 2/3 ФЗ от 29 декабря
2012 года с изменениями 2020 года (все изменения до 6 февраля 2020 г.):
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена 29 мая 2015 г. X" 996-р.;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»:
 Концепция развития дополнительного образования;
 Примерная программа воспитания и пакет методических материалов по её разработке.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание – деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде».
В настоящее время дополнительное образование рассматривается как «открытое
вариативное образование, миссия которого наиболее полное обеспечение права человека на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит
личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».
Программу воспитания – мы рассматриваем как инструмент управления становлением
и развитием личности ребенка в пространстве Центра творческого развития и гуманитарного
образования «Гармония» (далее ЦТР и ГО «Гармония»).
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а
также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с детьми деятельности.
Основная идея Программы воспитания – взаимодействие во имя ребёнка.

6

3. Особенности организуемого в МАОУ ДО ЦТР И ГО «Гармония» воспитательного
процесса
Муниципальное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Гармония» - это
многопрофильное учреждение дополнительного образования, представляющее собой
целостную систему дополнительного образования, призванную развивать мотивацию личности
к познанию и творчеству, обеспечивать образовательные потребности детей и подростков в
области дополнительного образования Тавдинского городского округа.
Специфические черты образовательного процесса ЦТР «Гармония»: круглогодичное
функционирование учреждения, разновозрастный состав объединений, профессиональная
ориентация учащихся, предоставление возможности для всестороннего развития ребенка,
добровольное и избирательное участие детей в деятельности учреждения, использование
большого выбора видов и форм познавательной творческой деятельности, привлекательное,
уникальное, нестандартное содержание деятельности, развитие ребенка как полноправного члена
общества.
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» размещается в четырёх зданиях (структурные
подразделения):
- Ленина, 71(отдел социальной адаптации и экологического воспитания),
- Кирова, 126 (отдел художественно – прикладного творчества),
- Кирова, 145а (отдел физкультурно – оздоровительной направленности – СК «Атлант»),
- Матросова,19 (отдел технического творчества).
Это в разных микрорайонах города, что позволяет охватывать образовательно воспитательным процессом большее количество детей Тавдинского городского округа.
Транспортные подъезды к структурным подразделениям удобны и доступны для
безопасного перемещения учащихся. Это одно из старейших учреждений города со своей
историей и традициями.
В Центре «Гармония» создан и функционирует историкокраеведческий музей. В учреждении созданы все необходимые условия для обучения и
воспитания детей любой категории. В соответствии с требованиями обустроены и оснащены
современным учебным оборудованием учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой
и доступом интернет, оборудованы тренажёрные залы, большой и малый концертные залы,
конференц-залы, пришкольная игровая площадка. Необходимые меры доступности и
безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
В ЦТР и ГО «Гармония» обучается 2100 учащихся из разных образовательных
организаций ТГО, в учреждении стабильный педагогический коллектив. Педагоги составляют
планы воспитательной работы в детских объединениях, участвуют в планировании и
реализации воспитательной деятельности Центра.
В учреждение без ограничений принимаются дети по желанию самих детей и их
родителей. Содержание занятий, предусмотренных в рамках воспитательной деятельности,
сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
реализуется посредством различных форм организации, таких как, беседы с обучающимися в
процессе учебных занятий,
экскурсии, проведение олимпиад, конкурсов, соревнований
внутри объединений, викторины, познавательные игры, выставки, поисковые исследования и
т. д.
В Центре ежегодно проходят традиционные мероприятия.
7

Месяц

Мероприятие

Форма мероприятия

Сентябрь

День открытых дверей.
День знаний для дошкольников

Рекламно-развлекательная программа.

Октябрь

Осенний бал
День пожилого человека
День Матери.
Новый год.

Февраль

Рыцарский турнир
Зарничка

Вечер отдыха для кружковцев.
Концертно – игровая программа
Праздничный концерт для родителей обучающихся
Утренники и вечера для обучающихся ЦТР и ГО
«Гармония» учащихся ОО и учреждений ТГО.
Конкурсно – игровая программа
Спортивная квест – игра для малышей

Март

8 марта
Мисс Гармония
Майская радуга
Вечер встречи выпускников
Лучшие из лучших
Яркие звёздочки

Концертная программа для мам и бабушек.
Конкурсная программа для обучающихся.
Концертная программа
Вечер встречи и отдыха
Праздник – чествование учащихся ЦТР «Гармония»
Муниципальный фестиваль юных талантов

Ноябрь
Декабрь

Май

Все эти мероприятия являются неотъемлемой частью воспитательной системы Центра
и направлены на воспитание личности.
В процессе обучения педагоги дополнительного образования совместно с родителями
выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию их
развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки
одаренности. Для оптимального развития одаренных детей в ЦТР и ГО «Гармония»
разработаны индивидуальные программы по отдельным дисциплинам.
Продолжительность внеучебных занятий, мероприятий определяется в соответствии с
СанПиН. Часы внеучебной деятельности фиксируются в журнале для занятий объединений.
Особая роль в воспитательной работе отводится построению взаимодействия учреждения
дополнительного образования с семьей.
Воспитанники получают социальную практику через
участие в массовых
мероприятиях, социальном проектировании.
Значимые партнеры учреждения: Это подрядные организации, которые на договорной
основе обеспечивают охрану и антитеррористическую защищенность зданий учреждения,
содержание и жизнедеятельность здания. Центр заключает договора о сетевом
взаимодействии со школами и ДОУ. Администрация Тавдинского городского округа, Дума
Тавдинского городского округа, МОУО – Управление образованием Тавдинского городского
округа, образовательные учреждения ТГО, Центр занятости населения, Тавдинская районная
территориальная избирательная комиссия, МО МВД России «Тавдинский», СМИ, Управление
культуры, кино, молодежной политики и спорта, предприятия и учреждения Тавдинского
городского округа
Это взаимодействие позволяет расширить спектр воспитательной работы.
4.

Цель и задачи воспитания

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается
создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и

8

подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов,
родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это - всестороннее развитая
гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает
сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.
Содержание понятия всестороннего развития личности определяется как единство
нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического,
экологического воспитания.
Дополнительное образование позволяет человеку приобрести устойчивую потребность
в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно,
социально, профессионально, личностно.
Современная педагогика дополнительного образования детей призвана не только
признать право ребёнка на свободный выбор, но и реализовать его, обеспечив условия:
 для позитивного раскрытия себя в избранной образовательной области (направления)
через добровольный выбор;
 для личностно-деятельностного характера образовательного процесса,
 для применения таких средств определения результативности продвижения ребенка, в
границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида
деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного
развития.
Цель воспитательной работы ЦТР и ГО «Гармония» - создание условий,
способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся,
их социализации и адаптации в обществе.
Для достижения поставленной цели в области воспитания педагогическим коллективом
решаются задачи:
- создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного
физического развития обучающихся;
- укрепление и сохранение здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа
жизни;
- помощь обучающимся сделать осознанный профессиональный выбор через
повышение их компетентности в области планирования профессионального пути;
- реализация воспитательных возможностей ключевых дел, поддержка традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в учреждении;
- поддержка ученического самоуправления – как на уровнеобъединения, так и на
уровнеучреждения;
- поддержка деятельности детских общественных объединений и организаций;
- организация волонтерской деятельности и привлечение к ней школьников для
освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- развитие социального партнёрства учреждения дополнительного образования и
организаций Тавдинского городского округа;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- приобщение подрастающего поколения к историко-культурному наследию страны,
области, города средствами музейной педагогики;

9

- повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива и родителей в
области воспитания детей.
5. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
вышеизложенных направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в
следующих блоках воспитания и реализуется через календарный план воспитательной работы,
утвержденный на текущий учебный год.
Воспитательная система, включает взаимосвязанные и взаимодополняющие блоки:
инвариантные блоки:
- воспитание в процессе обучения (учебные занятия);
- внеурочная деятельность (воспитательная среда);
- работа с родителями;
- проектная деятельность:
- Проект «Путь к успеху»;
- Проект «РДШ»;
- Проект «Патриот»
- Проект «Музей: прошлое, настоящее, будущее…»;
- Проект «Когда мой город станет Экоградом»;
- Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»;
- Проект «Спортивная Тавда»;
- Проект «Будь здоров!»;
- Проект «Городской штаб ЮИД»;
- Проект «TAVDA - ROBOT»;
- Проект «Одаренные дети»;
- Проект «Мир детства»;
вариативные блоки:
- отдых детей
Приоритетные направления воспитания
Гражданско – патриотическое воспитание и
формирование гражданской идентичности
Приобщение детей к культурному наследию
«малой» и «большой» Родины
Социальная адаптация
Профориентационная направленность
профессиональное самоопределение
Физическое развитие и формирование культуры
здоровья
Одарённость детей
Духовно – нравственное воспитание детей на
основе ценностей отечественной, мировой и
региональной культуры
Безопасность
Экологическая направленность

Реализуемые проекты
- Проект «Музей: прошлое, настоящее,
будущее…»
- «Патриот»
- Проект «РДШ»
- Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»
- «Мир детства»
- Проект «Путь к успеху»
- Проект «Спортивная Тавда»
- Проект «Будь здоров!»
- Проект «Одаренные дети»
- Проект «TAVDA - ROBOT»
- Проект «Азбука безопасности»
- Проект «Когда мой город станет Экоградом»

10

5.1.

Блок - Воспитание в процессе обучения (Учебные занятия)

Учебное занятие отражает специфику дополнительного образования и является
главным структурным элементом образовательного процесса. На занятии определяется
эффективность и результативность дополнительного образования, его программная и
технологическая обеспеченность. На занятии происходит развитие личности ребёнка, его
социализация, совершенствуется профессиональная компетентность педагога.
Цель данного блока - реализация воспитательного потенциала учебного занятия
через создание условий для формирования мировоззрения и системы базовых ценностей
личности, получения опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
исследований, проектной деятельности.
Задачи:

использование воспитательных возможностей предметного содержания;

установление доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию требований и привлечению
их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их творческипознавательной деятельности;

поддержка мотивации детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений;

превращение знаний в объекты эмоционального переживания;

побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социальнозначимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

приобретение навыков самостоятельного решения творческих задач,
генерирования и оформления собственных идей, навыков уважительного отношения к
чужим идеям, навыков публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
В данном модуле важно ориентироваться на целевые приоритеты, возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся, а также на специфику реализуемых в
образовательной организации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ.
Так, учебные занятия технической направленности направлены на повышение
технологической грамотности в области инженерных и технических профессий, они проходят
с использованием учебно-лабораторного оборудования, что находит отражение в формах и
видах учебной деятельности обучающихся. Учебные занятия естественнонаучной
направленности способствуют целенаправленному формированию у детей научной и
целостной (интегративной) картины мира, освоению методов познания окружающей среды,
совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, географии, экологии.
Ключевое значение имеет обучение на занятиях навыкам экспериментальной работы,
исследовательской деятельности, моделированию с использованием новейших технологий и
оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты
11

практической работы. Учебные занятия художественной направленности направлены на
раскрытие творческого потенциала ребенка, получение опыта познания себя и преображения
окружающего мира по законам красоты, повышают общекультурный уровень детей. Учебные
занятия физкультурно-спортивной направленности направлены на формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни и обеспечивают развитие у детей физических
способностей; таких качеств, как воля, благородство, уверенность в себе, жизнестойкость,
патриотизм; приобретение навыков самообороны, самодисциплины, осознанный выбор
жизненного пути. Формирование социально адаптированной личности обучающихся на
учебных занятиях в социально-гуманитарной направленности связано с социальной
адаптацией обучающихся, формированием их духовно-гражданской позиции, национального
самосознания.
Одним из основных направлений деятельности педагога дополнительного образования
является создание воспитательной системы объединения, работа по формированию
коллектива, созданию благоприятного психологического климата в объединении. В
программу деятельности объединения включают разнообразные по форме воспитательные
мероприятия: беседы, устные журналы, круглые столы, праздники, экскурсии, акции и
встречи.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно
развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного
образования детей имеются все необходимые объективные условия:
* вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
* выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется
им добровольно;
* содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует
потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского
творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Начать эту
работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще
мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для
формирования взаимоотношений в детском коллективе. Поэтому, в начале каждого учебного
года педагогам предлагается проводить тестирование «Я – лидер!», по результатам которого
выбирается староста группы и распределяются обязанности, в зависимости от интересов
детей. Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил
поведения и взаимодействия в детском коллективе, своеобразный «Кодекс творческого
объединения». Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно
ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Еще одним способом
объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать
организация различных форм «вне учебных» мероприятий. Проведение досуговоразвлекательных мероприятий
в
культурно-досуговой
деятельности
учреждения
дополнительного образования детей имеет место широкая интерактивность и вариативность:
эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит
активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения,
развлечений, отдыха, творчества.
Формы проведения учебных занятий: занятие - деловая игра, образовательное
путешествие, познавательная экскурсия, постановка эксперимента, творческая мастерская,
12

организация исследования, лабораторный практикум, занятие-выставка, защита проекта,
кинотренинг и др. Раскрывая содержание данного модуля, следует указать и образовательные
технологии, которые используются на учебных занятиях в образовательной организации.
Применение современных образовательных технологий, форм и методов организации учебной
деятельности обучающихся, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся,
учебное сотрудничество, в том числе разновозрастное, а также формирующих
функциональную грамотность детей и подростков, должно быть направлено на решение
воспитательных задач учебного занятия.
И все же воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами
учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединения,
структурного подразделения, всей организации, способствующих формированию
внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов,
родителей.
Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе,
посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событияхконкурсах, фестивалях, открытых показах, концертах и выставках, соревнованиях.
Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, служат не только пространством для
демонстрации достижений, но и для осмысления ценностей, знакомства с идеями
и правилами, социальными нормами, погружения в профессию. Немаловажно, что
в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают
сами дети и родители.
5.2.

Блок - Внеурочная деятельность (воспитательная среда)

. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеучебной деятельности,
сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции,
олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые
исследования и т. д.
Продолжительность внеучебных занятий, мероприятий определяется в соответствии с
СанПиН. Часы внеучебной деятельности фиксируются в журнале для занятий объединений.
При организации воспитательной работы с обучающимися МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
используются собственные ресурсы - педагоги дополнительного образования, педагоги –
организаторы, инструкторы по физической культуре. Педагогический коллектив МАОУ ДО
ЦТР и ГО «Гармония» стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости
обучающихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных
потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка
создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные
интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать
культурные нормы и ценности.
Направления и виды внеучебной деятельности ЦТР и ГО «Гармония»
Основные направления
 Нравственно - правовое и духовное
 Художественно-эстетическое
 Гражданско - патриотическое

Виды деятельности
 Игровая;
 Познавательная;
 Проблемно-ценностное общение;

13

Здоровый образ жизни и физическое  Досугово-развлекательная деятельность (досуговое
развитие
общение);
 Экологическое и трудовое
 Художественное творчество;
 Работа с родителями
 Социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
 Техническое творчество
 Трудовая (производственная) деятельность;
 Спортивно-оздоровительная деятельность;
 Туристско-краеведческая деятельность.

Все планы внеучебной деятельности педагогов являются составной частью программы
воспитательной работы с учащимися МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония».
1. Нравственно – правовое и духовное направление.
Цель направления заключается в обеспечении нравственно - правового и духовного
развития обучающихся в совместной педагогической работе образовательной организации,
семьи и других институтов общества. Ведущие формы деятельности: Беседы, игры
нравственного и правового содержания. Проведение совместных праздников МАОУ ДО ЦТР
и ГО «Гармония» и общественности. Использование аудиозаписей и технических средств
обучения. Детская благотворительность. Волонтерская деятельность.
2. Художественно – эстетическое направление
Ведущие формы деятельности: Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на занятиях объединений и организации. Кружки
художественного творчества. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности
детей. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли. Экскурсии, целевые
прогулки (району, городу). Праздничное оформление МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» и
учебных кабинетов, зон рекреации. Тематические вечера эстетической направленности
(живопись, музыка, поэзия).
3. Гражданско - патриотическое направление
Цель: знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями
отечественной
культуры,
нравственно-этическими
ценностями
многонационального народа России. Ведущие формы деятельности: Работа над
патриотическими проектами. Встречи с участниками локальных войн и ветеранами труда.
Сюжетно-ролевые игры по направлению. Уроки мужества.
4. Здоровый образ жизни и физическое развитие
Ведущие формы деятельности: Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные
мероприятия: спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья. Физкультминутки на
занятиях, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Оформление уголков по
технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседывстречи с работниками ЦРБ, медсестрой. Интерактивные игры, спортивные конкурсы,
викторины. Демонстрация спортивных достижений обучающихся объединений. Организация
походов выходного дня. Туристические походы.
5. Экологическое и трудовое
Ведущие формы деятельности: Коллективные творческие дела. Экологические
конкурсы. Защита экологических проектов. Викторины, вопросы, интернет – состязания.
Экологические акции.
6. Работа с родителями
14

Ведущие формы деятельности: Проведение родительских собраний. Организация
выставок (совместная деятельность детей и родителей). Фестивали семейных проектов. Класс
– концерты. Игровые программы с чаепитием.

5.3.

Блок - работа с родителями

Еще одно направление воспитания в организации дополнительного образования - это
работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают
заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для
ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать
родителям, что дополнительное образование — комфортная и уютная среда развития ребенка.
Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить,
общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается
в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих
рамках нужно вести просвещение родителей — объяснять смыслы и цели дополнительного
образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является
составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического
коллектива МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» создавать условия для содержательного
партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только
как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.
Цель работы - укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей,
мобилизация социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной,
доброжелательной воспитательной среды.
Задачи:
- взаимодействие с семьей каждого обучающегося.
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки семьи и
учреждения;
-формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- содействие формированию педагогической компетентности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, их ответственности за воспитание детей
- привлечение родительской общественности к управлению образовательной
организацией (родительские комитеты, советы Отцов), к совместной реализации
воспитательных программ и проектов.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы
педагогического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые
помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о
благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном,
этическом, эстетическом плане.
Основное направление работы с родителями: привлечение родителей (законных
представителей) к участию в жизнедеятельности детских объединений, для этого в ЦТР и ГО
«Гармония» используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
15


Дни открытых дверей

Конференция, класс - концерты

Родительское собрание

Творческие мастерские

Проведение творческих мастер-классов
деятельности организации.

Совместная игровая деятельность
2. Индивидуальные формы:

Анкетирование, диагностика

Индивидуальная консультация (беседа)

Просветительская работа

по

разным

направлениям

В МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» по блоку Работа с родителями составляется план
работы с родителями, который каждый год корректируется и дополняется.
5.4. Блок - Проектная деятельность
Вся воспитательная деятельность МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» реализуется через
мероприятия и события по определённым проектам. Каждый проект несёт свою
направленность и выполняет определённые задачи, в основном это главные традиционные
культурно-образовательные события, которые организуются для обучающихся всех
творческих объединений и учащихся всех образовательных организаций Тавдинского
городского округа. Под культурно-образовательным событием следует понимать не набор
праздников и мероприятий, а значимые для образования и формирования социального опыта
детей комплекс коллективных творческих дел, интересных образовательных событий,
которые готовятся, проводятся и анализируются педагогами, педагогами – организаторами,
заместителями по воспитательной работе, классными руководителями.
- Проект «Путь к успеху»;
- Проект «РДШ»;
- Проект «Патриот»
- Проект «Музей: прошлое, настоящее, будущее…»;
- Проект «Когда мой город станет Экоградом»;
- Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»;
- Проект «Спортивная Тавда»;
- Проект «Будь здоров!»;
- Проект «Городской штаб ЮИД»;
- Проект «TAVDA - ROBOT»;
- Проект «Одаренные дети»;
- Проект «Мир детства».
5.4.1. Проект «Путь к успеху»
Проект
предназначен для представления возможности участникам
органов
ученических самоуправлений ОО и ЦТР и ГО «Гармония» участвовать в городских и

16

областных мероприятиях с целью самореализации совершенствования деятельности
коллективов, а также проориентационной работе.
Участники проекта – школьники, юные тавдинцы, члены тавдинской районной
детской организации «ЮНТА». Проект формирует культуру свободного времени каждого
участника, помогает найти и опробовать новые формы работы с детьми.
Осуществляется сотрудничество с образовательными организациями, учреждениями
культуры и кино, молодежным центром, Тавдинской районной территориальной
избирательной комиссией, социальным реабилитационным центром «Золушка» и т.д.
Основное направление работы проекта - гражданско - патриотическое воспитание,
формирование гражданской идентичности и расширение воспитательных возможностей
информационных ресурсов.
В рамках профориентационной работы по проекту планируется проведение
образовательных мероприятий и программ:
- интерактивных игр, семинаров, мастер- классов, открытых лекториев, встреч с
интересными людьми;
- участие в мероприятиях, направленных на подготовку школьника к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;- популяризация научноизобретательской деятельности;
- поддержка и развитие детских проектов;
- организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций,
флешмобов; - организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
-участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;
-привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях
дополнительного образования;
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
Волонтерство – ещё одно важное направление воспитательной деятельностив рамках
этого проекта, это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на
благо конкретных людей.
Волонтерство позволяет обучающимся проявить такие качества как внимание, забота,
уважение. Волонтерство позволяет развивать у учащихся коммуникативную культуру, умение
общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом.
В МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» создан отряд волонтёров «ЮНТА», который:
- участвует в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий
районного и городского уровней от лица гимназии (в работе курьерами, встречающими
лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия,
ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
- участвует в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий,
проводимых на базе ЦТР и ГО «Гармония» (в том числе районного, городского характера);
- оказывает посильную помощь пожилым людям, нуждающимся гражданам и детям;
- привлекает к совместной работе учреждения социальной сферы (детские сады,
детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения
здравоохранения)
- участвует в акциях по сбору помощи для нуждающихся, в том числе для приютов и
питомников животных.
На уровне учреждения учащиеся Центра и их родители добровольно участвуют:
17

- в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостямиЦТР и ГО
«Гармония»;
- в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников,
тематических вечеров;
- в работе на прилегающей к школе территории (благоустройство клумб, уход за
деревьями и кустарниками, уход за малыми архитектурными формами).
5.4.2. Блок - «РДШ»
Воспитание в детских общественных объединениях – первичном отделении РДШ, –
осуществляется через реализацию мероприятий и проектов Организации «Российское
движение школьников», которые содержательно наполняют все виды воспитывающей
деятельности в логике формирования воспитательных результатов.
Цель: содействия формированию личности на основе присущей российскому
обществу системы ценностей.
Задачи:

организация мероприятий по направлению деятельности РДШ;

раскрытие творческого потенциала участников РДШ;

создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации,
самосовершенствования участников РДШ;

формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России
как Отечеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
o
утверждение и последовательная реализация демократических процедур,
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
o
круглогодичная организация в рамках мероприятий и проектов РДШ
общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного
развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своему учреждению,
обществу в целом; развить в себе такие качества как ответственность, забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
o
торжественная церемония вступления в Российское движение школьников,
которая способствует пропаганде движения, формированию у участников патриотизма и
уважения к традициям;
o
профильные смены РДШ, проводимые в каникулярное время на базе
учреждения.
o
поддержка и развитие в первичном отделении РДШ традиций и ритуалов
Организации, формирующих у ребенка чувство общности с другими ее членами, чувство
причастности к тому, что происходит в стране (реализуется посредством символики РДШ,
проведения торжественной церемонии вступления в члены Организации, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра РДШ, проведения традиционных огоньков - формы коллективного анализа
проводимых первичным отделением дел).
o
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью школьников.
18

На базе МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» создано и работает местное отделение
РДШ, которое координирует и направляет работу первичных отделений школ Тавдинского
городского округа. Значимые и традиционные мероприятия – торжественный приём в ряды
Российского движения школьников, проведение «Классных встреч», Зимний Фестиваль РДШ.
Образовательный форум, конкурс медиатворчества «Моя страница в соцсетях», творческий
конкурс видеопрезентаций «Моя команда РДШ» и др.

5.4.3. Проект - «Патриот»
Проект направлен на создание условий, способствующих патриотическому,
физическому и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских
качеств.
Основное направление работы проекта «Патриот» - воспитание у учащихся чувства
патриотизма, толерантности чувства гордости за свою страну, согласно Стратегии развития
воспитания в СО до 2025 года.
Цель: создание условий для формирования у учащихся гражданственности,
патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством
вовлечения учащихся, педагогов, родителей, жителей г. Тавды в активную деятельность по
патриотическому воспитанию.
Задачи:
• развивать патриотические чувства и сознание учащихся;
• воспитывать у учащихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности,
определяющие модель их жизненного поведения;
• сохранять и раз¬вивать чувства гордости за свое страну и народ;
• воспитывать бережное отношение и изучать героическое прошлое нашей страны;
• воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос;
• физическое и духовно - нравственное развитие молодежи и детей, формирование
здорового образа жизни;
• подготовка к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
• совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение
условий для самовыражения учащихся, их творческой активности;
• организовывать мероприятия патриотической направленности
В рамках проекта в ЦТР и ГО «Гармония» создан и работает военно- патриотический
клуб «Патриот».
Основные мероприятия клуба и проекта: военно - спортивная эстафета в рамках
программы «К защите Родины готов», встречи с участникам локальных конфликтов (в рамках
Дня народного Единства), муниципальные соревнования по пулевой стрельбе «Отличный
стрелок», социальный челендж «Письмо неизвестному солдату», в рамках дня Неизвестному
солдату в России, муниципальная викторина «Край родной, навек любимый» (дистанционная
форма),
патриотическое мероприятие «Страницы той страшной войны» в рамках
Всероссийской акции «Блокадный хлеб», муниципальный Юнармейский марафон, в рамках
Месячника военно - патриотического воспитания, Торжественная церемония принятия вновь
прибывших в ряды Юнармии (клятва), почётный караул во время проведения митинга у
памятника воинам - освободителям на площади Победы, участие в торжественном параде,
посвященному празднику Победы, участие в акции «Бессмертный полк» Юнармия.
19

Кроме этих мероприятий участие в мероприятиях патриотической направленности
разных уровней и трансляция событий в социальных сетях и на официальных сайтах.
5.4.4. Проект - «Музей: прошлое, настоящее, будущее»
Проект предназначен для приобщения детей и подростков к классическим и
современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы, создание условий для доступности музейной культуры для детей.
Проект формирует культуру толерантного отношения к людям разных
национальностей, живущих в родном крае.
Цель:
Создание условий для развития интереса к родному краю как части России: культуре,
истории зарождения и развития своего края, к людям, прославившим свой край в истории его
становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
Задачи:
• Приобщать учащихся к историческому и культурному наследию родного края через
практическое участие в сборе и хранении документов и других материалов;
• Использовать культурные ценности родного края для развития учащихся;
• Организовывать экскурсионно - массовую работу с учащимися и населением;
• Воспитывать у учащихся патриотизм, гражданственность, бережного отношение к
традициям, культуре и истории своего края.

5.4.5. Проект «Когда мой город станет «Экоградом»
Экологический проект – формирует у детей и молодежи экологическую культуру и
мышление, патриотизм, комплексный подход к решению экологических проблем города.
Цель проекта: Формирование у детей и молодёжи экологической культуры и
мышления, комплексного подхода к решению экологических проблем города.
Задачи:
• Приобретать и обобщать знания в области экологии, развивать творческие и
интеллектуальные способности, развивать эмпатию и уверенность в себе;
• Создавать условия для обобщения и обмена опытом юных экологов, расширять
информационную базу экологического образования Тавдинского городского округа;
• Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление
сохранить их;
• Организовать опытно - экспериментальную и исследовательскую работу;
• Предоставлять учащимися возможности для профессиональной ориентации;
• Координировать деятельность всех субъектов экологического образования
Тавдинского городского округа и развивать социальное партнёрство;
• Приобщать к экологическому движению население Тавдинского городского округа,
привлекать внимания к проблемам сохранения, становления и охраны окружающей среды.
Проект координирует деятельность всех субъектов экологического образования
Тавдинского городского округа и развивает социальное партнерство (учащиеся
образовательных организаций и дошкольных образовательных учреждений, Управление
20

культуры молодёжной политики и спорта, городской музей леса, экологическое отделение
Дворца Молодежи г. Екатеринбурга.
Проект направлен на формирование бережного отношения к родной природе,
стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство
природы. Основное направление работы проекта - приобщение детей к культурному
наследию «малой» и «большой» Родины.
В рамках проекта основные традиционные мероприятия - это конкурс поделок из
природного и отходного материалов «Сотвори руками чудо», экологическая интернет викторина, Экологическая квест - игра «Давай с природой дружить», Экологическая кейс игра «Зелёная команда» (Экоколобок), Выставка фотографий «Тавдинские просторы» и
многие другие.
5.4.6. Проект «Будущее Тавды. Выбор за нами»
Проект разработан совместно с Тавдинской районной территориальной
избирательной комиссией с целью формирования положительной мотивации у молодежи к
активному участию в гражданской жизни общества. В рамках проекта проводятся занятия, в
которой воспитывают гражданскую сознательность, патриотизм, формируют практические
навыки в области избирательских отношений учащихся.
Проект формирует
правовую культуру и
правосознания, даёт возможность
овладения системой политических знаний и навыков, соответствующих политическим
традициям и интересам государства.
Приоритетное направление воспитания при работе проекта - духовно – нравственное
воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры.
Проект учитывает основные направления развития системы воспитания, указанные в
«Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».
Цель: Формирование и развитие правовой компетентности молодёжи и учащихся в
области избирательного права и правовой культуры.
Задачи:
• Повышать и совершенствовать правовую культуру молодёжи;
• Вовлекать молодёжь в политическую жизнь страны; • Создавать условия для
социализации личности ребёнка в условиях предвыборной кампании и непосредственно
выборов;
• Формировать практические навыки в области избирательных отношений учащихся;
• Развивать чувство восприятия национальных и религиозных традиций через
принцип толерантность;
• Воспитывать осознанное гражданское отношение к родному городу, краю,
государству.
5.4.7. Проект «Спортивная Тавда»
Проект повышает возможности участия
детей и коллективовобразовательных
организаций Тавдинского городского округа и ЦТР и ГО «Гармония» в городских и
областных спортивных мероприятиях с целью совершенствования физического здоровья.
Проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры
21

здоровья. Направление работы проекта «Спортивная Тавда» - физическое развитие и
формирование культуры здоровья.
Основной целью проекта является создание условий для повышения эффективности
использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья,
гармоничное и всестороннее развитие личности детей.
Формировать среду для регулярных занятий физической культурой и спортом и
повышать эффективность её использования; организовывать физкультурно – спортивные и
оздоровительные мероприятия, укреплять здоровье, развивать физические способности
учащихся в условиях и режимах, адекватных в биологической и психологической природе.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего
учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к
вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически
адаптирован.
Определяя работу по направлению «Здоровье» мы исходим их того, что педагоги
дополнительного образования стремятся укрепить морально-психологическое здоровье детей,
развить их коммуникативные способности, повысить социальное самосознание личности
ребенка, развить стойкий интерес к познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
А желание сохранить крепкое здоровье это важная социальная потребность человека,
необходимое условие полноценной жизни, высокой творческой активности, счастья. Поднятие
престижа здоровой, активной жизни без вредных привычек и зависимостей, формирование у
молодого поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни - это необходимое
условие развития человека, развитие творческих способ
Педагогический коллектив ЦТР «Гармония» уделяет большое внимание укреплению
и сохранению здоровья обучающихся и воспитанников, следит за соблюдением норм
СанПина, обеспечивает режим проветривания учебных кабинетов и помещений для занятий,
следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным
здоровьем. Во всех объединениях Центра педагоги вносят в план воспитательной работы и
проводят мероприятия спортивно – оздоровительной направленности (Спортивные игры,
соревнования, походы на каток, в лес).
5.4.8. Проект «Будь здоров!»
Проект организован общественно – государственным движением «Попечительство о
народной трезвости» совместно с Министерством общего и профессионального образования
Свердловской области, Департаментом молодёжной политики СО. Областной социально –
педагогический проект формирует
ответственное отношение к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни.
Приоритетное направление воспитания при работе проекта - физическое развитие,
формирование культуры здоровья и воспитание духовно – нравственных сторон человека
через приобщение к культуре и традициям российского народа.
Участники проекта пропагандируют здоровый образ жизни, привлекают внимания
родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовнонравственного и физического здоровья детей, распространяют среди учащихся школ знаний о
вреде табака, алкоголя, игромании. Участниками проекта являются коллективы классов с 7 по
9 классы образовательных организаций Тавдинского городского округа.
22

Цель проекта: Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего
поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
• Формировать у подростков отношения к здоровью как ценности жизни;
• Расширять социальное партнёрство родителей, педагогов и учащихся в процессе
формирования среды свободной от негативных зависимостей;
• Создавать в Интернет - пространстве условий для общения участников Проекта;
• Привлекать внимания родителей, педагогов, средств массовой информации,
общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей;
• Распространять среди учащихся школ знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и
др;
• Развитие коммуникативных качеств личности учащихся посредствам творческой
деятельности;
• Активизация работы классных коллективов по формированию здоровой среды в
школе.
В рамках проекта в течение учебного года проводится ряд мероприятий
муниципального уровня и мероприятия, инициированные классами, т.е. охват мероприятиями
проекта увеличивается в разы.
5.4.9. Проект «Городской штаб Юных Инспекторов Движения»
Проект предназначен для представления возможности участвовать учащимся и
коллективам ОО и ЦТР и ГО «Гармония» в городских и областных мероприятиях с целью
профилактики и пропаганды безопасной жизнедеятельности. Основная цель проекта Развитие
детских общественных организаций, создание условий для формирования культуры
безопасности в детской среде, в том числе
безопасности дорожного движения,
совершенствование системы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Проект формирует культуру безопасности в детской среде, в том числе,
безопасности дорожного движения. Основное направление проекта «Городской штаб Юных
Инспекторов Движения» - физическое развитие и формирование культуры здоровья.
Цель:
Развитие детских общественных организаций, создание условий для формирования
культуры безопасности в детской среде, в том числе безопасности дорожного движения,
совершенствование системы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
• Развивать и популяризовать работу детских общественных организаций;
• Выявлять, изучать и распространять нетрадиционные формы и методы пропаганды
основ безопасности жизнедеятельности;
• Мотивировать учащихся к изучению и использованию основ безопасности
жизнедеятельности;
• Выявлять и поддерживать творческий потенциал учащихся; • Создавать условия для
развития личности;
• Развивать нравственные качества, удовлетворять потребность ребёнка в общении,
взаимопомощи.
5.4.10. Проект «ТАVDA-ROBOT»
23

Проект предназначен для представления возможности обучаться, развивать
инженерно - технические способности детей и возможность участвовать детям Тавдинского
городского округа и ЦТР и ГО «Гармония» в городских и областных мероприятиях
технической направленности.
Проект направлен на профориентационную работу вобразовательных организациях
по актуальным для региона профессиям и специальностям. Проект формирует культуру
свободного времени каждого участника, помогает найти и опробовать новые формы работы с
детьми.
Направление работы проекта – трудовое воспитание и профориентационная работа
по актуальным для региона профессиям и специальностям.
Проект формирует культуру свободного времени каждого участника, помогает найти
и опробовать новые формы работы с детьми.
Проект учитывает основные направления развития системы воспитания, указанные в
«Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».
Цель: создание на территории Тавдинского городского округа комплекса условий для
развития системы детского и юношеского технического творчества в соответствии с
основными направлениями государственной политики.
Задачи: - привлекать внимание общественности к проблемам развития детского и
юношеского технического творчества; - осуществлять обновление содержания
образовательной деятельности в сфере технического творчества детей и молодежи; обеспечивать взаимодействие всех субъектов педагогического процесса и социальных
партнеров по развитию детского и юношеского технического творчества.

5.4.11. Проект «Одаренные дети Тавды» Работа проекта направлена на поиск и реализацию максимальных возможностей
коллективов ОО и ЦТР и ГО «Гармония», на активное включение талантливых детей в
городские мероприятия, концерты и праздники с целью создания ситуации успеха для
каждого участника проекта. Цель проекта: выявление и поддержка одаренных детей
Тавдинского городского округа, развитие их интересов и способностей, содействие их
самоопределению.
Проект формирует культуру свободного времени каждого участника, помогает найти
и опробовать новые формы работы с коллективами. Основное направление проекта
«Одаренные дети» - эстетическое воспитание на основе приобщения к классической и
современной художественной культуре.
Среди проблем воспитания на центральное место все чаще выдвигается задача
создания условий для реализации способностей детей и молодежи. Почти все дети одарены в
той или иной области, главное - помочь раскрыть и реализовать потенциал ребенка. Если дети
- национальное достояние любой страны, то одарённые дети - её творческий потенциал. Чем
раньше педагог обнаружит незаурядные способности обучающихся и сумеет создать все
условия для дальнейшего их развития, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети
составят гордость и славу Отечества.
Мера ответственности педагога за сохранение и развитие одаренности в ребенке не
менее велика, чем ответственность его родителей. Одаренных детей отличает особая
24

пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему миру, творческий
подход к любому делу. Оказывать услуги одаренным детям труднее, чем «обычным», ибо их
ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика.
Наличие взаимодействия между педагогом, родителями, а также выстраивание
индивидуальных образовательных траекторий с учетом особенностей ребенка, или обучение
по индивидуальному учебному плану поможет развить способности детей и добиться высоких
результатов.
5.4.12. Проект «Мир детства»
Цель:Создание благоприятных условия для позитивной социализации детей через
организацию разных видов детской деятельности.
Задачи:
-развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию,
формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
- владеть речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь,
развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы,
становление эстетического отношения к окружающему миру;
- приобретать опыт в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развивать чувство равновесия, координацию движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук.
5.5. Блок – Отдых детей
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в каникулярное
время является одним из приоритетных направлений воспитательной работы ЦТР и ГО
«Гармония». Воспитательная ценность работы состоит в том, что она создаёт условия для
педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников,
восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений,
творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах,
включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного
самоопределения.
Организация
воспитательной работы
в
каникулы
предполагает сочетание
разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку
предполагает действовать в интересах каждого.
Все направления работы в каникулы - физкультурно-оздоровительное, краеведческое,
трудовое, художественно - творческое и др. - имеют познавательный характер. Организация
досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным
размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует
ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения
непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил
техники безопасности школьников. На период осенних и весенних каникул составляется план
25

каникулярных мероприятий для учащихся ЦТР и ГО «Гармония» и учащихся Тавдинского
городского округа.
В период каникул для продолжения воспитательной работы и внеучебной
деятельности дети могут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
при МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония». В летний период воспитательная работа в лагере
осуществляется по плану и программе лагеря, составленному педагогами – организаторами, в
осенний период на протяжении многоих лет в ЦТР и ГО «Гармония» функционирует
профильный лагерь «Техномир», который предполагает - организацию активного отдыха
детей, приобретение ими конкретных умений и навыков в техническом направлении,
профессиональных основ, создание благоприятной атмосферы общения; профильный лагерь
«Спорт - тхэквондо» и профильная смена «РДШ».
Разнообразие видов деятельности, которые предлагаются ребенку в течение смены,
не ограничивается только требованиями безопасности ребенка, материально-техническими
условиями и учетом того, что не может быть реализовано в лагере, предназначенном для
отдыха и оздоровления обычных детей.
К наиболее общим видам деятельности относятся:
1. Спортивные игры и виды спорта
командные – баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, туристические эстафеты;
индивидуальные – бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы, шашки,
дартс;
нетрадиционные – лапта, «Классики», «Бип», «Охотники и утки», «Веселые старты»,
«Прятки», «Вороны и воробьи» и т.п.
2. Творчество
исполнительское творчество – пение, танцы, театральные постановки, участие в
самодеятельных концертах и конкурсах, фокусы; художественно-прикладное мастерство –
рисование, изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, кожи, ниток, природного и
бросового материалов, вязание, шитье, вышивание, флористика, выжигание по дереву.
3. Активные виды деятельности на природе
физические нагрузки – пешие походы, марш-броски; опыт жизни на природе –
установка палатки, разжигание костра, ориентирование на местности, основы безопасности
жизнедеятельности,
природная
аптека,
помощь
пострадавшему,
деятельность,
ориентированная на природу – краеведение, экскурсии, экспедиции, наблюдения.
4. Специальные виды деятельности
общие дела – фестивали, праздники, дискотеки, конкурсы, игровые и шоу программы,
интеллектуальные игры, викторины, танцевальные программы, самодеятельные концерты;
экскурсии – автобусные поездки по достопримечательным местам, посещение музеев,
выставок, цирк, кино, театр;
отрядные дела – тихие, народные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые игры, дни
именниников, литературно-музыкальные композиции, выпуски газет, отрядные огоньки,
тренинги.
индивидуально ориентированные виды деятельности – посещение занятий в кружках,
секциях, объединениях, чтение книг, работа с конструктором, пазлами.
5. Самообслуживающий труд
личная гигиена, дежурство в столовой, уборка отрядного места и территории лагеря,
трудовые десанты.
26

Ни в коем случае нельзя оказывать давление на ребенка, вовлекая его в ту или иную
деятельность. Дети могут входить в состав различных объединений, произвольно меняясь
ролями, в соответствие с общими целями, интересами. Ребята могут свободно распоряжаться
своим временем, имея возможность получения необходимых знаний и чувствуя
индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.
Для педагогов этот период также важен, как и учебное время. Летние каникулы – это
продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное
взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального
взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.
6.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» воспитательной работы
осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ
осуществляется ежегодно силами самого учреждения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
1.
Анализ работы по направлениям деятельности.
Критерии анализа:
-анализ реализации целей и решения задач, поставленных в начале года
образовательной организацией;
-анализ ключевых культурно-образовательных событий МАОУ ДО ЦТР и ГО
«Гармония», согласно Плану мероприятий, на текущий учебный год;
Способы получения информации: аналитические справки, приказы по проведению
мероприятий, участию конкурсах, соревнованиях, акциях различного уровней по
направлениям деятельности.

27

2.
Общее состояние организуемой в Центре «Гармония» совместной
деятельности обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).
Критерии анализа: удовлетворенность качеством дополнительных образовательных
через воспитательную парадигму.
Способы получения информации: анкетирование «Удовлетворенность родителей и
детей качеством оказываемых образовательных услуг ЦТр и ГО «Гармония» в детских
объединениях, мониторинг уровня воспитанности в (в начале и конце учебного года).
3.
Анализ уровня воспитанности обучающихся.
Критерии анализа: динамика уровня воспитанности обучающихся в течение учебного
года.
Способы получения информации: мониторинг уровня воспитанности по экспресс методике Н. П. Капустина, социометрия по Р. В Овчаровой в творческих объединенияхМАОУ
ДО ЦТР и ГО «Гармония».
4.
Качество воспитательной деятельности педагогов.
Критерии анализа:
-умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со
спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников;
-соответствие используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям
воспитания и особенностям своих воспитанников;
-актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его
четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.
Способы получения информации о воспитательной деятельности педагогов:
наблюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) учебных занятий, анализ
проведенных педагогами мероприятий, анализ ведения документов, сопровождающих
воспитательный процесс в объединении.
Вопросы для анализа: испытывают ли педагоги затруднения в определении цели
своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией
воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к
формированию вокруг себя привлекательных для обучающихся детско-взрослых общностей;
доброжелателен ли стиль их общения с обучающимися; складываются ли у них
доверительные отношения с обучающимися; являются ли они для своих воспитанников
значимыми взрослыми?
1.
Управление воспитательным процессом.
Критерий анализа - грамотность реализации административной командой своих
основных управленческих функций в сфере воспитания планирования, организации и
мотивации воспитательной деятельности педагогов.
Способы получения информации: беседы, анкетирование педагогов для получения
обратной связи о работе административной команды Центра. Вопросы для анализа: имеют ли
педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своей
ответственности, а также о содержании осуществляемой в ЦТР и ГО «Гармония»
воспитательной работы; создаются ли администрацией условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическом коллективе
28

доброжелательные взаимоотношения; существует ли в Центре система стимулов и поощрений
для педагогов за хорошую воспитательную работу с детьми.
Итогом самоанализа организуемой в МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.